Психопатии и акцентуации. Лекция: акцентуации характера и психопатии

    Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера».

    Разграничение психопатий по тяжести и акцентуаций по выраженности.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард (1968) и описал особенности хар-ра. И вернее говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях хар-ра. Личность – понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Характер – это базис личности, он формируется в пубертате, личность как целое – уже при повзрослении.

Акцентуации проявляются не везде и не всегда. Главное – особенности хар-ра либо вообще не препятствуют удовлетворительной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к locus resisteniae minoris, «к месту наименьшего сопротивления» в хар-ре.

Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для хар-ра гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для хар-ра шизоидного – необходимость быстро устанавливать глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если психотравма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то все ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный – обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.

Акцентуация хар-ра не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства – острые аффективные реакции, неврозы и непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы – только они могут служить диагнозом. Но в большинстве случаев акцентуаций хар-ра дело до развития таких расстройств не доходит. По мнению Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.

Психопатия болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.

    Психопатии – такие аномалии хар-ра , которые:

А) определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток;

Б) в течение жизни не подвергаются резким изменениям;

В) мешают приспособляться к окружающей среде (по П. Ганнушкину).

Эти три критерия обозначаются также как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию (по О. Кербикову).

Тотальность патологических черт хар-ра выступает у подростков особенно ярко. Подросток обнаруживает свой тип хар-ра в семье и школе, со сверстниками и старшими, в учебе и на отдыхе. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать 3 обстоятельства:

    подростковый возраст – критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются.

    Каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится ярко выраженным с пубертата. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже. Сенситивный тип складывается лишь к 16-19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития падает на 30-40 лет.

    Существуют некоторые закономерные трансформации типов хар-ра в подростковом возрасте. С наступлением пубертата наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты хар-ра могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединяться черты неустойчивости. Все эти трасформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания) причин.

Социальная дезадаптация при психопатии обычно происходит через весь подростковый период. В силу только особенностей хар-ра, а не из недостатка способностей, подросток не удерживается в школе, ПТУ, бросает работу, куда еще только поступил. Такими же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается и адаптация к среде сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущей асоциальный образ жизни.

Эти три критерия позволяют диагностировать психопатии.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.

Также является характерным склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности.

Выделены 2 группы психопатов:

- возбудимые : взрывчатые личности, которые дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду.

- Тормозные – астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У них ослаблены или нарушены основные нервные процессы возбуждения и торможения.

Различные варианты патохарактерологического развития личности практически всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических и др.).

Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, нарушают режим.

Тактика персонала : сугубо индивидуальная. Таких больных в палате не должно быть больше одного. Их важно разместить в разных палатах.

Характер – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

Определить структуру, или строение характера человека, - значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.

В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.

В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.

«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы - системы взаимосвязанных психических свойств.

1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им - самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам

(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)».

«В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:

а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»

Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. «Среди них выделяются следующие:

Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленности и формы поведения.

Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.

Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями, это умение преодолевать их.

Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения».

Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.

«Характер может маскировать один из врожденных проявлении, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей».

Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

«В структуре характера выделяют содержание и форму Содержание характера отражает общественные воздействия влияния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения».

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального развития ребенка или защитного образа действия, проявляющегося в реакциях индивида на те или иные жизненные ситуации.

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формиро­ванию личности и нарушают социальную адаптацию человека.

Важной особенностью психопатии, из-за которой такие пациенты по­падают в поле зрения психиатра, является декомпенсация при различных неблагоприятных воздействиях, в частности после психической травмы и при психотравмирующей ситуации. С точки зрения нормального челове­ка, в таких ситуациях нет ничего особенного, но для психопата они ста­новятся значимыми именно из-за его аномалий характера, поскольку задевают его самое слабое место.

Например, при истерической психопатии необоснованные претензии психопата на всеобщее внимание могут не встретить желаемого отноше­ния окружающих, и происходит срыв, декомпенсация. При психастени­ческой психопатии такой ситуацией может оказаться необходимость принимать быстрые решения. При эпилептоидной психопатии психотравмирующим оказывается любое покушение на «авторитет» психопата или попытки противодействия его властности и деспотизму и так далее.

Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергает­ся существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабли­ваться к окружающему.

Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных при­знаков, предложенных выдающимся русским психиатром П.Б. Ганнушкиным.

1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии.

2. Стабильность патологических черт характера – они впервые про­являются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и за­тем сохраняются на протяжении всей жизни человека.

3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие пато­логических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воз­действия.

Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобре­тенной в раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное воспитание в детстве и педагогическая запу­щенность (хотя этот фактор имеет чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии недостаточно. В основе психо­патии лежит именно неполноценность нервной системы.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилeны, вследствие чего обнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим.

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)– О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.

Тяжелая психопатия (степень III), Компенсаторные меха­низмы крайне слабы, едва намечаются или бывают лишь пар­циальными, охватывая лишь часть психопатических особенно­стей, но зато достигают здесь такой гиперкомпенсации, что сами выступают уже как психопатические черты. Компенсации всег­да неполные и непродолжительные. Декомпенсации легко воз­никают от незначительных причин и даже без видимого пово­да. На высоте декомпенсаций картина может достигать психо-тического уровня (тяжелые дисфории, депрессии, сумеречные состояния и др.). При тяжелой степени некоторых психопатий (шизоидной, психоастенической и др.) нередко возникают ди­агностические сомнения – не являются ли данные случаи пси-хопатоподобным дефектом при шизофрении или ее вялотеку­щей формой. Однако ни признаков процесса, ни четких указа­ний на перенесенный в прошлом шизофренический шуб обна­ружить не удается. Нарушения поведения могут достигать уров­ня уголовных преступлений, суицидных актов и других действий, грозящих тяжелыми последствиями для самого психопата или его близких. Обычно имеет место постоянная и значительная социальная дезадаптация. Такие подростки рано бросают уче­бу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или условий принудительного труда. Живут они за счет других или за счет государства. Обнаруживается полная неспособность к поддержанию семейных отношений – связи с семьей разорва­ны или крайне натянуты из-за постоянных конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопата от кого-либо из членов семьи или последних от психопата). Дезадаптация отчетливо выступает также в среде сверстников. Самооцен­ка характера неправильная или отличается парциальностью – подмечаются лишь некоторые черты, особенно проявления па­тологической гиперкомпенсации. Критика к своему поведению заметно снижена, а на высоте декомпенсаций может полнос­тью утрачиваться.

Выраженная психопатия (степень II). Компенсаторные ме­ханизмы нестойки, и в силу этого компенсации непродолжи­тельны. Декомпенсации могут возникать от незначительных поводов. Тяжелые декомпенсации и серьезные нарушения по­ведения обычно все же следуют за психическими травмами или возникают в трудных ситуациях. Социальная адаптация бывает неполной и нестойкой. Работу или учебу то бросают, то возоб­новляют. Способности остаются нереализованными. Отноше­ния с родными полны конфликтов или отличаются патологи­ческой зависимостью. Самооценка черт характера и степень самокритичности весьма разнятся в зависимости от типа пси­хопатии.

Умеренная психопатия (степень I). Компенсаторные меха­низмы достаточно выражены. Возможны продолжительные компенсации. Срывы обычно ситуативно обусловлены, их глу­бина и продолжительность пропорциональны психической трав­ме. Декомпенсации проявляются заострением психопатических черт и нарушениями поведения. Последние, однако, за исклю­чением особо тяжелых ситуаций, не достигают крайних степе­ней. Социальная адаптация неустойчива, снижена или ограни­чена. При неустойчивой адаптации легко возникают срывы. При сниженной адаптации подростки учатся или работают явно ниже способностей. При ограниченной адаптации резко сужен круг интересов или жестко определена область, где возможна продуктивная деятельность и где иногда достигаются выдающи­еся результаты (так называемые "талантливые психопаты"). В других, даже близких областях сразу обнаруживается полная несостоятельность. Семейные отношения отличаются дисгар­монией и крайней избирательностью (чрезмерная привязан­ность к одним членам семьи, конфликты и разрыв с другими). При большинстве типов психопатий (кроме истероидной и не­устойчивой) сохраняется относительно правильная оценка черт своего характера и критика к своему поведению, не всегда, однако, достаточно глубокая.

Степень отклонений характера сама по себе трудно подда­ется количественной оценке. Последнюю доступнее осуще­ствить по другим, зависящим от этих отклонений показателям [Личко А. Е., Александров А. А., 1973]. К ним относятся: 1) тя­жесть, продолжительность и частота декомпенсации, фаз, пси­хогенных реакций и, что особенно важно, соответствие их силе и особенностям вызвавших факторов; 2) степень тяжести край­них форм нарушений поведения; 3) оцениваемая в "длиннике" степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации; 4) сте­пень правильности самооценки особенностей своего характе­ра, критичности к своему поведению.

Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение за пове­дением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт какого-либо типа не препят­ствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. За­нимаемое положение соответствует способностям и возможно­стям. Акцентуированные черты характера обычно хорошо ком­пенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуаций.

Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты опреде­ленного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних кон­тактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характе­ра. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожидан­но для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъяв­ляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротив­ления". Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как ла­тентные черты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигу­рировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и психастеничности и т. п.

Акцентуация характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

При этом у подростков отмечается повышенная чувствительность к определенным психотравмирующим воздействиям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».

Акцентуации обычно проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера и несколько сглаживаются по мере взросления. Исследованию акцентуаций посвящены труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александрова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество акцентуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты составляют 66%, а среди подростков, совершивших правонарушения, – 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови-ченко и др.).

В отличие от психопатий, акцентуации не являются заболеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть следующие признаки:

1) акцентуации ярко проявляются только в подростковом возрасте, а психопатии – в течение всей жизни;

2) проявление особенностей характера при акцентуациях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях – независимо от ситуаций;

3) при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и возможен возврат к норме; при психопатии социальная дезадаптация бывает значительно чаще;

4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенсации возникают как ответ на строго определенный тип пси-хотравмирующей ситуации, при психопатии – при любых психотравмах, а иногда и без видимых причин.

Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и применение методики Шмишека.

Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:

Гипертимный.

Циклоидный.

Лабильный.

Астено-невротический.

Сенситивный.

Психастенический.

Шизоидный.

Эпилептоидный.

Истероидный.

Неустойчивый.

Конформный.

Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:

Гипертимический.

Аффективно-лабильный.

Аффективно-экзальтированный.

Эмотивный.

Тревожный.

Педантичный.

Интровертированный.

Возбудимый.

Демонстративный.

Экстравертированный.

Застревающий.

Дистимический.

Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.


Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. У них сильно выражены экстраверсия, стремление к неформальному лидерству в компании сверстников. Высокая подвижность нервных процессов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько завышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меняются.

Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ограничить их активность, а также при выполнении монотонной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.

Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковременными (1–2 недели) колебаниями настроения – от повышенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конфликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо переносится изменение жизненных стереотипов (переезд, смена школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подростки похожи на гипертимных. Самооценка может показаться на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкнутого одновременно. При более тщательном опросе выясняется продолжительность перепадов настроения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое может изменяться несколько раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окружающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют отношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопереживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные контакты с небольшой группой друзей. К декомпенсации может привести эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявляется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубийства, уходы из дома.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди посторонних, в непривычной обстановке проявляются замкнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверхностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают достаточно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообразных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны окружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.

Психастенический тип. Подросткам этого типа свойственны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы сверстников). При усилении тревоги легко возникают навязчивости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько занижена, иногда противоречива – включаются не только реальные черты, но и желанные.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках и в обстановке соревнований. К декомпенсации приводит необходимость достигать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражительности по ничтожному поводу, усиливается беспокойство о состоянии своего здоровья, может возникнуть невроз.

Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить неформальный эмоциональный контакт, особенно со сверстниками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир подростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, увлечениями.

Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необходимостью установления эмоциональных неформальных контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санатории) либо со стремлением родителей вторгнуться во внутренний мир подростка или ограничить его увлечения.

Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никогда не отмечаются расстройства мышления.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают приступы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стремление властвовать над сверстниками. Инертность психических процессов проявляется во всех видах деятельности. В качестве компенсации инертности может возникать педантичность, склонность к повышенной аккуратности.

К декомпенсации может привести смена обстановки (изменение места жительства, школы), рождение младших детей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.

Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразительность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероидной акцентуацией часто встречается избыточное фантазирование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпенсация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нарушений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.

Неустойчивый тип. Главная черта этого типа – постоянное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впечатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) отмечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые подростки часто попадают в делинквентные компании, в которых занимают подчиненное положение. К своему будущему эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в условиях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, прогулах.

Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрезмерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступает, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизненных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с опорой на мнение окружающих.

Акцентуации характера, в условиях негативной ситуации развития подростка, могут переходить в психопатии. Этот процесс у подростков находится в тесной зависимости от условий воспитания, семейной ситуации, усилий самого подростка, направленных на компенсацию патологических особенностей личности. Поскольку в подростковом возрасте компенсаторные механизмы часто сформированы недостаточно, возникает заострение психопатических черт. У подростков с возбудимой психопатией учащаются и становятся интенсивными приступы гнева, иногда возникает склонность к самопорезам. У циклоидных и шизоидных подростков чаше возникают депрессивные спады настроения. При эпилептоидной психопатии более частыми и интенсивными становятся приступы измененного настроения (угрюмость, злость, агрессия по отношению к слабым). Для гипертимных и неустойчивых подростков увеличивается (по сравнению с детским возрастом) риск присоединения к асоциальной компании. Возможно употребление алкоголя и наркотиков.

При благоприятных (для каждого типа психопатии) условиях окружающей среды подросток может занять такое место, которое приводит к относительной компенсации отклоняющихся особенностей личности: например, занятия в туристической или военно-спортивной секции для гипертимных подростков, возможность ограничить общение со сверстниками у шизоидов, занятия в драматическом кружке для истероидов и т. п.

Задачей психолога при работе с такими подростками является поиск наиболее благоприятного вида деятельности, правильная профориентация, нормализация семейных отношений. У подростков с сенситивным и психастеническим типом психопатий возможны реакции гиперкомпенсации,

стремление развить в себе противоположные черты характера. С этой целью они занимаются в секциях борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Такой выбор можно одобрить, если это стремление самого подростка, а не его родителей.

Акцентуация характера.

Согласно определению, которое дано в труде А. Е. Личко, "акцентуацией характера считается крайний вариант нормы, при которой отдельная черта характера человека чрезмерно выражена, вследствие чего может быть обнаружена частичная уязвимость к психогенному воздействию». При этом, следует отметить, стойкость к другим психогенным явлениям совершенно не страдает и остается прежней.

Для сравнения, есть смысл дать краткое определение того же термина, ссылаясь на высказывание Б. Г. Ананьева:

"Чертами характера человека есть или могут стать исключительно существенные отношения к обстоятельству процесса жизнедеятельности, либо собственному действию. Принципиальные, жизнерадостные, честные, требовательные, строгие, чуткие, общительные и иные черты характера человека могут быть определены, как присущее данной личности отношение к окружающему миру, людям, к своей персоне".

Согласно интенсивности выражения их, психолог А.Е. Личко выделил два типа акцентуаций: скрытые и явные. Явные акцентуации – крайние варианты тех или иных норм. Любая из черт характера в этом случае четко выражена на протяжении всех лет жизни человека. В данной ситуации не может наступить декомпенсация при отсутствующей психической травме. Скрытыми акцентуациями называют обычные или привычные варианты норм. Черта характера в этом варианте проявлена в случае, когда человек переносил психическую травму. При этом, может не наблюдаться хроническая дезадаптация.

Психопатия.

В том случае, когда акцентуации характера являются крайними вариантами привычных норм, психопатию есть смысл называть патологией человеческого характера. Следуя утверждению П. Б. Ганнушкина по данной теме, можно считать, что «психопатия – это аномалия характера личности, которой определяется психологическое обличие индивидуума, накладывая отпечаток его общее душевное состояние».


С целью более глубокого изучения явления, именуемого психопатией, есть смысл рассмотреть ряд других определений данного термина.

Согласно мнению Балля, "психопатическая личность – постоянный обитатель областей, находящихся на грани душевного здоровья и душевного заболевания, словно неудачная биологическая вариация, слишком далеко уходящая от некого четко определенного уровня, считающегося средним».

Ученый с фамилией Шнейдер считает, что «к психопатическим личностям можно отнести таких ненормальных индивидуумов, от психических отклонений которых могут пострадать они сами, либо общественность".

Психолог Крепелин о понятии «психопатические личности» упоминает в своих трудах на примере инфантильных индивидуумов. Зачастую, пытаясь дать наиболее точное определение упомянутому ранее термину, Крепелин оперирует понятиями парциального, неравномерного инфантилизма, проявляющегося, по его словам, в области воли и чувств человека. Если верить словам ученого, психопатическая личность вполне может создавать "впечатление взаимодействия с чем-то недоразвитым, детским, например, склонным к повышенной внушаемости, преувеличениям, фантазиям». У индивидуумов, которые признаны истериками, психопатия выражается в склонности к фантазиям, побеге в вымышленный мир. У индивидуумов, с неустойчивой психикой, психопатия выражается в виде слабой воли и чрезмерной чувствительности к различным раздражителям.

Интересным фактом есть то, что отсутствие одного критерия психопатии, уже напрочь отвергает возможность данного отклонения. По сей причине, с определением диагноза в сфере психиатрии следует быть предельно осторожным.

Классификация видов психопатии

В мире насчитывается всего лишь несколько вариантов классификации данного отклонения. Их главным отличием есть критерии, согласно которым определяется присутствие или отсутствие психопатии у того или иного индивидуума. Есть возможность вести классификацию психопатии согласно степени тяжести:

Тяжелые;

Выраженные;

Умеренные психопатические признаки.


Есть смысл делить виды упомянутого отклонения по критерию причины возникновения:

1. Конституциональная (другими словами истинная, генуинная, "ядерная"). В процессе возникновения такого рода отклонения решающим фактором есть наследственность. К конституциональным, зачастую относят циклоидную психопатию, шизоидную психопатию, а также психастенический и эпилептоидный ее виды.

2. Приобретенная (причиной есть психопатические или патохарактеро-логические факторы развития). В варианте с психопатическим развитием отклонения, главным толчком можно считать следы неправильного воспитания в детстве, негативные внешние влияния окружающего мира и т.п. В данной ситуации проявляются возбудимые, истероидные, неустойчивые виды психопатических отклонений.

3. Органическая. Отклонение, названное таким образом, склонно развиваться вследствие воздействия на головной мозг индивидуума пренатального, натального или раннего постнатального (в первые 2-3 года жизни) патологического фактора. Это интоксикация, инфекция, черепно-мозговая травма и т.п. В данном случае, как следствие органических поражений мозга человека чаще всего могут возникать повышенная возбудимость и неустойчивость. Соответственно, возбудимая и неустойчивая психопатия.

Разными авторами предлагается большое количество отличающихся друг от друга типологий психопатии и акцентуации человеческих характеров. Для примера, можно использовать один из вариантов - согласно классификации, предложенной психологом А. Е. Личко:

Гипертимная;

Циклоидная;

Лабильная;

Астено-невротическая;

Сензитивная;

Психастеническая;

Шизоидная;

Эпилептоидная;

Истероидная;

Неустойчивая;

Конформная


За исключением особых видов психопатии, Личко склонен выделять т. н. смешанные виды, к примеру: гипертимно-неустойчивую психопатию, или же сензитивно-психастеническую психопатию, а также некоторые другие.

Не менее известным психологом, Э. Г. Эйдемиллером предложена иная классификация, отдаленно напоминающая своими чертами шкалу Личко. В разработанной Эйдемиллером классификации присутствует главная отличительная черта от всех иных классификаций – способ идентификации индивидуумов согласно словесному портрету и описанию характера.

Весьма оригинальный способ классификации различных типов характеров человека предлагает психолог Д. Дриль. Ученым, за время его практики, подробно исследовано асоциальное поведение людей, которых он выводит в отдельный ряд "нервных истериков, подвластных алкоголизму и страдающих от эпилепсии". Он также проводит анализ отдельных болезней, уголовных дел, причин совершенных преступниками деяний и пытается построить связи между данной моделью поведения и особенностью характера. Помимо этого, Дрилем охарактеризованы отдельные персонажи, являющиеся главными героями художественных произведений (примером их могут служить типы таких героев, как Рудин, Обломов и др.). Ученым дана общая характеристика "оскуделым натурам".

Внимание Ф. Шольца привлекают, в основном, патологии в характере детей, процесс формирования акцентуации характера и психопатии, соответственно к различным методам воспитания, зависимость от наследственности. Ф. Шольц использует упрощенные названия, упоминая тот или иной тип характера человека. Примером этому может послужить его классификация детских характеров, как-то: капризные, боязливые, спесивые, ветреные, любопытные и скрытные дети, беспокойные, жадные, склонные к разрушениям и другие. Ученым предложены инструменты регулирования тех или иных черт характера в период их формирования. Предложены методы воспитания детей, обладающих противоположными типами характера.

Г. А. Харитоновым и В.В.Пушковым рассмотрены причины зависимости психопатического расстройства у людей подросткового возраста по возрастному и половому критерию. Ученые обращают внимание в своих трудах, в большей степени, на изучение различных условий воспитания детей, присутствия, при этом, у них органического нарушения.

С целью исследования и проведения диагностики акцентуации характера и психопатии, используется ряд методик, основные из которых таковы:

ПДО (метод патохарактерологического диагностического опросника), ряд методов идентификации акцентуации и психопатии по Эйдемиллеру, методика Леонгарда-Шмишека, методика MMPI.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Акцентуации характера

2. Психопатии

3. Граница между нормой и отклонением

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждый день мы встречаемся с огромным количеством людей: на работе, в ВУЗе, на улице, в общественном транспорте, поведение и поступки которых мы, так или иначе, оцениваем. И оценку эту мы осуществляем, опираясь на собственную систему ценностей, на свое представление о «норме» и «отклонении», поэтому объективной ее назвать нельзя. А какие люди могут считаться соответствующими (или несоответствующими) норме с точки зрения психологии?

Термин “психическая норма” (или психическое здоровье) может быть определён двумя способами. С точки зрения общества человека можно назвать нормальным, если он способен в совершенстве играть социальную роль, отведённую ему в этом обществе. С точки зрения самого индивида его психическое здоровье можно определить как максимум развития и счастья самого индивида.

Все люди разные. У них разный характер, стиль общения и поведения, привычки. Так где же грань между индивидуальностью и отклонением?

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Таким образом, вопрос охраны психического здоровья человека стоит довольно остро. Это связано прежде всего с необходимостью ранней диагностики проявления патологий и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

В этой работе мы попробуем обозначить границу между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями.

1. Акцентуация характера

Понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями Психологический словарь, www.psychology.net.ru . Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Большой вклад в изучение акцентуаций характера внес известный отечественный психиатр А. Е. Личко. Его классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. http://www.psychology.ru/library/00034.shtml . При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, “слабые места”. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом могут вновь проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип . Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип . Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач» Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. http://www.psychology.ru/library/00034.shtml . Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астеноневротический тип . Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип . Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»

6. Психастенический тип . Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип . Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Приведенная выше классификация характеров, предложенная А. Е. Личко, построена на основе результатов наблюдения и их обобщения и в этом смысле не является научно точной.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это - пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. Возбудимый тип . Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип . Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип . Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип . Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип . Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагают такими привлекательными чертами. Как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип . Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

2. Психопатии

Психопатия (от греч. psycho -- душа и pathos -- страдание, болезнь) -- патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде Психологический словарь www.psychology.net.ru/dictionaries .

Различают психопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. д. Конституциональные психопатии обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п. Конституциональные психопатии проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды. Проявления психопатий разнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять следующие классические типы: характер акцентуация психопатия патология

1) циклоиды, основной признак которых -- постоянная смена настроения с колебаниями цикла от нескольких часов до нескольких месяцев;

2) шизоиды, для которых характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений;

3) эпилептоиды, основной признак которых -- крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость, жестокость, склонность к скандалам;

4) астеники, которым свойственны повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность;

5) психастеники -- тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям;

6) паранойяльные психопаты -- склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой;

7) истерические психопаты -- характеризуются стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, при этом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону, в общении манерны, театральны;

8) неустойчивые психопаты -- основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих;

9) органические психопаты -- отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно применить знания или проявить инициативу, умеют “держать себя в обществе”, но банальны в суждениях.

Четкой границы между психопатиями и вариантами нормальных характеров не существует. Указанным типам психопатов в норме соответствуют натуры с подобным характерологическим складом, но без патологической (психопатической) выраженности (Акцентуация характера). Под влиянием болезни или психотравм у психопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротические состояния а также депрессии.

3. Граница меду нормой и отклонением

Как мы могли убедиться, граница между акцентуациями характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено «перетекание» одного в другое. Дело в том, что в теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. Рассмотрим, например, определение психической нормы только с точки зрения судебной медицины: «Под психической нормой понимается такое состояние психики, при котором человек полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность - это вменяемая личность, несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающая психическими болезнями. Вменяемость человека характеризуется правильным функционированием сознания» Исправительно-трудовая психология. М., 1974. http://yurpsy.by.ru . Вообще категория "нормальности" психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. С одной стороны, это связано с большими индивидуальными различиями в психике человека, которые обусловлены как биологическими, так и социо-культурными факторами развития. С другой стороны, человек чаще становится объектом наблюдения, исследования и лечения именно тогда, когда его поведение или какие-то иные особенности начинают обращать на себя внимание окружающих, мешают им или самому человеку. На основании чего же делаются выводы о ненормальности человека?

В патопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются определения Всемирной Организации Здравоохранения, где оно сформулировано следующим образом: "Не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия". При обсуждении понятия нормального психического развитая, как правило, возникают вопросы о том, является ли нормой такие проявления человеческой индивидуальности, как особая одаренность или гениальность? Не являются ли они тоже отклонениями от нормы, но как бы в другую сторону? Кроме того, всем известно, что среди талантливых писателей, художников, артистов, ученых были и есть люди с психическими отклонениями. Как тогда оценивать их? Как относиться к людям, имеющим какие-либо уникальные способности, например, к счету в уме? Прежде всего хочется сказать, что жизнь известных людей рано или поздно становится объектом пристального внимания, а иногда даже объектом специального изучения или исследования. Поэтому мы располагаем большей информацией о жизни известных артистов, писателей, художников и т. д., чем, например, о жизни людей из соседних домов, особенно если речь идет о большом городе. На самом же деле психическими расстройствами страдают самые разные люди. Проводя длительные наблюдения за людьми, страдающими различными психическими заболеваниями, психологам удалось выделить некоторые критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психического заболевания (психолог этого и не должен делать, подменяя собой врача), однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы.

Первым из этих критериев назовем неадекватность поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится. Так, например, у человека может быть сильнейшая эмоциональная реакция, но если причина, вызвавшая ее, понятна, объяснима, то такая реакция может быть сочтена адекватной. Сама форма выражения этой реакции тоже может быть более или менее адекватна общепринятым нормам морали и социального поведения, что также служит диагностическим критерием состояния человека. Например, несправедливо обиженный человек перестает разговаривать с обидчиком (реакция адекватна). Юноша устраивает скандал матери по поводу того, что его не устраивает длина сваренных ею макарон - эта реакция неадекватна причине (случай из консультативной практики; в семье считали, что у сына просто трудный характер). Другой пример неадекватного поступка - чтобы прослыть героем, подросток устраивает пожар в собственной квартире, из которой он "успевает" вывести маленького брата.

Второй критерий - это критичность , которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу. Часто на ранних стадиях заболевания критичность еще сохраняется. Человека волнуют и пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться или разобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда и утрачивается. Больные могут с уверенностью говорить абсурдные вещи, не видеть ничего особенного в своем, например, агрессивном поведении, не воспринимают ничьих доводов. Ярким примером этого являются больные с дисморфофобией (страхом перед своей внешностью), которые не могут согласиться с мнением, что их внешность вполне привлекательна. Другой пример. Больная с бредом преследования утверждала, что за ней наблюдают круглосуточно через прибор, установленный в Институте красоты.

Третий критерий - непродуктивность деятельности . В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат/продукт никому (иногда даже самому больному) не интересен и не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет. При этом всегда находятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия. Например, двадцатилетняя девушка в течение двух лет ежедневно подробно рассказывала матери (вечером, когда та усталая приходила с работы) о том, как она пойдет учиться, начнет работать и их жизнь наладится. Все это время она находилась на иждивении своей матери, которая была на инвалидности. Каждый вечер она как бы принимала определенное решение, но наутро просто оставалась в постели, изобретая новые причины и откладывая поиск работы и учебы на следующий день.

По результатам наблюдений наличие фактов, попадающих под один из перечисленных критериев, может служить основой для профессионального наблюдения за человеком и принятия мер для возможного предупреждения развития психического заболевания. При поведении, удовлетворяющем двум или трем критериям одновременно, должен быть поставлен вопрос о необходимости детального исследования, проведения экспериментального патопсихологического исследования и рекомендована консультация врача. С этих позиций становится более понятной психологическая оценка состояния тех людей, которые, имея некоторые психические особенности или отклонения, остаются, например, продуктивны в своем творчестве. Их деятельность кому-то кажется непродуктивной, но они находятся в состоянии поиска решения сложной задачи. Их поведение не всегда адекватно с общепринятой точки зрения, но результат деятельности ошеломляет.

Заключение

Можно заметить, что акцентуации характера и психопатии обладают схожими чертами и типы их довольно похожи.

Но несмотря на то, что граница между нормой и отклонением расплывчата и не определена до конца, примерные ее очертания мы можем увидеть.

Поведению, отклоняющемуся от нормы, свойственны следующие характерные признаки: оно неадекватно, в нем прослеживается отсутствие самокритики, оно, как правило, непродуктивно.

Следует отметить еще один немаловажный критерий - поведение человека, подверженного патологиям, как правило, наносит вред окружающим его людям.

Нельзя забывать о том, что под воздействием давления определенного рода, акцентуация характера может перетечь в соответствующую патологию. Поэтому для предотвращения подобного «перетекания», очень важно своевременное отслеживание акцентуаций.

Тем не менее, четкого определения психической нормы не существует. И поэтому определение «нормальности» является уделом врача и должно быть индивидуальным.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Психология: Учебник для гуманитарных вузов" 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н.Дружинина. -- СПб.: Питер, 2009.

3. Исправительно-трудовая психология. М., 1974. http://yurpsy.by.ru

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. http://www.psychology.ru/library/00034.shtml

5. Мир Психологии. www.psychology.net.ru

6. Н.Л. Белопольская. Задачи патопсихологии и понятие психической нормы. http://ppf.uni.udm.ru/biblio/belskaya.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Типы психопатии и акцентуаций характера. Критерии диагностики психопатии у подростков: тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация. Акцентуации характера как крайние варианты нормы, сходство их типов с типами психопатий.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2010

    Определение понятий "психопатии" и "акцентуации характера", их различие. Разграничение акцентуаций по выраженности. Схематическая цепь совместимости и трансформаций типов психопатий и акцентуаций характера. Результаты опросника Шмишека и их анализ.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2011

    Определение понятия "акцентуация характера". Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.

    реферат , добавлен 11.12.2002

    Общее понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Влияние видов характера на профессиональную деятельность. Гармоничные типы характера. Взаимодействие с людьми, затруднения и конфликты. Акцентуации характера.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Сущность страха как особого психического состояния. Описание явной и скрытой акцентуации характера. Особенности становления эмоциональной сферы подростка. Исследование страхов детей с различными типами акцентуации характера; рекомендации по их коррекции.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2013

    Индивидуально-психологические особенности подростков 14-15 лет. Изучение типов акцентуаций характера у подростков. Диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте. Психологическая и педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Определения "характер" и "структура личности". Строение характера. Основной принцип классификации личностей. История учений о характере. Черты характера. Характер и темперамент. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2003

    Теоретический анализ понятия и свойства восприятия времени. Анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Методы и организация эмпирического исследования. Анализ и интерпретация данных.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие акцентуаций характера; явная и скрытая акцентуация. Основные типы акцентуаций характера по Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый типы.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Сущность и степени акцентуации характера, их отличительные особенности: явная и скрытая. Понятие и структура характера человека, а также основные факторы, влияющие на его формирование и развитие. Его типы: демонстративный, педантичный, дистимический.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека