Тема болезни в произведении А.И.Солженицына "Раковый корпус" в контексте русской прозы ХХ века

Александр Исаевич Солженицын - писатель с мировым именем, человек с небольшой биографией,яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.
А.И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенные года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А.Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь. Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. В близости смерти, в ожидании своей участи он видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего - о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А.И.Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что "возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель". После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А.И.Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована была идея только почти через десять лет. Попытки напечатать "Раковый корпус" в журнале "Новый мир" успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году за границей.
Всех собрал этот страшный корпус - тринадцатый, раковый. Гонимых и гонителей, молчаливых и бодрых, работяг и стяжателей - всех собрал и обезличил, все они теперь только тяжелобольные, вырванные из привычной обстановки, отвергнутые и отвергнувшие все привычное и родное.
Одна из тем повести "Раковый корпус" - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить.
Л.Дурнов, академик РАМН, профессор замечает, что интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. "Час пик" обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в ХIХ и начале ХХ века господствовала "литература туберкулеза" (стоит только вспомнить "Цветы запоздалые") А.П.Чехова или "Жизнь взаймы" Ремарка), сегодня преобладает "литература рака". Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями.
Академик замечает:"Читая "Раковый корпус", не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший начинает чувствовать себя одиноким: "...все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один".
"На мгновенье болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть".
"Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату". Больной все более становится зависимым от окружающих. Тема болезни у писателей связана с одиночеством, которое помогает осмыслить все происходившее, оценить и найти рациональные пути выхода из пограничной ситуации.
В "Раковом корпусе" сталкиваются и расходятся два действующих лица. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи противопоставлен образу Олега Костоглотова - ссыльного, отчасти напоминающего самого Солженицына.

В "Раковом корпусе" почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, напоминает о себе "вечной ссылкой" Костоглотова. Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками. Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой. Угроза гибели человека нависает уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А.И.Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его. Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны. Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Эти люди не признают духовных ценностей. Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А,И,Солженицына, в них спит или нпрочь отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов: "Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?" Для Олега больничная палата стала школой. Понятна тяга его к простой жизни.

Очень интересно описано состояние больного врача Донцовой, работающей в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного.
Своим признанием болезни она исключила себя из благородного сословия врачей и ставит себя на место больного. Вспоминаются прекрасные строчки Б.Пастернака:"Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю".
Но с другой стороны, Солженицыным очень верно подмечено, что все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

И,кажется, Александр Исаевич прожил в "Раковом корпусе" за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.
Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература. Костоглотов задумывается над отечественной словесностью. Не случайно в палате появился томик Льва Толстого. Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы ХIХ века с его "главным законом" Толстого - любви человека к человеку.
Раковая болезнь уравнивает больных. Если для Русанова болезнь - это возмездие, им самим не осознанное, то для некоторых, как для Ефрема и Шулубина, это приближение к мучительному прозрению.
Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку.
Лишенный возможности завести семью (Костоглотова кололи гормональными лекарствами), он выходит исцеленный телесно из тринадцатого ракового корпуса; Русанова, ложно надеющегося на выздоровление, родные увозят на машине.

Солженицыну близка концепция позднего Толстого. "раковый корпус" - это скорее философская повесть. Тут, как в повести Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", автор ставит своих героев лицом к лицу со смертью и каждого принуждает оглянуться на прожитую жизнь и задуматься над ее смыслом. Над смыслом жизни - своей и общей.
В повести Л,Н,Толстого "Смерть Ивана Ильича", герой которой тоже видит "ложь" в прожитой жизни, и ему открывается истинный ее смысл, та "общая идея", которая все объясняет в мире. Любопытно, что есть совпадения и в образном строе философско-гносеологических художественных обобщений двух писателей.

Чиновники по профессии (Русанов и Илья Ильич) принадлежат среде богатых людей, где вещь ("гардина") становится чуть ли не синонимом жизни, а упоминания о душе кажутся смешным предрассудком, постепенно опустошили души героев. Привыкшие к привилегиям, отгородившиеся от жизни, они любят "народ", но брезгливо относятся к людям. Русанов повинен в тяжких грехах: донес на товарища, выявлял родственников заключенных среди работников и заставлял отречься от невинно осужденных. Ивана Ильича всегда бодрила "возможность всякого посадить в острог". И вдруг они замечают, что врачи к ним относятся так же, как они сами относились к людям. В период болезни Русанов чувствует себя человеком второго сорта, но не меняет своего отношения к жизни. это пример статичного героя. Илья Ильич Толстого представляет собой героя динамического, смерть которого полна великого смысла нежели жизнь, полная деяний. Для Толстовского героя болезнь отказывается откровением.

Проблема кризисных состояний человека является чрезвычайно актуальной.
Каждый день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но так же продолжают люди жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить детей. Каждый думает, что способен на подвиг. А подвиги кроются в самой обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью и заботой о ближних.

Страх в результате непонимания причин внезапной болезни открывает мир художественных произведений русских писателей как ХIХ, так и ХХ вв. Человек, оказавшийся у смертной черты, протестует, не понимая, почему умирать должен именно он, а не кто-то другой, для кого смерть, возможно, является закономерной участью. Именно на пороге смерти, не желая смириться с участью "всякого", человек обращается, иногда впервые, к Богу, чтобы призвать его к ответу на вопрос - зачем? почему именно я? И этот момент осознания смерти становится исходным для обретения человеком самого себя как частицы Бога или мирового целого. Иначе говоря, смерть открывает собой величайшую тайну откровения: что есть человек и какого его предназначение. Такую гуманистическую задачу и пыталась выполнить русская литература, размышляя над судьбой человека и мира на пороге болезни или смерти.

Герои Толстого, как правило, менее всего думающие о смерти в течение жизни, становятся "приличными" людьми именно накануне своей смерти. Автор будто бы специально губит их, чтобы дать возможность "воскреснуть" в новой преображенной сущности еще до физического конца. Ведь его герои, по большому счету, и не являются людьми до тех пор, пока не попадают в пограничную ситуацию - болезнь. Все они до этого важного, откровенного события жизни были кем угодно - приличными служащими, чиновниками, родителями, супругами, - но только не людьми в подлинном смысле этого слова. Когда же они попадают в ситуацию "быть или не быть", в них пробуждается человеческая сущность. Болезнь, как наказание, пришла, оказываетс, потому что я жил "не так, как надо", "неправильно", "неприлично". Началом болезни является ностальгия по божескому в человеке и вопрос "зачем?" всегда имеет своего адресата - Бога. Смерть человека есть возвращение к истинному пониманию веры, которая вместе с размышлениями о конце бытия менее всего волнует при жизни.
Смирение перед неизбежностью болезни, а затем смерти настраивает человека на то, чтобы принять эту мысль с великим терпением.

Реалисты считали, что для исцеления общества необходимо сначала исцелить человека. И у Солженицына раковая болезнь - символ той злокачественной болезни, которая проникла в плоть и кровь общества.
"Раскаяние (покаяние) есть первая пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед... лишь с раскаяния может начаться духовный рост",- пишет Солженицын в 1973 году в статье "Раскаяние и самоограничение". Грехи, от которых следует избавляться и в которых надо каяться, - сквозная тема его творчества. Это и национальные грехи - крепостное право, уничтожение коммунистами исторической России; это и личные грехи - ложь, насилие, безответственность, жестокость и т.п.
"Раковый корпус" предостерегает нас от общественной апатии, жизни по инерции, участия во лжи, ведущих, как к духовным болезням всего общества, так и к физическим болезням конкретного человека, помогает выработке гражданской позиции.
Творчество А.И.Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.
На мой взгляд, изучение творчества А.И.Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа ("Смерть Ивана Ильича" Л.Н.Толстого) наиболее продуктивно.

Л.Дурнов,
академик РАМН, профессор

Раковый корпус Александра Исаевича Солженицына я читал трижды. Первый раз - в 1979 г., когда он был запрещен. Тогда он не произвел на меня особенного впечатления, и не знаю, почему. Может быть, отчасти потому, что искал в нем что-то запрещенное, недозволенное и именно с этой точки зрения перелистывал страницы. Нельзя сказать, что повесть мне не понравилась, но, как говорится, я ею не проникся.

В 1983 г. я писал одну из своих медицинских книг в домике директора Дома творчества в Переделкине. Почти напротив дачи, в которой я жил, был дом хорошего писателя и человека Бориса Ласкина. Как-то у нас с ним зашел разговор о литературе, и Ласкин заговорил о Солженицыне. Вы читали его Раковый корпус? - спросил он. - Прочтите еще раз, и вы поймете, какой это большой писатель. Написано не хуже Смерти Ивана Ильича Льва Толстого, - добавил он, - но еще и с солженицынским оптимизмом. С большим трудом я достал повесть (она все еще была под запретом), прочел и был очарован ею.

В этот период я попал в больницу и прочитал ее еще раз с карандашом в руках не как обычный читатель, а как врач-онколог. И понял, что это не только художественное произведение, но и руководство для врача.

Самые яркие впечатления о медицине я получил не из официальных учебников, написанных обычно сухим, невыразительным языком, а из книг знаменитого С.Юдина. Он был не только великолепным хирургом, но и талантливым в других областях человеком. Какими волнением, образностью, захватывающим сюжетом отмечены его Этюды желудочной хирургии, которые стали настольной книгой хирургов моего поколения. Интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. Час пик обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в XIX и начале ХХ века господствовала литература туберкулеза (стоит только вспомнить Цветы запоздалые Чехова или Жизнь взаймы Ремарка), сегодня преобладает литература рака. Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями. Я не знаю ни одной книги, где бы описывалось выздоровление больного со злокачественной опухолью.

И вот предо мною Раковый корпус - книга, появившаяся в сложное время, особенно для самого писателя, книга, несмотря ни на что, оптимистическая, столь необходимая сейчас. Меня не оставляет чувство, что повесть написана дипломированным, знающим врачом. И потрясающая образность. Судите сами: весело разговаривающая женщина... никак не подозревала, что этот сантиметровый пустячный шарик, который ей не хотят почему-то отрезать, есть... губительные одинокие клеточки, лодки десантные во мраке? И причалили где? И все это в сочетании с профессиональными наблюдениями: Она стала смотреть его кожу на полях облучения. Пожалуй, кожа уже взывала об окончании. Поверхностная реакция могла еще и усилиться после конца сеансов. Не каждый врач, непосредственно не связанный с радиологией, к сожалению, знает об этом. Мне все время кажется, что со мной разговаривает врач: Оставалось... лишь продолжить старую карточку, записать, что стали атрофичны мягкие ткани, и что, по всей видимости, это есть позднее лучевое изменение.

Одна из достаточно часто встречающихся опухолей у подростков - остеогенная саркома - злокачественное новообразование кости. На протяжении повести прослеживаются больные с различными онкологическими заболеваниями, и даже сами они об этом говорят: Все-таки есть рак и рак... Из раков - еще какой рак. В каждом плохом положении еще есть похуже. Так вот, остеогенная саркома - опухоль, прогноз при которой очень серьезен, и об одном из таких больных рассказывает Солженицын. И опять у меня возникает то же чувство - пишет об этом врач или человек, перенесший эту болезнь (хотя, и это известно, у автора не было подобной опухоли). Не надо читать специальные книги об опухолях костей. Достаточно только вспомнить, как описывает признаки болезни Александр Исаевич: ... Кто-то в суматохе с мячом не нарочно стукнул Демку бутсой по голени, Демка и внимания не придал, похромал, потом прошло. А осенью нога разбаливалась и разбаливалась, он еще долго не показывал врачам, потом ногу грели, стало хуже, послали по врачебной эстафете... Здесь все правда: и обычное обнаружение опухоли в ноге или в руке после травмы, в большинстве случаев позднее, и неправильное лечение, с которым сталкиваются онкологи (ногу грели). А как он описывает фантомные боли у того же Демки! Уже прошла неделя - и первым пламенем отпылала отрезанная нога. Операция уходила в прошлое, но нога по-прежнему жила и мучилась вся тут, как не отрезанная, и даже отдельно слышал Демка каждый палец отнятой ноги.

А как верно о хирургии! Прочтите хотя бы это: Когда волнуется хирург не новичок? Не в операциях... Ну, разве иногда внезапно осложнится, хлынет кровь, и вспомнишь, что Резерфорд умер при операции грыжи (писал бы Солженицын сейчас - вспомнил бы погибшего на операции, тоже считавшейся несложной, С.П.Королева - Л.Д.). Волнения же хирурга начинаются после операции, когда почему-то держится высокая температура или не спадает живот, а теперь на хвосте упускаемого времени надо без ножа мысленно вскрыть, увидеть, понять и исправить - как свою ошибку. В годы, когда писалась повесть (а это 1963 - 1967 гг.), Солженицын поднимал вопросы, волнующие врачей и общество сегодня. Например, о необходимости воссоздания статуса семейного врача, без которого невозможно гармоничное развитие семьи. И речь идет не только о физическом здоровье, не только о создании определенной психологической атмосферы в семье, но и о воспитании чувств, о нравственности. Вот его слова: А ведь между другими наставниками молодежи мы потеряли еще одного, очень важного... семейного доктора! Девочкам в 14 лет и мальчикам в 16 надо обязательно разговаривать с врачом... Надо, чтоб это был тот самый дядя доктор, которому они с детства показывали горлышко и который сиживал у них за чаем... Он не только предупредит их от ошибок, от ложных порывов, от порчи своего тела, но и вся картина мира для них омоется и уляжется. Лучше не напишешь и не скажешь!

И еще: Вообще семейный доктор - это самая нужная фигура в жизни, а ее докорчевали. Поиск врача бывает так интимен, как поиск мужа-жены. Но даже жену хорошую легче найти, чем в наше время такого врача.

В последние годы на страницах любой газеты можно встретить материалы о платном лечении, оно внедрено разными путями и продолжает внедряться. Во времена написания повести разговоры о платном лечении считались кощунственными, не совместимыми с принципами бесплатной медицины в социалистическом обществе.

Герои Солженицына обсуждают и эту тему: Что значит бесплатность? - платит не пациент, а народный бюджет, но он из тех же пациентов... Сейчас не знаешь, сколько заплатил за душевный прием, а везде - график, норма выработки, следующий! И дальше: Я не говорю, что все лечение полностью надо сделать бесплатно. Но первичное - обязательно... Да и то вот в нашей клинике: почему два хирурга оперируют, а трое в рот им смотрят? А если б деньги от пациентов, да ни один пациент бы к ним не пошел....

Удивительно, как много вопросов поднято в этой сравнительно небольшой книге. Здесь и рассуждения о знахарстве, особенно распространившемся сейчас, о его причинах и многом другом. Но, конечно, главное - психология больного, психология взаимоотношений врача и больного - деонтология. И с этой точки зрения повесть должна изучаться врачами как пособие. Вообще говоря, психология больного злокачественной опухолью - предмет особых исследований. Написано много работ, защищены диссертации, получены определенные результаты. Большой интерес представляют отношения родственников к больному, к его врачу, чувство одиночества нередко возникающее у онкологических больных, отношение к смерти, к религии, психологический настрой больного и течение болезни. Столь важные медицинские проблемы изучены недостаточно, что, кстати, оставляет поле деятельности для различного рода шарлатанов.

Читая Раковый корпус, не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший (и это такая правда!) начинает чувствовать себя одиноким: ... все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один.

На мгновение болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть.

И одиночество Вадима пульсировало, трепыхалось...

Одиночество среди больных и даже среди близких. Но тем больше тяга к домашнему очагу и к тем же близким людям. Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату.Больной становится все более зависимым от окружающих. К сожалению, наши больничные режимы и, может быть, не самые лучшие традиции препятствуют общению больного с людьми с воли: дни посещений, часы посещений.

Как верно подмечено состояние больного, впервые пришедшего в онкологическую больницу. Как все действует на него! Мы, врачи, порой не знаем те мелочи, которые задевают обостренные чувства больного. Даже неулыбчивое лицо встречающей его медицинской сестры пугает, а больничная обстановка угнетает: Я восемнадцать часов здесь! - а меня никто не лечит!

Не только их операционная судьба, но еще эти серые бумазейные обтрепавшиеся халаты, неопрятные на вид, даже когда они были вполне чистые, отъединяли, отрывали женщин от их женской доли и женского обаяния... Угнетенная болезнью и убогая в таком халате, женщина не могла обрадовать ничьего взгляда и понимала это.

Вечный спор в онкологии: говорить или не говорить правду больному о его болезни. Больная, сама врач, вытирая рот после бариевой сметаны... еще раз объявила: Нет, больной не должен знать всего! Я так всегда считала и сейчас считаю.

В нашей стране многие врачи придерживаются этого правила. Все зависит от степени подготовки общества. Мне пришлось присутствовать на встрече американского президента Рональда Рейгана и его жены с детьми, лечившимися по поводу злокачественных опухолей. Жена президента рассказала о том, что она и ее муж были пациентами онкологических клиник, но сейчас здоровы. Отношение к раку в западных странах такое же, как к любому другому тяжелому заболеванию, но знание дает силы целенаправленно бороться с болезнью. И, конечно, необходима вера в победу, вера во врача.

Склонялся Вадим поверить ей (врачу - Л.Д.). Если поверить - легче... Поверил Вадим и правду ли, не правду ли сказала, но Костоглотову это понравилось... Спасибо. Теперь буду выздоравливать!

И, действительно, выздоравливал. Охотно ложился под рентген и во время сеанса еще особо внушал клеткам опухоли, что они - разрушаются, что им - хана.

Очень интересно описано состояние больного врача, работающего в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного: ... своим признанием (признанием болезни - Л.Д.) она исключала себя из благородного сословия врачей и переводила в податное зависимое состояние больных. Но с другой стороны, и, я думаю, это очень верно подмечено, все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

Умение поставить себя на место другого, что особенно важно для врача и что сделать не так просто, и отличает хорошего врача, помнящего прекрасные строчки Б.Пастернака: Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю.

И, кажется, Александр Исаевич прожил в Раковом корпусе за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.

Но если в психологию больного он смог проникнуть, будучи одно время больным сам, то как тонко постиг он психологию врача! Вот только несколько строк Для врача это было сознание бессилия... а для сердца - жалость, самая обыкновенная жалость...

Но как бы она себя не успокаивала, и как бы не знала она отлично, что эти несчастные случаи вместе со случаями неверных диагнозов, поздно принятых или неверно принятых мер, может быть, не составляют отдельно и двух процентов всей ее деятельности, - а излеченные ею, а возвращенные к жизни, а спасенные, а исцеленные ею молодые и старые... ходят по пашне..., летают по воздуху... - она знала также, что сама она скорее забудет их всех, свои лучшие случаи... а до могилы будет помнить тех нескольких, тех немногих горемык...

Из своего опыта знаю, что некоторые больные или их родственники, прошедшие болезнь, становились врачами, видя не только романтику профессии, но и ее тяжелые будни. Больной напомнил ей (врачу - Л.Д.) одного молодого человека в близко знакомой ему семье, который долго умирал, с ясным сознанием, и никакие врачи не умели ему помочь, и именно из-за него Вера, еще тогда восьмиклассница, передумала быть инженером и решила - врачом.

Не сомневаюсь, что, прочитав повесть Солженицына, еще многие посвятят себя этой прекрасной профессии.

ОТ РЕДАКЦИИ:

На последней сессии Российской академии медицинских наук член нашей редколлегии профессор Лев Абрамович Дурнов, известный не только как прекрасный врач и выдающийся ученый, но и как яркий публицист, был избран академиком РАМН. От души поздравляем Вас, дорогой Лев Абрамович с этим событием и желаем дальнейших успехов в Вашей многогранной деятельности!

Российскому читателю имя Масленникова известно главным образом из повести Александра Солженицына «Раковый корпус». «Это удивительная история, — говорит герой книги. — Мне рассказал ее один больной, приходивший на проверку, когда я еще ждал приема сюда. И я тогда же, ничем не рискуя, написал открытку с обратным адресом диспансера. И вот сегодня уже пришел ответ! Двенадцать дней прошло — и ответ. И доктор Масленников еще извиняется передо мной за задержку, потому что, оказывается, отвечает в среднем на десять писем в день. А меньше, чем за полчаса, толкового письма ведь не напишешь. Так он пять часов в день одни письма пишет! И ничего за это не получает!.. И штатов у него никаких, помощников, секретарей. Это все — во внеслужебное время. И славы — тоже ему за это никакой! Ведь нам, больным, врач — как паромщик: нужен на час, а там не знай нас. И кого он вылечит — тот письмо выбросит. В конце письма он жалуется, что больные, особенно кому помогло, перестают ему писать. Не пишут о принятых дозах, о результатах. И еще он меня просит — просит, чтоб я ему ответил аккуратно! Когда мы должны ему в ноги поклониться!..»

Доктор Масленников заметил, что среди его больных, крестьян Александровского уезда, не бывает рака. Оказалось, «экономя деньги на чай, мужики во всей этой местности заваривали не чай, а ч а г у, иначе называется березовый гриб… Так вот Сергею Никитичу Масленникову и пришло в голову: не этой ли самой чагой русские мужики уже несколько веков лечатся от рака, сами того не зная?»

Александр Исаевич Солженицын считал Сергея Никитича Масленникова одним из своих исцелителей. Но мало кто знает, что он и сам продолжил дело земского доктора.

Эту инструкцию Солженицын вкладывал в каждое письмо

Рассказывает Наталья Дмитриевна Солженицина: После того как Александр Исаевич опубликовал «Раковый корпус», огромным потоком пошли письма, на всех языках. Просьба одна: вы вылечились от рака, во всяком случае вы пишете, что вылечились от рака с помощью березового гриба. Дайте рецепт, пожалуйста. И поскольку писем таких было много, Александр Исаевич составил довольно подробную инструкцию. Компьютеров и электронной почты в 1974 году не было, отпечатали на пишущей машинке. Он вкладывал инструкцию в каждое письмо, которое отправлял таким своим адресатам. «Чага — березовый гриб, болезненный нарост на коре, очень твердый, срубается топориком, срезается ножом… Снаружи черный, внутри коричневый…»

— Он действительно вылечился с помощью чаги?

— Чага помогает как профилактическое питье или на самых ранних стадиях болезни. А у Александра Исаевича, когда он приступал к лечению, уже были тяжелые метастазы. Он лечился и чагой, и иссык-кульским корнем. Но его и облучали очень сильными дозами, что вообще-то говоря, не особо хорошо для здоровья, но в этом случае было допустимо. И он говорил, что каждый сеанс облучения буквально возвращал его к жизни. То ли в результате радиологического воздействия, то ли по каким-то иным причинам самая большая метастаза обизвествилась, покрылась панцирем. Не знаю, есть ли еще такие случаи.

— А обратная связь была? Кто-нибудь написал: спасибо, помогло?

— Люди писали, и не раз. Но вообще-то к нему обращались не как к врачу, а скорее как к целителю души, с надеждой на чудо. Просто для того, чтобы обнадежил. Обращались как к вышедшему на свет: вот вы были во тьме, а сейчас живы. Александр Исаевич был убежден, что механизм умирания больного раком в огромной мере зависит от состояния духа. Все хотят жить, любое существо. Но есть особая воля человека к жизни — заостренная, как вектор. И если больной этот вектор осознал, если душа его сильно напряжена, он может спастись. А если он обезнадежился и ни во что не верит... Рак — очень человеческая болезнь, в том смысле, что он видит различия в человеке.

— «Раковый корпус» воспринимался как документальная повесть?

— Наверное, раз люди писали автору. Во всяком случае никто не подвергал сомнению, что он глубоко, как сейчас говорят, в теме. Многие врачи отмечали, что в книге просто нет ни одной медицинской ошибки. Спрашивали: «У вас медицинское образование?» Но дело не в образовании — просто он был очень точный человек.

— «Медицинская» переписка Солженицына будет опубликована?

— Разумеется. Но это лишь одна из папок, собранная им самим, а таких папок больше двухсот.

Рак чего был у солженицына. «Кого он вылечит — тот письмо выбросит

Круглосуточно. Бесплатно. Анонимно.

— консультация специально подготовленного психолога
— консультация юриста по медицинскому праву
— информационная поддержка по вопросам маршрутизации по лечебным учреждениям России
— возможность поговорить со священником

Мы оказываем профессиональную помощь независимо от гражданства, прописки, места нахождения абонента.

Наши психологи всегда готовы выслушать вас, помочь справиться со страхами и тревогами, оказать поддержку, вместе с вами найти пути выхода из сложных ситуаций.

Юристы горячей линии помогут разобраться с инвалидностью, бесплатными лекарствами, квотами и другими вопросами медицинского права.

За время существования Горячей линии психологи помогли более чем 200 тыс. онкологических пациентов и их близким по всей России, поддерживая их в борьбе за свое здоровье и помогая справляться с тревогами и страхами. Мы надеемся, что наша помощь настроит вас на активную борьбу с недугом, а если нужно – даст опору и понимание в трудную минуту.

*Пожалуйста, помните, что на нашей горячей линии вы можете получить психологическую, юридическую, информационную или духовную поддержку, но не врачебную консультацию.

Вопрос-ответ

Наши психологи и юристы консультируют не только по телефону, но и по переписке. Заполните, пожалуйста, форму, и наш специалист свяжется по указанному Вами адресу электронной почты в ближайшее время.

Группа поддержки для потерявших близкого

Человек, у которого умер близкий, может испытывать противоречивые чувства: с одной стороны, он хочет «все рассказать», с другой – боится быть непонятым.

Считается, что именно этот человек вылечил Александра Солженицына от рака. Кто он? И как это произошло?

После выздоровления Солженицын старался помочь как можно большему количеству людей. В каждое письмо-ответ он вкладывал своеобразную инструкцию, в которой подробно расписывал рецепт доктора Масленникова, как правильно пользоваться грибом чагой.

Полная версия рецепта доктора Масленникова

Чага представляет собой черный нарост на березе. Он очень плотный, поэтому вырезать его приходится ножом или даже вырубать топориком. Внутри этот нарост коричневого цвета.

На месяц лечения необходимо заготовить 2,25 кг чаги. Можно брать не только коричневую, но и черную, наружную, часть гриба. Но при этом ее должно быть не более 1/3 от общего веса заготавливаемого сырья. Во время сбора необходимо соблюдать два условия:

  • не брать подгнившие части;
  • заготовлено сырье должно быть не более чем за три-четыре месяца до употребления, поскольку если оно хранилось дольше этого срока, будет обладать более слабыми свойствами.

Приготовить настой из чаги просто. Кусочки гриба измельчить и заварить горячей водой, но ни в коем случае не кипятком. Ее температура должна быть не ниже 50 °C и не выше 80 °C. Настой нельзя кипятить или держать на водной бане. Его нужно просто 48 часов настоять, после чего жидкость слить, а мякоть - отжать. Принимать этот настой нужно натощак, за 30 минут до приема пищи по ½ стакана трижды в сутки. То есть расход средства - полтора стакана в день. Чтобы не выливать испортившееся средство, заварить нужно исходя из такого расчета.

Готовый настой можно держать при комнатной температуре не более двух дней. Для более длительного хранения температура должна быть ниже. Не стоит сразу выбрасывать использованное сырье. Мякоть можно залить второй раз водой, но только в меньшем количестве. Сам процесс повторить в полном объеме, настояв ее снова 48 часов. Такой вторяк пить нужно сверх обязательной нормы. Несмотря на то, что он несколько слабее, действие его суммируется с основным средством. Прием настоя на грибе чаге грибе чаге длится не менее четырех месяцев. В это время необходимо соблюдать диету и обязательно отказаться от копченостей, колбас и консервов.

Интервью с Натальей Дмитриевной Солженицыной о докторе Масленикове и его рецепте лечения березовым грибом чагой

В Москве в выставочном зале «Ростокино» проводилась выставка «Земский доктор Масленников и Солженицын», прибывшая из города Александрова, который в советское время являлся «столицей 101-го километра» - местом высылки самых неблагонадежных лиц. Именно в этом городе, благодаря усилиям заслуженного работника культуры России Льва Готгельфа, были собраны материалы, рассказывавшие о Сергее Никитиче Масленникове - выпускнике МГУ, враче-исследователе, авторе уникальной разработки, названной «симптоматическим средством, облегчающим состояние раковых больных».

Многим читателям имя этого врача известно из повести Александра Солженицына «Раковый корпус».

«Это удивительная история, — говорит герой книги. — Мне рассказал ее один больной, приходивший на проверку, когда я еще ждал приема сюда. И я тогда же, ничем не рискуя, написал открытку с обратным адресом диспансера. И вот сегодня уже пришел ответ! Двенадцать дней прошло — и ответ. И доктор Масленников еще извиняется передо мной за задержку, потому что, оказывается, отвечает в среднем на десять писем в день. А меньше, чем за полчаса, толкового письма ведь не напишешь. Так он пять часов в день одни письма пишет! И ничего за это не получает!.. И штатов у него никаких, помощников, секретарей. Это все — во внеслужебное время. И славы — тоже ему за это никакой! Ведь нам, больным, врач — как паромщик: нужен на час, а там не знай нас. И кого он вылечит — тот письмо выбросит. В конце письма он жалуется, что больные, особенно кому помогло, перестают ему писать. Не пишут о принятых дозах, о результатах. И еще он меня просит — просит, чтоб я ему ответил, аккуратно! Когда мы должны ему в ноги поклониться!..»

Занимаясь практикой, доктор Масленников начал замечать, что среди крестьян Александровского уезда не бывает больных раком. Долгие расспросы навели его на мысль, что все это благодаря березовому грибу чаге, который крестьяне заваривали и пили вместо чая, поскольку денег на настоящий чай у них никогда не хватало.

А.И. Солженицын называл Доктора Масленникова одним из своих спасителей. Но мало кому известно, что писатель старался и сам продолжить дело земского врача.

Из интервью Натальи Дмитриевны Солженицыной:

Сразу после публикации повести «Раковый корпус» на писателя обрушилась лавина писем. Писали из разных стран, на разных языках, но суть была одна: если Вы вылечились от рака с помощью гриба чаги, дайте, пожалуйста, рецепт. И таких просьб были сотни. Ответить всем было трудно, но Александр Исаевич не сдавался. Он на пишущей машинке составил подробную инструкцию и вкладывал ее в каждое письмо-ответ.

— Действительно ли писатель вылечился с помощью чаги?

— Чай с чагой является прекрасным профилактическим и вспомогательным средством в борьбе с раком. Наиболее эффективен он на ранних стадиях патологии. У Александра Исаевича, в то время как он начал лечение, была стадия, когда в организме появилось уже много метастазов. Поэтому он лечился комплексно - и чай с чагой, и иссык-кульский корень, и облучение мощными дозами. Это, конечно, не очень хорошо для здоровья, но другого выхода в его ситуации не было. Наоборот, он утверждал, что после каждого сеанса чувствует себя намного лучше. В результате, то ли благодаря облучению, то ли народным средствам, но страшная болезнь отступила, а самые большие метастазы подверглись обезыствлению, покрывшись плотной капсулой. Не знаю, были ли еще такие случаи в медицинской практике.

— А получал ли он письма в ответ, где люди писали о своих результатах лечения чагой?

— Да, получал и довольно много. Хотя на самом деле мне кажется, что люди писали ему скорее не как доктору, а как целителю человеческой души, надеясь на чудо. Они хотели, чтобы он их просто поддержал и обнадежил. Александр Исаевич был уверен, что состояние больных раком напрямую зависит от состояния их души. Любое живое существо хочет жить. И если это желание и воля самого человека сильны, он будет жить, чтобы ни случилось. Болезнь обязательно отступит. А если человек потерял всякую надежду и ни во что не верит…

— «Раковый корпус» является документальной повестью?

— Думаю, да. Поскольку многие люди написали автору практически сразу после публикации. И никто не выразил и тени сомнения, видя, что Солженицын прекрасно разбирается в теме. Даже врачи удивлялись, так как не находили ни одной медицинской ошибки. У многих возникал вопрос: «У вас есть медицинское образование?». Нет, просто Александр Исаевич очень внимательно относился ко всем деталям.

— «Медицинская» переписка Солженицына с читателями выйдет когда-либо в свет?

— Конечно. Сейчас собрано более двухсот папок. Со временем они все будут опубликованы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека