Мир и человек. Основной вопрос философии

Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком будет деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии.

Человек создает все богатства цивилизации, но и сам оказывается в зависимости от них, сталкиваясь с обостряющимися глобальными проблемами. На первый план выходят осознание и практические шаги к сохранению и развитию главного — духовной культуры человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В понимании высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека и общества, очерчиваются их взаимоотношения, выбудет смысл бытия.

Сущность человека

Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ, называют природой человека. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. К разуму, труду, языку, морали часто добавляют ϲʙᴏбоду, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание ϲʙᴏей смертности и многие другие ϲʙᴏйства и качества.
Стоит отметить, что основное качество человека, его «глубинное ядро» называется сущностью человека. Изучим некᴏᴛᴏᴩые сущностные определения человека.

Общественное животное. Так назвал человека древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), кᴏᴛᴏᴩый считал, что ϲʙᴏю сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими людьми. При ϶ᴛᴏм не только человек будет продуктом общества, но и общество будет продуктом деятельности человека.

Человек разумный. Это определение также восходит к Аристотелю. Человек, по его мнению, выделен из царства животных ϲʙᴏей способностью логически мыслить, осознавать себя, ϲʙᴏи потребности и мир вокруг. После появления биологической классификации Homo sapiens стало стандартным обозначением современного человека.

Человек созидающий. Животное создает нечто в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с программой, заданной инстинктом (например, паук плетет сеть), а человек способен творить нечто совершенно новое по программам, созданным им самим. Человек активно производит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл. В ϶ᴛᴏм понимании человек стал человеком, когда сделал первое орудие труда.

Человек играющий. Без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Не только труд сделал человека человеком, но и ϲʙᴏбодное игровое время, где он мог реализо-вывать фантазии, развивать воображение, создавать художественные ценности, общаться, добровольно принимать общие правила.

Человек религиозный. Человек обладает способностью придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, верить в сверхъестественное. Все известные общества, включая самые примитивные, обладают теми или иными системами верований.

Некᴏᴛᴏᴩые теории усматривают ущербность, недостаточность человека. Немецкий философ Фридрих Ницше (1844- 1900) называл его больным животным , подчеркивая слабость человека, его безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривал как постепенное вырождение человека. Некᴏᴛᴏᴩые обществоведы говорят о неразумности человека, так как его поведение приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия, перенаселению, техногенным катастрофам.

Природа человека настолько многогранна, что крайне важно говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В ϶ᴛᴏм отношении лучше всего обрисовал сущность человека Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881): « Человек есть тайна...»

Развитие взглядов на сущность человека

Человек как мыслящее и деятельное существо зародится и развивался в единстве с другими людьми, будучи членом общества. Вне общества невозможны существование и развитие человека, удовлетворение ею материальных и духовных потребностей. Но каждый человек и любое общество в целом живут не только но социальным законам. Стоит заметить, что они выросли из природы, будут ее частью, подчиняются ее законам, должны заботиться о ее сохранении. Согласование, единство, гармония социального и природного начал выступают непреложными законами существования человека и общества.

Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природ}" самого человека.

Человек изучается различными науками: биологией, антропологией, физиологией, медициной, психологией, логикой, политологией, данныекой, экономикой, юриспруденцией и др. Но ни одна из них в отдельности, ни их сумма не могут определить сущность человека как особого представителя природы, мира, Вселенной. Сущность выбудет путем анааиза и обобщения всех главных сторон, аспектов человеческого существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, существующая на протяжении всей истории мировой философской и социологической мысли.
Стоит отметить, что особен но она актуализируется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования как общества, так и каждою человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная история.

Мыслители Древней Индии представляли человека частью космоса, связанной с ним и телесно, и духовно, подчиняющейся общим законам, диктуемым мировым разумом (брахманом) Человек, его душа покоряются порядку круговорота жизни (сансара), закону воздаяния (карма) Стоит сказать, для великого китайского мыслителя Конфуция развитие человека определялось божественным небом , направляющим нравственность людей по пути гуманности, уважительности, почтительности, справедливости, выполнения требований данныекета и т. п.

Многие философы Древней Греции и Древнего Рима связывали жизненный путь человека с космическим предопределением. Уделом человека считалось покорение мировому порядку вещей. В наибольшей степени отчетливо фаталистические идеи звучали в философских трудах стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий) Поворот к познанию собственной сущности человека связывают с идеями софистов. Их представитель Протагор заявил, что «человек есть мера всех вещей». Сократ провозгласил принцип «познай самого себя».

В древности намечались разные подходы к пониманию соотношения телесной и духовной природы человека. В случае если на Востоке тело и душа человека считались органично связанными, например, духовное развитие предполагало специальные физические упражнения, режим жизни и проч., то в Древней Греции душа и тело рассматривались как особые формы бытия. По Платону, душа человека бессмертна, она обитает в мире идей, на определенный период поселяется в теле, а после смерти тела возвращается в идеальную обитель. Аристотель пытался «примирить» обе сгоро-

ны человеческого бытия, объявив человека «разумным животным».

В условиях средневекового господства религии человек рассматривался как особое существо, созданное «по образу и подобию» Бога, возвышенное над миром и наделенное ϲʙᴏбодой воли (Августин Блаженный, Фома Аквинский) Но человек, пользуясь ϲʙᴏбодой воли, допускает прегрешения, и греховный человек должен постоянно заботиться о предстоящем высшем суде, рассматривая ϲʙᴏе земное существование как временное, не главное, как всего исключительно подготовку к идеальной вечной жизни. Подчинение Божественному закону объявлялось необходимой формой общественной жизни.

Эпоха Возрождения поставила вопрос о собственной значимости, самоценности человеческою бытия, его телесной и духовной красоте, творческом предназначении (Н. Кузанский, М. Мон- тень)

Новое время вывело на первый план философских рассуждений познавательные способности человека (Ф. Бэкон, Р. Декарт) Разум человека, наука рассматривались как главные двигатели общественного прогресса.

Идеологи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро) связывали воедино разум и мораль человека, вывели на первый план гуманистический подход в разрешении общественных затруднений.

В немецкой классической философии человек стал центральным объектом изучения. И. Кант пытался утвердить человека в качестве независимого начала, источника собственной познавательной и практической деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Исходным принципом его поведения в обществе считалось врожденное нравственное повеление — поступать таким образом, ɥᴛᴏбы поступки человека могли служить эталоном всеобщего законодательства. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек подчинен действию всеобъемлющего абсолютного разума , диктующего законы природе и обществу. Л. Фейербах утверждал самоценность бытия человека как природного существа, направляемого любовью к другим людям.

При этом уже в то время осознавались опасности, связанные с некритическим отношением к росту возможностей познания, науки. Сущность человека начала связываться с иррациональными, «внеразумными» факторами: волей к жизни (А. Шопенгауэр); волей к власти (Ф. Ницше); жизненным порывом (А. Бергсон); интимно-мистическим самопознанием (Ж. Жильсон, Ж. Маритен, Ж. П. Сартр); неосознаваемыми инстинктами (3. Фрейд); и др.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) вывел на первый план социально-экономическую, классовую сторону человека. Экономическое положение человека в обществе, определяемое в первую очередь формой собственности на средства производства, объявлялось определяющим и социальных, политических, духовных пристрастиях личности. Смысл жизни человека виделся в отстаивании определенных классовых интересов, служении идеалам социализма и коммунизма.

В истории русской философии выделяются два основных подхода к проблеме человека. Первый подход имеет материалистическую и революционную направленность, связано с идеями радикального преобразования русской действительности (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) Второй подход обладает религиозным характером, нацелен на совершенствование мира в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с идеалами христианства (Ф. М. Достоевский, Л. II. Толстой, В. С. Соловьев, II. А. Бердяев) Отметим тот факт - что в современных условиях философия шцет варианты объединения усилий разных философских воззрений на природу человека и его взаимосвязей с обществом с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз — экологических, нравственных, военных и т. п. Волнующими будут проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с данным возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза.

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ УПРААВЛЕНИЯ ИМЕНИ Г.К.РАЗУМОВСКОГО

Юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Контрольная работа

По дисциплине: «______________________»

На тему:___________________________________________

Выполнил (а):

Студент (ка)___курса

Формы обучения

специальности 030501

Филиал город_____________

шифр зачетной книжки_____

_________________________

Научный руководитель:

________________________

(ученая степень, должность)

________________________

Москва 2011

    Вступление

    Человек как проблема для самого себя

    Единство природного, общественного и духовного в человеке.

    Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.

    Заключение

    Список литературы

Вступление

Что такое человек? В чем его природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Как складывается судьба гуманизма сегодня? В чем специфика философского постижения человека? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых.

К философскому размышлению о человеке в еще большей степени побуждают мировоззренческие и познавательные факторы. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют обобщения, философской рефлексии.

Человек как проблема для самого себя

Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сократовское "познай самого себя" - это не призыв к решению какой-то, пусть и непростой задачи, имеющей ответ в конце задачника, а установка на постоянное задавание этого вопроса, на удерживание его в горизонте всей своей жизни.

Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге; это практическая, жизненная проблема. Оказываясь в критической ситуации, человек каждый раз "выбирает" себя, решает вопрос о смысле своего существования. Как только он перестает размышлять об этом, он перестает быть человеком, превращается в вещь, застывает в определенных границах, срастается с определенной социальной ролью, навеки изгоняется из мира свободного выбора. Венцом такого "овещнения" человека становится надпись на могильном камне, отождествляющая человека с определенной профессией, национальностью, научным званием. Вопреки мысли Г.Гейне, который писал, что под каждой плитой покоится целая вселенная, мы читаем: "Здесь покоится заслуженный врач, или воин-интернационалист, или лауреат Государственной премии..." Однако, по словам А.Камю, нельзя никого окончательно наградить даже Нобелевской премией, признав тем самым его абсолютное право на обладание гениальностью

Таким образом, проблема человека как практическая проблема всегда стояла и будет стоять перед каждым из нас: в определенные моменты жизни человек проблематизирует свое существование, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути. Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная "техника" проблематизации человеком своего собственного существования - философия. Именно философия организует "пространство выбора" человеком самого себя, она как бы предлагает выработанные философской мыслью на протяжении столетий различные системы ценностных координат человечности.

Философия окончательный выбор "образа человечности" оставляет за самим человеком. Поэтому она не может диктовать человеку, каким он должен быть. Философия не может быть сведена и к науке о сущем - к простой констатации того, каков человек "на самом деле". Философия как "техника" размышления человека о самом себе есть форма теоретического знания о возможном. Правда, философы часто поддавались соблазну дать окончательный ответ на вечные философские вопросы, начинали говорить не с позиций возможного, но с позиций должного и сущего. В этом случае философия из техники свободного выбора превращалась в форму личного смысложизненного выбора философа. Философ как носитель теоретического "чистого" разума и философ как носитель "практического" разума сливались в одно. Успехи науки и техники в изучении и конструировании человека позволяют говорить о позитивистском варианте "идеи человека". Долгое господство социалистической идеи в определенной части земного шара закрепляет в сознании человечества тот вариант "идеи человека", который представляет сочетание натурализма и мысли о всеобщей мощи разума.

Столкновение в сознании человека XX века различных "идей человека" привело к актуализации проблемы человека как теоретической и практической проблемы. "Было время, - замечает современный швейцарский философ Э.Аггаци, - когда одной из наиболее серьезных задач философии считалось доказательство бытия Бога; видимо, уже трудно сомневаться в том, что в наше время важнейшей задачей философии является доказательство бытия человека»

Единство природного, общественного и духовного в человеке

Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство. Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода – культура. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее – био-социо-культурное. Если человек является, как явствует из сказанного, трехсторонней системой – био-социо-культурной, то его изучение предполагает: Познание целостности человеческого бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле – целостное бытие человека, его место в мире, его отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл его существования на земле;

Познание каждой из трёх сторон бытия – биологической, социальной, культурной – в её относительной самостоятельности; речь идёт, следовательно, во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы – таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии; речь идёт, во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества – таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры – таково содержание культурантропологии; её проблематика – принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

Разумеется, все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем. Третий уровень научного человекознания определяется необходимостью вычленения различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности ради их углублённого познания, ибо оно требует специфических методов; таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. – нет нужды перечислять все эти отрасли знания, тем более, что развитие научной мысли непрерывно расширяет – и будет расширять в дальнейшем – круг частных отраслей человековедческого знания; Есть, наконец, ещё одна антропологическая по сути своей наука, которая занимает в этой сфере знания особое место – назовём её “антропологией искусства”; правда, как относительно самостоятельная дисциплина она делает лишь первые шаги, оставаясь в большинстве случаев растворённой в искусствознании. И здесь будет уместно коснуться темы духовности. В эпоху тоталитарной переоценки ценностей, одна из наиболее актуальных проблем любой общности – это формирование единого духовного пространства. Духовность – довольно тонкая материя, и её не так уж просто заметить, т.к. в обществесуществуют другие формы подъёма и достижений в гораздо более наглядных и убедительных для многих людей формах.

Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,-- писал К. Маркс,-- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

В естественнонаучно-биологи>ческом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления. Жизнь, согласно Э. С. Расселу, принципиально отличается от органического явления своей направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное - на непривычное; 4) ограничением, но не определением, направленного поведения внешними условиями (напр., деление клеток или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания). Объяснение такого поведения с причинно-механической точки зрения невозможно; указания границы между органической и неорганической материей для этого тоже недостаточно.

Жизнь в метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок.

Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Современная гештальтпсихология (Гештальттеория) отвергает как причинно-механическое, так и виталистическое объяснение живого, поскольку оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил.

С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. Особенную важность имеет здесь использование естественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.

С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.

Трудно, так сразу определиться какой подход наиболее ближе моему представлению о жизни. Но, может быть сопоставление понятий о жизни с понятием смысла слова "смысл" (так сказать "смысл смысла") в большей степени поможет определиться в нашем отношении к представлениям о смысле жизни философов 20-го века.

С м ы с л – это идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо, дает определение энциклопедический словарь.

Определение понятия "смысл" не приводит к более ясному пониманию жизни и особенно ее смысла. Безусловно, что такая категория должна рассматриваться в связи с человеком. А человека изучает философская антропология. Суть антропологического подхода, или антропологического принципа, в философии, если отвлечься от его конкретных исторических форм и выделить наиболее существенные и общие его черты, сводится к попытке определить основы и сферы "собственно человеческого" бытия, человеческой индивидуальности, субъективно-творческих возможностей человека, сделать его "мерой всех вещей", из него и через него объяснить как его собственную природу, так и смысл и значение окружающего мира.

Философская антропология не обходит вопрос о смысле жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Но, тем не менее, даже в учебной литературе авторы пишут, что несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.

Заключение

Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д.

Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX -- XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.

В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Список литературы

    Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991. Ч. II

    Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988

    Барулин В.С. Социальная философия. Учеб. пособие. В 2-х ч. - М.: МГУ, 1994.

    История философии. / Под ред. В.М.Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997.

    Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 1999.

  1. Проблема человека в истории философии (2)

    Реферат >> Философия

    Философское толкование человека . Поэтому современная социальная философия , изучая проблемы человека , интересуется не только собственно проблемами человека , но...

  2. Проблема человека в истории философии (1)

    Курсовая работа >> Философия

    ... проблемы человека в истории философии , в частности у Сократа, в Конфуцианстве, в чань-буддизме, по работам различных современных ... отношению к художнику. Человек и природа Проблема человека в древнекитайской философии возникает вместе с философией и на каждом...

  3. Проблема человека в Античной философии

    Реферат >> Философия

    Неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Проблема человека в античной философии - проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной... невозможно при современном развитии исторической науки. Заключение Если рассматривать

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 2 Программа для подготовки к сдаче вступительного испытания в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования - ФГОС ВПО (специалитет и магистратура). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основная цель испытания - определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности философствовать и готовности к межкультурному, научному общению. Программа нацелена на выявление мировоззренческой и методологической готовности заниматься повышением уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать накопленные умения и навыки. Философия дает возможность приобщить абитуриентов к философскому наследию и ценностям общечеловеческого значения, способствует развитию интеллекта, формированию теоретического мировоззрения, расширению культурного кругозора. Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

3 3 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В АСПИРАНТУРУ 1. Раздел дисциплины и его содержание Философия, её предмет и место в культуре. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Возникновение философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия веков. Современная философия. Традиции отечественной философии. 3. Философская онтология. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, её конечности и бесконечности, уникальности множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание и самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. 4. Теория познания. познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. 5. Философия и методология науки. Философия и наука. Структура научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного. 6. Философская антропология. Человек и мир в современной философии.

4 4 Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосинтез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. 7. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественнополитические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. Философские проблемы в области профессиональной деятельности. Актуальные философские проблемы системного познания, информатики, теории управления, освоения космоса. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ При проведении вступительного экзамена вынесены следующие вопросы: Метафилософия и история философии 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. 2. Философское сознание и его структура. Философия и мудрость. 3. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 4. Основной вопрос философии и основные философские направления. 5. Методы философского познания. Диалектика и её исторические формы. 6. Возникновение философии. Философия и мифология. 7. Основные типы философской культуры: восточная, западная, русская.

5 5 8. Особенности индийской философской традиции. 9. Особенности китайской философской традиции. 10. Космоцентризм античной философии. Натурфилософия Древней Греции. 11. Антропологическая философия (софисты и Сократ). 12. Объективный идеализм Платона. 13. Философия и методология науки Аристотеля. 14. Особенности эллинистической и древнеримской философии. 15. Теоцентризм средневековой философии. Патристика в христианской философии. 16. Средневековая схоластика. Спор номинализма и реализма о природе универсалий. 17. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм. 18. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники философии Нового времени. 19. Сенсуализм и рационализм в теории познания Нового времени. 20. Философия эпохи Просвещения. 21. Критическая философия И. Канта. 22. Немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля. 23. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 24. Марксистская философия в XIX и XX веках. 25. Особенности русской философии конца XVIII-XX веков. 26. Философия позитивизма и прагматизма XIX-XX веков. 27. Иррационализм XIX - начала XX веков: интуитивизм, философия жизни, фрейдизм. 28. Неклассическая философия XX века: феноменология, экзистенциализм. 29. Религиозная западная философия XX века: неотомизм, персонализм. 30. Философия постмодернизма. Основные понятия и современные проблемы философии

6 6 1. Понятие бытия и его виды. 2. Понятие материи в философии и науке. 3. Пространство и время как формы существования. 4. Движение и развитие как способы существования материи. 5. Проблема сознания в философии и науке. 6. Структура психики человека. Сознательное и бессознательное. 7. Познание и практика как виды деятельности. 8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гносеологический оптимизм. 9. Субъект и объект познания. 10. Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы. 11. Интуиция и ее роль в познании. 12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина, догматизм и релятивизм. 13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 14. Социальная философия и философия истории в структуре философского знания. 15. Природа и общество, их взаимодействие. Экологическая проблема и пути ее решения. 16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. 17. Человек как предмет философского анализа. 18. Личность и общество. Свобода и ответственность личности. 19. Философское понимание культуры. 20. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического развития. 21. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. 22. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

7 7 23. Наука как форма общественного сознания. 24. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. 25. Философское понимание религии. 26. Нравственное сознание. Философское понимание морали. 27. Правосознание и политическое сознание. 28. Экономическое и экологическое сознание. 29. Современная глобальная ситуация. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. 30. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Учебники и учебные пособия: 1. Головко Э.П. Введение в историю философии: учеб. пособие для студентов всех специальностей МГУЛ. М: МГУЛ, с. 2. Губин В.Д. Философия. Учебное пособие. М: Проспект, с. 3. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. М.: Логос, с. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, с. 5. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов вузов. 2-е изд. М.: Гардарики, с. 6. Философия: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ, с. 7. Шестова Т.Л. Основы философских знаний: учеб. пособие. 3-е изд. М.: МГУЛ, с. 8. Философский энциклопедический словарь / Ред-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, с.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рыбинский государственный авиационный технический университет

УТВЕРЖДЕНА решением приемной комиссии ФГБОУ ВПО РГУПС, протокол заседания 2 от 27.03.2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

1 СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Тема 1 Предмет и функции философии. Мировоззрение Понятие и предмет философии. Структура философского знания. Философия как вид мировоззрения. Основные философские

Поступающие в аспирантуру должны: 1. Быть знакомы с историко-философским наследием, классическими и современными философскими концепциями; формирование представления об исторических и современных достижениях

Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

2 Пояснительная записка Целью вступительного испытания по дисциплине «Философия» является выявление уровня логико-методологической готовности экзаменующегося к освоению аспирантской программы по подготовке

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения:

Вопросы вступительного экзамена по философии в аспирантуру МШЭ МГУ 1. Предмет философии. Структура философского знания. Основные вопросы философии. 2. Функции философии. Место и роль философии в культуре.

Институт экономики РАН Кафедра экономической теории ВОПРОСЫ вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» Заведующий Кафедрой доктор экономических наук, профессор Андрюшин С.А. Москва

Программа вступительного испытания по философии включает содержание учебной дисциплины «Философия», входящей в Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется

Программа вступительного испытания сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Форма проведения испытания: Вступительное испытание по направлению

1 2 Введение Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Северо- Западного института управления филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Кафедра общей психологии, гуманитарных

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и

Аннотация к дисциплине «Философия» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» ПРОГРАММА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА» УТВЕРЖДАЮ Ректор Б.Г. Миронов 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» Кафедра «Общеобразовательные дисциплины» ПРОГРАММА

БИЛЕТ 1 1. Предмет и структура философского знания. Сущность философии и специфика её проблем. 2. Философские и естественно-научные представления о материи. Материя как объективная реальность. БИЛЕТ 2

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет среднего профессионального образования Основы философии Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Специальность: 40.02.01 Право

Программа вступительного экзамена ориентирована на выпускников высших учебных заведений, поступающих в аспирантуру. Дисциплина «Философия» относится к циклу ГСЭ.Ф.5 к федеральному компоненту. Изучение

1. Цель и задачи программы Программа вступительного испытания по дисциплине «Философия» для поступающих на обучение по программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки

ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ Утверждено кафедрой Философии: Протокол 3 от 22.02.2017 г. Зав. кафедрой Философии Галикян Г.Э. Ереван-2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная

Министерство образования и науки Российской Федерации САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО Программа вступительного испытания в магистратуру на

Приложение 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») Методические рекомендации по внеаудиторной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 20 г. Председатель ПЦК (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 20 г. Председатель ПЦК (подпись)

УТВЕРЖДАЮ проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» М.Г. Барышев 2016 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» Краснодар

1. Цели и задачи дисциплины Философия Целью преподавания дисциплины «Философия» является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам представляющим общенаучную (общеметодологическую)

Правительство Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Философский факультет «УТВЕРЖДАЮ» Председатель Учебно-методической комиссии Философского факультета /Н.В.

1 ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия» Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре. Предмет философии. Понятие философии. Эволюция представлений о предмете философии.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.Ф.4. «Философия» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

У Е кд З в к ф ц Йфил с фии цент Пе ев ОПт Э кз Е Ци Ь Е П с Ь п фил с фии ДЛяс це ку лечебн го ф к льтет ун 1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы. 2. Философия как особый тип

Аннотация по дисциплине «Философия» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Семинары (40 *) 88,00 2 Контроль (экзаменационные/зачетные часы) (0 *) 36,00 3 Самостоятельная работа (32 *) 56,00 Общая

1 Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 46.06.01 Исторические науки и археология. Экзамен проводится в устной форме. Критерии оценки знаний

Ф д кд йфил с фии Пе ев Й Й э кз Е Ц и Ь Е с Ь УЧЕБ Й шл лл тли ЬФИЛ с Фу Я ДЛЯ УДЕ КУ Ф ИЧЕ К Г Ф куль Е чн яф м бу ения 2 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Структура и функции

У 26 Философия: программа для вступительного экзамена в адъюнктуру по направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии 2016 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

Предисловие 3 Раздел I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Тема 1. Философия как социокультурный феномен.. 1.1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Становление философии как

УТВЕРЖДЕНЫ на заседании кафедры «ФСК» «17» апреля 2017 г., протокол 10 Зав. кафедрой д. филос. н, доцент Н.В. Розенберг Вопросы (задания) для экзамена по дисциплине Б1.1.2 Философия для направления подготовки

З У З в к ф ц Д йфил с фии Д Е ж це Ф г э Е ци Ь Е П с Ь п фил с ф д я с Д н ку д к п фил кти еск гфак льтет г Ь 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Структура и функции мировоззрения.

Приложение 2 к правилам приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная геодезическая академия»

ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ДИСЦИПЛИНА: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Вариант 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1. Система относительно устойчивых взглядов человека на мир это: 1) убеждения, 2) знания,

С. 1 из 10 1 с. 2 из 10 1 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с п. 40 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации»,

Программа вступительного экзамена по дисциплине «Философия» 1. Цель и основные задачи экзамена Экзамен, как форма вступительных испытаний, предназначен для выявления и отбора наиболее подготовленных кандидатов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

2 1.1. Оценивание и контроль сформированноcти компетенций осуществляется с помощью промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением об организации текущего контроля

1. Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является: - приобретение представлений о фундаментальных мировоззренческих проблемах, процессах познавательной деятельности, роли философского знания в

1.Общие положения Настоящая программа вступительного экзамена по профилю подготовки Социальная философия составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ г. Нижний Новгород 2016 Программа вступительных испытаний по философии составлена в соответствии с требованиями Федеральных

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ) ФИЛОСОФИЯ Программа вступительного экзамена в аспирантуру Казань 2014 ФИЛОСОФИЯ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ Раздел 1: Предмет философии и её роль в жизни человека

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

Вопросы 1. Предмет философии и специфика философского мышления. 2. Проблема возникновения философии. Философия и мифология. 3. Философия и наука. 4. Досократическая философия: проблема первоначала. 5.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Покровский сельскохозяйственный колледж УТВЕРЖДАЮ Директор филиала

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЁВА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Знание философии, обусловливающее развитие критического и аналитического мышления, а также способствующее познанию мира в его многообразии, является неотъемлемой частью подготовки ученых различных специальностей.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия» направления подготовки 41.03.01 «Зарубежное регионоведение» профиль «Американские исследования» 1. Общая трудоемкость дисциплины Курс 2 Семестр 4 Экзамен

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ им. С.И. ВАВИЛОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!". В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным. В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им "формулу счастья". Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как "мыслящий тростник"; философы-просветители XVIII столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо - продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К. Маркс. Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам, о чем пойдет речь в нашей лекции. Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он "создает" самого себя (С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джемс, А. Бергсон, Тейар де Шарден). Он - творец не только самого себя, но и своей собственной истории. Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается "разумным", а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода. Есть и другие подходы, о них подробнее можно прочитать в работе Э. Фромма и Р. Хирау "Предисловие к антологии "Природа человека" (см. список литературы в конце лекции). Прежде чем приступить к изложению конкретных вопросов, сделаем одно терминологическое пояснение. Речь идет о том, что философия человека в специальной литературе именуется философской антропологией (от греч. anthropos - человек и logos - учение). Этот термин используется в данной лекции.

Тема: «Человек и мир - основная тема философских размышлений».

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.

Мир и человек. Основной вопрос философии.

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

    Отношение человека к миру как предмет философии.

Философия как исторический тип мировоззрения появляется последней, после мифологии и религии. Основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) философия решает в теоретической форме (т.е. теоретическое обоснование мировоззрения). Это означает, что возник новый тип рациональности, для которого не нужен ни человеческий, ни сверхъестественный компонент. Философию интересует сам объективно существующий мир без человеческой роли в нем.

В философском мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: 1) направление сознания "вовне" – формирование той или иной картины мира, универсума; и 2) его обращение "внутрь" – к самому человеку, стремление понять его суть, место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Р. Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т.д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д. "Полюсами", создающими "поле напряжения" философской мысли, выступают мир "внешний" по отношению к человеческому сознанию и мир "внутренний" – психологическая, духовная жизнь. Различные соотношения этих "миров" пронизывают всю философию.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы" – мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее ярко, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между этими полюсами, "заряжены", направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Проблема "мир – человек", по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии.

Основной вопрос философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания. Данный вопрос является основным потому, что без него не может быть никакого философствования. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии, как отмечается в литературе, не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Характерной особенностью философских проблем является их вечность. Это означает, что философия занимается проблемами, которые во все времена сохраняют свое значение. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта. Это следующие философские вопросы: 1) о соотношении духа и материи (для идеалистов первичен дух, для материалистов – материя); 2) познаваемость мира (гносеологические оптимисты считают, что мир познаваем, объективная истина доступна человеческому разуму; агностики считают, что мир сущностей принципиально непознаваем; скептики считают, что мир не познаваем, а если и познаваем, то не до конца); 3) вопрос о первоначалах бытия (монизм – либо материя, либо дух; дуализм – и то, и то; плюрализм – у бытия множество оснований).

    Человек и мир в философии и культуре Древнего Востока.

Середина 1-го тысячелетия до н. э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации - Китае, Индии и Греции - практический одновременно возникает философия. Общность генезиса не исключает путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированному в четырех самхитах, или Ведах («веда» - знание), сборниках гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом (комментарием), а еще позднее-араньяками («лесные книги» предназначенные для отшельников) и, наконец упанишадами («сидеть у ног учителя»). Первым свидетельством самостоятельного систематического изложения индийской философии являлись сутры (изречения, афоризмы), VII–VI век до н. э. Вплоть до нового времени индийская философия практический исключительно развивалась в русле шести классических систем-даршан (Веданта, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса), ориентированных на авторитет Вед, и неортодоксальные течения: локаята, джайнизм, буддизм.

Ведантисты отстаивали монистическую модель мира, в соответствии с которой Брахман - идеальное Единое, причина мира.

Санхьяики и йогины склонялись к дуализму: они признавали не проявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элементами-гунами.

Локаятики или чарваки - индийские материалисты - утверждали, что первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.

Представители ньяя и особенно вайшешики относились к числу древних атомистов (атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон дхарму).

Позиция буддизма была серединой в том смысле, что согласно ей Вселенная представлялась бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающихся, без реальных личностей и без постоянной субстанции. Во многом аналогична было и становление древнекитайской философии. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе сносились с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией (соперничающие школы даосизм, моизм и легизм). Древние мифы описывают происхождение космоса не иначе как по аналогии с биологическим рождением. У индийцев то было брачное сочетание неба и земли. В воображении китайцев из бесформенного мрака родились два духа, упорядочившие мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь - землей. Постепенно упорядочивание хаоса и организация мироздания начинают приписывать «перво-человеку». В ведических мифах это тысечеглавый, тысечерукий Пуруша. Ум или дух которого породили луну, глаза - солнце, уста-огонь, дыхание-ветер. Пуруша-это не только модель общества, но и человеческого сообщества с самой ранней социальной иерархией, проявлявшейся в делении на «варны»; из рта Пуруши возникли жрецы (брахманы), из рук-воины, из бедер-торговцы, из ступней все остальные (шудры). Аналогичным образом в китайских мифах происхождение связывают со сверхъестественным человеком Паньсу. Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости человек должен был по новому увидеть и свое место, предназначение в нем в котором отражено и специфика общественного уклада древнеазиатского общества: централизованный деспотизм и сельская община. В Китае единое- «великое начало» обожествлено в Небе-«Тянь». В «Ши цзине» (Канон стихов) Небо всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает правило жизни: государь должен быть государем, сановник-сановником, отец-отцом…Конфуцианство, заложившего с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации - ли, - норма, правило, церемониал. Ли предполагало поддержанию навечно рангово-иерархических различий. В Индии образующий реальное и нереальное Брахма не только «вечный творец» существ, но и определяющий для всех имена, род деятельности (карма) и особое положение. Ему приписывается установление кастового деления («Законами Ману»), высшее положение в котором занимают брахманы. В Древнем Китае рядом с этической концепцией конфуцианства, ориентированного на поддержание гармонии человека с социумом, существовал даосский «выход» за пределы социума в космос, ощутить себя не винтиком мощного государственного механизма, но микрокосмосом. Кастовая система в Древней Индии жестко детерминировала человека, не оставляя надежд на возможности избавления от страдания иным путем, чем путь перерождений. Отсюда путь аскезы и мистического поиска в «Благавадгите», развернутом еще более в буддизме. Восхождение по пути совершенствования человека в буддизме завершается состоянием нирванны (неопределенная конечная цель - нирвана - огромный смысл, нет конца совершенствованию). Колебание между двумя крайностями: обоснованием общественного статуса морали за счет принижения реального индивида или утверждением конкретного индивида за счет игнорирования социальной сути морали было универсальной характеристикой античной эпохи. Однако особенности социального бытия древнеазиатского общества сказались неблагоприятно для развития свободы личности. Это, в свою очередь и определило дальнейшее развитие философской мысли, которая на протяжении веков, оставалась в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур, занята была преимущественно комментированием и толкованием.

  1. Проблема человека в современной философии.

С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!".

В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным.

В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им "формулу счастья". Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как "мыслящий тростник"; философы-просветители XVIII столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо – продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее.

Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К. Маркс.

Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам, о чем пойдет речь в нашей лекции.

Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он "создает" самого себя (С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джемс, А. Бергсон, Тейар де Шарден). Он – творец не только самого себя, но и своей собственной истории.

Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается "разумным", а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.

Есть и другие подходы, о них подробнее можно прочитать в работе Э. Фромма и Р. Хирау "Предисловие к антологии "Природа человека" (см. список литературы в конце лекции).

Прежде чем приступить к изложению конкретных вопросов, сделаем одно терминологическое пояснение. Речь идет о том, что философия человека в специальной литературе именуется философской антропологией (от греч. anthropos – человек и logos - учение). Этот термин используется в данной лекции.

  1. Абстрактный индивид и универсальный человек К.Маркса.

В 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политикоэкономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялось Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция.

Она была создана тогда же летом 1844г. под названием "Экономическо-философские рукописи 1844года". Основное в работе - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоление отчужденности в исторической перспективе коммунистического будущего. Отчужденный труд (подневольный) Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий используя материалы, которые в конечном счете взяты у природы и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда.

Ни исходный материал, ни продукты ему рабочему, не принадлежат - они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, - средствами жизни. Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможности существования. Но такой труд- "не удовлетворяет в потребности труда, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей...".

Далее, рабочий и в процессе труда остается подчиненным - контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма жизнедеятельности специфический человеческая - для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием. В третьих, труд подневольный вообще отнимает у рабочего "родовую жизнь".

Род человеческий живет в природе. Сам человек - природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в котором главное - труд, производство,"...производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь.". Но для рабочего, наоборот, труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизнь "рода".

Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, т.е. отчужденно, даже враждебно. В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Люди живущиеся в условиях отчужденного труда, отчуждения, "частичные", "абстрактные" индивиды (все эти термины употреблял Маркс для характеристики унижения и извращения "человеческого" начала в людях).

Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни, которую политэкономы не обсуждают, считая "естественной предпосылкой". Негативная философская оценка "атомарного индивида" и жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает.

Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в труде, в производственной деятельности. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности Маркс связывает этот процесс с общественным преобразованием, с "общечеловеческой эмансипацией", с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. Или, другими словами, труд превратиться в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших личностных сторон: в такую свободную деятельность, отдаленно напоминают детские игры или творческие профессии.

Характер "присвоения" человеком собственной сущности рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и в процессе отчуждения: а) по присвоению предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой деятельности; в) по присвоению человеком труда общей "родовой сущности"; г) по гармонизации отношений человека с человеком, "Я" и "Ты" в самой деятельности.

Заключение.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии - это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния с ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека