Месяц рамадан и ниспослание корана. Рамазан - месяц ниспослания священного корана

Наступил Священный месяц Рамазан – месяц обязательного поста, усердных молитв и совершения множества богоугодных дел.

Всевышний Аллах в Коране определил для верующих обязательность соблюдения поста: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненными». (сура «Аль-Бакара»;183)

Пост является одним из столпов Ислама. Рамазан – это единственный и особый месяц, упомянутый в Священном Коране. Почему этому месяцу мусульманского календаря отведено столь почетное место?

Всевышний Аллах объясняет это в Коране: «В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура «Аль-Бакара»;185)

Итак, согласно данному аяту, Аллах начал ниспслание Священного Корана в месяц Рамазан. Начало ниспослания Корана Еще до начала пророчества Мухаммад (мир ему) любил уединяться в пещере на горе Хира (сейчас называется Джабаль ан – Нур – Гора Света). Он проводил в этой пещере каждый месяц Рамазана ежегодно.

Аиша (да будет доволен ею Аллах), передала: «Началом Откровений, ниспосылавшихся Посланнику Аллаха, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений, за исключением таких, которые приходили,подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаху в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя все, что ему было нужно на новый такой же срок». Когда Мухаммаду (мир ему) исполнилось сорок лет, он, как всегда, уединился в пещере Хира, поминая Аллаха и поклоняясь Ему. Вдруг к Мухаммаду (мир ему) явился ангел Джибраиль (мир ему) и сказал: «Читай!» Мухаммад воскликнул: «Я не умею читать!» Ангел вновь призвал его: «Читай!» И вновь Мухаммад ответил, что он не умеет читать. После третьего раза ангел Джибраиль (мир ему) с силой обнял Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), прижал его к себе, передав ему слова Корана: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, Сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Наищедрейший. Он научил посредством письменной трости – Научил человека тому, чего тот не знал» . Это были первые пять аятов суры Корана «Аль-Аляк» (Сгусток;96;1-5)

В данных аятах Аллах сначала упоминает ниспослание Корана и только потом говорит о создании человека, так как наивысшей милостью Всевышнего является именно ниспослание Великого Корана. Создав человека, как высшее Свое творение, из сгустка, Господь наделил его разумом, научил читать, писать, наделил знаниями. Всевышний Аллах указывает на то, что ниспослание Корана есть великая Милость и Руководство для людей: «Мы преподнесли им Писание, которое разъяснили на основании знания, как верное руководство и милость для верующих людей». (сура «Аль-Араф»;52) Получив первое Откровение, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень испугался, подумав, что он стал кахином (одержимым).

Позже Всевышний отвергнет это для всех, кто усомнился в пророчестве Его Посланника: «Неужели они не размышляют? Их товарищ не является бесноватым. Он не кто иной, как разъясняющий и предостерегающий увещеватель». (сура «Аль-Араф»;184) В сурах Корана есть доказательство того, что Мухаммад (мир ему) был действительно неграмотным, не умел ни читать, ни писать, он не был поэтом, он не мог написать все это сам, как утверждали многие курайшиты: «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте же за ним, дабы вы последовали прямым путем». (сура «Аль – Араф»;158) Получив первые аяты Священного Корана в пещере Хира, Мухаммад (мир ему) бросился домой к жене Хадидже (да будет доволен ею Аллах).

Хадиджа всегда поддерживала своего мужа. Выслушав его рассказ, она воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине,ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» Хадиджа (пусть будет доволен ею Аллах) повела Мухаммада (мир ему) к своему двоюродному брату Вараке, который знал иудейские писания. Он был стар и слеп. Варака сказал Мухаммаду (мир ему): «Это тот же Ангел, которого Аллах посылал к Мусе (Моисею, мир ему). О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!» Но Варака вскоре умер и не увидел пророчество Мухаммада (мир ему). После первых аятов суры «Аль - Аляк» ниспослание Корана временно прекратилось.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень переживал, думая, что Всевышний разгневался на него. Этот перерыв принес Пророку пользу, так как за это время Мухаммад (мир ему) избавился от страха, уверовав окончательно в то, что он – Посланник Аллаха. Мухаммад (мир ему) стал ждать новых Откровений от Всевышнего в пещере Хира. Когда закончился Рамазан, Пророк (мир ему) вышел из пещеры, чтобы вернуться в Мекку. Сообщается, что он сказал: «А когда я достиг вади, ко мне кто-то обратился, и я посмотрел направо и налево, а также назад и вперед, но ничего не увидел, а потом я поднял голову, увидел нечто, и оказалось, что это тот ангел, который явился ко мне на горе Хира. Он восседал на троне между небом и землей, и я так испугался его, что упал на землю, после чего я вернулся к Хадидже и сказал: «Укройте меня, укройте меня», и они облили меня холодной водой, потом укутали и снова облили, после чего было ниспослано следующее: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны избегай! И не оказывай милости в надежде получить большее! И терпи ради Господа твоего». (сура «Аль-Муддассир»;1-7)

В этих аятах содержится главная обязанность Пророка: «Встань и увещевай!». После этого Откровения Мухаммад (мир ему) обратился с первым тайным призывом к своим ближайшим родственникам. Получение Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) Откровений через ангела Джибраиля (мир ему) было нелегким делом. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ни разу я не получал Откровение, не подумав, что у меня вырывают душу». Иногда слова сур Корана передавались в виде звона колокольчика, иногда – жужжанием пчелы. Временами слова передавались ясно. Всевышний призывал Пророка (мир ему) внимательно вслушиваться в аяты Корана, не торопиться и понять их смыслы, разъяснение которых Аллах взял на Себя: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснить его» (сура «Аль-Кийама»;16-19)

Ночь Аль-Кадр

Первые аяты Священного Корана были ниспосланы в Благословенную Ночь аль-Кадр (Ночь Предопределения). Она приходится на одну из последних 10-ти нечетных ночей Рамазана. «Вы ищите ее,- сказал Посланник Аллаха (мир ему),- среди последних десяти ночей» На то, что Коран был ниспослан в Ночь Предопределения, указал Сам Всевышний: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». (сура «Аль-Кадр»;1-5)

Эта Ночь бывает только в месяце Рамазан. И в эту Ночь решается судьба человека на год вперед. В Ляйлятуль-Кадр на землю опускаются ангелы, а шайтан не может выйти из своего заточения. Все молитвы принимаются. Аллах назвал эту Ночь Ночью, которая «лучше тысячи месяцев». Сказал Посланник Аллаха: «Кто наполнит эту ночь искренним молением, тому будут прощены все его грехи». Всевышний выбрал эту Ночь, чтобы начать ниспослание Корана. Поэтому Ночь Аль- Кадр – самая ценная Ночь не только в месяце Рамазан, но и в течение всего года. Абу – Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К вам пришел Рамазан – благословенный месяц. Аллах вменил вам в обязанность поститься. В течение этого месяца ворота Небес открыты, ворота Адского огня закрыты, и злые дьяволы прикованы. Аллаху принадлежит одна ночь в нем, которая лучше, чем тысяча месяцев. Кто лишит себя его благ, тот окажется лишенным».

Чудо Священного Корана

Все пророки, направленные Всевышним к людям, наделялись чудесами (мугжиза) для того, чтобы люди уверовали в их пророчество. Главное чудо, дарованное нашему Пророку Мухаммаду (мир ему)- это Священный Коран. Он состоит из 114 сур и 6666 аятов. Коран ниспослан на арабском языке отдельными частями в течение 23-лет пророчества Мухаммада (мир ему).

Всевышний указывает: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям неспеша. Мы ниспослали его частями». (сура «Аль-Исра»;106)

Аллах в Коране подчеркивает величие и бесподобие Корана: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». (сура «Аль-Исра»;88)

В чем заключено чудо Корана? Во-первых, это последнее божественное Послание, и после него не будет других Книг. Коран отменил все предыдущие Писания, вобрав в себя все лучшее из них, завершив ниспослание Божественных законов. Во-вторых, Коран – единственная Книга, дошедшая до нас в своем первоначальном виде. Другие послания (Забур, Тора, Инджиль) были неоднократно изменены людьми. Коран хранит Сам Всевышний, и поэтому он сохранится в первоначальном виде до Судного Дня: «Мы ниспослали вам Коран, и Мы сохраним его до Судного Дня». (сура «Хиджра»;9)

Коран ниспослан всему человечеству и на все времена. Все предыдущие писания ниспосылались определенному народу на определенное время. Но самое главное – Коран научил людей Истине, повел их Прямым путем, помог достичь счастья в обоих Мирах. Коран является величайшим чудом и с точки зрения смысла, заключенного в нем, и с точки зрения блестящей литературной формы. До сих пор язык Корана не способен повторить ни один самый блестящий мастер слова. В то же время Всевышний облегчил понимание его смыслов и запоминание, чтобы все люди могли прочесть и понять его: «Мы сделали Коран легким для запоминания». В Священной Книге отражены многие научные истины, которые ученые смогли исследовать и доказать лишь недавно. Например, развитие плода в чреве матери, расширение Вселенной, вращение Земли и других планет вокруг Солнца по своим орбитам, мрак в глубине океана, строение головного мозги и др. Коран избавил людей от невежества, заблуждений, позволил вступить на путь истинной религии Аллаха: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) ниспослал его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (сура «Ан-Нахль»;102) Чтение Корана в месяц Рамазан - особо богоугодное дело. В этот месяц Пророк Мухаммад (мир ему) увеличивал чтение Корана. Сообщается, что в ночи Священного месяца к Пророку, мир ему, являлся ангел Джибраиль, мир ему, и пророк читал ему Коран.

В другом хадисе говорится, что каждый год Джибраиль один раз полностью прочитывал Пророку, мир ему, Коран. Однажды Коран был прочитан Мухаммаду дважды в течение года. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал приближение смерти, он подозвал свою дочь Фатиму (пусть будет доволен ею Аллах) и сказал ей: «Каждый год Джибраиль прочитывал мне Коран, а в этот год он прочитал его два раза. Думаю, что смерть моя близка». Традиция прочтения Корана в течение месяца Рамазан идет от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он говорил, что лучший из людей тот, кто читает Коран и обучает ему других. Месяц ниспослания Корана Рамазан – это месяц поста. Пост и Коран в День Воскресения заступятся за раба. Пост скажет: «О, мой Господь! Я стал преградой для его еды и удовольствий, сделай же меня заступником за него!» Коран скажет: «Я стал преградой для его сна, так сделай же меня его заступником!» И тогда Аллах вынесет решение: «Ваше заступничество принято!»

183. О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как предписан был тем, которые были до вас - быть может, будете богобоязненны.

Этот священный аят Всевышний Аллах также начинается с любимого для правоверных призыва: «О вы, которые уверовали!» Призыв, сделанный перед тем, как предложить важное и трудное дело с упоминанием любимого для тебя качества, ради которого ты готов принять на себя какие угодно трудности, пробуждает в слушателе дух усердного рвения к предстоящему делу. Также и Всевышний Аллах, перед тем как предписать мусульманам пост фардом, воззывает к ним:

«О вы, которые уверовали!»

Исходя из смысла аята мы можем понять, что пост не является вновь появившимся ибадатом, а существовал во всех религиях издревле. Потому как в нем говорится:

«Предписан вам пост, так же, как предписан был тем, которые были до вас ».

Как утверждают изучившие историю религий ученые богословы, во всех вероучениях, даже не божественных, существовал обряд поста. Но его исполнение было различным. В некоторых религиях пост подразумевает лишь воздержание от определенной пищи. Так, у христиан постом называется воздержание от употребления продуктов животного происхождения. Продолжительность их поста составляет сорок дней. В разных течениях христианства пост бывает разным.

В Исламе пост является ибадатом, имеющим истинное божественное значение. Пост в арабском языке называется саум и лексически означает «воздержание от чего-либо». А в шариате это слово обозначает «с намерением воздерживаться от еды, питья и сладострастных деяний в месяц Рамадан с рассвета до заката». В конце священного аята Всевышний Аллах говорит: «быть может, будете богобоязненны », тем самым поясняя также основную цель, преследуюмую постом. Следовательно, пост также является одним из путей богобоязненности. В сердце постящегося человека должен пробудиться дух богобоязненности. Кто соблюдает пост, но в его сердце не пробуждается чувство богобоязненности, значит, он не постился по-настоящему. Пост служит подавлению порочных страстей, их исправлению, обузданию похоти и усмирению требований живота. Пост помогает избавиться от бича страстей нафса и искренне отделиться от всего скверного для посвящения себя только поклонению Аллаху. Кто держит пост с ийманом и вероубеждением, того раба Всемогущий Аллах наградит счастьем, называемым богобоязненностью, что ведет его к благоденствию в обоих мирах.

С этим священным аятом поступила весть о предписании поста фардом. Так как у предыдущих умм пост могли держать и год, и полгода, у слышащего эту весть возникает вопрос: «А каков период поста?». Следующий аят отвечает на этот вопрос:

184. Отсчитанные дни. Кто же из вас был болен или в пути, то - отсчет других дней. И на тех, которые затрудняются [соблюдать] его - фидйа (выкуп) - кормление мискина (нищего). Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше ему. И то, что поститесь - лучше вам, если вы знаете.

То есть пост предписан фардом на «отсчитанные дни». В держании поста имеются свои трудности. Поэтому Всевышний Аллах дает Своим рабам, находящимся в некотором затруднении из-за болезни или странствия, облегчение, дабы не усугублять затруднительное положение.

«Кто же из вас был болен или в пути, то - отсчет других дней ».

То есть больной после выздоровления, а путник после возвращения с пути, станут держать пост столько дней, сколько не соблюдали его. Наши улемы также причислили к ряду больных беременных и кормящих грудью женщин. Беременная женщина после родов держит пост возмещения столько дней, сколько она не держала в месяце Рамадан. Также и кормящая грудью женщина возмещает пропущенные дни поста после отлучения ребенка от груди.

«И на тех, которые затрудняются [соблюдать] его - фидйа (выкуп) - кормление мискина (нищего) » .

То есть люди преклонного возраста, которые уже не в состоянии поститься, за каждый несоблюденный день поста кормят одного неимущего (мискина). А это берется из расчета среднекачественной еды в стране, где они проживают. Это называется «давать фидйу».

Улем ы причислили к этой категории также и людей с хроническими , неизлечимы ми болезнями. Их недуг не позволяет соблюдать пост. И возместить его позже они тоже не могут, так как нет надежды на их исцеление.

«Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше ему ».

Кто желая получить побольше саваба, накормит не одного, а двух или трех человек, и даст еду не среднекачественную, а высшего качества, то это благо для него самого.

«И то, что поститесь - лучше вам, если вы знаете ».

Также как и другие ибадаты, пост, прежде всего, приносит благо исполнителям этого ибадата. Водворение в рай, достижение высших степеней, укрепление воли, услиление качеств милосердия и сострадания, пробуждение чувства богобоязненности, здоровье и крепость организма, а также множество других благ, о которых мы знаем и не знаем, достигаются посредством соблюдения поста.

В следующем аяте назначается время вышеупомянутых «отсчитанных дней» и описывается достоинство этого периода, а также другие положения касательно поста.

185. Месяц Рамадан, в который ниспослан Куръан наставлением для людей и разъяснением праведного пути и различения. Кто же застал из вас этот месяц, пусть постится в нем, а кто был болен или был в пути, то отсчет из других дней. Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения, и чтобы вы довели до конца отсчет и чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что наставил вас на праведный путь - и быть может, [вы] будете благодарны!

В предыдущем аяте было сказано, что пост был предписан фардом на «отсчитанные дни», в этом же аяте поясняется, что этими «отсчитанными днями» является «месяц Рамадан». В то же время, упоминается также и достоинство месяца Рамадан.

«Месяц Рамадан, в который ниспослан Куръан наставлением для людей и разъяснением праведного пути и различения ».

Месяц Рамадан считается самым лучшим месяцем в году. О его достоинствах существует множество благородных хадисов, изречений великих ученых, сочинены восхваления, стихи, написаны книги. Но венцом этих описаний является хвала Господа Миров, которую Он выссказал в Своем Слове. Это восхваление приходит в разных аятах. В данном же аяте идет описание самых великих достоинств священного Рамадана. То есть в этом месяце:

«… ниспослан Куръан наставлением для людей и разъяснением праведного пути и различения » .

Уже само то, что Всевышний Аллах избрал священный месяц Рамадан порой для ниспослания священного Куръана - Своего вечного чуда, наставления по спасению человечества вплоть до Судного дня, возвышает достоинства этого месяца. А теперь, увеличивая его свет и достоинства, именно в этот месяц Рамадан предписывает фардом еще и ибадат поста.

« Кто же застал из вас этот месяц, пусть постится в нем » . Всякий, кто в здравии достигнет этого месяца - Рамадана, увидит в небе новый месяц или услышит о начале месяца Рамадан, пусть держит пост. Это повеление всеобщее, но для того, чтобы у людей не возникло мысли о том, что было ниспослано новое общее повеление и пост является фардом для всех, кто бы то ни был, еще раз упоминаются те, для кого делается исключение из этого повеления.

«А кто был болен или был в пути, то отсчет из других дней ».

А затем, чтобы увеличить любовь к фарду соблюдения поста, Аллах говорит:

« Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения ».

Всегда желать рабам облегчения и не оставлять их под тяжким бременем - главное и великое правило религии Ислам. Исламский шариат воздвигнут на облегчении. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отправляя сподвижников Муаза ибн Джабала и Абу Мусу ал-Ашъари радияллаху анхума в Йемен, сказал: «Говорите благовестящие слова и не говорите пробуждающие ненависть, облегчайте, не отягощайте».

И в этом ибадате - соблюдении поста Всевышний Аллах напоминает, что придерживается пути облегчения. Если Аллах скажет, что соблюдать пост обязаны все, то Он имеет на это право, возразить никто не сможет. Однако, Он - Милостивый, Он сказал, что больные и путники могут не держать пост в предписанное время, они могут поститься потом. Также Он мог назначить срок не в один месяц, а сделать фардом два, три и даже более месяцев. Предписание фардом всего лишь одного месяца тоже облегчение. Беспрекословное исполнение установленного Всевышним Аллахом ибадата - долг каждого раба Его. Никто не имеет права задавать вопросы, подобные тому «Зачем? Есть ли польза в этом? Если есть, то в чем это проявляется?» Однако, несмотря на это, порой для укрепления иймана, подтверждения чудотворности божественных предписаний, упоминаются некоторые сведения. Даже ученые-медики другого вероисповедания, которые не знают о таких истинах, как Куръан, Ислам и пост, или же знают, но упрямо не признают, в течение своих долгих научных изысканий и опытов косвенно подтверждают, насколько полезны для жизни человека деяния, предписанные нашей религией. В частности, они пришли к заключению: чтобы каждый человек был здоровым и крепким, ему следует добровольно голодать хотя бы один месяц в году.

А для того чтобы те, кто по уважительной причине не смог поститься, не лишились награды и саваба, Всевышний Аллах внедрил соблюдение возме щ аю щ его (када ) поста. Соблюдение поста является ибадатом, достойным возвеличивания Аллаха, выражения Ему благодарности.

« И чтобы вы довели до конца отсчет и чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что наставил вас на праведный путь - и быть может, [вы] будете благодарны! »

Да, необходимо неустанно возвеличивать и всегда благодарить Всевышнего Аллаха, сделавшего фардом ибадаты в Исламе и тем самым создавшего условия для выполнения долга раба, очищения от грехов, получения наград и савабов. Каждый фард-ибадат должен усиливать у раба чувство, которым он дорожит, наставлением Аллаха на правильный путь.

В следующем аяте речь пойдет о молитве. Далее снова разговор продолжится о посте. Улемы восприняли это как указание о том, что в месяц поста, в особенности в конце его следует помногу предаваться вознесению молитв.

186. И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне, то, поистине, Я - близок, внемлю мольбам молящегося, когда молится Мне. Пусть же [и они] ответят (внемля) Мне и пусть веруют в Меня, - быть может, они последуют праведным путем.

Как передает Ибн Аби Хатим, когда один бедуин пришел и сказал: «О Посланник Аллаха, близок ли наш Господь, чтобы взмолились мы [Ему], или Он далек и нам надо взывать громко?!», Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам промолчал. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне… »

В этом аяте Всевышний Аллах говорит, что Он близок к Своим рабам. В благородном хадисе, переданном имамами науки хадисов от Абу Мусы ал-Ашъари радияллаху анху, содержится этот же смысл. Он сказал: «Мы были в газате (походе) вместе с Посланником Аллаха алайхиссалату вассалам. И когда поднимались мы на холм, и когда спускались в низину, мы громким голосом произносили такбир . Он к нам приблизился и сказал:

О люди, смилуйтесь над собой. Ведь вы же взываете не к глухому или к сокрытому, а обращаетесь с мольбой к Тому, Кто Слышащий и Видящий. Тот, к Кому вы обращаетесь с молитвой, к вам ближе, чем даже шея вашего верхового животного».

По сути в аяте сообщается, что рабы Аллаха приходят к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спрашивают о Всевышнем Аллахе.

«И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне, то, поистине, Я - близок ».

Ответ же исходит от Аллаха непосредственно к Его рабам. То есть не говорится, как обычно, «скажи им…», и здесь Пророк алайхиссалам не делается посредником. Этот тонкий момент тоже указывает на то, что Аллах близок к Своим рабам. Точно такое же значение имеется и в следующей фразе:

«Внемлю мольбам молящегося, когда молится Мне ».

Здесь не говорится «услышу его молитву», или «приму во внимание», а говорится «внемлю мольбам» . Это также пробуждает у рабов интерес чаще обращаться к Аллаху с молитвой. Раз уж от Всевышнего Аллаха исходит такая близость, готовность к немедленному ответу, то и от раба должно быть соответствующее ответное стремление. Он тоже обязан отвечать призыву Аллаха, говоря «вот я - перед Тобой», уверовать в Него и повиноваться Ему.

«Пусть же [и они] ответят [внемля] Мне и пусть веруют в Меня ».

Если рабы, внемля Ему, уверуют в Него, то кому от этого польза? В некоторых случаях люди не могут правильно понять этого. Всевышний Аллах в этом аяте утверждает, что ответ на призыв Аллаха, уверование в Него, принесет пользу только самому рабу.

«Быть может, они последуют праведным путем ».

Просить об удовлетворении всех нужд только у Всевышнего Аллаха, всегда обращаться с мольбой к Нему, вот что должно стать постоянным делом правоверного раба. Молитва считается ядром поклонений. От Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам передано много хадисов о молитве.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Абу Са ъи да радияллаху анху, тот сказал:

«Если мусульманин вознесет молитву, не совершая греха и не причиняя зла своим родным, Аллах дарует ему одно из трех свойств: Вскоре даст то, о чем он просил. Или сохранит для ахирата. Или же отвратит от него зло соразмерное тому, о чем он просил».

Как передает имам Ахмад от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:

«Сердца похожи на сосуды. Некоторые могут вместить больше других. Если вы будете просить Аллаха о чем-либо, просите с твердой верой в то, что будет принято (внято). Аллах не примет молитву того раба, который воссылает мольбу с безразличным сердцем».

В хадисе, переданном имамом Бухари от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если раб не станет спешить, его молитва будет принята. Пусть не говорит, что он вознес мольбу и она не была принята».

Для того чтобы молитва была принята, существуют условия, приличия, специальная пора. В частности, молитва постящегося человека принимается.

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Для постящегося есть молитва, принимающаяся во время его ифтара (разговенья)».

И вновь возвращаемся к аяту, поясняющему положения о посте:

187. Разрешено (сделано халалным) вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Знал Аллах, что, поистине, вы изменяли самим себе, и простил вас и помиловал вас. Так, теперь прикасайтесь к ним и ищите то, что предписал Аллах вам. И ешьте, и пейте, пока не отличится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете, затем довершайте сполна пост до ночи. И не прикасайтесь к ним, когда вы пребывающие в иътикафе в мечетях. Это - границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Вот так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - быть может, они будут богобоязненны!

В период, когда соблюдение поста только-только стало фардом, постящемуся человеку, если после ифтара он засыпал, а потом просыпался, уже было нельзя есть, пить и сближаться с женой. Один из ансаров , человек по имени Кайс ибн Сирма днем соблюдал пост и работал в финиковом саду, а после, устав, пришел к жене ко времени ифтара и спросил:

У тебя есть еда?

Жена сказала:

Нет, сейчас пойду и поищу что-нибудь, - и вышла.

От усталости после дневной работы Кайс уснул. Его жена пришла и, увидев спящего мужа, сказала: «Не повезло тебе», но не стала будить его. На следующий день к полудню Кайс радияллаху анху потерял сознание и упал. Об этом стало известно Пророку алайхиссалам. Затем Всевышний Аллах ниспослал аят, начинающийся словами:

« Разрешено (сделано халалным) вам в ночь поста приближение к вашим женам... » Тем самым было объявлено халалом принимать пищу и иметь близость с женой в ночь поста Рамадана, то есть в период после захода солнца и вплоть до наступления рассвета. Наряду с этим, в целях пояснения того, что в Исламе отношения между мужчиной и его женой являются не только вопросом пола, но намного большим, чем это, Аллах сказал:

«Они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них » . Обычно одежда используется для прикрытия, предохранения и украшения. Также и в Исламе, супруги прикрывают недостатки друг друга, предохраняют друг друга от скверны и украшают друг друга.

А потом Он возвещает, что знает даже о том, что происходит в сердцах Его рабов.

«Знал Аллах, что, поистине, вы изменяли самим себе, и простил вас и помиловал вас ».

Упоминаемая в этом аяте неверность состоит из промелькнувшего в сердце желания совершить близость с женщиной. Как передается в отдельных хадисах, некоторые даже допускали это дело. Как бы то ни было, Аллах принял их покаяния и простил им грехи. Наряду с этим, Он открыл путь для таких желаний в их сердцах, дал разрешение:

«Так, теперь прикасайтесь к ним и ищите то, что предписал Аллах вам » .

То есть теперь было дано позволение: «Совершайте близость со своими женами и ищите то, что предписал вам Аллах - детей». Наряду с разрешением сближаться с женщинами в ночь Рамадана, было также дано позволение есть и пить.

«И ешьте, и пейте, пока не отличится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете, затем довершайте сполна пост до ночи » .

Как передает имам Бухари от Адийа ибн Хатима, он [Адий] сказал:

«Когда был ниспослан аят: «…ешьте, и пейте, пока не отличится для вас белая нитка от черной нитки… » , я взял одну белую и одну черную нитку, положил их под свою подушку и стал поглядывать на них, а когда белая стала отличаться от черной, прекратил есть. Когда рассвело и настал день, я отправился к Посланнику Аллаха и рассказал ему о том, что сделал. Он сказал:

Воистину, твоя подушка, оказывается, широка, то выражение было о белизне дня и черноте ночи».

Эта пора называется фаджрус садык (досл. «правдивый, подлинн ы й рассвет») и означает наступление начала рассвета, то есть начинается с появлением на ночном горизонте светлой полосы.

В следующей фразе упоминается положение, при котором исключена близость с женой:

«И не прикасайтесь к ним, когда вы пребывающие в иътикафе в мечетях » .

Слово иътикаф означает «всецело отдаваться чему-либо». В шариате оно обозначает «предаваться ибадату в мечети, не покидая ее пределов, с намерением стать ближе к Аллаху». Пророк алайхиссалату вассалам сидел в иътикафе в последние десять дней священного Рамадана. Сидящий в иътикафе человек посвящает себя только поклонениям, по возможности не выходя из мечети. Для этого раб отделяется, отчуждается от всего для Аллаха. Поэтому он сдерживает себя и от совершения близости со своими женщинами.

«Это - границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! »

Все, что здесь упоминается, связано с Всевышним Аллахом, это - Его границы. Аллах велит не приближаться к ним, потому как насколько большим будет приближение к границе, настолько же увеличится вероятность ее нарушения.

«Вот так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - быть может, они будут богобоязненны! »

Обратим внимание, что и в первом аяте из группы аятов о посте тоже было сделано ударение на богобоязненности. Теперь и в последнем аяте из данной группы также делается акцент на таква - богобоязненности. Да, среди бесчисленных польз поста первое место занимает его свойство укреплять чувство богобоязненности у постящегося.

"Тафсир Хилал" (смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана), том 1;
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Вот и настал тот благословенный месяц, который все мусульмане ждали с трепетом и особой любовью. Рамадан - это не просто месяц поста, добрых деяний и многократного поминания Аллаха, Рамадан – это месяц Корана.

Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня. Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185).

Пост — одно из лучших средств, для усмирения нрава человека, успокоения его души и тела. Во время поста человек избавляется от мирских привязанностей, что мешает видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи» (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал:«Читать Коран и кормить людей».

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы» (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра» (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан. Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним» (Лятаиф аль-Маариф).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква» (ат-Тирмизи).

И это великое облегчение, и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Если мы будем внимательны к Корану в Рамадан, будем читать его и изучать - наше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и мы сможем стать людьми Корана.

Однако чтобы чтение Корана приносило верующему максимальную пользу, следует принять во внимание некоторые правила, переданные со слов Посланника (мир ему и благословение Аллаха):

1. Очищение перед чтением

В Коране говорится: «К нему прикасаются только очищенные» (сура «аль Вакиа», «Событие», аят 79).

К Корану запрещено прикасаться, не будучи в состоянии омовения.

2. Объем чтения

Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) , сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прочитывал Коран меньше, чем за три дня!». Имам Бадруддин аль-Айни сказал: «Смысл этого хадиса в том, что прочитывающий Коран быстрее, чем за три дня упускает то, что ему велено из чтения в соответствии с правилами и размышлением!» . Также Абу Джамра рассказывал: «Однажды я сказал Ибн Аббасу: «Я человек, который быстро прочитывает Коран, и может быть так, что за ночь я прочитываю Коран один или два раза!». Ибн Аббас сказал: «Прочитать одну суру за ночь для меня предпочтительнее, чем делать то, что ты делаешь!». То есть не стоит торопиться с чтением Корана, так как это может помешать тому, чтобы прочесть его правильно и вникнуть в смысл его аятов.

3. Чтение красивым голосом нараспев

Желательно читать Коран как можно красивее, нараспев. Так, передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда» (Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «Кто не читает Коран нараспев красивым голосом, четко и ясно произнося звуки, тот не из нас».

4. Совершение земных поклонов

В Коране 14 аятов, при чтении которых нужно совершить земной поклон. Например, в суре «ас-Саджда»: «…падают ниц, совершая земной поклон из страха перед наказанием Аллаха и признавая, что Он превыше всего того, что не подобает Ему, вместе с восхвалением Его за милости, будучи не отвергающими веру и не отказывающимися от поклонения из гордыни» (аят 15).

5. Сопровождение чтения аятов дуа и поминанием Аллаха

Хузайфа аль-Йамани рассказал: «Однажды я молился с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он начал читать суру «аль Бакара» и не прочитывал аят со словами о милосердии, не испросив его у Аллаха, и не прочитывал аят о наказании Божьем, не оберегаясь Им от него, и не прочитывал аят, в котором говорится, что Аллах превыше всего, что не подобает Ему, не сказав «Субхан AЛлаh».

6. Чтение различным образом

Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо трех своих сподвижников, каждый из которых по-разному читал Коран. Он подошел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, а тот читал тихо, и спросил его об этом, на что Абу Бакр сказал: «Поистине, Тот, к кому я взываю, слышит меня». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Умару, да будет доволен им Аллах, и тот сказал: «Бужу спящих и прогоняю шайтана» . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Билялу аль-Хабаши, а тот читал несколько аятов какой-нибудь одной суры, а затем брался читать аяты из другой суры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его об этом, и тот сказал: «Я смешиваю лучшее с лучшим». И тогда посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал им: «Каждый из вас поступил правильно и наилучшим образом».

Если человек не умеет читать Коран, то он может заработать вознаграждение его слушанием. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прослушает аят из Книги Аллахa, тому он будет светом в Судный день».

Пусть Всевышний поможет нам в Рамадан увеличить любовь к Корану и примет от нас каждую услышанную и прочитанную букву Своей книги!

Материал подготовила: Эльвира Маликова


Количество показов: 434

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ Транслит Sh ahru Ramađā na A l-Ladh ī "Un zila Fī hi A l-Qur"ā nu Hudáan Lilnn ā si Wa Bayyinā tin Mina A l-Hudá Wa A l-Furqā ni ۚ Faman Sh ahida Min kumu A sh -Sh ahra Falyaşum hu ۖ Wa Man Kā na Mar īđāan "Aw `Alá Safar in Fa`iddatun Min "Ayyā min "Ukh ara ۗ Yur ī du A l-Lahu Bikumu A l-Yusra Wa Lā Yur ī du Bikumu A l-`Usra Wa Litukmilū A l-`Iddata Wa Litukabbirū A l-Laha `Alá Mā Hadākum Wa La`allakum Tash kurū na В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. (Лунный) месяц рамадан, в который ниспослан был Коран (в первый раз) как руководство [источник знаний] для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц [рамадан], пусть соблюдает пост (в дневное время) , а кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней [по числу пропущенных дней]. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затруднения, и (хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца) [чтобы постились весь месяц] и (чтобы вы) возвеличивали Аллаха (по завершению поста) за то, что Он вел вас (даровав необходимые знания и содействуя вам в ваших делах) , – и чтобы вы были благодарными (Ему за все дарованные Им блага) ! В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. [[Обязательным постом является пост в рамадане. В этот великий месяц Аллах оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает людям путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет истину самым доступным образом и помогает отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Любой месяц достоин быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Аллахом для оказания людям такой великой милости. После упоминания о превосходстве рамадана и разъяснения того, почему именно этот месяц выбран для соблюдения обязательного поста, Всевышний Аллах приказал каждому здоровому мусульманину, способному поститься и проживающему на постоянном местожительстве, поститься в течение этого месяца в обязательном порядке. Предыдущее предписание, согласно которому мусульмане имели право самостоятельно выбрать между соблюдением поста и совершением искупительного действия, было аннулировано, и поэтому Аллах повторил, что больным и путешественникам позволено разговляться и возместить пропущенное число дней в другое время. Аллах повторил это, чтобы ни у кого не возникло ошибочное предположение о том, что предписание относительно больных и путешественников также аннулировано. Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения. Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Если же возникают препятствия, мешающие выполнению Божьих повелений и делающие их тягостными, то Всевышний Аллах облегчает эти предписания в еще большей степени либо вообще избавляет Своих рабов от этих обязанностей. Это кораническое предложение невозможно описать во всех подробностях, поскольку оно распространяется на все предписания религии и включает в себя все шариатские облегчения и дозволения. Затем Всевышний Аллах повелел поститься в течение всего рамадана. О причине этого приказа лучше всего известно Аллаху, но совершенно очевидно, что он был ниспослан для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что для соблюдения поста в рамадане достаточно поститься в течение части этого месяца. Аллах предотвратил подобное понимание ниспосланного повеления и приказал поститься с начала до конца месяца и благодарить Аллаха по завершении поста за то, что Он помог Своим рабам выполнить это предписание, облегчил его для них и разъяснил его самым прекрасным образом. Аллах также приказал людям возвеличивать Его по завершении рамадана, и это повеление распространяется на возвеличивание Аллаха с момента появления молодого месяца, свидетельствующего о начале шавваля, до окончания праздничной проповеди.]] Ибн Касир

В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.

Аллах восхваляет месяц Рамадан и выделяет его среди прочих месяцев. Он избрал этот месяц для ниспослания Священного Корана.В одном хадисе говорится, что именно в этот месяц ниспосылались божественные писания пророкам.

Имам Ахмад передаёт от Уасиля ибн аль-Аска’а, что посланник Аллаха сказал: «أُنْزِلَتْ صُحُفُ إِبْرَاهِيمَ فِي أَوَّلِ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ، وَأُنْزِلَتِ التَّوْرَاةُ لِسِتَ مَضَيْنَ مِنْ رَمَضَانَ، وَالْإِنْجِيلُ لِثَلاثَ عَشَرةَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَانَ، وَأَنْزَلَ اللهُ الْقُرْآنَ لأَرْبَعٍ وَعِشْرِينَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَان » «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь Рамадана.Тора была ниспослана в течении шестой ночи Рамадана Евангелие же было ниспослано в течении тринадца-той ночи Рамадана. Аллах ниспослал Коран в двадцать четвёртую ночь Рамадана[[Хороший хадис «Сахих аль Джами» 1497]] ».

Ибн Мардавайх сообщает, что Свитки, Тора и Евангелие были ниспосланы определённому пророку единожды. Коран же был ниспослан единожды в «Байт аль-Изза[[Хороший хадис «Сахих аль-Джами» 1497]] » (Дом славы) с нижнего неба, это произошло в Лаилатуль-Кадр в месяц Рамадан. Об этом Аллах сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ) Воистину, Мы ниспослали его в ночь могущества (97:1) Аллах также сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ ) Мы ниспослали его в благословенную ночь (44:3) затем он поэтапно ниспосылался пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в зависимости от событий.

Икрима передаёт, что ибн Аббас сказал: «Коран был ниспослан единожды в Рамадан, в ночь предопределения на нижнее небо. Аллах сообщал из него пророку, что пожелал, и всякий раз когда язычники приходили спорить с пророком, Аллах ниспосылал ему ответ, об этом говорится в слове Аллаха: وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование. (25:32-33)

Слово Аллаха: (هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ ) Верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение – это восхваление Корана, который Аллах ниспослал в качестве руководства для сердец Его рабов, которые уверовали в него и последовали ему. (وَبَيِّنَـاتٍ ) ясные доказательства – т.е. внятные явные признаки для тех, кто их понимает и размышляет над ними. Они указывают на истинность руководства Корана и здравого смысла в нём, противоречащего заблуждению. Руководства, которое разделяет между истиной и ложью, между запретным и дозволенным.

Некоторые праведные предки считали, нежелательным называть этот месяц просто رَمَضَان Рамадан, ибо почтительнее будет называть его شَهْرُ رَمَضَانَ месяц Рамадан.

Слово Аллаха: (فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ) Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. Этот аят обязывает всех застав-ших рождение этого месяца, тех, кто здоров и проживает у себя в стране, поститься этот месяц без исключения. Этот аят отменяет предыдущий аят, который дозволял не поститься здоровым людям, проживающим у себя в стране, взамен на выплату фидья (эквивалент кормления одного бедняка) за каждый день поста, о чём мы говорили ранее. После того, как пост стал обязательным, Аллах упомянул снисхождение к больным и путникам, которые должны восполнить пропущенный по этим уважительным причинам пост.

Аллах сказал: (وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время – т.е. при наличии болезни в теле, при которой пост затруднителен и вызывает боль, или в путешествии дозволительно не поститься. Дни, которые человек не постился в пути, ему следует возместить их в другое время. Здесь нужно рассмотреть некоторые вопросы.

Группа учёных считает, что тот, кто постился начало месяца Рамадан, будучи дома, а затем отправился в поездку во время Рамадана, то ему следует поститься,ибо Аллах сказал: ﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься - т.е. путнику дозволительно не поститься, так как он не застал начало месяца в своей стране. Это мнение не нашло поддержки среди других учёных. Это мнение приводит Мухаммад ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли» от группы сподвижников и их последователей, хотя это спорный вопрос. Аллах знает лучше. Другая группа сподвижников и их последователей считает, что путнику обязательно не поститься в Рамадан, ибо Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время. Однако наиболее правильным здесь является мнение большинства о том, что в этом вопросе есть право выбора, а не категоричный приказ или запрет.

Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились, ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим) . А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим) . Здесь становится ямным дозволенность не поститься в пути, т.к. сподвижники обязательно бы сделали замечания друг другу. Однако сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в таких случаях всегда постился.

В двух сахихах приводится хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) : «Мы отправились в поездку с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветству-ет) в месяц Рамадан, была такая жара, что кое-кто из нас клал руку на голову от жары. Никто из нас не постился кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Раваха».

Группа учёных, один из которых имам Шафии считает, что поститься в пути предпочтитель-нее, чем разговеться, ибо так поступал посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) . Другие учёные считают, что не поститься предпочтительнее, т.к желательнее пользоваться льготами, предоставленными Аллахом.

Как-то у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросили по поводу поста в пути, и он ответил: «مَنْ أَفْطَرَ فَحَسَنٌ، وَمَنْ صَامَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْه » «Кто постился, поступил хорошо, а тот кто не постился, нет на нём греха». В другом хадисе говорится: «عَلَيْكُمْ بِرُخْصَةِ اللهِ الَّتِي رُخِّصَ لَكُم » «Вам следует пользоваться льготами, дарованными вам Аллахом». Передают, что Хамза б. Амр аль-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О, посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим) .

Есть учёные, которые считают,что поститься и не поститься в пути одинаково дозволенно. Так Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Хамза ибн Амр аль-Аслами сказал: «О, посланник Аллаха, я очень много пощусь, я даже пощусь в пути», на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إِنْ شِئْتَ فَصُمْ، وَإِنْ شِئْتَ فَأَفْطِر » «Если хочешь, постись, а если не хочешь не постись».

Есть мнение, что если пост затруднителен, то предпочтительнее не поститься. Передают со слов Джабира, что во время одного из походов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел толпу, в которой был человек, которого прикрывали от солнца. Он спросил: «В чем дело?»Люди ответили: «Он постится». Тогда он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «لَيْسَ مِنَ الْبِرِّ الصِّيَامُ فِي السَّفَر » «Пост во время поездки не является добродетелью» (аль-Бухари и Муслим) .

Восполнение поста: Следует ли возмещать пропущенные дни последовательно или дозволительно возмещать его по частям? Существует два мнения. 1) Следует возмещать пост последовательно, также как следовало выполнять предписанный пост. 2) Непрерывность в возмещении поста не обязательна. Можно возмещать последовательно, а можно возмещать частями. Это мнение большинства ранних и поздних учёных. Это логично, т.к. предписанный пост нужно совершать своевременно и последовательно в определённый месяц. Но возмещение после Рамадана подразумевает под собой пост некое количество дней пропущенного поста. Поэтому Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время.

Далее Аллах говорит: (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَاتُنَفِّرُوا » Облегчайте, а не создавайте затруднения, успокаивайте (людей) , а не внушайте отвращение (к исламу) [[Сахих аль-Бухари 69]] . (Муслим)

В двух Сахихах приводится хадис о том, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посылал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он сказал им: «بَشِّرَا وَلَا تُنَفِّرَا، وَيَسِّرَا وَلَا تُعَسِّرَا، وَتَطَاوَعَا وَلَا تَخْتَلِفَا » «Радуйте, а не внушайте отвращение, облегчайте, а не затрудняйте, обращайтесь друг к другу хорошо, и не ссорьтесь».

В Сунан и в аль-Маснаде приводится хадис, в котором посланник Аллаха сказал: «بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَة » «Я был послан с лёгким (к исполнению) монотеизмом [[Слабый хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 2336]] ». (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней – т.е. вам было дозволено не поститься при болезни, в пути и при других подобных уважительных причинах, т.к. Аллах желает вам облегчения. Он повелел вам восполнить пропущенные дни, дабы вы довели определённое число дней.

Слово Аллаха: (وَلِتُكَبِّرُواْ и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь– т.е. дабы вы поминали Аллаха после завершения обряда поклонения, как об этом сказал Всевышний Аллах: (فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاـسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَآءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا ) Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. (2:200) а также сказал: (فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَوةُ فَانتَشِرُواْ فِى الأرْضِ وَابْتَغُواْ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ) Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете. (62:10) Аллах также сказал: (فَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَـرَ السُّجُودِ ) Терпеливо сноси то, что они говорят,и прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов. (50:39-40) Именно поэтому Сунной поощряется произношение тасбиха (СубханаЛлах т.е. слава Аллаху) , тахмида (аль-Хамду Лиллях, т.е. хвала Аллаху) и такбира (Аллаху Акбар т.е. Аллах велик) после завершения обязательных молитв. Ибн Аббас сказал: «Мы знали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершал молитву такбиром». Многие учёные сделали вывод о законности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , исходя из этого аята: (وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ ) И возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Дауд аль-Асбахани аз-Захири, исходя из этого аята сделал вывод об обязательности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , в отличие от имама Абу Ханифы, который вообще не считает, что следует произно-сить такбир после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) . Остальные учёны считают это желательным действием, хотя есть разногласия по поводу способов произношения такбира.

Слово Аллаха: (وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ) Быть может, вы будете благодарны – т.е. выполнением повелений Аллаха и воздержанием от Его запретов, а также тем, что вы чтите Его заповеди, может быть, тем самым, вы будете из числа благодарных.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека