Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать? Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Профессор Астрокот - герой серии книг о самых интересных явлениях природы. Он совсем не похож на обычного домашнего кота. Астрокот обожает открывать для себя новое и исследовать окружающий мир. И если в предыдущей книге профессор путешествовал к звёздам, то на этот раз он собирается узнать все законы физики.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Электричество

Электричество - очень полезный вид энергии, ведь его можно легко преобразовать в тепло и свет. Мы пользуемся электричеством каждый день, когда включаем свет, телевизор, компьютер и бытовые приборы. Электричество возникает из-за движения электронов.

В некоторых материалах, которые называют проводниками, электроны могут легко передвигаться по веществу. Лучшие проводники - металлы, например, медь и золото. А материалы, в которых электроны не могут свободно перемещаться, не проводят электричество и называются изоляторами. Большинство материалов вокруг нас, в том числе древесина и пластмасса, - изоляторы.

Откуда берутся молнии

В грозовых тучах скапливается электрический заряд. Когда он становится слишком большим, то прорывается сквозь воздух к земле. Это внезапное высвобождение электрической энергии и есть молния. А треск заряда - гром.

Молния ударяет в высокие предметы. Поэтому на крыши небоскрёбов и многоэтажных домов устанавливают специальные металлические стержни - громоотводы. Электричество по ним безопасно уходит в землю, никого не ранив.

Жизнь в движении

Машины мчатся по дорогам, яблоки падают с яблонь, птицы летают в небе. Многие тела вокруг нас движутся, подчиняясь одним и тем же законам. Тела не движутся постоянно с одной и той же скоростью. Иногда они ускоряются или замедляются.

Если сесть в автомобиль, который движется равномерно и прямолинейно, и не смотреть в окно, будет казаться, что ты никуда не едешь. Всё потому, что, находясь внутри машины, ты движешься с её скоростью.

А можешь ли ты поверить, что несёшься с огромной скоростью, даже когда сидишь дома в удобном кресле? И ты, и кресло всё время мчитесь по просторам космоса! Земля движется вокруг Солнца со скоростью 107 000 километров в час. Но ты не ощущаешь этой невероятной скорости, потому что она постоянная. Земля везёт нас, словно пассажиров автомобиля, а нам кажется, что всё вокруг неподвижно.

Радуга

Радуга возникает из-за рефракции: свет пронизывает каплю, отражается от её задней поверхности и выходит наружу, разделившись на разные цвета. Когда лучи света проходят сквозь все капли сразу, мы видим радугу.

Лучше всего радуга заметна, если встать спиной к солнцу и смотреть на дождь, который идёт перед тобой. Свет пройдёт над головой, отразится от капель дождя и возвратится в глаза.

Откуда берётся звук?

Звук возникает, когда тела вибрируют. Вибрация - это очень быстрое движение туда-сюда. Взгляните гитару в руках Астрокота. Когда профессор ударяет по струнам, они вибрируют. Колеблются также и молекулы воздуха возле струн - они тоже вибрируют. Вибрация распространяется по воздуху в виде непрерывных волн, которые доходят до нас и заставляют вибрировать барабанные перепонки в ушах - так мы слышим звук.

Брось камушек в озеро, и от него во все стороны побежит волна. Звуковые волны подобны ряби на воде: они бегут от источника звука во все стороны, заставляя колебаться молекулы воздуха.

Если звук очень громкий, это значит, что его породили сильные вибрации. Тихий звук - результат слабых вибраций. Величину вибраций показывает уровень громкости звука. Например, космическая ракета при взлёте создаёт звук высокой громкости, а шёпот - это звук низкой громкости.

Ещё больше интересных открытий - в книге «

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

| | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Онлайн упражнения () - это и база для успешного обучения в школе. Статьи и упражнения с сайта помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Чем больше и чаще занимаетесь с ребенком, тем ярче будет прогресс. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Проявляйте терпение при занятиях с детишками. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия!

Звуки для детей дошкольников

В мире звуков . На подготовительном этапе следует приготовить зеркало, маски зверей.

Первый этап занятия - психогимнастика. Взрослый предлагает малышу изобразить доброго Карлсона, злого змея Горыныча, царевну Несмеяну, радостного Винни-Пуха, наблюдая, как меняется отражение в зеркале.

После психогимнастики малышу разъясняется, что он отправляется в увлекательное путешествие в мир звуков, где научится их слушать, узнавать и произносить.

Развитие слухового внимания . Взрослый завязывает малышу глаза и произносит:

  • Раз, два, три,
  • На месте замри.
  • Много звуков вокруг нас,
  • Их познаешь ты сейчас.

Затем взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Молчание». Они вместе слушают непроизвольные звуки в течение минуты, после чего делятся впечатлениями и тем, кто и что услышал, например, шум часов, звук за стеной, лай собаки во дворе и т. д.

«Что и как звучит?»

Малышу предлагается послушать шорох бумаги, хлопки по столу, хлопки в ладоши. Взрослый развязывает ребенку глаза и поочередно шуршит бумагой, похлопывает по столу, хлопает в ладоши. После чего вновь завязывает малышу глаза и в разном порядке выполняет вышеописанные действия. Задача ребенка - отличить звуки.

После завершения занятия взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты слушал разные звуки и отгадывал, откуда они появились. А слушал ты ушами. Людям нужно заботиться о своем слухе и беречь его. Чтобы всегда хорошо слышать, нельзя громко кричать, когда находишься рядом с человеком, а когда холодно, надо носить шапку, чтобы уши не мерзли».

После этого ребенку предлагается послушать стихотворение, при этом повторять, как кто издает звуки:

Как кошки мяукают, а?

Мяу-мя, мяу-мя.

Собачки ругаются как?

Гав-гав, р-р, гав.

А куры кудахтают так:

Куд-куда, куд-куда.

Как в стойле корова мычит?

Му-му-му, му-му-му.

А хрюшка на хрюшку ворчит?

Хрю-хрю-хрю.

Как ветер листвою шумит?

Шшшш, шшшш,

А змейка тихонько шипит:

После того как стихотворение прочитано, взрослому следует пояснить малышу: «Ты пока не повторил правильно все звуки, но после наших занятий обязательно научишься это делать. Запомни: люди - разговаривают, животные и предметы - издают звуки. Мы с тобой люди и можем произносить отдельные слоги, можем их соединять, и получатся слова».

Переходим на следующий этап занятий. Малышу предлагается представить, что он оказался в густом сказочном лесу, там нет тропинки и растет густая трава. Чтобы через нее пройти, надо высоко поднимать коленки. После чего взрослый меняет задание и предлагает представить, что на пути появилась большая канава и через нее нужно перепрыгнуть. Далее взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой сейчас в сказочном лесу, посмотри, как красиво вокруг». Малыш представляет волшебный лес, а взрослый продолжает: «Давай выразим наше восхищение звуком и скажем «а-а-а, о-о-о». А кругом шумят листочки, как они шумят (ребенок вместе со взрослым произносит «ш-ш-ш»). Теперь по-i дул сильный ветер, как он дует? (Ребенок и взрослый изображают ветер.) Все, ветер потихонечку затихает, возвращаемся домой».

Произношение отдельных звуков . Этот этап рекомендуется начать со сказки: «В прекрасный светлый день в чаще леса встретились серый волк, косолапый мишка, лисичка-сестричка, белка и зайчишка-трусишка. Когда они все дела свои лесные обсудили, сказки все пересказали, в игры все переиграли, задумались, чем бы дальше заняться. И тогда лисичка-сестричка придумала: «А давайте каждый выберет свой звук и скажет его громко-прегромко, кто будет громче всех, тот и победит. Серый волк завыл: «У-у-у», мишка пробурчал: «Э-э-э», белочка пропищала: «И-и-и», лисичка завизжала: «Ы-ы-ы», а зайчишка-трусишка выкрикнул: «А-а-а». Все справились с заданием хорошо, посоветовались и решили - победила дружба.

После сказки ребенку предлагается поочередно надевать маски зверей и показать, как они кричали. Если у малыша возникли затруднения, взрослый может ему помочь, не прерывая занятия.

В конце взрослый и ребенок вместе проговаривают парные буквы, громко: «г-г-г, к-к-к», потише: «п-п-п, б-б-б», еще тише: «ж-ж-ж» и совсем без голоса: «ш-ш-ш».

Органы артикуляционного аппарата . Занятие следует начать с вопроса взрослого: «А ты знаешь, с помощью чего человек разговаривает? » (Предполагаемый ответ: «С помощью языка».) Если у ребенка возникли затруднения, взрослый задает следующий вопрос: «Ты чем говоришь?» (Предполагаемый ответ: «Ртом».) После этого взрослый поясняет: «Молодец, правильно, рот - это домик слов». Вот послушай стихотворение:

В доме под названьем РОТ,

Много разных слов живет: -

Говорим, говорим,

Очень редко мы молчим,

А придется помолчать,

Сразу будем мы скучать.

Когда взрослый прочитал стихотворение, он поясняет малышу, что у домика под названием РОТ есть две двери - первая губы, а вторая - зубы.

Далее следует сделать плавный переход к закреплению пройденного материала на практике. Ребенку предлагается произнести звук «п-п-п». Взрослый поясняет, что этот звук произносится с помощью губ, после чего произносится звук «л-л-л», внимание ребенка обращается на то, что кончик языка касается потолка дома - нёба.

Затем произносится звук «д-д-д», причем малышу при этом предлагается положить ладонь на горло. Вибрация в горле, при произнесении звука, объясняется тем, что рот - домик слов, а горло - домик звуков.

В конце занятия задаются вопросы на закрепление материала. Рекомендуемые вопросы:

С помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы).

Как надо заботиться о домике для слов? (регулярно чистить зубы).

Знакомство со словом

Занятие 1.

Подготовительные материалы:

  • предметные картинки (деревья, цветы, животные, фрукты);
  • сюжетные картинки (изображение трудовой деятельности);
  • макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов; « плюшевый мишка.

В начале занятия следует провести игру «Лягушонок» направленную на формирование речевого слуха. Малыш вместе со взрослым читает стихотворение: Лягушонок, лягушонок, Непоседливый ребенок, Комарика он увидал, За ним шустро поскакал. На первые две строчки ребенок изображает прыгающего на одном месте лягушонка, затем начинается психогимнастика. На заключительные строчки ребенок изображает лягушонка, который охотится за комаром. Сначала лягушонок притаивается и замирает, потом активно прыгает, ловит комара.

Следующий этап занятия направлен на закрепление ранее пройденного материала. Для этого потребуются макет дома с окошками красного, синего и зеленого цветов. Взрослый достает плюшевого медведя и рассказывает ребенку: «К нам в гости пришел Мишутка и рассказал мне одну историю. Как-то старичок-боровичок пригласил его посетить удивительный дом, который стоит в самой непроходимый чаще леса, и попасть туда можно только с помощью волшебного колокольчика, а живут в этом доме разные звуки. И вот старичок-боровичок позвонил в свой волшебный колокольчик, и они с Мишуткой оказались у этого удивительного дома, спрятанного от глаз людей и лесных зверюшек. Посмотри на окошки сказочного домика, какого они цвета? Это окошко (указывает на макет) - красное, а это - зеленое, а вот это - синее.

Мишка решил заглянуть в окошки. Очень уж ему было интересно, кто там живет! Он подошел к окну красного цвета и раздался звук: «А-а-а». Посмотрел во второе окошко и слышит: «О-о-о», третье окно пропело: «Я-я-я». Мишутка испугался и отошел в сторону, а старичок-боровичок сказал: «А ты уверен, что услышал всех жильцов этого домика? Не бойся, они добрые! Подойди еще раз к окошкам и послушай, как они поют». Мишутка подошел к окну красного цвета, и раздался звук: «Ж-ж-ж». Посмотрел во второе окошко и слышит: «Ш-ш-ш», третье окно пропело: «М-м-м».

Мишутка опять отошел и снова вернулся. Из первого окошка слышалось: «Д-д-д», из второго: «Т-т-т», а из третьего: «П-п-п».

А теперь давай вместе с Мишуткой повторим звуки, которые издавали окошки».

Взрослый поясняет малышу, что одно и то же окошко издавало разные звуки, потому что звуков много и все они отличаются друг от друга.

После выполнения задания следует перейти на второй этап занятий. Для закрепления у ребенка понятия «слово» в привычном для него ракурсе взрослому рекомендуется продолжить рассказ о Мишутке. Итак, история плюшевого мишки продолжается: «Старичку-боровичку понравилось путешествовать с Мишуткой, и он пригласил его посетить свой волшебный сад».

Начинается диалог взрослого с ребенком: «Что же наш Мишутка увидел в саду у боровичка? (Предполагаемый ответ: деревья, цветы.) А какие деревья увидел Мишка? (Предполагаемый ответ: яблони, груши, вишни.) А какие цветы там растут? (Предполагаемый ответ: розы, пионы, тюльпаны.) Правильно, и все, что ты Увидел, названо "словами"».

Затем взрослый зачитывает стихотворение:

В мире все с названием -

Деревья и цветы,

И этим пониманием

Гордиться должен ты.

От края и за краем,

На всех путях земли,

Все словом называем -

(Демонстрируется картинка с изображением леса и лесных обитателей.)

Взрослый задает ребенку вопрос: «Расскажи, что ты заметил в лесу?». (Предполагаемый ответ: деревья, траву, ягоды, грибы, цветы, животных, птиц.)

После этого взрослый задает вопросы, направленные на закрепление пройденного материала. Предполагаемый вопрос: «Ты назвал много разных слов, но наш Мишутка интересуется, а с помощью чего звучат слова? (Предполагаемый ответ: «Они произносятся с помощью звуков».)

После того как ребенок дал правильный ответ, ему предлагается другая игра. Ее правила просты, и обычно дети их выполняют с легкостью и интересом. Взрослый произносит название птицы или животного, а малыш должен его изобразить с помощью движений, жестов и мимики.

После чего закрепляются знания и эмоциональное восприятия ребенком неживой природы. Взрослый предлагает малышу изобразить листочки на деревьях, которые качаются от ветра. Вначале ветерок тихий, и листочки еле шевелятся. При этом ребенок изображает листики, а взрослый - ветер. Взрослый имитирует дуновение ветерка - дует на ребенка, а малыш слегка шевелит пальцами, изображая легкое покачивание листиков. Ветер усиливается, взрослый дует все сильнее и сильнее, а листики раскачиваются в зависимости от того, как дует ветер. Ветер может постепенно стихать и вновь усиливаться на всем продолжении игры.

Затем взрослый читает ребенку стихотворение:

На деревьях все листочки

Весело живут,

Они с ветерком танцуют,

Песенки поют:

Дубовый: «А-а-а»,

Кленовый: «О-о-о»,

Осиновый: «У-у-у»,

Березовый: «Ы-ы-ы».

Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно повторяет звуки, символизирующие песенки листвы.

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

На определенном этапе развития ребенка родители могут обратить внимание на то, что их ребенок не слушается или не желает выполнять какие-то просьбы. Причиной этому может быть и плохой слух, но чаще всего обнаруживается слабо развитая слуховая память. Слуховая память - это необходимый компонент развития ребенка, так как без ее помощи ребенку будет очень сложно осваивать новые знания. Наш мозг сначала распознает услышанную информацию, определяет ее источник, и пытается сохранить ее. Если у ребенка проблемы со слуховой памятью, его мозгу будет сложно это сделать, так не удастся распознать все услышанные звуки и удержать их в голове. Такие дети зачастую невнимательны, им сложно сосредоточиться на чем-то конкретном, они часто отвлекаются. Как объяснить ребенку звуки?

Не стоит тратить время на беспокойство, ведь вы сами можете все исправить, уделив своему малышу больше времени и внимания, и поработать над развитием его слуховой памяти.

Что же в таком случае советуют специалисты?

  1. Каждый вечер, когда вы улаживаете малыша спать, поговорите с ним о том, что сегодня случилось. Пускай он расскажет все, что ему запомнилось, а вы посмотрите, в правильной ли он поочередности называет события дня.
  2. Играйте в ритмы. Выстукивайте их любым предметом или нахлопывайте, а ребенок пусть повторит простой ритм. Попросите и ребенка создать какую-то комбинацию, чтобы вы за ним повторили.
  3. С детства читайте ребенку книжки: сказки, рассказы, знакомьте и с поэзией. Читать нужно четко и внятно, чтобы ребенок слышал разные звуки. Когда он подрастет, можно читать ему стихи так, чтобы он заканчивал строчки.
  4. Слушайте музыку и пытайтесь запомнить слова. Тренируйтесь на новых песнях, которых ребенок еще не слышал. После нескольких прослушиваний (не в один день!) ребенок сможет подпевать и воспроизводить текст песни.
  5. Слушайте аудиокниги. В наше время развитых высоких технологий это не составит труда. Ведь сейчас большинство авторов выдают свои книги в аудио формате. И слушать можно с телефона, планшета, плеера, компьютера и т.д. Самое главное - не просто пассивно слушать, а обсуждать развитие сюжета и задавать вопросы по смыслу, ведь слуховая память активизируется только если используется.
  6. Выучите стишок на память. Учить нужно небольшие стишки и только те, которые ребенок уже читал, и они ему понравились. Составьте небольшой репертуар для ребенка, пусть он их декламирует вам, родственникам и гостям в специально отведенное для этого время. Обязательно организовывать такие ситуации, в которых стихи читают все участники вечера на равных - не выделяйте ребенка, чтобы не смущать его.
  7. И как же без игр! Игры должны занимать почетное место в процессе развития слуховой памяти. Игры могут быть самого различного содержания, главное, чтобы нравились ребенку.

Представим вашему вниманию некоторые из них:

  • «Что дальше?»

Вам необходимо выделить одну комнату в доме для игры. Дайте своему ребенку инструкцию, что он должен сделать. Например: «Зайди в комнату, возьми ложку и спрячь ее под стол». Когда ребенок справится с заданием, поменяйтесь местами и пусть он вам даст такую же точную инструкцию.

  • «Я пошел в магазин и там купил…»

В эту игру можно играть всей семьей, можно даже за столом. Суть игры состоит в том, что кто-то один начинает говорить: «Я пошел в магазин и купил там яблоко». Следующий должен повторить предыдущее предложение и добавить один продукт от себя. Например: «Я пошел в магазин и купил яблоко и банан». Таким образом создаются большие предложения, которые сложно запомнить, но они очень хорошо развивают внимание и слуховую память.

  • «Угадай, кто?»

В эту игру можно играть еще с совсем маленькими детками. Когда вы замечаете, что у ребенка есть проблема с одним или парой звуков, необходимо акцентировать на них внимание. Можно подобрать несколько слов, в которых имеются эти звуки, и пару - в которых нет. Затем нужно внятно прочитать их малышу, а он в свою очередь должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук.

  • «Барабанная дробь»

Эта игра предназначена для определения интенсивности звучания. Она похожа на игру «Холодно-тепло». Ребенок должен отыскать игрушку. Когда он будет далеко от нее находиться, барабан будет звучать тихо и спокойно, когда он будет к ней приближаться, то барабан будет звучать более интенсивно.

  • «Саймон говорит»

Популярнейшая игра в зарубежных странах, которая пришла и к нам. Эта игра развивает не только слуховую память, но внимательность и физическое состояние малыша. Ведущий, он же Саймон, должен давать малышу инструкции, при этом добавляя в начале «Саймон говорит». Например, «Саймон говорит - встань и прикоснись к кончику носа». Ребенок должен выполнить инструкцию. Если же ведущий отдает команду «Подпрыгни и присядь», то ребенок не должен выполнять команду, ведь не прозвучало «Саймон говорит».

Это упражнение можно пройти на сайте IQsha. Оно помогает научить ребенка звукам. Перед собой ребенок увидит несколько картинок и услышит один звук. Ему нужно сопоставить звук и изображение.

Если вы вовремя обратите внимание на развитие слухового внимания и будете регулярно проводить с ребенком подобные занятия и игры на изучение звуков, это поможет ему в дальнейшем хорошо овладевать информацией и, конечно же, хорошо учиться.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека