Какие виды чувств бывают. Эмоции

Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.

Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других. Развитый эмоциональный интеллект создает возможность глубоких отношений с другими людьми, где высшим проявлением эмоциональной сферы личности является способность к эмпатии – проникновению во внутренний мир другого через механизм идентификации .

Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.

  • Эмоциональный тон ощущений . Это базовая, наиболее простая форма эмоций в виде нечетких ощущений, генетически-обусловленное переживание, которое не относится к конкретному предмету, а сопровождает жизненно-необходимые впечатления (вкусовые, болевые, температурные) . Придает ощущениям человека различные эмоциональные оттенки.
  • Собственно эмоции. Это достаточно определенные состояния, которые возникают в связи с удовлетворением потребностей. Они характеризуют отношение человека к актуальным или возможным ситуациям. Среди них выделяют основные эмоции, присущие человеку. К примеру, это могут быть волнение, радость, удивление, страдание, гнев, стыд . Их разные комбинации создают комплексные эмоции или чувства: тревогу, депрессию, любовь.
  • Настроение . Это форма эмоций, которая не относится к конкретному объекту или событию, но обладает достаточной стойкостью и может выступать как показатель темперамента. Основной признак настроения – позитивный либо негативный тон .
  • Чувства . Это стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности. Они являются наивысшим продуктом культурного и эмоционального развития человека. Чувства можно разделить на две группы: стенические и астенические. Стенические чувства – это позитивные эмоциональные состояния, связанные с возникновением возбуждения, активности, бодрости . Они являются проявлением подготовки к большим затратам энергии. Астенические чувства связаны с переживанием печали, снижением активности и спадом энергии. Они являются свидетельством отказа от борьбы с трудностями в условиях повышенного эмоционального напряжения.

Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.

  1. Интерес – позитивная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание и заинтересованность объектом интереса.
  2. Радость – максимально-желательная эмоция, которая выступает скорее продуктом действий и определенных условий, чем результатом стремления ее пережить. Состояние радости связано с уверенностью, собственной значимостью.
  3. Удивление – возникает под влиянием неожиданных событий, способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет все внимание на объект удивления.
  4. Страдание – эмоция, которая вызывает состояние «упадка внутренних сил», ощущение одиночества и жалости к себе.

  5. Гнев – связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, храбрости и уверенности в себе.
  6. Отвращение – вызывает желание избавиться от объекта, обусловленное физической либо психологической изношенностью этого объекта.
  7. Презрение – служит способом подготовки к встрече с опасным противником, связано с чувством собственного превосходства. Это довольно «холодная» эмоция, которая вместе с гневом и отвращением часто объединяются в переживаниях человека и создают так называемую «враждебную триаду».
  8. Страх – возникает под влиянием информации про реальную или вымышленную угрозу, может быть связан с неуверенностью и плохими предчувствиями.
  9. Стыд – вызывает желание спрятаться, исчезнуть, может быть связан с личным чувством непригодности.
  10. Вина – связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за некоторых ошибок, а чувство вины возникает в случае нарушений морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность за происходящие события.

Чувство – высшее проявление эмоций

Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.

Эмоциональный интеллект и эмпатия

Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен прислушиваться к собственным чувствам, контролировать эмоциональные порывы, и быть оптимистичным.

Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.

Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.

Видео-сюжет об эмоциях человека.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Экстаз - высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

Энтузиазм - эмоциональное состояние, которое отличает ярко выраженная самозамотивированность. Очень ресурсное состояние, которое может быстро угаснуть.

Я

Ярость - сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Все, что с нами бы не происходило вызывает определенную реакцию, чувства. Это особый вид отношения каждого из нас на явления. И в зависимости от того, соответствуют они нашим потребностям или нет, выражаются и разного рода чувства человека, эмоции. Они позволяют выяснить, какие эмоции ощущает человек по отношению к нам. Выявляем его мысли, моральные устои и внутренние особенности. И все происходящее с нами, или вокруг нас, касательно других людей мы выражаем через свои эмоции и чувства.

Без формирования эмоций и чувств невозможно развитие ни одного человека. Даже у умственно отсталых людей все равно проявляются хоть какие-то виды эмоций, чувства. Ведь они тоже могут плакать, смеяться, быть равнодушными – что тоже представляет собой определенную эмоцию. Формируются описываемые нами качество в процессе развития сознания каждого индивида, при воспитании, обретении образования, развития культуры и многих других факторов.

Основные функции чувств

У нас существуют разные чувства, и каждое из них обладает определенными функциями, с которыми всем нужно ознакомиться более детально.

  1. Сигнальная – как только организму что-нибудь нужно, есть потребность – тут же происходит сигнализация, стимулирующая деятельность человеческого организма.
  2. Мотивационная – данный тип чувств является мотиватором к действию, в поведении каждого человека.
  3. Оценочная – благодаря этим чувствам мы может понять, насколько значимо для нас или нет то, что происходит в окружающем мире.
  4. Экспрессивная – невербальные типы коммуникаций.
  5. Синтезирование основ образа – раздражители цельные и структурные, отражаются нашими чувствами.

Мы обладаем модальными, осознанными, глубинными, продолжительными чувствами и отличаем их по интенсивности, наследственному происхождению, условиям и формам развития, выполняемым функциям. Мы их различаем по способу воздействия на наш организм, процессам в психике, с которыми связаны чувства, предметному содержанию, согласно нашим потребностям и т.д.

  1. У каждого человека в обязательном порядке (если он нормальный) имеются в наличии два вида чувств – низших и высших. К низшим относятся те, что связаны с удовлетворением физиологических, физических потребностей.
  2. Высшие чувства это те, что сопровождают нашу эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сущность. Благодаря им, мы проявляем свой духовный мир и анализируем, осмысливаем смысл бытия, даем оценку окружающему миру и отдельным личностям.

Виды чувств

Как мы уже знаем, у человека есть два основных вида и их подвиды. Изучим каждый из основных внимательно.

Моральная, нравственная сущность человека. Благодаря им, каждый из нас переживает разные ценности или противоположные им явления, намерения. Степень переживаний, их результат зависит от того, насколько соответствуют моральные чувства нашим потребностям, насколько они интересны нам и обществу. Такие чувства могут проявиться при определенном соотношении поступков и действий людей согласно нормам, которые приемлемы в современном обществе.

К ним относятся те, что знакомы каждому из читателей с детских лет: товарищество, дружба, любовь, привязанность к конкретным людям, обществу. Каждый из перечисленных чувств мы должны проявить по отношению к другим, что называется долгом. Если же мы перестаем соблюдать данные качества – уважение, товарищество, дружелюбие и т. д., то обязательно испытываем определенные отрицательные ощущения – стыд, обиду, злость, угрызение совести. К негативным ощущениям морального, нравственного плана также относятся жалость, ревность, зависть, жадность и т.д.

Эстетические ощущения представляют собой переживания о прекрасном. Самый типичный пример – восприятие культурных произведений искусства – природные явления, люди, растения. Такие чувства развиваются благодаря развитию искусства. Мы слушаем красивую музыку и развиваем в себе музыкальные ощущения. За счет чувств красоты, прекрасного, мы также развиваем свое отношение к уродливому, так как знаем разницу между первым и вторым и понимаем гармонию, что такое возвышенное и трагическое. К этим же чувствам относятся злоба, ирония, юмор, драматизм, трагизм, издевка.

Интеллектуальные чувства развиваются за счет желания человека познавать мир, его деятельностью. При развитии познавательных навыков, удовлетворения собственных амбиций в плане любознательности, с решением сложных задач, поисками истины каждый из нас «обрастает» интеллектуальными чувствами.


Существует мнение о том, что настроение каждого из нас можно сравнить с линзами для очков, причем разноцветными, в которых реальность отражается в деформированном виде. В зависимости от настроения, мы может или преувеличивать значимость происходящих событий, или напротив, приуменьшать. И что примечательно, все мы понимаем, что просто так избавиться от определенного настроя на данный момент мы попросту не способны.

Единственное, что подвластно нам – учиться влиять на принимаемые решения, на их качество в моменты перепадов настроя. Но давайте все же разберемся, что же это такое – настроение.

По данным специалистов по психологии, настроение – это определенный процесс, при котором мы проявляем свое отношение к существующей на данный момент жизненной ситуации. Оно может быть продолжительным и влиять на эмоциональный фон. Порой для человека достаточно мельчайшей неурядицы, слова, взгляда, как его настроение может быть испорченным на целый день, неделю. Но, как правило, с течением времени настрой приходит в норму, если не провоцировать. Однако упускать порчу настроения безо всяких на то причин и поводов нельзя.

Судя по всему, в нашей жизни возникают моменты, из-за которых портится качество нашего существования. То есть, негативный настрой представляет собой индикатор, на который необходимо обратить внимание.

Какова психология человеческого настроения

Сразу хотим отметить тот факт, что большинство из нас идет на «поводу» у своего негативного настроя. Более того, мы чувствуем себя в таком состоянии комфортно и ищем оправдания. Почему так происходит? Потому что это намного легче, чем бороться с отрицательным настроением и прийти в норму.

Мало кто знает, что слово «настроение происходит от древнеславянского «нас Трое ние». То есть, слово отражает единство души, духа и тела человека. И если каждый из них по отношению друг к другу находится в гармонии, резонансе, то у человека на душе «птички поют». Как только один из компонентов настроя выпадает – настроение портится.

5 этапов настроения

Чтобы у человека проявилось то или иное настроение, необходимо 5 этапов его формирования.

Оцениваем действительность. Данный момент происходит в один миг и зависит от того, каковы наши внутренние ориентиры, задачи и ценности. По этой причине мы чаще всего не можем понять, почему погрустнели, расстроились, начали беспокоиться. Часто мы говорим себе «шестое чувство», «интуиция» и конечно же, часто ошибаемся, но иногда попадаем «в точку».

Способы интерпретации реальности. Ощутив определенный настрой, мы тут же ищем момент, которым подтверждаем перемены в ощущениях. Ведь не зря говорят, что «имеет значение не то, что происходит с нами, а то, как мы все это интерпретируем».

Доминирующая эмоция. Каким бы ни было наше настроение, в его основе чаще всего лежит доминирующая эмоция, которая и влияет на общий эмоциональный фон. Она полностью соответствует данной нами интерпретации. Пример: «За окном дождь, который не дает нам спокойно отправиться на пляж и позагорать». То есть, мы интерпретируем момент как негативный и весь день будем в плохом настроении. Если же скажем: «За окном дождь, мы можем приятно провести день дома, посмотреть любимый сериал, попить теплого грога». Здесь основа – позитив, из-за которого настроение далее будет только хорошим.

Физические моменты. Настроение, как мы знаем, отражается на эмоциональном фоне. И если оно плохое, то возникает ощущение тяжести, головная боль, нарушается темп дыхания, биение сердца и т.д. При позитиве каждый из нас чувствует легкость, прилив бодрости, энергии, комфорт.

Стимул к действию. Настроение побуждает человека совершать какие-то ошибки, принимать решения, то есть действия. Или же, определенный настрой побуждает бездействовать, ничего не делать. Как и в случае с дождем за окном. Если настроение из-за него испортилось – мы никуда не идем. А в противном случае, тут же накрываем на стол, готовим, веселимся, играем, развлекаемся.

Перечисленные этапы настроения весьма подвластны нашему руководству. И если мы научимся хоть чуточку влиять на собственный настрой, то сможем контролировать и свои действия. Конечно, такое подвластно мало кому. Для этого необходимо быть очень сильным, волевым человеком со стальным «стержнем» внутри. Попробуйте и вы. Начните с того, чтобы реагировать на простые проблемы позитивно. «Пусть идет дождь, зато как прекрасна природа, омытая чистыми каплями с небес. А какой воздух, он же попросту кружит голову и побуждает думать о чем-то хорошем».


Эмоции человека

Вокруг нас возникают различные явления и наше отношение к ним, ощущения и являются эмоциями. До сих пор нет точного утверждения о том, что же это такое. Так как явление изучено не до конца. Но большинство психологов сводится во мнении к тому, что – это своего рода регуляторы нашей с вами деятельности, они отражают резон ситуаций, которые складываются в течение всей жизни. Из-за них мы страдаем, злимся, переживаем, беспокоимся, боимся, получаем удовольствие, раздражаемся, удовлетворяемся и т.д. Чаще, они контролируют внутреннюю деятельность человека.

Откуда взялись эмоции

Изучаемые нами ощущения развивались с течением эволюции человека. И из простейших инстинктов наших пращуров, как двигательных, так и органических, они стали сложным процессом. Причем многие из них уже не имеют привязку к какой-либо ситуации. Они выражаются как индивидуальные оценки отношения к обстоятельствам и участия индивида в них. Например, ярость, страх, боль и другие обеспечивают каждому из нас выживание на Земле и являются сигналом к действию.

Значение эмоций в жизни человека

Они очень важны для каждого из нас. Именно благодаря эмоциям мы может проявлять радость, удовольствие, удовлетворение, обиду, грусть, тревогу, страх, беспокойство, удивление, восхищение и т.д. Они могут сопровождаться мимикой и телесными сигналами, например покраснением, бледностью кожи, жестикуляцией. Если у человека нет эмоций, то это социально пассивное существо, не видящее смысл в своих действиях. Из-за этого возникает , безучастие, отрешенность. Бывает так, что период апатичности наступает практически у каждого человека, но он связан со сложившимися определенными ситуациями. Как только все приходит в норму, человек становится опять таким же, как и положено – неравнодушным, активным и т.д.

Эмоции – сигналы

Мы бы не смогли прожить и дня, если наши эмоции не давали бы нам сигналов. Так мы узнаем, в каком состоянии наш организм. То есть, если мы чувствуем себя хорошо, радостно, удовлетворенно, то есть позитивно, в нас живут положительный тип эмоций. Неудовлетворенность, досада, раздражение, обида, злость и другие негативные эмоции «говорят» о том, что мы недовольны. Благодаря эмоциям мы защищаем себя от перегрузок, способствуем сохранению в теле необходимой для жизни энергии.


Виды эмоций

Существует несколько видов эмоций: позитивных, негативных и нейтральных, а также аффект.

  1. К позитивным относятся: радость, восхищение, удивление, любовь, добро, сопереживание, милосердие, мечтательность, любознательность и т.д.
  2. Негативные – злоба, ненависть, досада, раздражение, неприязнь, негодование, обида, страх, стыд и другие.
  3. К нейтральным относятся любопытство, изумление, безразличие и другие.

Важно отметить, что любая эмоция вызывает некий резонанс и в процесс эмоционирования включаются и другие моменты. Ранее полагалось, что на такое способны только люди. Но как оказалось, точно также себя ведут некоторые виды растений, животные.

Базовые эмоции заложены в каждом из нас, но широкий спектр ощущений доступен не всем. Все мы слышали о таком типаже людей, как «толстокожие», «непробивные». Они не обладают остротой эмоций, и реагируют на события, которые вызывают у других радость, слезы совершенно равнодушно. Нельзя судить за это – просто так устроена их психика. Они бы и рады радоваться также, как и другие, реагировать на события со всеми одинаково, но их внутренняя деятельность скована.

Аффект – отдельный вид человеческих эмоций. Это сильное, мощное эмоциональное состояние человека, влияющее на рациональность мышления. Единственное, на что он способен – действовать по стереотипу – становится агрессивным, бежит или цепенеет.

Природа наделила нас определенными ощущениями и инстинктами, когда возникают непредвиденные опасные ситуации. Кто-то убегает от большого льва, другой стоит от страха на месте, а третий накидывается на заведомо более чем он сильное животное.

У грустного меняется походка – она становится вялой, медленной. На лице гримаса – уголки рта опущены, глаза «потухшие». В состоянии агрессии тело тут же превращается в защитный предмет – выпрямляется, напрягается.

Интересный факт: учеными доказано, что в экстремальные моменты, когда возникает серьезная угроза жизни человека, сгущается кровь. По этой причине, можно избежать большой кровопотери и спастись.

Сильная радость также может быть виновной в скачке давления. Но организм и в этом случае подстраховался и у радостного человека, как правило, укрепляется тонус, защищающий организм.

Существует также явление, называемое алекситимия. В данном случае человек совершенно не испытывает никаких эмоций. Более того, такие типажи не способны даже не то что на проявление, но и обладание чувствами. Он заменяет их размышлениями. Для них главное – это выяснить смысл жизни, а не тратить время на переживания. Откуда берется такая «патология»?

Здоровые люди обладают эмоциями и чувствами. Все происходит из-за воздействия на нас внешнего мира, а человек отвечает, то есть реагирует. Он проявляет свои мысли, внутренний мир и окрашивает их эмоциями. И если в детские годы ребенок наблюдал за взрослыми, которые были «скупы» на эмоции и чувства, он перенимает «заразительный» пример. Также это может быть определенный склад характера, полученный в «наследство» от родителей.

Чаще всего алекситимией страдает сильный пол. Причиной тому – обучение с детских лет уметь сдерживать свои порывы, чувства, быть «мужиком». Им не позволяют плакать, страдать, грустить, настоящие мужчины так не поступают. И с возрастом, у мужчин данная черта развивается и превращается в то, что называют «бесчувственным чурбаном».

Чувства и эмоции человека

Два понятия очень связаны между собой. И все, что происходит у каждого из нас внутри, отображается именно эмоциями и чувствами. Но бывают моменты, когда нам трудно или мы боимся проявить эмоцию, и по этой причине путаем ее со своими чувствами. Или же есть типажи, неспособные в определенные моменты выразить – что они чувствуют. Почему же так происходит? Это что, бесчувственный человек или же есть причины для такого поведения?

Сразу отметим, не способный идентифицировать свои ощущения и эмоции человек не может принимать важные для его жизни решения. Причиной неспособности могут быть различные факторы, но первое место занимают социальные.

Чувства и эмоции могут в одно и то же время выражать одно и то же. Например, есть эмоция радость и есть чувство радости. Друг без друга они не существуют. В крайнем случае, человек может сдерживаться, но внутренний мир все же радуется с «двух сторон». Радость возникает тогда, когда есть чувство удовлетворения своих потребностей. Например, человек радуется, когда вкусно поест, прогуляется, встретит дорого человека, получит подарок и т.д. Удовлетворение напрямую связано с объектом, альтернативы которому нет. То есть, если человек хочет пить чай, а есть только кофе, то он будет неудовлетворен.

Страсть – плохо контролируемое чувство, с которым не каждому удается справиться. Здесь играет роль физиология. Она «диктует», как вести себя мужчине или женщине и если к ней прибавляется эмоциональный фон, побуждающий к страсти, то вопрос «закрыт».

Отвлекёмся от чувств с Яндекс Музыкой:

Сколько чувств у человека

Нет ни секунды, чтобы мы с вами не испытывали определенные чувства. Благодаря им, мы можем ориентироваться по жизни и удовлетворять свои потребности, чувствовать опасность и получать удовольствие. Еще в древние времена великий Аристотель выделил главные 5 чувств человека и никто до сих пор их так и не опроверг:

  • обоняние;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • вкус.

Единственное, чего достигли некоторые ученые, так это увеличить их численность до 30. То есть, они выявили подвиды всех пяти чувств человека. Например, такое чувство как вкус имеет еще отдельные «разветвления»: вкус сладкого, соленого, кислого, горького. Также есть разветвления зрения согласно рецепторам – колбочки и палочки. Первые воспринимают свет, вторые цвет.

Но помимо пяти главных органов чувств, было присоединена также:

  1. Термоцепция – ощущение кожей тепла или холода.
  2. Нациоцепция – ощущение боли.
  3. Эквибриоцепция – ощущение движения, скорости и равновесия. В этом смысле задействован вестибулярный аппарат, находящийся внутри человеческого уха.
  4. Проприоцепция – ощущение своего тела, его положения и отдельных составляющих.

Существует также консервативный подход к определению органов чувств у человека. К ним относится:

  • световое – зрение;
  • механическое – слух, осязание человека;
  • химическое – обоняние, вкус.

Изучая короткий список, мы понимаем, что чувств намного больше. Иначе мы были бы скучными и неинтересными существами. Особенно всех интересует «шестое» чувство, называемое интуицией. Согласитесь, оно неоднократно спасало людей от гибели и спасало человечество. Например, в 80-е годы в центр по мониторингу неба над РФ поступил сигнал о том, что США направили ракету с ядерной боеголовкой. По правилам, офицер обязан был информировать руководство и конечно же, нажать на кнопку ответа. Но что-то его удержало, и, слава Богу! Как оказалось, информация была ложной. Если бы не его интуиция. Природа наделила всем, что нас защищает, позволяет сопереживать, получать удовольствие и радоваться жизни.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Чувства и эмоции

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, яв­ляется непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на ка­кие-то внешние его особенности.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловле­ны и представляют собой высший продукт культурно-эмоциональ­ного развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные прояв­ления человека регулируются социальными нормами. Человек не­редко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вы­зывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются про­цессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах моз­га, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различ­ные центры физиологической деятельности организма: дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим пережива­ние чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при пережива­нии чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жиз­недеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, рабо­тоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры голов­ного мозга и подкорковой области позволяет человеку контроли­ровать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных пере­живаний.

"Удовольствие - неудовольствие ". Удовлетворение физиологи­ческих, духовных и интеллектуальных потребностей человека отра­жается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие.

"Напряжение-разрешение". Эмоция напряжения связана с со­зданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельно­сти. Завершение этого процесса переживается как эмоция разре­шения (облегчения).

"Возбуждение- успокоение ". Эмоция возбуждения определяет­ся импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Рас­положенные здесь эмоциональные центры активизируют дея­тельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из под­корки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и асте­нические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стени­ческие эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, нена­висть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, труд­но не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, че­ловек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоцио­нальным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято вы­делять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжитель­ности чувств различают виды эмоциональных состояний, основны­ми из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушев­ление, стресс и фрустрация.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое отлича­ется слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональ­ным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характери­зуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные стра­сти служат стимулом к большой созидательной деятельности че­ловека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возни­кающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональ­ное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерян­ность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты нега­тивно сказываются на деятельности человека, резко снижая уро­вень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим пове­дением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности челове­ка к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой си­лой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушев­ление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельно­сти. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состоя­ние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевле­ние - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. 51ге85 - напряжение) представляет собой состоя­ние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуа­ции) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности усло­виями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное дав­ление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физичес­кая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непре­одолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемы­ми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутрен­ний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состо­янии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси­хическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:

мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (дви­жение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям ок­ружающей действительности.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбужде­ния. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха - неус­пеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность (борьба между страхом и чувством долга). Привлека­тельность мотива, его близость личностным установкам направ­ляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека