Сложноподчинённые предложения (спп). Сложноподчиненное предложение

краткое содержание других презентаций

«Безличное предложение в составе сложного» - Предупреждение пунктуационных ошибок. Подчеркните грамматические основы. Сложные предложения, имеющие в своем составе безличные. Способы выражения сказуемого. Земля. Кукушка за рекою кукует. В чём причина возможных ошибок. Чертим схему предложения. Грибами пахнет. Запишите предложения. Графическое оформление. Основные морфологические приметы. Особенность безличных предложений.

«Правила правописания» - Люди забыли эту истину. Приставки. Основные виды сложных предложений. Колыбель и обитель. Сложноподчинённые предложения. Найдите слово. Свободный диктант. Ответьте на вопросы. Проверьте себя. Запятые. Вопросы домашнего задания. Книжное слово. Правописание. Люди любят природу. Определите тип предложений. Приемы сжатия текста. Правописание приставки. Тема текста. Синтаксическая пятиминутка. Роль сложных предложений в тексте.

«Обучение сжатому изложению» - Приемы сжатия. Содержание текста. Обучение сжатому изложению. Ребята на школьных переменах. Ребята. Способы и приемы сжатия текста. Воспитание. Некрасов. Алгоритм написания сжатого изложения. Теплые чувства. Никто не мешает. Слушать музыку дома. Воспитание имеет много аспектов.

«Придаточное определительное и изъяснительное» - Прямая речь. Конкурс на самого внимательного. Поисковый диктант. Подготовка к сдаче экзамена. Устный рассказ на лингвистическую тему. Найти «лишнее». Открытый урок по русскому языку. Литературный диктант. Сложноподчинённые предложения. Александр Сергеевич Грибоедов. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Омофоны. Творческая работа.

«ССП» - Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. Тест. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. 1. Найдите сложное предложение. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. 3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая. А но да (=но) однако зато же только (= но). Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

«Придаточные обстоятельственные предложения» - Придаточное причины. Работа по группам. Придаточное цели. Придаточное следствия. Придаточное сравнительные. Придаточное условия. Придаточное присоединительные. Придаточное образа действия. Степени. Придаточное времени. Придаточное уступительные. Придаточное степени. Придаточное места. Основные группы придаточных обстоятельственных. План разбора сложноподчинённого предложения.

Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I Общая характеристика. Средства связи в СПП

II Классификация СПП

1. Типы классификаций

2. Структурно-семантическая классификация СПП

а) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры

1) с собственно присловной связью;

2) с коррелятивной связью.

б) Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

I Общая характеристика СПП. Средства связи в СПП

Сложноподчиненное предложение - это сложное предложение, предикативные части которого свя­заны подчинительной связью: Я рад, что ты снова здесь.

Дифференциальными признаками сложноподчиненного предложения являются:

1) зависимость одной предикативной части (придаточного) от другой (главного предложения);

2) наличие вво­дящего придаточную часть подчинительного со­юза или союзного слова (относительного местоиме­ния или местоименного наречия): Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет (М. Лермонтов); Умирает эпоха, в которой родились мы (Ю. Нейман). Под­чинительный союз или союзное слово располагается в со­ставе придаточной части и сигнализирует о ее зависимости от главного предложения и способе оформления подчини­тельной связи.

Средства связи главного предложения и придаточной части в сложноподчиненном предложении существенно от­личаются от средств связи в сложносочиненном предложе­нии: они образуют структурный механизм, определяющий именно зависимость придаточной части от главно­го предложения.

Средствами связи главного и придаточного предложений в сложноподчиненных конструкциях служат: 1) подчини­тельные союзы; 2) союзные слова; 3) корре­ляты; 4) опорные слова; 5) интонация; 6) порядок предикативных частей; 7) соотношение видо-временных форм и модальных планов сказуемых; 8) типизированные лексические элементы; 9) параллелизм строения и неполнота одной из частей.

1. Подчинительные союзы дифференцируются: а) по струк­туре: на простые (что, если, когда и др.) и сложные, или составные (так как, так что, потому что и др.); б) по числу занимаемых ими позиций: на одноместные (хотя, будто, словно, если, ибо и др.) и двухместные, или двойные (чем... тем ); в) по связи с определенными син­таксическими значениями: на семантические (хотя, словно, если, ибо и др.) и асемантические (что, как, чтобы, будто ).



Семантические союзы связаны с одним синтаксическим значением и употребляются в определенных типах предло­жений: хотя – в сложноподчиненном предложении с при­даточным уступительным, ибо – причины, если – условия и т.п. По участию в дифференциации синтаксического зна­чения они подразделяются на союзы дифференци­рующего / недифференцирующего типа. Так, союз когда указывает на значение времени в самом общем виде, союзы же до того как , в то время как , после того как фиксируют разные временные фазы, дифференцируя общее темпоральное (временное) значение.

Асемантические (синтаксические) союзы не связаны с выражением определенного значения и могут употребляться в разных типах конструкций. Например, союз что возмо­жен в изъяснительно-объектных предложениях (Понятно было, что наступление начнётся завтра ), в местоименно-союзных предложениях (Так грустно, что плакать хочется ), в сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнительными (Девица плачет, что роса падает (А. Пушкин)).

2. Союзные слова, или реляты, (находятся в придаточной части) представляют собой относи­тельные местоимения или местоименные наречия и могут коррелировать с определенными опорными словами в главной части: Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым (В. Ключевский); Счаст­лив дом, где голос скрипки наставляет нас на путь (Б. Окуджава);

3. Корреляты - указательные местоимения или местоименные наречия, употребля­ющиеся в главной части и свидетельствующие о ее незавершенности: А я опять задумчиво бреду... в ту дальнюю стра­ну, где больше нет ни февраля, ни марта (И.Бродский); Куда иголка, туда и нитка ;

4. Опорные слова - слова в главном предложении, ко­торые распространяются придаточной частью: Не­хлюдов составлял себе правила , которым намеревался следовать (Л. Толстой).

Классификация сложноподчиненных предложений.

1. Разнообразие средств связи в сложноподчиненном пред­ложении и сложность его строения определили разные подходы к его классификации. Существуют различные системы классификации сложноподчиненных предложений (функциональная, морфологическая, формальная, структур­но-семантическая).

1. Функциональная, или логико-семантическая, классификация исходит из синтаксической функции при­даточного по отношению к главному, при этом придаточное рассматривается как аналог члена предложения. Типы пред­ложений выделяются на основе соответствия придаточных членам простого предложения (сложноподчиненные пред­ложения с придаточными подлежащными, сказуемными, дополнительными, определительными и др.). Истоки дан­ной классификации - логическое направление в русской грамматике (Ф.И.Буслаев и др.).

2. Морфологическая классификация исходит из того, какой частью речи является слово, к которому присо­единяется придаточное, или из аналогии придаточного с оп­ределенной частью речи. Эта классификация распростра­нена преимущественно в зарубежной лингвистике. Так, в работах Л. Теньера различаются сложноподчиненные пред­ложения с субстантивными, адвербиальными, адъективны­ми придаточными.

3. Формальная классификация исходит из харак­тера основных средств связи предикативных частей - союзов и союзных слов. В рамках этой клас­сификации различаются: а) сложноподчиненные предло­жения с придаточными, присоединяемыми союзами, и б) сложноподчиненные предложения с придаточными, при­соединяемыми союзными словами. Дальнейшее их деление определяется характером союза или союзного слова. Исто­ки этой классификации (A.M. Пешковский, А.Б. Шапиро) - формальное направление в русской грамматике.

4. Структурно-семантическая классифи­кация исходит из всего комплекса структурных признаков, характерных для сложноподчиненного предложения как особой синтаксической единицы, при этом одновременно учитываются синтаксические значения, связанные с этими признаками. Структурно-семантическая классификация как особый подход к изучению сложного предложения оформи­лась в 50-70-е годы XX в. в работах Н.С. Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю. Максимова, С.Г.Ильенко и других.

При диффе­ренциации сложноподчиненных предложений, согласно это­му подходу, учитывается набор следующих структурных признаков: 1) соотнесенность придаточной части или с одним словом в главном предложении, или со всей главной частью (нерасчлененность / расчлененность); 2) характер союзных средств связи; 3) характер и функции коррелятов; 4) позиция придаточной части; 5) парадигма сложноподчиненного предложения. Ведущим в ряду этих структурных признаков, мотивирующим все остальные и определяющим существенные особенности стро­ения и семантики сложноподчиненного предложения, яв­ляется признак расчлененности / нерасчлененности.

а) Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры

В сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (присловных) придаточное отно­сится к одному опорному слову в главной части и распро­страняет его или же замещает в главном какое-либо слово или сочетание слов: Я отошел к окну с Верой , которая мне хотела сказать что-то очень важное для нас обоих (М. Лермонтов); Мы не говорили о том , что нас волновало нас обоих ; 2) придаточное присоединяется к глав­ной части посредством союзных слов или синтак­сических (асемантических) союзов, которые носят полифункциональный характер и могут оформлять различ­ные отношения (что, чтобы, как, будто).

Группа предложений нерасчлененной струк­туры (присловных) подразделяется на две подгруппы: собственно присловные и приместоименные . В собственно присловных предложениях при­даточная часть распространяет опорное слово главной ча­сти: Меня удивляло , почему на наш призыв не последовало ответа . В приместоименных предложениях придаточная часть соотносится с местоимением в главной части, она наполняет местоиме­ние своим содержанием, восполняя его семантически, и в сочетании с ним занимает одну синтаксическую позицию, замещая наименование предмета, лица, признака (местоименно-соотносительное сложноподчиненное предложе­ние): Что упало, то пропало.

1.Среди предложений с собственно присловной связью различают следующие структурно-семантические типы

1) присубстантивно-атрибутивные (определительные),

2) изъяснительно-объектные,

3) прикомпаративно (сравнительно)-объектные.

1) присубстантивно-атрибутивные (определительные): Мне удалось поговорить с челове­ком, которого я искал ; Ему вспомнился день, когда он уезжал из Петербурга. В таких предложениях придаточные распространяют существительное (с коррелятом или без него) в главной части присоединяются союзными сло­вами (который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда ) и выражают определительные отношения. Придаточное зани­мает фиксированную постпозицию по отношению к опорно­му существительному. В зависимости от особенностей строе­ния и значения эти предложения делятся на две группы: 1) с атрибутивно-выделительными придаточными и 2) с ат­рибутивно-распространительными придаточными.

В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-выделительные отношения, прида­точное служит для выделения предмета (лица), называемого распространяемым существительным, из ряда однородных. Коррелят (тот, такой ) в них или находится непосредствен­но перед существительным, или факультативен: Люди, которые легко говорят, обыкновенно трудно по­нимают (В. Ключевский). Ср.: Те люди, которые легко го­ворят, трудно понимают .

В сложноподчиненных предложениях, выражающих атрибутивно-распространительные отноше­ния, придаточное сообщает дополнительную информацию о предмете (или лице), названном в главной части, при этом опорное слово в ней всегда существительное с определенным значением, не нуждающееся в конкретизации. Коррелят в главной части соответственно невозможен: Я показал пись­мо Марье Ивановне, которая нашла его убедительным и трогательным (А. Пушкин).

2) изъяснительно-объектные: Я хочу написать, как опять совершается ве­ликое чудо творения (Ю. Левитанский). Опорные слова представлены существительными, глаго­лами, краткими прилагательными, словами категории со­стояния. Они обозначают процессы мысли, речи, чувства, вос­приятия, выражают различные типы оценок, указывают на возможность/невозможность, желательность/нежелатель­ность, необходимость или нецелесообразность действия (со­стояния), наконец, фиксируют начало или конец действия: думать, говорить, чувствовать, видеть; сообщение, рассказ, слух; доволен, рад, убежден, уверен; необходимо, нужно, хоро­шо, плохо, прекрасно и т.п.

Изъяснительно-объектные придаточные присоединяют­ся союзами или союзными словами. Соответственно выде­ляются две разновидности изъяснительно-объектных слож­ноподчиненных предложений: 1) предложения с союзным подчинением , в которых используются союзы: что, чтобы, как, как бы, будто, будто бы , ли: Я все­гда твердил, что судьба - игра (И.Бродский). Прида­точное в них выражает или сообщение, или косвенное по­буждение, или косвенный вопрос: ср.: Он сообщил, что вышла в свет новая книга об истории костюма ; Скажи, чтобы выключили свет; Мы поинтересовались, готов ли обед . В изъяснительно-объектных сложноподчиненных предложениях используются и семантические союзы когда и если . В этом случае объектное значение совмещается со значени­ем времени, условия или причины: Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день (М. Лермонтов); Грустно, если все мы будем как чужие друг с другом (М. Салтыков-Щедрин).

2) предложения с относительным подчинением , в которых средствами связи служат союзные слова - относительные местоимения или местоименные наречия. Придаточные в них или выражают только общую тему сообщения, или имеют косвенно-вопросительное или вос­клицательное значение: Он рассказал о том, что видел на выставке (тема сообщения). Он спросил, кто будет на вы­ставке (косвенный вопрос). Мы не знали, зачем нас вызывают (косвенный вопрос).

3) прикомпаративно (сравнительно)-объектные : Он поступил благороднее, чем мы думали ; это предложения, в которых придаточные распространяют в главной части фор­му сравнительной степени, реализуя ее лексико-морфологическую валентность, выражают объект сравнения и присо­единяются союзами чем, нежели . Все закон­чилось лучше, нежели они ожидали .

2. Среди предложений с приместоименной (коррелятивной ) связью различают

1) местоименно-сотносительные предложения

2) местоименно-союзные (местоименно-союзно-соотносительные) предложения

Сложноподчиненные местоименно-соотносительные предложения - сложноподчиненные предложения нерас­члененной структуры, в которых связь между предикатив­ными частями основана на соотношении двух близких по своей семантике местоимений или местоименных наречий: то – что, тот – кто, такой – какой, таков – каков; сколь­ко – столько, настолько – насколько и др. Первое местоиме­ние - коррелят - располагается в главной части, второе выступает как союзное слово. Коррелят конструктивно обя­зателен; придаточное присоединяется непосредственно к нему и «наполняет его своим содержанием»: Это был тот, кого все давно ждали ; Как аукнется, так и откликнется ; Он рабо­тал столько, сколько было нужно ; Жара такая, какой дав­но не было; Ему удалось вер­нуться оттуда, откуда никто не возвращается

Выступая в блоке с коррелятом, придаточная часть в слож­ноподчиненных предложениях местоименно-соотносительного типа служит средством описательной номинации пред­мета, лица, явления: Принеси то, о чем я тебя просил ; Тот, кто был в шинели, взял накладную (А.Н. Толстой)

Придаточная часть в предложениях местоименно-соотносительного типа в целом характеризуется нефиксирован­ной позицией. Ее расположение определяется характером актуального членения, ср.: Кто любит, тот идет до кон­ца (А. Грин); Любит тот, кто учит (A.M. Горький).

В зависимости от типа соотносительных местоимений и функций придаточной части выделяются следующие раз­новидности сложноподчиненных местоименно-соотноситель­ных предложений:

1. Предложения, в которых используются соотноситель­ные местоимения-существительные, а придаточная часть как бы субстантивируется (субстантивный подтип). Они строятся по моделям [+к тот], (с. с. кто), [+к то], (с. с. что), [+к все], (с. с. что), [+к каждый], (с. с. кто) и др. По реализуемым синтаксическим значениям придаточная часть является определительной : Все, что мерещилось, в прах сожжено (Б.Окуд­жава).

2. Предложения, в которых используются соотноситель­ные местоимения-прилагательные, а придаточная часть так­же как бы выступает в роли прилагательного (адъек­тивный подтип). Они строятся по моделям [+к такой], (с. с. какой), [+к таков], (с. с. каков) . Придаточная часть так же, как и в субстантивном подтипе является определительной : Лес такой, каким я его давно не видел .

3. Предложения, в которых используются соотноситель­ные местоимения-наречия с количественным, качествен­ным или пространственным значением, а придаточное как бы выступает в роли наречия (адвербиальный подтип):

Частное грамматическое значение предложений этой группы определяется характером коррелята и семантикой слова, с которым он сочетается.

Если это слово качествен­ной семантики, то есть предложение строится по моделям [+к столько + род. п.], (с. с. сколько); [+к на­столько + слово качественной семантики], (с. с. насколь­ко) , то выражается значение меры и степени качества : В ней было столько наивности и чистоты, сколько обычно бывает у детей. Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет (А. Куприн);

Если это глагол, то есть предложение строится по модели [+к так + глагол], (с. с. как) то выражается значение образа действия или меры : Он поступал так, как его учили . Все шло так, как было задумано.

Если в предложении используются соотноситель­ные местоименные наречия с пространственным значени­ем, то придаточное выступает как бы в роли локального на­речия (наречия места или направления), то есть по своему значению является придаточной места . Эти предложения также строятся по моделям [+к там], (с. с. где), [+к туда], (с. с. куда), [+к туда], (с. с. откуда), [+к оттуда], (с. с. откуда) и др.: Рощин вылез на берег там, где он наметил (А.Н. Толстой). Куда иголка, туда и нитка.

Вторую группу предложений с коррелятивной связью составляют предложения с местоименно-союзно-соотносительной связью .

Для связи придаточной части с главной в отличие от предложений с местоименно-соотносительной связью в придаточной части используется не союзное слово, а союз . Союзы асемантические – что, будто, как будто, чтобы.

Было так жарко , что трава в течение нескольких дней совершенно выгорела. Ср: Жара такая , какой давно не было.

В качестве связующих компонентов в главной части могут выступать как отдельные корреляты так, настолько, до того, так и сочетания коррелятов со знаменательными словами: Врач смотрит на меня так, как будто узнал про меня что-то скверное (Булгаков). В воздухе так пасмурно , что даже фонарные огни еле видны (Чехов). А дочки у меня такие красавицы , что даже князья и графы засматриваются (Чехов).

Коррелят такой нередко обнаруживают себя в составе устойчивых сочетаний, которые функционируют как цельные образования, подобные слову: до такой степени, таким образом.

Большинство лингвистов считают сложноподчинённые предложения с местоименно-союзно-соотносительной связью предложениями контаминированной структуры, переходными между предложениями расчленённой и нерасчленённой структуры.

Контаминированность структуры проявляется в том, что, с одной стороны, наблюдается отнесённость придаточного к корреляту в главной части либо сочетанию коррелята со знаменательным словом, что характерно для предложений нерасчленённой структуры:

Савинов нарочно уселся так , чтобы между ним и Ильиным находилась высокая лампа (Куприн). Сделалась такая метель , что он ничего не видел (Пушкин).

С другой стороны, используется союзное придаточное предложение, что характернодля предложений расчленённой структуры.

Контаминированность структуры обусловливает и своеобразие семантики этих конструкций.

Корреляты такой, так, до того, столько, настолько, до такой степени выражают значения степени, меры или об­раза действия. Присущие им признаковые значения они реализуют либо как указание на степень качества, либо как указание на количественные характеристики признака. Выражение того или иного типа значения обус­ловлено семантикой ведущего слова опорного словосочета­ния в главной части.

1. Если это слово представлено качественным прилага­тельным, качественным наречием или словом категории состояния с качественной семантикой, то выражаются зна­чения степени качества или степени качественного состоя­ния : В возду­хе... так пасмурно, что даже фонарные огни еле видны (А. Чехов); Так быстры эти воды, что свет в них не ка­жется светом (О. Седакова).

2. Если главным словом опорного словосочетания явля­ется глагол, то могут выражаться значения меры действия или образа действия : Он дрожал до такой степени, что он был не в состоянии говорить .

3. Если главным словом опорного словосочетания явля­ется существительное, то в зависимости от его семантики могут выражаться следующие значения: а) степени каче­ства; б) меры (в сочетании с коррелятом столько или так много); в) собственно определительное значение, ср.: а) А доч­ки у меня такие красавицы, что... даже князья и графы засматриваются (А. Чехов); б) На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтитель­ной кислоты, что тайного советника стошнило (А. Че­хов); в) Крестьянские дела - это такая политика, что Бисмарка мало (А. Чехов).

Если корреляты сочетаются с опорными словами, значе­ние которых непосредственно связано с представлением о проявлении качественного признака или об интенсивности действия, то они выражают собственно качественное значе­ние (определительое или образа действия ): Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела... на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж (М. Булгаков.

Значения степени качества, образа действия, меры и соб­ственно качественное значение в зависимости от характера союза передаются в местоименно-союзных конструкциях разными способами, что и делает данные конструкции всегда многозначными.

При употреблении союза что отмеченные значения выра­жаются путем указания на следствие (то есть совмещаются значения меры и степени и следствия): Передний фран­цуз подбежал так близко, что уже было видно выражение его лица (Л. Толстой). В предложениях со сравнительными союзами будто, как будто, точно, словно, как будто бы зна­чения степени качества, образа действия, меры передаются через сравнение: Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли (А. Чехов). Наконец, в предложениях с союзом чтобы эти значения выражаются или через указание на цель, или через указа­ние на ирреальное следствие: Староста говорил громко, так, чтоб слышали и барыня, и жнецы (Н. Гарин-Михай­ловский).

б) Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

В сложноподчиненных предложениях расчленен­ной структуры (присоставных, по другой терминологии - детерминантных): 1) придаточная часть сочетается со всей главной частью, как бы примыкая к ней (ср. с детер­минантом в простом предложении), и не имеет в ее составе опорного слова Днем теп­ло, если нет сильного ветра ; Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград ;2) союз служит для характеристики опре­деленного типа отношений: Я вернулся в родной город, так что снова смогу увидеть дорогие с детства места (след­ственные отношения); Я вернулся в родной город, пото­му что меня ждали (причинные отношения), поэтому при­даточная часть присоединяется к главной преимущественно семантическими союзами, квалифицирующими оп­ределенные синтаксические отношения (пока, хотя, пото­му что, ибо, так что и др.);

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени - сложноподчиненные предложения расчленен­ной структуры, в которых придаточная часть указывает на время действия главной части: Пока отец с матерью спорили, Васька съел два куска мяса, тарелку щей и будто бы неча­янно запихал в рот большой кусок сахару.

Действие главной части может совпадать с действием придаточной (отношения одновременности), предшествовать ему или происходить после него (отношения разновре­менности). Соответственно по значению различаются две разновидности сложноподчиненных предложений с при­даточными времени: 1) предложения со значением одно­временности или повторяемости: Когда я болел, ко мне приходили друзья ; Когда я болел, меня всегда навещали друзья ; 2) предложения со значением разновременности: Как только я заболел, ко мне пришли друзья .

Сложноподчиненные предложения с придаточными вре­мени строятся не только по свободным, но и по несвобод­ным моделям (фразеомоделям). Наиболее распространен­ными в современном русском языке являются предложения фразеологизированной структуры со значением быстрого следования, мгновенной смены ситуаций. Это:

1) сложноподчиненные предложения, которые строятся по модели, включающей в качестве обязательных компо­нентов такие дополнительные средства связи, как отрица­тельная частица не и информативно недостаточный глагол успел в сочетании с инфинитивом совершенного вида, при­даточная часть присоединяется союзом как - [не успел + инфинитив], (с. как): Не успели похоронить Наталью, как уже снова запахло ладаном и васильками в простор­ной мелеховской горнице (М. Шолохов);

2) сложноподчиненные предложения, в главной части которых употреблены слова едва, только, лишь, чуть, лишь только, соотносящиеся с союзом как в придаточной части: Только Лизавета Ивановна успела снять капот и шляпу, как уже графиня послала за ней (А. Пушкин) - [толь­ко...], (с. как); Едва выбрались мы на широкую дорогу, иду­щую горами, как вся наша конница поскакала во весь опор (А. Пушкин) - [едва...], (с. как);

3) сложноподчиненные предложения, в главной части которых в качестве дополнительных средств связи исполь­зуется глагол с отрицанием в сочетании с количественно-именным сочетанием, а также в сочетании с именем в ро­дительном падеже, называющим временной отрезок (не прошло и минуты, года, часа...) или меру длины {не про­шли километра); придаточная часть присоединяется или союзом как Ср.: Не прошел Никитин и двухсот шагов, как из друго­го дома послышались звуки рояля (А. Чехов);

На периферии сложноподчиненных предложений с при­даточным времени находятся предложения, построенные по фразеомоделям [стоит/стоило + инфинитив], (с. как), [сто­ит/стоило + инфинитив], (с. чтобы). Они совмещают зна­чение непосредственного (быстрого) следования со значе­нием обусловленности: Стоило бросить в воду горсть крупы, как поднялась кутерьма (Д. Гранин). Такие предложения обычно рассматриваются как мно­гозначные сложноподчиненные предложения фразеологизированной структуры с условно-временным придаточным.

Сложноподчиненные предложения с придаточными при­чины – предложения, в которых придаточные выражают причинное значение и присоединяются к главной части семантиче­скими каузальными (причинными) союзами так как, по­тому что, оттого что, благодаря тому что, ибо, ввиду того что, в силу того что, благо и др. Эгоисты, всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всех больше от него страдают (В. Ключевский).

Сложноподчиненные предложения с придаточным след­ствия – предложения, в которых постпозитивные придаточные выра­жают значение следствия и присоединяются к главной части семантическим подчинительным союзом так что : Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле (А. Чехов).

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели – предложения, в которых придаточные указывают на цель дей­ствия и присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (уст.) , а также функциональными аналогами целевых союзов - частицами только бы и лишь бы . Чтобы быть ясным, оратор дол­жен быть откровенным (В. Ключевский): Я на все готова, только бы мама выздоровела (К. Паустов­ский).

Особую группу в системе сложноподчиненных предложений с придаточными цели со­ставляют так называемые несобственно-целевые конструкции. Это предложения, построенные по фразеомодели, включающей такие обязательные элементы, как слова достаточно, недостаточно, слишком, необходимо, надо, нуж­но, требуется : Для того чтобы изменить эту ситуацию, недостаточно только нашего желания. . В таких сложноподчиненных пред­ложениях выражаются не собственно целевые отношения, а отношения достаточного (недостаточного) или необходимого основания для достижения той цели, о которой сообщается в придаточной части: Надо об­ладать огромной силой воли, чтобы так долго выдержи­вать это ; Достаточно нескольких дополнительных за­нятий, чтобы вы смогли успешно сдать экзамен .

Сложноподчиненные предложения с придаточными ус­ловия – предложения структуры, в которых придаточные присоединяются к глав­ной части семантическими союзами если, если бы, если – то, коли (уст.), раз, когда, когда бы и выражают условные отношения. Придаточ­ная часть может выражать как реальное, так и ирреальное условие.

В сложноподчиненных предложениях реального условия используются союзы если, коли, когда, раз , а в главной и придаточной частях преимущественно употребляются фор­мы изъявительного наклонения: Если я заболею, к врачам обращаться не стану (Я. Смел яков).

В сложноподчинен­ных предложениях ирреального условия используются союзы если бы, кабы, когда бы , а глагольные сказуемые в главной и придаточной частях употребляются в форме со­слагательного наклонения или инфинитива: Если б в серд­це тебя я не грел, не ласкал, ни за что я б тебе этих слов не сказал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными ус­тупительными – сложноподчиненные предложения рас­члененной структуры, в которых придаточные присоединя­ются к главной части семантическими союзами хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, даром что , со­юзами-частицами пусть, пускай , сочетаниями местоимен­ных слов как, сколько с частицей ни и выражают значение обратного следствия. По особенностям строения и семан­тики различаются: 1) предложения с союзным подчинени­ем: Хотя летом ему почти нечего было делать на дво­ре, он все же отправился туда (В. Белов), Пусть мы погибнем, но не сдадимся ; 2) предложения с относитель­ным подчинением специализируются на выражении обобщенно-уступительного (или усилительно-уступительного) значения: Ка­кими бы фальшивыми идеями и софизмами ни прикрыва­лись хищные эгоисты, они для меня не люди (И. Репин), Виолончель задерживает звук, как бы она ни спешила (О. Мандельштам).

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения – предложения структуры, в которой придаточные присоединяют­ся к главной части союзами как, подобно тому как, будто, словно, точно, как если бы, как будто и выражают срав­нительные отношения: Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке (Ж. Булгаков). Придаточная часть может выражать реальное или предпо­ложительное сравнение. Придаточные реаль­ного сравнения присоединяются к главной части союзом как : А время течет, как течет дождевая вода (И. Лиснянская); придаточные предположительного сравнения - союзами как будто, будто, словно, точно, как если бы, ко­торые подчеркивают ассоциативный характер сопоставле­ния, основанного не на реальной, а на воображаемой связи ситуаций: Кречмар, беззвучно двигая губами, сделал дви­жение рукой, словно что-то медленно сгребал в охапку (В. Набоков).

Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными – предложения, в которых при­даточные присоединяются ко всей главной части союзны­ми словами что, отчего, почему и др. и содержат добавочное сообщение (оценку уже сообщенного, отдельные замечания по его поводу, указания на результат и т.п.). Главная же часть характеризуется завершенностью и в формальном, и в смысловом отношении: Дико улыбаясь, я снова сел на тахту, что было уже совершенно бессмысленно (В. Ка­верин). Придаточное занимает фиксированную постпозицию по отношению к главной части. Сложноподчиненные пред­ложения с придаточными подчинительно-присоединительны­ми близки сложносочи­ненным предложениям, выражающим присоединительные отношения, ср.: Он получил хорошее образование, что по­могло ему в будущем . – Он получил хорошее образование, и это помогло ему в будущем .

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

СПП компоненты неравноправны: один – главный (главная часть ), другой – зависимый (придаточная часть ). Средствами связи частей СПП являются подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения или наречия). Помимо союзов и союзных слов в выявлении и дифференцировании смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения обычно участвуют формы глаголов-сказуемых главной и придаточной частей, а также некоторые лексические элементы, причем не только в составе главной, но и придаточной части.

Подчинение (гипотаксис, субординация ) – синтаксическая связь грамматически неравноправных единиц языка, располагающая своей системой средств выражения (подчинительными союзами и союзными словами). Термин «сложноподчиненное предложение» ввел Н.И. Греч в книге «Практическая русская грамматика» (1834).

Сложноподчиненное предложение – это предложение, граммати­чески неравноправные части которого соединяются при помощи подчинительной связи.

Связь между частями сложноподчиненного предложения двусторонняя: не только придаточная часть поясняет главную, но и главная часть не является независимой, так как почти всегда нуждается в распространении.

Вопросы классификации СПП. В зависимости от обще­теоретических установок разных лингвистических школ СПП понимались по-разному. Существовали три направления в классификации СПП:

1) логико-грамматическое;

2) формальное;

3) структурно-семантическое.

Наиболее популярным было логико-грамматическое направление , основанное на уподоблении придаточных частей членам простого предложения. Это направление было выдвинуто А.Х. Востоковым в «Русской грамматике» (1831) и Н.И. Гречем в «Практической русской грамматике» (1834). Детально это направление разработано в книге
П.Е. Басистова «Система синтаксиса» (1848). Он выделил пять видов придаточных частей в соответствии с пятью видами членов предложения: подлежащные, сказуемостные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. На таком же принципе построена классификация И.И. Давыдова, который добавил условные, уступительные и целевые придаточные части. Через десять лет вышла книга Ф.И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858), в которой была воспроизведена классификация Басистова. Буслаев лишь исключил из этой классификации сказуемостные придаточные, так как он считал сказуемое центром предложения, который не может быть заменен придаточной частью. Впоследствии Буслаев признал их наличие и добавил в классификацию придаточные меры и счета и придаточные сравнения. Данная классификация не учитывала семантического критерия. Кроме того, не было единого основания для выделения придаточных частей, так как придаточные обстоятельственные выделялись по вопросам, а все остальные – по синтаксической функции слова, к которому относились.


Критика формального направления усилилась после опубликования А.А. Потебней книги «Из записок по русской грамматике», где он указал, что предложения должны изучаться и с точки зрения их грамматической структуры. Точку зрения А.А. Потебни поддержали Д.Н Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро.
В соответствии с формальной классификацией все СПП делятся на 2 типа:

1) предложения с союзными словами (относительное подчинение);

2) предложения с союзами (союзное подчинение).

Но дальнейшее распределение СПП сводилось к распределению союзов и союзных слов. Основной недостаток этой теории –
в одностороннем подходе к описанию СПП, так как средства связи частей не всегда являются определяющим фактором при квалификации предложения.

В основе структурно-семантической классификации лежит учет структурных и семантических критериев. Начало этого направления находим в работах В.А. Богородицкого, дальнейшее развитие его взгляды получили в работах Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, В.И. Кодухова и др.

Н.С. Поспеловым был выдвинут принцип одно- и двучленности предложений, которые различаются по тому, к чему относится придаточная часть. Если придаточная часть относится к одному слову в главной части, дополняет и конкретизирует его – это одночленная структура, если придаточная относится ко всей главной части или к нескольким словам главной части – это двучленная структура. Впоследствии одночленные СПП получили название предложений нерасчлененной структуры, а двучленные – расчлененной структуры.

Расчлененные и нерасчлененные структуры различаются следующим:

1. Степенью спаянности частей: более тесная связь в нерасчлененных, менее тесная – в расчлененных предложениях.

2. Характером отношений между главной и придаточной частью: морфолого-синтаксические отношения в нерасчлененных и синтаксические отношения в расчлененных структурах.

3. В нерасчлененных предложениях – синтаксические союзы, в расчлененных – семантические союзы.

4. Роль указательного слова в нерасчлененных структурах важна, а в расчлененных оно не нужно.

Школьная классификация не использует термины «расчлененное» и «нерасчлененное», хотя указывает, что придаточная часть может относиться ко всей главной части или к одному слову в главной части.

Сложноподчиненные предложения


нерасчлененной структуры расчлененной структуры

– с изъяснительными – временными;

– с определительными – условными;

– с пространственными – целевыми;

отношениями между частями. – следственными;

– причинными;

– уступительными;

– сравнительными;

– сопоставительными

отношениями между частями.

Грамматические средства подчинения придаточной части СПП:

1. Подчинительные союзы . Характер союзов может различать расчлененные и нерасчлененные СПП. В нерасчлененных СПП общее грамматическое значение задается не столько союзом, сколько способностью прикрепляющего слова образовывать словосочетания. Союзы в нерасчлененных СПП чисто функциональные. Грамматическое значение расчлененных СПП определяется именно союзом.

2. Союзные слова . Это местоимения и местоименные наречия, которые являются членами придаточной части.

3. Соотносительные слова . Это некоторые местоимения и наречия, которые находятся в главной части СПП и прикрепляют к себе придаточную часть, конкретизирующую их значение. Обычно употребляются в сочетании с союзными словами и образуют с ними соотносительные пары.

4. Порядок следования частей . Он может быть строго закрепленным или свободным, что зависит от семантики и структуры предложения в целом.

5. Соотношение глагольных форм . Видовременные формы глаголов-сказуемых первой части (главной или придаточной) всегда обусловливают формы глаголов-сказуемых второй части.

6. Лексико-морфологический характер прикрепляющего слова . Например, существительное требует придаточной определительной, а глагол, краткое прилагательное, категория состояния – придаточной изъяснительной.

7. Особые лексические элементы . Это структурные элементы типа что касается … то, дело в том что и под. В них слова касается и дело теряют свое лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы.

8. Интонация различает части высказывания соответственно их смысловой значимости. Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими средствами формирования высказывания. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них (например, союзов).

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с изъяснительными отношениями между частями. Изъяснительная придаточная относится к главной части и распространяет ее. Главная часть не закончена и требует восполнения. Изъясняемое слово может принадлежать к различным частям речи, обладающим способностью к управлению, и имеет определенные значения (речи, мысли, эмоциональной, познавательной, волевой или оценочной деятельности): Не верю в то, что звезды угасают… (Остр.)

Изъяснительная придаточная присоединяется к главной части при помощи союзов или союзных слов.

Союзы делятся на 3 группы:

1) принадлежащие сфере повествования: союз что – наиболее распространенный; его основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого сообщающий не сомневается; союз будто используется в СПП, когда мыслится недостоверный факт; союз как встречается в СПП, где в главной части есть слово со значением восприятия, ощущения, наблюдения; в таких СПП не только сообщается о явлении, но и уточняется, как оно происходит. В предложениях с союзом как могут быть употреблены частицы будто (бы), словно, точно и др., которые указывают, что описываемая в придаточной части ситуация конструируется по сходству с чем-либо: Надобно признаться, что мне не жаль было покинуть Багрово (Акс.);

2) принадлежащие сфере волеизъявления – такие союзы встречаются в СПП, где объектные отношения осложнены значениями побуждения или желательности: союз чтобы вносит значение объективного желания или значение, свойственное императиву; чтобы не, как бы не – присоединяют придаточную к главной части, в которой есть слова типа бояться, опасаться, страх и под.: Надо, чтобы все люди были счастливы (Марш) ;

3) принадлежащие сфере вопросительной речи. Опорные слова в главной части таких СПП обозначают непонимание, размышление, познавательную деятельность, передачу знания: союз ли употребляется после первого слова придаточной части, относится к нему по смыслу и подчеркивает его; в таких предложениях выражается значение сомнения, неуверенности; при создании альтернативного вопроса может сочетаться с союзом или: Не знаю, принесет ли вам эта расшифровка практическую пользу (Усп.).

Союзные слова вследствие своего лексического значения вносят в предложение следующие добавочные оттенки: какой, который, каков – оттенок качества, признака, разновидности предметов, порядок выбора предметов; чей – оттенок принадлежности; где, куда, откуда – оттенок пространственности; когда – временной оттенок; как – оттенок характера, способа действия; сколько, насколько – указание на меру или степень; зачем – целевой оттенок; отчего, почему – оттенок причины: Никто не понимал, почему Корчагина выгнали из школы (Остр.); Я росла, не зная, как тонет в реках медленный закат (Друн.).

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с определительными отношениями между частями. Определительная придаточная часть относится к существительному или другому субстантивированному слову и определяет его со стороны меры и степени проявления чего-либо, свойства и качества, внешнего проявления или способа действия.

В связи со степенью законченности главной части различают:

1) СПП, в которых главная часть не выражает законченной мысли и должна быть распространена: Есть люди, у которых вместо души популярная библиотека (М.Г.);

2) СПП, в которых главная часть относительно закончена, а придаточная содержит дополнительные сведения: У Тани тонкое выразительное лицо, которое запоминается надолго (Сераф.).

Определительная придаточная присоединяется к главной части при помощи следующих союзных слов:

который – имеет чисто определительное значение; согласуется в роде и числе с определяемым словом, а падеж его зависит от того, каким членом предложения это слово является;

чей – вносит оттенок принадлежности; согласуется в роде, числе и падеже с сущесвительным придаточной части, которое обозначает предмет, принадлежащий лицу или предмету в главной части;

какой – вносит оттенок сравнения;

что – употребляется в СПП с определительными отношениями только в И.п. и прямом В.п.; в предложении выполняет функцию подлежащего и прямого дополнения; употребление его в других функциях противоречит литературной норме;

кой – не употребляется в И.п. и В.п. ед.ч. м.р. и ж.р. (архаичные формы); используется в современной публицистике;

где, куда, откуда – осложняют определительное значение оттенком места и характеризуют в главной части существительное с пространственным значением или местоимение;

когда – присоединяет в СПП с определительными отношениями придаточную часть к существительному с временным значением и к словам типа случай, явление, состояние и под.

Определительная придаточная не может находиться перед главной частью. Все союзные слова, кроме который , обычно находятся в начале придаточной части. Для реализации атрибутивных отношений бывает достаточно одного субстантива, к которому присоединяется придаточная часть. Поэтому определительная придаточная может быть при номинативном предложении, при обращении и при Именительном представления.

В группу СПП с определительными отношениями между частями включаются предложения со сравнительными союзами как, будто, как будто, будто бы, ровно и под., а также с союзами что и чтобы при указании на следствие. Опорные элементы в таких в СПП – существительные, прилагательные, наречия, категория состояния, количественно-именные сочетания и даже глаголы. В синтаксической литературе такие предложения обычно рассматриваются как СПП с придаточными сравнения, меры и степени, образа и способа действия.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с пространственными отношениями между частями. В таких СПП придаточная часть указывает на место, где находится или происходит то, о чем говорится в главной части.

Союзные слова где, куда, откуда часто образуют пару с соотносительными местоименными наречиями, которые обычно примыкают к сказуемому в главной части.

В таких придаточных частях может содержаться указание на направление действия главной части: прямое(с соотносительным словом туда ) и обратное(с соотносительным словом оттуда ): Небо было там пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной зелени лугов (М.Г.); Оттуда, где была река, веяло сыростью (Пауст).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с временными отношениями между частями. Придаточная часть со значением времени служит ориентиром для определения времени действия или состояния, обозначенного в главной части. События, названные в главной и придаточной частях, могут протекать как одновременно, так и в разное время.

Средствами связи частей в таких СПП являются следующие союзы: когда – выражает значение одновременности и очередности; сти­листически нейтрален; пока (покуда, покамест ) – выражает отношение ограниченной одновременности; как – может вводить в состав предложений временную конструкцию, потерявшую предикативность; с тех пор как – показывает, что на начальном этапе действия в главной и придаточной частях совпадают; после того как – вносит оттенок следования; как только, только что, лишь только, едва, лишь, чуть – выражают отношение близкого следования; прежде чем, перед тем как, до того как – показывают, что действие главной части предшествует действию придаточной части: Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М.Г.). В СПП с временными отношениями между частями придаточная часть может занимать любое место, но чаще находится в препозиции.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с условными отношениями между частями. В СПП с условными отношениями между частями, как правило, в придаточной части содержится условие, а в главной части – следствие, предопределенное этим условием. Выделяют две разновидности таких предложений:

1) с реальным (возможным) условием;

2) с нереальным условием.

При указании на реальные условия используются союзы если (может осложняться словами в случае, в том случае ) – выражает условие в наибольшей степени; ежели – просторечный, вносит дополнительный оттенок причины; буде – устаревший, вносит оттенок иронии; когда – совмещает условное и временное значение; раз – вносит дополнительный оттенок причины; коли – устаревший, просторечный; как – вносит дополнительный оттенок времени: Спела бы и рыбка песенку, когда бы голос был (Посл.).

Союзы если бы, ежели бы, коль бы, как бы, кабы указывают на нереальные условия : Вот бы хорошо было, кабы кто из господ сжалился и взял сироту в обучение (Григ.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с целевыми (финальными) отношениями между частями. В СПП с целевыми отношениями между частями придаточная указывает на цель того, о чем говорится в главной части. Целевые отношения выражается при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, да. С оюз чтобы употребляется как в разговорной, так и в книжной речи; для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы характерны преимущественно книжной речи; дабы и да имеют архаический оттенок: Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы (Пауст.).

Составные целевые союзы могут расчленяться на союз чтобы и указательные слова для того , тем и затем, за которыми следует придаточная часть. Такое расчленение обязательно, если перед союзом стоит вводное слово или частица: Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки (Фад.).

Особенностью СПП с целевыми отношениями между частями является следующий факт: если субъекты действия главной и придаточной части совпадают, то придаточная часть является односоставной инфинитивной, если же не совпадают, то придаточная часть будет двусоставной со сказуемым с формой сослагательного наклонения.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со следственными отношениями между частями. В СПП со следственными отношениями между частями придаточная указывает на результат или итог того, о чем сообщается в главной части.

Придаточная часть присоединяется к главной посредством нерасчленяемого союза так что : Солдаты считали это совершенно разумным, так что я ничего не потерял в их глазах, а только выиграл (Кат.).

Главная и придаточная части могут соединяться предложными сочетаниями вследствие чего, в силу чего, виду чего, в связи с чем , и тогда предложение приобретает дополнительное значение присоединения: Ряды стульев были расставлены и на арене, вследствие чего зрители могли смотреть и на экраны (Олеша).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с причинными отношениями между частями. В СПП с причинными отношениями между частями придаточная указывает причину или обоснование того, о чем говорится в главной части. В таких предложениях используются следующие союзы: потому что присоединяет постпозитивную придаточную часть, в случае расчленения союза возможна интерпозиция придаточной части; так как и поскольку присоединяют пре-, интер- или постпозитивную придаточную часть; ибо присоединяет только постпозитивную придаточную часть, стилистически окрашен; вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, в связи с тем что, из-за того что, благодаря тому что присоединяют преимущественно постпозитивную придаточную; их значение определяется значением входящих в них предлогов; тем более что присоединят постпозитивную придаточную часть и имеет оттенок присоединительности; затем что и как архаичны; благо используется в разговорной речи; раз присоединят пре- и постпозитивную придаточную часть: Варвара знала всех очень хорошо, так как постоянно стирала у них белье (Григ.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с уступительными отношениями между частями. В СПП с уступительными отношениями между частями придаточная часть указывает на то, что действие главной части совершается вопреки условиям придаточной. Уступительные отношения близки к сопоставительным, которые есть в ССП, поэтому некоторые из этих предложений могут представлять собой переходный тип от сочинения к подчинению.

Значение уступки выражается при помощи союзов, союзных сочетаний, частиц в функции союза: хотя употребляется во всех стилях речи; несмотря на то что и невзирая на то что употребляются в основном в книжной речи; пусть, пускай выражают уступку при противопоставлении; даром что употребляется в разговорной речи; правда в функции союза выражает уступительно-соединительные отношения и всегда сочетается с противительным союзом но : Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты, я вел нечто вроде дневника (Кав.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со сравнительными отношениями между частями. В СПП со сравнительными отношениями между частями придаточная часть присоединяется к главной сравнительными союзами. Оттенок значения придаточной части определяется лексическим значением союза: как выражает непосредственное сравнение, соответствие, одинаковость сравнительных явлений; подобно тому как и что равны по значению союзу как; будто, словно, точно, как будто выражают недостоверное сравнение; как если бы, будто бы имеют сравнительно-условное значение: На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А.Т.).

В сравнительной конструкции может быть пропущено сказуемое, так как оно названо в главной части. Если в этой конструкции остались второстепенные члены из состава сказуемого, оно может быть восстановлено, следовательно, перед нами сравнительная придаточная часть сложноподчиненного предложения: Волга в наши дни течет не так, как во времена половцев (Усп.). Если в сравнительной конструкции нет второстепенных членов, зависящих от сказуемого, то перед нами простое предложение со сравнительным оборотом: Безумная мысль вдруг, как молния, мелькнула в мозгу Андрея (Купр.).

Сравнительные отношения могут передаваться конструкциями, имеющими в своем составе формы сравнительной степени (компаратив). Средствами связи в таких сложных предложениях выступают союзы чем, нежели : Прохожий узнается позже, чем он пройдет, нырнув в туман (Паст.).

Анализ СПП со сравнительными отношениями показывает, что для выражения таких отношений используются как предложения расчлененной, так и нерасчлененной структуры (во втором случае они квалифицируются как предложения с определительными отношениями между частями).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с сопоставительными отношениями между частями. В таких СПП сопоставляются две реально существующие ситуации. Такие предложения близки к ССП с сопоставительными отношениями. Части СПП могут сопоставляться во временном, количественном, качественном и других планах. Отношения сопоставления включают два основных значения: соответствия и несоответствия.

Средства связи: союз если … то может обозначать и соответствие, и несоответствие; в то время как, тогда как обозначают временное сопоставление различных, но в чем-то схожих ситуаций; по мере того как производят сопоставление сходных ситуаций; чем … тем, настолько … насколько, по мере того как в современном русском языке в основном употребляются в нерасчлененном виде;союзы чем…тем, поскольку…постольку, насколько… настолько подчеркивают пропорциональное соответствие, которое поддерживается формами сравнительной степени: Чем глубже вырыты колодцы, тем в них прозрачнее вода (Друн.).

Сопоставительные отношения могут осложняться дополнительными оттенками уступки или противопоставления.

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.

Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной . Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной .

Зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения. Например: Известно, что слоны в диковинку у нас (Кр.); - Ведь главное то, чего не понимают такие люди, - сказала дама, - это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.). Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания.

Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как , хотя и в том и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.

По структуре нерасчлененные СПП делятся на три типа: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); 3) изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова).

Местоименно-соотносительные СПП. Исходя из названия этой разновидности СПП в качестве контактного слова в главной части выступают указательные местоименные слова, которые соотносятся с союзными словами в придаточной части, образуя вместе с ними цельные и устойчивые связочные структуры: то - что, тот - кто, такой - какой, тот - который, столько - сколько, настолько - насколько, там - где, так - как, тогда - когда и т. п., а также: так - что, такой - что, так - будто и др. Например: Что позабудет сделать человек, т о наверстает за него природа (Бродск.); Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.); Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою (Г.); Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ее).

Местоименные контактные слова в главной части СПП выполняют функцию определенного члена предложения. Придаточная часть, которая поясняет указательное слово, как бы дублирует его синтаксическую функцию.

Общее грамматическое значение местоименно-соотносительных СПП - это отношения пояснения, которое определяется с помощью вопроса "а именно?".

Субстантивно-атрибутивные СПП. Придаточная часть в таких СПП относится к одному слову в главной, и это слово - имя существительное, которое может выполнять любую синтаксическую функцию в главной части и занимать в ней любое место:Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.); Чичиков:увидел даму, которую он совершенно было не приметил: (Г.); К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.). Придаточная часть соединяется с контактным словом изменяемыми и неизменяемыми союзными словами. При этом изменяемые союзные слова согласуются с контактным существительным в числе и роде:Мелкое болотистое озеро, по берегу которого (нельзя по берегу которой или по берегу которых) мы пробирались, ещё белело меж деревьев (Б). Связь неизменяемых союзных слов с контактным существительным выражена слабо:Место, где можно было сойтись, это был лес, куда бабы ходили с мешками за травой для коров (Л. Т.).

В придаточной части изменяемые союзные слова выполняют функцию определенных членов предложения: по берегу которого (род. п.) - несогласованное определение; думал о которой (предл. п.) - дополнение; которые вели (им. п.) - подлежащее. Второстепенными членами обстоятельственного типа являются в придаточной части союзные слова - местоименные наречия: сойтись где, ходили куда, выполняющие функцию обстоятельства места.

Изъяснительные предложения. Структура изъяснительных СПП определяется необходимостью "распространения" контактных слов, среди которых не только глагольные формы (говорит, спрашивает, думает, слышит, уверяет, просит и др.), но и отглагольные существительные (мысль, слух, уверение, просьба, известие и др.), а также предикативы (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлён и др.).

В составе сложноподчиненного предложения сочетаемость контактных слов "изъяснительной" семантики реализуется с помощью придаточной части: Легко вообразить (что?), какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (П.); Вдруг распространился слух (о чем?), что барин возвращается (Т.).

Объектное значение придаточной части выражается изъяснительными союзами что, как, будто, чтобы, ли. Выбор союза определяется особенностями его семантики. Основной союз что имеет общеизъяснительное значение и стилистически нейтрален. Союзы что и будто по-разному оценивают объектные отношения (что указывает на их реальность, а будто - на сомнительность, недостоверность, предположительность): В военной среде шли слухи, что Корнилов попал в авантюрное окружение (Ш.) - ср.: слухи, будто...; Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его (Л. Т.) - ср.: казалось, будто...; О нём ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (Т.) - ср.: слухи, что...

Общий признак сложноподчиненных предложений расчлененной структуры - отнесенность придаточной части ко всему главному предложению или к его предикату.

В зависимости от характера связи компонентов сложноподчиненные предложения расчлененной структуры делятся на два типа: предложения с детерминантной связью и предложения с корреляционной связью.

1. Сложноподчиненные предложения с детерминантной связью в качестве средств связи имеют семантические союзы и классифицируются по типу синтаксических отношений, создаваемых союзами. Виды предложений с детерминантной связью: предложения с временными отношениями, предложения со значением обусловленности, которые подразделяются на причинные, целевые, условные, уступительные и имеющие значение следствия; предложения со сравнительными отношениями и предложения с отношениями соответствия.

Предложения с временными отношениями оформляются разнообразными временными союзами, каждый из которых выражает ту или иную частную разновидность временных отношений. Самый употребительный и нейтральный временной союз - когда . Он выражает отношения одновременности или последовательности ситуаций. Придаточное предложение с этим союзом может находиться в любой позиции по отношению к главному: в препозиции, постпозиции, интерпозиции: Когда дети здоровы, я спокоен. Я спокоен, когда дети здоровы. Я всегда, когда дети здоровы, спокоен. Союзы пока , пока не обозначают не просто время, а временной предел, до которого существовала (существует, будет существовать) какая-то ситуация. Например: Пока я болел, меня навещали друзья. Пока ты не позвонишь, я никуда не пойду. Позиция придаточной части с этими союзами также свободная. Другие временные союзы: многочисленные составные союзы, выражающие различные проявления временных отношений: после того как, перед тем как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (После того как вы ушли, стало скучно ); союзы, соотносительные с частицами и наречиями, обозначающие мгновенную смену действий, ситуаций: как только, только, лишь, едва, чуть (По синим волнам океана ). Еще один временной союз, носящий устарелый характер, но употребляющийся в современной разговорной речи, - как (Но хоронить решили, как рассветет - К. Симонов).

Предложения с условными отношениями выражаются несколькими союзами, главными из которых являются если, если бы . Другие союзы: ежели, коли, кабы, когда, при условии если, при условии что . Условие, как правило, имеет характер нереальной ситуации, что ярче всего проявляется при употреблении форм сослагательного наклонения и союза с частицей «бы»: Если бы мы встретились раньше, наша жизнь была бы иной . Значение нереальности существует и при формах изъявительного наклонения: Если придешь раньше, разогрей обед. Если вы не читаете русскую классику, вы обедняете свою жизнь. Другие условные союзы менее употребительны по сравнению с «если» и имеют устарелый или разговорный характер.

Предложения с причинными отношениями оформляются разнообразными союзами, каждый из которых имеет специфику - семантическую, прагматическую или стилистическую. Среди них есть союзы нейтральные во всех отношениях, передающие значение причины без всяких дополнительных значений: потому что, так как, из-за того что, поскольку . Позиционная особенность союза «потому что» уже была отмечена раньше: придаточное с этим союзом не может находиться в препозиции по отношению к главному. Другие союзы (составные) имеют книжный характер и потому стилистически ограничены: в связи с тем что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что .

Предложения с целевыми отношениями оформляются союзами чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы , а также частицами в союзной функции лишь бы, только бы . Придаточные предложения свободно располагаются по отношению к главному - в препозиции, постпозиции, интерпозиции. Например: Мать разбудила сына пораньше, чтобы он не опоздал в школу. Я на все готова, только бы мама выздоровела. Чтобы не думать, Самгин заставил себя вслушиваться в слова Спивак (М. Горький). Составные целевые союзы, как и причинные, обладают свойством расчлененности: Николай приходит обыкновенно ко мне по праздникам как будто за делом, но больше затем, чтобы повидаться (А. Чехов).

Предложения с уступительными отношениями оформляются союзами хотя (хоть, хотя …но), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что . Уступительное значение - это значение нереализованного условия, придаточное выражает условие, противоречащее содержанию главной части. Расположение придаточной части свободное: Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко).

Особую группу сложноподчиненных предложений с уступительными отношениями составляют предложения с союзными словами «как», «сколько» и частицей «ни»: Как ни старался он убедить нас, никто ему не поверил. Сколько он ни думал, ничего не мог придумать.

Предложения с отношениями следствия оформляются единственным специальным союзом так что. Придаточное с этим союзом всегда находится в постпозиции, что объясняется специфическим значением союза: следствие после причины. Например: Снег все становился белее и ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов).

Предложения со сравнительными отношениями. В русском языке есть целый ряд сравнительных союзов. Союзы как и подобно тому как выражают достоверное сравнение, говорящий выбирает ситуацию, похожую на основную, выраженную в главном предложении: Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Ю. Казаков). Союзы будто, как будто, словно, точно, как если бы, вроде того как выражают недостоверное сравнение. Например: Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (И. Тургенев). Сравнение в этих предложениях носит предположительный характер и совмещается со значением предполагаемой (недостоверной) причины. Заменить союзы «словно», «как будто» и подобные на союз «как» невозможно.

Предложения с отношениями соответствия оформляются союзами по мере того как, чем - тем . Например: По мере того как стрелка часов приближалась к семи, возрастала тоска Буланина (А. Куприн) .

В сложноподчиненных предложениях с корреляционной связью средством связи является К-слово, которое ориентировано на предикативный центр главной части и является его повторным воспроизведением. В.А. Белошапкова назвала такие предложения относительно-распространительными. Первая часть слова-термина указывает на средство связи (относительное слово), а вторая - на семантику, синтаксическое отношение, которые имеет характер распространения (ср. в других классификациях - придаточное присоединительное). Если средством связи является местоимение «что» в любой падежной форме, то отношения чисто распространительные. Например: Пала роса, что предвещало хорошую пагоду. Отец пришел поздно, чего с ним давно не случалось. Если же в качестве средства связи используются местоименные наречия «отчего», «почему» или предложно-падежные формы «после чего», «для чего», «вследствие чего» , то главная часть имеет значение причины, цели или следствия. Например: Ей нужно было успеть на поезд, отчего она очень торопилась (в главной части - причина; ср.: Она очень торопилась, потому что ей нужно было успеть на поезд).

Сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных частей.

В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между объединенными частями.

1. Все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом. В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части, они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные (одинаковые по семантике) придаточные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части в целом. Между собою эти придаточные связываются сочинительными союзами и называются придаточными соподчиненными .

В предложении Она [Аночка] пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.) две придаточные изъяснительные части, соединенные сочинительным союзом и , относятся к одному слову главной части довольная . Соподчиненных придаточных может быть несколько. Так, в предложении Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-С.) три придаточные части изъяснительные.

Неоднородными являются придаточные разноименные, т.е. разные по семантике, а также придаточные одинаковые по значению, но относящиеся к разным словам главной части.

Например, в предложении После замерших московских улиц, где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера, все, что происходило в райкоме, вселяло надежду (С. Бар.) две придаточные части, обе они относятся к главной, но, во-первых, они неодинаковы по семантике, во-вторых, относятся к разным словам главной части: определительная часть где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера относится к субстантивному сочетанию московских улиц , а придаточная изъяснительная - к местоимению все , наполняя его конкретным содержанием.

В предложении (втором) Мясницкой ее (улицу) называли раньше. И все же дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.) две придаточные части. Они имеют одно значение - изъяснительное, выполняют одну и ту же функцию - конкретизируют значение указательного местоимения, но относятся к разным местоимениям главной части.

2. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д. Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Пан.) придаточная изъяснительная, относясь к глаголу главной части, в свою очередь имеет при себе придаточную определительную.

В сложноподчиненных предложениях может быть две (или несколько) главные части , которые имеют одну общую придаточную. Главные части в таком случае связаны между собой сочинительными союзами (возможна и бессоюзная связь). Общая придаточная часть может относиться как к отдельным словам в главных частях: ...Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.), так и к двум главным в целом, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.). В первом случае придаточная часть, так же как и в присловных структурах, прикрепляясь к отдельным словам главных (одновременно к двум), конкретизирует их значение, во втором - при отношении к главным частям в целом, как и в неприсловных структурах, указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается то, что обозначено в главных частях.

Сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей, может быть особым образом организовано и представлять собой период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь). Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать (Л.).

Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека