Математический маятник: период, ускорение и формулы. Социология

Рассмотрим на примере математического маятника с периодически меняющейся длиной влияние нелинейности характеристики возмущения на поведение параметрически возбуждаемого осциллятора. Уравнение движения такого осциллятора было уже составлено в разд. 4.1.6 (уравнение (4.9)) и имело вид

В разд. 4.2 на основании простых энергетических соображений были установлены математические зависимости для роста амплитуды в тех условиях, когда длина маятника меняется скачкообразно в моменты изменения направления движения и в моменты прохождения через нуль. Там же указывалось, что такой осциллятор типа

Рассмотрим математический маятник, движение которого описывается уравнением (4.51), и предположим, что длина маятника скачкообразно меняется по закону

(см. рис. 131).

В отличие от осциллятора типа качелей скачкообразные изменения длины маятника зависят теперь не от его положения, а происходят согласно заранее заданному постоянному периодическому закону с периодом

Рис. 131. Изменение длины L нити математического маятника параметрическом возбуждении.

Для выбранного закона изменения длины маятника во времени (4.52) можно получить точное решение задачи. В пределах каждого из двух интервалов 1 или 2 имеем Поэтому в уравнении (4.51) второй член равен нулю, и, следовательно, в промежутках между скачками справедливо известное уравнение свободных колебаний гравитационного маятника:

Здесь - собственная круговая частота малых свободных колебаний маятника, введенная для сокращения записи. Уравнение (4.53) было исследовано в разд. 2.1.3.2, и там было получено его решение (2.81):

Здесь - максимальное отклонение, - модуль эллиптической функции постоянная позволяет надлежащим образом выбрать начало отсчета времени. Необходимо также найти угловую скорость маятника , так как она будет использоваться в

дальнейшем; из (4.54) по правилам дифференцирования эллиптических функций получаем

Теперь запишем общие решения (4.54) или (4.55) для обеих областей, обозначив их соответствующими индексами. Так, в области 1 имеем

Аналогично в области 2 получаем

В дальнейшем нам потребуется также величина

В точках перехода от одной области к другой решения, полученные для различных областей, должны быть припасованы. Переход должен быть таким, чтобы координата менялась непрерывно, а при этом не будет непрерывной. Лучше всего это видно из закона изменения момента количества движения: в те промежутки времени (предполагаемые исчезающе малыми), когда масса маятника принудительно поднимается или опускается, действующие на нее силы (сила тяжести и сила натяжения нити) не могут оказать сколько-нибудь заметного влияния на момент количества движения относительно точки подвеса и, следовательно, этот момент остается неизменным:

Таким образом, условие припасовывания решений с учетом (4.58) можно представить в виде

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Источниками социальных изменений могут быть следующие причины: социальные, случайные, политические, технологические, изменение спроса на рынке труда.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений , их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку.

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В модели социокультурного поля под социальным изменением понимается: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференция, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющихся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксеологической точки зрения.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объема производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества. Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми тенденциями.

Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют: воспроизводству социальной системы и ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения и людей и др.).

– воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты);

– воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная);

– воспроизводству социальных ролей (врач, юрист, военный, педагог).

Цикличность придает общественным процессам ритм и является способом существования и сохранения общества.

Социологи выделяют несколько форм циклических процессов. Некоторые из них: изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные.

Изменения по типу маятника – наиболее простая форма циклического процесса (инвестиционная социальная политика, увеличение – уменьшение).

Волновые движения – цикл технических нововведений, достигая волнового пика, идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип – наиболее сложная форма циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по формуле «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл как бы отрицает предыдущий, превращая в свою противоположность, в другое качество, но в то же время как бы возвращает свое прежнее состояние. Но это старое уже обнаруживает новые свойства. Спиралевидная модель является образцом социальной преемственности. Спиралевидный цикл может быть как восходящим, так и нисходящим, свидетельствующим об упадке общества, дисфункциях в нем, о гибели (отношение человека к природе).

Исторический цик л (Н.Я. Данилевский) отражает единство процесса возникновения, становления, расцвета и распада социокультурных систем, что подчеркивает определенный срок жизни общества.

Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и целенаправленный процесс. Линейный тип направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве. При этом каждый этап общественного прогресса выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их.

Выражает линейные представления теория «социального эволюционизма» . Г. Спенсер видел эволюционный процесс в усложнении форм общественной жизни, где общество дифференцируется, но одновременно эволюционные изменения повышают гармонию социальных процессов и способствуют интеграции частей общества. Отсюда – основная идея социального эволюционизма Г. Спенсера – идея дифференциации и интеграции. Значит, общество, развиваясь от простого, традиционного к сложному, дифференцированному, рациональному все более интегрируется.

Эмиль Дюркгейм процесс эволюции понимал как движение от общества с неразвитым разделением труда, сегментарной структурой и механической солидарностью его членов к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой.

Механическая солидарность означает, что коллектив поглощает индивида, при этом нормы поведения и ценности едины, то есть все отмечено единообразием социальной жизни.

Органическая солидарность обусловлена развитым разделением труда, взаимозависимостью индивидов, ослаблением действия запретов, повышением степени индивидуальной свободы. Переход от механической солидарности к органической и есть эволюция общества, ее источник – глубокое разделение труда и дифференциация.

Так, Р. Арон и У. Ростоу, авторы теории индустриального общества, видят эволюцию в смене отсталого аграрного общества индустриальным, которому присущи специализация труда, система управления, механизация, автоматизация, научно-технический прогресс, массовое производство товаров для населения.

Во второй половине XX в. получила развитие теория «постиндустриального» общества.

Ученые утверждают, что человечество проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную, постиндустриальную. В последней стадии главные ценности: информация, знание, интеллект, творческая деятельность, носителями которых является человек.

Необходимо также учесть, что в XX в. теория линейных изменений подвергается критике, со ссылкой на то, что не существует вечных социальных изменений, универсальных стадий эволюции, и что линейный тип – это лишь один из многих возможных изменений. Линейная тенденция развития может сохраниться лишь в случае, если общество не будет подвергаться воздействию внешних сил и будет оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.

Однако общество постоянно изменяется, подвергается воздействию окружающей среды. Возникают новые структуры, нормы, ценности, новые процессы. Меняются роли и статусы личности, взаимодействие между которыми происходит по нелинейному пути.

Значит, общество может меняться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Это происходит тогда, когда активность, инновационная деятельность масс стремится освободиться от всех ограничений в обществе: структурных, системных, идеологических. Такое разветвление, раздвоение общества, когда оно поставлено на грань выбора, называется «бифуркацией».

Бифуркация – это нарушение логики предыдущего развития, предсказать ее невозможно. Общество в период бифуркации представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок.

Социальные изменения также бывают :

– эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нем начало;

– экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Виды социальных изменений можно представить схемой.


Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов, как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определенной среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации, как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями, наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так, технические новшества – радио, телевидение, автомобиль – породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление , выбор, дифференциация . Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение . Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную модернизацию (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран, запоздавших с ее проведением), рецидивирующую (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

В числе теорий социальных изменений важное место занимает теория модернизации П. Штомпка. Он различает три понятия модернизации:

1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;

2) синоним «современности» то есть комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX вв.;

3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация).

Концепция прогресса включает следующие компоненты:

1. Понятие необратимого времени, обеспечивающего непрерывность прошлого, настоящего и будущего. Процесс означает, что настоящее лучше прошлого (достигнутый прогресс), а будущее станет лучше настоящего (ожидаемый прогресс).

2. Понятие направленного движения, стадии которого не повторяются и движутся по пути последовательных улучшений.

3. Идею кумулятивного процесса, который может быть либо постепенным, либо революционным, скачкообразным.

4. Различие между характерными стадиями, проходимыми процессами.

5. Наличие имманентных, внутренних причин самодвижения.

6. Признание естественного и неизбежного характера процесса, который нельзя остановить или направить в другое русло.

7. Ключевая идея – понятие улучшения, представление о том, что каждая следующая стадия лучше предыдущей, а в финале достигается окончательный оптимизм.

Прогресс можно анализировать:

– по его движущим силам;

– по формам и видам;

– по средствам достижения.

Историк Р. Нисберт видит разочарование в идее прогресса в следующих симптомах:

1. Распространение мистицизма и иррационализма, лженауки, неверии в позитивное знание.

2. Субъективизм и эгоизм, характерные для упадочных культур.

3. Пессимизм, всеобщий распад и упадок.

Эти положения отрицают концепцию прогресса, утверждают концепцию кризиса. На пессимистическую точку зрения обществоведов, ученых настраивают глобальные события последнего столетия: две мировые войны, огромное количество локальных войн, злодейства тоталитарных режимов, экологические катастрофы, распространение безработицы, нищеты, голода и болезней.

    Наташа. Весь современный мир охвачен глубокими изменениями. Они затрагивают все сферы человеческой цивилизации. Если бы в обществе не происходило изменений, то оно бы погибло.

По мнению известных социологов А.А.Радугина и К.А.Радугина социальное изменение это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Понятие “социальные изменения” в социологии используется для описания динамики в обществе.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в правах личности и т.д. Социальные изменения отличаются друг от друга как масштабом, так и глубиной.

Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы:

Циклический;

Линейный;

Нелинейный.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Продолжительность цикла может быть короткой или длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой. Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. Каждый новый цикл не является абсолютным повторение прежнего. Циклические изменения не являются в чистом виде круговыми процессами.

Социологи выделяют следующие формы циклических изменений:

По типу маятника (простейшая форма циклического процесса; примером может являться инвестиционная политика государства);

Волновые движения (к ним можно отнести цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает);

Спиралевидные (наиболее сложная форма циклических изменений; примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе).

Линейный тип социальных изменений заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейный процесс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед в пространстве и времени. Линейные процессы частично поглощают свойства предшествующего, обогащают и развивают их.

Ярким выражением линейных изменений является идея социального эволюционизма. По мнению Ф.Тенниса, процесс эволюции направлен от традиционного общества к обществу современному. В своей книге “Община и общество” Теннис выделял два типа общества: крестьянскую, деревенскую общину и индустриальное, городское общество. Развитие движется от одного к другому.

Авторы теории индустриального общества Р.Арон и У.Ростоу считают, что на смену “традиционному обществу”, в котором преобладает натуральное хозяйство с сословной иерархией, приходит общество нового типа - индустриальное. Для него характерна механизация и автоматизация труда, массовое производство товаров.

Широкую известность и дальнейшее развитие во второй половине XX века получают теории “постиндустриального общества”. С точки зрения авторов этих концепций, человеческое общество в развитии проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Основной ценностью постиндустриального общества становятся знания, информация, творческая деятельность.

Линейная динамика предполагает не только движение вперед, в будущее (прогресс), но и регресс, т.е. движение по нисходящей линии в изменении общества. Линейный регресс и прогресс сменяют друг друга в историческом процессе.

Теория линейных изменений в ХХ веке подверглась критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип лишь один из многих возможных изменений.

Главным субъектом социальных изменений является человек. Роль каждого индивида в обществе реализуется по нелинейному принципу. Переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Социальные изменения в обществе неравномерны и противоречивы. В частности, противоречивость социальных изменений обусловлена несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими социальных трансформаций.

2. Катя. Источники. Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места. Физическая среда. Люди живут в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, им необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Однако социальная организация и технология, помогающие людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные различаются по типу адаптации. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и “наступление” пустынь – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений. Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, поколение “беби-бума” оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. “Старение” общества, также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять. Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Как неоднократно отмечалось выше, конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что исходом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”. Интересно сравнить нашу готовность к принятию технических нововведении с нашим сопротивлением переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение в нашем применении понятия “изобретатель”. Для нас изобретатель – это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем “революционером” или “радикалом” – словами, смысл которых имеет негативный оттенок. Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Например, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ,– это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических ламп, ламп для радио- и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип – по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к экспоненциальному росту.

3. Ира. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они – от иудейских сект начала новой эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем, что мы сами получили от них. В первую очередь это касается США – страны без многовековых традиций. В качестве иллюстрации приведем сатирическое описание жизни “стопроцентного американца”, вышедшее из-под пера антрополога Ральфа Линтона: “Рассвет застает убежденного патриота, облаченного в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, – и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему свое происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружен в материалы неамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лен, пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шелк, возможности использования которого были впервые открыты китайцами... Если наш патриот достаточно старомоден и придерживается традиций так называемого американского завтрака, то на его столе будут соседствовать кофе и апельсин, попавший в Америку из Средиземноморья. Затем он съест тарелку каши, изготовленной из зерна, выращиваемого на Ближнем Востоке... А в качестве дополнения к завтраку он может съесть яйцо, снесенное птицей, которую разводят в Юго-Восточной Азии, или же кусочек мяса животных, выращиваемых в том же регионе...” .(Vander Zanden James W. Sociology. P. 357.) В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов.

По мнению исследователей, ни одно общество не стоит на месте.

Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то это свидетельствует о том, что в обществе прогресс. В противном случае имеет место регресс общества.

Прогресс - глобальный всемирно-исторический процесс, охватывающий период восхождения человечества от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Регресс - локальный процесс, проистекающий в отдельных обществах в короткие промежутки времени.

Социальный прогресс может быть постепенным, его еще называют реформистским, и скачкообразный, т.е. революционный.

Реформа (от лат. reformo) - более или менее существенные изменения в отдельных сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя.

Реформы носят социальный, экономический, политический характер.

Революция (от лат. revolution - поворот, переворот) - коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества.

Революции бывают научные, религиозные, технические, экономические, политические и т.д.

Реформы и революции различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью.

Реформы требуют частичных улучшений и постепенности, а революции предполагают радикальный переход от старого к новому.

Самой величайшей революцей в истории человечества считается неолитическая. Она длилась 3 тыс. лет (ок. 5-6 тыс. - 2 тыс. до н.э.). В ходе этой революции человечество совершило грандиозный скачок.

4. Маша . Закономерности социальных изменений.

warning: Parameter 1 to node_images_edit_access() expected to be a reference, value given in /opt/lampp/htdocs/site6.my/www/includes/menu.inc on line 452.

В настоящее время основными концепциями социальных изменений являются теория систем и модель текучего социокультурного поля. Согласно основной идее теории систем, комплексное целее состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями и обособлены оттого, что их окружает, какими-то границами. На макроуровне в качестве системы может рассматриваться "глобальное общество" (человечество), на среднем уровне (мезоуровне - национальные государства и региональные политические или военные союзы, на микроуровне- локальные объединения, ассоциации, фирмы, семьи, компании друзей и т.д.. Под социальными изменениями представители школы теории систем понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри нее. Состояние системы само по себе не одномерно, оно представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных изменений:

    конечные элементы (число и разнообразие человеческих индивидов, их действий и т.д.);

    взаимосвязи элементов (социальные связи, отношения личной преданности и верности, взаимодействия, обмена и т.д.);

    функции элементов системы как целого (необходимость определенных действий для сохранения социального порядка);

    границы (критерии включения, принципы рекрутирования, условия принятия индивидов в группу или контроля включения в организацию и т.д.);

    подсистемы (число и разнообразие специализированных областей, секций, подразделений и т.д.);

    окружение (естественные условия, соседство других обществ, геополитическое положение).

Лишь посредством комплексного взаимодействия система обретает некие общие характеристики: равновесие и неустойчивость, консенсус или несогласие, гармония или раздоры, кооперация или конфликт, мир или война, процветание или кризис. В рамках модели текучего социокультурного поля, выработанной в качестве альтернативы модели социальной системы, основные положения концепции социальной динамики обретают особую значимость. В ней под социальным изменением имеются в виду: социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения. Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом обосновании изменения и процессов как именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных. Между двумя точками во времени, как бы близки они ни были, движение не останавливается. Как бы не сужалась шкала, ограничивая временное расстояние между двумя "срезами" общества, это расстояние всегда будет заполнено изменениями. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурного поля - и практически совпадающие по времени и отдаленные - будут качественно различны. Типологизация социальных процессов базируется на шести критериях:

    форма или очертания, которые принимает процесс;

    итог, результат процесса;

    осведомленность населения о социальном процессе;

    его движущие силы;

    уровень социальной реальности, на котором действует процесс;

    временной аспект процесса.

Социология уделяет внимание повторяющимся циклическим процессам. В общественной жизни циклические процессы имеют такое же распространение, как и в природе. Существуют, как известно, астрономические циклы (день, ночь, времена года), биологические циклы (рождение, детство, юношество, зрелость, старость, смерть). Выделяются также циклы в повседневной жизни (выходные и рабочие дни) и др. В обществе отчетливо проявляются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, за экономическим процветанием наступает упадок, повышение уровня благосостояния населения чередуется с его снижением и т.п. Иными словами, социальная жизнь похожа на круговорот. Каждый из процессов в обществе сменяет другой. Каждый из процессов исчерпывает свой потенциал. Социально-историческое развитие идет по кругу, что позволяет говорить об его определенной обратимости.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Каждый из циклических процессов обладает сходством между повторяющимися состояниями системы, количеством повторений в цикле. Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, военный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизводство социума не означает полного содержательного тождества фаз цикла, начала и конца цикла.

Следовательно, циклические изменения не есть в чистом виде круговые процессы. Поэтому неверными являются европоцентристские представления об абсолютном застое в XVII - XVIII веках восточных стран, как, например, Китай, история которого долгое время была типичным примером циклического развития, отторгавшего культурные и технические нововведения. И все же нынешний динамичный Китай воспроизводит в значительной степени традиционные отношения.

Современные социологи считают возможным выделить формы циклических изменений. Такими формами циклических процессов называют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Движения, или изменения, по типу маятника считаются наиболее простой формой циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то, наоборот, сокращаются, то есть возвращаются к первоначальной сумме. Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.



Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле - «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл изменяющегося явления (процесса) как бы отрицает предшествующий, превращаясь в свою противоположность, в другое качество и в то же время как бы возвращается в свое прежнее состояние. Но этот возврат к старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. Спиралевидная модель является образом социальной преемственности. Спиралевидные процессы реализуются в обществе, как по восходящему типу, так и по нисходящему. Это означает, что спиралевидный цикл изменений нельзя понимать только как поступательный, восходящий. Есть и нисходящие спиралевидные процессы, свидетельствующие о дисфункциях в обществе, о его гибели, упадке. Примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе. В первобытные времена природа воспринималась человеком как слепая господствующая сила. С Нового времени по XX век человек благодаря научно-техническому прогрессу обрел новые технологические возможности и счел себя ее покорителем и властелином. И лишь теперь он осознал свою органическую связь с природой и необходимость гуманного к ней отношения.



Кроме циклических изменений, происходящих в рамках качественно одной социальной системы, социологи и культурологи особенно выделяют циклические изменения, происходящие в циклической динамике социокультурных систем. Поэтому уместно кроме системно-функционального цикла, о котором до сих пор шла речь, говорить об историческом цикле. Исторический цикл, выделяемый такими мыслителями, как Д. Вико, Н. Данилевский и др., отражает единство процесса возникновения, расцвета и распада социокультурных систем, подчеркивает определенный срок жизни общества. Концепции названных культурологов стремятся показать единство всемирной теории, ее повторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл).

Понятие «социальные изменения» является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

? структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований – семьи, малой группы, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев, социально-классовых образований и др.);

? процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);

? функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т. д.);

? мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества – экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Субъектом социальных реформ выступает правящая политическая партия (в условиях демократии) или группа политических лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от революций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государственную машину).

Объектом реформирования может быть любой элемент политической, экономической и других систем общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, создающих необходимую нормативную базу. Затем происходят перемены в институциональной области – формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформируются функции существующих социальных институтов и т. д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредующую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества.

Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), всесторонние, коренные изменения общества. Революционные преобразования носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Социальная революция – предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение от естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества, считают их «локомотивами истории», «высшим актом политики», «праздником угнетенных и эксплуатируемых» и т. д.

По мнению ряда современных отечественных социологов, недопустимо односторонне расценивать либо эволюционную, либо революционную форму социальных изменений. Это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга, точно так же, как и парные философские категории: количество и качество, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие.

Следовательно, революционные, качественные изменения в развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.

Общим итогом реформ в странах развитой демократии стали не только изменения в системе власти и управления, но и глубокая трансформация самого западного общества. Сложилась многоукладная, социально-ориентированная рыночная экономика, возник многочисленный средний класс, заметно смягчилась социальная поляризация общества. Более демократическими стали властные структуры, произошла дифференциация носителей политической и экономической власти, получили развитие отношения социального партнерства, повысился уровень жизни населения.

Все это свидетельствует о том, что в современном подлинно демократическом гражданском обществе и правовом государстве открываются широкие возможности для проведения глубоких общественных преобразований без социально-политических потрясений, массового применения насилия, коренной ломки сложившихся социальных структур.

В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т. д.

Многие социальные институты, общности, социально-классовые образования и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Особая сложность циклических социальных изменений состоит в том, что разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности – от сезонных до многовековых. Поэтому в каждый данный момент наблюдается одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных фазах своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных изменений. Он предполагает изменение по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне». Спиралевидные процессы характеризуют социальную преемственность различных поколений. Каждое новое поколение тесно связано с предыдущими, но в то же время не похоже на них и привносит в социальную жизнь что-то свое, новое, способствуя тем самым общественному развитию.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в теориях культурно-исторических типов, одним из создателей которых был российский социолог Н. Я. Данилевский (1822–1885). В западной социологии подобные концепции получили развитие в трудах О.Шпенглера (1880–1936) и А.Тойнби (1889–1975).

В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития «естественных» социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.

Концепции культурно-исторических типов сформировались как антиподы линейной теории общественного развития. В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.

Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер. Исторический процесс – это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которой является энергия, воплощенная в социальной деятельности людей. Подобная точка зрения все больше утверждается в современной отечественной социологической науке.


| |
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека