Составьте свои задания по однокоренным словам. Родственные слова (практический материал) картотека по логопедии (2 класс) на тему

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.


Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.

Огород - ...

Цветок - ...

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

  1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
  2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
    • садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
    • садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
  3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
  4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
    • водить - водитель - водительский.
    Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
  5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
    • бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
  6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом. )
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина ).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть - замирать п / пл лупить - луплю
    о / а спросить - спрашивать б / бл любить - люблю
    е / о (ё) петь - пою в / вл ловить - ловлю
    я / им снять - снимать м / мл кормить - кормлю
    а / ин сжать - пожинать з / ж узкий - уже
    ов / у ковать - кую ц / ч столица - столичный
    е / у (ю) клевать - клюю д / ст сладкий - сласти
    о / ноль звука сон - сна т / с цветы - цвести
    о / ноль звука сон - сна т / к пустить - пускать
    е / ноль день - дня ст / щ густой - гуща
    о / ы / у сохнуть - засыхать - сухой х / ш глухой - глушь
    о / ы / ноль звука посол - посылать - послать т / ч / щ светить - свеча - освещение
    и / й / ей лить - лью - лей д / ж / жд водить - вожу - вождение
    и / й / ой бить - бью - бой с / ш высокий - выше
    к / ч / ц кулак - кулачок - кулацкий
    г / ж / з друг - дружба - друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода ).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

корень -бел-

белить
белобрысый
белозубый
белок
белолицый
белолобый
белоручка
белорыбица(значение: рыба семейства сиговых)
белохвостый
белошвейка(значение: швея, шьющая бельё)
белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых)
белужий
белый
побелка

корень -берёз-

березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)
березняк (значение: берёзовый лес, роща)
берёза
берёзин
берёзка
берёзкин
берёзовый
берёзонька
берёзонькин
берёзочка
берёзушка
подберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой)

корень -бой

боевик
боевитость
боевой
боеголовка
боеприпасы
боеспособный
боец
бойница
бойня
бойцовский
бойцовый
боёк

корень -бол-

болезненный
болезнь
болельщик(значение: любитель наблюдать спортивные состязания)
болеть
болеющий
больница
больничка
больничный
больно
больной
болячка
заболевание
заболеть
переболеть

корень -брат-

братан
братание
братец
братик
братишка
братия
браток
братск
братский
братство
по-братски
собрат

корень -бук-

азбука
азбучный
буква
буквальный
букварик
букварный
букварь
буквенный
буквоед
букинист
буковка

корень -весел-

веселить
веселиться
весело
веселье
весельчак
веселящийся
веселёшенька
весёленький
весёлость
весёлый
повеселеть
повеселиться
развеселить
развесёлый

корень -весн-

весенний
весна
весной
веснушечка
веснушки
веснушчатый
веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями)
весняночка
вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды)
по-весеннему

корень -вод-

вода
водица
водичка
водный
водовоз
водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное)
водолаз
водопад
водопой
водопровод
водохлёб
водоём
водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости)
водяной
движение
наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов)
паводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега)
подводник
подводный

корень -вороб-

воробей
воробейчик
воробышек
воробьиная
воробьиха
воробьишка
воробьята
воробьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник) )
воробьёнок

корень -ворон-

ворон
ворона
вороний
воронушка
вороньё
воронята
воронёнок
воронёночек
проворонить

корень -голов-

главный
голова
головастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова)
головища
головка
головной
головоломка(значение: трудная загадка, задача)
головомойка
головонька
головорез
головотяп
головушка
головёнка
заглавие
заголовок
оглавление
поголовно
трёхголовый

корень -голод-

впроголодь
голод
голодание
голодать
голодающий
голодно
голодный
голодовка
голодуха
изголодаться

корень -голос-

гласность
гласный
голосина
голосистый
голосить
голосишко
голосище
голосование
голосовать
голосовой
голосок
огласка
подголосок
согласный

корень -гор-

горе
горевать
горемыка
горемычный
горестный
горесть
горькие (слёзы)
горюн
горюшко
пригорюниться

корень -грач-

грачата
грачик
грачиный
грачиха
грачишка
грачище
грачовник (значение: гнездовье грачей)
грачонок

корень -груз-

гружёный
груз
грузило
грузить
грузный
грузовик

отгружать
перегрузка
погрузка
разгрузить

корень -гус- (Гусь)

гусак гусиный
гусыня
гуськом
гусята
гусятница
гусёнок
гусёночек

корень -гус- (Гусли)

гусельки
гусляр
гуслярный (перезвон)
гуслярский (наряд)

корень -двор-

дворец
дворецкий(значение: в богатом доме старший слуга, заведующий хозяйством и прислугой)
дворик
дворник
дворня
дворняжка(значение: беспородная дворовая собака)
дворовый(дворовый футбол)
дворцовый(дворцовая площадь)
дворянин(значение: лицо, принадлежащее к дворянству)
надворный(надворные постройки)
подворье(церковное подворье)
придворный(придворная дама)

корень -добр-

добренький
добро
добровольно
добровольный
добродетель
добродетельный
добродушный
добросердечный
добросовестно
добросовестный
доброта
добрый
добрыня
добряк
задобрить
подобреть

корень -дом-

бездомный
домик
домина
домишко
домище
домовитый
домовладелец
домовладение
домоводство
домовой
домосед
домострой
домохозяйка
домочадец
домработница
домушник
надомник

корень -дорог- (Дорога)

бездорожье
дорогой
дорожка
по-дорожноу
подорожник
придорожный

-дорог- (Дорогой)

дорого
дороговато
дороговизна
дороже
дорожить
подорожание
подороже

корень -друж-

друг
дружеский
дружественный
дружина
дружинник
дружить
дружище
дружно
дружный
друзья
подруга
содружество

корень -дуб-

дуб
дубина
дубинка
дубинушка
дубняк
дубовик
дубовый
дубок
дубочек
дубрава
дубравушка
дубьё

корень -жар-

жар-птица
жара
жареный
жарить
жарища
жарко
жаркое
жаровня Посуда для жарки
жаропрочный
зажарить
поджарить
поджарка
пожар
пожарник
пожарный
прожарить

корень -звезд-

вызвездить
звезда
звездолёт
звездообразный
звездопад
звездоплавание
звездочёт
звёздный
звёздочка
звёздчатый
созвездие

корень -звер-

звереть
зверинец
звериный
зверовод
зверолов
звероферма
зверски
зверский
зверство
зверствовать
зверьё
зверюга
зверюшка
зверёк
зверёныш
озвереть

корень -звон-

дозвониться
зазвонить
звонарь (значение: Церковный служитель, который звонит в колокола)
звонит
звонкий
звонко
звонкоголосый
звонница (значение: сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня)
звонок
звоночек
звонче
озвончение
перезвон
перезвонить
трезвон
трезвонить

корень -земл-

заземление
земелька
земельный
землевладелец
земледелец
земледелие
землекоп
землемер
землепашец
землетрясение
землица
земля
земляк
земляника
землянин
землянка
земляной
землячка
земной
наземный
подземелье
подземный

корень -зерн-

зернистый(зернистый материал - мелкодробленный)
зерно
зерновой
зернодробилка
зерноочистка
зерноуборочный(зерноуборочный комбайн)
зернохранилище
зёрнышко

корень -зим-

зима
зимний
зимник (значение: дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой)
зимовать
зимовка
зимовщик
зимовье (значение: место, где зимуют)
зимородок(значение: небольшая птица, родственная удоду (зимой купающаяся в снегу)
зимостойкий
зимушка
зимующий
озимый (озимый чеснок)
озимь (озимый посев, его всходы)
перезимовать
по-зимнему
предзимний
предзимье(значение: время поздней осени)

корень -зубр- (Зубр)

зубрище
зубробизон
зубрёнок
зубрёночек

-зубр- (Зубрить)

вызубрить
зазубрить
зубрилка
зубрёжка

корень -игр-

выигрывать
выигрыш
игра
играть
играющий
игривый
игрище
игровой
игрок
игротека(значение: собрание игр, специальная комната с таким собранием)
игрун
игрушечный
игрушка
наигрыш
подыграть
проигрыш
розыгрыш
сыгранность

корень -кам-

каменистый
каменка
каменный
каменотёс
каменщик
камень
камнеломка
камнеломня
камнемёт
камнеобработка
камнепад
камнерез
окаменеть

корень -карт-

карта
картина
картинка
картинный
картишки
картограф
картография
картотека
карточка

корень -кож-

кожа
кожанка
кожаный
кожевник (значение: 1.Работник кожевенного производства; 2.Жук дровосек-кожевник)
кожеед (значение: жук кожеед - ест кожу)
кожемяка
кожзаменитель
кожица
кожник
кожный
кожура
кожух(пластмассовый кожух, или корпус)
кожушок
подкожный

корень -коз-

коза
козерог
козий
козлик
козлиный
козлище
козлобородый
козлята
козлятина
козлятник
козлёнок
козочка
козёл

корень -кол-

колокол
колоколенка
колоколец
колоколище
колокольный
колокольня
колокольчик
колокольчиковый

корень -кольц-

колечко
кольцеброс(значение: оборудование для игры)
кольцевание
кольцевидный
кольцевой
кольцеобразный
кольцо
кольчуга
окольцевать
окольцованный(окольцованная птица, т.е. одето кольцо)

корень -кон-

коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)
коневодство
конезавод
конеферма
конина
конка(значение:Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)
конник
конница(значение:Конное войско)
конный
коновал
коновязь(значение:Место для привязывания лошадей)
конокрад
конский
конюх
конюшня
конёк(значение:1.Морской конёк; 2.Конёк- Горбунок)

корень -корм- (Корм)

кормилец
кормить
кормление
кормушка
кормёжка
накормить
подкормка

-корм- (Корма)

кормило
кормовой (флаг)
кормчий
кормщик

корень -крас- (Краса)

красавица
красавка
красавчик
красивенький
красивый
красоваться
красота
красотка

-крас- (Красный)

краснеть
красноватый
красногрудый
краснота
краснощёкий
краснуха

-крас- (Краска)

красильный
красильня
красильщик
краситель
красить
краска
краскопульт
крашеный
окрас
подкрасить
раскраска
раскрашивание

корень -круг(ж)- (Круг)

вокруг
круглый
кругляк
кругом
кружение
кружить
кружок
окружной
окружность

-круг(ж)- (Кружево)

кружевница
кружевной
кружевоплетение
кружевце

корень -куп- (Купать)

искупаться
купава
купальник
купальный
купание
купель

-куп- (Купить)

купец
купечество
купленный
купля
покупать
покупка

корень -кур- (Куры)

куриный
курица
курицын
курник
куровод
куроед
курочка
курятина
курятник

-кур- (Курить)

закурить
курилка
курильщик
окурок

корень -лед-

ледник
ледниковый
ледовый
ледок
ледокол
ледорез
ледоруб
ледышка
ледянка
ледяной
лёд
обледенение
подлёдный

корень -лес-

лесистый
лесник
лесничество(значение: участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком)
лесничий
лесной
лесовик (значение: 1.Гриб лесовик; 2.Лесовик-леший)
лесозаготовка
лесозащитный
лесок
лесопарк
лесопилка
лесоповал
лесоруб
лесосека участок леса, предназначенный для вырубки)
лесосплав
лесостепь(значение: зона, в которой чередуются степь и лес)
подлесоккустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива)
полесье (значение: низменная лесистая местность)

корень -лёт-

вертолёт
взлёт
звездолёт
летать
летающий
леток
летучий
лёт
лётный
лётчик
перелёт
полёт
самолёт

корень -лист-

лиственница(значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)
лиственный
листик
листовидный
листовёртка(бабочка листовёртки)
листоед (жук листоед)
листок
листообразный
листопад
листочек

корень -лос-

лосепитомник
лосеферма
лосий
лосиный
лосиха
лось
лосята
лосятина
лосёвый
лосёнок
лосёночек

корень -мед-

медведица
медведка
медведь
медвежата
медвежатник
медвежий
медвежонок
медовый
медок
медонос
медосбор
медуница
мёд

корень -молод- (Молодой)

молоденький
молодка
молодняк
молодость
молодушка
молодёжь
моложавый
моложе

-молод- (Молодец)

молодецкий
молодчага
молодчик
молодчина

корень -мороз-

замораживать
заморозка
заморозок
мороженое
мороженщик
мороженщица(значение: продавщица мороженого)
морозец
морозилка
морозильник
морозить
морозище
морозный
морозостойкий
обморожение
подмораживать

корень -нос- (Нос)

длинноносый
носатый
носик
носовой
носорог
утконос

-нос- (Носить)

носилки
носильщик
носитель
переноска
поднос
снос

корень -ног(ж)- (Нога)

босоножки
ножищи
ножка
ножной
ножонка
подножный

-ног(ж)- (Нож)

ножевой
ножик
ножницы
ножны
ножовка
ножовочный

корень -овощ-

овощевод
овощеводство
овощеводческий
овощемоечный
овощерезка
овощесушилка
овощехранилище
овощной

корень -отец-

отечественный
отечество
отче (т.е. отец)
отчество
отчий (отцовский)
отчим
по-отечески

корень -побед-

непобедимый
непобеждённый
победа
победивший
победитель
победительница
победить
победный
победоносный
побеждать
побеждающий
побеждённый

корень -раб- (Работа)

заработок
подработка
работать
работник
работница
работящий
рабочий

-раб- (Раб)

рабовладение
раболепие
рабский
рабство
рабыня

корень -рад-

обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек

корень -рак-

ракета
ракета-носитель
ракетница
ракетный
ракетодром
ракетоносец
ракетостроение
ракетчик

корень -ран- (Рана)

израненный
поранить
ранение
раненый
ранить
ранка

-ран- (Рано)

пораньше
раненько
ранний
рановато
рань
раньше

корень -реч(к)- (Речь)

изречение
оречевление
речевой
речетатив
речистый

-реч(к)- (Река)

междуречье
поречье
реченька
речка
речник
речной
речонка

корень -род-

породниться
родина
родители
родительский
родиться
родной
родственник
родственный

корень -руч-

нарукавник
наручники
подручный
рука
рукав
рукавица
рукоделие
рукопашный
рукопись
рукопожатие
рукоятка
ручка
ручной

корень -сад-

зоосад
палисадник(значение: небольшой огороженный садик, цветник перед домом)
пересадка
посадка
посадочный
рассада (значение: молодые растения, выращенные в защищённом грунте и предназначенные для пересадки на гряды, в открытый грунт)
рассадить
садик
садовник
садовничий
садовод
садоводство
садовый
садочек
сажать
саженец

корень -слов-

злословие
послесловие
предисловие
словарик
словарный
словарь
словесникпреподаватель русского языка и литературы)
словесность(значение: художественное литературное творчество и словесный фольклор)
словесный
словечко
слово
словоизменение
словообразование
словоохотливый
словосочетание
словотворчество
словоупотребление
словцо

корень -снег-

белоснежный
заснеженный
подснежник
снегирь
снеговик
снегозадержание
снегокат (значение: приспособление для катания по снегу)
снегоочиститель
снегопад
снеготаяние
снегоуборка
снегоход (значение: автомобиль для передвижения по глубокому снегу)
снегурочка
снежинка
снежный
снежок

корень -солнц-

подсолнечник
подсолнечный
подсолнух
солнечный
солнце
солнцеворот
солнцезащитный
солнцелюбивый
солнцеобразный
солнцепёк
солнцестояние
солнцестояние(значение: период времени с наибольшей или наименьшей полуденной высотой солнца)
солнышко

корень -сол-

недосол
пересол
солеварня
солевой
соление
солить
солонец
солонец (значение: 1.Кормушка для соли; 2.Почва с содержанием легкорастворимых солей натрия)
солонина (значение: засоленное мясо)
солонка
солоноватый
солончак (значение: почва, содержащая природные соли)
солянка
солёный

корень -спорт-

спортзал
спортивный
спортинвентарь
спортклуб
спорткомплекс
спортлото
спортобщество
спортплощадка
спортсмен
спортсменка
спорттовары

корень -стол-

застолье
застольный
престол (значение: 1.Трон; 2.Высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря)
престолонаследник
столешница(значение: верхняя плоская часть стола, его крышка)
столик
столица
столичный
столище
столоваться
столовая
стольничий
стольный (значение: стольный город (столица)
столяр (значение: рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него)
столярничать
столярный

корень -строй-

встроенный(встроенный шкаф)
домостроение
застройка
застройщик
надстройка(надстройка старого дома)
перестройка
построен
постройка
пристройка
строитель
строительный
строить
строиться
стройбат(строительный батальон солдат)
стройка
стройплощадка

корень -суд- (Суд)

неподсудный
подсудимый
судейство
судимость
судить
судопроизводство
судья

-суд- (Судно)

судовладелец
судовой
судостроение
судоходный
судёнышко

корень -трав-

разнотравье (много разных трав)
трава
травинка
травинушка
травка
травник
травница(значение: человек, занимающийся сбором лечебных и знающий способы их применения)
травонька
травополье(значение: система земледелия с периодическим травосеянием на полях для повышения плодородия почвы)
травосеяние(значение: посев кормовых трав)
травостой(травостой у протоки)
травочка
травоядный
травушка
травянистый
травяной

корень -трен-

натренированный
перетренироваться
тренаж (значение: 1.Тренировка; 2.Сон-тренаж)
тренажёр
тренер
тренерский
тренинг (тренировка)
тренированный
тренировать
тренироваться
тренировка
тренировочный

корень -уш-

безухий
вислоухий
наушники
подушка
уховёртка
ушанка
ушастый
уши
ушко
ушник
ушной

корень -хлеб-

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

корень -холод-

охладить
охлаждённый
похолодание
прохлада
прохладный
холодец
холодильник
холодильный
холодина
холодить
холодище
холодно
холодновато
холоднокровный
холодок
холодостойкий

корень -ход-

вездеход
восход
вход
выходить
луноход
переход
поход
походка
теплоход
ходики
ходить
ходули
ходунки

корень -цвет-

первоцвет
пустоцвет
расцветать
соцветие
цвести
цветение
цветник
цветовод
цветочек
цветочный
цветущий
цветы
&nbs /tdp;

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов) .

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» . Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс» , 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз» , 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.
Сборник упражнений по теме «Однокоренные слова»

    (На) снежных п…лях рыж…е пятна- проталины. Это …прел…ские в…снушки. (Не) успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие в…снушки сольются в одну б…льшую в…сну.

Задание: спиши, первое предложение разбери по членам предложения, надпиши части речи. Выдели корни в словах.

2.Подбери к данным словам однокоренные, обозначающие предмет:

Л…тать, зап…вать, ст…рать, св….тить, ч…стить.

3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках припиши проверочные слова.

За г…рами, за л…сами,

За ш…рокими м…рями,

Не на небе- на з…мле

Жил ст…рик в одном с…ле.

4. Спиши, исправляя ошибки, рядом припиши проверочное слово.

Ласточька свела гниздо под крышей. Мама отвила дочьку к врочу. Не спишите, рибята. Спешите упражнение чисто и кросиво.

5. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

К…рова, с…бака, …сина, м…дведь, за…ц, с…л…вей, жав…ронок, в…р…бей, в…рона, с…рока, м…чта.

6. Выписать группами однокоренные слова. Выдели корень, надпиши часть речи.

Мир, ночной, беда, мириться, делец, ночевать, мирный, обеднеть, дела, делить, ночёвка, бедный, дельный.

"Правописание безударных гласных в корне слова".

.

Карточка № 1

1 . Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав -

раскаты грома -

опушка леса -

лес из сосен -

варенье из вишни -

2 . Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

3 . Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова .

С...сна - (сосновый, сосенка, сосны)

ш...рокий - (шире, широко, ширь)

зв...зда - (звездочет, звёздочка, звёздный)

з...лёные - (зеленеть, зелень, зелёнка)

х...лода - (холодный, холод, )

г...лова - (головушка, головы, головка)

л...нейка - линейный, линия, разлинованный

Карточка № 3

1 . К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ст...рожка-

в...здушный - в...сёлый -

д...лёкий - ч...совщик -

ш...стёрка - кр...кливый -

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) -

т...пло - (е,и) - ж...мчужина - (и,е) -

Карточка № 4

1 . Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул;

2. Найди, спешите и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка.

3. Спешите и подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, , полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.

Карточка № 5

1 . Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь пропущенную букву.

К...за - (козы, козлиная, козочка)

Х...лмы - (холм, холмик, холмистая)

С...сна - (сосны, сосенки, сосновая)

Гр...бы - (гриб, грибная, грибок)

Тр...ва - (травы, травушка, травинка)

2. Напиши проверочные слова:

село - .................................. дрова - ...................................

стена - .................................. страна - ...................................

волчонок - ........................... морской - ..................................

ленивый - ............................ весёлый - .................................

скрипучий - ......................... мастерить - ...............................

удивительный - ................... менять - ..................................

лепить - ........................... подчищать - ...............................

Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы .

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

2. Распредели слова по столбикам : 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.

Карточка № 8

1 . Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно .

Х...рошо у нас в...сной! (......). Зацв...тут (....) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (....). Утонут д...ма (.....) в белых с...дах (.....), будто и нет их.

Одни ласточки над с...дами (......) шныряют. Песни щ...бучут. (........).

Карточка № 9

1 . Вставь пропущенные буквы в стихотворение .

B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!

Kaк ясeн нeбoсклoн!

Свoeй лaзуpию ж...вoй

Сл...пит мнe oчи oн!

2 . 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму .

В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.

1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.

з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe

4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.

5" тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.

Карточка № 10

1 . Спиши пoслoвицы и пoгoвopки .

Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить .

К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.

Карточка № 12

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп...шите (..) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (.... .) во время еды! Дети пол...скали (.....) пушистого котёнка. Мама пол....скала (.....) бельё. Саша громче всех зап....вал (.....) песню. Больной зап....вал (....) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (.......). Дедушка пос....дел (..) на скамейке и ушёл. Закр....пи (....) полозья саней, чтобы они не скр...пели (....).

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы .

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

Карточка № 13

1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

Скв....рцы (....) прил....тают (.....) ранней в....сной (......) в к....нце (......) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (....), осматривая знакомые м...ста (....). Потом ут....хают (....) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (.....).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай, ....зык, ч...тверг, т...пор, с....лют, п....мидор, ...гурец, б....рёза, д....вочка, б....гатство, комн....та, в....рона.

Карточка № 14

1. Потренируйся правильно писать слова с орфограммой.

Б...да, б....льшой, в...здушный, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.

2. Подбери проверочные слова к данным .

Бережок, берега, борозда, борода, вечереет, волосёнки, говорили, голодание, голова, голоса, гребешок, дорогой, древесина, зеленел, золотой, колосок. корешок, лепетать, молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли, сторожа, сторона, трепаться, трепетать, , холода, хохотать.

Карточка № 15

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

в.да вр.чи м.ря

тр.ва в.лна ст.лбы

тр.па стр.на гр.чи

гр.за д.жди гл.за

дв.ры з.нты сл.ны

4. А – О 5. А – О 6. А – О

ств.лы к.ты р.га

п.ля н.сы сн.пы

с.ды хв.сты х.лмы

ч.сы ск.ла зн.чок

п.стух с.довник тр.винка

7. А – О 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

в.ренье д.ньки л.док

к.тёнок м.чи р.ды

с.довник гр.бы стр.жи

к.рмушка л.щи цв.ты

тр.винка сл.ды б.да

ч.жи гн.здо зм.я

хл.ба з.рно зв.зда

бр.вно л.са (животное) пл.та

з.ма л.са (множество деревьев) стр.ла

л.цо р.ка сп.на

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

пл.чо б.гун

п.ла л.сток

ст.на л.сник

п.так пт.нец

цв.ток сн.жинка

Карточка № 16

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

ст.рожка в.здушный д.ждливый

н.чуем д.лёкий р.гатый

м.кушка к.лючий ст.льной

б.льшой м.рской х.лодный

гл.зной ст.ловая бр.сает

4. А – О 5. А – О 6. А - О

б.леть в.рил в.зить

вст.ёт г.стил д.рить

к.тают м.лчит к.рмил

з.вёт н.сил хв.лить

п.сёт сп.сает см.треть

7. Е – И – Я 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

с.дят кр.вой л.сточки

сб.гают л.нейка зв.риный

тр.щат пл.сал ц.почка

р.бит гр.бной м.сной

см.ётся з.лёный л.сной

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

н.бесный п.рнатые т.нистый

пр.мой тр.скучий цв.тной

скр.пучий т.жёлый ч.рвивый

бл.стит б.жит в.зать

в.днеется в.сел взл.тел

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

вр.дить гл.дел

взгл.нуть л.тел

кр.чат л.жал

л.пил м.гают

н.сут цв.тёт

Карточка № 17

1. Вставь пропущенные буквы:

1. пов.р 2. зап.х 3. полн.чь

б.р.жок б.р.зда б.р.да

м.л.дняк м.л.тилка п.л.са

заб.леть б.дняжка поб.лить

под.рок изд.лека пож.лели

4. выпр.мил 5. выб.жал 6. вых.д

в.ч.реет в.л.сёнки г.в.рили

ст.б.лёк ст.р.жа ст.р.на

б.гун в.доём вр.дить

зн.чок зв.нок к.лосья

7. выв.ла 8. вып.чка 9. выгл.нет

г.л.дание г.л.ва г.л..са

х.л.да х..х..тать выг.няют

гл.деть в.зать вал.жник

пок.тить ук.лоть м.л.дняк

10.вып.рил 11. выр.зать 12 вын.сти

гр.б.шок д.р.гой з.л.неет

зас.дить ул.тят уб.жал

в.дитель веч.ром в.лнение

н.чевать нап.дение упр.сить

13.ц.почка 14.дер.вце 15. ж.леть

з.л.той к.л.сок зап.сает

ув.зить б.льница уг.щает

зад.вать д.бро попр.сила

осв.щение ум.лкать разд.вала

16. уд.вительный

вд.ли

прот.кала

Ст.новка

д.лина

Карточка № 18

1. Вставь пропущенные буквы:

1. О – А 2. А – О 3. А – О

прош.гать х.ровой попр.вляют

спр.сил хр.брец нак.лол

в.лить оч.рование зат.ился

ск.листый ч.стокол хл.п.тливые

похв.ла охр.няют к.тать

4. О – А 5. О – А 6. О – А

нап.лняет к.лючие жур.влиный

п.хучие пок.зался зав.рил

пл.щадка к.мочки зам.лчала

зн.чок под.рить г.лодный

ухв.тились ск.льзить разн.сить

7. О – А 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

др.чливый ч.нить п.так

сч.стливый л.жачий обл.тела

уст.реть св.тлеть р.звиться

покр.шить осв.щали п.тнистый

тр.вяной р.чистый зв.ринец

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

пл.сать взгл.нуть ч.татель

осв.тил зацв.тает тр.щание

ож.вают сб.гают сл.допыт

закр.пили с.неет ст.кольщик

по.вилась прибл.жаться п.сатель

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

нар.дились разд.валка

созр.вает п.щат

н.зина выд.ржка

од.ночество повстр.чали

оп.риться тр.скучий

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека