Образовательный портал. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления про грамм его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое мнение, надо ориентироваться на потребности, особенности родителей, особенности семейного воспитания.

Основными формами работы классного руководителя с семьёй являются групповые и индивидуальные.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ К индивидуальным формам работы с семьёй можно отнести такие, как: – беседа; – консультация; – посещение семьи. Классный руководитель должен помнить, что к любой беседе, консультации (которые должны быть заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться. Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок а с другой эту форму работы можно рассматривать как вторжение в частную жизнь семьи, что ведёт несомненно к осложнению взаимоотношений классного руководителя с родителями.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации.

Используя эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие правила:

1. Не приходить в семью без предупреждения.

2. Не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут, дабы не обременять своим присутствием.

3. Не вести беседу стоя у входа в верхней одежде. Если родители растерялись, нужно прийти им на помощь: «Разрешите раздеться» или «Где у вас можно присесть и поговорить».

4. Нельзя вести беседу в агрессивном тоне.

5. Не поучайте родителей, а советуйте им.

6. Желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание. Если беседа проходит без ребёнка, то зачастую родители, пересказывая беседу, искажают её с умыслом.

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ К групповым формам работы можно отнести: 1.Родительское собрание. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагога на родительских собраниях.

Монолог учителя на родительском собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникших или возникающих проблем.

Активными формами взаимодействия могут быть:

2.Конференция.

3.Вечер вопросов и ответов.

4.Диспут.

5.Встреча (с учителями, администрацией, специалистами: медиками, психологами, юристами).

6.Вовлечение в работу школы и класса. Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает: – обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей. Жизни школы; – участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи; – помощь в оформлении; – ремонт кабинета; – ведение кружков; – создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать: – поздравления с праздником, днём рождения; – сочинения, тематика которых связана с рассказом о профессиях своих родителей; – творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям; – организация выставок – результатов труда родителей.

Во взаимодействии классного руководителя с родителями выделяют пять основных этапов работы:

1.Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса.

Классный руководитель на первом родительском собрании знакомит родителей с планом воспитательной работы. Совместно с родителями обсуждает пути реализации своей программы в семейном воспитании (посещение театров, музеев, экскурсии, поездки, создание библиотеки семейного чтения…)

2.Психолого-педагогическое просвещение. Лектории для родителей. Проводятся обязательно на каждом общешкольном собрании. Для чтения лекций, бесед, круглых столов, конференций, дискуссионных клубов приглашаются различные специалисты: психологи, врачи, сотрудники правоохранительных органов и т.п.. Лекции могут готовить и сами классные руководители, так и с помощью родителей. Обзоры и выставки литературы.

Классный руководитель знакомит родителей с новинками литературы по семейному воспитанию, с новыми книгами по педагогике и психологии. Индивидуальные консультации. Классный руководитель организует консультации со специалистами: психологом, педагогами, врачами, юристами. Групповые консультации. Проводят учителя-предметники, работающие в данном классе. Учителя объясняют и рассказывают родителям, на что нужно обратить внимание при изучении предмета.

3.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. В современной школе это особенно актуально. Можно использовать различные формы: Участие во внеурочной деятельности. Экскурсии, вечера, конкурсы, благоустройство класса и т.п..Участие родителей в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятий. Праздник первого и последнего звонка, оформление стенных газет, уголков природы и здоровья. Участие в профориентационной работе. Экскурсии на предприятия, профконсультации, беседы-рассказы о своей профессии. Ведение кружков, секций. Секции, кружки, микрокружки и т.п. Участие в работе Совета школы. Совет школы, классные и школьные родительские комитеты. Оказание спонсорской помощи. Установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.п.. «Подарок школе». Выращенный цветок, книги, поделки, сделанные своими руками и т.п..

4.Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Оказание родителям психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся: одарённых, проявляющих склонность к изучению отдельных предметов или интерес к каким-либо фор мам внеурочной деятельности.

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся, в которых родители не обеспечивают надлежащего развития и воспитания детей, а также надо выделить отдельно группу семей, где воспитывает один родитель. Задача классного руководителя – оказание таким семьям всемерной поддержки: психологической, медицинской, педагогической и т.п..

5.Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами и клубами по месту жительства. Содержание общей деятельности определяется статусом и Положением (Уставом) соответствующей организации. В их компетенцию может входить: – оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение спонсоров и т.п.); – коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; – связь с правоохранительными органами; – помощь школе и классу в проведении воспитательной работы с учащимися; – участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, лекториев, конференций, круглых сто лов; оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).

Вовлекать родителей в общешкольные и классные мероприятия, совместная подготовка мероприятий, непосредственное участие, как активное, так и пассивное в проведении общешкольных праздников, их организация и т.д.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу . Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители – школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Совместная деятельность классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы вза-имодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото-рые учебное заведение предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи-модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре-бенку.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко-водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо-тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правило эффективного взаимодействия классного руководителя с се-мьями учащихся могут быть примерно следующими:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психо-логического просвещения родителей, для встреч с администраци-ей учебного заведения по самым насущным проблемам.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских уни-верситетов и других различных форм взаимодействия с учебным заведением.

Самой распространенной формой групповой работы с родите-лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в семестр, в зависимости от особенностей группы, возраста учащихся, контингента родителей.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учеб-ной год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что учебное заведние целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 1-2 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными про-блемами и ситуациями, которые требуют проведения дополни-тельных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, органи-зационным и проводится в сентябре-октябре.

Последующие собрания являются тематическими. Их темати-ка определяется потребностями родителей, классного руководи-теля, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвящен-ные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано аб-солютное большинство родителей группы. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита-ния детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу кото-рых входит подведение результатов развития коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся группы, собственно-го ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различ-ной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди-агностический материал для родителей или статистический мате-риал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него осо-бенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;
  • «Великие педагоги мира»;
  • «Традиции воспитания народов мира»;
  • «Крылатые фразы о воспитании»;
  • «Азбука воспитания детей в семье»;
  • «Советуем прочесть»;
  • «Книжная полка родителей»;
  • «Обсудите вместе с ребенком»;
  • «Шкатулка мудрости»;
  • «Творческая мастерская семьи»;
  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание нео-бычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет cnособствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в си-стеме «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель мо-жет отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а. также признанием заслуг самих родите-лей в воспитании детей.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный ана-лиз результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них ог-ромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен по-мнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, кото-рый его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Буянова Лариса Николаевна, МКОУ ШР «СОШ №6»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЁЙ»

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила влияния семьи состоит и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях.

В силу житейских обстоятельств в настоящее время моральные устои семьи утратили своё былое влияние. Родители в большей степени заняты содержанием семьи и своими личными интересами. Дети же предоставлены сами себе, «общаются» с телевизором и компьютером. При этом живое общение родителей с детьми большая редкость.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы классного руководителя с семьёй.

Только в процессе сотрудничества классного руководителя и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Система работы школы с родителями основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.

Решая задачи повышения явки родителей на родительские встречи и объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательных задач учитель часто использует нетрадиционные формы сотрудничества с семьями обучающихся.

Эффективны следующие формы работы: тематические консультации, родительская конференция, организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейные встречи, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей, день открытых дверей, совместные походы на природу, выезды в театры.

Данные формы взаимодействия с родителями имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя для совместной деятельности.

Тематические консультации рассчитаны на то, чтоб дать родителям рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерные темы: ребёнок не хочет учиться, агрессия в младшем возрасте, повышенная тревожность ребёнка, что такое гиперактивность, талантливый ребенок в семье.

Родительская конференция позволяет родителям расширить, углубить свои знания о воспитании детей.

Примерные темы: наши дети - наше будущее, вопросы семейного воспитания, авторитет – основа воспитания.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы: каким я вижу будущее своего ребёнка, праздники нашей семьи, друзья моего ребёнка.

Родительские лектории дают возможность родителям не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Такая форма взаимодействия проводится после анкетирования родителей, где родители определяют интересующие их вопросы.

Примерные темы: поощрение и наказание в семье, неуспешность в учебе, как воспитать толерантную личность.

Семейные встречи позволяют организовать совместные мероприятия с родителями и детьми.

Примерные темы: наша мама рядом с нами, Новогодняя сказка, настоящий мужчина дня.

Встречи за круглым столом дают возможность родителям узнать особенности школьного возраста от психолога, логопеда, социального педагога.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознаютпроблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственнымребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимаютнеобходимость приобретения новых знаний иумений в воспитаниисобственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Сотрудничество школы и семьи – это целенаправленный и длительный процесс. Взаимодействие участников этого процесса должно быть спланировано и организовано.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

Литература:

    Букина, Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Букина. СПб., 1999.

    Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

    Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

    Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

    Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ:

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Семья и школа

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.

Специфика этой деятельности обусловлена факторами, к которым относятся понимание особенностей и тенденций развития современной семьи и практическая подготовленность учителя к работе с родителями по воспитанию подрастающего поколения.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается систематической работой школы, основанной на заинтересованности в результатах семейного воспитания и систематической работой по формированию педагогической культуры родителей.

В работах известного педагога широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание, при этом школе принадлежит ведущая роль.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы : на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.

В настоящее время, по мнению, педагогические работки должны направлять свои усилия не столько на поиски отдельных форм и методов работы, сколько на обоснование и утверждение системы работы школы с родителями.

Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:

– целенаправленность деятельности всего педколлектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье;

– повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей , работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет неблагополучных семей; использование и обобщение передового опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы с родителями, определение ее эффективности;

– выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными;

Формирование действенной общественной родительской организации.

Классный руководитель и родители

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка .

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

– обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

– доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

– позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами.

§ изучение условий семейного воспитания;

§ информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

§ психолого-педагогическое просвещение родителей;

§ взаимодействие с родительским комитетом;

§ совместная деятельность родителей и учащихся;

§ информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

дает следующую классификацию форм взаимодействия учителя и родителей . Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные (с.48 – 61).

Коллективные : родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».

Групповые : взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий.

Индивидуальные : беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия учителей с родителями учащихся, способов установления их контактов.

1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Установление контактов с родителями – начало всех начал в работе классного руководителя. Формы установления контактов:

– посещение семей школьников;

– пропаганда семейного воспитания;

– выполнение родителями педагогических поручений:

а) предполагающих активную воспитательную позицию (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, индивидуальное шефство, наставничество);

б) предполагающих оказание организационный помощи (содействие в проведении экскурсий, создании классной библиотеки);

в) предполагающих участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, помощь в ремонтных работах , в благоустройстве школы.

Педагогическое образование родителей

Реализация первого направления в настоящее время очень актуальна по причине частого отказа родителей от воспитательных функций, низким уровнем их осведомленности в вопросах воспитания детей, высокой степенью трудовой занятости. Это направление широко разработано в педагогической литературе, но на практике со времен существования советской воспитательной системы «кануло в лету». Однако ни один социальный институт не имеет такого влияния на ребенка как семья, особенно в сельской местности, где семейные устои и традиции почитания родителей, уважительного отношения к ним в большей степени сохранились, несмотря на заметные трансформации в общественном сознании.

Поэтому в нашей практической части мы решили рассмотреть такое направление деятельности классного руководителя, как педагогическое образование родителей .

Цель – повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1) повышение воспитательного потенциала семей;

2) содействие полноценному выполнению воспитательных функций;

3) содействие созданию положительного психологического климата в семье, улучшению характера взаимоотношений между родителями, родителями и детьми;

4) формирование у родителей потребности в самообразовании.

Способ достижения – реализация системы работы по педагогическому образованию родителей на основе:

1. Систематического разностороннего педагогического просвещения родителей, т. е. ознакомления их как с основами теоретических знаний, так и с практикой взаимоотношений с детьми.

2. Привлечения родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

3. Использования активных методов и разнообразных форм работы с родителями.

Система работы по педагогическому образованию родителей включает четыре модуля.

Диагностический модуль .

Его назначение – определить направления в просвещении родителей, степень их участия в учебно-воспитательном процессе, определиться с выбором методов и форм работы с родителями.

Направления диагностики – изучение:

– типичных и единичных проблем взаимоотношений детей и родителей;

– уровня психолого-педагогического образования родителей: уровня их элементарных знаний возрастной психологии, особенностей детей разного возраста, особенностей общения, поведения, взаимоотношений; форм и методов взаимодействия, общения;

– способов поведения дома, общения с ребенком,

– форм семейного воспитания,

– типа семейного воспитания;

– проблем в воспитании детей.

Методы изучения : анкетирование, беседы, посещение семьи, проективные методики (н-р, рисунок семьи), наблюдение, мониторинг.

Одним из ведущих методов изучения особенностей и проблем семейного воспитания является социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).

При этом важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение классного руководителя систематизировать сбор информации и полученные результаты.

Теоретический модуль .

Назначение – создание теоретической базы для работы с родителями по их педагогическому образованию.

Под родительским образование понимают обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитанием, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе.

Цель работы классного руководителя – влияние на знания, установки и умения родителей в воспитании детей для создание благоприятных условий личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и семьей в целом.

Классный руководитель в работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советчик – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

В теоретическом модуле представлены:

– тематические подборки;

– копилки форм и методов работы (проблемные ситуации, игры педагогической тематики, интерактивные методы, тесты для родителей, афоризмы , тематика для дискуссий и бесед, лекций).

В работе с родителями классный руководитель должен пройти этапы развития субъектной позиции родителей :

Первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка, возможностей и способов своего педагогического образования.

Второй этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;

Третий этап развивает организационно-деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ детей и индивидуальных образовательных маршрутов родителей;

Четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.

Практический модуль

Назначение – реализация идей педагогического образования родителей с целью повышения их педагогической компетентности.

· психолого-педагогическое просвещение родителей;

· стимулирование самообразования родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги и т. п.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; участие в работе совета содействия семье и школе.

Охарактеризуем некоторые активные формы работы с родителями (табл.).

Формы работы с родителями

Сущность формы, тематика

Назначение

Родительские вечера

Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив; обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Тематика: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Фотографии нашего детства», «Как научиться говорить спасибо своему ребенку?»

Позволяет родителям не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять лучшее на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей

Родительские тренинги

Активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

По результату тренинга проводится собеседование с классным руководителем и даются рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге

Позволяют изменить взаимоотношения родителей с собственным ребенком, сделать их более открытыми и доверительными, приобрести новые знания и умения в воспитании


Продолжение таблицы

Родительский ринг

Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива; проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Темы родительских рингов: «Можно ли наказывать ребенка собственным домом?», «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?», «Соблазны и пути их преодоления», «За и против» школьной формы» и др.

Полезность таких встреч родителей состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса

Дискуссия

Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей

Приемы организации дискуссии:

«Круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом). «Форум» – обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины.

«Симпозиум» – более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видение м ситуации или проблемы.

«Дебаты» – обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент»

Позволяет увидеть проблему с разных сторон

Игра

«Психологические игры». Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом. В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые

Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры


Продолжение таблицы

игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.

«Ситуационно-ролевые игры». Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.

«Разогревающие игры». Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросить родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно

Диагностика

Использование тестов для изучения родителями особенностей своей личности. Требования: сохранение конфиденциальности, душевного спокойствия (каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции)

Позволяет получить информацию для раздумий, рассуждений переживаний; побудить к самоанализу

Детско-родительские мероприятия

Проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.

Их задача – показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы; увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери

Позволяют детям и родителям увидеть и понять друг друга (без привычной родительской роли, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции)

Академия любящих родителей

Это форма педагогического просвещения родителей. Программа составляется с учетом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, самые удачные – творческие мастерские и игровые тренинги

Помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей с учетом возраста


Продолжение таблицы

Мастерская

Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей.

Основные принципы: а) педагог и родители - союзники в воспитании детей; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации; в) самостоятельность решения творческих задач; г) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других; д) работа в команде

Позволяет привлечь родителей к практическим действиям

Центр

семейного досуга

Одна из форм помощи семье. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации . Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы. Самый приемлемый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей

Работа направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрослых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей

Семейные клубы

Организуются на основе идеи, например, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие спортом, искусством и др.

Позволяют детям и родителям взаимодействовать друг с другом

Кроме того, работа с родителями предполагает следующие наиболее используемые формы работы:

1. Родительские конференции: «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к разным условиям современного общества», «Как помочь школьнику учиться» и др.

2. Родительские лектории в микро-группах на основе интересов: для родителей школьников - туристов, одаренных детей и т. д.

3. Родительские университеты, педагогические всеобучи, лекционные и семинарские занятия с родителями по параллелям (не реже двух раз в год).

4. Внеклассное образование родителей: конференции родителей, мам, бабушек и дедушек; индивидуальные и групповые консультации (медицинские, юридические, педагогические – классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и др.); разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов; «лаборатории нерешенных проблем» семейного воспитания; анкеты и мини-анкеты (например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т. д.).

5. Привлечение узких специалистов - врачей, представителей правоохранительных органов , психологов и т. п.

6. Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников школы «Лучик».

7. Информативно-иллюстрированные стенды.

Практическая работа социального педагога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе и в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом », тематические социально-педагогические консультации и т. д.

Эти формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

К индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование и беседу, инструктаж и др. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что классному руководителю необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

Результативный модуль

Назначение – подведение итогов работы с родителями по их педагогическому образованию.

Используются те же методики, что и на первом этапе деятельности. Критерии оценки образования родителей: а) демонстрация знаний; б) свободное обсуждение общепедагогических проблем; в) оперирование педагогическими терминами; г) изменение отношений с ребенком.

При этом можно вывеси уровни проявления этих критериев – высокий, средний и низкий. Однако это будет составлять значительную сложность в работе классного руководителя в школе. Он может признавать свою работу результативной, если появляются сдвиги в родительском сознании – осознании себя «Родителями».

Информация для классного руководителя

Семья как институт социализации ребенка

Литература

1. Азаров, педагогика: Педагогика семьи и свободы / . – М., 1993.

2. Гребенников, и семья / . – М., 1985.

3. Дружинин, семьи / . – М., 1996.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1995.

5. Соколова, и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей / . – М., 1991.

6. Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Л., 1991.

Принципы и содержание семейного воспитания

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединят супругов, детей и родителей. Брак двух людей – это еще не семья, она появляется с появлением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает»человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место, дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае по-разному.

Каковы задачи семьи ?

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание имеет свои принципы :

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных правил :

– запрещение физических наказаний;

– не морализировать, не говорить слишком много;

– не требовать немедленного повиновения;

– не потакать.

Все принципы, однако сводятся к одной мысли: ДЕТЯМ РАДЫ В СЕМЬЕ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ДЕТИ ХОРОШИЕ, С НИМИ ЛЕГКО, А ДЕТИ ХОРОШИЕ И С НИМИ ЛЕГКО ОТТОГО, ЧТО ИМ РАДЫ.

В настоящее время присутствует религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением общечеловеческим ценностям.

Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее, приоритетное использование некоторых из них. К ним относятся: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д.

Семья как специфическая педагогическая система

Особенности развития современной семьи

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других коллективов – производственных, профессиональных – семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления более длителен, противоречив и сложен.

Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют, кроме социально-экономических факторов, действуют и другие – биологические, психологические, демографические. Это объясняет живучесть «старого» в семейной психологии, трудность в прогнозировании развития семьи.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет общественно значимые функции по отношению к обществу и человеку.

Функции семьи по отношению к обществу:

физическое воспроизводство населения (для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства);

– воспитательная – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей – духовное воспроизводство;

– производственно-хозяйственная (социологи доказали: чтобы освободить семью от домашних дел, потребуется дополнительно 40-45 млн. человек);

– организация досуга.

Функции семьи по отношению к человеку :

Супружеская (супруги – самые близкие люди, они получают);

Родительская (семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей);

Организация быта.

Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно отметить некоторые особенности и тенденции развития современной семьи.

1. Разница в социальном укладе городской и сельской семьи. В сельской местности каждый ребенок находится под строгим контролем односельчан – это и положительный и в то же время угнетающий эффект. В городе такой контроль практически отсутствует.

2. Чем образованнее родители, тем более успешно учатся их дети в школе.

3. Воспитанием детей часто занимаются бабушки и дедушки, происходит столкновение методов воспитания старшего и молодого поколений .

4. Социальное расслоение серьезно влияет на различия в семейном воспитании, на характер взаимоотношений между родителями и детьми . Для детей из семей с достатком характерно такое понятие, как ПРЕСЫЩЕНИЕ – при проявлении педагогической слепоты родители излишне ласковы, задабривание, закармливание. Пресыщение – это такое отношение к жизни, к материальным и духовным ценностям, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, в безразличии к предоставляемым благам. Дети вырастают скептиками, тунеядцами, искателями острых ощущений.

5. Процесс разукрупнения семьи выделение молодой семьи, ее обособление от старшего поколения. Это позволяет развиваться ей как самостоятельному коллективу, складывается благоприятный психологический климат, молодые супруги самостоятельно утверждают в семье отношения, учатся делить и радости и беды.

6. Сокращение рождаемости детей (уменьшении численности семьи) типичной стала семья, воспитывающая одного ребенка. Тенденция к увеличению рождаемости.

7. Заметное увеличение количества разводов до 90% разводов приходится на 1-й год совместной жизни вследствие неустроенности семейного быта, неподготовленности к семейной жизни.

Ирина Юрьевна Молокова
Взаимодействие классного руководителя с семьёй обучающегося.

Аннотация

Что нужно знать для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи ? Статья знакомит с особенностями взаимодействия классного руководителя с семьёй обучающихся коррекционной школы . Рассматриваются основные задачи, направления, принципы, методы работы классного руководителя . Описывается опыт работы.

Развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье . Но, в свою очередь, наиболее системно, последовательно, всестороннее развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

С первых дней поступления ребёнка в школу мы, учителя начальных классов , являясь классными руководителями , находимся в тесном контакте с законными представителями ребёнка (становимся одним целым) .

Функции классного руководителя разнообразны , сотрудничество с семьёй своих учеников – одно из важных направлений его деятельности.

1. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно сотрудничает школа и семья .

2. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель . Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику , проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению , социализации детей, и участвуют в ее реализации.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Сухомлинский .

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются :

содействие сплочению семьи , установлению взаимоотношений родителей и детей ;

создание комфортных условий для ребенка в семье , образовательном учреждении;

всестороннее систематическое изучение семьи , особенностей и условий воспитания ребенка

Сотрудничество с семьей , я как классный руководитель , осуществляю по следующим направлениям :

1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) .

Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их развития, воспитания и социализации, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся . Данное направление реализуется путем проведения тематических родительских собраний.

«Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей» . Тематику родительских собраний определяю исходя из запросов и потребностей родителей :

Современная семья и ее роль в воспитании ребенка.

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи . Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

Роль семьи в обучении и воспитании , социализации ребенка с ОВЗ.

Все беседы с родителями завершаю конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.

50% родителей обучающихся класса испытывают трудности в вопросах обучения , воспитания, социализации своих детей с ограниченными возможностями, так как старшие дети в семье имеют сохранный интеллект, и родители видят разницу в развитии детей. В связи с этим моя задача помочь не только своим ученикам стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

2. Профориентационная работа с родителями.

Профориентационная работа – это целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых я выполняю направляющую и координирующую роль. В течение учебного года на родительских собраниях рассматриваются следующие вопросы профориентации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья :

Трудовое воспитание младшего школьника в семье .

Особенности физического развития младшего школьника.

Роль семьи в подготовке детей к сознательному выбору профессии.

Психологические особенности ребёнка; развитие склонностей и способностей ребёнка как основное условие трудовой деятельности и успешного выбора профессии.

3. Совершенствование межличностных отношений педагога, обучающихся и родителей .

Совместно с родителями организуем мероприятия, праздники, акций, встречи (где родители являются не наблюдателями, а организаторами и участниками) :

День здоровья.

Осень к нам в окно стучится.

10 000 добрых дел.

Конкурс рисунков «Подвиг твой бессмертен солдат» .

Скоро Новый год.

Аты - баты шли солдаты.

Данное взаимодействие позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса , проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект.

4. Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями .

Осуществляется через привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительского комитета классного коллектива учащихся . В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и вне учебного плана.

В основе сотрудничества семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения , поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Сотрудничество с родителями учащихся младших школьников возможно при создании педагогических условий : мотивационной, содержательной, операционной.

Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты : родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива . Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей, являются помощниками классного руководителя .

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах :

в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании ;

в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить сотрудничество между школой и семьей , повысить эффективность процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе .

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Для педагога положительным результатом сотрудничества является повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними , творческий подход к работе. Для родителей – лучшее знание своих детей, ощущение своей значимости в школе.

Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.

«Рост и воспитание детей - это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное». Антон Семёнович Макаренко .

Литература

1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе : Книга для учителя/ Е. А. Гордиенко, Г. С. Юсупова; под ред. В. В. Воронковой. – М.: Шк. Пресс, 1994. – 416с. 2.

3. Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.

4. Нешкова Л. Б., Русакова С. Л. Устный журнал «Выдающиеся математики Владимирского края» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.festival.1september.ru/articles/507417 (дата обращения : 12.09.2016)

5. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко// Просвещение – 1969. – 359с.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека