Джон Медина - Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

Издано с разрешения PEAR PRESS c/o PERSEUS BOOKS Inc. и агентства Александра Корженевского

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© John Medina, 2008

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Посвящается Джошуа и Ноа. Мои дорогие мальчики, благодарю вас за постоянное напоминание о том, что возраст не имеет значения, если только ты не сыр

Вступление

Попробуйте-ка умножить в уме число 8 388 628 на 2. Вы можете вычислить результат за несколько секунд? А один молодой человек способен умножать такие числа на два 24 раза в течение нескольких секунд. И каждый раз называть верный результат. Другой может назвать точное время в любой момент, даже если разбудить его ночью. А одна девочка точно определяет размеры любого объекта на расстоянии шести метров. Еще один шестилетний ребенок рисует такие реалистичные и яркие картины, что их даже выставили в галерее на Мэдисон-авеню. Но никого из них невозможно научить завязывать шнурки на ботинках. Их IQ не выше 50.

Мозг – это нечто удивительное.

Может, ваш мозг не такой необычный, как у этих детей, тем не менее он удивительный. Человеческий мозг с легкостью справляется с самой утонченной системой передачи информации на Земле, считывая маленькие черные значки на полотне из отбеленной древесины и понимая их смысл. Для сотворения этого чуда он посылает электрический импульс по проводам протяженностью в сотни километров к клеткам мозга – столь крошечным, что в эту строку вместились бы тысячи таких клеток. И все это происходит настолько быстро, что вы не успеваете даже моргнуть. Между прочим, вы только что проделали это. И самое невероятное: большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как мозг работает.

Это незнание приводит к странным последствиям. Мы пытаемся разговаривать по мобильному телефону и при этом вести машину, хотя мозг человека не предназначен для выполнения нескольких задач одновременно, когда дело касается внимания. Мы создали стрессовую рабочую среду в офисах, но в таких условиях продуктивность работы мозга снижается. Система школьного образования построена таким образом, что бо льшая часть процесса обучения происходит дома. Пожалуй, это было бы смешно, если бы не было так вредно для человечества. К огромному сожалению, ученые, занимающиеся изучением мозга, редко общаются с учителями, профессиональными работниками, верхушкой системы образования, бухгалтерами и руководителями компаний. Вы не владеете информацией, если только не читаете журнал Neuroscience за чашкой кофе.

Эта книга призвана ввести вас в курс дела.

12 правил мозга

Моя цель – сообщить вам двенадцать фактов о работе мозга. Я назвал их правилами мозга и привожу для их подтверждения научные данные, а также предлагаю идеи относительно того, как каждое правило можно применить в повседневной жизни, в особенности на работе и в школе. Мозг очень сложен, поэтому я сообщаю лишь небольшую часть сведений о каждом аспекте – не всеобъемлюще, но, надеюсь, доступно. На страницах книги вы ознакомитесь со следующими идеями.

Начнем с того, что не обязательно сидеть за школьной партой по восемь часов в день. С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Мозг по-прежнему стремится к активности, хотя современные люди, к которым относимся и мы, ведут малоподвижный образ жизни. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга (правило мозга № 1). Физические упражнения помогают людям, приклеенным к дивану, улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать поставленные задачи. Я уверен: после восьми часов, проведенных на работе или в школе, это всем пойдет на пользу.

Как вы могли заметить на примере простой презентации PowerPoint, люди не обращают внимания на скучное (правило мозга № 4). У вас есть лишь несколько секунд, чтобы привлечь их внимание, и 10 минут, чтобы его удержать. По истечении 9 минут 59 секунд необходимо снова привлечь чем-нибудь их внимание, и таймер заново начнет отсчитывать время, – это должно быть что-то связанное с эмоциями. Кроме того, мозгу необходим перерыв. Именно поэтому в книге я использую большое количество историй, чтобы донести свою мысль.

Вы чувствуете усталость уже в три часа дня? Очевидно, ваш мозг хочет вздремнуть. И это повысило бы вашу продуктивность. В результате одного исследования NASA было выявлено, что 26-минутный сон повышает работоспособность пилотов на 34 процента. Достаточный ночной отдых влияет на умственную деятельность на следующий день. Хороший сон – хорошее мышление (правило мозга № 7).

Мы познакомимся с человеком, который, прочитав две страницы, способен запомнить новую информацию навсегда. Большинство из нас больше забывают, чем запоминают, поэтому нам необходимо повторить, чтобы запомнить (правило мозга № 5). Узнав правила мозга для развития памяти, вы поймете, почему я выступаю против домашних заданий.

Мы поймем, что дети в возрасте двух лет только кажутся нам бунтовщиками; на самом деле ими движет жажда исследования. Дети не обладают широкими и глубокими знаниями об окружающем мире, но им хорошо известно, как их приобрести. По своей природе мы исследователи (правило мозга № 12), и это качество будет присуще нам всегда, несмотря на созданное нами искусственное окружение.

Не считайте идеи, которые приводятся в конце каждой главы, рекомендациями. Они содержат призыв к испытанию их в реальных условиях. Я исходил из того, чем сам занимаюсь в жизни. Мои научно-исследовательские работы связаны с изучением нарушений психики на молекулярном уровне, но особый интерес у меня вызывает взаимосвязь между геномом и поведением. Бо льшую часть своей профессиональной жизни я проработал консультантом; меня приглашали для участия в исследовательских проектах, когда требовалась помощь молекулярного биолога с подобной специализацией. Я имел возможность наблюдать за бесконечными попытками изучить зависимость мыслительной деятельности от набора хромосом.

В одной из таких поездок мне в руки случайно попали статьи и книги, в которых содержались требования ускорить «прогресс» в области исследования мозга, чтобы применить их результаты в системе образования и на рабочем месте. И я взволновался, полагая, что авторы прочитали литературу, которую не засек мой радар. Я изучал несколько направлений науки о мозге, но мне неизвестно, как обеспечить лучшую методику обучения или работы. Честно говоря, наука до сих пор не знает, почему человеческий мозг способен приказать телу взять стакан воды максимально удобным способом.

Впрочем, для паники не было причин. Следует скептически относиться к любым заявлениям о том, что наука о мозге может прямо ответить на вопрос, как стать лучшим учителем, родителем, руководителем или студентом. Эта книга призывает проводить широкомасштабные исследования в данной области просто потому, что мы не обладаем достаточными знаниями для того, чтобы давать рекомендации. Это попытка вакцинации против таких мифов, как, например, эффект Моцарта , которая, кстати, опровергает мнение, что прослушивание некоторых аудиозаписей, когда ребенок находится еще в утробе матери, обеспечит ему поступление в Гарвард или левополушарное и правополушарное мышление.

Назад в джунгли

Все, что нам известно о мозге, мы узнали благодаря научным работам биологов, исследующих строение и функции мозга; психологов, изучающих поведение человека; когнитивных нейробиологов, сопоставляющих эти два ряда данных; и эволюционных биологов. Хотя нам не много известно о том, как работает мозг, но, анализируя историю эволюции, мы понимаем, что мозг человека сформировался под влиянием необходимости выживания на открытой местности, полной опасностей, в условиях постоянного движения, формируя так называемые предельные возможности мозга.

Все аспекты, описанные в книге – физическая нагрузка, выживание, «проводка» (или нейронные связи), внимание, память, сон, стресс, чувства, зрение, пол и исследование, – соотносятся с этими предельными возможностями. (Кстати, в данном контексте движение можно трактовать как упражнение.) Изменчивость окружающей среды способствовала развитию высокой пластичности человеческого мозга, что, в свою очередь, дало людям возможность обдуманно исследовать мир. Учась на своих ошибках, человеческое племя выживало в диких условиях, а это требовало повышенного внимания к одним вещам и пренебрежения другими и, помимо этого, специфическим образом организовывало память. Хотя сегодня наша мыслительная деятельность и проходит почти все время в аудиториях и офисах, наш мозг настроен на выживание в степях и джунглях. И с этим надо считаться.

В целом я славный парень, но довольно придирчив, когда дело доходит до научной работы. Все источники, на которые я ссылаюсь в этой книге, прошли строгий отбор: они пропущены через фильтр, который мои коллеги по компании Boeing (где я работал) назвали «фактором придирчивости Медины». Иными словами, если уж я на что-то ссылаюсь, то можете быть уверены, это серьезная концепция, опубликованная в специализированных журналах и подтвержденная независимыми экспертами несколько раз. (Полный список ссылок в книге не приводится, он размещен на сайте www.brainrules.net .)

О чем же говорят эти исследования в целом? Вот о чем: если бы вы поставили перед собой цель создать учебную среду, абсолютно препятствующую хорошей работе мозга, то она была бы похожа на учебную аудиторию. Если бы вы хотели создать рабочую среду, которая точно препятствовала бы хорошей работе мозга, то создали бы подобие офиса. Но если вы хотите научить свой мозг работать на полную мощность, действуйте иначе, руководствуясь предложенными ниже правилами.

Правило № 1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга

Если бы этот сюжет не был снят на камеру и все средства массовой информации не гудели о нем, в такую историю сложно было бы поверить.

С наручниками на руках, закованный в кандалы и связанный морским канатом, один человек был брошен в Калифорнийский залив в Лонг-Бич. Второй конец каната был прикреплен к семидесяти лодкам, которые раскачивались на волнах залива, – на борту каждой находилось по одному пассажиру. Борясь с сильным ветром и течениями, мужчина проплыл более двух километров до моста Кингс-Бей, на буксире он тянул семьдесят лодок с пассажирами. Так Джек Лаланн отметил свой день рождения. Ему исполнилось 70 лет.

Джек Лаланн родился в 1914 году; в Америке его называют святым патроном фитнеса. Он был звездой одной из самых длительных телевизионных программ. Лаланн также автор многих изобретений: первого тренажера для экстензии ног, первого тягового канатного тренажера и фиксаторов для веса – всего, что сейчас составляет стандартный арсенал любого тренажерного зала. Это он придумал упражнение, названное в его честь «Прыгающий Джек». Сейчас Лаланну за девяносто , и перечисленные факты далеко не самые примечательные в истории этого бодибилдера.

В интервью с его участием больше всего впечатляет не сила его мышц, а сила ума. Лаланну присуще удивительно живое мышление. Его чувство юмора молниеносно, он мастер импровизации. «Я говорю людям, что не могу умереть. Ведь этим я испорчу свой имидж!» – заявил он однажды американскому тележурналисту Ларри Кингу. Он часто жаловался на камеру: «Почему я такой сильный? Вы знаете, сколько калорий в сливочном масле, сыре и мороженом? Вы предлагаете своей собаке на завтрак чашку кофе и пончик?» Джек сетовал на то, что не ел десерт с 1929 года. Сверхэнергичный, самоуверенный, с активностью, присущей двадцатилетнему спортсмену.

Сложно удержаться от вопроса: есть ли взаимосвязь между физической и умственной активностью? Ответ очевиден: определенно есть.

Выживает тот, кто в форме

Хотя об эволюции человечества ведется много споров, один факт признается палеоантропологами всего мира. Двумя словами его можно сформулировать так: мы двигались . И много.

Когда благодатные тропические леса начали увядать, что повлекло за собой проблемы с добыванием пищи, люди были вынуждены отправиться в путешествие по преимущественно засушливым местностям в поисках зарослей, где можно было бы укрыться. По мере того как климат становился более сухим, прохладные «ботанические торговые аппараты» исчезали. Вместо того чтобы перемещаться в трех измерениях в условиях древесного образа жизни, который требовал физической ловкости, люди начали прогуливаться вперед и назад по засушливым саваннам в двух измерениях, что требовало выносливости.

По мнению известного антрополога Ричарда Рэнгема, «в день мужчина проходил от 10 до 20 километров, а женщина – вдвое меньше». Большинство же ученых согласны с предположением, что в среднем в день древний человек преодолевал расстояние более 19 километров. Из этого следует, что его мозг развивался не тогда, когда он бездельничал, а когда работал.

Первым марафонским бегуном из рода человеческого был злой хищник Homo erectus. Около двух миллионов лет назад, после того как семья человека прямоходящего увеличилась, он начал перебираться за пределы своего поселения. Наши прямые предки, Homo sapiens, проделали то же самое: начав путь из Африки 100 тысяч лет назад и достигнув Аргентины 12 тысяч лет назад. Некоторые ученые предполагают, что мы невероятными темпами расширяли зону обитания – на 40 километров в год. Это впечатляющий факт, учитывая среду обитания наших предков, преодолевавших реки и пустыни, джунгли и горы без помощи карт и зачастую без каких-либо орудий. Не имея специальных знаний, они построили лодки, хоть и не оснащенные рулевым колесом, однако пригодные для путешествий по Тихому океану, притом что обладали самыми скромными навигационными способностями. Они постоянно находили новые источники питания, встречали новых хищников; следовательно, им постоянно грозила физическая опасность. Ежедневно древние люди страдали от разных напастей и странных болезней, рожали и растили детей – и все это без пособий по современной медицине.

Будучи относительно слабыми представителями царства зверей (так, волосяной покров на теле человека не спасает от ночной прохлады), мы должны были вырасти и приобрести отличную физическую форму – или не вырасти вовсе. Эти факты тоже свидетельствуют о том, что развитие умственных способностей, то есть мозга, стало главным в мире, где всегда присутствовало движение вперед.

Если когнитивные навыки развивались при помощи физической активности, возможно ли, что она по-прежнему влияет на процесс познания? Отличаются ли познавательные способности человека в хорошей физической форме от способности к восприятию человека в плохой форме? И что произойдет, если привести себя в хорошую форму? Ответы на эти вопросы можно найти с помощью научных испытаний. Пожалуй, они напрямую связаны с тем, почему Джек Лаланн способен был шутить по поводу десертов в свои-то девяносто.

Вы состаритесь как Джим или как Фрэнк?

Мы убедились в положительном влиянии физической нагрузки на мозг на примере стареющего поколения. На эту мысль меня натолкнул некий Джим и хорошо известный всем Фрэнк. Я познакомился с ними, когда смотрел телевизор. В документальном фильме об американских домах престарелых показывали людей в инвалидных креслах, большинству было далеко за восемьдесят; хотя они пребывали в здравом уме, занимались тем, что сидели в тускло освещенных помещениях в ожидании смерти. Одного из них звали Джим. У него был пустой, унылый, одинокий взгляд. Он мог разрыдаться от любой мелочи и последние годы жизни сидел и смотрел в никуда. Я переключил канал – и остановился на передаче с очень молодо выглядящим Майком Уоллесом. Журналист брал интервью у восьмидесятилетнего архитектора Фрэнка Райта. Я приготовился услышать что-нибудь весьма увлекательное.

– Прогуливаясь по собору Святого Патрика… здесь, в Нью-Йорке, я испытываю своего рода трепет, – сказал Уоллес, закуривая сигарету.

Пожилой человек взглянул на Уоллеса:

– Вы уверены, что это не комплекс неполноценности?

– Из-за того, что здание такое огромное, а я такой маленький, вы это имеете в виду?

– Думаю, нет. Надеюсь, что нет.

– А вы разве ничего не чувствуете, когда заходите в собор Святого Патрика?

– Печаль, – ответил тут же Райт, – потому что в нем не отражается дух независимости и суверенности личности, который, по моему мнению, должен присутствовать в монументах, имеющих отношение к культуре.

Я был ошеломлен тонкостью ответа Райта. Четырьмя предложениями ему удалось продемонстрировать ясность мышления, непоколебимость взглядов, склонность мыслить не так, как все. Продолжение интервью было таким же ярким, впрочем, как и все в жизни Райта. Он завершил работу над проектом Музея Гуггенхайма в 1957 году (свою последнюю работу) в возрасте 90 лет.

Меня также поразило еще кое-что. Размышляя над ответами Райта, я вспомнил о Джиме из дома престарелых. Они были одного возраста – того же, что и большинство других постояльцев. И внезапно мне в голову пришла мысль о двух типах старения. Джим и Фрэнк жили приблизительно в одно время. Но разум одного совершенно потух, в то время как другой сохранил ясность мышления до последних дней. Чем вызваны такие различия в процессе старения обитателя дома престарелых и знаменитого архитектора? Этот вопрос занимал научное сообщество долгое время. Ученым давно известно, что одни люди стареют с шиком, сохраняя энергию, ведя полноценную жизнь и в 80, и в 90 лет. Другие же, побитые жизнью и сломленные, зачастую не доживают и до семидесяти. Попытки объяснить эти различия привели к важным открытиям, которые я сгруппировал в виде ответов на шесть вопросов.

1. Существует ли фактор, определяющий процесс старения?

Ученые всегда затруднялись ответить на этот вопрос. Они выявили множество факторов, от природных до связанных с воспитанием, которые влияют на способность человека достойно встретить старость. Поэтому научное сообщество двояко восприняло заявление группы исследователей о сильном влиянии социального окружения. Такой вывод непременно вызвал бы улыбку на лице Джека Лаланна: для него одним из главных факторов, определяющих, какой будет старость, была подвижность или малоподвижность. Если вы приверженец «диванного» образа жизни, то, скорее всего, в старости станете похожи на Джима, если, конечно, доживете до восьмидесяти. Если вы ведете активную жизнь, то, вероятно, будете похожи на Фрэнка Райта и непременно доживете до 90 лет. Дело в том, что физические нагрузки улучшают состояние сердечно-сосудистой системы, что, в свою очередь, снижает риск сердечных заболеваний. Исследователей заинтересовал вопрос: почему «удачно» стареющие люди производят впечатление более активно мыслящих? В связи с этим возник следующий вопрос.

2. Так ли это в действительности?

После проведения всевозможных тестов (не имеет значения, как был получен результат) ответ оказался положительным: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта . Такие тесты определяют быстроту мышления и способность мыслить абстрактно, воспроизводить ранее полученные знания для решения новой проблемы. Таким образом, физические нагрузки улучшают целый ряд способностей, которые высоко ценятся как в школе, так и на работе.

Но не всякое оружие из когнитивного арсенала можно улучшить при помощи физической активности. Например, кратковременная память и определенные реакции с этим не связаны. И хотя в большинстве случаев они тоже улучшаются, подобный эффект у разных людей будет значительно отличаться. Хорошие показатели сохраняются только в комплексе, но не связаны с причиной. Для того чтобы установить прямую связь, необходимо провести ряд других экспериментов. Ученые должны поставить перед собой еще один вопрос.

3. Можно ли превратить Джима во Фрэнка?

Эксперименты напоминали представление с перевоплощением. Исследователи пригласили группу людей, ведущих малоподвижный образ жизни, протестировали их интеллектуальные способности, затем в течение определенного времени подвергали их физическим нагрузкам, после чего повторили тесты. В результате было установлено, что занятия аэробикой способствовали восстановлению всех умственных способностей. Прогресс наблюдался уже после четырех месяцев постоянной физической активности. Аналогичная ситуация наблюдалась и в группе школьников. В рамках одного исследования дети занимались бегом по полчаса два-три раза в неделю. После 12 недель их когнитивные способности значительно улучшились по сравнению с периодом до занятий бегом. По завершении программы показатели вернулись к прежнему уровню. Ученые выявили прямую зависимость. На определенный период физические нагрузки могут превратить Джима во Фрэнка или хотя бы в более удачную версию самого себя.

После того как было установлено влияние физической нагрузки на познавательную деятельность, ученые приступили к уточнению поставленных вопросов. Один из важнейших и, безусловно, волнующих малоподвижный контингент людей вопросов: какая физическая нагрузка (и сколько) необходима для положительных результатов? В связи с этим у меня есть две новости: хорошая и плохая.

4. Какая же плохая новость?

Удивительно, но, основываясь на многолетних исследованиях стареющего населения, ответ на вопрос «сколько?» – не много. Если даже просто гулять несколько раз в неделю, мозг уже выиграет от этого. Даже у суетливых малоподвижных людей есть преимущество перед уравновешенными лежебоками. Наше тело кричит о том, что хочет вернуться к гиперактивному образу жизни в Серенгети . Любой шаг навстречу прошлому человечества, даже самый малый, встречается организмом боевым кличем. Опытным путем было определено, что золотая середина – 30-минутные занятия аэробикой три раза в неделю. Если добавить к ним упражнения для укрепления мышц, когнитивная система получит еще больше пользы.

Разумеется, результаты у разных людей будут отличаться, и не стоит начинать с радикальной программы, не проконсультировавшись с врачом. Слишком высокие нагрузки и переутомление могут нанести вред познавательной способности. Но начать все-таки стоит. Как нам демонстрируют своим примером сельские жители уже на протяжении нескольких столетий, физические нагрузки благоприятно влияют на мозг. Но мера благотворности этого влияния удивила всех.

5. Могут ли физические нагрузки избавить человека от нарушений функций мозга?

Убедившись в прочном эффекте физических нагрузок на обычную познавательную деятельность, исследователи задумались о возможности лечения атипично протекающих когнитивных процессов. Как это повлияет, например, на возрастную деменцию или ее ближайшую родственницу – болезнь Альцгеймера? Как обстоят дела в связи с этим с такими нарушениями, как депрессия? Исследователей интересовал вопрос, как предотвратить и лечить эти расстройства. Спустя десятилетия исследований, проводимых во всем мире, в которых были задействованы тысячи людей, удалось получить точные результаты. Риск возникновения деменции снижается вдвое, если посвящать свободное время физической активности. Занятия аэробикой, например, решают эту проблему. В случае с болезнью Альцгеймера наблюдается еще больший прогресс: риск возникновения такого заболевания снижается на 60 процентов.

Какой же объем нагрузок необходим? Повторяю: вода камень точит. Ученые установили, что достаточно заниматься спортом дважды в неделю. А ежедневные двадцатиминутные прогулки снизят риск приступа стенокардии – одной из основных причин возрастных нарушений умственной деятельности – на 57 процентов.

Человек, внесший наибольший вклад в исследование данного вопроса, в начале своей карьеры не хотел становиться ученым. Он хотел быть тренером. Его зовут Стивен Блэр, и он как две капли воды похож на актера Джейсона Александера, сыгравшего роль Джорджа Костанцы в старом американском ситкоме «Сайнфелд». Блэр работает тренером в старших классах школы Джина Биссела – человека, известного тем, что однажды он отказался от победы в футбольном матче, после того как узнал, что главный арбитр не дал свисток вовремя. Хотя весь офис Лиги был расстроен, Биссел настоял на том, чтобы его команду признали проигравшей – и молодому Стивену хорошо запомнился этот инцидент. Блэр написал, что такая верность правде поддерживает его неумирающее чувство восхищения точным, лишенным сантиментов статическим анализом эпидемиолога, с чего он, видимо, и начинал. Его статья о выносливости и смертности демонстрирует яркий пример того, что, работая в этой сфере, необходимо быть честным. Его напористость вдохновляла других исследователей. Они спрашивали себя: а что если использовать физическую нагрузку не только для предотвращения, но и для лечения психических расстройств, таких как депрессия или повышенная тревожность?

Это очень важный вопрос. Постоянно возрастающее количество научных работ подтверждают, что физическая активность оказывает сильное влияние на оба заболевания. Мы придерживаемся мнения, что это обусловлено тем, что физическая нагрузка регулирует выброс нейротрансмиттеров , которые непосредственно связаны с умственным здоровьем: серотонин, дофамин и норэпинефрин. Хотя физическая активность не может полностью заменить психиатрическое лечение, степень ее влияния на настроение настолько велика, что многие психиатры включают ее в обычный курс терапии. В одном эксперименте с участием людей, страдающих депрессией, интенсивная физическая нагрузка заменила антидепрессанты. Даже в сравнении с медикаментозным контролем такая терапия продемонстрировала положительные результаты. Как при депрессии, так и при тревожных состояниях физическая нагрузка незамедлительно оказывала позитивное и длительное влияние. Она эффективна и для мужчин, и для женщин, и чем дольше применяется, тем выше ее эффективность. Особенно эта методика действенна в сложных случаях, а также для пожилых людей.

Большинство рассмотренных нами фактов связаны в основном со стареющим поколением, что наводит на очередной вопрос.

6. Благотворное влияние физической нагрузки распространяется только на пожилых людей?

Чем ближе мы к началу возрастной таблицы, тем менее четким становится эффект от физической нагрузки на познавательную деятельность. В большой степени это определено недостаточной исследованностью данного вопроса. Суровое око науки совсем недавно обратило внимание на молодые поколения. Самой удачной попыткой стало исследование физической активности более 10 тысяч британских госслужащих в возрасте от 35 до 55 лет, которые были распределены на три группы: с низкой, средней и высокой активностью. Люди с низкой физической активностью продемонстрировали скромные когнитивные способности. Подвижный интеллект, требующий импровизации для решения проблем, пострадал от малоподвижного образа жизни. Исследования, проводимые в других странах, подтвердили этот результат.

Лишь небольшое количество проведенных исследований были посвящены людям среднего возраста, а детям – и того меньше. Ученым еще придется проделать много работы, уделив больше внимания роли семьи.

Говоря о некоторых различиях, я хотел бы представить вам Антронетт Янси. Это очень привлекательная особа с широкой располагающей улыбкой, ростом под метр девяносто; в прошлом профессиональная модель, а теперь врач и ученый. Доктор Янси с большой любовью относится к детям. Она заядлая баскетболистка, публикуемая поэтесса и одна из немногих ученых, занимающихся искусством. Неудивительно, что Антронетт, обладающую столькими талантами, заинтересовала роль физической активности в развитии сознания. Она пришла к тому же выводу, что и остальные: физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Исследования умственной активности показали, что физически активные дети и подростки используют больше когнитивных ресурсов для выполнения заданий.

«Дети уделяют больше внимания вещам, которые требуют движения, – говорит Янси. – Им по душе активность, а не сдержанное поведение в классе. Дети чувствуют себя комфортнее, их самооценка выше, они менее подвержены депрессии и тревоге. Все эти факторы влияют на успеваемость и внимательность».

Безусловно, рецепт хорошей успеваемости содержит множество ингредиентов. Выяснить, какие компоненты важнее, то есть необходимы для положительного результата, довольно сложно. Определить, входит ли физическая активность в их число, еще труднее. Но предварительные показатели вселяют оптимизм относительно последующих результатов.

Коэффициент интеллекта – количественная оценка интеллекта человека. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость. Прим. перев.

Повышенные умственные способности объяснять не стоит …

На книгу Джона Медина «Правила для Мозга: 12 принципов …» (длинное название, удобно перевести не получилось, к сожалению в русском варианте в полном объёме книги нет. Ссылка на оригинальную англоязычную версию внизу статьи).

Так вот, на эту книгу наткнулся случайно. Беглое знакомство – немного разочарования, ибо я это уже писал на страничках своего блога, черпая информацию с других источников. Но потом …

Скорей всего Джон и является оригинальным автором, а все остальные, скажем так, мягко, — его благородные распространители, ибо хорошая информация не должна пылиться на полках. Она должна приносить пользу и радость людям. (Так можно и инфо пиратство оправдать. Но ведь в этом правда есть, не так ли?)

В общем, немного повозившись с переводом, чуть ниже — 12 правил по улучшению вашего мозга из оригинального источника.

Но прежде, о самом Джоне. Молекулярный биолог (т.е. мозги видит часто насквозь, как в прямом, так и в переносном смысле), научный консультант по вопросам работы последнего, сотрудник на кафедре биоинженерии (вообще, страшное слово) в Мед. Университете Вашингтон.

Если кто и разбирается в деятельности и работе мозга то это Д. Медина. Если у кого спрашивать совета о том, как улучшить свою думалку, то это … Ну, вы поняли. Итак, правила для вашего мозга.

12 правил для улучшения вашего интеллекта от Д. Медины

1. Физические упражнения

Но не силовые, а на выносливость (аэробные), то, что нужно делать долго, не менее 1,5 – 2 минуты. Например: бег, ходьба, плавание, фитнес … 30 минут на занятие, 2 – 3 раза в неделю.

Конечно, все зависит от самого «спортсмена», кому нагрузки нужно по более, а кто и такой темп не потянет.

Физическими упражнения улучшают когнитивные способности (познавательные процессы: от памяти до скорости реакции).

2. Мозг эволюционировал и эволюционирует

Ему пришлось это сделать. Кто-то отращивал когти, кто-то зубы, а человек наращивал интеллект.

Что это для нас значит? Что ставку в Игре под названием Жизнь нужно ставить именно на свою голову. Правда, если она у вас не просто, как удачная конструкция для ношения нарядных шапочек. Его нужно постоянно развивать.

3. Ваш ум неповторим, индивидуален

Такого больше ни у кого нет.

«Мой мозг такой неповторимый, особенный …». И это правда. У разных людей, наций, представителей культур он имеет свои особенности.

Как получается такая индивидуальность? Она отчасти наследуется и в большей степени приобретается путем целенаправленных действий. Происходит специализация.

Каменщик умнее в строительстве, но дуб сосновый в столярке. Математик трепещет над последней цифрой, но вообще не понимает отчего в политике больше харизматичных, а не профи…

В том, в чем вы хотите преуспеть – учиться, учиться и еще раз учиться…

4. Если скучно – не «практично»

Чтоб думалка хорошо работало, это должно быть:

  • Интересно. Эмоции вызывают особый прилив энергии, улучшающий работоспособность в целом, в т.ч. и головы.
  • Осмысленно. «Вязаться» с тем, что вы уже знаете.
  • Целенаправленно. Никакой многозадачности.
  • Не переусердствовать. Как и тело, мозговая мышца нуждается в своевременном отдыхе и способно работать лишь определенное время.

5. Повторение мать учения

Чтоб запомнить нужно повторять.

Это и так знаете, вся система образования от Аристотеля до наших дней базируется именно на этом принципе.

6. Долго помнить – однажды повторять

Память обладает своими циклами. Примерно так: раз в полгода нужно «подержать во внимании» то, что не желаете забыть.

7. Хорошо спать

И это мы проверили на своем опыте. Ещё Медина рекомендует спать 20 минут в обед.

8. Стресс – Зло

9. Стимуляция опознавательных чувств

Давайте перечислим свои «сенсоры» – то что помогает нам ориентироваться в «здесь и сейчас»:

  1. Зрение,
  2. Слух,
  3. Запах,
  4. Вкус,
  5. Телесные ощущения (ощущение тепла, ветра, прикосновений …).

Чем чаще задействуете все эти 5 органов чувств, тем лучше развивается мозг.

10. Но зрение круче всех

На обработку зрительных образов уходит половины работы всего мозга.

Практически, что это значит: старайтесь приоритеты отдавать визуальной информации.

11. У мужчины и у женщины мозги работают по разному.

Одни уделяют внимания больше деталям, другие эмоциональной стороне дела.

Не пытайтесь влезть в голову ему (ей), впрочем, и на шею тоже… Помните, что у «них» работают мозги по другому. Если понимать это различие: вместе, если скооперироваться, – гармония, супер мозг.

12. Любопытство – это ключевой фактор для апгрейда вашего ума

Посмотрите на малышей – они очень любопытны, что не случайно. Тот человек, кто сохранил свое природное любопытство – более умней своих собратьев.

Любопытство – топливо для развития интеллекта.

П.С. Где-то в рунете бродит урезанная ее версия …

Предлагаю вашему вниманию книгу "Правила мозга: Что стоит знать о мозге вам и вашим детям" Джона Медины от издательства МИФ.

А один шестилетний ребенок рисует такие реалистичные и яркие картины, что их выставили в галерее? Но каждый из них "не может даже завязать шнурки на ботинках".

Почему одни люди активны в старости и живут яркой насыщенной жизнью, а другие наоборот доживают свои годы опустошенные и потерявшие интерес к жизни?

В связи с этим вопросом, впечатлило описание дня рождения Джека Лаланна: "Борясь с сильным ветром и течениями, мужчина проплыл более двух километров до моста Кингс-Бей, на буксире он тянул семьдесят лодок с пассажирами. Так Джек Лаланн отметил свой день рождения. Ему исполнилось 70 лет".

Конечно, сразу захотелось узнать, в чем же секрет таких людей? И может ли любой человек стать таким же неординарным?

Книга написана своеобразно. Автор постарался как можно боле просто и образно рассказать о тонких процессах, происходящих в нашем мозге на уровне нейроанатомии. Но не всегда язык легок и понятен, порой абзац за абзацем раскрываются все новые и новые термины. Поэтому эту книгу лучше всего в режиме глубокого чтения.

Книга состоит из 12 глав, каждая из которых посвящена определенному правилу -рекомендации по более продуктивной работе мозга и использованию своих возможностей. После каждой главы автор делает краткое резюме по основным положениям определенного правила - это в значительной степени облегчает понимание и запоминание сложной информации.

Автор раскрывает правила мозга на 4-х уровнях , раскрывая такие аспекты, как:
- физиология нашего мозга,
- особенности работы памяти, мышления и восприятия,
- мечты о школах и учебных центрах будущего на основе полученных знаний в результате исследований,
- иллюстрации из жизни пациентов, которые повлияли на самые серьезные открытия в области нейроанатомии.

Итак, давайте рассмотрим самые яркие и интересные моменты книги.

1. Физические нагрузки позволяют нам снизить риски возникновения заболеваний мозга, снимают стресс и депрессивные нотки.

Занятия спортом приводят к улучшению способностей решать проблемы, развивают интеллект и улучшают память и внимание.


2. У разных людей разные участки мозга хранят одну и ту же информацию.

Уникальным также является тот факт, что любая, как физическая, так и интеллектуальная нагрузка влияет на форму нашего мозга.

3. Рассматривая память, восприятие, мышление , автор дает подробное объяснение тому, почему большинство людей не могут быть мультизадачными. Этого вопроса мы касались в книге .

Интересный подход в преподавании - 10-минутные модули.

Для повышения качества обучения лучше активизировать эмоции студентов. При таких условиях улучшается запоминание.


4. Особенности запоминания.

При поступлении в мозг определенной информации происходит кодирование данных, это напрямую связано со способностью запоминать полученную информацию. Этот процесс осуществляется с помощью передачи электрических стимулов.

Таким образом, любая информация кодируется определенным образом. Интересный тест на определение типа кодирования: семантического, фонематического, структурного.


Запомнился эксперимент, который продемонстрировал, что запоминание улучшается в случае воспроизведения условий, при которых поступала информация.

Например, группа людей в ходе эксперимента под водой слушала 40 минут лекцию. Качество воспроизведения услышанного было намного лучше, когда были воссозданы условия, при которых информация поступала в мозг. Находясь в другой обстановке люди смогли воспроизвести на 15% данных меньше.

5. Особенности долговременной памяти.
Интересный способ запоминания языков для семей билингвов: создание определенного места в доме, например, комнаты, где все члены семьи говорят только на одном языке.

Также интересной была мысль, что наши воспоминания с годами меняются.

Лучше мы способны запоминать благодаря ароматам (эксперимент, когда во время сна комната была наполнена ароматом роз).

6. Очень необычной была информация о дневном сне , как физиологической потребности организма. Такой сон способствует лучшему запоминанию, а также повышает продуктивность деятельности в несколько раз.

Благодаря сну происходит укрепление нейронных связей - улучшению памяти, внимания.
И наоборот:

7. Восьмая глава, посвященная стрессу и воздействию длительного стресса на организм очень впечатляет (благодаря этой главе мне удалось подготовить лекцию об интеллектуальных перегрузках).

Обратите внимание, что сейчас стрессы в нашей жизни измеряются не секундами, а часами, днями , иногда "месяцами рабочей суматохи, кричащими подростками и финансовыми проблемами".

Эти процессы протекают в организме как гормональные всплески адреналина и кортизона. Когда такое воздействие не кратковременно, а носит хронический характер, - эти биохимические изменения фактически отравляют организм.

Тем самым стрессы вредны не только для мозга , но и всего организма в целом, в первую очередь под удар попадает иммунитет.

Интересны наблюдения, как разные люди реагируют на стресс, как семейные конфликты влияют на способности детей и взрослых.

Людей условно можно поделить на две группы: склонных к повышенной тревожности и устойчивых, даже к серьезным стрессовым ситуациям.

8. Несколько глав посвящены вопросу, как зрение и слух влияет на восприятие нами информации и ее запоминание.

Интересна мысль о зеркальных нейронах, которые позволяют нам копировать поведение. Они активно применяются в танцах и спорте.

9. Самый интересный вопрос раскрывается в последней главе. Иллюстрируя на генетическом уровне разницу между мужчиной и женщиной, автор приводит результаты исследований в области различий работы памяти, внимания, процессов мышления у представителей разных полов.

И, наконец, ключевым моментом в книге является ответ на вопрос, заданный автором в начале книги: как в старости оставаться молодым, активно мыслящим человеком? Это умение быть в любом возрасте любознательным как ребенок.

В заключение, хочется отметить, что исследования, которые проводили зарубежные ученые в этой области, в частности Джоном Медина, только сейчас опубликованы и адаптированы для широких масс. Многие открытия в области нейроанатомии были сделаны нашими отечественными учеными намного раньше. Это очень радует, т.к. подход наших ученых более многогранный и широкоспектральный.

Приятного чтения!
Бесплатно прочитать одну из глав книги можно на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер»​
​Купить книгу на ozon.ru​

Друзья, напишите, пожалуйста, ниже в комментариях, знакомы ли вы с книгами Джона Медины? Какие открытия для вас являются наиболее значимыми и интересными?

До скорой встречи!

С уважением,
Александра Рудаманова,
интернет-тренер,
руководитель проекта
"Быстрое чтение - образ жизни"



Физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни.

Наше тело кричит о том, что хочет вернуться к гиперактивному образу жизни в Серенгети (экосистема в Восточной Африке). Любой шаг навстречу прошлому человечества, даже самый малый, встречается организмом боевым кличем. Опытным путем было определено, что золотая середина - 30-минутные занятия аэробикой три раза в неделю.

Ученые установили, что достаточно заниматься спортом дважды в неделю. А ежедневные двадцатиминутные прогулки снизят риск приступа стенокардии - одной из основных причин возрастных нарушений умственной деятельности - на 57 процентов.

Хотя физическая активность не может полностью заменить психиатрическое лечение, степень ее влияния на настроение настолько велика, что многие психиатры включают ее в обычный курс терапии.

Чем выше физическая активность, тем больше тканей питается и отходов выводится.

Цивилизация, давшая нам такие достижения, как мобильная связь и интернет, оказала нам также и дурную услугу, позволив весь день сидеть на пятой точке. ... Вспомним, что наши предки проходили более 19 километров в день. Это значит, что на протяжении всей истории эволюции мозг поддерживался телом олимпийца. Они не просиживали по восемь часов напролет в классах. Не сидели в кабинетах по восемь часов кряду. Если бы мы сидели восемь часов посреди Серенгети, то уже через восемь минут превратились бы в чей-нибудь обед. У нас не было бы миллионов лет для адаптации к сидячему образу жизни. Выходит, мы должны вернуться к прежнему. В первую очередь нужно прекратить бездеятельность. Я уверен, что, разбавив восьмичасовой рабочий день в школе и на работе физическими нагрузками, мы не станем умнее - но это сделает нас нормальными.

Мозг работает как мышца: чем больше активности вы проявляете, тем крупнее и сложнее он становится. Приводит ли это к развитию интеллекта - другой вопрос, но факт остается неоспоримым: физическая активность влияет на форму мозга. Вы можете создавать и изменять «проводку» простой сменой музыкального инструмента или вида спорта.

Мозг человека создан для выживания в джунглях и степях.

Наш мозг был создан для ходьбы на расстояние 19 километров в день!

Чтобы улучшить умственные способности - двигайтесь.

Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, доставляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц. Она также стимулирует выработку протеина, который способствует созданию нейронных связей.

Занятия аэробикой два раза в неделю уменьшают риск возникновения умственных расстройств вдвое и снижают риск развития болезни Альцгеймера на 60 процентов.

О том, как полезно заниматься спортом:


Правило № 2: Выживание: мозг человека тоже эволюционировал

Поставьте крест на стабильности. Не пытайтесь противостоять изменениям. Перестаньте думать о взаимодействии с соседями, так как это не мотив для выживания. Адаптируйтесь к переменам.

В нашей голове заключен не один, а три мозга. Один, доставшийся в наследство от пращуров, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, располагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.

Когда климатические колебания уничтожили источники питания, древние люди переместились из лесов в саванны и, приспособившись к изменениям, стали доминировать на планете. Встав на две конечности (вместо четырех), древние люди освободили энергию для развития мозга.

Символическое мышление - уникальный дар человека. Мы развили эту способность благодаря потребности понимать намерения и мотивацию других особей, что позволило нам взаимодействовать в группах.


Правило № 3: Мозг каждого человека имеет различную электропроводимость нейронов

То, что вы делаете и чему учитесь на протяжении жизни, влияет на форму и вид вашего мозга — иными словами, меняет его «проводку».

У разных людей разные отделы мозга развиваются в различной степени.

Нет даже двух человек, у которых одинаковая информация хранилась бы в мозге в одних и тех же местах.

Человек обладает многими видами интеллекта, большинство из которых невозможно оценить при помощи IQ-тестов.

Правило № 4: Мы не обращаем внимания на скучное

Занимайтесь одним делом. Постарайтесь поделить день на временные интервалы с условием, что вам не будут мешать (выключите электронную почту, телефон...), - и увидите, насколько больше вы сделали.

Мозг не приспособлен к одновременному выполнению нескольких задач.

Люди не обращают внимания на скучное. У вас есть лишь несколько секунд, чтобы привлечь их внимание, и 10 минут, чтобы его удержать. По истечении 9 минут 59 секунд необходимо снова привлечь чем-нибудь их внимание, и таймер заново начнет отсчитывать время.

Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Нет мультизадачности!

Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.

Эмоциональное возбуждение помогает мозгу учиться.

Слушатели начинают расходиться после 10 минут лекции или презентации, но вы можете вернуть их при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.

Правило № 5: Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить

Чем больше обучающийся сосредоточен на значении представленной информации, тем тщательнее происходит кодирование.

Память характеризуется четырьмя этапами: запоминание (или кодирование), сохранение, воспроизведение и забывание.

Попадающая в мозг информация мгновенно разделяется на фрагменты, передающиеся на хранение в различные области коры головного мозга.

Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запомина-ется в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.

Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.

Правило № 6: Долговременная память: вспомнить, чтобы повторить

Бóльшая часть информации исчезает из памяти в течение минут после восприятия, но та, которая переживет этот период, со временем закре-пится.

Долговременная память формируется благодаря «диалогу» между гиппокампом и корой головного мозга, впоследствии прерывающегося, - и этот процесс занимает годы. Воспоминания фиксируются в коре головного мозга.

Мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое.

Долговременную память можно сделать более надежной, если вводить новую информацию постепенно и повторять через определенные про-межутки времени.

Правило № 7: Хороший сон - хорошее мышление

Сон благотворно влияет на выполнение задач, связанных с визуальным различением деталей, двигательной адаптацией и определением последовательности действий.

Недосыпание = "утечка" мозгов.

Принимайте решения на свежую голову.

26-минутный сон повышает работоспособность пилотов на 34 процента.

Мозг постоянно находится в состоянии противоборства между клетка-ми и химическими веществами, которые стремятся отправить вас спать, и клетками и химическими веществами, поддерживающими вас в состо-янии бодрствования.

Активность нейронов мозга во время сна крайне высока и ритмична — возможно, из-за воспроизведения полученной в течение дня информации.

Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем.

Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике.

Правило № 8: Стресс негативно влияет на способность мозга учиться.

Предупреждаю: сейчас я расскажу вам о действительно ужасном эксперименте. Красивая немецкая овчарка лежит в металлической клетке и скулит. Она чувствует болезненные электрические разряды, которые заставляют ее выть. При этом она легко может прекратить свои мучения. Вторая половина клетки полностью электрически изолирована, но отделена невысоким барьером. Пес может перепрыгнуть в безопасное место, когда его не бьет током. В действительности его и не бьют током. Собака просто лежит в углу с электрической стороны и скулит при каждом колебании. Экспериментаторам пришлось силой вытащить ее из клетки. Что такое случилось с собакой?

За несколько дней до того, как собака попала в клетку, на нее надели цепь, к которой был подключен электрический провод, и несчастное животное вынуждено было терпеть болезненные разряды день и ночь. Вначале пес не просто реагировал: скулил от боли, мочился, изо всех сил пытался освободиться и избавиться от боли. Но все бесполезно: шли часы, даже дни, и его сопротивление, по-видимому, ослабевало.

Почему? Собака начала понимать передаваемое ее послание: боль никогда не прекратится, удары будут постоянными, выхода нет. Даже после того как с нее сняли цепь и поместили в металлическую клетку, из которой был выход, собака больше не понимала, что надо делать.

Процесс обучения прекратился, и это, пожалуй, самое ужасное.

Тем, кто интересуется психологией, известны подобные описанному эксперименты: в 1960-е их проводил известный психолог Мартин Селигман. Для описания осознания безысходности и связанного с ней когнитивного коллапса он ввел термин «выученная беспомощность». Многие животные ведут себя так же, если наказание неизбежно, и человек — не исключение.

По-видимому, хронический стресс действует весьма разрушительно, раз он вызывает такие экстраординарные изменения в поведении. Почему при этом прекращается процесс обучения?

Рассмотрим эксперимент, проводившийся на факультете театроведения в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса. Представьте, что на протяжении дня вы думали исключительно о самом неприятном событии, произошедшем с вами в жизни, а затем рассказали о своих чувствах экспериментаторам, и в процессе у вас взяли кровь на анализ. По замыслу этого исследования, достойного графа Дракулы, актеры вживались в роль, декламируя речь (если требовала сцена, их просили думать о чем-нибудь страшном, вызывающем ужас). Одна группа работала с радостными воспоминаниями, вторая - исключительно с грустными. Исследователи сравнили иммунную формулу крови испытуемых. Иммунная система людей, работавших с приятными текстами, была в полном порядке, вырабатывая достаточно иммуноцитов для выполнения задачи защиты организма. Те, кто репетировал грустные тексты, продемонстрировали неожиданный результат: их иммунологическая реактивность значительно снизилась. Иммуноцитов вырабатывалось недостаточно, они были не такие сильные и готовые к работе. Эти актеры оказались более восприимчивыми к инфекции. Вывод: думайте о хорошем!

Мозг, как и иммунная система, подвержен воздействию стресса. Гиппокамп, крепость человеческой памяти, словно окорок специями усеян рецепторами, чувствительными к кортизону, что делает его весьма восприимчивым к стрессовым сигналам. Если стресс не слишком сильный, мозг работает хорошо, то есть его обладатель способен продуктивно решать проблемы и лучше запоминать информацию. ... Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Его влияние разрушающе. Вы можете наблюдать это ежедневно. Люди, страдающие от стресса, не демонстрируют выдающихся способностей в математике, не очень успешно обучаются языкам. Их память гораздо слабее, чем у других. В состоянии стресса люди не способны обобщать или адаптировать имеющуюся информацию к новым сценариям так же хорошо, как их спокойные и уравновешенные собратья. Им трудно сосредоточиться. Все проведенные испытания говорят о том, что хронический стресс вредит способности обучаться. Согласно результатам одного исследования, взрослые в условиях сильного стресса демонстрируют результаты в два раза ниже, чем те, кто не слишком страдает от нервного напряжения. В частности, стресс вредит вербальной памяти и способности к целенаправленной деятельности (этот тип мышления принимает участие в решении проблем), а эти навыки, безусловно, важны для хорошего результата в школе и на работе.

У тех, кто постоянно наблюдает ссоры родителей, в любом возрасте количество гормонов стресса гораздо выше. Они тяжелее справляются со своими эмоциями, дольше успокаиваются и уделяют больше внимания другим. Дети не могут прекратить конфликт, а потеря контроля над ситуацией приводит к эмоциональной неуравновешенности.

Под воздействием стресса мозг не способен обучаться так же, как вне стрессовой ситуации.

Из-за стресса сотрудников компании ежегодно теряют от 200 до 300 миллиардов долларов - а это отрицательное сальдо в 75 миллиардов в квартал.

Для того чтобы определить стрессогенность рабочей среды, следует обратить внимание на три аспекта: вид стресса, баланс между авралом и затишьем и семейные обстоятельства сотрудников. Бизнесмены приложили много усилий к изучению вопроса о том, какой тип стресса снижает продуктивность, и, что неудивительно, пришли к заключению, что хуже всего действует потеря контроля над ситуацией. Стресс на работе вызывается комбинацией двух факторов: ожиданием высоких результатов и невозможностью контролировать то, чем вы занимаетесь. По-моему, похоже на формулу приобретенной беспомощности. ... Однако не только контроль влияет на продуктивность. Работники линии сборки, ежедневно выполняющие одну и ту же операцию, безусловно, в большей степени контролируют рабочий процесс. Но, оказывается, монотонность тоже служит источником стресса для мозга. Как же сделать работу разнообразной? Согласно результатам исследований, некоторая неопределенность положительно влияет на продуктивность работы, особенно способных и целеустремленных сотрудников. Им нужно только найти разумный баланс между управляемостью и неуправляемостью. Чувство легкой неуверенности заставит их найти уникальный подход к решению проблемы.

С переходом в статус родителей взаимоотношения пары стремительно ухудшаются. Это происходит по многим причинам, начиная с хронического недосыпания и заканчивая растущими потребностями нового члена семьи (обычно детям требуется, чтобы взрослые удовлетворяли их потребности с периодичностью в три минуты). К тому времени, когда ребенку исполняется год, взаимная удовлетворенность пары снижается до 70 процентов. В то же время риск развития депрессии у матерей возрастает с 25 до 62 процентов, и риск развода, соответственно, тоже. А значит, очень часто дети приходят в эмоционально неспокойный мир.

Успех в управлении стрессом связан с восстановлением контроля в жизни.

Для того, чтобы выяснить проблемы, вызванные стрессом, следует выяснить, когда сотрудник чувствует себя беспомощным.

Защитная система организма — выброс адреналина и кортизона — предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Хронический стресс, например неблагоприятная домашняя атмосфера, оказывает разрушительное воздействие на систему, предназначенную для кратковременной реакции.

При хроническом стрессе адреналин приводит к образованию шрамов в кровеносных сосудах, что может привести к сердечному приступу или инсульту, а кортизон разрушает клетки гиппокампа, нанося вред способ-ностям учиться и запоминать.

Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситу-ацией, то есть чувство беспомощности.

Нервный стресс наносит огромный вред нашему общству, ухудшая спо-собность детей к обучению и снижает продуктивность работы служащих.

Правило № 9: Сенсорная интеграция: задействуйте больше чувств

Мы воспринимаем информацию о событии при помощи органов чувств, переводим ее в электрические сигналы, которые направляются к опре-деленным участкам мозга, чтобы он реконструировал по фрагментам общую картину.

Принимая решение о том, как сочетать сигналы, мозг частично полагает-ся на предыдущий опыт, поэтому два человека по-разному воспринима-ют одно и то же событие.

Наши чувства работают сообща — зрение влияет на слух, например, и т. п., — следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется несколько органов чувств одновременно.

Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Возможно, это происходит потому, что обонятельные сигналы (нервные импульсы) анализируются в той зоне головного мозга, которая участвует в формировании эмоций и мотивации. А эмоции, как известно, тесно связаны с памятью.

Правило № 10: Зрение важнее остальных сенсорных органов

Используйте в общении больше изображений, а не слов. ... Визуальный ряд более эффективно передает информацию, чем текст. ... Для его понимания понадобится приложить меньше усилий. Изображение - наиболее эффективный способ передать информацию нейрону. ...

Графическая информация лучше привлекает внимание, независимо от ее размеров. Фокус глаза останавливается именно на изображении, даже если человек видит небольшой рисунок, окруженный массивом неграфической информации.

Зрение важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ре-сурсов мозга.

То, что мы видим, — это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100 процентов.

Анализ и обработка визуальной информации происходят поэтапно. Сет-чатка глаза аккумулирует световую энергию в кратковременные, похожие на фильмы информационные дорожки. Зрительная кора головного мозга обрабатывает полученные сигналы (одни ее области регистрируют движение, другие — цвет и т. д.) и объединяет их в целостное представ-ление.

Визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь.

Правило № 11: Гендер: мозг мужчины и женщины различен

Умственной отсталостью чаще страдают мужчины, чем женщины. Многие психические отклонения от нормы вызваны мутацией одного из 24 генов х-хромосомы. Как известно, у мужчин нет резервной х-хромосомы, и ее повреждение приводит к соответствующим последствиям. Если повреждена х-хромосома женщины, зачастую можно не ожидать никаких последствий. Этот факт служит самым веским доказательством того, что х-хромосомы задействованы в работе мозга.

Профессиональным психиатрам давно известно о различиях, обусловленных половой принадлежностью, в видах и степени тяжести психических отклонений. Например, у мужчин чаще развивается шизофрения. Соотношение женщин и мужчин, страдающих депрессией, равно 2:1 — такой результат наблюдается сразу после полового созревания и остается стабильным в течение последующих пятидесяти лет.

Мужчинам чаще свойственно асоциальное поведение. Женщины больше склонны к повышенной тревожности. Среди мужчин больше страдающих алкоголизмом и наркозависимостью. Анорексией чаще болеют женщины. Томас Инсел из Национального института психического здоровья США утверждает: «Достаточно сложно определить, какой фактор больше, чем пол, влияет на эти заболевания».

У мужчин одна х-хромосома, а у женщин — две, несмотря на то, что одна из них резервная.

Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток. Мужчины получают х-хромосомы от матери, а в y-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х-хромосома несет около 1500 генов.

По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин разли-чен — например, у мужчин миндалина крупнее, и быстрее вырабатывается серотонин. Однако неизвестно, существенны ли эти различия.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.

Правило № 12: Исследование: по своей природе мы великие первооткрыватели

Самое важное правило мозга, которое я не могу доказать научными фактами, но в которое верю всем сердцем, - быть любознательным.

Дети демонстрируют нам, как мы учимся: не пассивно реагируя на окружающую среду, а активно тестируя ее при помощи наблюдения, гипотезы, проверки и выводов.

Определенные зоны мозга позволяют нам применять научный подход: правая зона префронтальной коры ищет ошибки в гипотезах ("Саблезубый тигр не опасен"), а прилежащая область сообщает, что нужно изменить поведение ("Беги").

Зеркальные нейроны головного мозга позволяют нам копировать поведение.

Некоторые участки головного мозга взрослого человека остаются столь же гибкими, как и у ребенка, поэтому мы можем создавать нейронные соединения и обучаться новому в течение всей жизни.

9 Общий

Рецензия getAbstract

Эта книга соединила в себе черты серьезного академического трактата о механизмах работы мозга и популярного практического руководства о том, как заставить мозг работать с максимальной эффективностью. Кое-где, впрочем, автор не до конца раскрывает некоторые из своих мыслей или не полностью поясняет приводимые аналогии, что может затруднить чтение книги для новичков в этой теме. Вместе с тем книга дает достаточно подробное представление о современных исследованиях человеческого мозга, а ее текст составлен в соответствии с правилами, которые, по мысли автора, облегчают усвоение новых знаний. В частности, автор по нескольку раз повторяет наиболее важную информацию, приводит запоминающиеся примеры из собственного опыта, регулярно резюмирует сказанное и дает советы о практическом применении полученных сведений. getAbstract рекомендует эту книгу родителям, учителям, специалистам по кадрам, руководителям организаций и всем тем, кто заинтересован в максимально полном раскрытии своего интеллектуального потенциала.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Как современная наука понимает устройство мозга;
  • Как заставить свой мозг работать лучше;
  • Как применить знания о работе мозга для повышения эффективности учебы и производительности работы.

Об авторе

Джон Медина – руководитель Центра прикладных исследований мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, преподаватель факультета биоинженерии в медицинской школе при Вашингтонском университете.

Самый сложный орган

На основе собранных современными учеными данных об устройстве и функционировании головного мозга человека можно сформулировать двенадцать базовых принципов работы этого удивительно устроенного органа.

1. Работа мозга замедляется, когда вы сидите неподвижно

Физическая активность крайне важна для поддержания тела и ума в оптимальной форме. Пример этому демонстрирует известный американский эксперт в области фитнеса Джек Лаланн. Свой семидесятый день рождения он отметил, переплыв гавань Лонг Бич в Калифорнии. Во время заплыва он одновременно буксировал 70 лодок с людьми. Благодаря регулярным упражнениям и здоровому питанию этому человеку удалось сохранить необычайно острый ум и превосходное чувство юмора до глубокой старости.

Первобытные люди в поисках пищи проходили десятки километров в день, а их мозг был привычен к регулярной физической нагрузке. Поэтому если вы хотите максимально развить свой интеллект, необходимо больше двигаться. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, деградируют и умственно, и физически. Гимнастика поможет восстановить умственные способности даже тем, кто давно не выполнял никаких упражнений. Обычная получасовая...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека