Развивающее обучение по системе занкова в начальной школе. Школьный гид

Исходные положения системы. В конце 50-х годов Л.В.Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? Влияют ли и внутренние факторы на ход развития? Вот на какие вопросы он пытался найти ответы.

При проведении эксперимента Л.В.Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.

На основе проведенных под руководством Л. В. Занкова исследований были получены следующие результаты:

Доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;

Выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;

Введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Важнейшим результатом этой работы явилось описание дидактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руководств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Дидактическая характеристика системы Л. В. Занкова. Задача обучения. Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков.

Учитель должен переориентироваться в видении ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.

Приведем замечательные слова учительницы С. А. Гусевой (г.Рыбинск): «Анализируя свой опыт работы и задавая себе вопрос, почему так хорошо, именно так, как мне хотелось, идет развитие у моих учеников интереса и приязни к учебе, к моим урокам, ко мне как учительнице, я даю себе такой ответ. Причина лежит в том, что мне удалось перестроиться во взглядах на ученика, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения. Если бы я по-старому руководствовалась только последней задачей, то, например, Сережа оказался бы вне моих особых забот - читать он умеет, пересказывать тоже, пишет грамотно, значит, все в порядке. Наоборот, Лену я стала бы тренировать дополнительными упражнениями, чтобы продвинуть ее в навыках. Но теперь я знаю - не менее, а, может быть, более важно не дать заглохнуть живому чувству ребенка, его удовлетворенности. А поэтому как не спросить того же Сережу на уроке о прочитанном им «Кавказском пленнике», хотя рассказ и далек от программного материала. Без этого я не предоставлю ему возможности для самовыражения, не обеспечу его движения вперед в соответствии с его возможностями» (Гусева С. А. Содружество ученого и учителя.-М.:- 1991. -С.210).


Содержание образования. Для занковской системы характерно богатое содержание начального образования. «Начальное обучение, - указывал Л. В. Занков, - должно дать учащимся общую кар тину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства». Это положение можно рассматривать как принцип отбора содержания образования. Добавим к этому еще и такую основу создания общей картины мира, как получение детьми непосредственных знаний об окружающем мире. Иначе говоря, в содержание образования включаются и теоретические, и эмпирические знания. Мир в красках, формах, звуках вливается в сознание, в духовный мир ребенка.

Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с 1 класса), географии (со II класса); во-вторых, за счет обогащения содержания обычных, общепринятых в начальных классах предметов - русского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла: в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда). С точки зрения общего развития нет главных и неглавных предметов. И не меньшее значение, чем продвижение учащихся в овладении орфографическими навыками, счетом, чтением имеет овладение изобразительной деятельностью, приобщение к произведениям искусства, развитие ручных умений, умений наблюдать окружающий мир - всем этим подчас питается процесс овладения навыками; в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время раз личного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться такими наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на само ощущение детей в школе); в-шестых, важным элементом содержания образования в занковских классах выступает собственное «Я» ребенка, познание, осознание ребенком самого себя.

Такой подход к отбору содержания образования обеспечивает многообразие видов деятельности детей в процессе обучения. Каждому предоставляется возможность пережить успех не в одном, так в другом виде деятельности.

В ходе экспериментально-педагогического исследования проблемы обучения и развития были сформулированы новые дидактические принципы системы:

Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);

Ведущая роль теоретических знаний;

Изучение программного материала быстрым темпом;

Осознание школьниками процесса учения;

Общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Эти принципы определяют собой иной подход к отбору содержания образования, иную методику обучения.

Методика обучения. Одно из свойств методики Л.В.Занкова - ее многогранность: в сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности.

Далее Занков выделяет такое свойство, как процессуальность познания, Изучение каждого отрезка учебного курса входит в качестве элемента в изучение другого отрезка, каждый элемент знания вступает во все более и более широкие связи с другими элементами.

Следующее свойство - направленность методики на разрешение коллизий, т.е. встречающихся в ходе изучения материала столкновений знаний, их противоречивости. Самостоятельное, конечно, при направляющей роли учителя, разрешение детьми коллизий служит возбуждению интенсивной учебной деятельности, а следовательно, и развитию мышления.

Методике присуще свойство вариантности. Оно предполагает возможность изменения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) класса. Это может касаться логики изложения материала (развертывание материала и от общего к частному, и от частного к общему), темпа продвижения в освоении программы. Границы изменений определяются вышеназванными дидактическими принципами.

Свойство вариантности проявляется и в отношении к учащимся. Задания и вопросы учителя как на уроке, так и в домашнем задании формулируются так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствуют формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу.

Особенности организационных форм в системе Занкова заключаются в том, что они более динамичны, гибки. Сами формы остаются те же, но их содержание меняется. Урок, оставаясь ведущей формой организации обучения, приобретает другой характер. Структура урока отходит от стандартных частей - опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом. Урок в соответствии с принципом обучения на высоком уровне трудности может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним опытом учащиеся осознают самостоятельно или с помощью учителя (при соблюдении меры трудности). Развертываться урок может в виде постепенного углубления в тему, чему способствует привлечение материала как из пройденных тем (чем одновременно обеспечивается и их повторение), так и из непройденных.

На уроке меняется соотношение удельного веса речи учителя и учащихся. При традиционном обучении нередко можно наблюдать такую картину, когда львиная доля времени заполнена речью учителя - повторы вопросов, повторы ответов учеников, подсказывающее начало ответа (учителю не удается выдерживать паузу. ждать, когда ученик соберется с мыслью), различного рода, как правило, ненужные слова, побуждающие учащихся к активности («думайте, думайте», «быстрее, быстрее» и т.п.), объяснения, вы воды, делаемые самим учителем. Этого не должно быть у учителя, работающего по системе Занкова. От него требуется большое искусство: сохранив свою ведущую роль, обеспечить свободу само реализации ребенка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроке ребенок не боялся высказывать свои, пусть еще незрелые, мысли, свои наблюдения, познания. Для этого очень важно научиться задавать детям вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов. Тогда каждый ученик может найти возможность высказать свои соображения.

Меняется отношение к понятию «дисциплина на уроке». При пробужденной активности детей возможен и рабочий шум, и воз гласы, и смех, и шутка. И это никогда не перейдет в хаос, если все увлечены познанием, настоящим общением.

Исключительно важной организационной формой являются экскурсии. Нельзя считать, что учитель реализует систему Занкова, если он недооценивает роль выхода за стены школы. Экскурсии способствуют убеждению детей в том, что источником познания являются не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность - природа, материальная культура, социальное окружение.

Домашние задания рассматриваются также как важная организационная форма обучения. Но они должны быть очень разнообразными, т.е. включать в себя не только тренировку в письме, чтении, решении задач, но и наблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов у взрослых, практические поделки и т.п. В силу их разнообразия домашние задания не становятся источником перегрузки.

Исключительно важно учесть такую особенность системы Занкова, как иной подход к выявлению результатов обучения,

В массовой школе основным признано достижение высокой успеваемости. Задача развития остается лишь декларацией. Для самореализации, для выражения каких-то индивидуальных взглядов, оценок, без чего невозможно развитие, просто не остается времени.

В системе Занкова при подведении итогов первостепенное значение придается выявлению того, как дети продвинулись в общем развитии, а не только в усвоении школьной программы: как развивается наблюдательность, мышление, практические действия, эмоционально-волевые качества, потребности, ценностные ориентации. Показатели успеваемости имеют высокую цену лишь в сочетании со столь же высокой оценкой развития. Более того, обучение может быть расценено как высокоэффективное и в том случае, если ученик не достиг высоких показателей в усвоении программы, но сильно продвинулся в общем развитии, например, у него появилось желание учиться, изменилось отношение к коллективу класса, мироощущение.

Второй особенностью подведения результатов обучения является отношение учащихся к оценке, выраженной в баллах, т.е. к отметке. Отметка не исключена, но она не играет той главенствующей роли, которая придается ей в традиционной системе. Отметки не могут выразить всей полноты жизнедеятельности ребенка, они не списываются в урок, который строится на основе принципов общего развития, поэтому в занковских классах они, как правило, не выставляются. Отметки служат лишь инструментом «отражения итогов усвоения школьной программы (в основном по показаниям письменных работ), стимулирующая роль их сведена к нулю. Характерно, что дети в занковских классах не знают, кто у них «отличник», кто «двоечник». Они видят друг в друге человека, личность. И это замечательно!

Одной из ярких черт дидактической системы Занкова являются добрые, доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения, и прежде всего богатство содержания образования, которое позволяет каждому ученику реализовывать себя в приносящей удовлетворение деятель- обучения также способствуют возникновению положительных эмоций детей. Когда на уроке идет обсуждение новых для детей вопросов, когда предоставляется возможность высказывать различные точки зрения, соглашаться или сомневаться по поводу точки зрения товарища, а подчас отказываться и от своей, приводить свои личные наблюдения, то здесь и происходит общее развитие. Причем в действие вступают косвенные пути развития ребенка: интеллектуальная деятельность питается теми яркими, разнообразными чувствами, которые переживают дети, преодоление трудности в интеллектуальной деятельности порождают чувства успеха, удовлетворенности.

В том же направлении создания благоприятной, комфортной обстановки в классе действует и отсутствие отметок на уроке. Это способствует преодолению внутренней скованности детей, проистекающей, с одной стороны, из-за стремления получить «пятерку», l с другой стороны - из-за страха получить «двойку».

Такова общедидактическая характеристика системы. Она целостна, ее части взаимосвязаны, каждая из них несет в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников. Исключение любой из них, нарушая целостность, влечёт за собой снижение эффективности системы.

О результативности обучения по системе Л.В.Занкова. Дети, обучаемые по данной системе, характеризуются большим диапазоном индивидуальных различий. Однако для них характерно и не что общее: они эффективно продвигаются в психическом развитии. Их развитие оказывается намного глубже, чем развитие учащихся, обучающихся по традиционной системе. Это можно ви деть на следующем примере.

В классе читают и разбирают басню «Лебедь, рак и щука». Как принято, учитель подводит учеников к осознанию морали басни - плохо быть недружными в деле, действовать несогласованно. Но один из учеников хочет дополнить сказанное. Он со- гласен с выводом, но хочет добавить: «Я думаю, все-таки они могли бы подружиться, ведь они же все водяные» (из наблюдений М. И. Красновой). Какой тонкий нюанс подмечает маленький школьник! Он на своем детском языке конкретным примером выражает общую идею о том, что всегда есть основа для согласия, ее надо искать и найти.

Особенно сильные отличия отмечаются в развитии эмоциональ но-волевых качеств учащихся.

Наблюдает ли ученик что-то или решает мыслительную зада чу, общается ли с другими или выполняет поделку, во всем можно видеть убежденность в правильности предпринимаемых шагов или суждений (это проявляется, например, в рассуждениях вслух при решении той или иной задачи): умение выдвигать предположения, отказываться от них, выбирать новое предположение, неподверженность внешним «провокационным» воз действиям (например, сомнениям со стороны учителя или экспериментатора при решении ребенком какой-либо задачи); способность к длительному внутреннему побуждению к деятельности (например, к длительному рассмотрению объекта наблюдения), что свидетельствует об участии волевых процессов; умение дать словесный отчет о сделанном.

Вместе с тем дети очень чувствительны и могут проявить негативное отношение к формальным требованиям, к формальным запретам, призывам, не вытекающим из реальной ситуации, когда им неясен мотив требуемого от них поведения. Иными словами, дети критичны. С этим связаны нередко возникающие трудности при переходе в средние классы. Нередко возникают ситуации, когда сталкиваются два разных понимания стиля взаимоотношений между учителем и учениками: ученики исходят из привычного для них представления о доверительных) неформально-человеческих отношениях на уроке, учителя, наоборот, - из требований формально-дисциплинарных. (Вот высказывания учеников, отражающие подобные ситуации: «Я поднимаю руку, хочу дополнить, а учительница говорит: "Ты что руку тянешь, я объясняю, а не спрашиваю"». «Я придумал свой вариант решения, а учительница не обратила внимания». И т.д.)

Далее. У школьников, пусть в самых зачаточных формах, возникает такое ценное качество, как способность к рефлексии, причем выражающейся не только в анализе и осознании своей учебной деятельности, своих способов овладения понятиями, что, конечно, важно, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самопознанию. Это отчетливо проявляется, например, в сочинениях о себе - насколько тоньше, многостороннее эти младшие школьники могут охарактеризовать себя.

С зачатками рефлексии связана способность к самоконтролю, к саморегуляции своих действий, поступков, поведения, причем не только в учебных, но и в житейских ситуациях.

Например, рассказывает учительница: «Недавно на уроке решали трудную задачу. После совместного анализа все начали решать в тетрадях. Вдруг один ученик встает и говорит, что он все-таки что-то не понял. И класс неожиданно как будто сорвался -перебивая друг друга, дети начали объяснять задачу. Тогда встает одна из учениц и громко заявляет: "Ребята, вы что? Неужели вы думаете, что Саша что-нибудь поймет при таком крике?" Все замолкли, а один из мальчиков говорит оторопело: "Правда, что это мы?!" Рассмеялись, расселись по местам, кто-то один стал объяснять. Инцидент был разрешен без моего участия».

Сами дети, сам коллектив класса регулирует свое поведение.

Следующая особенность школьников - тяготение к умственной, интеллектуальной деятельности, и прежде всего к деятельности, связанной с самостоятельным добыванием знаний. Она вызывает у детей яркие интеллектуальные чувства. С этим связана увлеченность детей учением (так трудно достигаемая в обычных условиях обучения).

Особо выделим такую важную ориентацию школьников, как отношение к себе как к ценности. Не в эгоистическом смысле, а в высоком человеческом смысле, когда любовь к себе, отношение к себе как к ценности выступает и как основа чувства собственного достоинства, и как основа понимания другого как ценности, основа дружелюбия, жизнелюбия. Не может человек воспринимать другого как ценность, если он себя таковым не осознает. Через себя человек познает боль и радость другого человека, через понимание себя понимает другого. Недаром библейская истина гласит: возлюби ближнего своего как самого себя. Как жаль, что об этом почти не говорится в современной нашей педагогике.

Основа воспитания такого отношения к себе - в недрах системы обучения. Даже первоначальные наблюдения за детьми в занковских классах убеждают, что в классе каждый - персона, личность, уважающая себя, но и уважаемая другими, уважающая других. Это видно из общения детей на уроке: как внимательно и уважительно слушают каждого! В то же время каждый сам сознает себя личностью, утверждает себя перед коллективом класса. «Как интересно Сережа рассказал, - можно услышать на уроке. - Но я его хочу дополнить». Нередко ученики обращаются к товарищу и напрямую: «Ты, Петя, высказал интересную мысль, но я хочу сказать, что я думаю по-другому». Тут и уважение, и интерес к другому, к его мнению, тут и самоутверждение. Таким образом, создаются условия, когда каждый удовлетворяет свою потребность быть представленным в сознании других. Как показывают психологи (А.В.Петровский и др.), - это важнейшая потребность человека, ее удовлетворение и создает почву для осознания себя как ценности, что, повторяем, является основой понимания и другого как ценности, основой возникновения дружелюбия, жизнелюбия.

Важно подчеркнуть и следующую черту. У детей появляется не только чувство уважения к отдельному человеку, но и чувство со дружества с одноклассниками. Это проявляется в их огромном стремлении к общению, в желании быть вместе, вместе проводить праздники, участвовать в совместных делах. И не только в желании, но и в умении совместно проводить досуг.

Особенности обучения по системе Л.В.Занкова. 1. Установка учителя на задачу общего развития учащихся.

Развитие, по Л.В.Занкову, - это появление в психике ребенка новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие - появление таких новообразований во всех сферах психики - в сфере ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование является плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в ее целом.

В начальных классах задача общего развития ребенка выдвигается во главу угла и рассматривается как основа успешного овладения программным учебным материалом, что должно стать обязательным требованием и в последующих классах.

2. Богатое содержание образования. Детям представляется широкая картина мира на основе ценностей литературы, науки, искусства. Обогащение содержания образования в занковских классах осуществляется за счет:

Обогащения программ общепринятых предметов - русского языка, математики, чтения;

Включения в качестве самостоятельных новых предметов, не свойственных общепринятому начальному обучению, - географии, естествознания, истории;

Изменения соотношения значимости изучаемых предметов; нет «главных» и «не главных» предметов, каждый направлен на общее развитие; -увеличения удельного веса знаний, черпаемых из непосредственного восприятия окружающей действительности, из различного рода экскурсий вне стен класса, школы;

Предоставления возможности учащимся привносить свои личные знания, наблюдения, суждения в ход изучения программного материала.

3. Построение обучения на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес теоретических знаний, быстрый темп изучения программного материала, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

4. 4. Отбор содержания дальнейшего образования, что, в свою очередь, обусловливает и отбор методов обучения, направленных на общее развитие учащихся. Такие методы исключают последовательное проведение учащихся по этапам получения знаний: сначала информативный, затем репродуктивный, частично поисковый, а затем только творческий этап. Учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность - во всех случаях, где имеется возможность, осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осмысление.

5. Внесение изменений в организационные формы обучения. В занковской системе урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, увеличивается удельный вес экскурсий. Урок благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель становится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности. Домашние задания носят разнообразный, часто индивидуальный характер, это снижает возможность возникновения перегрузки учащихся.

6. Характерный подход к оценке результативности обучения. Изначальная ориентация на оценивание усвоения материала дополняется оцениванием общего развития ребенка. Вторая задача становится приоритетной.

7. Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса коренным образом меняется. Конечно, нужно всемерно сохранять в последующих классах тот стиль взаимоотношений, который складывается на протяжении начального обучения.

Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологов, дефектологов, психологов и педагогов, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации.

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система Л.В. Занкова.

Система Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

- особенность системы - процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

дидактические принципы

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности

Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний

Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материал.

Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.

4. Принцип осознания процесса учения

Осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.

методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

предметные методики по всем образовательным областям;

Особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:

Понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

Владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;

Актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

Условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;

Активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

Проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

Индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.

формы организации обучения - классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников;;

система изучения успешности обучения и развития школьников –

для изучения результативности освоения учебных программ учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

Концепция "развивающего обучения" Л. В. Занкова оказала большое влияние на теорию, методику и практику начального образования в Советском Союзе второй половины

XX в., а затем и в России конца 1990-х – начала 2000-х. Созданная Л. В. Занковым дидактическая система направлена на общее психическое развитие школьников в процессе обучения. В значительной мере благодаря ее внедрению стал повышаться теоретический уровень начального обучения, расширяться объем учебного материала.

Одной из основных идей Л. В. Занкова является идея о том, что успехи ребенка в психическом развитии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Наиболее полное представление о концепции Л. В. Занкова дают предложенные им "принципы развивающего обучения". Перечислим их в последовательности, предложенной автором.

Принцип "обучения па высоком уровне трудности". "Если учебный материал и методы его изучения таковы, – утверждает Л. В. Занков, – что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо" . Предлагая данный принцип, Л. В. Занков отмечает, что обучение на высоком уровне трудности позволяет раскрыть духовные силы учащихся, дает им "простор и направление". Принцип обучения па высоком уровне трудности определяет в первую очередь построение содержания образования. Учебный материал является не только обширным и глубоким, но и несет в себе качественное своеобразие.

Сам факт наличия этого принципа свидетельствует о тесной связи системы развивающего обучения Л. В. Занкова с концепцией "зоны ближайшего развития" Л. С. Выгодского. То, что вызывает трудности при усвоении, находится за пределами "зоны актуального развития" и при верном моделировании содержания и методов обучения должно входить в "зону ближайшего развития".

Принцип "ведущей роли теоретических знаний" . Говоря о принципе ведущей роли теоретических знаний в обучении, автор особо подчеркивает, что это не следует понимать как принижение значения формирования умений и навыков. Л. В. Занков действительно уделяет этому большое внимание, данный принцип лишь определяет уже отмеченное выше, качественное своеобразие трудностей в учебной деятельности.

Однако повышение удельного веса теоретических знаний не может не влиять па характер процессов психической деятельности в обучении. Автор утверждает, что, благодаря ведущей роли теоретических знаний в обучении, имеющиеся у ребенка знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются в более сложные структуры.

Этот принцип ориентирует педагога стимулировать учащихся к поиску обобщений и даже закономерностей не только при изучении одной темы или предмета, но и целого ряда предметов.

Принцип "идти вперед быстрым темпом". Этот принцип, по мнению автора, выполняя служебную функцию по отношению к принципу "обучения на высоком уровне трудности", играет вместе с тем важную самостоятельную роль. Справедливо критикуя практику традиционного обучения, Л. В. Занков пишет: "Неправомерное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьника идет преимущественно “по накатанным путям”" .

Автор особо подчеркивает, что идти вперед быстрыми темпами вовсе не означает торопиться в учебной деятельности. Л. В. Занков говорит не о спешке или погоне за рекордами. Все это, по его мнению, также неприемлемо, как и многократные, однообразные повторения. Быстрый темп обучения призван дать возможность мобилизовать внутренние ресурсы психики ребенка, создать условия для обогащения его сознания новыми впечатлениями.

Принцип "осознания школьниками процесса учения". Л. В. Занков отмечает, что этот принцип напоминает традиционный принцип сознательности усвоения знаний, но отмечает при этом, что это лишь внешнее сходство. "Принцип сознательности в его обычном понимании и наш принцип осознания школьниками процесса учения, – пишет Л. В. Занков, – отличаются друг от друга по объекту и характеру осознания" . Если в традиционном варианте осознание обращено вовне и имеет своим объектом сведения, умения и навыки, которыми надо овладеть, то у Л. В. Занкова осознание обращено внутрь, на протекание учебной деятельности.

Ученик должен осознать сам процесс протекания учебной деятельности. Его осознание сориентировано на понимание смысла последовательности определенного расположения материала, уяснение его внутренних связей и особенностей. При помощи учителя ученик должен понять возможные ошибки при усвоении законов, правил или решении задач. Учитель объясняет, как их предупредить. Таким образом, сам процесс овладения знаниями, умениями и навыками становится объектом осознания.

Принцип щеленаправленной систематической работы над общим развитием всех учащихся класса". Раскрывая содержание, вкладываемое в эту формулировку, автор особо отмечает трудности, возникающие у неуспевающих школьников. Л. В. Занков считает, что в обычной практике начальных классов самым слабым школьникам предоставляется менее всего возможностей подлинно интеллектуальной деятельности. "Дополнительные занятия и огромные дозы тренировочных упражнений считаются средством, необходимым для того, чтобы преодолеть отставание неуспевающих школьников". Он обращает внимание на то, что перегрузка неуспевающих учеников тренировочными заданиями не только не способствует развитию этих детей, но лишь увеличивает их отсталость. Неуспевающие школьники, по справедливому мнению Л. В. Занкова, нуждаются в принципиально ином подходе.

Вероятно, данный принцип призван подчеркнуть ориентацию автора на решение задач индивидуализации обучения. Но поскольку в те времена и дифференциация, и индивидуализация обсуждались лишь применительно к двум группам школьников – "успевающим" и "неуспевающим", – Л. В. Занков ограничился лишь описанием сложностей, возникающих у самой незащищенной группы учащихся – "неуспевающих", и ни слова не сказал о другом полюсе – детях, способных значительно результативнее "средних" усваивать учебный материал. Они, как известно, имеют не меньше сложностей в обучении.

Все представленные принципы были реализованы многочисленными последователями Л. В. Занкова в программах обучения и методиках преподавания всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе. Специальные исследования показали, что реализация этих принципов привела к существенным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.

  • Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990. С. 115.
  • Занков Л. В. Указ. соч. С. 116–117.
  • Там же. С. 117.

Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.

Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.

Об основателе системы - Л.В. Занкове (1901 - 1977 гг.)

Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мире после Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.

  • Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
  • С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
  • В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
  • В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
  • С 1944 года - директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
  • В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
  • С 1955 по 1960 годы - заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
  • В 1968 году - избран действительным членом АПН СССР
  • 1970 - 1972 годы - заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР

Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития » ребенка и «зона ближайшего развития ». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, - писал Л.С. Выготский. - Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.

Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие ». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.

Целевые ориентации системы Занкова

  • Развитие личности ребёнка.
  • Высокий уровень общего развития личности.
  • Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.

Концептуальные положения системы Занкова

  • Обучение должно идти впереди развития.
  • Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
  • Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).

Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):

  • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  • системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
  • ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
  • обучение на высоком уровне трудности ;
  • продвижение в изучении материала в быстром темпе ;
  • осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
  • принцип единства эмоций и интеллекта , включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
  • проблематизация содержания (коллизии);
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход ;
  • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания обучения

Согласно цели всестороннего развития ребенка содержание начальной ступени обучения обогащено и упорядочено.

Цель начального образования по Занкову - дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

В системе Л.В. Занкова урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями.

Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности учащихся : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся , связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации — коллизии.

Коллективный поиск , направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура . Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает

учащимся:

  • развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
  • самостоятельность, уверенность, ответственность;
  • стремление к сотрудничеству.

учителю:

  • изменение взгляда на образование и ученика;
  • технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
  • расширение возможностей для творчества.

родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Недостаток системы Занкова

Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

,
кандидат филологических наук

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным. В чем выражаются эти отличия? Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное высказывание Л. В.Занкова "Ребенок — это тот же человек, только маленький" как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей — наших учеников:

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану.
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки.
Не вижу морковки!

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок строится в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки, которые неизбежны при самостоятельном добывании знаний, и чтобы это не каралось отметкой (скорее, наоборот: активность на уроке должна поощряться).

Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в Азбуке столбики слов и ответить на вопрос: "Какое слово пропущено? Почему?"

гол дом диван дорога / голы дома диваны дороги ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово "ворота", которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучивать слова и понимать их смысл, на доступном уровне включая процедуру анализа слов. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он читает и выполняет задание одновременно. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым — несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в момент, когда они, прочитав слово "ворота", приготовились назвать его в форме единственного числа — оказалось, что они не могут этого сделать. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик без всякого смущения говорит: "Здесь пропущено слово "воротник". Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: "ворота — воротник", кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.
Дети: (дружно ) Стол!
Учитель: Облака.
Дети: Облако!
Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов "нож" и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.

Учитель: Окна.
Дети: Окно!
Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Дети не знают ответа.

Учитель: Вот какие слова есть в русском языке! Слова, которые не имеют формы единственного числа.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: "Ошибка — находка для учителя!". Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, В. В. Сухомлинский, Б. Д. Эльконин и В. В. Давыдов прежде всего отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее "палкой в руках учителя". А теперь и Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению на протяжении всей начальной школы. В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения ученика.

В-третьих, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, природу, предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив, — яркую, насыщенную, интенсивную. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали выражение "облегченная система Занкова". Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?!

"Трудность", которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок, наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных "карательных" мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких "парадоксальных" ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

На фрагменте урока вы увидите, как проходила работа в конце 1 класса. Обратите особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят.

Учитель: Найдите "лишний" рисунок.

(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)

Ученик 1: "Лишний" пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.
Ученик 2: А еще "лишний" первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: "Лишним" можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.
Ученик 4: "Лишний" четвертый рисунок — на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.

Возгласы детей: "Все, больше нет ничего", "Неужели еще есть "лишнее"?"

Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.

Дети: Средний рисунок "лишний": на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: "Молодец", "Ура", "Вот это да!"
Дети: А может быть, еще есть "лишнее"?

Еще рассматривают, других вариантов не находят.

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у ваших детей, трудные ли это задания, ответят — интересные.

Какие учителя ведут уроки в занковских классах?

В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась "своей". Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя — высокие профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить — здесь не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь они потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего развития, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые регулярно проводятся как в Москве, так и в регионах России.

И только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л. В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система, напомним, является государственной. Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается "занковцем".

Много ли в настоящее время в России занковских классов?

В среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л. В.Занкова; при этом в различных регионах процент занковских классов колеблется от 15 до 40%. В Москве стабильно держится показатель 30% — то чуть меньше, то чуть больше. Но, повторяем, для системы, которая полностью строится "от ребенка", принципиальна не широта распространения, а осознание и принятие учителем принципов ее построения. Что касается продолжения обучения в основной школе по системе Л. В. Занкова, то мы считаем эту проблему чрезвычайно актуальной и работаем над ее решением.

Обучение в начальной школе закончено — что дальше?

Сейчас наш коллектив работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9-е классы). С этой целью в ФНМЦ создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в страны.

Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене, занковских школьников до конца их пребывания в школе отличает учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

А если родители отдают предпочтение другим системам обучения?

Мы уважаем свободу выбора родителей и никогда и никому не навязываем своей системы. Мы считаем недопустимым ее внедрение в административном порядке; напротив, необходимо, чтобы в данной школе (или в соседней) были классы, обучение в которых ведется по другим системам (традиционной или системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). У вас всегда должен быть выбор, как и у учителя. Если вы не принимаете учебники, по которым будет учиться ваш ребенок, если вас раздражает организация процесса обучения и если учитель не развеял ваши сомнения, вы можете перевести своего ребенка в класс с другой системой обучения.

Что такое Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова (ФНМЦ)?

ФНМЦ является одним из подразделений Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации. В нем интенсивно и плодотворно работает коллектив энтузиастов и единомышленников различного профиля: ученые (как специалисты по школьным предметам, так и психологи), методисты, учителя. Костяк составляют сотрудники, которые вместе с Л. В. Занковым выстраивали новую систему обучения и которые являются основными авторами учебников. Их осталось семь человек. Рядом выросла новая плеяда молодых занковцев, и сейчас ФНМЦ объединяет 26 авторов-исследователей.

Мы все искренне привержены системе общего развития школьников.

Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л. В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста классов. На основе теоретического и практического осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Таким образом, сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, современных условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами.

В 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова.

Наши организационные достижения за прошедшее десятилетие:

  • система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ города Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия);
  • в регионах открыты филиалы ФНМЦ им. Л. В. Занкова, планы работы которых координируются с планом Центра с учетом местных условий;
  • организована очная переподготовка работников образования в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также во время выездов на места (примерно 40 выездных курсов ежегодно);
  • Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л. В. Занкова, издает журнал "Практика образования"; регулярно проводит детские олимпиады, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки работников образования; проводит конференции и конкурсы учителей.

Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются ФНМЦ им. Л. В. Занкова, Объединение учителей-занковцев и самарское Издательство "Учебная литература" Корпорации "Федоров".

В конце еще раз подчеркнем, что основная особенность системы и основная трудность ее разработки заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой — целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем, связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования, — с другой.

Мы будем рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина России — вашего ребенка.

Для начала давайте сверим наше и ваше понимание двух основных для начала обучения вопроса. Согласны ли вы с нами?

  1. В чем состоит помощь родителей детям в обучении?
    • В уходе за ребенком, в обеспечении (по возможности) нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.
    • В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении музеев, театров и просто в дружеском разговоре.
    • В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.
    • В постоянном контакте с учителем.
  2. Чего родители не должны делать?
    • Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.
    • Наказывать за неуспех, в основе которого лежат индивидуальные особенности вашего ребенка.

Более подробно эти и другие позиции родительской грамоты раскроет учитель вашего ребенка на родительских собраниях.

Обсуждение

Программы по музыке и их наполнение - старые. унылые, не отвечающие сегодняшнему дню.
Их составляла женщина из прежнего НИИ Худож. воспитания- по образованию скрипачка, "вялая и безынициативная", как в одной комедии сказано, сама уже давно бабушка. Вот и программы ее, и репертуар - такие, что от них зевота начинается.
Песни детские современные ведь сочинять не перестали, а она все чушь какую-то рекомендует.

07.06.2016 15:21:42, Екатерина Сергеевна

Надо в корне переделать учебник по математике. Программа чудесная, подход к ознакомлению с новым материалом замечательный, но опыт показывает, что отработка навыка идёт через многократные тренировки. Приходится самим составлять задачники, решебники. Увы, это не только моё мнение. Тогда и родители будут меньше возмущаться.А в целом я люблю эту программу. Но жаль учебников Романовской,малый объём имеет учебник Свиридовой,Чураковой,спасибо Лазаревой. Скучаю без естествознания Товпинец, окружающий мир надо разинтегрировать.Спасибо.

25.12.2008 18:09:57, Людмила

Все бы ничего, только вот помимо Занковской системы нам ввели изучение двух иностранных языков, один английский и второй местный бурятский, и по расписанию в один день математика, русский, английский и бурятский - у моего ребенка второклассника после этого в голове все буквы путаются, ему тяжело!!! Неужели нельзя как то дать ребенку хоть кусочек детства??? Дайте им поиграть и подурачиться, с такими науками у нас ни на что нет времени((((я жалею что отдала сына на обучение по этой системе, мы в классе делаем задания, и на дом задают по два и по три упражнения. Появится возможность переведу в обычный класс и не пожалею.Уверенна учиться хуже он не станет, зато времени на библиотеки,игры,чтение книжек, посещение музеев,творческих кружков у него появится!

11.11.2008 13:16:00, Наталья

Как введение учителей-предметников в начальной школе соотноситься с организацией личностно-ориентированного обучения?

08.08.2008 17:52:16, Светлана

мой сын учится по этой системе, перешел во 2 класс- ему тяжело- на мой взгляд из-за не складыающихся отношений с учителем. Знаю только что в старших классах детям, обучившимся по этой системе легче дается обучение.

08.08.2008 15:28:55, светлана

мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год. ничего такого особенного и сложного я не обнаружила. специально систему не выбирала. просто ближайшая школа по ней учится. перед первым классом заморочилась по поводу этой программы, но нашла только то что ее хвалят. наша учительница вообще вся в восторге от этой системы! единственное могу ответить, что в конце первого класса уровень (желание и умение) чтения у дочки достаточно высокий. но это может зависит и от индивидуальных особенностей ребенка.

А я об этой системе слышала только хорошее, да, сложновато, но. согласитесь, интересно и неординарно...
Мы в этом году идем в первый класс и целенаправленно пошли в подготовительную группу по системе Занкова, надеемся, что все понравится, а со сложностями ребенок справится, если рядом будут понимающие и любящие родители.

А, я из этой статьи вынесла, что все как всегда, зависит от учителя.
И видела учебник математики для 1-го класса по этой системе без картинок! Вообще! Это, я считаю, перебор.
И еще какая-то глупость - якобы 30% классов идут по этой программе. Что-то незаметно...

Советская система образования и воспитания, как была лучшей, так и остается таковой.

20.07.2008 20:51:40, Малыш

Комментировать статью "Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 2"

В данной статье я хотела бы рассказать об экзамене по немецкому языку Start Deutsch A1. Поскольку я являюсь преподавателем немецкого языка, мне часто приходится готовить своих учеников к международным экзаменам, и к этому экзамену в частности. За 12 лет я накопила большой опыт подготовки, а также полезную информацию, которая может пригодиться всем, кто планирует сдать этот экзамен. Экзамен Start Deutsch A1 сдают обычно те, кто выезжает на постоянное место жительства в Германию. Например...

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. мы отучились первый класс по Занкову. щас будет...

Телеканал «Мир» сообщает: Все российские школы должны перейти на систему инклюзивного образования через пять лет. Один из главных вопросов - где взять столько учителей? Как оснастить школы? Распашные двери, расширенные проемы, низкие пороги, пандусы, лифты, таблички для слепых – лишь неполный список госстандартов. Под новую систему разработали и новые стандарты аттестации. Каждому ученику с особенностями развития необходим индивидуальный подход...

Как сообщает Quartz, у финских школьников теперь не будет отдельных предметов математики, географии, истории, физики или литературы. Все эти предметы комплексно заменит один, который будет включать в себя элементы разных предметов, чтобы школьник смог взглянуть на мир со всех сторон. Уже нет уроков по предметам в Хельсинках у 16-летних учеников. И в планах расширить такую систему к 2020 году на все школы в стране. Министерство образовании Финляндии считает, что учить детей "по-старинке" уже...

Подозреваю, что бОльшая их часть из куда менее благополучных школьных округов Что этот ребенок вполне для более продвинутого обучения, например - языковой спец Вопрос в другом - почему-то учителя-предметники не берут учебники, продолжающие систему Л. В. Занкова...

Обсуждение

Начали за здравие, кончили за упокой.

Все дети разные. Всем детям подходит разное. Не надо "одной програмы для всех".

Не знаю в какой вы стране. В Америке, математику учат приблизительно с той же скоростью, что и в России (может, на полгода отсаставание, в старших классах есть выбор, учиться быстро, или забить). В Сингапуре и Китае учат приблизительно на год быстрее чем в Америке.

"Примеры из 9 действий на умножение и деление пятизначных чисел (!) в четвертом классе?!" - ДА! И легко! Хоть 10-значных. Задачи с иксом - 5-й класс. Степени, корни, графики, уравления с двумя неизвестными - 6 класс. Легко.

Не надо писать за всех. Все дети разные... очень. Не хуже, не лучше. К слову, мои ребенок не говорил до 4-х лет. Школу любит.

18.12.2012 21:28:17, masha__usa

Похоже на вальдорфскую школу. Такие и у нас есть, хоть и мало. Кому-то нравится, кого-то не устраивает...

Девочки, первый класс уже в прошлом, закончилась и первая четверть второго! Многое преодолели семьей, давайте делиться проблемами и преодолевать их вместе?:)) У нас система обучения "школа 2100", ИМХО, лучше бы все оставили прежним. Я не против новизны, я за продуманность программы! Хорошо, что образование и знания позволяют мне держать ребенка на плаву, а ведь пошел в школу с полным набором знаний первоклашки! Читал, считал прекрасно! Единственное - в школе "писать" строчными буквами научили...

Обсуждение

У нас такая же ерунда, пишет, - ну просто убиться с тумбочки!!! Когда торопится - это кошмар-кошмар! Мне бы такое даже в страшном сне не приснилось (((Вот вы сетуете на программу 2100, а у нас Школа России, - ничем не лучше, прописи по Горецкому, с ошибками были напечатаны, мы еще букву Ы не проходили, а они уже предложения с этой буквой дают. В общем, бардак какой-то. Учительница нам сразу сказала, на первом собрании после того, как нас приняли в школу: мне эти прописи не нравятся, давайте другие возьмем, - и мы приобрели 4 части прописей Узоровой и Нефедовой и дополнительно в них писали наряду с Горецким.
А наша логопед (с младшим занимается) посоветовала нам купить прописи этих же авторов Узоровой и Нефедовой голубенькая толстая тетрадка с девочкой на обложке. И писать в них, причем карандашом, и если какая буква не так написана, то берешь, стираешь, - и пусть деть заново выписывает буковки. Кстати, проверено, после 4-х страниц переписывания по три раза, ребенок понял, что писать нужно аккуратнее:-) Но мы прервались, и забросили, потому что времени совсем нет ((Я заставляю в черновик сначала писать, а потом, если мне ну совсем никак почерк или ошибок много, то переписывать еще раз. А еще она посоветовала разлиновать лист А4 именно косой линейкой, такого же наклона, что и в прописях, но намного чаще и жирным черным чем-то, фломастером или ручкой, и подкладывать под лист, на котором ребенок будет писать, эти линейки будут просвечивать и детю будет легче писать буквы под нужным наклоном и размера нужного. По идее, буквы должны как раз попадать между этими линейками в свое пространство - это как раз для отработки красивого и ровного письма. Мы так до этого и не дошли ((((
А еще мне не нравится, что каждый год меняют правила написания букв, букву Я Серега мой вообще пишет как-то череззаборногузадерищенски, - я говорю, ну смотри, как легко, крути себе ручку... а он мне, - нет, мол, мама, нас учили так... я даже не могу до сих пор повторить это, у меня мозг отказывается воспринимать подобную чепуху)))
Все буквы с крышечками сверху: Б, Т, П, Г, Р - ребенок пишет сначала крышечку, а потом уже палочки, - что за бред! И я понимаю, что учитель не виноват в том, что сидят наверху какие-то дятлы и открывают заново Америку!!!

У нас "Школа 21 века", математика обычная по программе + Гейдман. Задавали и в первом классе много и сейчас:(Интересно, а на каникулы всем задали? У нас: по русскому - писать по 3 диктанта в день+2 страницы заданий из раб. тетради "Пишем граммотно" (там есть задания, которые нужно и в тетрадь переписывать). По математике доделать до конца всю рабочую тетрадь№1 Гейдмана (получилось по 6 страниц в день все каникулы и выходные нужно делать)+ 2 страницы заданий из обычной рабочей тетеради по программе + каждый день заниматься в компьютерном математическом тренажере (если кто знает - "МатРешка"), и еще прочитать к понедельнику книгу "Витя Малеев в школе и дома", я поделила на количество дней - нужно читать в день по 58 страниц... Школа обычная. Не знаю, может сейчас везде так?

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год. ничего...

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть? Как правило, у ребёнка нет желания учиться трудно и тяжело. Прежде всего надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более...

Некоторые родители спрашивают: "А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?" Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет...

Реализация - успешная во многом зависит от таланта учителя. А, если педагог талантлив. то он талантливо обучит и по классике. ИМХО... что говорит интернет:"Проект «Перспективная начальная школа» – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы». Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова."

Идите туда, где понравилась учительница. Любая программа до того, как взял её учитель в руки, мертвый груз. Она оживает только в прямом воплощении её учителем. От учителя зависит насколько адекватно авторскому замыслу он будет её воплощать.
Про профили классов: я бы не стала так жестко с 1 класса программировать будущий профиль занятий ребенка. 7-8 класс, по-моему, идеальный вариант, чтобы определиться, тем более, что многие сильные лицеи и гимназии именно в это время проводят свои наборы.

Идея развивающего обучения - очень близка. Реализация ее в системе Эльконина-Давыдова, Занкова в условиях массовой школы... Я прекрасно знаю что это за система. Каждое слово учителя прописано, мы конспекты ей месяцами защищали, все ответы заранее просчитаны, к...

Обсуждение

У меня сын учится по эльконинской программе. Из плюсов - действительно что-то новенькое вначале. Периметры, площади. Но зато как они считают - это слезы просто. Во втором классе еще не вылезли из второго десятка. До школы сын выполнял арифметические действия с трехзначными числами куда быстрее, чем сейчас с двухзначными.
Еще учебники, видимо, наспех делались, поэтому иногда формулировки довольно косноязычные. О чем идет речь не всегда понятно, потому что трактовать можно по-разному.
Из совсем мелочей - я не понимаю, как разработчики программы развивающего обучения могли сделать рабочие тетради на 5 мм больше стандартных обложек на тетради-учебники:) ? приходилось каждый раз обрезать эти 5 мм больших полей (желающие могли продолжать поиски нужной обложки, у нас среди родителей никто не нашел:)
Я не сильно вникающий родитель, я не хочу изучать все существующие программы. У меня нет твердой уверенности, что к окончанию младшей школы объем знаний будет соответствовать уровню, пройденному в других программах. Я вовсе не против, того, чтобы они проходили, допустим, различные системы счисления. Но я понимаю, что на экзаменах в пятый класс не может быть вопроса про системы счисления, но зато, скорей всего, будут темы, которых в нашей программе не было, развейте мои сомнения, пожалуйста.

День добрый! Случайно 5 лет назад у меня оказалась книжечка проф.Венгера. Побывала тогда в центе Венгера. Примерно в этом русле мы и жили все эти годы, правда без садика. Теперь мальчик занимается по тетрадкам Микулиной, одного из авторов раннего учебника Эльконин-Давыдовской программы. Но все вне коллективного обучения. Сам находит закономерности, сам придумывает правило или слово, сам решает задачи, мама на последней стадии формирует общепринятый математический язык. Не хватает методичек по программе Давыдова. Куда можно обратиться, где можно найти методички и описание методы?

Эта система очень не однозначная, в классе в котором учился племянник из 24 человек 8 ушли, потому что родителям не понравилась программа. Зато остальные, в том числе моя сестра в восторге. Программа развивающего обучения, вот что главное в системе Занкова.

Обсуждение

Спасибо всем большущее за отклики!

22.03.2000 14:26:19, Olga

Эта система очень не однозначная, в классе в котором учился племянник из 24 человек 8 ушли, потому что родителям не понравилась программа. Зато остальные, в том числе моя сестра в восторге. Программа развивающего обучения, вот что главное в системе Занкова. Минимум зубрежки, много логической работы. Очень мало повторений (с этим осторожнее, не всем детям такое может подойти). Моя мама завуч в школе, часть классов в начальной школе работает по Занковской системе. При равных начальных условиях дети из Занковских классов выходят более раскрепощенные, развитые, веселые в конце концов. Но!!! и это главное условие, мама говорит, что в занковских классах работают учителя-звездочки, очень увлеченные и знающие, готовые всегда учиться (в ее школе естественно). Мне кажется, что учитель, которому все равно не будет осваивать новую систему, обойдется тем, чему научился в институте или училище. Так что я планирую, что мой сын будет ходить в занковский класс.

22.03.2000 10:09:28, Лена К.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека