Правило возвратных глаголов. Категория глагольного состояния

Глагол – это слово, обозначающее действие и отвечающее на вопрос «Что делать?» Последнее уточнение очень важно, ведь слово «ходьба», например, тоже обозначает действие, тем не менее причислить его к глаголам нельзя.

Действие всегда направлено на какой-то предмет. Это может быть тот же самый предмет, который его совершает, или какой-то другой. В первом случае речь будет идти о возвратном глаголе, а во втором – о невозвратном.

Опознавательный признак возвратных глаголов

О том, что действие, совершаемое неким субъектом, направлено на него самого, может свидетельствовать возвратное местоимение. В русском языке существует только одно такое местоимение, которое даже не имеет именительного падежа – «себя».

Язык всегда стремится к краткости, поэтому возвратное местоимение в сочетании с глаголами сократилось до «ся», а затем превратилось в часть этих глаголов – постфикс, т.е. суффикс, который после окончания. Вот так и возникли возвратные глаголы, опознавательным признаком которых является постфикс «-ся»: «одеть себя» – « », «умыть себя» – «умыться». Глаголы, у которых такого постфикса нет, называются невозвратными.

Виды возвратных глаголов

Не всегда смысловое наполнение возвратного глагола бывает настолько простым. Действие, которое кто-то непосредственно совершает над самим собой, это лишь один возвратного глагола – собственно-возвратный.

Глагол такого рода может подразумевать и некое действие, которое предмет совершает не над самим собой, но в своих интересах. Например, если о людях говорят, что они «строятся», это может означать не только «построение самих себя в шеренгу» (собственно-возвратный глагол), но и «строительство дома для себя». В последнем случае глагол будет называться косвенно-возвратным.

Обозначаются возвратными глаголами и совместные действия нескольких предметов: «встретиться», «переговариваться» – это взаимно-возвратные глаголы.

Впрочем, не , имеющий постфикс «-ся», является возвратным. Нельзя причислить к таковым глаголы, имеющие страдательный залог, т.е. подразумевающие, что действие над предметом совершает кто-то другой: «дом строится», «микробы уничтожаются».

Глагол не может быть возвратным, если он является переходным, т.е. обозначает действие, направленное на другой предмет, хотя в безличной форме такие глаголы могут иметь постфикс «-ся»: «мне хочется купить машину».

Рабочий лист.

Ф.И. _________________________________________

Возвратные и невозвратные глагол.

Помните: в русском языке в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.

1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.

Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.

2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?

Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.

_________________________________________________________________________________

3. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.


1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.

Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.

5. Образуйте возвратные глаголы.


Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.

6. Замените одним словом.


Приветствовать друг друга при встрече().

Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().

Давать согласие().

Собирать перед поездкой вещи().

Допускать ошибку().

Проявлять интерес к чему-либо().

Чувствовать обиду().

Уплатить полностью, сколько следует().

7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.


Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.


Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». (Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)

Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.

Задачи урока:

Формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;

Учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;

Развивать навыки исследовательской работы;

Работать над совершенствованием монологической речи;

Воспитывать любовь и интерес к слову.

Оборудование урока:

Портреты В. Даля, М. Пришвина;

Словарь В. Даля (т.4)

Карточки для индивидуальных заданий;

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:

Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).

После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль - писатель, учёный - лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.

3. Оформление записи в тетради.

4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.

Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.

5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.

Знаю Хочу знать Узнал

В них ребята записывают соответствующую графе информацию.

В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:

возвратность-невозвратность-постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.

В графе «Хочу знать» :

Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?

Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.

6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):

Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называются невозвратными.

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

Задание учащимся : прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.

(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах ).

7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.

Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.

Упражнение № 902, стр. 130:

1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться). Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).

8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).

Задание к упражнению : на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.

Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.

Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.(см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).

9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся . На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.

Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.

(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).

После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.

9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».

Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.» ). Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного. (Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).

Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).

Слово-звезда

В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).

10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?

Выставление оценок за работу на уроке.

11.Домашнее задание на выбор:

Упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).

Упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других - сь?».

Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.

Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).

Приложения к уроку.

Результаты исследований значений возвратного суффикса.

Работа Чистяковой Риты:

Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась-и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся.

Работа Фуражниковой Кристины.

Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.

Работа Константиновой Лены.

Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит

суффикс -ся.

Работа Гришиной Лены.

Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.

Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.

А в других - меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».

Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать - это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать - это продавать товар, а сбываться могут мечты.

Дидактическое сопровождение урока

Прочитай и сравни словосочетания

ссыпаю крупу - крупа сыплется

лью воду - вода льётся

разбил чашку – чашка разбилась

Подумай и ответь на вопросы:

чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого

столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?

благодаря какой морфеме появляется это значение?

Можно ли подобрать ещё подобные примеры?

Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.

Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?

Какая морфема вносит в слова это значение?

железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся,суп варится, свитер вяжется

Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?

Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.

бороться, целоваться, обниматься, подружиться

СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.

молит – молится, бранит – бранится

рву – рвётся, пишу – пишется

плакать – плакаться, сбывать – сбываться

ВОЗВРАТНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛОВ . Глагольная форма, образуемая с помощью окончания -сь или -ся . Глаголы с этим окончанием можно делить на 1. глаголы, при которых нет соотносительных форм без -ся : бояться, смеяться и др.; впрочем при некоторых из них есть глаголы без -ся от тех же основ, но с другими приставками: осмеять и др.; 2. глаголы, при которых есть соотносительные глаголы без -ся , но с таким различием в значении, которое не может быть отнесено на долю окончания -ся , напр. драться, ср. драть; 3. глаголы, при которых есть формы без -ся с таким различием в значении, которое можно считать связанным исключительно с присутствием или отсутствием этого окончания. Первые 2 случая не позволяют выяснить функций образований с -ся , т. к. объединяющее всех их значение непереходности обычно и у многих глаголов без -ся . В последнем случае можно говорить о различии по залогам, которые можно назвать возвратным и невозвратным (см. Залоги и Возвратный залог). Главные значения (функции) В. Ф. у глаголов, имеющих и невозвратную и В. Ф., следующие: 1. собств. возвратное : действующее лицо делает с собою самим то, что при невозвратней форме оно делает с лицом или предметом, обозначенным ВИН. пад. существительного: мыться, радоваться и др.; 2. взаимное : несколько действующих лиц делают друг с другом то, что при невозвратной форме действующее лицо делает с другими лицами или предметами, обозначенными винит. пад. существительного: биться, встречаться и др.; 3. страдательное : объект действия глагола в невозвратной форме здесь (при В. Ф. со страдательным значением) становится субъектом речи, хотя реальное (неграмматическое) отношение его к действию глагола остается то же самое, т.-е. обозначается существительным в именит, пад., а субъект действия или не обозначается, или обозначается, как орудие действия, творит, падежом существительного: дом строится плотником; чаще без твор. пад., обозначающего производителя действия: полы в доме моются еженедельно; при этом В. Ф. со страдательным значением употребляется преимущественно при имен, пад. существительных, не обозначающих лица; 4. непрямое возвратное : действующее лицо делает что-либо для себя, в своих интересах; такое значение В. Ф. имеет сравнительно редко и притом преимущественно от непереходных глаголов: стучаться, т.-е. стучать для себя, чтобы дать о себе знать, обещаться, т.-е. обещать за себя и др.; 5. непереходное : действие рассматривается независимо от объекта действия, иногда, как способность, свойство: браниться, кусаться и др.; 6. усиление или концентрация непереходного значения (от глаголов, имеющих невозвратную форму с непереходным значением): краснеться, ср. краснеть, дымиться - «пускать дым около себя», ср. дымить; 7. безличное (от глаголов, имеющих в невозвратной форме непереходное значение): действие рассматривается безотносительно не только к объекту (которого нет и при невозвратной форме), но и к субъекту действия, как происходящее само собой: спится, дышится, верится, хочется и др.; при этом лицо, являющееся субъектом действия при невозвратной форме этих глаголов, обозначается существительным в дат. пад.: ему не сидится. См. Залоги и назв. там статью Фортунатова.

  • - 1. Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем простом времени: а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - см. возвратный глагол...
  • - Классификация глаголов по семантическому признаку. Различаются глаголы: 1) конкретного действия. Писать, рубить, строить; 2) физического состояния. Лежать, сидеть, спать, стоять...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Подразделения глаголов в зависимости от различных соотношений основы инфинитива в основы настоящего времени...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. классы глаголов...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. классы глаголов...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) входит в структуру собственно-безличных глаголов, которые без него не употребляются: смеркается; 2) входит в структуру личного глагола, который употреблен в безличном значении: осталось...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Группировки глаголов на основании соотношения основы инфинитива и основы настоящего или будущего простого времени, окончаний 3 л. мн.ч. Выделяются пять типов продуктивных и семнадцать непродуктивных классов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Синтез основы и аффикса, образующий словоформу конкретной лексемы: пиш-у, любл-ю,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Функция глаголов совершенного вида, нацеленная на передачу динамики, дает возможность выразить смену ситуаций во времени, определить их последовательность...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Функция глаголов, нацеленная на обозначение действия или состояния в процессе его осуществления...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделяются три акцентных типа: 1) неподвижное ударение на основе; 2) неподвижное ударение на окончании; 3) подвижное ударение...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Возвратная форма глаголов" в книгах

1.5. Суффиксация глаголов

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

1.5. Суффиксация глаголов Суффикс – ирова(ть). Рост иноязычных заимствований в середине XIX в. в сфере глагольной лексики был связан со значительным увеличением репертуара иноязычных глаголов на – ировать (и его вариантом – изировать) [Сорокин 1965: 296; Очерки 1964b: 130–140;

Экономика глаголов

Из книги Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети автора Барлоу Джон Перри

Экономика глаголов То, какими именно станут в будущем формы интеллектуальной собственности и способы их защиты, скрыто густым туманом, стоящим на входе в Виртуальный Век. Тем не менее, я могу сделать (или повторить) несколько простых утверждений, с искренней верой в то,

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой Далее, можно было бы видеть препятствие в следующем: при феноменологической установке мы направляем свой взгляд на чистые переживания, с тем чтобы исследовать их, однако переживания самого этого

Возвратная пошлина

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Возвратная пошлина ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (налог) - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза их в течение 3 месяцев со дня помещения под этот режим);

XII. Правописание глаголов

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XII. Правописание глаголов § 48. Личные окончания глаголов 1. Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем простом времени: а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют; б) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат или -ят. Ко II спряжению относятся (из числа

§ 50. Суффиксы глаголов

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 50. Суффиксы глаголов 1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается

XII. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XII. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ § 48. Личные окончания глаголов Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:а) в I спряжении: - ешь, - ет, -ем, - ете-, -ут или - ют;б) во II спряжении: - ишь, - ит, -им, - ите, - aт или - ят.У глаголов с

§ 50. Суффиксы глаголов

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 50. Суффиксы глаголов 1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы - ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ую, - юю, и суффиксы - ыва, - ива-, если в указанных формах глагол

Возвратная последовательность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

6.59. I и II спряжения глаголов

автора Гусева Тамара Ивановна

6.59. I и II спряжения глаголов Изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам называется спряжением. Два типа спряжения – первое и второе – различаются личными окончаниями настоящего и будущего простого времени: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют)

6.60. Словообразование глаголов

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.60. Словообразование глаголов В современном русском языке глаголы образуются морфологическим способом: используются такие его виды, как префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, предфиксно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный,

6.64. Правописание глаголов

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.64. Правописание глаголов 6.64.1. Личные окончания I и II спряжений глаголов 1. К глаголам II спряжения (с личными окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) в настоящем и будущем простом времени относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве: строить

47 «выгодных» глаголов

Из книги Эффективное коммерческое предложение. Исчерпывающее руководство автора Каплунов Денис Александрович

Возвратная мутация

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

Возвратная мутация Сначала я прочитал статью Л. Бызова "Азиатизация", а потом услышал об удивительном заявлении главы Федеральной миграционной службы господина Ромодановского. А заявил он, что его замечательная служба с лавиной незаконной миграции в одиночку уже

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛОВ Настоящее время глагола нередко используется для передачи прошедшего или будущего действия. В первом случае, когда о событии из прошлого говорится так, будто оно происходит в настоящий момент, целью автора обычно является придание повествованию

Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись . Остальные глаголы называются невозвратными : смотреть, читать, кушать, бегать.

Переходные и непереходные глаголы.

Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:

Именем существительным в родительном падеже без предлога: отрезать колбасы, выпить компота.

Именем существительным (или местоимением) в винительном падеже с беспредложной связью: читатькнигу, видеть солнце, считать овец.

Именем существительным или местоимением в родительном падеже с отрицанием, но также без предлога: не иметь права.

Остальные глаголы считаются непереходными: лежатьна кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность, результативность, конечность действия или его начало и отвечают на вопрос «что сделать?»: прибежать, убежать, запеть, спеть, прискакать, ускакать . Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? - прискакали ) и будущее простое (что сделают? – прискачут ). Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени .

Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь . Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён :

Прошедшее (что делали? – смотрели, слушали );

Настоящее (что делают? – смотрят, слушают );

Будущее сложное (что будут делать? – будут читать, будут смотреть ).

Синтаксическая роль глагола.

Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого . Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:

Подлежащее: Жить – значит, дышать;

Составное сказуемое: Я собираюсь поступать на филологический факультет;
Определение: У меня появилось острое желание выйти на воздух;
Дополнение: Мать попросила меня подойти ближе.
Обстоятельство цели: Бабушка присела передохнуть .

Дайте определение приложения.

Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например: Бабушка-старушка из окна глядит. В случае, если рядом с приложением - нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет.



Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, Соловей-разбойник. Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия - имена собственные и прозвища. Если приложение, стоящее перед главным словом, можно заменить однокоренным прилагательным, то дефис после приложения не ставится. Например: «старик сторож» (приложение - старик, главное слово сторож, старик можно заменить на «старый» - старый сторож), и сторож-старик (дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные). Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

Названия - имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека