Подводная лодка "Дельфин": создание проекта, постройка, назначение, выполнение заданий, конструкция и история подлодки. «Черепаха» против «Орла»: история первой в мире боевой подводной лодки

Сокровенной мечтой военных любой промышленно развитой страны мира является обладание вооружением, способным незаметно приблизиться к позициям врага, молниеносно нанести удар и невредимым вернуться обратно. Попыткой создания подобного уникального вида вооружения в 1930-е годы в СССР стала разработка проекта устройства, совмещающего в себе функции самолета и подводной лодки одновременно.

Актуальная задача

В наши дни словосочетание летающая подводная лодка звучит довольно странно. Тем не менее, в 1930-е годы военные всего мира буквально грезили появлением подобного аппарата. Данный механизм мог бы незаметно под водой приблизиться к побережью потенциального противника, подняться в воздух, совершить бомбометания, после чего снова раствориться в глубинах океана.

Идея не только интересная, но и актуальная даже для современных вооруженных сил. Все упиралось в технические возможности инженерной и научной мысли 1930-х годов.

Тем не менее, Сталин, возлагавший большие надежды на создание мощного военно-морского флота, распорядился воплотить данную идею в жизнь. Вскоре в стране, действительно, появился первый проект подобного вида вооружения. Его создателем стал военный инженер Борис Ушаков. Во время прохождения учебы в Высшем морском инженерном институте имени Дзержинского с 1934 по 1937 год талантливый ученый в чертежах сумел совместить в одном целом самолет и подводную лодку.

Уникальный проект

В 1934 году морской инженер разработал и продемонстрировал руководству советского ВПК первый проект подводной лодки-самолета. Внешне это был мощный гидросамолет с тремя моторами, оснащенный перископом. Экспертиза проекта длилась два года, после чего инженера вызвали в Министерство обороны и безапелляционно заявили, что его проект интересен, заслуживает внимания и немедленной реализации на практике.

Дальнейшие работы над созданием подводной лодки-самолета должны были проходить под эгидой Научно-исследовательского военного комитета. Но, к сожалению, когда в 1937 году началась детальная проработка проекта, его сочли слишком сложным и закрыли. Тем не менее, Борис Ушаков был совершенно иного мнения о своем детище.

Работы по созданию подводной лодки-самолета он продолжил самостоятельно. Ученый искренне считал, что реализация его проекта крайне необходима для ВМС СССР. С помощью данного механизма можно было вести военно-морскую разведку, неожиданно атаковать суда и прибрежные города, успешно преодолевать по воздуху морские минные поля, а также всего тремя подводными лодками – самолетами создавать заслон для кораблей противника протяженностью до 10 км.

При этом техническая сторона проекта была полностью продумана и технически реализуема. В лодке было шесть отсеков. В трех из них располагались авиамоторы. Далее следовало жилое помещение, аккумуляторный блок и отсек с гребным электромотором. Все летные приборы находились в герметичных отсеках и не могли пострадать от воды.

Корпус подводной лодки – самолета должен был быть изготовлен из дюралюминия, тогда как крылья предполагалось сделать стальными. Самое грустное, что в 1938 году во время повторного обсуждения возможности создания подводной лодки - самолета правительственная комиссия признала проект технически реализуемым, но закрыла его из-за низкой скорости под водой.

Западные аналоги

Похожие проекты создания подводной лодки-самолета во второй половине XX века появлялись и на Западе. Правда, даже на стадии проекта они существенно уступали изобретению Бориса Ушакова. В США в 1945, а затем в 1960-х годах военные пытались разместить различные летательные аппараты, которые могли бы стартовать с подводных лодок. Но построить летающую подводную лодку никто так и не смог. По крайней мере, официально.

Дело в том, что создание подобного вида вооружения является государственным секретом. Утечка информации в прессу в данном случае исключена.

С другой стороны интересно отметить, что с середины 1960-х годов во всем мире наблюдается всплеск наблюдения НЛО, поднимающихся в воздух из-под воды. Логично было бы предположить, что это секретные разработки летающих подводных лодок ведущих стран мира, несмотря на то, что практического подтверждения этому пока нет.

Вишневский Вадим, ученик 2 класса

В работе рассказывается история создания подводных лодок в России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подводные лодки Работу выполнил: Вишневский Вадим, ученик 2 «А» класса ГБОУ школы № 683 Приморского района

узнать больше о своих родственниках, и х нелёгкой профессии; познакомиться с историей подводного флота в России; где строят лодки; какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

ПЛАН: I. Почему я заинтересовался подводными лодками. II. История создания подводной лодки: 1.Первая подводная лодка в России. 2.Первая боевая подводная лодка. 3.Атомные подводные лодки. III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт-Петербурге. IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге. V. Заключение.

Мой дедушка, Леонид Николаевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево на подводной лодке К-19. Ушел на пенсию в звании капитана II ранга.

Мой дядя, Олег Анатольевич, моряк-подводник, служил в Гаджиево, заканчивал Военно-морское училище подводного плавания им. Фрунзе в Санкт-Петербурге.

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

«Потаённое» судно

Памятник первой российской подводной лодке в курортном пригороде Санкт-Петербурга - Сестрорецке.

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов.

Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине в месте испытания второй модели подводной лодки.

Первая боевая подводная лодка «Дельфин»

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была спроектирована в ЦКБМТ «Рубин» и построена на заводе Адмиралтейские верфи, в Санкт-Петербурге. Строительство началась в 1960 году. Она была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

ОАО «Адмиралтейские верфи» Судостроительный завод «Северная верфь» Кронштадтский морской завод Балтийский завод

Центральный военно-морской музей

Первый в России музей подводного флота находится по адресу: Кондратьевский проспект, 83/1. Музей был открыт в 1993 году и носит имя моряка-подводника Александра Маринеско.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 « Народоволец» является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны.

Плавучий музей подводной лодки С-189 наб. Лейтенанта Шмидта, напротив Морского корпуса Петра Великого, м. Василеостровская

Музей истории подводного флота в здании Военно-морского училища подводного плавания.

В год 300-летия Санкт-Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира АПРК " Курск«, Дудко С.В. В связи с этим в школе создан музей " Из истории подводного флота России".

Предварительный просмотр:

Выступление Вишневского Вадима,

ученика 2 «А» класса школы № 683 Приморского района.

Тема: «Подводные лодки»

Цели и задачи:

Узнать больше о своих родственниках, их нелёгкой профессии;

Узнать историю подводного флота в России;

Где строят лодки;

Какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

План:

I. Почему я заинтересовался подводными лодками.

II. История создания подводной лодки:

1.Первая подводная лодка в России.

2.Первая боевая подводная лодка.

3.Атомные подводные лодки.

III. Заводы, конструирующие подводные лодки, в Санкт

Петербурге.

IV. Музеи подводного флота в Санкт-Петербурге.

V. Заключение.

Здравствуйте, меня зовут Вишневский Вадим. Я – ученик

2 «А» класса 683 школы.

Слайд 1

Моя тема: «Подводные лодки».

Тема была выбрана мною не случайно. Как и многие мальчишки, я интересуюсь военной техникой. А главное, в моей семьей выросло не одно поколение моряков-подводников.

Слайд 2

Мне захотелось больше узнать о своих родственниках, их нелёгкой профессии, узнать историю подводного флота в России, где строят лодки и какие в нашем городе есть музеи, посвященные истории подводного флота.

Слайд 3

Мой дедушка – Леонид Николаевич, капитан II ранга, служил на первой атомной подводной лодке К-19 в Гаджиево, город в Мурманской области, названный в честь героя моряка-подводника Магомета Гаджиева.

Слайд 4

Мой дядя – Олег Анатольевич, тоже моряк-подводник, служил в Гаджиево, как и мой дедушка.

Слайд 5

Мой папа - капитан III ранга, Александр Леонидович, закончил Военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге.

А мой двоюродный дедушка – контр-адмирал, Николай Николаевич.

Слайд 6

В России всегда был интерес к подводному плаванию. Первую лодку, ее тогда называли «потаённым» судном, попытался создать плотник Ефим Никонов. Это было при Петре I. Через несколько лет созданный образец прошел испытания на Галерном дворе, судно опустили на воду, но при этом повредили ему днище. Работы были прекращены, а неграмотный изобретатель был послан на верфи плотником.

Слайд 7

Памятник первой подводной лодке находится в Сестрорецке.

Слайд 8

Подводные лодки Джевецкого – первая в мире серия боевых подводных аппаратов. Применялись в 1880-е годы для обороны российских военных портов на Балтийском и Черном морях, также использовались во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Слайд 9 Памятник подводной лодке Джевецкого установлен в Гатчине.

Слайд 10

Первая боевая подводная лодка «Дельфин» была спроектирована Бубновым в 1900 году и служила для подготовки первых русских подводников. За время русско-японской войны 17 дней провела в море и совершила боевой поход.

Слайд 11.

Подводная лодка К-19 - первый советский атомный ракетоносец, на котором служил мой дедушка и совершил немало походов. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима». Лодка была спущена на воду в 1959 году.

Слайд 12.

Самая большая атомная подводная лодка «Акула», она же «Тайфун», была построена в 1960 году в рекордно короткие сроки - за 5 лет. Подводная лодка высотой с 9-этажный дом и длиной почти в два футбольных поля. Проект «Акула» стал самой большой подводной лодкой в мире, лодка занесена в книгу рекордов Гинесса.

Слайд 13.

В Санкт-Петербурге много заводов, занимающихся конструированием и ремонтом подводных лодок. Среди них:

"Адмиралтейские верфи" - старейшая судостроительная верфь России, На заводе были построены лодки проекта «Акула».

Судостроительный завод «Северная верфь » является одним из лидирующих предприятий оборонной промышленности России.

Балтийский завод построил первую боевую подводную лодку «Дельфин», а также подводную лодку С-189, в которой в настоящее время создан плавучий музей.

Также у нас есть Кронштадтский морской завод , который производит бронированные военные суда, делает ремонт и совершенствует корабли.

Слайд 14.

В нашем городе имеется более 100 морских музеев. Старейшим является Центральный военно-морской музей, созданный в 1709 г. по указу Петра I.

Слайд 15.

Первый в России музей подводного флота, открывшийся в Петербурге в 1993 году, носит имя моряка-подводника Александра Маринеско, Это Герой Советского Союза, совершивший немало подвигов во имя Родины.

Слайд 16.

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 "Народоволец" является уникальным памятником истории отечественного кораблестроения и героических действий подводников в годы Великой Отечественной войны .

Слайд 17.

Интересен, как детям, так и взрослым, плавучий музей подводной лодки С-189. Это – последняя на территории Российской Федерации средняя дизельная подводная лодка. Она 35 лет находилась в составе Балтийского флота, но в 90-х годах пришла в негодность и затонула в Кронштадте. Но лодку решили сохранить и открыли в ней музей. В отсеках лодки сохранена реальная обстановка службы и быта советских подводников.

Слайд 18.

Также в Санкт-Петербурге существует музей истории подводного флота, находящийся в здании Военно-Морского училища подводного плавания, которое заканчивал мой папа. Училище воспитало 13 Героев Советского Союза и 4 Героя России.

Слайд 19.

В год 300-летия Санкт - Петербурга школе, ГОУ СОШ № 134, было присвоено имя героя-подводника, старшего помощника командира атомной подводной лодки "Курск", Сергея Дудко. В связи с этим в школе создан музей "Из истории подводного флота России".

Слайд 20.

12 августа 2000 года подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море, тайна ее гибели неизвестна до сих пор.

Я понял, что профессия подводника трудна и опасна, потому что море не прощает ошибок, и члены экипажа несут ответственность друг за друга. Нужно быть собранным и внимательным. Подводники – смелые и надежные люди, никогда не бросят друга в беде!

Подводники – особый народ!

Сам для себя я еще не решил, кем хочу стать в будущем, но мне очень интересна и близка профессия моряка-подводника.

Спасибо за внимание!

Слайд 21 – Фильм

Способных к автономным действиям под водой и на поверхности. Могут как нести вооружение, так и выполнять специализированные операции (от научно-исследовательских, до ремонтных и развлекательных) под водой, в зависимости от конструкции. Также подлодками в некоторых источниках называют беспилотные роботизированные подводные аппараты на дистанционном управлении.

История появления

Античность и Средние века

Первые упоминания о судне способном погружаться под воду датированы 1190 годом. В германском сказании (автор неизвестен) «Салман и Моролф» главный персонаж (Моролф) построив лодку из кожи скрылся на ней от враждебных судов на дне морском. При этом под водой лодка находилась 14 дней, поступление воздуха обеспечивалось внешним забором через длинную трубу. К сожалению чертежей или хотя бы рисунков данного судна не сохранилось, по этому реальность его существования как подтвердить, так и опровергнуть не возможно.

Эскиз подводной лодки Леонардо Да Винчи

Работы над аппаратом способным погружаться под воду проводил и «гений Ренессанса» Леонардо Да Винчи. Однако его подводная лодка не имеет подробного описания и чертежей, уничтоженных самим изобретателем.

Сохранился лишь небольшой набросок судна овальной формы, с тараном и небольшой рубкой, в центре которой находится люк. Каких либо конструктивных особенностей на нём разобрать невозможно.

Впервые научные основы подводного плавания были изложены в 1578 г., в труде Уильяма Буэна «Изобретения или устройства совершенно необходимые для всех генералов и капитанов, или командиров, людей как на море, так и на земле». В этом труде, используя закон Архимеда, им впервые были научно обоснованы способы обратимого погружения/всплытия, с помощью изменения плавучести судна при изменении его водоизмещения.

В 1580 году Уильям Брун и в 1605 году Магнус Петилиус, англичане, построили суда способные погружаться. Однако эти объекты нельзя было назвать подводными лодками, так как они не способны были перемещаться под водой, а могли лишь погружаться и всплывать в заданном месте.

1620 г. подводная лодка Ван Дреббеля.

Первой подводной лодкой, способной перемещаться под водой в произвольном направлении и имеющей неоспоримые доказательства существования, стал проект Корнелиуса Ван Дребеля. Данное судно было выполнено из дерева и кожи, было способно погружаться на глубину до 4 метров с использованием заполнения/опорожнения кожаных мехов. Первый экспериментальный образец был построен в 1620 году и использовал для движения шест, отталкивающийся от дна, а уже в 1624 году, на новой модели с весельным движителем (отверстия в корпусе для весел уплотнялись кожаными вставками) подводное путешествие по Темзе совершил король Англии Яков I.

По письменным свидетельства глубина погружения определялась ртутным барометром. Кроме того имеется неподтверждённая информация о использовании им разложения селитры при нагреве для получения кислорода.

Дени Папен (1647 - 1712 гг.)

Более 10 лет это судно использовалось английской знатью для путешествий между Гривичем и Вестминстером.

Впервые идея постройки подводного корабля из металла была высказана в 1633 году французскими учеными-монахами Жоржем Фурнье и Мареном Мерсенном в труде «Технологические, физические, нравственные и математические проблемы».

В данном труде впервые была сделана попытка применить улучшение обтекаемости и управляемости подводного судна по примеру рыб (корпус судна предлагалось делать из медных листов с формированием его в форме рыбы, с заостренными концами и плавниками на оконечностях для лучшей управляемости).

Первым металлическим подводным судном стала изготовленная Дени Папеном в 1691 году субмарина прямоугольной формы, 1,68 метра в длину, 1,76 метра в высоту и шириной 0,78 метра.

Материалом изготовления послужила жесть, укрепленная металлическими прутьями. На верхней части судна имелось отверстие «…такого размера, чтобы в него свободно проникал человек», закрывавшееся герметичным люком. По утверждению автора в судне имелись и «другие отверстия через которые экипаж судна мог взаимодействовать с вражеским судном разрушая его».

Какие конкретно действия предполагалось делать с врагом неизвестно, как неизвестен и способ погружения/всплытия и передвижения судна Папена.

XVIII-XIX века

Эпоха Нового времени характеризовалась бурным научно-техническим прогрессом, который не мог не повлиять на конструирование подводных лодок.

Предполагаемый вид «потаённого» судна

В 1720 году в Петербурге тайно была заложена первая изначально военная подводная лодка, по проекту Ефима Никонова . Лодка разрабатывалась им с 1718 года под патронажем Петра 1. В 1721 году первый вариант судна был спущен на воду и успешно прошел испытания.

Изобретатель продолжил работы и уже в 1724 году на воду прошли испытания второй модели подлодки. К сожалению окончились они неудачно - от удара о дно возникла течь и лишь ценой больших усилий судно вместе с изобретателем было спасено.

С 1725 по 1726 годы изобретатель работал над третьей моделью своего судна, уже под эгидой Екатерины 1. В вину конструктору была поставлена растрата 400 рублей и в 1728 году он был разжалован и послан в адмиралтейство Архангельска.

Точных данных о конструкции судна Никонова не сохранилось. Есть лишь общие данные о форме судна (бочкообразная), материалах (доски укреплённые обручами и обшитые кожей), системе погружения/всплытия - водяного ящика, снабженного ручной помпой. Двигалась лодка на вёсельном приводе. Вооружение предлагалось самое разнообразное, от «огненных труб» (прообраза современных огнеметов) до обычных орудий и выхода водолаза через шлюзовую камеру, для ручного разрушения корпуса судов противника.

Подводная лодка «Черепаха»

Через 50 лет в США была построена первая лодка принимавшая участие в боевых действиях. В 1773 году Дэвид Башнел сконструировал Turtle . Корпус судна был чечевидной формы, состоял из двух половин, соединенных на фланцах кожаной вставкой. На крыше судна располагалась медная полусфера с люком для проникновения в лодку и иллюминаторами для наблюдения за обстановкой снаружи. Лодка имела балластное отделение, заполняемое и опорожняемое с помощью помп и аварийный свинцовый балласт, который мог быть легко сброшен. Движитель использовался вёсельный, вооружение состояло из расположенной в корме 45 килограммовой мины , снабженной часовым механизмом. Предполагалось что мина будет закреплена на корпусе судна с помощью бура.

6 сентября 1776 года, впервые в мире, была произведена попытка атаки вражеского судна подводной лодкой. Субмарина Turtle , под командованием сержанта Эзры Ли, атаковала британский фрегат HMS Eagle . Однако атака не удалась - судно оказалась обшито медными листами, справиться с которыми бур не смог. Несколько последующих попыток атак британских судов также оказались неудачными, а во время последней лодка буксирующая Turtle была обнаружена английским кораблем, и потоплена артиллерийским огнем вместе с подлодкой.

Nautil 2 Р. Фултона

Конец 18-го века ознаменовался постройкой во Франции американским инженером Робертом Фултоном, в 1800 году, подводной лодки Nautil 1 . Первая модель была сделана из дерева, имела эллипсоидную форму, приводилась в движение мускульной силой, через механическую передачу вращением сначала Архимедова, а впоследствии 4-х лопастного винтов .

Вторая модель (Nautil 2 ) имела весьма значительные изменения по сравнению с прототипом. Во-первых корпус судна был построен уже из меди, сохранив форму эллипса в сечении. Во-вторых лодка получила два раздельных движителя: для подводного и надводного хода. В надводного положении лодка двигалась под раскладным зонтичным парусом (укладываемом в подводном положении в палубу вместе с мачтой). В подводном положении лодка по прежнему передвигалась с помощью винта вращаемого через передачу сидящими внутри лодки людьми. Лодка вооружалась миной из двух медных бочонков - подрыв прикреплённой мины производился по проводам с помощью тока.

В 1801 году подводной лодкой Nautil 2 была произведена первая в мире (правда демонстрационная) успешная атака на рейде Бреста. Миной был подорван шлюп . Французское правительство не оценило изобретения, сочтя его "бесчестным" и изобретатель перебрался в Англию. Лорды адмиралтейства рассмотрев проект пришли к выводу о его несомненной опасности прежде всего для самой Англии - поскольку данный тип судов ставил под вопрос мощь любого надводного флота. Изобретателю была предложена пожизненная пенсия с условием "забыть" о своем проекте.

Чертеж подводной лодки К.А. Шильдера

В 1834 году был построен первый в мире подводный ракетоносец. Разработанная генерал-адьютантом К.А. Шильдером подводная лодка имела продолговатый яйцевидный корпус, изготовленный из железа толщиной до 5 мм. Для входа в лодку имелись две рубки на верхней палубе до 1 метра высотой и до 0,8 метра в диаметре. Судно имело оригинальный гребной движитель с ручным приводом: особой формы лапки-гребки (по 2 с каждой стороны) при движении вперед складывали, а при гребке расправлялись, создавая движущий толчок. Данный тип движения сообщал лодке достаточно хорошую управляемость, обеспечиваемую регулировкой угла и силы гребка каждой «лапки».

Вооружение состояло из подрываемой по проводам мины, закреплённой на специальном гарпуне, вонзаемом в корпус судна противника и 6 направляющих для пуска пороховых ракет, расположенных группами по 3 по бортам. По некоторым данным запуск ракет был возможен и из подводного положения.

Первое испытание судна окончилось неудачей (подробности не известны из-за высокой секретности проекта) и дальнейшие работы были свернуты.

Первая попытка уйти от мускульной силы при движении подводных лодок была сделана в 1854 году. Французским изобретателем Проспером Пейерном было построено судно Paerhydrostate с паровым двигателем оригинальной конструкции. В специальной топке сжигалась смесь селитры и угля, с одновременной подачей в топку воды. Продукты сгорания подавались в паровую машину, откуда избытки стравливались за борт. Основным минусом данной конструкции оказалось образование азотной кислоты в котле, которая разрушала конструкции судна.

Подводная лодка Александровского

В 1863 году в России было заложено первое подводное судно с применением пневматического двигателя. Подводная лодка разработанная И. Ф. Александровским использовала пневматические двигатели, питающиеся из 200 чугунных баллонов с воздухом, под давлением 100 атмосфер.

Субмарина водоизмещением 352 тонны (надводное)/365 тонн (подводное) имело корпус рациональной формы, с толщиной стенок от 9 до 12 миллиметров, рубку с остеклением, два пневматических двигателя мощностью до 117 лошадиных сил и вертикальные и горизонтальные рули. Имевшийся запас сжатого воздуха использовался также для продувки цистерны главного балласта.

Вооружение состояло из двух обладающих положительной плавучестью мин, соединённых эластичной связкой. Подрыв осуществлялся по проводам.

Примечательно, что именно Александровским в 1865 году была разработана первая самодвижущаяся мина (за год до изобретения самодвижущейся мины Уайтхедом), названная им «торпедо». Предложенная морскому ведомству торпеда была разрешена к производству «за собственный счет» только в 1868 году. Несмотря на то что в 1875 году торпеда Александровского была успешно испытана и имела ряд важных преимуществ перед изделием Уйатхеда к закупке были назначены именно последние, из-за меньшего веса и размера.

В 1864 году во Франции была построена субмарина Plongeur , так же как и лодка Александровского, имевшая пневматические двигатели. Лодка была вооружена шестовой миной и могла развивать подводную скорость до 4 узлов в течение 2 часов. Однако субмарина отличалась большой неустойчивостью в удержании глубины и была признан непригодной для военного применения.

Подводная лодка Х. Ханли

В 1863 году в США была построена серия подводных лодок под общим название David . Конструктором лодок был южанин Хорас Л. Ханли. Экипаж лодок состоял из 9 человек, из которых 8 крутили привод винта, для движения лодки. Вооружение состояло из одной шестовой мины с электрическим запалом инициируемым из лодки. Первая атака David произошла 5 октября 1863 года на броненосец USS Ironside . Атака оказалась неудачной - подрыв мины произвели слишком рано и лодка со всем экипажем погибла. 17 февраля 1864 года подлодкой данного типа, имевшей название H. L. Hunley , был атакован корабль USS Housatonic . Атака прошла удачно, но после атаки субмарина пропала без вести. По современным данным подлодка затонула неподалеку от своей жертвы из-за механических повреждений. В 2000 году она была поднята, отреставрирована и находится в музее г. Чарльстон.

Подводная лодка Джавецкого

Первой по настоящему серийной подлодкой стали аппараты С.К. Джевецого, которые были приняты к производству серией 50 штук, несмотря на свою крайне примитивную для тех лет конструкцию. Первая модель имела педальный привод, мина прикреплялась к корпусу судна противника через резиновый рукав. Впоследствии Джавецкий усовершенствовал свои суда поставил сначала пневматические, а затем и электрические двигатели. Строились лодки в период с 1882 по 1883 год, часть из них сохранилась в некоторых портах России вплоть до Русского-Японской войны 1905 года.

Первой субмариной на электрических двигателях стала конструкция французского кораблестроителя Клода Губэ, развитая в последствии Дюпуи де Ломом и Густавом Зеде. Подводная лодка, названная Gymnote , была спущена на воду в 1888 году. Она имела водоизмещение 31 тонна, имела корпус с заостренными оконечностями, использовала для передвижения электрический двигатель мощностью 50 лошадиных сил, питающийся от аккумуляторной батареи весом до 9,5 тонн.

Построенная затем в 1898 году,на базе этой конструкции, субмарина Siren смогла развить подводную скорость до 10 узлов. После смерти Г. Зеде подлодка получила его имя. В 1901 году, на маневрах, подводная лодка Gustave Zédé скрытно проникла на рейд и, всплыв в 200 метрах от броненосца, провела успешную учебную торпедную атаку.

В 1900 году во Франции вступила в строй подводная лодка Narwhal , конструкции Макса Лобёфа. Подводная лодка использовала паровую машину для движения на поверхности и электродвигатели для движения под водой. Уникальной особенностью этой подводной лодки являлось использование паровой машины не только для движения судна в надводном положении, но и подзарядка аккумуляторных батарей с её помощью. Данная возможность привела к значительному росту автономности подводной лодки, которой уже не нужно было возвращаться в базу для подзарядки аккумуляторов. Кроме того в конструкции была использовала двухкорпусная схема.

ПЛ Holland , 1901 год

В 1899 году окончились успехом длительные конструктивные изыскания американца Джона Холланда.

Его подводная лодка Holland IX получила бензиновый двигатель, так же как и у Narwhal , не только обеспечивающим надводное перемещение, но и подзарядку аккумуляторов для электродвигателя подводного хода.

Лодка имела на вооружении 2 торпедных аппарата и на испытаниях удачно провела несколько атак. Благодаря широкой рекламной компании подводные лодки данной конструкции (правда значительно модернизированной со временем) начали закупаться и другими странами кроме США, в частности Россией и Англией.

XX-XXI века

ПЛ М-35, Черноморский флот

К началу двадцатого века основные конструктивные особенности подводных лодок уже были изучены, разрушительный потенциал получил должную оценку и конструирование подводных лодок стало выходить на государственный уровень. Начались разработки способов применения субмарин в широкомасштабных боевых действиях.

Первая АПЛ USS Nautilus

Дальнейшее развитие этого класса судов шло в сторону достижения нескольких основных моментов: увеличения скорости передвижения как в надводном, так и в подводном положении (при максимальном снижении шумности), увеличение автономности и дальности, увеличение достижимой глубины погружения.

Разработка новых типов подводных лодок шла во многих странах параллельно. В процессе развития подлодки получили дизель-электрические силовые установки, перископические системы наблюдения и торпедно-артиллерийское вооружение. Широкое применение субмарины впервые получили в Первой, а затем и Второй мировых войнах.

Следующим важным этапом в конструировании подводных лодок стало внедрение ядерной силовой установки, вернувшей в работу паровые турбины. Впервые данный тип ГЭУ был применен на USS Nautilus в 1955 году. Затем атомарины появились и в флотах СССР , Великобритании и других стран.

На настоящий момент подводные лодки являются одним из самых широко распространенных и многоцелевых классов кораблей. Подводные лодки выполняют широкий тип задач от патрулирования до ядерного сдерживания.

Основные конструктивные элементы

В конструкции любой подводной лодки можно выделить ряд общих обязательных конструктивных элементов.

Конструкция лодки

Корпус

Основная функция корпуса - обеспечивать постоянство внутренней среды для экипажа и механизмов лодки при погружении (обеспечивается прочным корпусом) и обеспечивать максимально возможную скорость перемещения судна под водой (обеспечивается лёгким корпусом). Подлодки у которых один единственный корпус выполняет обе эти функции получили название однокорпусных. У таких лодок цистерны главного балласта находятся внутри корпуса субмарины, что закономерно снижает полезный внутренний объем и требует повышенной прочности их стенок. Однако лодки такой конструкции значительно выигрывают в весе, потребной мощности двигателей и манёвренности.

Полутарокорпусные лодки имеют прочный корпус частично закрытый легким корпусом. Цистерны главного балласта также частично вынесены наружу, между легким и прочным корпусами. Плюсы как и у однокорпусных субмарин: хорошая манёвренность и быстрое погружение. Вместе с тем характерны для них, хоть и в меньшей степени, и минусы однокорпусных подлодок - малое внутренне пространство, малая автономность.

Лодки классического двухкорпусного строения имеют прочный корпус, на всей протяженности прикрытый легким корпусом. Цистерны главного балласта вынесены в промежуток между корпусами, как и часть элементов набора. Достоинства - высокая живучесть, большая автономность, больший объем внутреннего пространства. Минусы - относительно длительное погружение, большие размеры, низкая манёвренность, сложные системы заполнения балластных систем.

Субарина, тип Los Angeles в сухом доке, классический сигарообразный корпус

Многокорпусные субмарины (с несколькими прочными корпусами) являются весьма редкими, не имеют значимых преимуществ и широкого распространения не получили.

Современные подходы к форме корпуса подводной лодке обусловлены функционированием подводных лодок в двух разных средах - под водой и на поверхности. Эти среды диктуют разные оптимальные формы обводов подводных лодок. Эволюция формы корпуса была тесно связана с эволюцией двигательных систем. В первой половине двадцатого века приоритетной средой для подводных лодок было надводное перемещение, с кратковременными погружениями для выполнения боевых задач. Соответственно корпуса лодок тех времен имели классическую конструкцию носовой оконечности с заостренным носом для лучшей мореходности. Учитывая небольшую скорость подводного хода, высокое гидродинамическое сопротивление таких обводов под водой особой роли не играло.

У современных же лодок, с увеличением автономности и скорости подводного хода, встал вопрос об уменьшении гидродинамического сопротивления и шумности субмарины в подводном положении, что привело к применению так называемого «каплевидного» корпуса, оптимального для движения под водой.

Корпус современных подводных лодок часто покрывается специальным резиновым слоем для улучшения обтекаемости, уменьшения шумности и заметности для активных акустических сенсоров.

ГЭУ и двигатели

В истории развития подводных лодок можно выделить несколько видов силовых установок

ПЛ серии David в разрезе

  • Мускульная сила - непосредственно или через механическую передачу
  • пневматические двигатели - с использованием сжатого воздуха или пара
  • паровые двигатели - как используемые самостоятельно в качестве двигателя, так и для подзарядки аккумуляторов лодки
  • электрические двигатели - с использованием запасаемой в аккумуляторах электроэнергии
  • дизель-электрические двигатели - с использованием дизеля для движения в надводном положении, или только для питания электродвигателей
  • ядерные силовые установки - фактически являющиеся паровыми турбинами, где пар вырабатывается ядерным реактором.
  • электродвигатели с использованием топливных элементов

Ядерный реактор ПЛ «Мурена»

Существуют и двигатели использовавшиеся в единичных экземплярах, и не получившие широкого распространения, такие как дизельный двигатель закрытого цикла (использовался в советских субмаринах проекта 615, получивших прозвище «зажигалки»), двигатель Стирлинга, двигатель Вальтера и другие.

В качестве движителя первоначально использовались вёсла, на смену которым пришел винт различных конструкций используемый и по настоящее время. Количество винтов может варьироваться от 1 до 3.

Единственной субмариной использовавшей 4 винта была японская экспериментальная субмарина «№ 44», построенная в 1924 году. Но и с неё впоследствии 2 винта и два двигателя были сняты, превратив ее в обычную двух-винтовую подлодку.

Альтернативой винту являются применённые в нескольких типах субмарин водомётные движители, различных конструкций, не получившие правда широкого распространения из-за значительной технической сложности и громоздкости.

Системы погружения/всплытия и управления

Все надводные корабли, а также подводные лодки в надводном положении, имею положительную плавучесть, вытесняя объём воды меньший, чем объём воды который они вытесняют если полностью погружены в воду. Для гидростатического погружения субмарина должна иметь отрицательную плавучесть, что достижимо двумя путями: повышением собственно веса или уменьшением водоизмещения. Для изменения собственного веса все субмарины имеют балластные цистерны, которые могут заполняться как водой так и воздухом.

Для общего погружения или всплытия, подводные лодок используют носовые и кормовые цистерны, называемые цистернами главного балласта (ЦГБ), которые заполняют водой, чтобы погрузить или воздухом, для всплытия. В подводном положении ЦГБ, как правило, остаются заполненными, что значительно упрощает их конструкцию и позволяет разместить их в межкорпусном пространстве, вне прочного корпуса.

Для более точного и быстрого контроля глубины, в конструкции подводных лодок используют цистерны контроля глубины, ЦКГ, также называемыми прочными цистернами, из-за их способности выдерживать высокое давление. Изменением объёма воды в ЦКГ можно контролировать изменение глубины или поддерживать постоянство глубины погружения, при изменении внешних условий (главным образом солёности и плотности воды), меняющихся в разных местах и глубинах).

Экстренное всплытие ПЛ

Подлодки находящиеся под водой с нулевой плавучестью имеют тенденцию к продольным и поперечным колебаниям, называемым дифферентом. Для устранения таких колебаний используются дифферентные цистерны, перекачкой воды в которых достигается относительная устойчивость положения подводной лодки в погружённом состоянии.

Кроме того, для управления глубиной лодки используются так называемые рули глубины, располагающиеся в кормовой оконечности, у винтов (преимущественно для управления погружением/всплытием), на рубке и в носовой оконечности (применяются в основном для управления дифферентом). Применение рулей глубины ограничивается минимальной необходимой скоростью движения субмарины.

Для экстренного всплытия используются все способы контроля глубины одновременно, что может приводить к эффекту «выпрыгивания» субмарины на поверхность.

Для управления направлением движения лодки также используются вертикальные рули, на современных лодках достигающие очень значительной площади, в связи с большим водоизмещением субмарин.

Системы наблюдения и обнаружения

Имеющие небольшую глубину погружения, первые субмарины были способны управляться путем обзора через обычные иллюминаторы, чаще всего устанавливаемые в рубке. Освещённости и прозрачности воды вполне хватало для уверенной навигации и управления. Тем не менее, уже тогда вставал вопрос о наблюдении за поверхностью и делались различные попытки сконструировать приборы для наблюдения за ней.

Двойной перископ HMS Ocelot

Существовал проект перестройки субмарины проекта 940 под транспортные нужды, для круглогодичной доставки грузов в районы Крайнего Севера. До металла проект не дошел из-за финансовых трудностей.

Самая быстрая в мире почтовая доставка (зафиксированная в книге рекордов Гиннеса) была выполнена 7 июня 1995 года, российской подводной лодкой К-44 «Рязань». Ракетой «Волна», спускаемый модуль с аппаратурой и почтой был доставлен из Баренцова моря на Камчатку.

Мезоскаф «Аугуст Пикар» в музее

Первая туристическая лодка Mésoscaphe PX-8 «Auguste Piccard» разрабатывалась с 1953 года Огюстом Пикаром. Реализована идея была Жаком Пикаром, и в 1964 году субмарину спустили на воду.

Подлодка использовалась для подводных путешествий по Женевскому озеру. За время своей работы Мезоскаф совершил порядка 700 погружений и прокатил до 33000 пассажиров.

фибергласовая нарко-субмарина

На 1997 год в мире насчитывалось 45 туристических субмарин. Они способны погружаться на глубину до 37 метров и перевозить до 50 пассажиров.

Отдельного упоминания стоит криминальное применение субмарин. В настоящее время наркорговцами из Южной Америки периодически используются субмарины для провоза наркотиков в США.

Используются как конструкции кустарного изготовления, так и суда изготовленные на судостроительных верфях по спецзаказу.

Военное применение

Подводные лодки до Первой мировой войны ПЛ «Судак»

Японская империя подводные лодки в этом конфликте почти не использовала, ограничившись патрулированием подходов к некоторым базам.

В 1905 году во Владивостоке была сформирована первая в мире эскадра подводных лодок, включившая в себя 7 наличных боеготовых лодок.

В первое патрулирование лодки этой эскадры вышли 1 января 1905 года. А первое боевое столкновения с силами японцев состоялось 29 апреля 1905 года, когда японские эсминцы обстреляли подводную лодку «Сом» , которая сумела затем уклониться.

Несмотря на возлагавшиеся на ПЛ надежды большого успеха в ходе этой войны они не достигли. Это было обусловлено как конструктивным недостатками, так и отсутствующим опытом боевого применения данного класса судов - никто не знал как их грамотно применить. Тем не менее, опыт этой войны позволил сформулировать концепции их применения и выявить узкие места в характеристиках.

Когда впервые была озвучена концепция «неограниченной подводной войны» , при которой все неприятельские суда, и военные и гражданские, топились в независимости от характера груза.

22 сентября 1914 года подлодкой U-9 , под командованием Otto Weddigen , были в течение полутора часов последовательной уничтожены 3 крейсера Cruiser Force C : HMS Hogue , HMS Aboukir и HMS Cressy .

За время Первой Мировой войны подводными лодками воюющих стран были уничтожены 160 боевых судов, от линкоров до эсминцев, торговых судов общим грузовым тоннажем до 19 миллионов регистровых тонн. Действия подводных лодок Германии поставили Англию на грань поражения.

Одной из основных официальных причин вступления США в Первую Мировую войну стала гибель 7 мая 1915 года RMS Lusitania , на борту которой находились граждане США.

Подводные лодки во Второй мировой войне

По итогам Первой Мировой войны были сделаны выводы о необходимости более тесного взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями, что потребовало улучшения надводных тактико-технических характеристик.

Несмотря на проводившиеся модификации и применение новых решений подводные лодки оставались большей частью ныряющими. То есть способными лишь на незначительный срок погружаться для атаки или уклонения от преследования, с последующей необходимостью всплытия для зарядки аккумуляторов. Зачастую, особенно в ночное время, подводные лодки атаковали из надводного положения, в том числе и с применением палубных орудий.

Наиболее ярким эпизодом деятельности подводных лодок во Второй Мировой войны стала «Вторая битва за Атлантику» , в 1939-1941 году. Действия «волчьих стай» «папаши Дёница » поставили под вопрос любое судоходство в Атлантике.

Самым успешным и массовым проектов подводной лодки Второй Мировой войны стал проект немецкой субмарины тип VII . Всего было заказано 1050 лодок этой серии, из которых 703 лодки различных модификаций вошли в строй.

С 1944 года именно на немецких субмаринах тип VII впервые массово начал использоваться шнорхель , труба для забора воздуха с поверхности в подводном положении.

В конце Второй Мировой войны Германией были разработаны и построены первые лодки типа XXI . Это были первые в мире подводные лодки более приспособленные к подводным боевым действиям, чем к надводным. Они имели запредельную для тех времен глубину погружения 330 метров, рекордно низкую шумность и большую автономность.

За время боевых действий субмаринами всех воюющих стран было уничтожено 4430 транспортных судов общей грузоподъемностью до 22,1 миллиона регистровых тонн, 395 боевых кораблей (включая 75 подводных лодок).

Послевоенный период

Первый запуск крылатой ракеты с палубы дизельной подводной лодки USS Tunny произошел в июле 1953 года.

INS Khukri , атакованный пакистанской подводной лодкой Hangor , во время индо-пакистанского конфликта в 1971 году.

В 1982 году во время войны на Фолклендских островах, британской атомной субмариной HMS Conqueror был потоплен аргентинский легкий крейсер General Belgrano , ставший первым судном потопленным атомной субмариной.

На настоящий момент подводные лодки состоят на вооружении 33 стран мира, выполняя разнообразные боевые задачи от патрулирования и ядерного сдерживания, до высадки диверсионных групп и обстрела береговых целей.

  • Рекордная глубина погружения подводной лодки, 1027 метров, установлен субмариной ВМФ СССР К-278 «Комсомолец», единственной лодкой проекта 685 «Плавник»
  • Рекордная скорость в надводном положении 44,7 узла, достигнута подводной лодкой ВМФ СССР К-222, проекта 661 «Анчар».
  • Самые крупные в мире подлодки - субмарины ВМФ СССР проекта 941 «Акула», водоизмещение 23200 тонн надводное/48000 тонн подводное.

Литература

  • Showell, Jak The U-Boat Century:German Submarine Warfare 1906–2006 . - Great Britain: Chatham Publishing, 2006. - ISBN 978-1-86176-241-2
  • Watts, Anthony J. The Imperial Russian Navy . - London: Arms and Armour Press, 1990. - ISBN 978-0-85368-912-6
  • Прасолов С.Н., Амитин М.Б. Устройство подводных лодок . - Москва: Воениздат, 1973.
  • Шунков В. Н. Подводные лодки . - Минск: Поппури, 2004.
  • Тарас А. Е. Дизельные подводные лодки 1950-2005 . - Москва: АСТ, 2006. - 272 с. - ISBN 5-17-036930-1
  • Тарас А. Е. Атомный подводный флот 1955-2005 . - Москва: АСТ, 2006. - 216 с. - ISBN 985-13-8436-4
  • Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России . - Москва: АСТ, 2002. - 286 с. - ISBN 5-17-008106-5
  • Трусов Г.М. «Подводные лодки в русском и Советском флоте» . - Ленинград: Судпромиздат, 1963. - 440 с.
  • Военно-морской словарь/Гл. ред. В. Н. Чернавин. Ред. коллегия В. И. Алексин, Г. А. Бондаренко, С. А. Бутов и др. - М.: Воениздат, 1990. - 511 с., 20 л.илл., стр. 197

Ссылки

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» — проект 971 .

В течение 7 лет шла кропотливая работа по созданию новых кораблей. Результатом титанических усилий горьковских конструкторов стал проект 945 подводных лодок типа «Барракуда». Закладка головного корабля серии АПЛ «Карп» состоялась в 1979 году на Горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово». В дальнейшем предполагалось постройка еще одного судна на стапелях «Севмаш».

Разработка и создание боевого корабля проекта 945

Проектирование новых лодок, относящихся к 3-ему поколению, началось в 1972 году. Вся техническая документация по новому проекту создавалась в Горьковском (теперешний Нижний Новгород) ЦКБ «Лазурит». Местом реализации проекта изначально был выбран судостроительный завод «Красное Сормово», расположенный здесь же, в городе Горьком.

АПЛ проекта 945 кардинально отличались от всех предыдущих подводных кораблей подобного класса. Предполагалось вести строительство корабля, корпус которого будет выполнен из титанового сплава. Это новшество давало существенную экономию веса, сделав параметры водоизмещения новой субмарины приемлемыми для отечественных судоремонтных заводов. К тому же, титановый корпус обладал большей прочностью, что автоматически увеличивало глубину погружения нового корабля. Титановый сплав, из которого был сделан основной корпус подлодки, имел низкие электромагнитные характеристики, обеспечивая боевому кораблю хорошую скрытность в толще воды.

Несмотря на высокие технические характеристики субмарин типа «Барракуда», единственной «ахиллесовой пятой» проекта 945 как раз и является титановый корпус. Это новшество, используемое в конструкции, приводило к существенному удорожанию постройки корабля.

Для справки: по оценкам экспертов АПЛ проекта 945 обходились государственной казне на тот период в колоссальную сумму – 300 млн.$, что равнялось сумме, потраченной на строительство 2 субмарин типа «Лос-Анджелес».

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы — эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.

Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Лодка в надводном положении имела водоизмещение 5940 тонн. Размеры судна составляли: длина 107 м, а ширина 12 метров. Такие измерения позволяли проводить готовый корабль системой речных каналов со стапеля до места последующей приписки. В дальнейшем лодки могли свободно проходить ремонтно-плановый осмотр практически на всех судоремонтных предприятиях советского ВПК.

Экипаж субмарины составлял 61 человек.

Силовая установка

Подводная лодка проекта 945 «Карп» — головная субмарина серии имеет силовую установку мощностью 43 тыс. лошадиных сил. Работу парозубчатой установки обеспечивает один ядерный реактор ОК-650А. В конструкции реактора имеется 4 парогенератора, которые вместе с насосами обеспечивают необходимую циркуляцию теплоносителя по четырем контурам. Получаемая в результате работы ядерной установки электроэнергия идет на зарядку аккумуляторных батарей и на группу преобразователей.

В рабочем режиме при нормальной загрузке реактора энергетическая установка обеспечивает подводному судну надводную скорость 12 узлов. В погруженном состоянии субмарина развивает скорость в 35 узлов.

Корабль имеет увеличенный ресурс автономности плавания, который составляет не менее 100 суток.

Вместе с тем, помимо головной энергетической установки, обеспечивающей жизненный и рабочие циклы цикл подводной лодки, на судне установлены два дизельных мотора. Задача дизельных двигателей вспомогательная. В экстренных ситуациях моторная группа должна обеспечить подлодке автономное энергообеспечение и ход в 5 узлов в течение 10 дней.

Корабль имеет в качестве движителя гребной винт с улучшенными гидродинамическими обводами. Уменьшенная частота вращения винта, применяемая на лодках этого типа, делает движение субмарин под водой малозаметным.

После сдачи первых двух судов, проект 945 претерпел некоторые изменения. На лодку устанавливается новый реактор. Изменилось и вооружение подводных кораблей. Последующие суда относились к проекту 945А.

Всего, за 8 лет, начиная с 1979 года по 1987 г., было введено в строй две субмарины проекта 945. В 1983 году вошла в строй головная субмарина АПЛ «Карп», а уже в 1987 году в строй ВМФ СССР вошел второй корабль серии, АПЛ — «Краб». Оба корабля имеют разные судьбы. Первенец серии, подлодка «Карп» была списана в 1998 году. Второй корабль серии АПЛ «Краб», получивший в 1996 году новое название «Кострома», до сих пор остается в составе российского флота.

Вооружение подводных кораблей проекта 945

Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».

Эти боевые модули имели калибр 533-мм и 650 мм соответственно. Основными боевыми снарядами субмарин типа «Барракуда» являлись торпеды и ракето-торпеды, запускаемые через торпедные аппараты. Боекомплект лодки в снаряженном состоянии составлял 40 торпед и ракето-торпед.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.

Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Первая подводная лодка на плаву

Первая русская подводная лодка появилась еще при Петре I в начале 18-го века. Проектировщиком подлодки был крестьянин Ефим Прокопьевич Никонов из села Покровское, работавший на верфи. В 1718 году он писал Петру I, что может соорудить “потаенное судно”, которое будет ходить под водой и заплывать под самое дно к вражеским кораблям, а там уже можно разбивать дно корабля снарядом.


Копия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла

Петру предложение понравилось и он приказал немедленно приступить к работе, а самого Никонова повысить до “мастера потаенным судов”. И Никонов приступил. Так как до наших дней не дошли ни чертежи, ни описание приходится по маленьким крупицам собирать информацию о строении подлодки. Сохранились данные, что для постройки судна были привлечены бочары, отсюда следует, что форма лодки была скорее всего бочкообразной. И есть свидетельства о выдаче “пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти”, скорее всего для изготовления обручей стягивающих бочкообразную лодку. Во всем строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа. Размеры лодки были шесть метров длинной и два шириной.


Примерный рисунок работы над подлодкой

Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Подлодка работала на весельной тяге и весь экипаж состоял из четырех человек, сам Никонов был командиром пробных погружений и руководил всем процессом.


Подлодка Никонова во время погружения

Изначально предполагалось вооружить лодку орудиями, но в процессе постройки планы изменились и Никонов решил соорудить шлюзовую камеру через которую из находящейся под водой подлодки мог выйти водолаз и нанести повреждения вражескому кораблю. Для водолаза конструктор изобрел скафандр с герметичным шлемом и грузами на спине. О истории водолазных костюмов написано Но позднее Никонов все таки вооружил лодку “огненными медными трубами”, к сожалению сведения о принципе их работы до нас не дошли.


Рисунок «Петр на первом испытании подлодки»

Наконец конструктор добрался до тестирования своего детища. Осенью 1724 года недалеко от Петербурга, на озере Разлив в присутствии самого Петра I состоялись первые испытания “потаенного судна”. Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула. Судно подняли и Петр приободряя изобретателя велел укрепить корпус лодки железными обручами, а чиновникам велел, чтобы “никто конфуз в вину не ставил” по отношении к Никонову. Весной 1725 года, после ремонта судна, конструктор снова попытался испытать его в воде, но обнаружилась течь и погружение отменилось.


Схема судна

1 - проницаемая часть корпуса со шпагатами

2 - рабочий отсек

3 - шлюзовой отсек

4 - прочная надстройка

5 - входной люк

6 - люк входа в шлюзовой отсек

7 - люк выхода в море

8 - цистерна главного балласта с доской равномерного ее заполнения

9 - арматура заполнения и вентиляция ЦГБ

10 - помпа осушения ЦГБ

11 - твердый балласт

12-14 - клапаны заполнения и осушения шлюзового отсека

15 - вёсла

16 - смотровые окна

17 - руль

18 - ракеты

После смерти Петра I подлодкой Никонова перестали интересоваться, на его требования предоставить рабочую силу и материалы не реагировали или умышленно задерживали ответ. В конце концов коллегия Адмиралтейства свернула работы по подлодке, а изобретателя обвинила в “недействительных строениях” и разжаловала его из мастера в работники. А в 1728 году сослали его в отдаленное Астраханское адмиралтейство. На этом история первого подводного судна заканчивается, но не все так грустно. Есть данные, что сам Никонов, уже после смерти Петра, без финансовой поддержки государства, на одном своем энтузиазме совершил несколько удачных погружении на своем “потаенным судне”.


Вид снаружи на весло
Внутренняя обстановка подлодки

В наши дни, недалеко от того места где было первое погружение подлодки Никонова, в Сестрорецке возле собора Петра и Павла стоит копия “потаенного судна”. Создана она по очень скудной, но дошедшей до нашего времени информации.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека