Отрицательное влияние профессии на психологическое состояние называется. Отрицательное влияние профессии на психологическое состояние человека

Труд в основном положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность имеет частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то его элемент при прогрессивном в целом развитии системы и ее эффективном функционировании. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Проявлениями негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, таких, например, как феномен психического выгорания.

Профессиональная деформация личности. Слово деформация происходит от латинского deformatio (искажение) и означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. По отношению к профессии под деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. С этой точки зрения деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Что же касается воздействия самого характера, то оно явно отрицательно, о чем свидетельствуют следующие примеры: искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров. Исходя из этого, традиционно понимание профессиональной деформации связано с отрицательным влиянием профессии на психологические характеристики человека, затрудняющей его поведение в повседневной жизни и в конечном итоге способной снизить эффективность труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально возникшие неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают вре́менные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

При повторении ситуаций негативные состояния закрепляются и вытесняют позитивные качества, удельный вес которых уменьшается. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля работника, что и является деформацией.

Профессиональная деформация, как правило, имеет довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивает различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, ноявление определенных черт личности.

Деформация тех или иных структур личности иногда возникает как следствие прогрессивного развития определенных черт личности, познавательных образований, мотивов как результата высокой степени специализации деятельности. Гиперболизация развития указанных характеристик приводит к тому, что они начинают не только проявляться в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизнедеятельности человека, затрудняя его поведение в них. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.

Проявление профессиональной деформации в мотивационной сфере. Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известный пример такой деформации – феномен трудоголизма, когда человек бо́льшую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о ней, теряя интерес к остальным сферам жизни. Труд в этом случае является своего рода защитой, попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая все свое время этому, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление по поводу того, что усиленные занятия в области биологии полностью занимали все его время, в результате чего он не имел возможности следить за новинками художественной литературы, интересоваться музыкой и живописью.

Деформация на ценностно-мотивационном уровне может проявляться в снижении значений ценностных ориентаций, связанных с активностью, творчеством, духовным удовлетворением. В частности, у следователей наблюдается низкий уровень стремлений к повышению своего образования, нежелание вносить элементы творчества в профессиональную жизнь. В сфере увлечений основной ценностью является пассивный отдых, отсутствие желания найти себе хобби, открывающие возможности для творчества.

Проявление профессиональной деформации в познавательной сфере. Профессиональная деформация знаний может быть также результатом глубокой специализации в какой- либо профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний только теми, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях.

Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и установок. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется и в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности. В ряде профессий эти стереотипы очень опасны, например, в профессии следователя подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительной направленности в следственной деятельности. Этот феномен получил название обвинительный уклон и представляет собой неосознаваемую установку на человека, чья вина еще не доказана, как на лицо, определенно совершившее преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, исследования, проведенные авторами, показали, что наличие старых стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского психолога, к новой профессии и влияет на представление о ней. Представления о профессии психолога у представителей медицинской и педагогической сфер и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работающих в своей области, имеют отличия в отнесенности ряда качеств профессии психолога к разным сферам. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе людей, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят эти качества в разряд профессиональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине (и педагогике) существует образ врача (педагога) как профессионала- манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи соответствующих специализаций строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели.

Профессиональная деформация личностных характеристик. Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколько хуже. Сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности. В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерен упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления.

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием, поэтому у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее развитие этих черт может привести к росту чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространиется и на семейные и бытовые отношения.

Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так, у работников исправительно-трудовых учреждений иод влиянием профессии формируются специфические личностные особенности: ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается яркой выраженностью таких личностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме того, разные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Согласно имеющимся у авторов данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик.

Феномен психического выгорания. Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Основные характеристики феномена психического выгорания.

1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

  • 2. Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени он отражает специфику той профессиональной сферы, в которой был впервые обнаружен: работу с людьми и оказание им помощи. Особенно это касается второго его компонента. Вместе с тем, исследования последних лет позволили существенно расширить сферу его распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой.
  • 3. Психическое выгорание оказывает отрицательно воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая в конечном итоге эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом.
  • 4. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Исследования показывают, что кратковременный отход от труда временно снимает действие этого феномена, однако после возобновления профессиональных обязанностей он полностью восстанавливается.

В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависимости от источника его возникновения.

Представители интерперсональных подходов усматривают традиционную причину выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчеркивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания. В частности, К. Маслак считает, что основной причиной выгорания являются напряженные отношения между клиентами и работниками. Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело с людскими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится на их плечи.

Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциальный подход, основным представителем которого является А. Пайне. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко-мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание.

Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию.

В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относят: большой объем работы, и прежде всего ее рутинный компонент; суженную область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и некоторые другие.

Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия).

Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое выгорание как длительный рабочий стресс, переживание воздействия стрессовых факторов, большинство сходятся во мнении, что стресс и выгорание – это хотя и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение между выгоранием и стрессом может быть рассмотрено с позиций временно́го фактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгоранием кроется, прежде всего, в длительности этого процесса. Выгорание представляет собой длительный, растянутый во времени рабочий стресс. С точки зрения Г. Селье, стресс представляет собой адаптивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другое отличие стресса и выгорания – степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, а также ситуации на работе), выгорание очень часто проявляется при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, однако последний можно считать относительно самостоятельным феноменом.

Основное различие между выгоранием и утомлением в том, что в последнем случае человек может быстро восстановиться, а в первом – лет. Анализ субъективных ощущений людей, испытывающих синдром выгорания, показывает, что они хотя и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличающееся от нормального физического утомления. Кроме того, утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении каких-то целей и с этой точки зрения является положительным опытом. Выгорание же связано с чувством неудачи и является негативным опытом.

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и довольно трудно найти различия между ними. Г. Фреденбергер указывает, что депрессия всегда сопровождается чувством вины, выгорание – чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. Вместе с тем, различия между выгоранием и депрессией обусловлены большей степенью универсальности последней. Если выгорание проявляется только в профессиональной деятельности, то депрессия более глобальна: ее действие видно но всех ситуациях индивида. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между депрессией и остальными составляющими психического выгорания, то она просматривается довольно слабо. Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий выгорания и депрессии верен лишь отчасти.

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое внимание уделяется индивидуальным особенностям личности и социально-демографическим характеристикам, с одной стороны, и факторам рабочей среды, с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.

Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления, внешним "локусом контроля", низкой степенью личностной выносливости. Показано также наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной – с чувством групповой сплоченности. Среди факторов рабочей среды наиболее важными являются: степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.

Исследования последних лет не только подтвердили жизненность этой структуры, но позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. В частности, в некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, работников телесервиса и некоторых других. Например, психологические исследования моряков показывают, что длительное пребывание вдали от дома, автоматизация труда на судах, приводящая к сокращению персонала, способствует не только развитию таких традиционных для данной сферы состояний, как одиночества и тоски по дому, но и состояния выгорания.

Исследование ряда других профессиональных феноменов в профессиях несоциальной сферы подтверждает сказанное. В частности, описанное в литературе явление излетанности у летчиков определяется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к своему делу, у него проявляется полетобоязнь, страх неуверенности в своих силах, потеря ответственности за исход полета. В конечном итоге, у пилотов возникает желание поменять профессию, заниматься нелетной работой. Описание данного феномена во многом согласуется с описанием психического выгорания. Симптомы выгорания и излетанности одинаково проявляются в потере человеком удовлетворения от своей настоящей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психическом и физическом истощении. Это предполагает рассмотрение излетанности как проявления выгорания в летной профессии.

Наличие психического выгорания заставляет людей искать различные способы его преодоления, от обращения в соответствующие психотерапевтические службы и оптимизации условий работы до использования алкоголя и других не совсем адекватных способов, вплоть до совершения самоубийств.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником, pi ее проявления обнаруживаются другими людьми. Поэтому профессионалам очень важно представлять возможные последствия этого феномена, более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

Знание указанных феноменов и их учет в практике работы психолога особенно важны в профессиональном консультировании людей, или, как его называют в зарубежной психологии, карьеровом консультировании. Этот вид консультирования появился в нашей стране сравнительно недавно вследствие экономических перемен и появления безработицы как социального явления. Он призван помочь человеку перейти к новой профессиональной деятельности, найти формы полной или частичной реализации его прошлого опыта, личности и индивидуальности, снизить влияние старых профессиональных стереотипов, мешающих овладению новой профессией. В частности, развивающийся феномен выгорания у профессионала может привести к стрессу, появлению повышенной психической напряженности, отрицательных профессиональных ожиданий. Результатом воздействия выгорания может стать изменение места работы и поиск новых вариантов. В этой связи важно помочь человеку в поиске необходимой информации, выработке навыков грамотного ее анализа, психологической готовности поиска новой работы с учетом своего прошлого профессионального опыта.

Профессия психолога принадлежит к числу социономных профессий и связана с другими людьми, на которых психолог ока­зывает воздействие и которые, в свою очередь, оказывают воздей­ствие на психолога.

Профессия психолога-консультанта нередко приводит к сле­дующим негативным последствиям:

S угрозе утратить идентичность и раствориться в клиентах;

S отрицательному воздействию на личную жизнь; S возможности психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической пато­логией.

Спецификой профессии психолога является психологическая и физическая изоляция: необходимость проводить много времени наедине с клиентами; соблюдение принципа конфиденциальности; истощение от контактов с людьми и др. Как следствие специфи­ческой профессиональной деятельности возникает жесткий само­контроль, эмоциональная закрытость от близких людей, склон­ность использовать интерпретации в отношениях с друзьями и в семье. Психолог-консультант может неуместным образом реагиро­вать как на идеализацию и фантазии о всемогуществе со стороны других людей, так и на их нападки и попытки обесценить его про­фессию и личность. Кроме того, существует жесткая конкуренция в профессиональном сообществе. Все эти факторы могут считать­ся потенциальными источниками стресса, влияющими не только на самого терапевта, но и на его отношения с окружающими.

Психологам также грозит «синдром сгорания». Это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмо­циональное, умственное и физическое истощение из-за продолжи­тельной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрес­сивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с опреде­ленными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпа-тичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен иногда задумываться о том, живет ли он так, как ему хочется. Появлению данного синдрома препятствуют следующие состав­ляющие:

S сочетание работы консультанта с другими видами профес­сиональной деятельности (научная работа, участие в семинарах и исследованиях, педагогическая деятельность);

S забота о своем здоровье, соблюдение режимов сна и пита­ния;

S наличие в референтном круге лиц нескольких друзей, жела­тельно других профессий;

S открытость новому опыту;

S умение давать себе адекватную оценку;

S умение проигрывать без аутоагрессии и саморазрушитель­ных действий;

S чтение не только профессиональной, но и другой литерату­ры для собственного удовольствия;

S взаимодействие с коллегами, дающее возможность обсудить профессиональные и личные проблемы;

V наличие хобби (Р. Кочюнас).

Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особеннос­ти. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отри­цательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разруше­нию, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком нега­тивного влияния профессии на личность является появление самых разных професси­ональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания.

Слово «деформация» (от лат. deformatio - искажение) означает изменение физи­ческих характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер («История советской психологии тру­да», 1983). Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследо­вателями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льсти­вость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно слож­ную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и обще­нии. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменя­ющие личностный профиль работника (Маркова А. К., 1996).

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику прояв­лений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности (Орел В. Е., 19996).

Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофиро­ванное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают прояв­ляться не только в профессиональной деятельности, но и проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает.


Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрез­мерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Труд при этом, по выражению Л. Н. Толстого, оказывается «нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для скрывания от себя неправильности и порочности жизни» (цит. по: Маркова А. К., 1996). Труд в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление по поводу того, что уси­ленные занятия в области биологии полностью занимали все его время, в результате чего он не имел возможности следить за новинками художественной литературы, ин­тересоваться музыкой и живописью.

Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. «Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной ли­тературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил - кто он такой и чем знаме­нит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы, я просто опешил от изумления. - ...На кой черт она мне? - перебил он нетерпеливо. - Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помог­ло мне или моей работе?» *

* Конан Дойл А. Этюд и багровых тонах. - М., 1991. - С. 17.

Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стерео­типы и установки (Грановская Р. М., 1988; Петренко В. Ф., 1988). Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, авто­матизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности (Маркова А. К., 1996). В ряде профессий эти стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительному уклону в следственной деятельности. Этот феномен получил название «обвинительный уклон» и представляет собой неосознаваемую ус­тановку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступле­ние. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специ­альностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами (Панасюк А. Ю., 1992). Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, в проведен­ных нами исследованиях, было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского пси­холога, к новой профессии и влияет на представление о ней. Представления о профес­сии психолога у медиков и педагогов и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работающих в своей области, имеют определенные различия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят эти качества к разряду професси­ональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагоги­ке существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управ­ление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели (Орел В. Е., 1996).

Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен несколь­ко хуже. Отмечается, что сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социу­ме, особенно в непрофессиональной деятельности.

В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция абсолютно оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерен и упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной дея­тельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления (Грановская Р. М., 1988; Рогов Е. И., 1998).

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возник­нуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного вы­полнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «не­профессиональную» сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее заост­рение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения (Грановская Р. М., 1988).

Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так у работников исправительно-трудовых учреждений под влиянием про­фессии формируются такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается высоким уровнем выраженности таких лич­ностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме того, раз­личные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. Со­гласно нашим данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик (Орел В. Е., 1996).

Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность являет­ся феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отне­сти к случаю полного регресса профессионального раз­вития, поскольку оно затрагивает личность в целом, раз­рушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Впервые этот феномен был описан Л. Фреденбергером, который наблюдал большое количество ра­ботников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Исследователь назвал этот феномен термином burnout (выгора­ние), употреблявшимся в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Одновременно с наблюдениями X. Фреденбергера соци­альный психолог К. Маслач, занимаясь изучением когнитивных стратегий людей, ис­пользуемых для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуе­мые феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. Она обнаружила, что юристы также называют это явление выгоранием (Professional burnout , 1993).

· Психическое выгорание -синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных дос­тижений.

В настоящее время существует множество разнообразных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три больших категории в зависи­мости от источника его возникновения.

Представители интерперсональных подходов усматривают традиционную причи­ну выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчер­кивает важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания. В частности, К. Маслач полагает, что основной причиной выгорания являются напря­женные отношения между клиентами и работниками. Психологическая опасность та­ких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело с челове­ческими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд, который тяжким бременем ложится на их плечи.

Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциаль­ный подход, основным представителем которого является А. Пайнс. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко мотивированные специалисты, отождествляющие себя со своей работой и считающие ее высокозначимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорание. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию.

В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусирует свое внимание на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относятся большой объем работы и прежде всего ее рутинного компонента, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и некоторые другие. Несмотря на наличие разнообразных подходов, все исследователи этого феномена сходятся в следующем:

1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя эмоцио­нальное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает цинич­ное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере де­персонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, при­ходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возник­новение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

2. Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени он отражает специфику работы с людьми - профессиональной сферы, в которой был впервые об­наружен. Вместе с тем исследования последних лет позволили существенно расши­рить сферу его распространения, включив в нее профессии, не связанные с социальной сферой.

3. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Иссле­дования показывают, что кратковременный отход от труда временно снимает действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полнос­тью восстанавливается.

Классическое описание данного феномена мы находим у немецкого писателя Т. Манна в его знаменитом романс «Будденброки», где создан образ человека, содер­жащего в себе основные черты выгорания, такие как чрезвычайное утомление, потеря идеалов и следования им, а также потеря любви к работе. «Томас Будденброк чувство­вал себя безмерно усталым, надломленным. Того, что ему дано было достигнуть, он достиг и прекрасно отдавал себе отчет, что вершина его жизненного пути уже пройдена, если только, поправлял он себя, на таком заурядном и низменном пути можно вообще говорить о вершинах... Пусто было у него на сердце: он больше не вынашивал никаких планов, не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и вооду­шевлением... Отсутствие интереса, способного захватить его, обнищание, опустошение души - опустошение такое полное, что он почти непрестанно ощущал его как тупую, гнетущую тоску, - в соединении с неумолимым внутренним долгом, с упорной реши­мостью скрывать свою немощь и соблюдать les dehors сделали существование Томаса Будденброка искусственным, надуманным, превратили каждое его слово, каждое дви­жение, каждый, даже самый будничный его поступок в напряженное, подтачивающее силы лицедейство» *.

* Манн Т. Будденброки. – М., 1982.- с. 540-544

Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое вы­горание как длительный рабочий стресс, переживание воздействия стрессовых факто­ров, большинство исследователей сходится во мнении, что стресс и выгорание - это хотя и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение меж­ду выгоранием и стрессом может быть рассмотрено с позиций временного фрактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгоранием кроется прежде всего в длительности процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. С точки зрения Г. Селье, стресс представляет собой адап­тивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другим различием между стрессом и выгоранием явля­ется степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений (Орел В. Е., 1999г). В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима (Орел В. Е., 1999г).

Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгора­нием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом.

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и до­вольно трудно найти различия между ними. X. Фреденбергер указывал, что депрессия всегда сопровождается чувством вины, выгорание же всегда сопровождается чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. Вместе с тем различие между выгоранием и депрессией обусловлены большей степенью уни­версальности последней. Если выгорание проявляется только в профессиональной де­ятельности, депрессия более глобальна, и ее действие просматривается в различных жизненных контекстах. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между депрессией и остальными составляющими психического выго­рания, то она просматривается довольно слабо. Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий «выгорание» и «депрессия» верен лишь отчасти (Орел В. Е., 1999г).

Основное различие между выгоранием и утомлением заключается в том, что в пос­леднем случае человек способен быстро восстановиться, а в первом - нет. Анализ субъективных ощущений людей, испытывающих синдром выгорания, показывает, что хотя они и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличающееся от «нормального» физического утомления. Кроме того, утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении каких-либо целей и с этой точки зрения является положи­тельным опытом. Выгорание же связано с чувством неудачи и является негативным опытом (Орел В. Е., 1999 г).

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивидуаль­ные особенности личности и социально-демографические характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды - с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.

Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно свя­зан с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости. Показано также наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - между выго­ранием и чувством групповой сплоченности. Среди факторов рабочей среды наиболее важными являются степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки от коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.

Исследования последних лет не только подтвердили жизненность этой структуры, но позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив в нее про­фессии, не связанные с социальной сферой. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других. Например, психологические исследования моряков показывают, что длительное пребывание вдали от дома, автоматизация труда на судах, приводящая к сокращению персонала, способствуют не только развитию традицион­ных для данной сферы состояний одиночества и тоски по дому, но и выгорания.

Исследование ряда других профессиональных феноменов в профессиях «несоциальной сферы» подтверждает сказанное выше. В частности, описанное в литературе явление «излетанности» у летчиков определяется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к свое­му делу, у него появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответ­ственности за исход полета. В конечном итоге у пилотов возникает желание поменять профессию, списаться на нелетную работу (Пономаренко В. А., 1992). Описание дан­ного феномена во многом согласуется с описанием психического выгорания. Симпто­мы выгорания и «излетанности» одинаково проявляются в потере человеком удовлет­ворения от своей настоящей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психическом и физическом истощении. Это позволяет рассматривать «излетанность» как проявление выгорания в летной про­фессии.

Естественно, что наличие психического выгорания заставляет людей искать раз­личные способы его преодоления, например обращение в психотерапевтические служ­бы, оптимизация условий работы и др.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер челове­ка, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борь­бы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных послед­ствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

Вопросы для повторения

1. Какие четыре основные стадии профессионализации вы знаете?

2. В чем заключается отрицательное воздействие профессионального развития?

3. В каких направлениях осуществляется формирование мотивации профессиональной деятельно­сти?

4. Каковы аспекты формирования познавательных структур в процессе профессионального развития?

5. Что представляет собой производственная ситуация?

6. Какие качества субъекта называются профессионально важными?

7. Каковы основные этапы формирования профессиональных способностей в процессе овладения профессией?

8. Каким образом происходит развитие личностных особенностей пол влиянием профессии?

9. В чем заключается механизм возникновения профессиональной деформации?

10. В каких сферах жизнедеятельности человека может проявляться профессиональная деформа­ция? Каким образом деформация влияет на поведение человека?

11. В чем сущность феномена психического выгорания?

12. В чем заключается основное различие между психическим выгоранием и утомлением?

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1980. Т. 1.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ, 1988.

История советской психологии труда: Тексты / Ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунинов, О. Г. Носкова.

Климов Е. А. Психология профессионала. - М.,1996.

Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. -- М., 1986.

Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психоло­гии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999 г. - С. 76-97.

Орел В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1999., С. 113-115.

Панасюк А. Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психол. ж. - 1992. - Т. 13. - № 3. - С. 54-65.

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.

Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. - Курск, 1991.

Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998.

Поваренков Ю. П., Шадриков В. Д. Исследование динамики информационной основы деятельности на разных атапах формирования ПСД // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль, 1979.

Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. - М., 1992.

Профконсультационная работа со старшеклассниками / Ред. Б. А. Федоришин. - Киев, 1980.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. - Ярославль, 1981.

Шадриков В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль, 1979. -С. 3-18.

Шрейдер Р. В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально-важных качеств // Проблема системогенеза деятельности. - Ярославль, 1980. - С. 56-67.

Crites S. The vocational choice. - N.Y., 1964.

Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marеk. Washington DC: Taylor&Francis, 1993.

Человек в среднем проводит на работе треть своей жизни. Каждый день он принимает на себя определенную социальную роль, связанную с профессией. И его самоидентификация и то, как человека воспринимают окружающие, во многом определяются именно его работой. В той или иной мере определенный отпечаток на личность накладывает любая профессия. Это может быть и хорошее влияние. Например, работа медика прививает аккуратность, чистоплотность. Но порой забота врачей о гигиене принимает навязчивый характер, особенно если она касается не только самого врача, но и окружающих его людей. Так же и с другими профессиями.

Обратная сторона влияния работы на личность - профессиональная деформация, при которой человек начинает оценивать окружающий мир сквозь призму приобретенных профессиональных фильтров, а его поведение в значительной определяется рабочими привычками. Представители некоторых профессий, медики, работники правоохранительных и судебных органов, педагоги, руководители особенно сильно подвержены такому влиянию, причем отражается оно не только на их повседневной жизни, но и на способности хорошо выполнять свою работу. Люди, подвергшиеся профессиональной деформации, мыслят шаблонно, не развиваются, выполняют работу механически.

Положительные качества, полученные в результате профессиональной деятельности, нужно сохранять, а вот с приобретенными на работе плохими привычками и чертами характера, мешающими в общении, необходимо бороться.

Люди, работающие в правоохранительных органах, работа которых связана криминалом, особенно часто испытывают на себе последствия профессиональной деформации. Нередко они становятся циниками, утрачивают способность сопереживать. Юристы и следователи могут стать излишне подозрительными и недоверчивыми, утратить доверие к людям.

Эти люди по роду деятельности часто сталкиваются с преступниками, поэтому многие из них живут в узком «преступном мире». Им нужно чаще вспоминать о том, что мир не ограничен работой, что вокруг много порядочных и законопослушных людей.

Учителя, долго работающие с детьми, приобретают привычку поучать окружающих, произносить нравоучения. Часто у них появляется характерный «учительский» тон разговора. Признаки профессиональной деформации учителя - авторитарность, враждебное отношение к отстающим ученикам, снижение способности анализировать и контролировать свои действия. Золотое правило для учителей: выходя из кабинета, оставлять работу по ту сторону двери, причем не только учебники со всем их содержимым, тетрадки и планы уроков, но связанные с работой эмоции.

У работников финансовой сферы складывается привычка планировать свою жизнь до мелочей, желание контролировать все в своей жизни и жизни близких, а также развивается повышенное чувство ответственности. В итоге в их жизни не остается места для спонтанных поступков или маленьких незапланированных приключений.

Люди творческих профессий, наоборот, порой становятся оторванными от реальной жизни. Часто они непрактичны в быту и не умеют мыслить рационально. Люди, занимающие руководящие должности, рискуют со временем стать высокомерными и утратить профессионализм. В результате работы формируется чувство превосходства, причем направленное не только на подчиненных, но и на близких и знакомых людей. Люди утрачивают способность к самокритике, приобретают привычку общаться в приказном, распорядительном тоне. Профессиональная деформация руководителя влияет не только на его личную жизнь, но и на работу. Интересы компании отодвигаются все дальше, а на первый план выступает жажда получить еще больше власти.

Методов борьбы с профессиональной деформацией, действующих безотказно, не существует. Прийти в профессию бывает намного проще, чем уйти из нее. Чтобы избавиться от отпечатка, оставленного работой, недостаточно даже уволиться, поскольку развившиеся качества за долгие годы становятся составляющей частью личности.

Поэтому негативные изменения в себе, вызванные особенностями работы, лучше не лечить, а предотвращать. Можно узнать, какие нежелательные черты развиваются у представителей вашей профессии и в зависимости от них сформулировать для себя несколько правил поведения. Например, взять за правило не разговаривать с близкими людьми в приказном тоне, обращаться к ним только с просьбами. Полностью избежать влияния работы на личность нельзя, но можно корректировать это влияние, направляя его в хорошее русло.

Вы наверняка слышали, что на генетическом уровне мы наследуем от своих родителей особенности нервной системы, которая, в свою очередь, определяет наш темперамент.

Внешняя среда, к которой адаптируется наш организм, способствует появлению процессов возбуждения и торможения в нашей нервной системе, что приводит к определенным психическим и физиологическим состояниям, которые сказываются на общем состоянии здоровья организма.

А теперь давайте подробнее рассмотрим:

Как среда, где мы находимся, влияет на наши внутренние состояния;

Как наша деятельность влияет на наши состояния.

И затем проследим взаимосвязи между особенностями работы нервной системы и нашей профессиональной деятельностью. После чего сделаем выводы о том, там ли мы работаем и тем ли мы занимаемся с точки зрения поддержания здоровья в своем организме.

Краткий курс о важном (среда и психические состояния, среда и физиологические состояния).

За приспособление к новым условиям жизни отвечает механизм адаптации. Адаптация происходит на уровне психики и физиологии.

На уровне физиологии за адаптацию отвечают системы органов: иммунная система, эндокринная система, нервная система. Эти системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Сбой в одной из систем приводит к сбоям в других системах.

Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).

Все изменения в среде тут же вынуждают наш организм адаптироваться к новым условиям (изменения температуры и влажности, появление угроз или других организмов рядом).

За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.

В ВНС имеется симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система. Первая отвечает, проще говоря, за ускорение/возбуждение. Вторая – за подавление активности и расслабление.

Активность одной нервной системы (из указанных выше) приводит к снижению активности другой системы.

Сознательное выполнение какой-то деятельности (связанной с двигательной активностью) добавляет возбуждение в ЦНС и усиливает работу Симпатической нервной системы. А это изменяет ваши психические процессы (ускоряя/замедляя мышление и работу с информацией, улучшая или ухудшая работу воображения и т. д.).

Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья.

Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «постстрессового синдрома»).

Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.

Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний .

Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).

Иначе говоря, в то время, как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям).

Сильный стресс в виде раздражителей/воздействий из среды вынуждает организм работать в другом режиме. Если потенциал организма недостаточен (не хватает энергии, определенных химических веществ), то это может вызывать определенные отклонения от нормы (нарушения здоровья).

Изменения в деятельности усиливают или ослабляют взаимодействие организма со средой, что в итоге меняет внутренние состояния. Эти состояния могут вредить здоровью.

А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности .

Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:

Активность . Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.

Продуктивность . Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость . Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.

Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности.

Т. е. у взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).

В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.

Расхождение между «природным» темпераментом и «приобретенным» (индивидуальным стилем деятельности) неблагоприятно сказывается на самочувствии (здоровье) и на успешном выполнении деятельности (результатах труда).

Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия :

При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.

В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.

Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.

В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия :

Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.

Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.

Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).

Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:

Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).

Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД).

Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).

Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).

Неблагоприятные сочетания :

Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).

Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).

Резюме .

Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды).

Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности.

Выводы :

1. Наш темперамент и индивидуальный стиль деятельности или мешают, или помогают нам в работе (профессии).

2. Деятельность влияет на психические состояния, которые могут расшатывать нервную систему, а это, в свою очередь, может мешать поддерживать нормальное функциональное состояние организма (здоровья).

3. Так как внешняя среда (место) может усиливать или сглаживать эффект «влияния профессиональной деятельности на нервную систему», то, следовательно, можно сделать заключение, что среда может помогать поддерживать здоровье или вредить ему.

Если вы, читая эту статью, поняли, что причиной физических недомоганий может является ваша профессиональная деятельность, то имеет смысл задуматься о ее смене. Либо, как вариант с «меньшими жертвами», стоит рассмотреть возможность смены внешней среды, где протекает ваша деятельность, т. е. сменить место работы.

Помните – незнание мешает нам быть здоровыми, успешными и счастливыми. А знания позволяют избегать проблем и помогают обретать искомое.

Вы теперь знаете, как взаимосвязаны ваша деятельность, внешняя среда и особенности вашей нервной системы. Примите для себя нужное решение!

Некоторые подсказки :

Сознание, Личность, Деятельность взаимосвязаны! Влияя на одно, меняем другое.

Смена Деятельности ведет к изменениям Сознания и Личности.

Образ Личности формируется постепенно через практику (в результате Деятельности).

Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).

В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека