Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность. Синдром Аспергера, что это такое? Причины и лечение

Синдром Аспергера относится к патологии развития, выражается в нарушении социальной адаптации, дефиците общения и ограниченными стереотипными интересами.

От других расстройств аутистического спектра его отличает сохраненные умственные и интеллектуальные функции.

Наиболее часто заболевание устанавливается в возрасте 4-10 лет, значительно труднее поставить диагноз синдром Аспергера у взрослых, симптомы меняются с возрастом. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с аутизмом, шизофреническими расстройствами, клинической депрессией, синдромом Туретта.

Классическая клиническая картина синдрома Аспергера включает три составляющие:

  • затруднения в коммуникативно-социальной сфере;
  • проблемы с чувственным и пространственным восприятием мира;
  • нарушение творческого мышления, низкая эмоциональность.

Диагноз синдром Аспергера устанавливается на основании качественных нарушений социального взаимодействия, затруднений в установке коммуникативных связей, замедлении в развитии двигательной сферы.

Часто наблюдается неуклюжесть, плохая координация движений. Отставания в умственном и речевом развитии не наблюдается.

В течение первых трех лет жизни не страдают навыки самообслуживания, проявления любопытства и способности общаться с родственниками и близкими людьми. У ребенка проявляется выраженный интерес к какой-либо одной сфере деятельности, чаще всего это монотонное тихое занятие, например, конструирование моделей, вышивание, сборка конструктора.

От аутизма, — синдром Аспергера отличает отсутствие манерности в поведении, зацикливании на нефункциональных частях игрушек.

Нередко постановке правильного диагноза предшествует диагностирование синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Речевая функция

Ребенок начинает разговаривать в типичном возрасте или чуть раньше.

Хорошо запоминает новые и иностранные слова, легко заучивает большие объемы текста.

Испытывает трудности с заменой второго лица на первое в разговоре.

Часто больной может долго размышлять на определенную тему, повторяясь в своих рассуждениях, выдумывая несуществующие слова и выражения.

Имеются затруднения с пониманием средств выразительности речи, сложных шуток.

Двигательная сфера

Больной страдает нарушением координации в легкой форме, часто бывает неуклюж и не расторопен. Иногда случаются повторения стереотипных движений. Плохо играет в командные игры, нередко испытывает затруднения в написании слов и в рисовании. Мимика скудна, жестикуляция при разговоре или отсутствует, или неуместна.

Социальное взаимодействие

Больной синдромом Аспергера неохотно идет на контакт с другими людьми, редко заводит приятельские отношения.

Испытывает сложности в установке личных взаимоотношений и общении с противоположным полом.

Человек плохо понимает общепризнанные нормы поведения и социального взаимодействия, предпочитает проводить время в своем обществе.

Жесты, мимика, поза, характер зрительного контакта больного человека кажутся окружающим людям странными и пугающими. В конце концов, пациент становится замкнутым и не общительным.

Эпилептические симптомы при злоупотреблении алкоголем встречаются не так часто, однако в некоторых случаях даже после прекращения потребления спиртного приступы возвращаются. Эта статья посвящена алкогольной эпилепсии. Все о причинах и лечении.

Интересы и хобби

Пациенты с синдром Аспергера имеют склонность к наукам, могут подолгу изучать один предмет, углубляясь в сложные детали, запоминая мельчайшие подробности.

Часто такие люди преуспевают в географии, астрономии, истории, могут наизусть знать расписание электричек, заучить названия всех персонажей фантастического мира.

Больной испытывает спокойствие и удовлетворение, занимаясь любимым увлечением, забывает обо все остальном и погружается в собственные мысли.

Динамика проявлений синдрома

Проявления синдрома у детей не специфичны, выражаются в повышенной нервозности, выраженной реакции на внешние раздражители, плаксивость, светочувствительность.

В возрасте 1-4 лет синдром Аспергера не проявляется, ребенок развивается нормально, проявляет высокие умственные способности, хорошо запоминает текст, прекрасно поддается обучению.

Такие дети часто привязаны к родителям, дому, их считают застенчивыми и спокойными. Трудности возникают при расширении круга общения ребенка, он не может наладить контакт с ровесниками в детском саду, не хочет выходить на прогулки во двор, посещать групповые занятия в секциях и кружках. Таким малышам не нравится громкая музыка, слишком яркие мультики, шумные гости, большие скопления людей. Больной ребенок хорошо чувствует себя дома, может часами заниматься любимым хобби.

С возрастом проявления синдрома Аспергера усугубляются, так как возрастает значение социальной адаптации и возникает необходимость общаться с внешним миром по различным вопросам. В школе и университете молодые люди с трудом заводят общение, избегают встреч и праздников.

Интеллектуальные характеристики не страдают, пациент может показывать большие успехи в написании тестов и письменных работ, но с устными ответами и публичными выступлениями испытывает большие сложности. Такие люди предпочитают монотонную спокойную работу, характеризующуюся выполнением однообразных действий.

Затруднения в установке дружеских и личных отношений объясняются такими проявлениями синдрома:

  • отсутствие чувства юмора, способности понимать метафоры и отличать шутку от правды;
  • буквальное восприятие всего, что было услышано;
  • нетактичность в общении с другими людьми;
  • неприятие правил этикета и вежливого поведения;
  • частая погруженность в себя и в собственные мысли.

По мере динамики развития симптомов заболевания, взрослый человек всё больше погружается в собственный мир, ему сложно менять свои привычки и подстраиваться под кого-либо. Больные синдромом Аспергера не видят необходимости в соблюдении социальных ритуалов, могут прервать разговор при потере интереса к нему, задеть чувства другого человека.

Прогрессирует склонность к педантичности и порядку, доходящая порой до абсурда. Такой человек не потерпит пользования его личными вещами, не любит приглашать гостей и ходить к кому-то. Окружающим, больной представляется угрюмым, пессимистичным и постоянно занудствующим.

С течением времени могут развиться различные фобии, боязнь врачей, страх выходить на улицу, заходить в общественный транспорт, часто случаются депрессии.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

В описаниях течения синдрома Аспергера указывается на различные варианты выраженности симптомов у разных людей, а также изменение их со временем у одного и того же пациента.

Большое значение имеет становление и протекание заболевания в раннем возрасте так как это влияет на характеристику синдрома во взрослом возрасте.

Если ребенку не уделяли достаточно внимания, не обучали общению со сверстниками, человек после нескольких неудачных попыток установки взаимодействия замыкается в себе, с возрастом эта закрытость лишь усугубляется и практически не поддается коррекции.

Напротив, в случае, если родители старались привить определенные навыки коммуникации, обучить приемам общения, — взрослый больной с синдромом Аспергера может вполне полноценно существовать в социуме и общаться с определенным кругом лиц.

Видео на тему

Синдром Аспергера - довольно редкое заболевание, о котором знают лишь специалисты. Это обособленная форма аутизма, которая проявляется недостатком общения, нарушением восприятия окружающего мира и адаптации к нему. Еще одним признаком болезни является значительное ограничение во взаимодействии с окружающими людьми.

На начальной стадии синдром Аспергера дает о себе знать в пятилетнем возрасте. Очень важно своевременно выявить это заболевание, чтобы можно было провести соответствующую психологическую работу по коррекции и улучшению качества жизни человека во взрослом состоянии.

Названный в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера (1906-1980), синдром Аспергера является относительно новым диагнозом в области аутизма. Сам Аспергер в детстве проявлял некоторые свойства синдрома, названного его именем, в частности замкнутость и способности к языку. В 1944 году Аспергер описал четверых детей из своей практики, у которых были проблемы с социальной интеграцией. У детей не было невербальных коммуникационных навыков, они не умели демонстрировать эмпатию к своим сверстникам и были физически неуклюжими. Аспергер назвал описанное им состояние «аутистической психопатией», и главным признаком его считал социальную изоляцию. Через 50 лет было предложено несколько предварительных стандартизаций синдрома Аспергера как медицинского диагноза. Некоторые из этих стандартизаций сильно расходились с оригинальной работой Аспергера.

В отличие от синдрома Аспергера в сегодняшнем понимании, аутистическая психопатия могла быть обнаружена у пациентов с любым интеллектуальным уровнем, в том числе умственно отсталых. В обстановке нацистской евгеники, с её политикой стерилизации социально девиантных и убийства психически неполноценных, Аспергер яростно защищал ценность аутистических индивидов. Он писал: «Мы убеждены, следовательно, что аутистичные люди занимают определённое место в организме социального сообщества. Они хорошо выполняют свою функцию, возможно, лучше, чем мог бы кто-то ещё, причём мы говорим о людях, которые в детстве испытывали величайшие трудности и вызывали несказанное беспокойство у тех, кто заботился о них». Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами» и верил, что некоторые из них в будущем могут оказаться способными к значительным достижениям и к оригинальному мышлению. Его статья была опубликована в военное время и на немецком языке, поэтому поначалу не приобрела большой известности в мире.


В 1981 году Лорна Винг популяризировала термин «синдром Аспергера» в англоговорящем медицинском сообществе, опубликовав серию историй болезни детей со сходными симптомами, а в 1991 году Ута Фрит перевела статью Аспергера на английский язык. Два разных набора диагностических критериев были предложены в 1989 году Гиллбергом и, независимо от них, Петером Шатмари с соавторами. Синдром Аспергера стал стандартным диагнозом в 1992 году, когда он был включён в МКБ-10, десятое издание международной классификации болезней ВОЗ. В 1994 синдром был включён в DSM-IV.

Ныне синдром описывается в сотнях книг, статей, сайтов, и резко выросли оценки распространённости нарушений аутистического спектра, важной подгруппой которых является синдром Аспергера. Правильно ли его рассматривать как отдельное от высокофункционального аутизма нарушение - фундаментальный вопрос, требующих дальнейших исследований, и всё ещё не получено экспериментальное подтвержение критериев, приведённых в МКБ-10 и DSM-IV.

Чем опасен синдром

Все аспергерные аутисты, у которых синдром был выявлен вовремя и своевременно скорректирован, хорошо адаптируются в социуме и их физическое и психическое состояние никак не страдает. Некоторые «аспи» проявляют свои таланты и становятся непревзойденными мастерами в той или иной сфере. Как правило, они достигают высоких успехов в какой-либо монотонной или тонкой работе, в точных науках.

При отсутствии своевременной и правильной коррекции во взрослой жизни аспергерные аутисты могут столкнуться со следующими сложностями:

  • различные перемены в привычном ритме жизни могут приводить к депрессиям (в т. ч. тяжелым);
  • развитие фобических или навязчивых состояний;
  • подверженность к эксплуатации со стороны посторонних;
  • неспособность понимать возможные последствия от некоторых своих действий;
  • невозможность адаптации в социуме и попадание в маргинальные слои: социальные, экономические, политические, биологические, возрастные, этнические, криминальные, религиозные.

При коррекции расстройств, наблюдающихся у «аспи», родители ребенка должны понимать, что они обязаны не только постоянно посещать психолога и выполнять «домашние задания», данные специалистом, но и учиться правильно и постоянно взаимодействовать с маленьким «пациентом». Активность окружающих ребенка взрослых при синдроме Аспергера приобретает весомую часть в психотерапии и существенно улучшает прогнозы на удачную коррекцию данного расстройства.

  • Многие дети с синдромом Аспергера могут посещать обычные классы, но в ряде случаев из-за поведенческих или социальных проблем родителям «аспи» может рекомендоваться организовать для ребенка специальное образование.
  • В подростковом возрасте больные могут сталкиваться с определенными сложностями, которые связаны с трудностями ухода за собой, организованностью, романтическими или социальными отношениями.
  • Впоследствии многие «аспи» могут испытывать сложности при вступлении в брак или трудоустройстве.

Эти и другие проблемы в социальной адаптации в ряде случаев приводят лиц с синдромом Аспергера к развитию тяжелых депрессивных состояний, которые в некоторых случаях заканчиваются суицидальными попытками или самоубийством. По наблюдениям ряда специалистов частота таких печальных и трагических исходов среди «аспи» повышена, но масштабные исследования в этой сфере пока не проводились.

Синдром Аспергера: причины

Каковы причины синдрома Аспергера? Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств - он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.


Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) - для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это - «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Синдром Аспергера у детей: симптомы и признаки

Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

Как проявляется синдром Аспергера во взрослом возрасте?

Синдром Аспергера во взрослом возрасте, проявляется сохраняя все характерные поведенческие и коммуникационные особенности, что были в детском возрасте. Степень их выраженности индивидуальна, и связана с учетом предварительно оказанной терапевтической и образовательной работой.

Следует отметить, что порой синдром Аспергера диагностируется только во взрослом возрасте, это связано в основном с тем, что интеллектуальная сфера ребенка сохранена, а все остальные проявления сводятся к «особенностям характера» либо же возраста.

Таким образом, немало людей узнает о своем состоянии будучи взрослыми, эти знания приносят облегчение личности и своего рода разгадку к давно беспокоящим вопросам.

Особенности поведения


Определить синдром Аспергера по внешнему виду практически невозможно, на мысль о наличии дисфункции может натолкнуть определенное поведение человека. Люди с синдромом Аспергера имеют нарушения в следующей триаде:

  • коммуникации;
  • взаимодействии;
  • воображении.

При наличии синдрома человеку сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он затрудняется:

  • понять настроение человека по интонации, жестам или мимике;
  • адекватно начать или закончить беседу;
  • различить серьезные высказывания и сарказм или юмор;
  • правильно интерпретировать образные выражения, метафоры;
  • найти альтернативные варианты развития ситуации;
  • поддерживать любовные отношения и дружить.

Окружающим такой индивид видится странным и нетактичным, неспособным работать с людьми. Например, человек с этим синдромом вполне способен проигнорировать правила этикета, затронуть болезненную тему или крайне неудачно пошутить. Негативная реакция окружающих приведет больного в недоумение, но причины этого он просто не поймет. Столкнувшись с непониманием множество раз, человек с аутичными нарушениями становится еще более замкнутым, отчужденным, безразличным.

Лечение и прогноз при синдроме Аспергера


Специального лечения синдрома Аспергера не существует. В качестве фармакологической поддержки в индивидуальном порядке могут назначаться психотропные препараты (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты). Немедикаментозная терапия включает тренинги социальных навыков, ЛФК, занятия с логопедом, когнитивно-поведенческую психотерапию.

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Болезнь Аспергера - как воспитывать ребенка

Развитие детей с нарушением интеллекта, в том числе и с синдромом Аспергера, должно проходить в атмосфере любви, заботы и понимания. Родителям следует проявить максимум такта и терпения. Существует несколько простых правил, которых нужно придерживаться при общении с малышом.


  • Необходимо ограничивать излишнюю активность (одержимость) ребёнка. Просто установите точное время, в течение которого ребенок может «с головой» уходить в свои увлечения. Старайтесь никогда не отступать от заведенного распорядка.
  • Всегда используйте понятные, простые и точные слова при общении с ребенком.
  • Следите за своей речью и старайтесь не употреблять сложные речевые обороты.
  • С самого раннего возраста постоянно объясняйте малышу общепринятые правила поведения в частных и общественных местах.
  • Никогда не угрожайте ребенку и не давайте ему пустых обещаний. Просто помните, что детишки с синдромом Аспергера все воспринимают буквально.
  • Всегда хвалите и поощряйте малыша - за любые достижения! А особенно - за успехи в общении с другими людьми.

А главное - не впадайте в депрессию и отчаяние из-за того, что малыш «не такой как все». Для этого просто нет причин! Не стоит думать, что синдром Аспергера обрекает ребенка на несчастную жизнь.
Хорошо развитое логическое мышление и умение сосредоточиться на решаемой задаче нередко позволяет людям с синдромом Аспергера добиться выдающихся результатов в интересующих их темах. Например, ребенок увлеченный строительством автомобилей, со временем может превратиться в очень успешного инженера и прожить свою жизнь в достатке и уважении.
Примеров тому - масса. Среди лиц, страдающих синдромом Аспергера, есть люди известные всему миру: режиссер Стивен Спилберг, экономист Вернон Смит, являющийся лауреатом Нобелевской премии, гемдизайнер, создавший «Покемона» Сатоси Тадзири, Брэм Коэн, создавший протокол Bit Torrent и многие-многие другие.

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи. Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Симптомы

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени. Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния. Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • , которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • встречаются также у трети больных;
  • Различные к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений. В детском саду и первых классах школы синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов. Параллельно появляются различные аффективные, и расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики. Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях . По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.

  • Синдром Аспергера может проявляться в том, что ваш ребенок инициирует общение, но испытывает трудности в поддержке процесса коммуникации. Например, посредине игры с другим малышом ваш сын или дочь может встать и выйти из комнаты.
  • Дети с синдромом Аспергера предпочитают играть в одиночестве, и приближение другого ребенка может расстроить их. Они настроены на контакты только тогда, когда желание пообщаться исходит от них самих (например, привлекает какая-то игрушка или хочется обсудить что-то).
  • Следует насторожиться, если у ребенка плохая культура общения с другими людьми. Например, они могут перебить посредине фразы или избегают смотреть в глаза. Еще одним симптомом Аспергера может стать ограниченное использование мимики, жестов, пантомимики (поза) и других физических проявлений эмоций.
  • Воображение детей с Аспергером развивается в особенном ключе. Например, они могут не любить коллективные игры и даже противятся восприятию их правил. Они могут предпочитать игры с четко установленным алгоритмом действий, например, повторять много раз любимую сказку или телешоу. Они также могут любить миры собственных грез, но почти всегда противятся играть социальные роли. Такой ребенок может предпочитать "собственный фантазийный мир" играм со сверстниками. Даже играя с друзьями, они нередко стараются навязать собственные игры.
  • Ребенок с Аспергером часто затрудняется в распознании и понимании эмоций других людей. Например, дитя с синдромом Аспергера не может понять желание других побыть наедине. Пренебрежение чувствами других может казаться равнодушием, но это не сознательное проявление воли ребенка, а нечто, с чем он пока не может справиться.

Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.

  • Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).

    • Обратите внимание, что в некоторых случаях ребенок с синдромом Аспергера обладает отличными навыками речи и очень общительный. Например, он может легко назвать все предметы в комнате. В этом случае нужно насторожиться, если речь звучит чересчур формально, или если создается впечатление, что ребенок скорее перечисляет факты, а не старается передать мысли и эмоции. Также нужно быть внимательным, если общительный ребенок испытывает затруднения речи в определенных случаях, например, в новой обстановке или вне семьи. Не относите это только к стеснительности, полагаясь на то, что с близкими родственниками ребенок общается нормально.
  • К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

    1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

    2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

    3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

    4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

    Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

    5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

    Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

    Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека