Вводные конструкции. Вставные конструкции

Необходимая единица языка - вводная конструкция. Для начала нужно понять, что она собой представляет.

Вводная конструкция. Примеры вводных единиц

Человек, создающий текст, может включать в предложение слово или сочетание слов, цель которых оценить или охарактеризовать сообщение.

  • Пример предложения с оценивающей конструкцией: Но тут, к несчастью, на меня навалилась непреодолимая застенчивость.
  • Пример предложения с характеризующей конструкцией: Все, вероятно, были в некотором замешательстве.

В первом предложении содержание оценивается негативно при помощи вводного слова «к несчастью». Во втором предложении сообщение характеризуется как возможное посредством вводного слова «вероятно».

Когда мы знаем, что такое вводная конструкция, нужно усвоить следующий пункт. Они выделяются запятыми.

Что такое вводная конструкция

Вводными называются единицы языка, которые представляют собой или словосочетание. Им присущи черты, отличающие их от других компонентов предложения.

  • Они не расширяют содержание сообщения.
  • Такие слова выражают отношение говорящего к сообщаемой информации.
  • Они не связаны с членами предложения, главными и второстепенными, синтаксическими связями.
  • Они не изменят свою грамматическую форму при изменении слов в предложении.
  • Их можно пропустить без всякого ущерба для смысла предложения.
  • Благодаря своей автономности, вводные единицы могут свободно помещаться в начале, в середине или в конце предложения.

Пожалуй, я поеду.

Я, пожалуй, поеду.

Я поеду, пожалуй.

Вводные единицы могут относиться ко всему предложению и к одному слову. В последнем случае вводная единица стоит рядом с этим словом.

Чувствовать себя старшим или, точнее сказать, главным стало его потребностью.

Чувствовать себя старшим или главным, точнее сказать, стало его потребностью.

Итак, мы рассмотрели и предложения с примерами. Главное, что важно понять - это то, что они автономны, именно поэтому выделяются запятыми.

Вводные единицы, не имеющие омонимичных членов предложения

Немногие из вводных единиц функционируют только как вводные компоненты в предложениях.

Перечень вводных слов и словоформ, не имеющих омонимичных членов предложения:

  • по-видимому;
  • собственно, собственно говоря;
  • пожалуй;
  • положим;
  • конечно;
  • во-первых, во-вторых, в-третьих;
  • следовательно;
  • стало быть;
  • грешным делом;
  • неровен час;
  • чего доброго;
  • по меньшей мере;
  • по крайней мере.

Такие вводные конструкции, это как побудители к действию - нужно поставить запятые. В этом случае иных вариантов нет.

Вводные единицы, имеющие омонимичные члены предложения - сказуемые

Большинство вводных единиц соотносимы со словами других частей речи, являющимися в предложениях членами предложения.

Слова, которые могут быть как вводными единицами, так и сказуемыми:

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложениями

Вы, надеюсь, готовы к отправлению.

Я надеюсь на благополучный исход.

повторяю

Все вы, повторяю, должны привести по одному примеру.

Я уже сто раз повторяю одно и то же.

подчёркиваю

У нас, подчёркиваю, нет в семье неудачников.

Я всегда подчёркиваю орфограммы в предложениях.

Ты, помню, говорил совсем другое.

Я помню тот вечер во всех подробностях.

сознаюсь

Вчера, сознаюсь, я уже подумал об отказе от дела.

Я во всём сознаюсь, чтобы не пострадал невиновный человек.

чувствую

Чувствую, вот-вот не выдержу.

Я всё чувствую, но виду не подаю.

случается

У нас, случается, и безрогие бодаются.

У нас ничего такого не случается.

рассказывали

Здесь, рассказывали, были страшные бои.

Мне вчера об этом рассказывали.

Учителя, поверь, не желают тебе ничего плохого.

Ты мне поверь.

Все здесь, пойми, собрались из-за тебя.

Просто пойми всё правильно.

согласитесь

У нас всё, согласитесь, было верно задумано.

Вы обязательно с ним согласитесь, когда услышите.

Вводная конструкция, примеры которой мы рассмотрели в таблице, отличается от сказуемого, тем, что она не связана с подлежащим.

Вводные конструкции, имеющие омонимичные члены предложения - дополнения

Значительная группа вводных конструкций - падежные формы существительных с предлогами:

  • к счастью;
  • к радости;
  • к сожалению;
  • к огорчению;
  • к удивлению;
  • к прискорбию;

  • к отчаянию;
  • к досаде;
  • к стыду;
  • к примеру;
  • к слову;
  • по преданию;
  • по слухам;
  • по совести;
  • по правде;
  • к удовольствию.

Что такое вводная конструкция, а что дополнение с предлогом, можно определить лишь в сравнении предложений. К дополнению можно будет поставить вопрос косвенного падежа, а к вводным единицам такого вопроса поставить невозможно. Вводную конструкцию можно пропустить, а дополнение невозможно.

Вводные конструкции с союзом «как»

Вводные единицы могут начинаться со слова «как», и необходимо уметь отличать их от сравнительных оборотов и сложноподчинённых предложений с союзом «как». Сравнительные обороты «как+сущ» можно трансформировать в существительное в творительном падеже. В любом сравнительном обороте союз «как» может быть заменён словами: «словно», «будто», как будто». В спп предложениях обычно имеется указательное слово «так» в главном предложении, которое не позволит опустить союз «как». А такая вводная конструкция, примеры которой даны ниже, может быть лишена слова «как» и смысл предложения от этого не пострадает.

  • как видно;
  • как известно;
  • как обычно;
  • как положено;
  • как пишут;
  • как говорится;
  • как рассказывали;
  • как показалось;
  • как это часто случается;
  • как вы понимаете;
  • как было намечено;
  • как и следовало ожидать;
  • как говорит наука;
  • как показала практика;
  • как указывают сверху.

Предложения со сравнительными оборотами:

  • Глазки у мыши, как бусинки. - Глазки у мыши бусинками.
  • Конь взвился, как укушенный. - Конь взвился, словно укушенный.

Вводные конструкции со значением достоверности

Говорящий может выражать в предложении свою убеждённость в том, что он говорит, или, наоборот, выражать сомнение в истинности излагаемых фактов.

Вводные слова и конструкции. Примеры со значением достоверности

убеждённость

сомнение в истинности

  • конечно;
  • бесспорно;
  • безусловно;
  • бесспорно;
  • несомненно;
  • без всякого сомнения;
  • разумеется;
  • само собой разумеется;
  • естественно;
  • правда;
  • уверен;
  • в самом деле;
  • ясное дело;
  • что и говорить.
  • видимо;
  • по-видимому;
  • видно;
  • видать;
  • по всей вероятности;
  • вероятно;
  • возможно;
  • очевидно;
  • кажется;
  • верно;
  • наверное;
  • может;
  • может быть;
  • должно быть.

Необходимо разграничивать, в каком предложении вводная конструкция, примеры и другие образцы которой в достаточном количестве были рассмотрены выше, а в каком - омонимичные вводным единицам члены предложения. Приведём примеры последних:

  • Учебник, тетрадь, ручка - всё это должно быть в твоей сумке.
  • На этом участке дороги может быть пост ГИБДД.
  • Это было столь очевидно, что никто не стал возражать.
  • Папа может пойти на собрание вместо мамы.
  • Он говорил всё это удивительно естественно.
  • Озеро было видимо из окна моей комнаты.

Вводные конструкции со значением эмоциональной оценки сказанного

Говорящим, выражающим положительное или отрицательное отношение по поводу своего сообщения, используется вводная конструкция, примеры которой:

  • к огорчению;
  • к прискорбию;
  • на беду;
  • как на беду;
  • что ещё хуже;
  • что обидно;
  • странное дело;
  • удивительное дело;
  • что поразительно;
  • чего доброго;
  • не дай бог;

Вводные конструкции - обращения к собеседнику

С целью обратить внимание на сообщаемые факты говорящий использует вводные конструкции:

  • послушай;
  • согласись;
  • поверь;
  • пойми;
  • заметь;
  • обратите внимание;
  • судите сами;
  • вообразите;
  • представь себе;
  • можете себе представить;
  • что тут скажешь;
  • извините;
  • простите;
  • сами подумайте;
  • как вы понимаете;
  • знаешь;
  • видишь;
  • слышишь;
  • изволь;
  • веришь ли.

Вводные конструкции - способ оформления мысли

Говорящий, оформляя свои мысли, использует вводные конструкции:

  • одним словом;
  • вообще;
  • иначе говоря;
  • короче говоря;
  • грубо говоря;
  • прямо скажем;
  • можно сказать;
  • скажем без прикрас;
  • проще сказать;
  • мягко выражаясь;
  • вернее сказать;
  • точнее сказать;
  • как говорится;
  • будем так говорить;
  • другими словами;
  • если можно так выразиться.

Вводные конструкции - источник высказывания

  • по сведениям;
  • по велению;
  • как все говорят;
  • по слухам;
  • по моим расчетам;
  • рассказывали;
  • по словам очевидцев;
  • по-моему;
  • по-твоему;
  • как показали исследования;
  • как результатам исследования;
  • как передают синоптики.

Вводные конструкции, указывающие на последовательность рассуждений

  • наоборот;
  • напротив;
  • однако;
  • с одной стороны;
  • с другой стороны;
  • следовательно;
  • значит;
  • итак;
  • таким образом;
  • во-первых;
  • во-вторых;
  • в-третьих;
  • наконец;
  • в конце концов;
  • далее;
  • главным образом;
  • прежде всего;
  • тем более;
  • между прочим;
  • кстати;
  • кроме того;
  • например;
  • в частности.

Иногда используются вводные конструкции, как средство создания комического. Например, если использовать устаревшую форму вводного сочетания слов: Я, промежду прочим, закончил три класса гимназии.

Вводные единицы речи и вставные конструкции

Конструкции, которые называются вставными, отличаются от вводных синтаксических единиц по содержанию, назначению, знаками выделения. Вставные конструкции обычно содержат различные дополнительные сведения к основному содержанию. Они служат для уточнения разнообразных обстоятельств, имеющих отношение к фрагменту речи, но они не являются основными по своему назначению. Чаще всего вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире, если они не распространены - запятыми.

Сравните вводные и вставные конструкции, примеры которых даны ниже.

Вводные синтаксические единицы не являются результатом творчества автора, они существуют в языке в готовом виде. как правило, уникальны.

Вводные слова и словосочетания

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает: Я, помнится , принимался читать, работать - ничего не клеилось . Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, - плохо.

Значения вводных слов (конструкций)

Вводные конструкции (вводные слова и словосочетания) могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

  • Итак , ни весенней, ни осенней охоты в наших местах нет.
  • Крупных окуней, бесспорно , удить весело.
  • Убедить его было нелегко, надо сказать.

Не бывают вводными слова: ведь, вот, будто, как будто, словно, именно, якобы, даже, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, как бы, вдруг, исключительно.

Следует различать вводные слова и члены предложения . Сравните: По-моему , сегодня будет тепло (вводное слово). Он сделал по-моему (как? - обстоятельство образа действия). По моему взгляду мама всё поняла (по чьему? - определение).

Вводные предложения

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Они могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными :

Время, казалось, остановилось. Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково.

Вставные конструкции

Вставная конструкция - это словосочетание или предложение, которое содержит дополнительную информацию, уточняет, поясняет описываемую речевую ситуацию. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер) : пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре - фонари!

Вставная конструкция не выражает отношения говорящего к высказываемому, не содержит оценки сообщения. Она может стоять в середине или в конце предложения. Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его) .

Дополнительный материал по теме:


I. Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения. В произношении они выделяются паузами и особой интонацией.
Чаще всего в качестве вводных употребляются слова или словосочетания, служащие:
1) для выражения уверенности: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, естественно, конечно, правда, разумеется, действительно, несомненно;
  1. для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;
  2. для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;
  3. для указания на источник сообщения или того, кому оно принадлежит: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд;
  4. для указания на последовательность явлений, связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть;
  5. для указания на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь;
  6. для привлечения внимания: видишь (ли), видите (ли), знаете(ли), извините, представьте себе, позвольте, согласитесь.
Не являются вводными словами: ведь, вообще, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже, авось, вдруг и др.
    1. Вводные предложения, как и вводные слова и словосочетания, выражают отношение говорящего (пишущего) к тому, о чём он сообщает: Вы, я знаю, неприхотливы (ср.: Вы, конечно, неприхотливы).
Вводные предложения интонационно выделяются при помощи пауз и более быстрого темпа речи.
    1. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие основное предложение в целом или отдельное слово в нём: Марина Ивановна Цветаева (её отец - профессор-искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, мать - пианистка) родилась в 1892 году.
В конце вставного предложения в соответствии с его содержанием и интонацией могут употребляться вопросительный и восклицательный знаки:
Всходили и гасли звёзды (откуда такая нежность?)... (М. Цветаева)
В моей руке - какое чудо! - твоя рука... (А. Фет)
Знаки препинания
при вводных и вставных конструкциях

1) Вводные слова выделяются запятыми:

г,вводн. , ] сл.

М. Цветаева, безусловно, заняла видное место среди поэтов Серебряного века.

2) Вводное слово, стоящее после союза, отделяется от союза запятой. Но если вводное слово стоит после союза а (реже но) и образует с ним единый оборот, оно от союза запятой не отделяется:

г и вводн. ] сл.
но:
[..., а? вводн., ...]. L " сл. " J

Во-первых, благодарю вас за всё и, во-вторъх приглашаю в гости.
Во-первых, благодарю вас за всё, а во-вторъх, приглашаю в гости.

3) Если вводное слово входит в обособленный оборот и стоит в его начале или конце, то оно от оборота не отделяется:

[ вводн. vобособл. ] " сл. оборот " "
[ обособл у вводн. ] L"" "оборот сл. " ""J"

Цветаева, должно быть из гордости, никогда не жаловалась на бедность. Цветаева, очень переживая вероятно, всё же уговорила семью вернуться в Россию.

[... (вставн.), а...]
предл. [. (вставн.): .]
предл.
и др.


В 1921 году Цветаева пишет пьесы «Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Феникс» (вышла отдельным изданием под названием «Конец Казано- вы»), а также поэму-сказку «Царь-девица» и др.
В каких случаях повторяющиеся в каждой паре предложений слова (словосочетания) являются вводными? Расставьте знаки препинания.
1) К счастью нужно стремиться. - К счастью его отличает стремление быть полезным людям. 2) Лицо его казалось печальным. -

Всё казалось шло как нельзя лучше. 3) Решение очевидно. - Очевидно придётся принять соответствующее решение. 4) Словом можно поддержать человека. - Словом его необходимо поддержать сейчас. - Учителя, ученики, родители словом все присутствующие были настроены по-праздничному. 5) Послание должно быть доставлено как можно скорее. - Было должно быть очень поздно. 6) С одной стороны сидели дети, с другой - родители. - С одной стороны всё идет прекрасно, с другой вызывает опасения отсутствие охраны.
I Выпишите сначала предложения с вводными словами, а за-
I тем - с вводными и вставными предложениями. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) «При всей сложности своего письма и мышления, она была удивительно демократична и как говорят в таких случаях человечна», - писал о М. Цветаевой Борис Пастернак. 2) «Кажется нет в моих воспоминаниях более трагического обр..за чем этот», - писал И. Эренбург. 3) Должно быть за той рощей деревня, где я жила, должно быть любовь проще и легче, чем я ждала. 4) Вот опять окно, где опять не спят. Может пьют вино, может так сидят. Или просто - рук не разнимут двое. 5) Видно пока надо мной не пропоют литию, буду грешить - как грешу - как грешила: со страстью! 6) А может быть ложен мой подвиг и даром труды, как в землю положен быть может проспишь до трубы. 7) Меня видишь кудри беспутные эти? земною не сделаешь солью. 8) Всходили и гасли звёзды откуда такая нежность? всходили и гасли очи у самых моих очей... Ещё не такие песни я слушала ночью тёмной откуда такая нежность? на самой груди певца. 9) Быть может всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов. 10) Разбросанным в пыли по магазинам где их никто не брал и не берёт! моим стихам как драгоценным винам настанет свой черёд. 11) К вам всем что мне ни в чём не знавшей меры чужие и свои? я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви. 12) Два солнца стынут о Господи пощади! одно на небе, другое в моей груди. Как эти солнца прощу ли себе сама? как эти солнца сводили меня с ума! 13) А издали завижу ли я вас? потянется растерянно крестясь паломничество по дорожке чёрной к моей руке. 14) Но пока тебе не скрещу на груди персты о проклятие! у тебя остаешься - ты! (М. Цветаева)


ложения.
Расставьте необходимые знаки препинания, выделите вводные слова. Выполните синтаксический разбор 4-го пред-

1) Он просмотрел рукопись бегло даже не вникнув вероятно в её содержание. 2) Ты молчишь очевидно не желая говорить со мной? 3) Прощаясь он долго смотрел на неё стараясь должно быть запомнить каждую чёрточку родного лица. 4) Она не упрекала его не ругала понимая очевидно бессмысленность слов. 5) А впрочем я подумаю над твоим предложением. 6) Вы переутомились а значит должны отдохнуть. 7) Во-первых у нас немного времени а во-вторых это мероприятие не столь важно. 8) Работа не выполнена, и следовательно говорить о расчёте рано. 9) Все собрались, и стало быть можно начинать праздник.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.
  2. Сформулируйте основную проблему текста, прокоммен-

тируйте её, определите позицию автора.
Цветаева как извес(?)но всегда стояла вне поэтических груп(?)ировок, поскольку чу(?)ствовала себя изгоем «островитянкой» с далёких островов. Поэт по её убеждению (не) подвластен голосу разума житейской логике. Безусловно её современников более всего пор..зило то, что в эпоху становления всевозможных поэтических учений т..орий деклараций они рождались тогда чуть ли (не) ежедневно вдруг по..вились самостоятельные стихи (девочки) подростка, которая казалось бы и слыхом (не) слыхивала ни о каких символистах акмеистах футуристах. Вообще отношения М. Цветаевой с (поэтами) современ(?)иками во многом определяли её жиз- нен(?)ую позицию.
Несомнен(?)о духовное родство она ощущала с Блоком Пастернаком Белым Волошиным. Знаменательно её признание: «Я - много поэтов, а как это во мне сплелось - это уже моя тайна». В сущности она постоян(?)о видела перед собой дорогу, которая шла «издалека» и уводила «далеко».
Счёты со временем у М. Цветаевой (не) легки. И (не) только потому, что она (не) приняла революцию. Напротив она утверждала, что «(ни) одного крупного поэта современности, у которого после революции (не) дрогнул и (не) вырос голос, - нет». В то время как по словам Маяковского «уничтожались все середины» и «земной
шар самый на две раскололся половины» красную и белую, Цветаева равно осуждала и тех и других - за кровопролитие. Объясняя своё воинствен(?)ое одиночество она писала: «Быть современником творить своё время а не отражать его». Но тв..рить время вовсе (не)значит соглашаться с ним: можно «с десятью десятыми в нём сражаться». Это сражение привело сначала к изоляции а потом к гибели. Вся надежда была на Будущее: «И главное я ведь знаю, как меня будут любить читать что! через сто лет!» И в этом она оказалась права!
(По Г. Седых)

1. Понятие о вводных конструкциях.

2. Семантика вводных слов.

3. Структурные особенности предложений с вводными конструкциями.

4. Вставные конструкции.

Вводные и вставные конструкции относятся к структурам, осложняющим предложение. Их значение имеет добавочный характер относительно основной части высказывания, для них характерно отсутствие грамматической связи с другими членами предложения. Их так и называют «слова, грамматически не связанные с предложением». Однако в последнее время стали говорить о наличии лексических и грамматических средств связи, благодаря которым вводные и вставные конструкции взаимодействуют с основной частью высказывания.

Вводные и вставные конструкции различаются прежде всего по функции и семантике.

Вводные конструкции служат в предложении как средство выражения субъективной модальности. Они несут оценку говорящего, характеристику высказывания или служат для привлечения внимания собеседника к высказыванию. Например: Разумеется, вы не правы . (Оценка с точки зрения достоверности). К моему величайшему изумлению, вы оказались не правы. (Эмоциональная оценка говорящего). Видите ли, вы не правы . (Привлечение внимания собеседника).

Вводные конструкции могут быть выражены средствами морфологии – модальными словами и синтаксиса – словосочетаниями и предложениями. Выражения «вводное слово» и «модальное слово» не являются тождественными. Вводные слова являются единицами синтаксического уровня, а модальные – морфологического. Точно так же не являются тождественными термины «дополнение» и «существительное».

Вводные предложения по форме соотносятся с предикативными единицами, но функционально – с вводными словами. Сравните: По-моему, вы не правы. Я полагаю, вы не правы. Иногда в составе вводных предложений могут быть союзы, но они лишены своей связующей роли. Например: Он не прав и, что еще хуже, не признает этого. Как хочешь, ты не прав.

По семантике вводные конструкции выражают различные оттенки значений. Рассмотрим наиболее типичные:



Наименование разряда Примеры
1. Модальная оценка (достоверность /вероятность сообщений): возможно, точно, конечно, разумеется, может быть, должно быть, однозначно, надеюсь, по-видимому, безусловно Но, знать, сердечное страданье уже пришло ему невмочь. Так, видно, небом суждено.
2. Эмоциональная оценка: к счастью, на беду, страшное дело, нечего сказать, не дай бог Боюсь: брусничная вода мне не наделала б вреда. В то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный)
3. Указание на обычность сообщаемого: бывает, случается, как водится, как обычно, по обыкновению . Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут.
4. Источник сообщения: по слухам, по-моему, по-твоему, известно, как помнится, как говорится, на мой взгляд, с точки зрения, по сообщению, говорят На мой взгляд, в этом рассказе автору не удалось сказать ничего нового.
5. Указание на связи и отношения между частями предложения или более широкого контекста: следовательно, значит, во-первых, наконец, кстати, как было сказано, наоборот, например, итак Мария Гавриловна воспитывалась на французских романах и, следовательно, была влюблена.
6. Указание на способы выражения мыслей: иначе говоря, так сказать, в свою очередь, заметим, другими словами Вам следовало бы покинуть Нижний и два-три года, так сказать, потереться около литературы.
7. Слова, используемые для привлечения внимания собеседника: вообразите, представьте, помнишь, видишь ли, простите, прошу, пожалуйста, понимаете. Вообрази, я здесь одна…

По структуре вводные конструкции могут относиться или к предложению в целом, или к его частям. Это зависит от намерения говорящего. Если оценка относится ко всему высказыванию, то вводные конструкции стоят или в начале, или в конце предложения. Если к отдельной части – то в середине предложения. А кстати, Ларина проста и очень милая старушка. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее, слава Богу, того, по ком она вздыхать

Вводные конструкции не одинаковы по степени предикативности. В большей мере предикативны вводные предложения. Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья. Затем на шкале предикативности следует располагать вводные слова, выраженные спрягаемыми формами глагола: Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден . Иногда бывает трудно разграничить, вводное слово это или предложение: Вы, надеюсь , осознали свою неправоту. Вы, я надеюсь , осознали свою неправоту. В меньшей степени предикативные остальные вводные слова и словосочетания.

Вставные конструкции содержат дополнительную информацию, попутные замечания. Они резко разрывают цепочку связей в предложении. Сравните: Я вас люблю (к чему лукавить), но я другому отдана… Им овладело беспокойство, охота к перемене мест (весьма мучительное свойств, немногих добровольный крест) . Во втором случае конструкция менее тесно связана с темой предложения. Она представляет собой авторскую ремарку, его отступление.

В отличие от вводных вставные конструкции не могут занимать интерпозицию. Хотя есть отступления. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел отослать в Ялту . Вставные конструкции содержат самые разнообразные сведения. Сравните: Она казалась верный снимок Du comme il fout (Шишков, прости: не знаю, как перевести). Онегин (вновь займуся им) убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…

Четкой границы между вводными и вставными конструкциями нет. По структуре вставные конструкции могут быть выражены предложениями, словосочетаниями, словами: Поверьте (совесть в том порукой!) супружество нам будет мукой. Трудно сказать, в данном предложении представлена вводная или вставная конструкция.

1. Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения , выражающие отношение говорящего к высказанному.

Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д.

Основное значение вводных конструкций – значение модальной, эмоциональной, экспрессивной оценочности.

Вводные конструкции интонационно выделяются в предложении. Для них характерна особая интонация вводности – интонация включения или выключения.

Вводные слова и сочетания слов выделяются (или отделяются) запятыми.

Например: Миша Алпатов, конечно , мог бы нанять лошадей (Пришв.); Кто-то, видно , надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок (Сол.); Я увидел Наташу, кажется , на третий день моей больничной жизни (Расп.); Одно присутствие здесь декабристов, разбросанных в ссылке по всем просторам Западной и Восточной Сибири, имело на общественность такое влияние, что, во-первых , будучи во многих местах разрозненными умами, она стала общественностью и, во-вторых , обрела цели, которые в конце концов привели к открытию Томского университета (Расп.); Кто-то, видно , проходил в это время по улице (Расп.) Не впервые я уезжал из дома, но это были поездки, начинавшиеся и кончавшиеся в Пскове и, быть может , поэтому оставившие чувство мимолетности (Кав.).

2. Вводные конструкции:

2) выражают эмоциональную оценку: к счастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению; на счастье, на беду; по несчастью; грешным делом, чего доброго;

3) указывают на источник сообщения: по преданию, по-моему, по слухам; говорят, помнится; по убеждению, по словам, на взгляд;

4) характеризуют отношение к способу выражения мысли: по выражению, одним словом, другими словами; грубо выражаясь, так сказать, словом, буквально, короче;

5) подчеркивают экспрессивный характер высказывания: по правде, по справедливости, по душе, кроме шуток; честно говоря, между нами говоря;

6) указывают на отношения между частями высказывания: итак, кстати, к примеру; наконец; во-первых, во-вторых и т.д.; следовательно, в общем, таким образом;

7) служат цели привлечения внимания собеседника: видишь (ли), понимаете (ли), не поверишь; помилуйте; представьте себе; послушайте;

8) указывают на ограничение или уточнение высказывания: по крайней мере, в той или иной степени, по меньшей мере, тем более.

Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, к тому же, приблизительно, примерно, причем, решительно, якобы, по постановлению, по решению.

3. Вводные предложения , как правило, имеют значения, близкие к значениям вводных слов и сочетаний сло в. Они выделяются запятыми либо как структурно более сложные – тире. Выбор знаков препинания зависит от степени выключения вводной конструкции из основного высказывания.

Например: Как выражаются моряки , ветер крепчал (Ч.); У нее, как говорят писатели , вырвался вздох облегчения (Бел.); На той стороне, шагах в ста отсюда, он это знал , к самой реке подходили австрийские окопы (А. Т.); Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелепо (Шол.); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку – можешь себе представить ? – ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

4. По своей грамматической соотнесённости вводные слова и конструкции могут восходить к различным частям речи и различным грамматическим формам:

существительные в различных падежах с предлогами и без предлогов:

без сомнения, на радость, к счастью и др.;

прилагательные в краткой форме, в различных падежах, в превосходной степени:

право, виноват, главное, в общем, самое главное, самое меньшее;

местоимения в косвенных падежах с предлогами:

кроме того, к тому же, между тем;

наречия в положительной или сравнительной степени:

бесспорно, конечно, вероятно, короче, вернее;

глаголы в различных формах изъявительного или повелительного наклонения:

думаю, веришь ли, казалось, говорят, вообрази, помилуй;

инфинитив или сочетание с инфинитивом:

видать, знать, признаться, смешно сказать;

сочетания с деепричастиями :

правду говоря, короче говоря, грубо выражаясь;

двусоставные предложения с подлежащим - личным местоимением и сказуемым - глаголом со значением волеизъявления, говорения, мысли и др.:

сколько я помню, я часто думаю;

безличные предложения :

ей мнилось, нам всем хорошо помнится;

неопределённо-личные предложения .

так думали о нём, как обычно говорили о нём.

5. Если вводное слово или сочетание слов стоит в начале обособленного оборота или в конце его, то оно не отделяется от него знаком препинания, т.е. запятые выделяют оборот в целом.

Например: В одну ночь, должно быть из озорства , списком был оклеен фасад городской думы (Фад.). К автобусу подошла девочка, по сути ребенок . Дана достаточно ясная характеристика, в частности декабриста Михаила Спиридонова (Чив.); Студент вернул в библиотеку книгу, вероятно даже не прочитав ее .

6. Вводные слова и сочетания слов , находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. Если союз включается в вводную конструкцию, то запятая после него не ставится; если же союз соединяет члены предложения, а вводное слово легко опускается (не нарушая структуры предложения), то запятая после союза ставится.

Например: Дедушка у него человечек сухонький и прямой, он сделан наскоро, но, видимо , и прочно, и ловко (М. Г.); Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.); И то, что все эти люди были тем самым противопоставлены ему, то, что он был одинок среди этих людей и как бы стоял над ними, не только не пугало и не огорчало Семку, а наоборот – именно это и составляло главный интерес его жизни (Фад.); В темном тумане начали появляться обрывочные и бессвязные видения, настолько бессвязные и далекие одно от другого, точно они слетались ко мне от разных людей, а может быть , и не только от людей (Расп.).

Как правило, в виде цельных вводных конструкций употребляются сочетания слов а (и) значит, а (и) следовательно, а (и) наоборот . Однако если эти конструкции не включают в свой состав союза, то они отделяются от союза запятой.

Например: Именно тогда-то общество и кинет армию художников на оформление быта – жилищ, одежды, утвари, самых обыкновенных вещей, повседневно и не менее, чем книги, воспитывающих вкус и, следовательно, эстетическую требовательность тружеников в их собственном труде и поведении (Леон.).

Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в присоединительном значении.

Например: И действительно , он скоро уехал. А между прочим , магазин уже был закрыт. И пожалуй , он правильно поступил.

7. Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие функциональные различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.

Разные функции могут выполнять слова и сочетания слов однако, кстати, наконец, в конце концов, таким образом, действительно, может быть, по крайней мере, с одной стороны, с другой стороны и др.

Например: Может быть , и Полина тоже смотрела на этот же самый столбик из кабины (Зал.). – Она шла очень тихо, в ней было столько спокойствия, сколько его может быть в истинной и живой красоте (Зал.).

Дай мне удостовериться, по крайней мере , что теперь хорошо тебе (Леон.). – Изредка до земли прорезались бледные зигзаги молнии. Ясно было, что на нынешний день разойдется у нас по крайней мере (Л. Т.).

Иван Матвеевич не слишком торопился и, таким образом , допустил ошибку (Леон.). – Таким образом складывается образ леса как живого существа (Леон.).

Должно быть , к матери в гости направилась (Шол.). – Расписание должно быть стабильным.

Кстати , Вихров довольно рассеянно принял приятную новостъ (Леон.). – Ваш приезд был кстати .

Ганан, однако , никогда не был слишком щедр на похвалу (Тендр.). – Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что-то уже изменилось (Бун.).

Слово «однако » в качестве союза стоит в начале предложения, между частями сложносочиненного предложения или между однородными членами предложения.

Например: Было что-то другое, что хотелось понять. Однако оно ускользало; Шел дождь, однако необходимо было ехать; Он обещал вернуться, однако не вернулся.

В предложении: Однако, распахнув пахнущую казенной краской классную дверь , он убедился, что все здесь обстояло по-старому (Фад.) – после союза располагается деепричастный оборот.

Вводные сочетания «с одной стороны, с другой стороны » выделяются (или отделяются) запятыми.

Например: ...Генерал не хотел допускать и того, чтобы дивизия его перестала существовать. С другой стороны , он знал, что выполнит свой долг до конца (Фад.). При пропуске слова стороны ставится тире: С одной стороны , знания студентов были глубокими, с другой – они оказались очень односторонними.

Сравните: Катались на салазках с горы, устроенной на дворе Хряпова, но подул сильный ветер, детей позвали в комнаты старика,– и они с ним сидели на теплой лежанке – Ваня с одной стороны , Люба с другой (М. Г.); с одной стороны, с другой – члены предложения.

Слово «наконец » является вводным, если подытоживает какое-либо перечисление – явное (во-первых, во-вторых и наконец) или скрытое (как итог некоторых событий).

Например: Ребенок к вечеру совсем устал: во-первых, уроки в школе; во-вторых , кружок самодеятельности и, наконец , вечернее чтение; Вот пальцы уже определили предмет, и только страх перед новым обманом запрещает вырваться из груди ликующей радости. Вот в руке, наконец , сверкает золотой листок, и хочется стремительно бежать к людям скорей, как можно скорей объявлять им существование чудес на земле (Пришв.).

Сравните: Наконец в качестве обстоятельственного члена предложения: Явилась наконец и предводительница, вместе с Лизой (Дост.); Наконец-то пришел долгожданный праздник.

Двоякую функцию выполняет и слово «так »: оно употребляется и как обстоятельство образа действия, и как вводное в значении "например".

Сравните: Так он работал – придумывал на ходу фразы, потом записывал их, потом опять придумывал (Пауст.). – Члены предложения бывают разные. Так , это могут быть обстоятельства, дополнения, определения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека