В какой последовательности открывались материки Земли? В каких веках были открыты материки.

Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и мореплавателей, ученых-географов постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.

Ученые рисовали карты, составляли описания новых земель и населяющих их народов.

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией.

Современная география располагает сведениями о геологическом прошлом нашей планеты, об особенностях строения и развития каждой геосферы, о компонентах природы, их взаимосвязях, о природных комплексах и о самом большом из них - географической оболочке, которая в наши дни находится под огромным влиянием деятельности человека.

В наш космический век Земля, которая раньше казалась необъятно огромной, перестала быть такой. Сейчас есть возможность быстро попасть в любой уголок Земли, собрать данные о происходящих в ее природе явлениях и процессах. Но ведь так было не всегда!

  1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далеком прошлом.
  2. В какой последовательности были открыты материки?
  3. Из курса истории вспомните названия государств древнего мира. Где они были расположены?

Основные этапы накопления знаний о Земле

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа; отсюда ведет начало наш календарь.

Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне - опытные корабельщики, мореходы и купцы, - нагрузив свои корабли разными товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание вокруг Африки и, возможно, достигали берегов Америки.

Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот - древнегреческий ученый, историк и путешественник ~ оставил нам классический памятник античной науки, известный иод названием «История в девяти книгах». Он был очевидцем многих из описанных событий и передал с величайшей достоверностью все, что сам видел или увидели другие. Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса: северный - сырой и холодный (Скифия), южный - сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематическии труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. Этот этап развития географии называют познавательно-описательным.

  1. Какие знания о нашей планете были накоплены в древнем мире?
  2. Назовите имена ученых и расскажите о вкладе, который они внести в развитие географии.

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Важные открытия в средние века были сделаны норманнами и новгородцами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, затем - Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов Поло. Они были первыми итальянцами, а может быть, и первыми европейцами, проникшими так далеко на восток огромного континента. Путешествие их длилось многие годы. Марко Поло описал огромный, дотоле неизвестный европейцам мир, впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.

Вклад в развитие знаний о Земле внес и тверской купец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных им стран.

Когда на смену феодализму пришла новая общественная формация - капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам, в том числе к географии.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. Португальцы плывут на юг вдоль западных берегов Африки и достигают мыса Доброй Надежды.

Рис. 4. Одна из карт античного мира

В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

Через несколько лет после открытия Америки, обогнув Африку, корабли Васко да Гамы достигли Индии. А в 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, влияет на природу всех ее частей.

Во второй половине эпохи Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) велись поиски морских путей в Китай и Индию вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки. Имена английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах.

Имена русских землепроходцев можно найти на огромных пространствах Сибири - от Урала до Тихого океана.

По сибирским рекам плавали и нанесли их на карты отряды казаков И. Москвитина, С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова и др.

В эпоху Великих географических открытий география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила первые представления о природе Мирового океана. Однако в то время география выполняла в основном функцию землеописания, отвечала на вопросы: что? где? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников.

  1. Назовите наиболее значимые открытия, сделанные в период раннего средневековья.
  2. Каково значение эпохи Великих географических открытий?

Во второй половине XVII и в XVIII в. путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.

Рис. 5. Важнейшие географические путешествия и открытия

Огромные пространства северной части Евразии были открыты и исследованы русскими путешественниками. В XVIII в. в России был проведен целый ряд экспедиций, задуманных Петром I. Все они получили общее название Великой Северной экспедиции. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.

Изучив и обобщив труды этой экспедиции, великий русский ученый М. В.Ломоносов в 60-е гг. XVIII в. разработал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию». В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок. Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Д ж. Кука, имя которого стоит в одном ряду с X. Колумбом и Ф. Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

Многочисленные экспедиции ХVIII-XIX и начала XX в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Новейшие открытия XX в. внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях, цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабам экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях науки. В 60-е гг. 67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыл новые возможности в изучении Земли.

Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а также делать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, биологии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли.

Рис. 6. Морские суда служат научно-исследовательскими лабораториями для океанологов

Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе - географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек.

Так постепенно география из науки сиравочно-описательной превратилась в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Назовите основные эпохи накопления географических знаний о Земле.
  3. Назовите важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям.
  4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников знаний.
  5. На какие вопросы отвечает современная география?

В какой последовательности были открыты материки европейцами, Вы узнаете из этой статьи.

В каких веках были открыты материки?

Открытие материков было последовательным и закономерно. Известно, что на нашей планете есть 6 материков. Самым большим из них является Евразия. Вторым материком по территориальным размерам – Африка. Ее берега омываются двумя океанами – Атлантическим и Индийским. Двое последующих материков, Южная и Северная Америка соединены небольшим Панамским перешейком. Пятым материком является Антарктида, который покрыт толстым панцирем изо льда. Это единственный из всех 6 континентов материк, где постоянных жителей нет. На нем создано большое количество полярных станций, ученые регулярно их посещают и ведут наблюдения. Австралия – это последний и самый маленький материк на планете.

Как континенты получили свои названия?

Материки назывались европейцами, которые их открывали. Точной даты открытия Евразии и Африки нет. Известно только то, что еще древние греки знали и различали Евразию на Азию и Европу. Европа эта часть территории, которая находилась к западу от Греции, а Азия находилась с восточной стороны. Африка стала известна миру после того, как римлянами была завоевана южная часть побережья Средиземного моря.

В конце XV столетия – начале XVI столетия, а именно в 1492 году совершил длительную морскую экспедицию и открыл Америку.

В XVII веке голландскими мореплавателями было открыто пятый континент, который они назвали «Терра Аустралис Инкогнита». Это обозначает Неизвестная Южная Земля. Пятым материком была Австралия .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Как люди открывали и изучали Землю. Презентацию подготовила Нехаева Е.А. Учитель МОУ «СОШ № 39» г. Рязани

2 слайд

Описание слайда:

Повторение Самый большой материк Самый маленький океан Через какой материк проходят все меридианы Земли Какой материк экватор пересекает практически в центре Какой материк расположен только в южном и восточном полушарии Какой материк расположен только в северном и западном полушарии Какой материк делят на две части света Какая часть света включает в себя два материка Какой материк омывают четыре океана Какой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Какой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д.

3 слайд

Описание слайда:

Повторение Самый большой материк Евразия Самый маленький океан Северный Ледовитый Через какой материк проходят все меридианы Земли Антарктида Какой материк экватор пересекает практически в центре Африка Какой материк расположен только в южном и восточном полушарии Австралия Какой материк расположен только в северном и западном полушарии Северная Америка Какой материк делят на две части света Евразия Какая часть света включает в себя два материка Америка Какой материк омывают четыре океана Евразия Какой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Северный Ледовитый Какой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д. остров Шри – Ланка Самопроверка: «5» - 10-11 правильных ответов «4» - 7 – 9 правильных ответов «3» - 5 – 6 правильных ответов

4 слайд

Описание слайда:

Как изменялись представления людей о Земле Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых территориях. Эту информацию нужно было фиксировать, передавать от одних людей к другим. Так появились первые изображения местности, которые впоследствии превратились в географические карты.

5 слайд

Описание слайда:

Как изменялись представления людей о Земле Откройте атлас на стр. 3 III век до нашей эры. Мир по Эратосфену II век нашей эры. Изображение Земли на карте Птолемея XVII век Карта мира из атласа Меркатора Современная карта полушарий Вспомните, что люди знали о Земле в далеком прошлом? В какой последовательности были открыты материки? Из курса истории вспомните названия государств древнего мира.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Древний Восток Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока – жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием, скотоводством, торговля, расселение народов и войны привели к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

8 слайд

Описание слайда:

Древний Восток Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры Египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Финикийцы – выходили в Атлантический океан, первыми обогнули Африку и возможно достигали берегов Америки

9 слайд

Описание слайда:

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (рабочая тетрадь стр. 7 задание 1)

10 слайд

Описание слайда:

Геродот Древнегреческий ученый, историк, путешественник, оставил потомкам памятник античной науки «История в девяти книгах». Он представил своим читателям весь Старый Свет, все три старые страны света, которые ему были известны. Это- Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

11 слайд

Описание слайда:

Во времена Геродота ученые древней Греции высказывали предположение о зависимостиприродных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три «пояса»: северный – сырой и холодный (Скифия), южный – сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье) Северный пояс Южный пояс Средний пояс

12 слайд

Описание слайда:

Аристотель Одна из основополагающих идей античной географии – мысль о единстве беспредельного Мирового океана. Она была впервые высказана Аристотелем. Путем длительных наблюдений за затмением луны и Солнца пришел к выводу, что земля должна иметь форму шара.

13 слайд

Описание слайда:

Древнегреческий математик, астроном и географ ЭРАТОСФЕН на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры земли по меридиану. Разработал способ построения карты, создал системный труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика» (Землеописание). Отсюда и пошло название науки - ГЕОГРАФИЯ

14 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (рабочая тетрадь стр. 7 задание 1) Какие древние знания о нашей планете были накоплены в древнем мире? Назовите имена ученых и тот вклад, который они внесли в развитие географии

15 слайд

Описание слайда:

Эпоха великих географических открытий Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов «Книга» (1298) - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. Марко Поло

16 слайд

Описание слайда:

В XIV-XV веках «Книга» Марко Поло была руководством для картографов. Большую роль она сыграла в истории великих географических открытий. Организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI веков не только пользовались картами, составленными под влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся мореплавателей, в том числе для Колумба.

17 слайд

Описание слайда:

Афанасий Никитин НИКИТИН Афанасий (?-1475), русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

18 слайд

Описание слайда:

Нет биографических сведений об Афанасии Никитине, но его путевые записи «Хождение за три моря» (точное название дневника) не только ценнейший и интереснейший географический документ, но и замечательный литературный памятник. Автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Великие географические открытия Христофор Колумб мореплаватель, испанский адмирал (1492), вице-король «Индий» (1492), первооткрыватель Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки. (осень 1451, Генуя - 20 мая 1506, Вальядолид),

21 слайд

Описание слайда:

Тогда Колумб задумался о своём проекте морского путешествия в Индию. В1474 году астроном и географ Паоло Тосканелли сообщил Колумбу в письме, что до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Произведя собственные расчёты он решил, что удобнее всего плыть через Канарские острова, от которых до Японии, по его мнению, оставалось около 5 тыс. км.

22 слайд

Описание слайда:

Всего Колумб совершил 4 путешествия к Америке: Первое путешествие (3 августа 1492 - 15 марта 1493). Второе путешествие (25 сентября 1493 - 11 июня 1496). Третье путешествие (30 мая 1498 - 25 ноября 1500). 4. Четвёртое путешествие (9 мая 1502 - ноябрь 1504). Модели каравелл Колумба

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Вопреки собственному убеждению, которое он сохранял до самой смерти, Колумбу не дано было выполнить ту задачу, которой он посвятил всю свою жизнь: западного пути в страны Востока он так и не открыл. Открытия Колумба сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений, жестоким порабощением и массовым истреблением отрядами конкистадоров коренного населения, названного «индейцами». Но именно экспедиции Колумба положили начало Великим географическим открытиям эпохи Возрождения, в частности окончательному доказательству шарообразности Земли.

25 слайд

Описание слайда:

итальянский мореплаватель, один из первооткрывателей Южной Америки, дельты Амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья; главный пилот (штурман) Испании (1508). установил, что Вест-Индия – это Новый свет! свет! Америго Веспуччи (9 марта 1454, Флоренция - 22 февраля 1512, Севилья)

26 слайд

Описание слайда:

Васко да Гама 8 июля 1497 флотилия в составе четырех кораблей с экипажем в 168 человек отплыла из Лиссабона. Миновав острова Зеленого мыса, экспедиция взяла курс на запад, а затем повернула на восток, сделав большую дугу по Атлантическому океану, и в начале ноября вышла к африканскому побережью. Обогнув мыс Доброй Надежды (открытый мореплавателем Бартоломео Диашем), флотилия вышла к восточному побережью современной ЮАР. В конце января 1498-го португальцы, пришли в Каликут, крупнейший транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом на юго-западном берегу Индии В сентябре 1499 он достиг Лиссабона. Большая часть участников экспедиции погибла, на родину вернулось только 55 человек. Однако цель путешествия была выполнена. Был открыт морской путь из Европы в Азию.

27 слайд

Описание слайда:

Фернан Магеллан. (весна 1480, Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия - 27 апреля 1521, Филиппины) МАГЕЛЛАН Фернан -португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.

28 слайд

Описание слайда:

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамедана на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана. Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг.

29 слайд

Описание слайда:

В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым. На южном берегу пролива мореплаватели увидели огни костров. Магеллан назвал эту землю Огненной землей. «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию. Росло число членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

30 слайд

Описание слайда:

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

31 слайд

Описание слайда:

На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только двое кораблей. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» был захвачен в плен португальцами. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки, 18 человек вернулись на родину. Эль Кано

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Открытие и исследование Австралии С 1768 – 1771 год Джеймс Кук открыл и исследовал острова Океании и материк Австралии, который объявил владениями Англии. Джеймс Кук Абель Тасман В начале XVII века исследовал часть северного побережья материка, открыл остров, названный в честь открывателя - Тасмания.

on 2014-09-30

Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались продолжительные тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных мореплавателей и путешественников, ученых-географов неспешно создавалась общая картина современного мира.

Ученые рисовали карты, составляли описания новых земель и населяющих их народов.

Сейчас Почву изучают из космоса, отправляют автоматические станции к вторым планетам, сравнивают их природу с природой Почвы и глубже познают ее как часть Вселенной. Создаются интернациональные научные экспедиции, проводятся заседания, идет обмен научной информацией.

Современная география располагает сведениями о геологическом прошлом отечественной планеты, об изюминках развития и строения каждой геосферы, о компонентах природы, их связях, о природных комплексах и о самом громадном из них - географической оболочке, которая Сейчас находится под огромным влиянием деятельности человека.

В отечественный космический век Почва, которая раньше казалась необъятно огромной, прекратила быть таковой. на данный момент имеется возможность скоро попасть в любую точку Почвы, собрать информацию о происходящих в ее природе процессах и явлениях. Но так как так было не всегда!

  1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далеком прошлом.
  2. В какой последовательности были открыты материки?
  3. Из курса истории вспомните заглавия стран старого мира. Где они были расположены?

Главные этапы накопления знаний о Земле

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - обитателей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия скотоводством и земледелием, торговля, войны и расселение народов приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди обучились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

Древние ученые Месопотамии в первый раз поделили круг на градусы, год на 12 месяцев, дни на 24 часа; из этого ведет начало отечественный календарь.

Из рисунков и иероглифических надписей, дошедших до наших дней, ученые выяснили, что еще за 40 столетий до нэ египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне - умелые корабельщики, купцы и мореходы, - нагрузив собственные суда различными товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание около Африки и, быть может, достигали берегов Америки.

Географические знания, накопленные населениями украины, были расширены великими мыслителями Старой Греции. Они пробовали растолковать строение и происхождение окружающего их мира, изобразить узнаваемые в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот - древнегреческий ученый, путешественник и историк

оставил нам хороший монумент древней науки, узнаваемый иод заглавием «История в девяти книгах». Он был очевидцем многих из обрисованных событий и передал с величайшей достоверностью все, что сам видел либо заметили другие. Во времена Геродота ученые Старой Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты.

В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса: северный - сырой и холодный (Скифия), южный - сухой и Аравия (и пустынный Египет) и средний, самый благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Почвы. Древнегреческий философ Аристотель методом долгих наблюдений за затмениями Солнца и Луны заключил, что Почва должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, географ и астроном Эратосфен на рубеже III-II вв. до н. э. выяснил размеры Почвы по меридиану.

Он создал метод построения карты, создал первый систематическии труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, изюминками быта и жизни населения. Книга именовалась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так показалось наименование отечественной науки.

Данный этап развития географии именуют познавательно-описательным.

  1. Какие конкретно знания о отечественной планете были накоплены в старом мире?
  2. Назовите имена ученых и поведайте о вкладе, что они внести в развитие географии.

Во время раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов замедляли развитие науки. Но и в эту пору было совершено много географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам.

Их суда бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы основали колонии в восточной части прибрежной полосы Африки, путешествовали в Индию и Китай.

Серьёзные открытия в средние века были сделаны новгородцами и норманнами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, после этого - Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Существенно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в следствии путешествий в азиатские почвы венецианских купцов Поло. Они первенствовали итальянцами, а возможно, и первыми европейцами, пробравшимися так на большом растоянии на восток огромного континента. Путешествие их продолжалось многие годы.

Марко Поло обрисовал громадный, дотоле малоизвестный европейцам мир, в первый раз привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, нужных растениях Китая.

Вклад в развитие знаний о Земле внес и тверской торговец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Аравийское море и Персию достиг Индии, составил правдивые описания виденных им государств.

В то время, когда на смену феодализму пришла новая публичная формация - капитализм, опять, как и в старом мире, возрос интерес к наукам, а также к географии.

В эру Великих географических открытий бурно развиваются мореплавание и торговля. Португальские и испанские суда устремляются на поиски дорог в богатую Индию. Португальцы плывут на юг на протяжении западных берегов Африки и достигают мыса Хорошей Надежды.

Рис. 4. Одна из карт древнего мира

В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские суда к малоизвестным почвам за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света

стало величайшим событием в истории.

Через пара лет по окончании открытия Америки, обогнув Африку, суда Васко да Шумы достигли Индии. А в 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до невиданных для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди определили об подлинных размерах собственной планеты, о соотношении суши и воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, воздействует на природу всех ее частей.

Во второй половине эры Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) велись поиски морских дорог в Индию и Китай на протяжении северных Северной Америки и берегов Евразии. Имена британских и голландских мореплавателей окончательно остались на географических картах.

Имена русских землепроходцев возможно обнаружить огромных пространствах Сибири - от Урала до Тихого океана.

По сибирским рекам плавали и нанесли их на карты отряды казаков И. Москвитина, С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова и др.

В эру Великих географических открытий география стала одной из самые важных для человечества наук. Она обогатилась широкими сведениями об устройстве поверхности Почвы, собрала большое количество информации о природе и населении практически всей суши, взяла первые представления о природе Мирового океана. Но в то время география делала по большей части функцию землеописания, отвечала на вопросы: что? где?

Географические произведения, описания и карты того времени делали по большей части роль справочников.

  1. Назовите важнейшие открытия, сделанные во время раннего средневековья.
  2. Каково значение эры Великих географических открытий?

Во второй половине XVII и в XVIII в. путешественники продолжали поиски новых морских проходов около материков, новых земель в океанах, изучили малоизвестные науке внутренние части континентов. В это время в первый раз организуются научные экспедиции, цель которых, наровне с открытиями, - изучение, объяснение обстоятельств географических процессов и явлений, изюминок природы отдельных территорий. Задачи землеописания неспешно заменялись исследовательскими задачами.

Рис. 5. Наиболее значимые открытия и географические путешествия

Огромные пространства северной части Евразии были открыты и изучены русскими путешественниками. В XVIII в. в Российской Федерации был совершён множество экспедиций, задуманных Петром I. Все они взяли неспециализированное наименование Великой Северной экспедиции. Морские и сухопутные отряды данной экспедиции изучили и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли последовательность островов у берегов Аляски.

Изучив и обобщив труды данной экспедиции, великий русский ученый М. В.Ломоносов в 60-е гг. XVIII в. создал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию». В одной из собственных од он писал: Колумбы русские, презрев безрадостный рок.

Меж льдами новый путь отворят на восток, И отечественная достигнет в Америку держава.

Солидный вклад в развитие географии внесли экспедиции известного британского мореплавателя Д ж. Кука, имя которого стоит в одном последовательности с X. Колумбом и Ф. Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в малоизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Изучил он и приполярные и полярные области Почвы, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Суда Дж.

Кука достигли и Южного полярного круга, но туманы и льды не разрешили мореплавателю пробраться дальше на юг.

Бессчётные экспедиции ХVIII-XIX и начала XX в. обогатили географию знаниями о природе и населении Почвы. В эту эру были открыты и изучены полярные области отечественной планеты.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных отдельных территорий и описаний стран. Появились первые теории о строении воздуха, перемещении воздушных весов, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули целостности и идею единства всей природы Почвы.

Новейшие открытия XX в. внесли солидной вклад в развитие знаний о отечественной планете. Они проводятся с применением новых способов изучения Почвы в намерено созданных научных организациях, цель которых - проведение научных изучений. Во многих государствах мира ученые организуют громадные по масштабам экспедиции в Антарктику и Арктику.

Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его изучения было положено британской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других судах науки. В 60-е гг.

67 государств участвовали в изучениях планеты по программе Международного геофизического года.

Запуск первого неестественного спутника, а после этого и космических судов открыл новые возможности в изучении Почвы.

Собранные в экспедициях материалы разрешили ученым выдвинуть догадки (предположения) о природе того либо иного явления, и делать научные открытия на базе достижений вторых наук (физики, математики, биологии). Ученые создали теоретические базы географической науки, распознали причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, свойственные формированию природы всего мира.

Рис. 6. Морские суда помогают научно-исследовательскими лабораториями для океанологов

Географы распознали закономерности размещения больших форм рельефа, открыли циркуляцию воздуха, создали учение о землях как особенном компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом громадном комплексе - географической оболочке Почвы, в которой живет и трудится человек.

Так неспешно география из науки сиравочно-описательной превратилась в науку, растолковывающую особенности природы Почвы. У человечества ни при каких обстоятельствах не иссякнет громадный интерес к собственному дому, отечественной светло синий планете.

  1. Разработайте замысел прочтённого текста.
  2. Назовите главные эры накопления географических знаний о Земле.
  3. Назовите экспедиции и важнейшие путешествия, каковые стали причиной самые важным открытиям.
  4. Луна — единственный естественный спутник Земли. Римляне именовали отечественную спутницу Луной, греки — Селеной. Луна, само собой разумеется, была…

    Нечистых денег не бывает. А также кровь на них на долгое время не задерживается. Предприниматели ДНЯ! Белл Ганнесс путь к достатку «проложила огнем» Ключ…

    Общеизвестно, что для большинства из нас банковский депозит традиционно есть главным и чуть ли не единственным инструментом, разрешающим накопить…

    Регистрация физического лица как ИП требует не только сбора документов, но и ответов на многие вопросы. Кое-какие нанимают юриста чтобы тот разъяснил им…

    Вопрос: В 2006 году я оформила экспресс-кредит. не товаром. Взяла на руки пластиковую карту. Она с овердрафтом. В то время, когда оформляла карту, то…

    Тема урока: Как люди открывали и изучали Землю

    Цели урока :
    выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
    раскрыть значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
    Оборудование : физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей, контурная карта полушарий.
    Тип урока : комбинированный.

    Ход урока.

      Организационный этап

    2. Проверка домашнего задания


    1. Что означает слово «география»?
    2. Что изучает география?
    3. Какие задачи стоят перед наукой?
    4. С помощью каких методов ведут исследования ученые-географы?
    5. Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес при изучении? Что вызвало затруднение?

    3. Изучение нового материала
    Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.

    Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчеркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала и помогала человечеству в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Раскрывая вопрос о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, Марко Поло, Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.

    Имя исследователя

    Открытия

    Представления о Земле древних людей.

    Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

    С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли. Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях. Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы.

    Великие географические открытия.

    Открытия особенно большого значения были сделаны в XV-XVIII столетиях. Это была эпоха Великих географических открытий. Географические открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров. Торговлю с восточными странами европейские города вели через купцов. Много сделал для укрепления связей Запада с Востоком один из этих купцов – Марко Поло. Одним из первых россиян, побывавших в Индии, и подробно рассказавший о далекой стране в книге «Хождение за три моря» был Афанасий Никитин.

    Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии (см. Презентацию). Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении.

    В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан (см. Презентацию). В XVIII в. англичанин Джеймс Кук открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область. И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву, удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.

    Современные исследования.

    В наши дни все территории суши достаточно исследованы и описаны. Теперь внимание ученых устремилось в верхние слои атмосферы и в глубины Земли. Результаты географических исследований используются в промышленности и сельском хозяйстве

    Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди. Например, жители Индии считали, что Земля в виде половины шара покоится на слонах, а те стоят на огромной черепахе.
    Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углубления этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу.

    Значение Великих географических открытий

    Практическое

    Социально-политическое

    Общечеловеческое (гуманистическое)

    Утверждение идеи шарообразности Земли, единства Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей

    Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения

    Мир поделили на Старый и Новый Свет

    Мир населен разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами

    Для формирования у учащихся умений работать с новым учебником учитель в течение урока осуществляет комментированное чтение отдельных частей параграфа и составляет с учащимися план фрагмента «Как были открыты и исследованы материки?», подчеркнув при этом значение вклада в освоение Земли русских землепроходцев и мореплавателей.
    Оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие Земли поможет карта «Открытия и исследования материков и океанов» (рис. 6 учебника). Анализ и обсуждение одного из маршрутов проводятся на уроке.

    Географический диктант:

      Кто впервые совершил кругосветное плавание? Сколько оно длилось?

      Назовите имя ученого, который дал название науке географии.

      Кто открыл Тихий океан?

      Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?

      Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду?

      Кто и когда открыл Новый свет?

    Следует подчеркнуть, что путешествовать в древние времена всегда было трудно и опасно. Первыми транспортными средствами были лодки, выдолбленные из дерева, которые постепенно совершенствовались.
    На основе проделанной работы можно предложить учащимся заполнить таблицу, закончив ее дома.

    4.Домашнее задание
    1. Изучить § 2.
    2. Ответить на вопросы 2-7.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека