Понятие цели требования и принципы целеполагания. Этапы процесса целеполагания

Что заставляет человека активно совершать определённые действия и прилагать усилия? Что его мотивирует? Цель — та путеводная звезда, которая наполняет нас жизненной силой. Видеть цель и идти туда, куда хочется — это замечательное состояние.

Цель — это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, — значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта — это некий хаос в нашей голове, то цель — результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, — чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде.

Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима , её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание — это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

В целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Как говорится — "что написано пером, не вырубить топором" . У записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной . Мы можем верить или не верить в цель, но метод записи желаний работает независимо от нас. Наше подсознание включается в активную работу, а нам нужно верить в успех.

Очень часто человек не может описать словами, что же он хочет. Поэтому обязательно нужно сформулировать цель, ведь мы тратим на её достижение своё время, силы, деньги. А сформулированная цель делает каждый последующий шаг осмысленным и придаёт уверенность. В целеполагании также важен положительный настрой и ограничение сроков достижения цели. Составление календарного плана, это уже первый шаг. И необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания. А отвлекаясь на что-то, возвращаться к своей цели.

Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом.

У вас есть выбор, — плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает чего он хочет и сам выбирает направление своего движения. Достигая своих целей и воплощая мечты, вы сможете сказать — у меня была счастливая жизнь, приносящая удовольствие и радость.

Общие требования к процессу целеполагания

Цели должны быть:

    Конкретны

    доступны для понимания

  • достижимы

Ключевые принципы постановки целей:

    Обсуждение целей

    Определение приоритетов

    установление сроков выполнения целей

    обеспечение регулярной обратной связи

    связь целей с системой поощрения

Постановка целей организации требует от руководителей доведения их до сведения подчиненных, объяснения важности их достижения, определения механизма достижения (т.е. определение материальных, человеческих, финансовых, информационных ресурсов; сроков выполнения; распределение систем ответственности, контроля, мотивации, использование технологий и других потенциальных источников).

Цели организации не остаются неизменными, каждому этапу и циклу ее развития соответствуют определенные цели. Необходима своевременная их корректировка для успешного функционирования организации.

В целеполагании всегда возникает задача свести множество возникающих целей к минимуму, из минимума выбрать главную цель, исключить те, которые выступают как средство достижения других целей или не влияют на выбор альтернатив. Главное при определении целей указать ЧТО и КОГДА.

После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются с позиции цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.

Целеполагание включает не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания – программирование деятельности по достижению сформулированных целей.

5.3. Дерево целей как метод цеполагания

К методам целеполагания относят разработку «дерева целей», которое осуществляется путем последовательной декомпозиции (разделения) главной цели на подцели по следующим правилам:

    формулировка целей должна описывать желаемые результа­ты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходи­мые для их достижения;

    формулировка целей должна быть количественно и качественно измерима;

    должна выполняться полнота редукции целей: каждая цель вышестоящего уровня разворачивается в подцели нижестоящего уровня;

    формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата; не давать двойного толкования;

    на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

    декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позво­ляет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

В целом принцип «дерева целей» обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, соци­альных, политических, духовных), их согласование для достиже­ния главной, единой цели.

Формирование «дерева целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие - те промежуточные цели (цели-средства), от реализации которых за­висит ее достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, под­разделяются на более частные и т.д. Так достигается максималь­ная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип, по существу представляет общую стратегию процесса социального управления, возможность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую опре­делить место и роль каждой цели в процессе ее достижения, раз­граничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

Количество уровней дерева целей зависит от масштабов организации, сложности целей, характера проводимых мероприятий.

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал сайт делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Они имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Условно выделяют следующие типы целеполагания:

1) свободное

2) жесткое

3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух).

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.

При жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других - недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.

При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.



Целеполагание имеет следующие этапы:

1) Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней воспитания (то есть от целей в социально-педагогическом и общепедагогическом смысле), определить стратегические, тактические и оперативные цели, затем перевести их с теоретического уровня на технологический. Если речь об учебном предмете, определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.

2) следует иметь в виду содержательную и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.

3) анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата. Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.

4) Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.

5) Определение средств достижения цели: а) идеальных - знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных - носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.

6) Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.

7) Поскольку педагогический процесс - двусторонний, то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека