Тема: Дифференциация ё - ю в слогах, словах.

Цели: - учить различать на слух в слогах, словах ё - ю;

Учить различать на письме в слогах, словах ё- ю;

Воспитание самостоятельности

Ход занятия.

1. Назвать гласные первого и второго рядов.

2. Определение темы занятия.

*юм, ём, ёт, ют, юн, ён, юс, ён, юс, ёр, юл, юр, ур.

* мо, мю, нё, ню, со, рё, сю, пу, рю, лю, тю, вё.

* юм, мю, ню, ён, ер, рю, рё, ёл. лё, юр, ёс.

Подумайте и скажите, какая тема нашего занятия?

3. Работа со слогами.

Послушайте, запомните, произнесите ряды слогов.

ём-юм мё-мю тё-тю ёт-ют

юм-ём мю-мё тю-тё ют-ёт

мю-мё-мю

мё-мю-мё

4. Сравнение по артикуляции о и у.

ё= йо ю=йу

у (ю) -узкий рот, подбородок не опускается

о(ё)- раствор рта примерно на один палец между зубами(соответственно опускается рот.

5. Чтение слогов по таблицам. Запись слогов под диктовку.

от-ут ну-ню ёт-ют тю-тё

ум-ом ро-ру юм-ём рю-рё

ус-ос гу-го юн-ён лё-лю

ох-ух то-ту ёс-юс мё-мю

6. Дифференциация о-у в словах. Слуховой диктант слов.

Отражённое проговаривание с подниманием соответствующей буквы.

Повторите слово и поднимите соответствующую букву.

*сор, сук, пух, сох, суп. гусь, сом, стул, стоп, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стуки, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурки, кусок, густой, уснул, сурок, отпуск.

7. Сопоставление по смыслу и звучанию слова(на картинном материале).

гол-гул сток-стук точка-тучка

ход -худ трос- трус стол- стул

сок- сук стройка- струйка

8. Дифференциация ё-ю в словах(поднять букву).

елка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный. союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют. прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, лётчик.

9. Запись слов в два столбика.

ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, юн, нё, рю, рё.

10. Списывание слов и выделение разными способами (разным цветом).

*юг, мёд, июнь, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта.

11. Работа с загадками.

Отгадку запишите и выделите ё-ю.

*Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (ёлка)

*Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ёж)

* Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет -вскачь пройдёт немножко,

Захочет- ляжет на бочок. (Юла)

12. Рефлексия.

Тема: Дифференциация ё - ю в словосочетаниях, предложениях.

Цели: - учить различать на слух в словосочетаниях, предложениях ё - ю;

Учить различать на письме в словосочетаниях, предложениях ё- ю;

Развитие кинестетических ощущений;

Развивать слуховое внимание и память;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание самостоятельности

Оборудование: слоговые таблицы, загадки, карточки слов.

Ход занятия.

1. Самоопределение к деятельности.

Сопоставьте по значению и звучанию слова.

клюв-клёв

плюс-плёс

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Запишите слова графически. Надпишите над соответствующим слогом буквы ё, ю.

*клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр

3.Постановка учебной задачи.

а)-Словарный диктант.

*клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю

б)-Спешите слова, подчеркните ё и ю вместе с согласными и ь , стоящим впереди.

*шьёт, пьёт, вьюга, бельё, копьё, вьюнок, старьё, чьё, чью, пьют, льёт, вьюн

4. Построение проекта выхода из затруднения(открытие новых знаний)

а) запишите слова парами

солю -солью

полю -полью

к оленю- оленью

белю- к белью

б)составьте предложения с данными словами и словосочетаниями, подчеркните ё, ю

*на землю, над землёй, всё поле, всю речку, всё море, всю землю, всю дорогу, всё время, всю сметану, всё масло

5.Первичное закрепление во внешней речи.

а) закончите словосочетания, изменяя слова по образцу.

*ворона вьёт, птицы вьют

град бьёт, часы...

курица клюёт, куры...

Юра поёт, дети...

дождь льёт, дожди....

швея шьёт, швеи...

кошка пьёт, кошки...

Люба узнаёт, дети...

Вова даёт, мальчики...

кузнец куёт, кузнецы ...

б) комментированное письмо для записи под диктовку

*У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы.

*Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу - Лёве .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(работа по карточкам)

7. Включение в систему знаний и повторений.

а) -Послушайте предложения, найдите ошибки, исправьте их. Графически запишите предложения правильно.

*Люда лёбит свёклу. Мальчики наблёдали за полётом ласточек. Над избушкой висит хлеба краёшка. Голубь клеёт зерна. Дети собираёт берёзовый сок. Телюнок забрёл в овюс.

б) - Зрительный диктант.

Миша и Ириша любят маму. Они всегда помогают ей. Дети подметают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смотрят телевизор.

в)-Проверочный диктант.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.

8.Рефлескивная деятельность.

Тема занятия: Дифференциация букв Ё - Ю (звуков О - У).

Цель: совершенствование умения детей различать звуки Ё и Ю и соответствующие им на письме буквы.

Задачи: учить различать звуки и буквы Ё - Ю;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Оборудование: карточки с заданиями по количеству учащихся.

Ход занятия.

  1. Орг.момент. - Здравствуйте, ребята. На место садится тот, кто назовёт слово, начинающееся со звука Ё или Ю.

2. Рассмотреть табличку: ё=йо, ю = йу. Сравнить по артикуля-ции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком):

у (ю)— «узкий» звук, подбородок не опускается,
о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зуба-ми (соответственно опускается подбородок).

а) от—ут ну — но б) ёт —ют мё—мю

ум — ом ро — ру ом — ём тю — те

ус — ос гу — го юн — ён рю — рё

Ох—ух то — ту ёс —юс лё—лю

4. Дифференциация гласных о у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв):

сор, сук, пух, сох, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск.

5.Сопоставить по смыслу и звучанию слова:

гол — гул сок — стук точка — тучка сук — сок

ход — худ трос —трус стол — стул струйка —стройка

6. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву):

ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, при-лёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий.

7. Сопоставить по значению и звучанию слова

клюв — клёв плюс — плёс

8. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов:

Образец Я даю он даёт Мы даём они дают

Я пою — ... Мы поём — ...
Я шью— Мы шьём—.

9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок:

Подай... полотенце и ... расчёску (мою, моё). Возьми... мыло и... щётку (своё, свою). Погладь... платье и... кофту (твою, моё).

10. Составить предложения с данными словами и словосоче-таниями. Подчеркнуть буквы ё, ю:

на землю, над землёй; всё поле, всю речку; всё море, всю землю; всю дорогу, всё время; всю сметану, всё масло.

11. Тексты для комментированного письма, для записи под дик-товку:

У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы.

Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу—Лёве.

Бедный ёжик ёжится. Туча по небу плывёт, бочка по морю плывёт.

Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в темный трюм. Солнце льёт лучи на землю. Осенью льют дожди; Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём спелую клюкву.

12. Итог занятия: - Чем мы занимались сегодня на уроке?

Чем похожи звуки Ё и Ю?

Чем отличается артикуляционный уклад звуков Ё и Ю?

Похвала, поощрение.

Приложение №1

а)от—ут б) ёт —ют

ум — ом мё—мю ус — ос ом — ём

ро — ру тю — тё

ох—ух юн — ён то — ту рю — рё

ну — но ёс —юс

гу — го лё—лю

Приложение №2

Подай... полотенце и ... расчёску. (мою, моё).

Возьми... мыло и... щётку. (своё, свою).

Погладь... платье и... кофту. (твою, твоё).

Тема: «Дифференциация гласных О-Ё».

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков "О" - "Ё".

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания детей о гласных;
  • закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;
  • различать фонемы "О" - "Ё" по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;

Коррекционные - развивающие:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
  • развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки - отгадки, образцы правописания букв Оо, Ёё; таблица со словами; карт инки опорные к тексту, мячик.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем активно, поднимаем ручки и получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.

2. Артикуляционная гимнастика:

улыбка, трубочка, вибрация губками, вкусное варенье, дятел, лошадка.

3. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной парой звуков и букв нашего алфавита, но прежде ответьте на мои вопросы:

какое сейчас время года? (зима)

день недели? (вторник)

кто мне может назвать гласные буквы? (а, о, и, у, э, е, ё, ю, я, ы)

кто знает почему наши гласные делятся на 2 ряда? (гласные 1ряда: А О У Ы Э -эти буквы, находясь рядом с согласными их не смягчают; гласные 2ряда Е Ё Ю Я И - смягчают, а после гласных, после ЬЪ и в начале слова обозначают 2 звука ).

4. Введение в тему. А сейчас послушайте внимательно загадки:

1) С длинными ушами, но не заяц,

Серый, но не волк,

Упрямый, но добрый,

С копытами, но не лошадь? (Ослик)

Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).

2) Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек?

Это наш приятель: (Ёжик)

Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).

А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й,о] - [й,] + [о] = ё)

5. Сейчас я буду называть слоги, а вы будете из палочек выкладывать, что вы слышите О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.

6. Чтение слов по таблице. Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.

вол - вёл нос - нёс

ров - рёв воз - вёз

Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук "Ё"? (Согласный становится мягким).

7. А теперь открываем тетради, записываем число (9 декабря). Я буду говорить слова, а вы в строчку записываете буквы О или Ё, смотря какую вы услышите в слове:

Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.

8. Физ.минутка: сейчас я буду произносить звуки гласные, а вы будете показывать их:

Ё - руки вверх

О - колесо перед собой

У - вперёд

И - подпрыгнуть

А - в стороны

А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.

9. А сейчас у вас на столах есть картинки. Я попрошу вас отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.

10. Работа с карточками:

Сейчас мы с вами соединим пары слогов (одна пара — с буквой О, вторая пара — с буквой Ё).

Дифференциация гласных и е на письме. Лексический материал и упражнения для дифференциации букв й – е на письме

Катаева С.Л., учитель-логопед МАОУ “СОШ № 140” г. Перми.

  • Цель: Формирование у учащихся навыков различение звуков [йо]-[йу] на слух и букв ё-ю на письме.

    1. Учить дифференцировать буквы ё-ю, давать акустико-артикуляционную характеристику составляющих их звуков.

    2. Формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах и словах.

    3. Активизировать и обогащать лексикон учащихся.

    4. Закрепить навыки буквенного и слогового анализа слов, а также навыки нахождения места ударения в слове.

    5. Формировать правильное осмысленное чтение.

    6. Развивать слухоречевое внимание.

    7. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и развивать навыки взаимопроверки

    8. Продолжить формирование навыков адекватной самооценки своей деятельности.

    Оборудование:

    1. Презентация к занятию в программе Microsoft Office PowerPoint .

    2. Компьютер, проектор, экран.

    3. Буквы Ё, Ю из разрезной азбуки.

    4. Индивидуальные зеркала.

    5. Звуковые линейки (цифровой ряд).

    6. Тетради с напечатанным кроссвордом, ручки, карандаши.

    7. Доска, мел.

    Ход занятия:

    . Приветствие. . Организационный момент:

    2. Гимнастика для улучшения слухового восприятия.

    3. Речевая зарядка.

    . Основная часть:

    1. Определение темы и цели занятия.

    2. Работа с индивидуальными зеркалами.

    3. Чтение слоговой таблицы.

    4. Игра “Внимательные ушки” (различение ё-ю в слогах)

    5. Графический диктант слов с определением места букв ё-ю в слове по

    цифровому ряду.

    6. Физкультминутка (Игра в мячик “Замени Ё на Ю”).

    7. Работа со словами-паронимами.

    8. Работа с кроссвордом (буквенный, слоговой анализ, ударение).

    . Подведение итогов, обобщение. . Самооценка. . Проверочное задание. . Оценка работы учащихся логопедом.

    № слайда

    Этап занятия

    Деятельность логопеда

    Деятельность учащихся

    . Приветствие.

    Обращается к детям:

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинается урок.

    Слушаем внимательно,

    Работаем старательно.

    Встают возле парт, здороваются с логопедом.

    .Организацион-ный момент:

    1. Уточнение временных понятий.

    2. Гимнастика для улучшения слухового восприятия

    3. Речевая зарядка

    Задаёт детям вопросы:

    Какое сегодня число?

    Какой сегодня день недели?

    Какой будет завтра?

    Послезавтра?

    Какой день недели был вчера?

    Позавчера?

    Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

    Обращается к детям:

    Чтобы подготовиться внимательно слушать и хорошо мыслить сделаем такие упражнения:

    1.Пригибаем и разгибаем верхнюю часть каждого уха. Ушки должны стать тёплыми.

    2.Нажмите на ямочку у козелка уха, нажмите на неё, отпустите и ещё раз нажмите, отпустите.

    3.Помассируйте мочки ушей.

    4. Круговыми движениями помассируйте оба уха одновременно, сначала в одну сторону, затем в другую.

    Предлагает детям: А теперь давайте сделаем речевую зарядку, проговорим скороговорку.

    Логопед показывает пример произнесения:

    Алёна и Юля гуляют в июле.

    Давайте прочитаем вместе

    А теперь хором самостоятельно.

    А теперь в парах.

    Слушают вопросы, отвечают на них.

    Открывают тетради, записывают число.

    Слушают логопеда, затем выполняют показанные им упражнения.

    Дети слушают.

    Смотрят на слайд, читают про себя.

    Читают вслух хором вместе с логопедом.

    Произносят самостоятельно.

    Дети произносят скороговорку по памяти соседу по парте.

    Слайд № 6

    Слайд № 7

    № 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

    . Основная часть:

    1. Определение темы и цели занятия

    2.Работа с индивидуаль-ными зеркалами

    3. Чтение слоговой таблицы

    4. Игра “Вниматель-

    ные ушки”

    5. Графический диктант слов

    6. Физкульт-минутка

    7. Работа со словами-паронимами

    8. Работа с кроссвордом

    “Доскажи словечко”

    Говорит детям:

    Сегодня мы с вами будем различать две буквы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

    Всей семьёй идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Ёж-отец, ежиха-мать

    И ребёнок …

    Закружится на острой ножке,

    Зажужжит, как будто бы жучок.

    Захочет – вскачь пройдёт немножко,

    Захочешь – ляжет на бочок.

    Спрашивает детей: Назовите первые буквы в наших отгадках.

    Тема нашего занятия

    “Различение букв ё - ю”

    Чему вы должны научиться на занятии?

    Правильно, различению букв ё-ю в слогах и словах.

    Запишите эти буквы в тетрадь в 2 колонки. Похожи ли буквы ё – ю?

    Какие это буквы гласные или согласные?

    Какие звуки обозначают эти буквы?

    Какой звук у них одинаковый?

    А какие звуки разные?

    Как это можно почувствовать?

    А как при произнесении этих звуков меняют положение органы речи?

    Возьмите зеркало и произнесите ё, ю? Что вы наблюдаете?

    Совершенно верно, если правильно произносить эти звуки, можно почувствовать разницу и в звучании и в артикуляции.

    Логопед показывает образец чтения.

    Теперь прочитайте по одному. Сосед проверяет.

    Потренируемся в различении букв ё-ю на слух. Игра “Внимательные ушки”: Покажите букву Ё или Ю из разрезной азбуки, если услышите соответствующие ей звуки.

    Произносит слоги: мё, зю, ёл, ют, дю, вё, нё, рю, тё, бю, лё, лю, изю, алё, озё.

    А теперь потренируемся различать ё-ю в словах, я буду произносить вам слово, а вы записывать его графически, обозначая только буквы ё, ю, а также место буквы в слове, используя звуковую линейку.

    1) юность, салют, жильё,

    2) полюс, клён, утюг,

    3) южный, вёсла, орёл,

    4) прилёг, каюта, Люба,

    5) компьютер, верёвка, полёт,

    6) лётчик, клюква, водоём.

    Давайте немного отдохнём, поиграем в мячик, заменяя букву ё на ю. Бросает ученику мяч, произносит слово:

    Встретились ли вам незнакомые по значению слова?

    Логопед объясняет слово плёс.

    А теперь прочитайте, данные на экране предложения, вставив подходящие по смыслу слова.

    Молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”. Внимательно прочитайте загадку до конца, а затем подберите в рифму подходящее по смыслу слово, отгадку запишите в клеточки кроссворда, поставьте ударение, разделите на слоги для переноса.

    Логопед координирует работу учащихся, при необходимости помогает им.

    Слушают логопеда,

    Произносят отгадку:

    Отвечают:

    Отвечают: Различать ё-ю

    Работают в тетради.

    Отвечают: нет

    Это гласные II ряда.

    Буква ё обозначает [й, о]

    Буква ю обозначает [й, у]

    Можно услышать ушами.

    Произносят ё, ю, глядя в зеркала.

    Отвечают: Когда произносим ё, рот открывается шире, подбородок опускается, а когда ю – рот узкий, подбородок не опускается.

    Дети слушают.

    Читают по одному, с взаимопроверкой.

    Кладут перед собой буквы ё, ю.

    Слушают и показывают нужную букву.

    Слушают задание.

    Берут звуковые линейки.

    По очереди выходят к доске, записывают слова, графически:

    1)ю1____, __ю4__, ____ё5

    2)___ю4__,__ё3__,__ю3__,

    3)ю1___,_ё2___, __ё3___,

    4)__ё5__,___ю3__, I _ю2__,

    5)___ю6___, ___ё4__,

    6)_ё2___, __ю3__,

    Слушают инструкцию,

    Ловят мячик, называют новое слово, бросают обратно логопеду:

    Смотрят на слайд, слушают логопеда.

    Смотрят на экран, по очереди комментируют. Все поднимают нужную букву.

    По одному ученики зачитывают загадки, отгадывают их, записывают слово, ставят в нём ударение, делят на слоги для переноса. По одному ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, комментируя свои действия, остальные работают в тетради.

    Слово не переносится.

    . Подведение итогов, обобщение

    Задаёт вопросы:

    Чему вы сегодня учились на занятии?

    Какие способы различения вы узнали?

    Отвечают:

    Мы учились различать ё, ю в слогах и словах.

    На слух и по положению органов речи.

    . Самооценка

    Предлагает детям оценить свои навыки различения букв ё, ю в слогах и словах по шкале самооценки.

    Чертят шкалу и оценивают свои навыки различения букв ё, ю по шкале самооценки.

    . Проверочное задание

    Выпишите названия картинок в 2 столбика, допишите в каждый столбик по 1 своему слову.

    Выполняют проверочное задание.

    Слайд № 32

    . Оценка работы учащихся логопедом

    Проверяет правильность выполнения работ учеников в тетради, ставит оценку. Провожает.

    Отмечают допущенные ошибки, если они есть.

    Прощаются с учителем-логопедом.

  • МО

    РЁ

    ВЁ

    РО

    ВО

    ЛО

    КО

    КЁ

    ФЁ

    МЁ

    ФО

    ЛЁ

    11. Следующее задание будет немного сложнее и вы должны будете догадаться какая буква пропущена в слове и соединить слово с нужной буквой.

    нес..м

    д..рни

    гв..здь

    п..ле

    сер..жки

    вар..ный

    св..кла

    прыж..к

    к..чка

    м..чка

    п..л..т

    п..в..зка

    пл..х..й

    п..в..з

    12. Игра с мячиком. Измени слова по образцу: ведро - вёдра.

    Укажи слова среднего рода, обозначив их по образцу:

    стекло -

    ___________

    село -

    ___________

    седло -

    ___________

    весло -

    ___________

    колесо -

    ___________

    звезда -

    ___________

    зерно -

    ___________

    клён -

    ___________

    дупло -

    ___________

    гнездо -

    ___________

    13. Игра «Нарисуй схему предложения». На карточках у вас есть картинки с изображениями разных предметов и объектов. Ниже картинок есть квадратики, которые надо зарисовать нужными цветами в соответствии со звуком.

    14. Работа с текстом ""Ёжик""

    Прослушайте рассказ. Запомните слова с гласн ыми О и Ё и весь текст.

    Ёжик.

    Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки .

    Насобирал почти полную корзину.

    Потянулся за следующим яблоком.

    Мимо пробегал ёжик.

    Увидел ёжик корзинку с яблоками,

    Наколол все яблоки на иголки и убежал.

    Лёня оглянулся, а яблок в корзинке как и не было.

    В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

    Назовите им я мальчик а . Кто собрал все яблоки из корзинки? Как произносим согласную в словах с буквой Ё ?

    Кто сможет рассказать историю по картинкам?

    Построим схему предложения из текста: Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.

    15. Итог. Ребята с какими мы сегодня буквами работали? (О и Ё). Перед буквой О согласная — твёрдая, а перед Ё — согласные смягчаются.

    Тема:

    Цели:

    • научить детей различать твердый и мягкий согласный перед буквами У и Ю;
    • развивать фонематических слух учащихся;
    • развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
    • развивать связную речь детей.

    I. Организационный момент. Постановка целей занятия.

    К нам на урок пришли две девочки одну из них зовут Люба, а другую Луша.
    Логопед выставляет на доску изображение двух девочек.

    Какая гласная идет после Л в имени Люба? (Ю)
    - Какая гласная идет после Л в имени Луша? (У)
    - Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга.

    II. Основной этап

    Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? (Луша)
    - На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? (Люба)
    - Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной)
    - В слове Луша есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо)
    - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим).
    - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом.
    - В слове Люба есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко)
    - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л,] зеленым карандашом.

    Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У - синюю карточку, если есть буква Ю - зеленую.
    Бу, бю, ку, кю, лу, лю, му, мю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф.

    Давайте устно заполним слоговую таблицу.
    Логопед указывает сначала на согласную букву, затем на гласную, дети читают получившийся слог.

    Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку - с буквой Ю. Слова на картинке (голуби, индюк, петух, курица, люди, люстра, тюлень)

    

    Букву У подчеркните красным карандашом, букву Ю обведите красным карандашом.
    - Каким цветом мы подчеркнем согласную перед у? (синим)
    - Каким цветом подчеркнем согласную перед ю? (зеленым)
    - Почему? (буква ю смягчает согласный, который стоит впереди)

    Люба и Луша приготовили нам еще один сюрприз- кроссворд.
    Логопед выставляет на доску кроссворд.
    - Давайте поможем девочкам отгадать кроссворд.

    1. Игрушка (юла)
    2. Увеличительное стекло (лупа)
    3. Враг мух (паук)
    4. Рот у птиц (клюв)
    5. Женская одежда (юбка)
    6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

    Давайте проверим, правильно ли мы все отгадали.

    Физкультминутка.

    Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Любой и Лушей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку.
    Слова для зарядки: луг, акула, рюкзак, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук, зуб, блюдо.

    ?Дифференциация у-ю в предложениях.

    Люба и Луша очень рады, что вы все отгадали. Но у них есть еще одно задание. Придумайте предложения с каждым из слов. Самые красивые предложения мы запишем в тетради.
    Примеры предложений:
    Лук растет на грядке.
    На столе лежит лупа.
    Паук плетет паутину.
    Мама купила юбку.
    Люба играет с юлой.
    У птицы прочный клюв.

    Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю - обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю.

    III. Итог занятия.

    Какие буквы приходили к нам в гости сегодня на занятие? (У и Ю)
    Как звучит согласный перед буквой У? (твердо)
    Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко)
    Вспомните и назовите слова в которых есть буква У, буква Ю.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека