Антикоррупционный план. Администрация президента — главный борец с преступностью

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Согласно указу, руководители федеральных органов госвласти должны до 15 мая 2016 года внести в ведомственные планы противодействия коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов в части предотвращения коррупции. В документе нашли отражение многие , высказанные ранее при Правительстве РФ.

Большинство предложений Экспертного совета при Правительстве, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями, нашли отражение в утверждённом Национальном плане противодействия коррупции на следующие два года. Они направлены, в том числе, на развитие антикоррупционного просвещения среди чиновников, расширение мер по предотвращению конфликта интересов, контроль за расходованием госсредств, выделяемых на реализацию крупных инфраструктурных проектов с участием государства, проведение исследовательской работы в части антикоррупционной деятельности. В прошлые годы зачастую качество реализации мероприятий Национального антикоррупционного плана оставляло желать лучшего, также много было замечаний и к ведомственным планам противодействия коррупции. Во избежание повтора подобной практики важно повысить личное участие и персональную ответственность самих руководителей министерств и ведомств в выполнении всех пунктов этого основополагающего документа», - отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Одно из предложений экспертов включало принятие мер, направленных на предотвращение конфликта интересов. В Национальном плане противодействия коррупции этому вопросу уделяется большое внимание. Правительству РФ, помимо прочего, поручено принять необходимые меры по совершенствованию механизмов урегулирования конфликта интересов. При этом вопросы, касающиеся предотвращения или урегулирования конфликта интересов, должны рассматриваться министерств и ведомств и другими совещательными органами. Уже сейчас по поручению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова отчёты ведомств о реализации ведомственных антикоррупционных планов должны рассматриваться на заседаниях при ФОИВ.

В антикоррупционный план также вошло предложение экспертов об обязательном обучении руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, а также руководителей региональных госорганов и госкомпаний антикоррупционной деятельности. Экспертный совет, в частности, предлагал ввести обязательное обучение подготовке внутриведомственных актов в сфере противодействия коррупции. Национальный план предусматривает ежегодное повышение квалификации госслужащих и проведение семинаров-совещаний по вопросам применения антикоррупционного законодательства для руководителей соответствующих подразделений госорганов.

План предполагает также создание специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований законодательства о противодействии коррупции. Ранее создание такого ресурса было рекомендовано по координации деятельности Открытого правительства.

Предложение Экспертного совета при Правительстве продолжить совершенствование законодательства об антикоррупционной экспертизе также нашло отражение в Нацплане. Так, высшим должностным лицам субъектов РФ поручено издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Что касается предложения провести исследование формирования стандартов антикоррупционной направленности, то подписанный Президентом документ предусматривает организацию научно-практической конференции по актуальным вопросам формирования антикоррупционных стандартов и их применения в первом полугодии 2017 года.

В части введения персональной ответственности для чиновников в рамках Нацплана Правительству поручено до 15 августа 2016 года внести предложения по совершенствованию мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, замещающих государственные должности. Экспертный совет выступал за введение персональной ответственности для руководителей ФОИВ и региональных госорганов за неисполнение положений ведомственных планов противодействия коррупции, а также Национального плана противодействия коррупции.

Именно установление персональной ответственности за реализацию антикоррупционного законодательства и организация постоянного мониторинга этой работы будут способствовать эффективному выполнению задач, обозначенных в Национальном плане. Положительную роль должны сыграть и жёсткие сроки представления отчётов и докладов о проделанной работе, которые прописаны в президентском указе», - считает руководитель рабочей группы по противодействию коррупции Экспертного совета при Правительстве Кирилл Кабанов.

По его словам, рабочей группой была проделана большая работа по подготовке предложений в Нацплан, идеи поступали также от представителей президентского Совета по правам человека, общественных и экспертных организаций, и все они были не только услышаны, но и реализованы в новом документе.

Национальный план предусматривает также проведение Правительством социологических исследований для оценки уровня коррупции в субъектах РФ и организацию научных междисциплинарных исследований законодательства о противодействии коррупции. Разработать методологию проведения исследований эффективности реализации законодательства о противодействии коррупции ранее предлагал Экспертный совет при Правительстве.

Среди других предложений, которые ранее высказывались экспертами Открытого правительства и вошли в Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы, - обеспечение совместного участия бизнес-сообщества и органов власти в противодействии коррупции, особенно в рамках реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса; возвращение из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате коррупционных преступлений; а также борьба с хищениями средств, выделяемых из бюджета на реализацию крупных инфраструктурных проектов, в частности, инфраструктуры ЧМ-2018 по футболу. В 2015 году Экспертный совет при Правительстве проанализировал наиболее типичные коррупционные , возникающие при реализации крупных инфраструктурных проектов, затем Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил разработанные на основе этого анализа правила, определяющие порядок мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием и критерии оценки возможности коррупционных проявлений.

Экспертный совет при Правительстве и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов ранее являлись исполнителями по ряду пунктов предыдущего Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы. Так, Экспертный совет при Правительстве РФ реализацию индивидуальных антикоррупционных планов министерств и ведомств. В рамках исполнения поручения по разработке мер по недопущению конфликта интересов сотрудников государственных корпораций Экспертный совет провёл анализ мирового опыта в области декларирования, учёта и разрешения конфликта интересов и приступил к созданию типового стандарта для госкорпораций. Эксперты также проанализировали практику предоставления руководителями госкомпаний сведений о доходах, расходах и имуществе и практику размещения этих сведений на официальных сайтах компаний. Итогом стал ряд конкретных предложений по улучшению ситуации. В рамках исполнения Нацплана экспертами также были выявлены и проанализированы наиболее типичные коррупционные риски в сфере .

Потери государств от коррупции оценить сложно. Эксперты оценивают их от 15 до 40% ежегодно, это общемировые цифры, основанные на частных случаях и расследованиях. Российские цифры неоднозначны. Администрация президента заявляет о потерях в 1 трлн рублей ежегодно, Генпрокуратура – 20 млрд. Расхождения колоссальны, правды не знает никто.

Запланированные мероприятия по борьбе с коррупцией

С 2010 года в России ведется систематизированная борьба с коррупцией, каждые два года утверждается новый план. И 1 апреля 2016 года В.В. Путин подписал указ «О национальном плане противодействии коррупции на 2016-2017 годы». В нем описан список мероприятий, направленных на снижение потерь бюджета и развитие экономики за счет прозрачности государственных расходов. Пункты плана предусматривают:

  • Внесение изменений в механизмы по предотвращению конфликта интересов в деятельности государственных служащих на уровне правительства РФ и региональных правительств.
  • Усиление активности МВД по предотвращению хищений при реализации важных внутренних и международных проектов. Особое внимание уделить при реализации программы капитального ремонта.
  • Проведение региональных и международных конференций по обсуждению проблемы и поисков выхода.
  • Привлечение граждан к антикоррупционной деятельности путем проведения социальных агитационных мероприятий.

Принятый национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы рассчитан на вовлечение в борьбу всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, и дальнейшее расширение участия граждан.

Ситуация с коррупцией. Поиски правды

На бумаге выглядит красиво. А что происходит на самом деле? Кризисные явления в экономике 2015 года привели к недопустимости разрастания расходов и поискам новых точек роста. Тенденция говорит о доминировании компаний федерального масштаба и стагнации небольших и локальных фирм. Не последнюю роль в этом играет коррупционная составляющая. Гиганты типа Газпрома, Роснефти, Сбербанка и прочих решают вопросы за счет административного ресурса, локальные производители и учреждения к властным верхушкам не допущены. Они вынуждены «изыскивать пути» для решения проблем. В результате такой конкуренции лакомые куски рынка достаются монополистам. Заинтересованы ли они в борьбе с коррупцией?

В результате даже во властной верхушке нет единого мнения по поводу коррупции, хотя на словах все голосуют за «чистые руки», но фактически кто-то получает прибыль от преступной деятельности и не хочет рубить сук, на котором сидит.

Администрация президента — главный борец с преступностью

На данный момент идеологом очищения от взяточничества выступает Администрация президента и ее глава Сергей Иванов. Именно он является главой комитета по противодействию коррупции. Сергей Борисович отмечает, что есть успехи, в частности:

  • чиновники при поступлении на службу обязаны сообщать о своем имуществе;
  • некоторым категориям бюрократов запрещено иметь активы за рубежом;
  • введен категорический запрет на занятие чиновниками коммерческой деятельности.

В то же время Иванов признает, что в борьбе с «откатами» успехи более чем скромные. 37 тысяч человек работают на данный момент в подразделениях по борьбе с коррупцией, проводятся сотни тысяч проверок. Однако результаты их работы сложно назвать успешными.

Ярким примером эффективной борьбы с коррупцией являются вооруженные силы. Обострение международной обстановки вынуждает руководство страны обращать пристальное внимание на состояние дел в армии. Так, Главное военное следственное управление Следственного комитета заявляет об увеличении за один год зарегистрированных фактов взяточничества на 60%. Государство может решать проблемы, если их острота угрожает безопасности страны.

Статистика

По оценке фонда «Индем», в 90-е годы потери от коррупции составляли больше, чем затраты на науку, искусство, здравоохранение и культуру, вместе взятые. Так что спорить о вреде взяточничества бессмысленно. Хотя есть некоторые социологи, которые уверяют, что взятка упрощает работу бизнеса. Но это как коза в огороде, съест два огурца, а еще три десятка вытопчет, мздоимец «поможет» развиться одному бизнесу и погубит десять.

За 2015 годы было выявлено 20 тысяч нарушений, общий ущерб составил 15,5 миллиарда рублей. Вернуть государству удалось всего 500 миллионов.

66% населения России считают уровень коррупции в стране «высоким», и только 20% — низким. Это данные 2014 года. В 2013 году эти цифры были еще хуже – 80% и 12%. Такие данные предоставил фонд «Общественное мнение». О чем говорят эти цифры?

С одной стороны, две трети опрошенных уверены, что эта проблема существует. Но динамика свидетельствует о значительных сдвигах. С другой стороны, опрос проводился среди простых граждан, которые в своей жизни сталкиваются с работниками ГИБДД, медиками и педагогами. Да, тут сдвиги заметны. Но это вершина айсберга, значительные капиталы из казны уходят на незаметном для граждан уровне. А эта сфера сейчас закрыта для общественного внимания.

План противодействия коррупции на 2016-2017 годы во многом направлен на борьбу с преступностью на низших эшелонах. Так, в Госдуму внесен законопроект о засекречивании информации о владельцах дорогой недвижимости, самолетов и яхт, что минимизирует возможность гражданского общества контролировать благосостояние толстосумов. Происходит разделение страны по социальному признаку, богатым можно все, а остальным – все остальное. А для того, чтобы происходили изменения на более высоком уровне, требуется системный подход и политическая воля руководства страны.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека