Какие бывают чувства человека. Какие бывают чувства, эмоции и ощущения у человека

Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев , а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

Страх Грусть Злость Радость
Беспокойство Апатия Агрессия Блаженство
Встревоженность Безразличие Брезгливость Бодрость
Замешательство Беспомощность Ярость Возбужденность
Паника Депрессия Бешенство Восторг
Ужас Отчаяние Гнев Достоинство
Додумывание Вина Досада Доверие
Дискомфорт Затруднение Жестокость Удовольствие
Замешательство Изнурение Зависть Интерес
Замкнутость Истощенность Мстительность Любопытство
Задетость Меланхолия Недовольство Миролюбивость
Испуг Мрачность Ненависть Непосредственность
Нервозность Неудобство Нетерпимость Облегчение
Недоверие Никчемность Омерзение Оживление
Неопределенность Обида Неудовлетворение Оптимизм
Неуверенность Озабоченность Осуждение Энергичность
Настороженность Отвергнутость Отвращение Польщенность
Отверженность Опустошенность Безумие Покой
Опасение Одиночество Оскорбление Счастье
Осторожность Печаль Презрение Умиротворение
Сдержанность Пассивность Привередливость Уверенность
Смущение Подавленность Пренебрежительность Удовлетворение
Стеснительность Пессимизм Раздражение Упоение
Суетливость Потерянность Ревность Любовь
Тревога Разбитость Резкость Нежность
Трусливость Расстроенность Сердитость Сочувствие
Сомнение Стыд Циничность Удача
Шок Сломленность Досада Эйфория
Скука Язвительность Экстаз
Тоска
Усталость
Угнетенность
Угрюмость
Хмурость

И для тех, кто дочитал статью до конца 🙂 Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…

Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.

Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.

Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, и другие похожие.

Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).

Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.

Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.

Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.

Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на . Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или , во всем видят злые намерения и негатив.

Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.

Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.

Эмоциональное состояние оказывает влияние на . Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.

Виды эмоций человека

Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.

Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.

Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.

Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.

Положительные эмоции людей — это радость, восторг, уверенность, удовлетворенность, нежность, доверие, восхищение, симпатия, любовь, признательность, умиление, облегченность, блаженство.

Негативные эмоции человека — это грусть, отчаяние, тревога, неудовольствие, тоска, огорчение, обида, страх, досада, сожаление, негодование, неприязнь, злость, оскорбление, неуверенность, недоверие, ярость, отвращение, презрение, разочарование, нетерпение.

К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.

Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.

Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.

Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, бегстве.

Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.

Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.

Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.

Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.

Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.

Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.

Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.

Страх является формой аффекта, это рефлекторная реакция, которая служит биологическим защитным механизмом психики. Основные проявления страха — бегство, крик, гримаса, снижение или сильное повышение мышечного тонуса, дрожание тела, учащение пульса, повышение артериального давления, сухость во рту, расстройства кишечника и прочее.

Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.

Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.

Чувства и эмоции человека

Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.

Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.

Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.

Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.

Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.

В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.

Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.

В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.

Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.

Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).

Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.

Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.

Эмоциональный отклик – это быстрая реакция на изменения во внешней среде. Например, человек увидел красивый цветок — восхитился, услышал громкий гром – испугался. Эмоциональный отклик выражает эмоциональную возбудимость человека. Выделяется такой вид эмоционального отклика, как синтония, она проявляется в способности человека быть отзывчивым к другим людям и откликаться на явления и изменения явлений в окружающем мире. Синтония выражается через состояние гармонии человека с природой, в умении понимать и принимать переживания и чувства других.

Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.

Существует также связь между эмоциями, чувствами и . Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.

В природе встречается такое явление, как . О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять , а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.

Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.

Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.

Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.

Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.

Чувства и эмоции

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, яв­ляется непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на ка­кие-то внешние его особенности.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловле­ны и представляют собой высший продукт культурно-эмоциональ­ного развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные прояв­ления человека регулируются социальными нормами. Человек не­редко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вы­зывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются про­цессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах моз­га, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различ­ные центры физиологической деятельности организма: дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим пережива­ние чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при пережива­нии чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жиз­недеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, рабо­тоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры голов­ного мозга и подкорковой области позволяет человеку контроли­ровать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных пере­живаний.

"Удовольствие - неудовольствие ". Удовлетворение физиологи­ческих, духовных и интеллектуальных потребностей человека отра­жается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие.

"Напряжение-разрешение". Эмоция напряжения связана с со­зданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельно­сти. Завершение этого процесса переживается как эмоция разре­шения (облегчения).

"Возбуждение- успокоение ". Эмоция возбуждения определяет­ся импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Рас­положенные здесь эмоциональные центры активизируют дея­тельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из под­корки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и асте­нические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стени­ческие эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, нена­висть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, труд­но не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, че­ловек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоцио­нальным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято вы­делять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжитель­ности чувств различают виды эмоциональных состояний, основны­ми из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушев­ление, стресс и фрустрация.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое отлича­ется слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональ­ным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характери­зуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные стра­сти служат стимулом к большой созидательной деятельности че­ловека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возни­кающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональ­ное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерян­ность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты нега­тивно сказываются на деятельности человека, резко снижая уро­вень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим пове­дением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности челове­ка к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой си­лой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушев­ление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельно­сти. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состоя­ние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевле­ние - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. 51ге85 - напряжение) представляет собой состоя­ние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуа­ции) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности усло­виями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное дав­ление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физичес­кая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непре­одолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемы­ми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутрен­ний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состо­янии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси­хическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:

мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (дви­жение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям ок­ружающей действительности.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбужде­ния. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха - неус­пеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность (борьба между страхом и чувством долга). Привлека­тельность мотива, его близость личностным установкам направ­ляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Имеют близкую связь с внутренним миром людей. Каждый человек очень часто робеет и отрицает собственные чувства, путая их с эмоциями или собственным состоянием. Чтобы сбить с толку любого человека, просто задайте ему вопрос, что он чувствует сейчас. Этим вопросом можно поставить в тупик каждого члена общества. Множество психотерапевтов подтверждают всю трудность данного вопроса, потому как очень трудно рассуждать о сиюминутном ощущении, меняющемся мгновенно. Люди тем и отличаются от машин, что они испытывают самую разнообразную палитру эмоциональных ощущений ежесекундно. Также как сложно осознать чувства и эмоции, так и их причина для многих остается загадкой.

Чувства имеют устойчивую эмоциональную окрашенность отношения к ситуации, объекту или субъекту. Чувство и мысли полностью связаны друг с другом.

Не только наши чувства и эмоции не понимаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Средства познания ощущений

Человек получает всю информацию о мире через органы чувств. Сюда относятся: глаза, кожные покровы, нос, язык, ушные раковины. С помощью этих органов люди имеют представление об окружающем мире, видят их, слышат, могут чувствовать, различать вкус. Есть и другие органы, но они не основные.

Классификация чувств

Четкой классификации чувств не существует. Но есть определенные наборы чувств, запрограммированные киноиндустрией, взаимодействием общества с отдельным человеком. Тем самым выработался установленный комплект всех чувств, которые должен ощущать каждый. Не испытывая того, что ощущает общество, можно очень быстро дойти до категории "странных" людей.

Достаточно правильно определить, какие чувства есть у личности - абсолютно не получится. Какие-то ощущения преследуют человека еще с роддома, а другим - он учится в процессе жизни, у своих родных, близких, знакомых. Врожденные чувства младенец испытывает с рождения. Многие ученые утверждают, что к врожденным эмоциям относят проявления у ребенка сразу после появления на свет, до того, как социальный фактор и роль родителей сыграют свою роль. Психологи так и не пришли к единому списку этих чувств. Но все же большинство утверждает, что к ним относятся: удовольствие, радость, возбудимость, заинтересованность, удивленность, испуг, злость, раздражительность, страх, отвращение. Остальные же эмоции приходят с возрастом.

Высшие чувства можно назвать также моральными, они указывают на то, как человек относится к обществу, в котором находится, к окружающим его людям, к себе. Однако они субъективны, потому как трактовку хороших и плохих поступков, индивидуум учится понимать в своем социуме, в котором норма поведения может быть совсем противоположной другим обществам.

Высшие, или моральные чувства выражают отношение человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Высшие чувства всегда субъективны, ведь тому, что правильно, а что нет, мы учимся у своего социума, а ведь нормы поведения могут быть совершенно противоположными в разных обществах.

Основные чувства, эмоции человека, можно разделить на 3 группы: положительные, отрицательные, нейтральные.

К положительным относятся:

  • радостные эмоции
  • наслаждение
  • восторженность
  • уверенность
  • удовлетворение
  • нежность
  • отрада
  • гордыня
  • восхищение
  • доверие
  • твердость
  • упоение
  • благосклонность
  • привязанность
  • почтение
  • признательность
  • растроганность
  • самодовольство
  • ласка
  • зловредность
  • самодовольство
  • облегченность
  • безвредность.

К отрицательным:

  • горесть
  • уныние
  • горечь
  • оскорбление
  • отчаянье
  • страх
  • неудовлетворенность
  • беспокойство
  • боязнь
  • сострадание
  • угрызение
  • чувство обиды
  • вражда
  • зависть
  • нерешительность
  • ревность
  • злоба
  • печаль
  • тоска
  • омерзение
  • пренебрежение
  • огорчение
  • сожаление
  • угрызения

Нейтральные:

  • любознательность
  • удивление
  • изумленность
  • спокойствие
  • равнодушие

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал то или иное чувство. Положительные ощущения благотворно влияют на человеческий организм, закрепляют в памяти желаемую форму поведения. Негативные же, несмотря на то, что их игнорируют, стараются быстрее забыть, не проходят бесследно. Не зря все врачи постоянно твердят, что необходимо думать только о хорошем, отвергая плохие мысли. Если не получается избежать негативных эмоций , то лучше выработать в себе, привычку реагировать нейтрально. Пусть лучше будет равнодушие, если не получается мыслить позитивно. В итоге, если человек будет постоянно анализировать свое поведение и отношение к происходящему, то может быть как лучше, так и хуже.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека