Древнее название константинополя. Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь

На вопрос Как сейчас назватся и где находится город Константинополь? заданный автором Алла Сарычева лучший ответ это

Официально переименован в Стамбул в 1930 в ходе реформ Ататюрка.

Ответ от Двутавровый [активный]
Стамбул


Ответ от Navina madana [гуру]
Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, Константину́полис или ἡ Πόλις - «Город» , лат. CONSTANTINOPOLIS, османский турецкий Konstantiniyye) был столицей Римской империи с 330 по 395, Византийской, или Восточно-Римской империи с 395 по 1204 и 1261 по 1453 год, Латинской империи с 1204 по 1261 и Османской империи с 1453 по 1922 год. Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов» (Vasileuousa Polis). Константинополь являлся и является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.
Среди имён города - Византий (греч. Byzantion), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха) , Константинополь, Царьград (у славян) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Цариград» - в южнославянских.
Официально переименован в Стамбул в 1930 в ходе реформ Ататюрка.


Ответ от Носоглотка [гуру]
Стамбу́л (тур. İstanbul; греч. Κωνσταντινούπολη) - крупнейший город, морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции; бывшая столица Османской империи и Византии. Расположен на берегах пролива Босфор.
До 1930 года назывался Константино́поль (греч. Κωνσταντινούπολις, тур. Konstantiniyye), другое название, до сих пор используемое Константинопольским патриархатом - Но́вый Рим или Второй Рим (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma), до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях часто именовался Царьград или Константинов град; в болгарском и сербском топоним Цариград и в настоящее время употребляется как официальное обозначение города. После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя (Стамбула) в Анкару. 28 марта 1930 года турецкими властями город был официально переименован в İstanbul


Ответ от Допрос [гуру]
стамбул, Турция. А чего поиском пользоваться не научилась?


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Стамбул. В Турции


Ответ от Дмитрий Забиронин [новичек]
В Турции, Стамбул


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Теперь он называется Стамбул, это в Турции.


Ответ от Nekto_ Morozov [новичек]
Стамбул (Истамбул) или Константинопль для его горожан разные названия.
Официальное Стамбул, Турция


Ответ от Полякова Лена [новичек]
зеваю...


Ответ от Андрей Тихонов [новичек]
после вышесказанного просто молчу


Ответ от Евгений Чмыхов [новичек]
Стамбул. Находится в Турции.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

Поселения первой волны возникли на Босфорском мысе около 8,6 тыс. лет назад, то есть еще до образования (по теории черноморского потопа Чёрное и Средиземное моря соединились в результате землетрясения 5-7 тыс. лет назад) и затопления части берега. Коренным населением к началу экспансии греческих колонистов здесь были фракийцы. По преданию, когда царь Визант (то ли сын Посейдона и Кероэссы, родившейся у Ио от Зевса на Золотом Роге, то ли сын Ниса из Мегара, что звучит более реалистично) попросил у дельфийского оракула совета, где основать новую колонию, тот велел строиться «напротив слепцов». И в удобной узкой глубокой бухте Золотой Рог с двумя природными гаванями, защищенными от моря, появился Византий - полис-предшественник Константинополя. А под «слепцами», похоже, подразумевались основатели соседних мегарских колоний (Астака, Селимбрии и Халкедона), которые раньше не разглядели столь выгодного, несмотря на враждебность фракийцев и дефицит питьевой воды, места. Что касается местных жителей, то они были подчинены и низведены до положения земледельческих рабов типа спартанских илотов.
Имея стратегически выгодное положение между Балканами и Анатолией и между Чёрным и Средиземным морями, город мог контролировать торговлю между Европой и Азией, поэтому быстро развивался и богател. Но по той же причине Византий много раз подвергался осаде, за него боролись между собой Афины и Спарта. Власть Рима с 74 г. до н. э. более чем на 200 лет обеспечила военную оборону города, хотя и лишила доходов от таможенных пошлин. А во время гражданской войны 193-197 гг. город подвергся осаде, разрушению всех укреплений и лишению всех политических и торговых привилегий по приказу Септимия Севера, поскольку недальновидно поддержал его противника Песценния Нигера. После этого Византий уже не смог оправиться и оставался захудалой римской провинцией, пока император Константин (правил в 306-337 гг.) не выбрал это место для создания своей новой столицы (к тому времени Рим уже перестал быть основной резиденцией императоров).
Закладка Нового Рима состоялась осенью 324 г., причем император Константин лично решил обозначить его границы, сразу после этого обнесенные земляным валом. Началась грандиозная «стройка века», потребовавшая привлечения денежных и людских ресурсов всей Римской империи. В Новый Рим перенаправили поток египетского зерна, ранее предназначавшегося для Рима. По приказу императора в Византий свозили известных архитекторов, живописцев и скульпторов, лучших каменщиков, штукатуров и плотников (их освободили от прочих государственных повинностей). Для украшения Византия везли произведения искусства из Рима и Афин, Коринфа и Дельф, Эфеса и Антиохии… В определенном смысле преемственность культурного наследия Древней Эллады, Древнего Рима и Византии осуществлялась путем последовательных разграблений в пользу очередного главного центра власти и влияния. На этот раз - в пользу Константинополя.
При жизни Константина было построено около 30 дворцов и храмов, более 4000 домов знати и тысячи домов простолюдинов, новый ипподром, цирк и два театра, много бань и хлебопекарен и восемь водопроводов, начато строительство подземного водохранилища. Константин благоволил к христианским священникам и основал рядом с главной площадью Августеон храм Святой Софии, много других церквей, но не мешал и языческим жрецам, обосновавшимся на новоримском Капитолии. И очень большое внимание уделял развитию мореходства и торговли: оборудованию удобных гаваней, строительству причалов, волноломов и торговых складов, увеличению флота. Очень скоро Константинополь как торговый город превзошел славу греческого Византия.
Как и полагается преемнику Вечного города, Константинополь вырос на семи холмах. Сначала земляной вал Константина, потом Феодосиева стена полностью отгораживали занятый городом мыс на южном берегу Золотого Рога.
Взятие византийской столицы турками-османами в 1453 г. повергло в шок весь христианский мир.
Не прошло и века после переноса столицы Римской империи в Константинополь, как империя разделилась в 395 г. на Западную и Восточную. Западная Римская империя распалась на несколько варварских королевств в 476 г., а Восточная, Византийская империя продержалась еще почти тысячу лет. В течение долгого времени это был самый большой, процветающий и культурный город Европы.
При византийском императоре Юстиниане I (правил в 527-565 гг.) была сделана попытка реставрировать империю, то есть отвоевать земли бывшей Западной Римской империи, и это даже частично удалось, но удержать захваченные территории все равно не получилось. Правление Юстиниана вошло в историю не только военными победами и разработкой нового Юстинианова кодекса римского права, но также самым крупным за историю Константинополя и вообще Византии «восстанием Ника» в 532 г. и первым зарегистрированным случаем пандемии чумы. Восстание «Ника» началось на ипподроме во время скачек как банальная потасовка болельщиков («синие» - венеты, «зеленые» - прасины), но после казни зачинщиков обе ипподромные партии фанатов объединились против императора, припомнив ему и налоговый гнет, и притеснение язычников. В итоге погибло около 35 000 человек, сгорело множество домов (в том числе сильно пострадали императорский дворец и первое здание собора , которое сразу начали отстраивать заново, больше и пышнее прежнего). Очевидцы писали: «Сама империя, казалось, находилась на краю гибели». Бунтовщики выдвинули свою кандидатуру в императоры, Юстиниан готов был бежать, и только чудом, благодаря оперативному вмешательству одного влиятельного придворного, быстро подкупившего большинство сенаторов, восстание было подавлено. А «Юстинианова чума» попала в Константинополь по торговым путям из Эфиопии или Египта в 541 г, достигла апогея к 544 г. и уничтожила около 40% населения города (по свидетельствам современников ежедневно умирало по 5000, иногда до 10 000 человек); болезнь охватила всю территорию цивилизованного мира и продлилась, проявляясь отдельными вспышками, до 750 г.
Следующим критическим моментом в истории Константинополя стало его страшное разграбление во время IV Крестового похода, когда погибла масса культурных ценностей, в том числе христианских святынь. Хотя в тот раз Византийская империя пала не от рук сарацин, а от христианских рыцарей, спонсированных дожем Венеции. Отчасти это была карательная экспедиция в отместку за разрушенный венецианский квартал и тысячи венецианских купцов, брошенных в Константинополе в тюрьму в 1171 г.
На период с 1204 по 1261 г. Константинополь становится столицей Латинской империи, а православного первосвященника сменил католический. После восстановления династии Палеологов и Византийской империи венецианских купцов в Константинополе потеснили генуэзцы. Они поселились на северном берегу Золотого Рога, в районе Гапата, выстроили высокую башню и отгородились стеной. В Средние века большая часть доходов от константинопольской торговли перешла в руки генуэзцев. Более того, даже после падения Константинополя и крушения Византийской империи в 1453 г. предприимчивые итальянские купцы смогли договориться с Османской империей о ненападении и свободной торговле.
При Османской империи (1453-1922 гг.) Константинополь начали называть Стамбулом, но официально он был переименован только в 1930 г. в ходе реформ Ататюрка.

Общая информация

Константинополь был столицей Римской, Восточной Римской (Византийской), Латинской и Османской империи. Официально переименован в .

Месторасположение : на мысу европейского берега залива Босфор (позже появились районы и на азиатском берегу).

Административная принадлежность : иль Стамбул, Турция.
Варианты названия : Византий (до 330 г.), Новый Рим (до 450 г. официально), Царьград / Константинополь (до 1930 г. официально), Истамбул / Стамбул (с 1453 г., с 1930 г. официально).

Статус : древнегреческая колония Византий с 667 г. до н. э. до 324 г. н.э.; столица Римской империи Новый Рим с 330 г. до 395 г.; столица Византийской, или Восточной Римской империи: 395-1204 и 1261-1453 гг.; столица Латинской империи: 1204-1261 гг.; столица Османской империи: 1453-1922 гг.; с 1922 г. - город Турецкой республики.
Языки : в древности преобладал греческий язык, также латынь, генуэзский и византийский диалекты (в настоящее время турецкий).

Этнический состав : в древности греческие колонисты из Мегары и местные фракийцы, при Константине - многонациональный эллинистический город, включая большие диаспоры византийцев, генуэзцев и евреев (в настоящее время турки).
Религии : древнегреческий период - язычество, византийский период - православие, османский период - мусульманство.
Денежные единицы : византийская монета, солид, дукат (современная - турецкая лира).

Цифры

Население Константинополя : в IV в. до 100 тыс. чел.; в VI в. ок. 500 тыс. чел.

Длина Феодосиевой стены города : 5630 м (в три ряда).
Общая длина городских стен : ок. 16 км.

Количество башен на стенах : 400.

Высота центра : 100 м над у. м.

Количество защитников Константинополя в 1453 г. : ок. 5 тыс. чел.

Количество осаждающих город осман : от 150 до 250 тыс. чел. по разным источникам.

Количество османских кораблей, участвовавших в осаде : 80 военных и 300 торговых кораблей.

Климат и погода

Средиземноморский, с жарким сухим летом, прохладной дождливой зимой и умеренными осадками.
Средняя температура января : +6°С.

Средняя температура июля : +23,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 850 мм.

Экономика

Портовый город, контролировавший проход кораблей через Босфор. Получал большую прибыль с торговых пошлин. В Средние века практически всю торговлю взяли в свои руки генуэзские купцы. В еврейском квартале работали прекрасные ювелиры, славившиеся умением обрабатывать драгоценные камни и металлы.

Достопримечательности

Городские стены : первая стена была размечена лично Константином Великим в 224 г.; Феодосиевы стены возведены при Феодосии II с 408 по 413 г., Золотые ворота (парадные), арка Феодосия.
Культовые сооружения : собор Святой Софии (основан в 324 г., сгорел во время «восстания Ника» в 532 г., заново отстроен к 537 г., мечеть с 1453 г., музей с 1935 г.).
Влахерны (предместье, огороженное стеной): Влахернская церковь Богородицы (450 г., пришла в упадок при латинском владычестве) с особо почитаемой чудотворной иконой, позже при Никоне вывезенной в Москву (хранится в Третьяковской галерее).
Церкви (переделаны в мечети или разрушены): Св. Сергия и Вакха (т. н. «Малая Айя-София») 527-529 гг.; Богородицы Паммакаристы; Христа Пан-тепопта; Святой Ирины; Марии Монгольской; Святой Феодосии; Петра и Марка; Св. Феодоры; Иоанна Предтечи в Трулло; Богородицы Кириотиссы, Святого Андрея в Крисе.
Монастыри : Вседержителя, Студийский, Хора, Мирелейон, Липса.
Генуэзские башни : Галатская (1349 г.) на высоком холме в районе Галата.
Природные : залив Золотой Рог с природными гаванями Просфорион и Неорион (существовали в античности), Босфор.
Культурно-исторические Римско-Византийского периода : Большой, или Святой, дворец - главная резиденция византийских императоров с 330 по 1081 г. Не сохранился, находки с места раскопок выставлены в Музее дворцовых мозаик. Новый, или Малый Влахернский, дворец - руинированный трехэтажный дворец, построенный во Влахернах в начале правления Палеологов (XI в.). Ипподром 120х450 м вместимостью до 100 тыс. чел. (начат в 203 г. при Септимии Севере, перестроен в 330-334 гг.), с обелисками Феодосия(древнеегипетский обелиск фараона Тутмоса III 1460 г. до н. э.), Змеиной колонной (из дельфийского святилища Аполлона, переплавлена из бронзовых щитов персов после победы 479 г. до н. э.) и обелиском Колосс Константина (X в.). Готская колонна (III или IV в.), римская триумфальная колонна Константина (330 г., на месте разрушенного форума Константина), колонна Маркиана (V в.). Цистерна Базилика (330-е - 532 г., подземное водохранилище на 80 000 м 3 воды площадью 145х65 м, с 336 8-метровыми разномастными колоннами из античных храмов). Акведук Валента (368-375 гг., длина ок. 1000 м, высота до 26 м).

Любопытные факты

■ По указу Константина всем переселенцам, купившим или построившим дом в новой столице, бесплатно полагались зерно, масло, вино и хворост. Эта «продовольственная премия» выдавалась около полувека и сыграла большую роль в притоке в Византий новых жителей из числа ремесленников, моряков и рыбаков.
■ Желая ускорить строительство столицы, император обязал всех владельцев недвижимости в городах на Чёрном море обзавестись еще домом в Византии (только при выполнении этого условия владельцы недвижимости могли завещать свое имущество наследникам). Поощряя переселение в новое место жителей из разных римских провинций, Константин предоставил им особые условия и льготы. Многих имперских сановников переводили сюда насильно (не правда ли, напоминает перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург Петром I?).
■ Римские историки не раз с неодобрением отмечали склонность эллинов к междоусобицам. Так, историк Геродиан, подводя итоги своему описанию вспыхнувших после победы Септимия Севера над Песценнием Нигером распрях в малоазийских провинциях, написал: «... и это не вследствие какой-либо вражды или, напротив, расположения к воюющим государям, но из ревности, зависти, ненависти друг к другу и желания уничтожить своих же соплеменников. Это - старинная болезнь эллинов, которые, постоянно находясь в раздорах и стремясь истребить тех, кто казался выделяющимся из других, погубили Элладу». Если так, то «восстание Ника» только подтвердило, что Константинополь был исключительно эллинским городом...
■ В ходе территориальной экспансии языческой Киевской Руси на юг во второй половине IX-X вв. с целью получить контроль над торговым путем «из варяг в греки» русы совершили несколько походов на Византию. В 860 г. русы под предводительством киевских князей Аскольда и Дира совершили единственный удачный набег на столицу империи с моря (Царьград не был захвачен, но русы увезли богатую добычу). Поход на Царьград князя Олега в 907 г. документально не подтвержден, походы князя Игоря 941-944 гг. закончились подписанием мирного военно-торгового договора, остальные окончились поражением для Руси.
■ Иконе Влахернской Богородицы приписывалось чудесное спасение Константинополя во время осады аварами в 626 г. (явление на стенах города женщины в драгоценном уборе напугало аваров), арабами в 718 г., русами в 864 г. и болгарами в 926 г. Во время осады сарацинами в 910 г. Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) - в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

История Византийской Империи (документальный фильм)

Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.

Константинополь – самый прекрасный город на свете
Строительство Константинополя началось в 324 году, 11 мая 330 года город был освящен / «Наша вера» / май, 2017

Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера». Ещё в и ещё


Иван Айвазовский «Вид Константинополя и Босфора», 1856


Перенос столицы Римской империи в Константинополь открыл новую эпоху в истории Европы. На тысячу с лишним лет Царьград стал центром христианской империи. После знаменитой победы над Максенцием у Мульвийского моста в октябре 312 года, император Константин в Риме бывал не часто. Политические и военные обстоятельства вынуждали его находиться в столицах всех четырех префектур и в других важных городах империи – в Августе Треверорум (сейчас это германский Трир), в Сердике (ныне София, Болгария), Фессалониках и Никомедии.

В малоазийскую Никомедию Константин перебрался после победы над Лицинием в 324 году, и практически в это же время он стал строить новую столицу империи – на месте древнего городка Византия. Византий, основанный около 660 года до н.э., располагался на европейском (фракийском) берегу Босфора.

Уникальность и географическую выгодность этого места Константин оценил как раз во время сражения с Лицинием. Рим, Вечный город полный идолов и языческих храмов после принятия Константином христианства, должен был уйти в тень. Империя, как и сам император, стремительно менялась. Нужна была новая столица, и местность на холмистом полуострове между проливом Босфор и бухтой Золотой Рог, как нельзя лучше соответствовала этому.

Кроме того, здесь удачно пересекались торговые пути из Черного моря в Средиземное. Это место служило как бы мостом между Азией и Европой.

Град Константина строили лучшие мастера империи и большое количество рабочих, среди которых 40 тысяч готов. За короткий срок были построены крепостные стены, вымощены широкие улицы, воздвигнуто множество общественных зданий – сенат, императорский дворец, храмы, ипподром на 30 тысяч зрителей, форум, акведуки и портики.

Новую столицу украсили прославленными произведениями искусства, привезенными со всего Средиземноморья. Торжественное освящение новой столицы христианскими епископами состоялось 11 мая 330 года. На десять с лишним столетий эта дата стала для жителей города праздничной, ее отмечали с особым размахом.

При освещении столица получила имя Новый Рим, но очень скоро жители города, отдавая должное главному строителю, стали называть его Константинополем – городом Константина. В отличие от Старого Рима, Новый был столицей не языческой, а христианской империи. Интересно, что сам император не был еще крещен, он имел статус оглашенного (готовящегося к крещению). Сам Константин крестился в Никомедии, но царственный град стал духовной купелью для многих народов, отсюда отправилась миссия святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия к славянам, и киевлян в водах Днепра крестили греческие священники.

Дело Константина по укреплению, расширению и украшению города продолжили его преемники, и Новый Рим быстро превратился в крупнейший центр Европы и Азии. Послы, купцы, паломники устремлялась в него со всех концов земли. В столице можно было сделать ошеломительную карьеру, социальное положение и толщина кошелька не имели значения, простой солдат или чиновник мог стать императором. Константинополь стал самым желанным городом Средиземноморья.

«Ни с чем не сравнимое прекрасное средоточие всей обитаемой земли» - так назовет этот город в XIV веке византийский книжник Фёдор Метохит.

Защитникам города с Божией помощью удавалось отражать бесчисленные набеги готов, арабов, славян. В конце истории Византии, когда эпоха ее политического могущества уже осталась в прошлом, град Константина продолжал сохранять свое культурное и церковное значение вплоть до захвата турками в 1453 году, а само название города турки будут оставят до самого 1930 года.


Сегодня так выглядит главный символ Константинополя - собор Святой Софии


Такое положение города, который турки превратили в штаб, откуда рассылались указы, направленные на угнетение и порабощение христианских народов, оказавшихся в орбите Османской империи, не могло не беспокоить Россию.

В ходе русско-турецких войн XIX века русские не единожды были близки к захвату и освобождению города, в марте 1807 года русская эскадра вице-адмирала Дмитрия Сенявина начала морскую блокаду Константинополя, в феврале 1878 года русские войска стояли чуть не под самыми его стенами, но не вступили в город. Существовали и другие планы по высадке десанта на Босфор, к сожалению, они не были осуществлены по ряду причин.

Но многие греки по-прежнему верят, крест над Святой Софией воздвигнут именно русские.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека