Существовал ли марко поло. Биография марко поло

Поло Марко

(ок. 1254 - 1324)

Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов "Книга" (1298) - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.

Книга венецианского путешественника в Китай Марко Поло в основном составлена по личным наблюдениям, а также по рассказам его отца Никколо, дяди Маффео и встречных людей.

Старшие Поло не один раз, как сам Марко, а трижды пересекали Азию, причем два раза - с запада на восток и один - в обратном направлении, во время первого путешествия. Никколо и Маффео оставили Венецию около 1254 года и после шестилетнего пребывания в Константинополе выехали оттуда с торговыми целями в Южный Крым, затем перебрались в 1261 году на Волгу. От средней Волги братья Поло двинулись на юго-восток через земли Золотой Орды, пересекли закаспийские степи, а затем через плато Устюрт прошли в Хорезм, к городу Ургенчу. Дальнейший их путь пролегал в том же юго-восточном направлении вверх по долине Амударьи до низовьев Зарафшана и вверх по нему до Бухары. Там произошла их встреча с послом завоевателя Ирана, ильхана Хулагу, направлявшимся к великому хану Хубилаю, и посол предложил венецианцам присоединиться к его каравану. С ним они шли "на север и северо-восток" целый год.

По долине Зарафшана они поднялись до Самарканда, перешли в долину Сырдарьи и по ней спустились до города Отрар. Отсюда их путь лежал вдоль предгорий Западного Тянь-Шаня к реке Или. Дальше на восток они шли либо вверх по долине Или, либо через Джунгарские Ворота, мимо озера Алаколь (восточнее Балхаша). Затем они продвигались по предгорьям Восточного Тянь-Шаня и вышли к оазису Хами, важному этапу на северной ветви Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию. От Хами они повернули на юг, в долину реки Сулэхэ. А дальше на восток, ко двору великого хана, они шли по тому же пути, который проделали позднее вместе с Марко. Обратный их путь не выяснен. В Венецию они вернулись в 1269 году.

Марко Поло скупо рассказывает о своем детстве, о первых шагах своей жизни до того дня, как он покинул Венецию и отправился в путешествие, принесшее ему бессмертную славу.

Мать Марко Поло рано умерла, а дядя мальчика - тоже Марко Поло - все эти годы, вероятно, безвыездно торговал в Константинополе, и будущий путешественник жил в Венеции у своей тетки Флоры (по отцовской линии). У него было несколько двоюродных братьев и сестер. Вполне вероятно, что, пока отец Марко не возвратился из Азии, мальчик находился на воспитании у родственников.

Жизнь Марко протекала так, как она протекала в то время у всех мальчиков. Знания Марко приобретал на каналах и набережных, мостах и площадях города. Формальное образование получали тогда очень немногие; тем не менее, вопреки мнению многих издателей и комментаторов, вполне возможно, что Марко умел читать и писать на родном языке. Во вступительной главе к своей книге Поло сообщает, что "он занес в записную книжку лишь немного заметок" , так как не знал, вернется ли когда-нибудь из Китая на родину. В другой главе книги Поло заявляет, что в течение своего путешествия к великому хану он старался быть как можно внимательнее, примечая и записывая все то новое и необыкновенное, что приходилось слышать или видеть". Посему можно заключить, что мальчик, который, как известно, впоследствии, находясь в Азии, выучил четыре языка, мог хоть немного читать и писать по-итальянски. Не исключено, что он обладал кое-какими познаниями и во французском.

Приезд Никколо и Маффео в Венецию явился поворотным пунктом во всей жизни Марко. Он с жадностью слушал рассказы отца и дяди о загадочных странах, в которых те побывали, о многих народах, среди которых они жили, об их внешнем виде и одежде, их нравах и обычаях - чем они похожи и чем не похожи на венецианские. Марко даже начал усваивать кое-какие слова и выражения на татарском, тюркском и иных диковинных языках - на них отец с дядей часто объяснялись, да и свою венецианскую речь они нередко уснащали чужими словечками. Марко заучил, какие товары покупают и продают различные племена, какие у них в ходу деньги, где какой народ встречается вдоль великих караванных путей, что где едят и пьют, какие обряды совершают с новорожденными, как женятся, как хоронят, во что верят и чему поклоняются. Бессознательно он накапливал практические познания, которые в будущем сослужили ему бесценную службу.

Никколо и его брат после пятнадцатилетнего путешествия не легко мирились со сравнительно однообразным существованием в Венеции. Судьба настойчиво звала их, и они повиновались ее зову.

В 1271 году Николло, Маффео и семнадцатилетний Марко отправились в путешествие.

Перед этим они встретились с только что взошедшим на престол папой Григорием X, который дал им в спутники двух монахов из ордена проповедников - брата Пикколо Виченцкого и брата Гильома Триполийского.

Три венецианца и два монаха доехали до Лаяса и начали продвигаться на Восток. Но едва они добрались до Армении, как узнали, что Бейбарс Арбалетчик, бывший раб, занявший трон мамелюков, вторгся со своим сарацинским воинством в эти места, убивая и круша все, что попадало под руку. Перед путешественниками встала весьма реальная опасность, но они решили идти дальше. Однако перепугавшиеся монахи предпочли вернуться в Акру. Они передали братьям Поло папские письма и подарки, предназначенные для великого хана.

Дезертирство трусливых монахов отнюдь не обескуражило венецианцев. Дорогу они знали по прежнему своему путешествию, на местных языках говорить умели, они везли письма и дары от высшего духовного пастыря Запада к величайшему монарху Востока, и - самое важное - у них была золотая дощечка с личной печатью Хубилая, которая была охранной грамотой и гарантией того, что им будет обеспечена пища, кров и гостеприимство практически на всей территории, по которой предстояло пройти.

Первой страной, которую они проехали, была "Малая Армения" (Киликия) с портом Лаясом. Здесь шла оживленнейшая, широкая торговля хлопком и пряностями.

Из Киликии путешественники попали в современную Анатолию, которую Марко называет "Туркоманией". Он сообщает нам, что туркоманы выделывают самые тонкие и красивые в мире ковры.

Проехав Туркоманию, венецианцы вступили в пределы Великой Армении. Здесь, сообщает нам Марко, на вершине горы Арарат, находится Ноев ковчег. Армянский государь Хайтон, написавший в 1307 году, когда он был настоятелем монастыря, историю своей родины, говорит, что "эта гора выше всех гор на свете" . И Марко, и Хайтон рассказывают одно и то же - гора эта недоступна из-за снегов, которые покрывают ее зиму и лето, но на снегу выступает что-то черное (ковчег), и это видно в любое время года.

Следующим городом, о котором рассказывает венецианский путешественник, был Мосул - "все шелковые ткани и золотые, что называется мосулинами, делаются здесь". Мосул расположен на западном берегу Тигра, напротив древней Ниневии, он так славился чудесными шерстяными тканями, что до сих пор определенный сорт прекрасной шерстяной ткани мы называем "муслин".

Путешественники остановились затем в Тебризе, крупнейшем торговом центре, куда съезжались люди со всех концов света, - здесь была цветущая купеческая колония генуэзцев.

В Тебризе Марко впервые увидел величайший в мире рынок жемчуга - жемчуг в больших количествах привозили сюда с берегов Персидского залива. В Тебризе его чистили, сортировали, сверлили и нанизывали на нити, а отсюда он расходился уже по всему свету. Марко с любопытством наблюдал, как жемчуг продают и покупают. После того как жемчуг осматривали и оценивали эксперты, продавец и покупатель садились друг против друга на корточки и вели немой разговор, пожимая друг другу руки, прикрытые спущенными рукавами, так чтобы никто из свидетелей не знал, на каких условиях они сторговались.

Выйдя из Тебриза, путешественники пересекли Иран в юго-восточном направлении и посетили город Керман.

Через семь дней пути от Кермана путешественники достигли вершины высокой горы. Чтобы преодолеть гору, потребовалось двое суток, и путники страдали от сильного холода. Затем они вышли на обширную цветущую долину: здесь Марко увидел и описал быков с белыми горбами и овец с жирными хвостами - "хвосты у них толстые, большие; в ином весу фунтов тридцать".

Теперь венецианцы вступили в опасные места, так как в этой части Персии было множество разбойников, называемых караунасами. Марко пишет, что они произошли от индийских женщин, а отцами у них были татары. Знакомство с караунасами едва не стоило Поло жизни и чуть не лишило мир одной из самых интересных книг. Ногодар, предводитель разбойников, напал вместе со своей шайкой на караван, воспользовавшись туманом, частым в этой местности (Марко приписывает туман колдовству караунасов). Разбойники захватили путников врасплох, и те бросились кто куда. Марко, его отец и дядя и кое-кто из их провожатых, всего семь человек, спаслись в ближнем селении. Всех остальных разбойники схватили и перебили или продали в рабство.

Заново составив караван, неустрашимые венецианцы двинулись к своей цели - к Персидскому заливу, к Ормузу. Здесь они собирались погрузиться на корабль и отплыть в Китай - Ормуз являлся тогда конечным пунктом морской торговли между Дальним Востоком и Персией. Переход длился семь суток. Сначала дорога шла по крутому спуску с Иранского плоскогорья - горной тропе, где бесчинствовало множество разбойников. Потом, ближе к Ормузу, открылась прекрасная, хорошо орошенная долина - здесь росли финиковые пальмы, гранаты, апельсины и прочие фруктовые деревья, летали бесчисленные стаи птиц.

Во времена Поло Ормуз находился на материке. Позднее, в результате набегов враждебных племен, он был разрушен, и "жители перенесли свой город на остров в пяти милях от материка".

Очевидно, венецианцы пришли к выводу, что длительное плавание на здешних ненадежных судах да еще с лошадьми, обычно погружаемыми поверх накрытых кожей товаров, чересчур рискованно - они повернули на северо-восток, вглубь страны, по направлению к Памиру.

Больше недели ехали они по пустынным местам, где вода зелена, как трава, и очень горька, добрались до Кобиана, а затем совершили многодневный переход через пустыню и прибыли в Тонокаин. Жители этих стран весьма понравились Марко. Здесь он делает свои заключения о женщинах - первые из многих. Тонокаинские женщины произвели на него очень сильное впечатление, ибо, когда через двадцать пять лет, побывав уже во многих странах, повидав множество женщин и, без сомнения, пережив немало увлечений, он писал свою книгу, то все еще мог сказать, что мусульманские девушки в Тонокаине самые красивые в мире.

Много дней венецианцы ехали по знойным пустыням и плодородным равнинам и оказались в городе Сапургане (Шибаргане), где, к удовольствию Марко, в изобилии водилась дичь и была превосходная охота. Из Сапургана караван направился к Балху, в северном Афганистане. Балх - один из старейших городов Азии, некогда столица Бактрианы. Хотя город сдался монгольскому завоевателю Чингисхану без сопротивления, завоеватель продал в рабство всю молодежь, а остальное население города перебил с неимоверной жестокостью. Балх был сметен с лица земли. Венецианцы увидели перед собой печальные развалины, хотя кое-кто из обитателей города, уцелевших от татарского меча, уже возвращался на старое место.

Именно в этом городе, как гласит легенда, Александр Македонский женился на Роксане, дочери персидского царя Дария.

Выйдя из Балха, путешественники в течение многих дней продвигались по землям, изобилующим дичью, фруктами, орехами, виноградом, солью, пшеницей. Покинув эти прекрасные места, венецианцы на несколько суток снова попали в пустыни и прибыли, наконец, в Бадахшан (Балашан), мусульманскую область по реке Оке (Амударье). Там они видели большие копи рубинов, называемых "балашами", месторождения сапфиров, ляпис-лазури - всем этим Бадахшан славился в течение столетий.

Караван задержался здесь на целый год или вследствие болезни Марко, или потому, что братья Поло решили пожить в чудесном климате Бадахшана, чтобы убедиться в полном выздоровлении юноши.

От Бадахшана путешественники, поднимаясь все выше, пошли по направлению к Памиру - вверх по течению реки Оке; проходили они и через Кашмирскую долину. Марко, на которого, несомненно, эти места произвели глубокое впечатление, утверждает, что здешние жители занимаются колдовством и черной магией. По мнению Марко, они могут заставить говорить идолов, изменять по своему желанию погоду, превращать темноту в солнечный свет и наоборот. Невзирая на распространенное мнение о жителях Кашмира как о мошенниках и обманщиках, Марко нашел, что тамошние женщины "хотя и черны, да хороши" . Действительно, кашмирские женщины веками славились своей красотой по всей Индии, их всюду стремились брать в жены и наложницы.

Из Кашмира караван пошел на северо-восток и поднялся на Памир: проводники Марко уверяли, что это самое высокое место в мире. Марко отмечает, что во время его пребывания там воздух был так холоден, что нигде не видно было ни одной птицы. Рассказы многих древних китайских паломников, пересекавших Памир, подтверждают сообщение Марко, то же самое говорят и новейшие исследователи. У венецианца был острый глаз, а восхождение на крышу мира так врезалось ему в память, что когда он, почти тридцать лет спустя, диктовал свою книгу в далекой Генуе, он припомнил, как тускло горел на этой высоте разложенный путешественниками костер, как он светился другим, необычным цветом, насколько труднее обычного было там сварить пищу.

Спустившись с Памира по ущелью реки Гёз (Гёздарья - южный приток реки Кашгар), Поло вышли на широкие равнины Восточного Туркестана, ныне называемого Синьцзяном. Здесь то тянулись пустыни, то встречались богатые оазисы, орошаемые множеством рек, текущих с юга и запада.

Поло, прежде всего, побывали в Кашгаре - здешний климат показался Марко умеренным, природа, по его мнению, давала тут "все необходимое для жизни" . Из Кашгара путь каравана лежал по-прежнему на северо-восток. Хотя Никколо и Маффео, вероятно, жили в Самарканде во время своего первого путешествия, у нас нет доказательств того, что здесь побывал Марко.

По ходу своего путешествия Поло описал древний город Хотан, где столетиями добывались изумруды. Но гораздо важнее была здесь торговля нефритом, который из века в век шел отсюда на китайский рынок. Путешественники могли наблюдать, как в руслах высохших рек рабочие откапывают куски драгоценного камня - так это делается там и по сию пору. Из Хотана нефрит везли через пустыни в Пекин и Шачжоу, здесь он шел на полированные изделия священного и несвященного характера. Жажда китайцев к нефриту ненасытна, ценнее нефрита для них ничего нет, они считают его квинтэссенцией, материальным воплощением силы ян - светлого мужского начала мироздания.

Покинув Хотан, Поло, останавливаясь на отдых у редких оазисов и колодцев, поехали по однообразной, покрытой барханами пустыне.

Караван продвигался по огромным пустынным пространствам, изредка натыкаясь на оазисы - тут жили татарские племена, мусульмане. Переход от одного оазиса к другому занимал несколько суток, надо было захватывать с собой побольше воды и пищи. В Лоне (современный Чарклык) путешественники стояли целую неделю, чтобы набраться сил для преодоления пустыни Гоби ("гоби" по-монгольски и значит "пустыня"). На верблюдов и ослов был погружен большой запас продовольствия.

На тридцатый день пути караван пришел в Шачжоу ("Песчаный округ"), находившийся на границе пустыни. Именно здесь впервые наблюдал Марко чисто китайские нравы и обычаи. Особенно поразили его в Шачжоу похоронные обряды - он подробно описывает, как мастерили гробы, как уложенного в гроб покойника держали в доме, как совершали приношения духу умершего, как сжигали бумажные изображения и так далее.

Из Ганьчжоу наши путешественники направились в город, который ныне носит название Ланьчжоу. По дороге Марко увидел яков: величина этих животных и их роль в хозяйстве произвела на него яркое впечатление. Ценный маленький мускусный олень (кабарга) - животное это водится в большом количестве там и поныне - так заинтересовал Марко Поло, что, возвращаясь на родину, он через тысячи миль провез с собой в Венецию "голову сушеную и ноги этого зверя".

И вот долгое путешествие через равнины, горы и пустыни Азии уже подходит к концу. Оно заняло три с половиной года: за это время Марко немало повидал и пережил, многому научился. Но это бесконечное путешествие, надо думать, надоело и Марко, и его старшим спутникам. Можно представить себе их радость, когда они увидели на горизонте конный отряд, посланный великим ханом, чтобы сопровождать венецианцев к ханскому двору. Начальник отряда сказал Поло, что им надо сделать еще "сорок дневных переходов" - он имел в виду путь до Шанду, летней резиденции хана, - и что конвой направлен для того, чтобы путешественники доехали в полной безопасности и явились прямо к Хубилаю. "Разве, - заявил начальник отряда, - благородные мессеры Пикколо и Маффео не являются полномочными послами хана к апостолу и не должны быть приняты соответственно их званию и положению?"

Остаток пути пролетел незаметно: на каждой остановке их ждал наилучший прием, к их услугам было все, что только требовалось. На сороковой день на горизонте появился Шанду, и вскоре измученный караван венецианцев входил в его высокие ворота.

Прием, оказанный путешественникам ханом Хубилаем, как это ни удивительно, Марко описал очень просто и сдержанно. Обычно он, не стесняясь, пространно расписывает пышность и блеск ханских приемов и пиров, шествий и празднеств. Венецианцы по прибытии в Шанду "отправились в главный дворец, где был великий хан, а с ним большое сборище баронов" . Венецианцы опустились перед ханом на колени и поклонились ему до земли. Хубилай милостиво велел им встать и "принял их с честью, с весельями да с пиршествами".

Великий хан после официального приема долго разговаривал с братьями Поло, он хотел разузнать обо всех их приключениях, начиная с того дня, как они много лет назад уехали с ханского двора. Затем венецианцы представили ему подарки и письма, доверенные им папой Григорием (и двумя робкими монахами, повернувшими назад), а также вручили сосуд со святым маслом, взятым по просьбе хана от Гроба Господня в Иерусалиме и бережно хранимым при всех превратностях и опасностях долгого пути с берегов Средиземного моря. Марко был занесен в список придворных.

Юный венецианец очень скоро привлек к себе внимание Хубилая - это произошло благодаря уму и сообразительности Марко. Он заметил, как жадно воспринимал Хубилай всякие сведения о подвластных ему землях, об их населении, обычаях, богатствах; венецианец видел также, что хан не терпит, когда посол, выполнив все порученные дела, возвращается без каких-либо дополнительных сведений и наблюдений, добытых сверх инструкций. Хитро решив воспользоваться этим, Марко принялся собирать сведения, делая записи о каждом месте, в которое попадал, и всегда делясь своими наблюдениями с ханом.

Согласно утверждению самого Марко, великий хан решил испытать его в качестве посла и направил в отдаленный город Караджан (в провинции Юньнань) - город этот был так далеко от Ханбалыка, что Марко "едва обернулся за шесть месяцев" . Юноша справился с задачей блестяще и доставил своему владыке множество весьма интересных сведений. Рассказы Марко зачаровали великого хана: "В глазах государя этот благородный юноша обладал скорее божественным разумом, нежели человеческим, и любовь государя возрастала, <...> пока государь и весь двор уже ни о чем не говорили с таким удивлением, как о мудрости благородного юноши".

Венецианец пробыл на службе у великого хана семнадцать лет. Марко нигде не раскрывает читателю, по каким именно делам направляли его в качестве доверенного лица хана Хубилая в течение долгих лет. Точно проследить его путешествия по Китаю невозможно.

Марко сообщает о народах и племенах Китая и соседних с ним стран, об удивительных взглядах тибетцев на мораль; он описал коренное население Юньнани и других провинций.

Очень интересна глава книги Марко, в которой он рассказывает о древнем обычае использования в качестве денег раковин каури, о крокодилах (Марко считал их змеями о двух ногах) и способах их ловли. Он рассказывает и об обычае юньнаньцев: если у них в доме останавливался красивый или знатный незнакомец или любой человек "с доброй славой, влиянием и весом" , ночью его отравляли или умерщвляли иным способом. "Они убивали его не с тем, чтобы ограбить его деньги, и не из ненависти к нему" , а для того, чтобы его душа оставалась в доме, где он был убит, и приносила счастье. Чем красивее и знатнее убитый, считали юньнаньцы, тем счастливее будет дом, в котором осталась его душа.

В награду за преданность и в знак признания его административных способностей и знания страны Хубилай назначил Марко правителем города Янчжоу, в провинции Цзянсу, на Великом канале, близ его соединения с Янцзы.

Учтя торговое значение Янчжоу и то обстоятельство, что Марко жил в нем долгий срок, нельзя не удивляться, что путешественник посвятил ему одну коротенькую главу. Заявив, что "господин Марко Поло, тот самый, о ком говорится в этой книге, три года управлял этим городом" (приблизительно с 1284 по 1287 год), автор скупо замечает, что "народ тут торговый и промышленный", что особенно много делают здесь оружия и доспехов.

Венецианцы пользовались покровительством и великими милостями Хубилая, на службе у него они приобрели и богатство и власть. Но ханское благоволение вызывало по отношению к ним зависть и ненависть Врагов при дворе Хубилая у венецианцев делалось все больше и больше. Они боялись того дня, когда хан умрет. Стоило их могущественному покровителю "вознестись вверх" на драконе, как они оказались бы перед лицом врагов безоружными, а их богатства почти неизбежно обрекли бы их на гибель.

И они засобирались в путь. Однако хан сначала не хотел отпускать венецианцев.

Хубилай призвал к себе Марко вместе с его отцом и дядей, говорил им о своей великой любви к ним и просил, чтобы они обещали, побывав в христианской стране и у себя дома, вернуться к нему. Он приказал дать им золотую Дощечку с повелениями, чтобы по всей его земле им не чинилось задержек и всюду давалось продовольствие, он приказал снабдить их для безопасности провожатыми, а также уполномочил их быть его послами к папе, французскому и испанскому королям и к другим христианским владетелям.

Великий хан приказал снарядить в плавание четырнадцать судов Суда, вероятно, стояли в Зайтоне (Цюаньчжоу), на них было по четыре мачты и столько парусов, что Марко дивился, как дивились и все средневековые путешественники, попадавшие на Дальний Восток.

Пробыв много лет на службе у Хубилая, венецианцы вернулись на родину морем - вокруг Южной Азии и через Иран. Они сопровождали по поручению великого хана двух царевен - китайскую и монгольскую, которых выдавали замуж за ильхана (монгольского правителя Ирана) и его наследника, в столицу ильханов Тебриз. В 1292 году китайская флотилия двинулась от Зейтуна на юго-запад, через Чипское (Южно-Китайское) море Марко во время этого перехода услышал об Индонезии - о "7448 островах", разбросанных в Чинском море, но побывал он только на Суматре, где путешественники прожили пять месяцев. От Суматры флотилия перешла к острову Шри-Ланка мимо Никобарских и Андаманских островов. Шри-Ланку (как и Яву) Марко неправильно причисляет к "самым большим на свете" островам, но правдиво описывает быт шриланкийцев, месторождения драгоценных камней и прославленные жемчужные ловли в Полкском проливе. От Шри-Ланки корабли прошли вдоль Западной Индии и Южного Ирана, через Ормузский пролив в Персидский залив.

Марко рассказывает также об африканских странах, прилегающих к Индийскому океану, которые он, по всей видимости, не посещал: о великой стране Абасии (Абиссинии, т. е. Эфиопии), о расположенных близ экватора и в южном полушарии островах "Зангибар" и "Мадейгаскар". Но он смешивает Занзибар с Мадагаскаром, а оба острова - с приморской областью Восточной Африки и потому дает о них много неверных сведений. Все же Марко был первым европейцем, сообщившим о Мадагаскаре. После трехлетнего плавания венецианцы доставили царевен в Иран (около 1294), а в 1295 году прибыли домой. По некоторым данным, Марко участвовал в войне с Генуей и около 1297 года во время морского боя попал в плен к генуэзцам. В тюрьме в 1298 году он продиктовал "Книгу", а в 1299 году был освобожден и вернулся на родину. Почти все сведения, приводимые биографами о его последующей жизни в Венеции, основаны на позднейших источниках, из которых иные относятся даже к XVI веку. Документов же XIV века о самом Марко и его семье до нашего времени дошло очень мало. Доказано, однако, что он доживал свой век как состоятельный, но далеко не богатый венецианский гражданин. Умер он в 1324 году.

Подавляющее большинство биографов и комментаторов полагает, что Марко Поло действительно совершил те путешествия, о которых он говорит в своей "Книге". Однако до сих пор остается немало загадок.

Как мог он во время своих путешествий "не заметить" грандиознейшего в мире оборонительного сооружения - Великой Китайской стены? Почему Поло, столько лет живший в северной столице Китая и побывавший во многих китайских городах, видевший, следовательно, многих китайских женщин, ни звуком не обмолвился о распространенном уже тогда среди китаянок обычае уродовать ступни ног? Почему Поло нигде не упоминает о таком важном и характерном для Китая продукте массового потребления, как чай? А ведь именно в связи с такими пробелами "Книги" и с тем, что Марко, несомненно, не знал ни китайского языка, ни китайской географической номенклатуры (за малыми исключениями), некоторые наиболее скептические историки в первой половине XIX века предположили, будто Марко Поло никогда не бывал в Китае.

В XIV-XV веках "Книга" Марко Поло служила одним из руководств для картографов. Очень большую роль "Книга" Марко Поло сыграла в истории великих открытий Мало того, что организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI веков пользовались картами, составленными под сильным влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся космографов и мореплавателей, в том числе для Колумба. "Книга" Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений - литературных произведений и научных трудов, которые читаются и перечитываются в настоящее время. Она вошла в золотой фонд мировой литературы, переведена на многие языки, издается и переиздается во многих странах мира.

Из книги 100 великих географических открытий автора

ВСТРЕЧА С АЗИЕЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ (Марко Поло) У известного советского писателя-публициста Виктора Шкловского есть одна малоизвестная повесть для детей: «Марко Поло разведчик» (1931). Странное название для работы о великом путешественнике, которого по справедливости считают

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Пекин и его окрестности. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Марко Поло и его родня Марко Поло (1254–1324), итальянский путешественник. Совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. Написанная с его слов «Книга» – один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. В советском

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

*Мост Марко Поло и *Ваньпин В западных учебниках по истории Вторая мировая война начинается 1 сентября 1939 года, а с точки зрения азиатов она началась двумя годами раньше, уже 7 июля 1937 года. В этот день японские войска спровоцировали перестрелку у *моста Марко Поло (69), в 15 км

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Поло Марко (ок. 1254 - 1324) Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов "Книга" (1298) - один из первых

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Марко Поло У известного советского писателя-публициста Виктора Шкловского есть малоизвестная повесть для детей: „Марко Поло разведчик“ (1931). Странное название для работы о великом путешественнике, которого по справедливости считают венецианским купцом.В пользу кого

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Какие «черные камни» жгли, к удивлению Марко Поло, китайцы вместо дров? Во время своего пребывания в Китае итальянский путешественник Марко Поло (около 1254–1324) сделал удивительное открытие: для получения тепла китайцы широко использовали каменный уголь. Вот как Марко

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Разнообразие мира Марко Поло Ветер странствий призвал Марко в далекое путешествие в совсем юном возрасте. Его отец Никколо и дядя Матфео были богатыми купцами. Их торговые караваны нередко бывали на востоке: в Константинополе, Крыму, в устье Волги и даже в Китае. В одну из

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Марко Поло (ок. 1254–1324) Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271–1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292–1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов «Книга» (1298) – один

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Почему путешественнику Марко Поло дали прозвище «Тысяча небылиц»? В XIII веке Китхай, как тогда называли Китай, был для европейцев незнакомой, полной тайн и чудес страной. Когда Марко Поло исполнилось восемнадцать, он был приглашен своим отцом Никколо и дядей Маттео

Из книги автора

О чем рассказывается в «Книге» Марко Поло? «Книга» Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений: живой рассказ очевидца и участника событий соединен в ней с дотошностью научного исследователя. Любопытно, что в XIV–XV веках она использовалась в качестве

Из книги автора

Можно ли верить Марко Поло? Хотя отношение современников к «Книге» было неоднозначным, в XIV–XV вв. произведение венецианца служило одним из руководств для составления географических карт Азии. Особую роль оно сыграло в эпоху Великих географических открытий.Руководители

Из книги автора

Почему путешественника Марко Поло земляки называли «Тысяча небылиц»? В XIII веке Китхай, как тогда называли Китай, был для европейцев незнакомой, полной тайн и чудес страной. Когда Марко Поло исполнилось восемнадцать, он был приглашен своим отцом Никколо и дядей Маттео

Если путешествия Марко Поло не создали постоянной связи с Дальним Востоком,
они увенчались успехом другого рода: результатом их была самая удивительная
на свете книга путешествий, когда-либо написанная, которая навсегда сохранила свою ценность.

Дж. Бейкер. «История географических открытий и исследований»

Кто такой Марко Поло? Что открыл?

Марко Поло (рожд. 15 сентября 1254 г. – смерть 8 января 1324 г.) — крупнейший венецианский путешественник до эпохи Великих географических открытий, купец и писатель, около 17 лет странствовал по землям Центральной Азии и Дальнему Востоку, описавший свое путешествие в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Книгу в последствии использовали мореплаватели, картографы, путешественники, писатели… В первую очередь, Марко Поло известен тем, что для европейцев открыл такую загадочную Восточную Азию. Благодаря его путешествиям, европейцы открыли для себя страну Китай, богатейшую Японию, острова Суматру и Яву, сказочно богатый Цейлон и остров Мадагаскар. Путешественник открыл для Европы бумажные деньги, саговую пальму, каменный уголь и пряности, которые в то время ценились на вес золота.


За беспримерное для своей эпохи по продолжительности и охвату территории путешествие, за точность наблюдений и выводов легендарного итальянского путешественника Марко Поло иногда называют «Геродотом средневековья». Его книга – первый непосредственный рассказ христианина об Индии и Китае – сыграла очень большую роль в истории географических открытий и на несколько веков стала энциклопедией жизни народов Центральной Азии и Дальнего Востока.

Происхождение

По-видимому, Марко Поло родился в Венеции. По крайней мере, его дед, Андреа Поло, жил там в приходе церкви Сан-Феличе. Но известно, что род Поло, который не отличался особой знатностью, но достаточно богатый, происходил с о-ва Корчула в Далмации.

Как видно, стремление к странствиям это фамильная черта в семье Марко Поло. По торговым делам путешествовал дядя, Марко иль Веккио. Отец Никколо и другой дядя, Маттео, в течении нескольких лет жили в Константинополе, где занимались торговлей, объездили земли от Черного моря до Волги и Бухары, в составе дипломатической миссии побывали во владениях монгольского хана Хубилая.

Марко Поло в Китае

1271 год — взяв с собой 17-ти летнего Марко, братья Поло вновь отправились в Азию как купцы и посланники папы. Они везли письмо главы римской церкви к хану. Скорей всего, это путешествие стало бы одним из многих, затерявшихся в анналах истории, если бы не яркий талант, наблюдательность и тяга к неизведанному у младшего члена экспедиции.

Свое путешествие венецианцы начали в Акре, откуда направились на север через Армению, обогнули северную оконечность оз. Ван и через Тебриз и Йезд достигли Ормуза, надеясь отправиться на восток морем. Однако надежных судов в порту не оказалось, и путешественники повернули назад, чтобы проехать через Персию и Балх. Их дальнейший путь проходил через Памир на Кашгар, потом по городам, находящимся у подножья Куньлуня.

Жизнь в Китае

За Яркендом и Хотаном они повернули на восток, прошли южнее оз. Лобнор и в конце концов смогли достичь цели своего путешествия – Пекина. Но на этом их путешествия не закончились. Там венецианцам было суждено прожить 17 лет. Братья Поло занялись торговлей, а Марко поступил на службу к хану Хубилаю и много ездил по империи. Он смог познакомиться с частью Великой китайской равнины, пройти через современные провинции Шаньси и Сычуань, вплоть до далекой Юньнани и даже до Бирмы.

Вероятно, он побывал в северной области Индокитая, в бассейне Красной реки. Марко видел старую резиденцию монгольских ханов Каракорум, Индию и Тибет. Своим живым умом, сметливостью и способностью легко осваивать местные наречия молодой итальянец полюбился хану. 1277 год — он стал уполномоченным императорского совета, был послом правительства со специальными миссиями в Оньнане и Яньчжоу. А в 1280 году Поло назначили правителем города Янгтчу и еще 27 городов, ему подчиненных. На этом посту Марко пробыл три года.

Наконец жизнь на чужбине начала тяготить венецианцев. Но хан обижался на любую просьбу Марка отпустить его домой. Тогда Поло решились на хитрость. 1292 год — им, включая Марко, доверили сопровождать дочь Хубилай-хана, Когатру, к ее жениху, князю Аргуну, который царствовал в Персии. Хан приказал снарядить целый флот из 14-ти кораблей и снабдил экипажи запасами на 2 года. Это был удобный случай для того, чтобы, выполнив поручение, возвратиться в Венецию.

Марко Поло у монгольского хана Хубилая

Дорога домой

Во время этого путешествия Марко Поло смог увидеть острова Малайского архипелага, Цейлон, индийское побережье, Аравию, Мадагаскар, Занзибар, Абиссинию. Плавание закончилось в уже знакомом ему Ормузе. Причем маршрут путешествия не всегда выбирался соображениями выбора кратчайшего пути. Желание увидать новые страны заставило Марко отклониться больше чем на 1,5 тысячи миль в сторону для изучения африканского побережья.

В результате плавание длилось 18 месяцев, и когда флотилия прибыла в Персию, Аргун успел скончаться. Оставив Когатру на попечение его сына Гассана, венецианцы отправились на родину через Трапезунд и Константинополь.

Возвращение в Венецию

1295 год — после 24-х летнего отсутствия семья Поло возвратилась в Венецию. Странников не узнали даже близкие родственники, занявшие к тому времени дом Никколо. Их уже давно считали погибшими. Через несколько дней на пиру, куда Поло пригласил самых знатных горожан Венеции, Марко, Никколо и Маттео на глазах у присутствующих распороли свои татарские одежды, превратившиеся в рубище, и высыпали груду драгоценных камней. Ничего другого из путешествия Поло не вывезли.

В Трапезунде дорогие шелка, запасенные в Китае, конфисковали. Да и история с драгоценностями, может быть, является легендой. По крайней мере, в золоте они не купались. Прозвище «Миллионщик», которым окрестили Марко сограждане, скорей всего связано с тем, что во время рассказов о своих приключениях он часто повторял это слово применительно к богатствам восточных правителей.

1296 год — между Венецианской республикой и Генуей началась война. В морском бою командовавшего одним из судов Марко тяжело ранили, захватили в плен и заключили в тюрьму. Там он повстречал такого же пленного, пизанца Рустичиано, которому продиктовал свои воспоминания, принесшие ему бессмертие.

Личная жизнь

После освобождения из плена в 1299 году Поло спокойно прожил до 1324 года в Венеции и скончался 8 января в возрасте 69 лет. В конце жизни он вел торговые дела в городе. Вернувшись путешественник женился на Донате Бадоэр из богатой и знатной семьи. У них родились три дочери – Фантина, Беллела и Моретта. По завещанию и супруге, и дочерям были отказаны более чем скромные суммы.

Карта маршрута путешествия Марко Поло

Книга. Значение путешествия Марко Поло

Воспоминаниям Марко Поло, записанным Рустичиано на французском языке и названным им «Книга сира Марко Поло относительно царств и чудес Востока», суждено было пережить столетия. В них странник предстает не столько купцом или ханским чиновником, сколько человеком, страстно увлеченным романтикой путешествий, многоцветием мира, разнообразием впечатлений. Может быть, такой она стала благодаря Рустичиано, который стремился создать сказку о чудесах Востока. Но скорей всего за этим стоит все-же Марко. Иначе у рассказчика попросту не было бы материала. Да и судьба самого путешественника, за морем не обретшего богатства, делает его похожим не на торговца, жаждущего наживы, а на – тоже купца, ушедшего в путешествие «за три моря» и привезшего оттуда только книгу.

Рукопись читали с интересом. Очень скоро ее перевели на латинский и другие европейские языки и после распространения книгопечатания переиздавали множество раз (первое печатное издание вышло в свет в 1477 году). Вплоть до второй половины XVII века книгу использовали как пособие для установления торговых путей в Индию, Китай и Центральную Азию. В особенности большую роль она приобрела в эпоху Великих географических открытий, став настольной книгой Генриха Мореплавателя, и всех, кто стремился найти морской путь в Индию и на Дальний Восток.

С большим интересом читаются воспоминания и в наше время. На русском языке они изданы в нескольких переводах. Одним из лучших считается перевод профессора И.П. Минаева, впервые изданный в 1940 году.

Сомнения. Достоверность сведений

К сожалению, при жизни Марко венецианцы подвергали его рассказы сомнению, считая их вымыслом. В этом смысле он разделил судьбу других известных путешественников, у примеру Пифея и Ибн Баттуты. Книга, в которую Рустичиано, стремясь сделать ее занимательной, поместил не только непосредственные наблюдения рассказчика, но и легенды, а также рассказы о странах, которых Поло не видел, только усугубила ситуацию. Слухи, домыслы, недоброжелательство, несмотря на очевидные факты, благополучно дожили до наших дней и, попав на благоприятную почву стремления к сенсациям, расцвели пышным цветом.

На Западе вышла книга историка Фрэнсиса Вуда под красноречивым названием «Бывал ли Марко Поло в Китае?». В своем труде он поставил это под сомнение. 1999 год — легковерные поклонники Интернета пошли еще дальше. Они организовали дискуссию, для определения степени достоверности сведений, содержащихся в воспоминаниях Марко. Участники виртуально, на экране компьютера, повторили его маршрут протяженностью более 3,5 тысяч км. На каждом этапе они знакомились с документальными историческими и географическими данными о местности, сопоставляли их и даже проголосовали, чтобы выяснить коллегиальное мнение. Большинство сделало вывод, что Поло в Китае на самом деле не был. Если же, по их мнению, он и посетил Поднебесную империю, то на очень непродолжительное время. Без ответа, правда, остался вопрос, где же он провел эти 17 лет.

Однако не только книга воспоминаний хранит память о путешествии Марко Поло. Он был человеком до такой степени незаурядным, что в Китае был удостоен даже чего-то, похожего на религиозное почитание. В Европе это стало известно лишь в начале XX века. В Итальянском географическом обществе хранится письмо одного из его членов, датированное 12 апреля 1910 годом. Он пишет, что в 1902 году в Кантоне, в храме Пятисот Будд в длинном ряду статуй он увидел одну с энергичными чертами лица явно немонгольского типа. Ему сказали, что это статуя Марко Поло. Вряд ли случайного торговца, мимоходом посетившего страну, могли удостоить такого внимания.

Кто из нас в детстве не мечтал о далеких краях, о захватывающих приключениях? Но одни остаются просто мечтателями, а другие, повзрослев, отправляются превращать грезы в явь. Эти слова касаются тех людей, благодаря которым совершались великие открытия, покорялись континенты.

Марко Поло: путешественник, биография которого интересна и сегодня

Родился он в купеческой семье примерно в 1254 году. Его отец вел дела на востоке, поэтому Марко часто сопровождал его в далеких поездках. Сообразительный и наблюдательный юноша запоминал все, что видел по дороге. Биография Марко Поло и сегодня читается как один увлекательный роман, наполненный необычайными происшествиями. Путь их лежал по Средиземному морю, реке Тигр, С Ормуза их караван отправлялся сушей. Таким образом, это были первые европейские экспедиции в Центральную Азию.

Марко Поло - путешественник, который внес огромный вклад в развитие науки и географии в целом. Он легко учил языки тех стран, где останавливался на длительное время (Монголия, Китай). Путевые заметки его позже стали ценнейшим источником для составления карт региона. Император Поднебесной империи настолько доверял предприимчивому юноше, что поручил сопровождать принцессу в ее странствии. Именно это и стало величайшим в истории того времени. В нем принимало участие целых четырнадцать кораблей, а закончилось оно успехом.

Биография Марко Поло рассказывает не только об успехах отважного путешественника, были в его жизни и черные полосы. Выехав с Венеции в 1271 году, он возвращается на родину только в 1295 году. Но тогда воевал с Генуей, и во время одного плаванья Марко попадает в тюрьму. Чтобы скоротать время, он начинает рассказывать своим соседям по камере о своих приключениях. Эти рассказы были настолько интересными и яркими, что даже стражники прислушивались к ним. А потом многие горожане стали приходить, чтобы услышать фантастические истории из первых уст. Выходец из Пизы, сочинитель Рустичиано, решил записать на бумаге эти занимательные рассказы. Так и появилась знаменитая «Книга Марко Поло», наполненная тонкими замечаниями бывалого путешественника.

Биография Марко Поло и сегодня завораживает нас. Ведь путешествовать тогда было не только очень долго и утомительно, но еще и опасно. Однако, несмотря на трудности, отважный венецианец отмечает красоту пейзажей, описывает обычаи стран, пересказывает предания. Выйдя из заключения, Марко продолжает работу над книгой, которую многие его современники считали обыкновенной выдумкой. Однако следующие поколения мореплавателей и открывателей подтверждали слова купца. А после прочтения этого произведения пришла в голову идея о морском путешествии в Азию.

Биография Марко Поло - это фантастическая история о человеке, который стремился познать нашу планету, открыть завесу тайны над странами, сильно отдаленными от его родины. Умер он 1324 году, до последних дней занимаясь торговлей и наблюдениями. И этим трудом путешественник сумел вписать свое имя в

ХIII век, для европейской истории имел огромное значение. Завершилась эпоха Крестовых походов, а вместе с ней уходило в прошлое Средневековье, началась эпоха Возрождения. В то время возник новый государственный строй – торговая республика. Наибольшего могущества из ряда таких стран достигли Генуя и Венеция. Вторая получила свою силу после 1204 года, когда отобрала у Византии несколько богатых территорий в восточной части Средиземноморья.

Основой могущества Венеции были флот и невероятно прибыльная торговля с Востоком, которая давала прибыль в 35–40% от первоначально затраченного капитала. Республика процветала, но все это было бы невозможным без людей, которые ради прибыли не боялись рисковать и могли уехать куда угодно, чтобы вернутся домой с богатством.

Семья Поло и Восток. Путешествие в Китай

Во второй половине XIII многие венецианцы на правах заключенного договора с византийцами жили в Константинополе. Город, несмотря на катастрофу 1204, все еще был мировым торговым центром, мостом между Азией и Европой, оплотом культуры и христианской веры. Именно здесь жилы отец и дядя нашего героя.

Наверняка они контактировали с персидскими купцами, которые рассказывали о несметных богатствах Востока. Братья Поло решили попытать удачу и направились в Крым (в современный город Судак) к третьему брату Марко, который имел там свой торговый пост. Оттуда путешественники, преследуя цель пополнить состояние, переправились в Сарай, а потом в крупный торговый центр Востока Бухару. Город оказался богат, но территория Средней Азии небезопасна, особенно во время войны.

Семья Поло провела здесь целых 3 года, пока через город не прошел персидский караван, который направлялся в , к дворцу хана Хубилая. Встреча с владыкой Азии сулила огромные перспективы. Поло присоединились к каравану с целью встретиться с ханом. Прибыв в резиденцию в 1266, они смогли произвести на хана огромное впечатление.

Владыка Азии в то время покорял империю Сун. Потому хан не доверял «местным» и радостно принимал в свой дворец иностранцев, планируя использовать их в администрации. И тут кстати появились несколько венецианцев (венецианцы были искусными врунами, и кто его знает, что они наговорили хану). Братья Поло получили золотую грамоту от Хубилая, дававшую покровительство хана и свободу передвижения по всей монгольской империи. Хубилай отправил венецианцев назад в Европу, взяв обещание вернутся с учеными мужами, по версии самого Марко хан просил через них Папу прислать миссионеров в Китай.

Вернувшись в 1269 домой, Никколо встретил сына, который родился еще 1254 году. Сыну было уже 15, и отец решил взять его с собой в Китай, не имея возможности оставить его в Венеции. Семья Поло наотрез отказалась присматривать за ним, так как он был уже взрослый, но недостаточно опытный, а оставлять на торговые дела неопытного сынишку было слишком рискованно.

В 1271 Поло оправились сначала в Иерусалим, взять немного масла с Гроба Господнего для хана, и лишь к 1275 добрались к городу Дуньхуан, а потому и к летней резиденции Хубилая в Шанду. Хан был очень доволен возвращением, и по словам самого Марко, был сильно очарован им. Как молодой парень практически без образования смог очаровать хана – загадка. Более правдоподобной кажется версия, что отец Поло оставил сына хану в качестве советника, взамен на привилегии в торговле. Поло остался при дворе, где способный и любопытный юноша вполне мог завоевать авторитет.

Поло, в память о годах, проведенных при дворе, оставил нам описание дворца хана и столицы империи Юаней – города Ханбалык (будущий ). В частности, Марко описывает прямую и просторную планировку города, украшенный золотом и китайскими драконами, дворец хана. То, что он точно имел тесные контакты с монголами, указывает и описание их традиций. Притом ему не было нужды общаться с китайцами в быту, поэтому в «Книге чудес света» практически нет описания быта китайцев. Впрочем, нет и описания .

Безусловно, Марко как советник хана видел ее, когда ездил по его поручением по стране, но то, что мы называем Великой Китайской стеной сейчас, построила династия Мин, для защиты от тех же монголов значительно позднее. В XIII это были в основном земляные укрепления, лишь на нескольких участках укрепленные камнем. Для монголов не было нужды содержать ее, не против себя же ставить стены? К тому же человека, выросшего в Европе XIII века, очень сложно удивить такой фортификацией, особенно после стен Иерусалима.

Не вспоминает Марко и чай, так как в то время он был широко распространен в Персии и ничего особенного для венецианцев не представлял. К фарфору он уже давно привык. Венецианцы пробыли в Китае целых 17 лет. Лишь в 1291 они начали путь домой. На этот раз они поплыли кораблем, так как хан выдал свою дочь за персидского ильхана Аркана, и боялся отпускать ее по суше. Владыка Азии не очень хотел отпускать столь ценных людей от себя, но видимо пришлось.

Экспедиция вышла с современного Цюаньчжоу и, если верить словам Поло длилась 21 месяц. Эскадра по путы навестила Японию, Вьетнам, Шри-Ланку, Персию. Через последнюю семья добралась в Константинополь, а дальше домой в родную Венецию.

Марко Поло и его средневековый бестселлер

О приключениях Марко Поло известно современникам, лишь благодаря случаю. По одной из версий, во время войны с Генуей Марко попал в план и был заключен в Генуе. Там же находился писатель рыцарских романов - Рустикелло из Пизы, который и записал рассказ Поло. Сам Поло не имел систематического образования, и скорее всего не умел писать длинный и обширный текст.

Рустикелло записывал на франко–латинском (сам Марко диктовал на своем родном языке). Возможно, что-то было Марком упущено, что-то опустил сам Рустикелло, позднее возможно были неправильные переводы (книгу перевели на венетский, латинский, а затем обратно на французский с латинской версии). В таком виде к нам дошла «Книга чудес свет», или «Путешествии Марко Поло».

Несмотря на неточности в тексте, связанные еще и с тем, что сам Марко нередко использовал рассказы других людей о тех или иных событиях, она служит ценным источником по истории Китая XIII века, настольной книгой для географов и путешественников, даже Христофор Колумб пользовался этой книгой в своей экспедиции.

Особо ценны в книге рассказы о . Поло очень красочно описывает Ханбалык (современный Пекин), как очень богатый товарами город. Особенно шелком, до 1000 возов в день прибывало в столицу, по его словам. Внимания заслуживает и порт Синджу на реке Янцзы. История Китая стала известна в Европе благодаря Марко, европейцы узнали о процессе изготовления бумажных денег, о работе тех, что мы сегодня называем коммунальными службами, пожарных команд, монгольской администрации.

Но основной проблемой считается преувеличение роли самого Марко. Доподлинно неизвестно сам он себя приукрасил, или это инициатива переводчиков, но роль у него была как штатного советника Хубилая, не больше и не меньше. По сути, книга – это описание жизни человека, путешественника, торговца и просто увлеченного традициям, архитектурой, культурою, географией европейца.

В заключение

Путешествие Марко Поло и его дядя и отца, не было первым в истории, незадолго до них в Китай пребывали и другие европейцы. Китай в то время входил в состав огромной монгольской империи, там же находилась ее столица – Ханбалык. Потому попасть туда, еще в таком положение было великой честью для любого человека на земле, уж не говоря о престиже, опыте и богатствах, которые здесь можно получить.

Книга стала средневековым бестселлером, ведь и тогда, и сейчас люди любят экзотику и приключения. К сожалению, монгольская империя недолго была единой. В 1368 китайцы наконец-то смогли выгнать завоевателей. Ханбалык и дворцы монгольских ханов были разрушены первым императором Мин - Чжу Юаньчжанем. Город был переименован в Бейпин (буквально - умиротворенный север). При третьем императоре, город окончательно переименовали в Пекин (“Серверная столица”), а на месте бывшего монгольского дворца был построен знаменитый

Марко Поло родился около 1254 года, в Венеции или на острове Корчула (территория современной Хорватии).


Отца Марко Поло, Николо, и дядю Маффео сторонники версии о хорватском происхождении семьи считают выходцами из восточных славян. Николо и Маффео были купцами, которые много лет вели торговлю со странами Востока, бывали на Волге и в Бухаре. В 1269 году вернулись в Венецию из очередного странствия, из

владений хана Кублая (Хубилая).

1271 год – отец и дядя берут семнадцатилетнего Марко Поло в следующее путешествие. Папа Григорий X отправил Поло в Азию. Конечной целью их маршрута был Китай – город Камбала (Пекин), исходной точкой – Венеция. Описания пути разнятся. Одни исследователи утверждают,

что Поло двигались через Акку, Эрзерум, Ормуз и Памир на Кашгар и оттуда в Пекин. Другие считают, что основными точками маршрута были Акка, южное побережье Азии, Армянское нагорье, Басра, Керман, южные предгорья Гиндукуша, Памир, пустыня Такла-Макан, город Чжанье (это уже Китай, и путешественники пр

овели здесь около года), Каракорум.

1275 год – так или иначе, купцы прибыли в Пекин. Много лет они торговали в Китае, а Марко Поло состоял на службе у великого хана Кублая и пользовался большим расположением правителя.

Занимая свою должность, Марко Поло объездил почти весь Китай. Позже он был на

значен правителем провинции Цзяннань. В общей сложности Марко, Николо и Маффео Поло пробыли в Китае около семнадцати лет.

1292 год – Поло оставляют Китай. Теперь они направляются в Персию, так как им поручено сопровождать монгольскую царевну, выданную замуж за персидского правителя.

1294 год – в

Персии Поло получают известие о смерти великого хана Кублая, после чего отправляются на родину.

1295 год – Поло возвращаются в Венецию.

1297 год – Марко Поло участвует в морском сражении между Венецией и Генуей. Попадает в плен.

диктует другому заключенному, пизанцу Рустичану, «Книгу» - свои воспоминания о далеком странствии.

Это произведение на тот момент являлось едва ли единственным источником знаний Запада о Центральной, Южной и Восточной Азии. Марко Поло не был географом, поэтому расстояния в его описании оказались

намного завышены, вследствие чего картографы составили не совсем точные карты. Зато описания жизни восточных народов, искусно изложенные наблюдения оказались бесценны. Благодаря Поло Европа узнала не только о бумажных деньгах и городах с миллионным населением (впрочем, в это верили далеко не все), н

о и об островах Ява и Суматра, о стране Чипингу (Япония), о Цейлоне и Мадагаскаре, об Индонезии. Именно от Марко Поло Европа узнала и о пряностях, которые позже ценились так же, как золото.

О семье Марко Поло известно немногое – он был женат и у него было три дочери, а также несколько ближайших ро

дственников. В семье Поло не все было гладко, иногда доходило и до судебных разбирательств.

8 января 1324 года – Марко Поло умирает в Венеции. По мнению исследователей, последний период жизни он был очень богатым человеком. Известно также, что перед смертью Поло дал вольную одному из своих рабов и

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека