Депрессия арт. Арт-терапия и творчество, как способ избавиться от депрессии Арт терапия подростки депрессия

Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  1. Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  2. Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  3. Тревожность
  4. Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  5. Двигательная заторможенность
  6. Потеря интереса к жизни
  7. Снижение самооценки

В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин “Внутренняя картина болезни” (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента “внести яркость” в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Post navigation

    Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

    Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

    Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

    Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

    Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

    Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

    Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

    Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!

Устранить депрессию у подростков помогает арт терапия.

Симптомы депрессии

Подростки отличаются излишним максимализмом, происходящим из-за перестройки гормонального фона. Депрессия часто маскируется под максимализм переходного возраста. В результате диагноз устанавливается не сразу, что может привести к серьезным последствиям.

Родителям необходимо найти подход к детям, страдающим от депрессии, чтобы помочь и вовремя обратиться за врачебной помощью. Для этого нужно знать, какие симптомы характерны для депрессивных расстройств.

Главные признаки

При депрессивном состоянии переходного возраста проявляются следующие признаки:

  • человек постоянно уединяется, перестает общаться не только с родителями, но и со сверстниками;
  • нарушается сон, пропадает аппетит;
  • любое родительское замечание вызывает у подростка неконтролируемую плаксивость. Такая же реакция идет на безобидные шутки сверстников;
  • меняется отношение к окружающим людям, которое становится чрезмерно агрессивным, раздражительным;
  • подростки бросают любимое занятие, и целыми днями лежат. У них пропадает интерес ко всему происходящему вокруг;
  • появляется тревожность, чувство беспомощности, ощущение, что сделал все не так, страх;
  • возникают суицидальные мысли. Подросток ищет любую информацию, где просматривается тема самоубийства, тщательно рассматривает каждый случай.

Признаки подростковой депрессии отличаются от взрослой. Взрослый в депрессивном состоянии больше находится в унынии, настроение отличается подавленностью. В переходном периоде все наоборот. Подросток в депрессии агрессивен, раздражителен, часто впадает в гневное состояние, и может применить насилие.

Депрессивная симптоматика и причины ее возникновения

Семейный психолог способен определить подростковую депрессию по симптомам, имеющим две разновидности:

Очень сильная утомляемость, длящаяся более одной недели, с которой невозможно справиться

трудности в принятии решений;

невозможность сконцентрироваться на решении определенной задачи;

тревожность, приступы страха;

ощущение ненужности и бесполезности существования;

постоянные мысли о суициде;

повышенный аппетит, либо, наоборот, его отсутствие;

Депрессия диагностируется, если выявлены 2 основных и 3 дополнительных признака.

Причины депрессий

Родители удивляются, почему их ребенок впадает в депрессию, считая, что на это нет причин. Но, причины имеются:

  • резкое изменение гормональной среды, из-за чего могут произойти нарушения в эндокринной системе;
  • нет взаимопонимания и доверия к родителям;
  • проблемы со школьной успеваемостью;
  • конфликты с одноклассниками;
  • отсутствие понимания со стороны преподавателей;
  • острое неприятие своей внешности.

Перечисленные причины являются основными. Но, депрессивные состояния могут зародиться на фоне заболеваний, имеющих неврологический или эндокринный характер:

  • после травмы черепа;
  • инфекционные патологии ЦНС;
  • на фоне сахарного диабета;
  • недостаточное количество в организме витаминов из группы В;
  • быстрая мышечная утомляемость (миастения);
  • воспалительные процессы периферических нервных волокон;
  • при эпилепсии.

Специалисты в работе сталкиваются с проблемой, когда невозможно диагностировать депрессию по психологическим и соматическим признакам. Тогда заходит речь о депрессивных состояниях, поражающих организм изнутри.

Терапия творчеством при лечении депрессии

Есть различные методы для устранения депрессивной симптоматики. Эффективным способом для борьбы с депрессией является именно арт-терапия. Любые рекомендации специалистов должны соблюдаться подростками. За их исполнением нужно следить родителям. Если лечение проводится медикаментозным методом, то нельзя пропускать прием лекарств.

Психотерапия использует комплексные методики для устранения депрессивных состояний. Действенным методом в борьбе с заболеванием является арттерапия.

Арт терапия при депрессии - это излечение при помощи различных художественных средств.

К основным разновидностям во время комплексной методики, направленной на устранение депрессии, относятся следующие виды творчества:

  1. живопись. Это не только рисунки, но и графика, роспись;
  2. роспись специальными красками на теле - боди-арт;
  3. лепка пластилином или глиной;
  4. занятия музыкой;
  5. танцы;
  6. фотографирование;
  7. прорабатывание сюжетов сказок вместе с психологом;
  8. создание фигурок из песка.

С помощью рисунка подросток может выразить эмоции, о которых хотел, но не может рассказать. Специалист по использованным в рисунке цветам сможет определить характер ребенка, и понять его эмоциональное состояние. Важное значение при рассмотрении нарисованного играет сила нажатия кисти или карандаша, и что конкретно изобразил подросток.

Когда подросток с психотерапевтом обсуждает сказочный сюжет, собственное видение образа, он учится преодолевать тревогу, бороться со страхами. Во время обсуждений действенно снижаются симптомы депрессии.

Терапия с помощью песка позволяет подростку выплеснуть эмоции, выразить свои желания. Ребенок может рассказать, что означает изображенный образ на песке, почему использованы новые линии в построении фигур. В результате рассуждений он постепенно приходит к пониманию, что стало причиной его агрессивного поведения. Уже после первого сеанса заметно улучшение состояния.

Направления художественной коррекции подбираются индивидуально, в зависимости от того, в какой форме протекает депрессия. При помощи арт терапии удается понять причину депрессивного состояния, и направить внимание подростка на нормальное существование в социуме.

Иногда терапия артом не устраняет полностью симптомы заболевания, но помогает ребенку избавиться от отрицательных эмоций. Это приятный способ лечения, хотя его трудно назвать легким.

Важно, что во время занятий художественной терапией, во время депрессии, от подростка не требуется создания совершенных, профессиональных рисунков или скульптуры. Занятия артом позволяют отвлечься от постоянного негатива, от терзающих вопросов, присутствующих в подростковых мыслях. В процессе создания творческих объектов ребенок переходного возраста учится принимать решения, и нести ответственность за свои поступки.

Необходимо, чтобы в процессе устранения депрессивного состояния, родители нашли подход к ребенку, и смогли изменить к нему отношение, научились понимать друг друга. Без взаимопонимания вряд ли получится добиться ожидаемого результата.

Подростковая депрессия

Подростковая депрессия – это расстройство детской психики, для которого характерна депрессивная триада - двигательная заторможенность, плохое настроение и нарушение в мышлении.

Депрессивное состояние часто путают с подростковым максимализмом, изменениями в гормональном плане. Но если вовремя распознать заболевание, подростковая депрессия отлично поддается лечению.

Как распознать врага

Родителям подростков необходимо знать основные симптомы и признаки депрессии, чтобы вовремя обнаружить заболевание и обратиться за медицинской помощью.

Само по себе депрессивное расстройство не так страшно, опасность представляют его последствия, в которые оно может вылиться: в тяжелых случаях дело может дойти до суицида.

Поэтому родители должны быть внимательны к своим детям, чтобы вовремя рассмотреть состояние и предпринять соответствующие действия.

Основные признаки

  1. Стремление к уединению. У подростка отсутствует желание общаться со сверстниками и родителями.
  2. Отсутствие аппетита и бессонница.
  3. Реакция подростка на замечания, шутки сверстников, критику со стороны родителей проявляется в чрезмерной плаксивости.
  4. Враждебное отношение к окружающим, гнев, раздражительность, переходящая в агрессию.
  5. Бесполезное проведение времени: ребенок может часами лежать на кровати и не проявлять ни к чему интереса.
  6. Угнетающее состояние страха, беспомощности, тревожности.
  7. Повышенный интерес к тематике самоубийства: прочтение книг на данную тематику, просмотр кинофильмов.

Взрослая депрессия отличается от подростковой тем, что симптомы депрессивного расстройства у взрослых проявляются в унынии и подавленном настроении, а подростку характерно агрессивное состояние, сопровождающееся вспышками гнева и склонностью к насилию.

Симптомы депрессии у подростков

Согласно МКБ-10 все симптомы подростковой депрессии делятся на основные (типичные) и дополнительные. Заболевание констатируется при наличии 2 типичных и 3 дополнительных симптомов.

  • в течение 2 недель и более наблюдается подавленное настроение, которое не связано с внешними обстоятельствами;
  • ангедония – потеря интереса к деятельности, которая ранее приносила удовольствие;
  • в течение месяца наблюдается сильная утомляемость.

Дополнительные симптомы депрессии:

  • пессимистический взгляд на вещи;
  • невозможность сконцентрироваться и принять правильное решение;
  • постоянная тревога, страх, ощущение вины и бесполезности;
  • суицидальные склонности;
  • заниженная самооценка;
  • ухудшение аппетита или, наоборот, постоянная потребность в перекусах;
  • бессонница.

Если приведенные симптомы не проходят в течение 2 недель, врач диагностирует заболевание – депрессия. Однако при тяжелых симптомах диагноз можно поставить и раньше.

Причины возникновения

Родители считают, что для развития депрессии у подростков нет на то причин. Но по статистическим данным каждый 8 подросток имеет депрессивное состояние. Причинами заболевания могут стать как безобидные, так и серьезные проблемы.

Основные причины подростковой депрессии:

  • изменения гормонального фона;
  • нарушения в эндокринном плане;
  • отсутствие понимания в семье;
  • снижение успеваемости по предметам;
  • конфликтные ситуации с одноклассниками;
  • отсутствие общих интересов со сверстниками;
  • непонимание со стороны учителей;
  • непринятие своей внешности.

Депрессия в подростковом возрасте может быть результатом душевного потрясения, которое возникает на фоне переживаний, связанных с потерей близкого человека, во время присутствия при жестокой драке, аварии. Такая подростковая депрессия носит реактивный характер.

Депрессия может развиться на фоне соматических заболеваний (неврологических, эндокринных):

  • инфекции ЦНС;
  • в результате черепно-мозговой травмы;
  • эпилепсии;
  • миастении;
  • при дефиците витаминов группы B;
  • неврита;
  • гипер- или гипотериоза;
  • сахарного диабета;
  • заболеваний надпочечников.

Если психологические, соматические или внешние причины не обнаружены, значит, речь идет об исходящей изнутри депрессии – эндогенной, возникающей при дефиците норадреналина, серотонина и дофамина.

Что делать, если у подростка депрессия

Методы лечения подростковой депрессии различны – от приема медикаментозных препаратов до проведения психотерапии, важно выявить причину депрессивного состояния.

Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников.

Видео про любовь подростков смотрите в статье: любовь подростков.

Как провести тест на депрессию, читайте здесь.

Как правильно лечить депрессию может сказать только врач, заниматься самолечением нельзя! Психолог должен проводить психо-коррекционную работу.

Ее целью является установление причин депрессии, обучение подростка внимательно относиться к себе самому и умение справляться с негативными мыслями.

Возрастные отличия

Влет у подростка начинается переходный возраст (у некоторых детей – раньше), следовательно, наблюдается волна очередного возрастного кризиса, которая протекает более сложно, чем предыдущие

У подростка происходит изменение в гормональном плане, ему становится очень сложно контролировать свои эмоции.

Взрослеющие дети смотрят в зеркало и критически относятся к своей внешности, у некоторых появляются комплексы: девочки, например, не в восторге от своей фигуры.

Зачастую появляется комплекс неполноценности и подростки замыкаются в себе, отчуждаются от всего мира, впадая в депрессию. Важно распознать заболевание на начальной стадии.

Симптомы депрессии влет:

  • стремление побыть наедине с самим собой;
  • уныние, тоска;
  • отчужденность;
  • страдания.

В 16 лет начинается третий этап взросления и длится он до 18 лет. В этом промежутке происходит физическое и психологическое созревание.

Подростки чувствуют себя взрослыми и поступают также, как взрослые. Но не всегда их действия и поступки одобряют родители, учителя.

Если не прислушаться к ребенку и не понять его чувства, подросток впадает в депрессию. Депрессивное состояние у 16-летних юношей и девушек протекает как у взрослых.

Родители должны помочь ребенку справиться с заболеванием, иначе он попытается найти успокоение на стороне: начнет употреблять спиртное и наркотики.

Что лучше сделать в первую очередь

Родителям важно понять, что подростковая депрессия – это не просто период в жизни ребенка, и не стоит надеяться, что она пройдет сама по себе.

Если не распознать вовремя коварное заболевание, оно начнет прогрессировать. Взрослым нужно быть корректными в отношениях с подростком, проявлять внимание, любовь и заботу.

Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

  1. Необходима поддержка. Родители должны показать ребенку, что они всегда находятся на его стороне. Не стоит задавать слишком много вопросов, ведь подростки не любят давления и чрезмерного покровительства. Однако родители должны дать подростку понять, что в любой ситуации он получит необходимую поддержку.
  2. Умение слушать. При разговоре с подростком нельзя критиковать и делать собственные выводы. Непрошенные советы и ультиматумы не пойдут на пользу.
  3. В общении с подростком нужно проявить мягкость, но быть настойчивым. Подростки в депрессивном состоянии «уходят в себя» и слышать не хотят о таком заболевании, как депрессия, но родители должны постепенно вызвать ребенка на разговор. Во время общения нужно подчеркнуть свою заботу и готовность выслушать.
  4. Необходимо признать его чувства. Если проблемы и чувства подростка кажутся родителям нелепыми или иррациональными, не стоит даже пытаться наладить общение, но они должны принять его чувства. Подросток должен понять, что то, что он чувствует, всерьез воспринимается родителями.

Подростковая депрессия – лечение

Лечение подросткового депрессивного расстройства базируется на основных методах:

  • проведение психотерапии;
  • медикаментозное лечение;
  • семейная терапия.

Результативность методов зависит от комплексного их применения и желания ребенка избавиться от заболевания.

Обращение к специалистам

Выбор метода лечения зависит от многих факторов. Необходимо учитывать, каким по счету является приступ депрессии, степень протекания заболевания, причины появления.

Депрессивное состояние может протекать в сложной форме: подросток не воспринимает действительности, не может нормально функционировать, у него наблюдается склонность к суицидальным действиям. В таком случае рекомендуется госпитализация в психиатрическую клинику.

Подростковая депрессия и как с ней бороться: типы психотерапии, используемые при лечении:

  • межличностная – направлена на укрепление связей между подростком и окружающими;
  • семейная – обучает всех членов семьи преодолевать беспокойство и страх;
  • когнитивно-поведенческая – учит избавляться от плохих мыслей и быть позитивным;
  • решение проблем – направлена на обучение подростка справляться с жизненными трудностями.

Медикаментозная терапия проводится в крайнем случае, психотерапевт обязан удостоверится в том, что у ребенка есть суицидальные мысли. Лекарства назначаются в последнюю очередь и только при тяжелой степени депрессии.

Многие родители возлагают надежды на антидепрессанты полагая, что никакие другие методы не смогут вывести подростка из этого состояния.

Но применение препаратов не является единственным способом лечения депрессии. Кроме того, антидепрессанты имеют массу побочных эффектов.

Они могут только на короткое время облегчить симптомы, а потом организм к ним привыкает, нарушается сон, наблюдается повышенная утомляемость, сонливость. У некоторых подростков они усиливают агрессивное состояние.

Видео: подростковая депрессия

Во время исследований замечено, что прием антидепрессантов в подростковом возрасте увеличивает риск склонности к суициду, наблюдаются поведенческие расстройства.

Если уж случилось так, что ребенку назначили антидепрессанты, родителям в первые 2 недели приема таблеток ребенком постоянно нужно быть «на чеку».

Необходимо наблюдать за его поведением и при малейшем усугублении состояния обратиться к врачу за отменой назначенного препарата.

Семейная терапия направлена на проведение тренингов и консультаций со всеми членами семьи.

Важные факты, которых следует знать родителям:

  1. Родители должны научить ребенка неукоснительно соблюдать рекомендации врача: прием медикаментозных средств в соответствии с назначением, посещение сеансов психотерапии.
  2. Чтобы не допустить повторного приступа депрессии, важно распознать рецидив болезни.
  3. Необходимо чувствовать ребенка, чтобы помочь ему быстро снять стрессовое состояние.
  4. Знать признаки депрессии и вовремя выявить заболевание, чтобы обратиться за помощью.
  5. Если у ребенка наблюдаются признаки суицидального поведения, требуется знать, как поступить в данной ситуации.

Телефонная терапия играет немаловажную роль и также является эффективной. Консультирование по телефону помогает выявить раннюю депрессию.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой вид лечения, основанный на исцелении с помощью художественного творчества.

В чем особенности лечения? Во время создания произведений искусства подросток на время отстраняется от негативных мыслей и переосмысливает свои поступки.

Для проведения арт-терапии не важно, есть талант художника или нет, ведь ее целью не является создание произведений мирового масштаба.

Как лечить депрессию у мужчин узнайте из статьи: депрессия у мужчин.

Бывает ли депрессия у детей, читайте здесь.

Каково лечение при эндогенной депрессии, смотрите здесь.

Арт-терапия помогает «выпустить пар», дает выход негативным чувствам, агрессии. Подросток начинает осознавать собственные мысли, понимает причину их возникновения, учится самостоятельно принимать осмысленные решения.

Родители играют важную роль в лечении депрессии у подростков. Излечению способствует наличие дома доброжелательной, спокойной атмосферы, умение выслушать и понять ребенка. Если этого нет – процесс лечения будет продолжительным.

.

Знакомство с описанной методикой состоялось на семинарах Натальи Сергеевны Фомичевой по теме "Психология депрессии".

Статья размещена на сайте www.serebryannikova.ru

  1. Тревожность
  2. Двигательная заторможенность
  3. Потеря интереса к жизни
  4. Снижение самооценки

В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин "Внутренняя картина болезни" (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента "внести яркость" в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Арт-терапия и творчество, как способ избавиться от депрессии

Существуют различные способы преодолеть накопившийся стресс. Кто-то справляется с ним путём выплёскивания эмоций, кто-то берёт на работе выходной и посвящает день сну и расслаблению, а кто-то решает сменить обстановку и отправляется в отпуск.

Тем не менее, одним из наиболее эффективных методов борьбы с плохим настроением было и остаётся творчество. Оно способно кардинально изменить ваше внутреннее состояние, благодаря ему вы легко забудьте про печаль и тревогу.

Простые приёмы как с помошь арт-терапии и творчества можно победить плохое настроение и депрессию.

Как творчество помогает избавиться от депрессии

Всем известно, что творческий процесс приносит радость. При этом совершенно не важно, каким именно видом творчества вы решили заняться. Это может быть рисование, лепка, написание музыки, пошив одежды, сборка моделей и не только.

Моделирование - это тоже творчество Занимаясь одним из созидательных видов деятельности, вы моментально забываете о своих волнениях и тревогах. Ваши мысли начинают течь плавно и неспешно, вы полностью уходите в творчество и перестаёте акцентировать внимание на своих повседневных хлопотах.

Рисование, создание коллажей, написание стихов - это отличные способы выразить себя, выпустить на свободу свои мысли и чувства, донести их до окружающих. И вовсе не обязательно достигать в этом деле результата. Главное - сам процесс, а также то удовольствие, которое он приносит.

Как именно следует заниматься творчеством

  • Если для вас творчество - это не способ заработать денег или создать себе определённый имидж, то сразу же позабудьте про любые рамки. Ваша главная задача - выплеснуть всё, что накопилось у вас на душе. Выпустите ситуацию из-под своего контроля. Если у вас на душе тоскливо, то пришло время заявить о своих чувствах. Пусть они лягут печальными строками на бумагу или яростными брызгами краски на холст. Творите без оглядки на окружающих. Не думайте о том, какое впечатление своими действиями вы произведёте на других.
  • Русунок кофе на салфетке Многие ошибочно полагают, что для занятий творчеством нужны подходящее время и место. Это не так. И тем более не стоит акцентировать внимание на определённых приспособлениях - холсте, швейной машинке, пергаментной бумаге. На первых порах и в отдельных ситуациях можно обойтись и без этого. Например, если во время перекуса в кафе на вас нахлынули грустные воспоминания, не стоит откладывать терапию. Пусть вашим холстом станет салфетка, красками кофейная гуща, а кисточкой деревянная палочка для перемешивания напитка. Изобразите на салфетке то, что у вас на душе - и вы сразу почувствуете, что плохие эмоции отходят и вы снова возвращаетесь к норме.
  • Если выплеск негативных чувств во время занятий творчеством вам не помогает, попробуйте пойти другим путём. И на помощь в этом придёт метод визуализации. Работает он просто. Например, вы волнуетесь перед важным собеседованием. В таком случае набросайте на бумаге небольшой рассказ о человеке, который удачно справился со всеми задачами и был принят на желаемую для него должность. После этого вам станет немного легче, и вы сможете успокоиться. Конечно, никто не может гарантировать, что ваше собеседование пройдёт в итоге именно так, как вы того ожидаете. Но после визуализации вы возьмёте под контроль своё волнение и обязательно покажите себя перед будущим работодателем в наилучшем свете.

Почему арт-терапия так важна при депрессии

Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. Оно не только позволяет выплеснуть эмоции и отвлечься от своих ежедневных хлопот. С его помощью мы заново учимся познавать красоту вокруг нас.

Позитивное мировосприятие - это хорошо Находясь в депрессии, мы практически перестаём обращать внимание на окружающий мир. Он начинает восприниматься нами как серое и безрадостное место. Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг - яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц. Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски.

Ещё один плюс арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества мы всегда что-то создаём - картину, статуэтку, стихотворение. Мы сохраняем эти свидетельства пережитых эмоций как напоминания для самих себя. Напоминания о непростых временах и о том, как нам удалось справиться с ними. Со временем мы получаем возможность другими глазами посмотреть на собственные творения, повторно пережить давние дни, сравнить себя прошлого с собой настоящим. И если мы вновь почувствуем приближение депрессии, то все те же стихи и картины позволят нам снова справиться с непростым периодом.

Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И, что самое главное, арт-терапия доступна совершенно каждому.

Весёлого вам творчества и хорошего настроения!

Арт-терапия в работе с депрессией

  • Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»

Почему я использую арт-терапию?

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин "Внутренняя картина болезни" (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью.

Попросите клиента "внести яркость" в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции.

Современные способы лечения депрессии

Некоторые симптомы депрессии нередко прячутся под разными масками, например, хронического стресса, затрудняя правильную постановку диагноза. Так, болезненные ощущения в области живота, чувство тяжести, головные боли, которые не проходят после приема сильнодействующих анальгетиков, боли в области тройничного нерва, сердца, печени и других внутренних органов лечатся годами. Причем без особого успеха.

Лечение депрессии проводится с учетом тяжести перечисленных симптомов. В отдельных случаях достаточно психотерапевтических бесед, в других, особенно, если диагностирована глубокая депрессия, требуется сочетать с ними определенные препараты.

Лечить или не лечить депрессию – вот в чем вопрос

Некоторые люди считают, что депрессия – это полная ерунда, на которую не стоит даже обращать внимания. Мол, это все равно, что легкая простуда – немножко полежал, похандрил и все, пора заканчивать – медикаментозно лечить ее ни к чему. На самом деле это не так, поскольку нелеченная депрессия может обернуться и хроническим алкоголизмом, и наркоманией, и попытками суицида.

Сам по себе диагноз депрессии может поставить врач-психиатр или психотерапевт, либо клинический психолог. В некоторых случаях постановка диагноза осложняется тем, что у пациента до этого были выраженные эмоциональные или поведенческие расстройства или нарушения, связанные с нарушениями мышления, воли, памяти.

Лечение депрессии в легкой форме проходит на первых порах под наблюдением врача, который выписал специальные препараты –антидепрессанты. Помимо антидепрессантов, депрессии лечение предусматривает и чисто психологические возможности коррекции эмоционального состояния больных. Так, среди методов можно назвать:

  • психодинамический
  • когнитивно-поведенческую терапию
  • гештальт-терапию
  • музыко-терапию
  • арт-терапию и другие виды.

Выбор того или иного метода в лечении депрессии зависит от теоретической базы самого специалиста. Суть сводится к тому, что активизировать сознание пациента и сфокусировать его на других аспектах его бытия, научив его навыкам контроля собственных переживаний, не зацикливаясь на переживаниях стресса.

В более тяжелых случаях, особенно, когда речь идет о попытках суицида или разговоры о нем, депрессию лечить необходимо медикаментозно, используя соответствующие препараты.

Например, среди таковых можно указать трициклические антидепрессанты, которые успешно применяют для лечения не только депрессии, но и аффективных личностных расстройств, нарушений поведения. Обычно глубокая депрессия требует комплексного лечения, включая активную социальную и физическую реабилитацию.

Психодинамический подход в лечении депрессии

Суть данного подхода заключается в том, что специалист по психическому здоровью (психолог либо психотерапевт) помогает пациенту осознать суть беспокоящей его проблемы. Начнем с психоанализа, который, как было подмечено, лечит не самого пациента, а его личную историю.

Исторически психоанализ был создан австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом, который призывал в свое время лечить медикаментозно психические расстройства и последствия стресса при помощи коки. Согласно его учению, депрессии можно лечить, помогая человеку осознать, какие именно события и переживания из детского возраста или недавнего прошлого привели к ее формированию.

Психоаналитики называют депрессию молчаливой истерикой – внешне человек ничего не говорит, но его молчание действует сильнее любого крика. Корни этого поведения следует искать в детстве, когда ребенок впервые стал осознавать, что, стоит ему сделать грустное лицо и прекратить свою игру или иную деятельность, родители бегут сразу решать его проблемы. Психолог помогает пациенту осознать, с какого возраста он впервые стал понимать выгоду такого поведения, какова была роль родителей в такой ситуации, и что в настоящее время такая детская тактика приносит больше вреда, чем пользы.

Работа с пациентом строится по ассоциативному методу, который предполагает оперирование спонтанно возникающими ассоциациями. Переводя свободные ассоциации из области бессознательного в область сознания, психоаналитик тем самым помогает пациенту избавиться от гнетущего воздействия депрессии. Главный недостаток данного метода – сеансы длятся несколько лет и обходятся пациент в значительную сумму. А это для некоторых – тоже повод для стресса.

Поведенческий подход в лечении депрессии

Лечение депрессии посредством поведенческой терапии делает акцент на поведенческих аспектах депрессивного состояния. Например, глубокая депрессия, симптомы которых предполагают отказ от социальной активности, общения, трудности в выражении эмоций, пассивное поведение. Задача психолога заключается в том, чтобы разбить депрессивное поведение на отдельные поведенческие акты и научить пациента избавляться от них, обучаясь другим, более продуктивным, формам поведения.

В некоторых случаях поведенческая терапия отнимает около года или даже больше, если выявлена глубокая депрессия. Специалист предлагает выполнение действий, которые были раньше абсолютно не присущи данному человеку - это помогает открыть новые грани собственного поведения и закрепить те, которые можно обозначить как продуктивные. Схема такого «лечения» основывается на соотношении – стимул –реакция. Предъявляя новые стимулы, терапевт изменяет реакции клиента и закрепляет их, предъявляя соответствующие новые стимулы.

Когнитивная рациональная терапия

Когнитивная рациональная терапия обеспечивает лечение депрессии за счет изменения отношения и установок пациента относительно неправильных форм поведения и мышления. Здесь пациенту подносится идея, что неправильное поведение –это результат неправильного мышления и отношения. Изменяя установки, можно изменить поведение. В частности, если глубокая депрессия вызывает состояние крайне негативного восприятия окружающей реальности, то меняя отдельные ее аспекты, можно изменить состояние человека. Человек чаще всего попадает в плен депрессии, если он:

  • склонен переоценивать значение отдельных событий
  • склонен обобщать события, которые на самом деле имеют между собой мало чего общего
  • переоценивает собственный вклад в развитие сложившейся ситуации
  • видит все вокруг в черно-белом цвете, не признавая полутонов и переходов
  • воспринимает все происходящие события как относящиеся лично к нему
  • делает выводы преждевременно.

Задача терапевта в этой ситуации – показать, что отдельные установки и поведение пациента привели к такому состоянию. Для этой цели используется такой прием, как доведение ситуации до абсурда, «перекормить» негативными стимулами и другие. Например, человеку предлагают буквально упиваться его депрессивным состоянием, вживаясь в ее симптомы как можно сильнее и глубже. До тех пор, пока пациенту не надоест самому кормить себя такой ситуацией.

Шоковая терапия

В отдельных случаях депрессии лечение требует радикальных методов. Когда человек мучается ощущением того, что с ним что-то не то происходит, с его согласия его могут поместить в условия, которые резко отличаются от привычных. Например, некоторые больные алкоголизмом или другими формами зависимости испытывают такие симптомы, как ощущение ломки, которая сопровождается выраженным депрессивным фоном и другими проявлениями острого стресса.

Чтобы заставить его полностью переключиться, можно использовать прием полного погружения в другие условия, когда у него даже не будет времени предаваться дурным мыслям. Как правило, в случаях, когда пациент сталкивается с тем, что у кого-то ситуация намного хуже, чем у него, и что у него есть более важные проблемы, чем «умственная жвачка», состояние депрессии резко идет на убыль.

Особенно это эффективно в случаях, когда речь идет об интенсивной физической нагрузке или обучении новым навыкам.

В некоторых случаях можно использовать не только резкую перемену условий, но и электросудорожную терапию. Смысл такого воздействия заключается в том, чтобы разрушать патологические нейрохимические связи и образования в головному мозгу за счет воздействия электрического тока. Происходит воздействие на центры, которые отвечают за общую регуляцию настроения. Однако такой способ можно рекомендовать далеко не всегда, хотя его эффективность достаточно высока – в случае, когда заболевание исключает прием препаратов, улучшение наступает через две-три недели.

Техники внушения в лечении депрессии

Техники внушения также часто используются для лечения депрессивных симптомов. Суть данного метода лечения заключаются в том, чтобы внушить пациенту, что его состояние – результат негативного якорения.

Работая со скрытым эмоциональным опытом пациента, терапевт внедряет в его сознание новые, положительные установки.

Такая работа помогает успешно бороться с приступами паники, выраженными фобиями. Для пациента такой метод является безопасным, т.к. он позволяет прервать работу депрессивных установок и дать ему новые ресурсы для их преодоления. Методом, которые позволяет преодолеть прямое сопротивление сознания, является эриксонианский гипноз. Его отличие от классического гипноза заключается в том, что терапевт проводит внушение в мягкой и менее директивной манере.

Групповая психотерапия

Чаще всего, когда симптомы депрессии заходят довольно далеко, многие терапевты рекомендуют пройти не только индивидуальную, но групповую терапию. Плюсы данного вида терапии заключаются в том, что пациент сопоставляет собственное положение с положением других людей, учится эмоционально чувствовать их состояние и помогать тем, кто может оказаться в худшем положении, чем они сами. Многие больные получают такую обратную связь от других участников терапевтической группы, что практически без вмешательства терапевта начинают понимать непродуктивность собственного поведения и самостоятельно вырабатывают новые паттерны установок и поведения.

Трудотерапия для лечения депрессии

В народе нередко говорят, что депрессия – роскошь для бездельников. Доля правды в этом утверждении есть, т.к. возможность заниматься активным самоедством возникает тогда, когда человек бесцельно проводит время. В свете того, что ничего положительного не происходит, это накладывает на самооценку человека негативный отпечаток.

Трудотерапия с постепенным, или, напротив, стремительным вовлечением человека в активный деятельностный процесс заставляет переосмыслить содержание собственных переживаний.

С другой стороны, активная физическая деятельность способствует выработке гормонов счастья, поэтому такой вид терапии приносит со временем, кроме укрепления мышц, повышение чувства удовольствия от жизни и общей удовлетворенности собой. Человек как бы сам себе бросает вызов, доказывая, что он способен на нечто большее, чем просто валяться на диване в закрытой комнатке и упиваться жалостью к себе.

Гештальт-терапия – ключ к исцелению от депрессии

Суть гештальт-подхода в лечении депрессии - помочь структурировать человеку его жизненный опыт таким образом, чтобы все его переживания обрели гармоничную целостность. Гештальт, выражаясь профессиональным жаргоном самих гештальт-терапевтов, закрывается – когда пациент получает ощущение того, что все произошло именно так, как и должно было произойти. Все испытываемые человеком потребности получают возможность для реализации, когда он, наконец, учится понимать их и толковать нужным образом.

Исцеление от симптомов депрессии как таковой происходит в момент, когда пациент принимает простое решение – признает собственную ответственность за все события в собственной жизни.

Главный принцип – здесь и теперь – позволяет продуктивно работать с негативным опытом пациента, структурируя их новым образом.

Телесно ориентированная психотерапия

Данный вид психотерапии можно назвать психодинамическим, поскольку он базируется на положении, что все проблемы физического, социального и психического типа у пациента есть суть неотреагированные переживания. Все, что было когда-то блокировано и загнано в угол подсознания, со временем образует на теле человека особые симптомы - мощные соматические блоки, которые и приводят к ощущению подавленности, эмоциональному обеднению, телесной зажатости.

Зная, какая блокированная эмоция приводит к появлению тех или иных блоков, терапевт может, воздействуя на определенные группы мышц, причем заставляя пациента делать это осознанно, изменить его эмоциональное состояние. Например, переживание депрессии может быть связано с тем, что человек привык всю жизнь подавлять чувство боли или агрессии. Поскольку в головном мозге человека эти центры находятся близко друг к другу, высвобождение их через обратную мышечную связь помогает человеку осознать, что именно он испытывал в течение своей жизни – страх или агрессию.

Обычно, испытывая агрессию по отношению к своим близким, человек ощущает затем чувство вины. Чтобы больше не подвергаться этому ощущению, он учится подавлять в себе чувство злости – а на уровне тела это дает о себе знать болями в области головы, шеи, крупных конечностей.

Арт-терапия помогает в борьбе с депрессией

Для тех, кто слишком «завязан» на контроле сознания, лучшим средством в борьбе с депрессией выступает арт-терапия или терапия посредством искусства. Это означает не только посещение художественных выставок или собственноручное создание чего-то необычного. Речь идет о таких привычных на первый взгляд вещах, как лепка из глины или пластилина, выполнение разного рода поделок, фотографирование, написание литературных произведений и другое.

Причем написание имеет значительный плюс в том, что позволяет через вымышленные образы обработать неосознаваемые внутренние конфликты – слово выступает здесь в качестве основного средства.

Таким образом, методов лечения депрессии более, чем достаточно. Главное – чтобы у человека было желание преодолеть это состояние, не доводя себя до состояния сильнейшего личностного кризиса, из которого потом бывает почти невозможно выбраться самостоятельно.

Арт-терапия в работе с депрессией

Арт-терапия в работе с депрессией

Знакомство с описанной методикой состоялось на семинарах Натальи Сергеевны Фомичевой по теме «Психология депрессии».

Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  • Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  • Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  • Тревожность
  • Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  • Двигательная заторможенность
  • Потеря интереса к жизни
  • Снижение самооценки

В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо.

Почему я использую арт-терапию?

Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.).

Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

Поэтому самым подходящим материалом, который целесообразно предложить клиенту, будет масляная пастель. Это очень яркие мелки, позволяющие легким нажимом изобразить сочные цвета. Рисунки получаются очень яркими, даже если человек и не хотел такого результата.

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин «Внутренняя картина болезни» (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью.

Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания.

На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно.

Попросите клиента «внести яркость» в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции.

Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни.

У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Подростковая депрессия – это расстройство детской психики, для которого характерна депрессивная триада — двигательная заторможенность, плохое настроение и нарушение в мышлении.

Депрессивное состояние часто путают с подростковым максимализмом, изменениями в гормональном плане. Но если вовремя распознать заболевание, подростковая депрессия отлично поддается лечению.

Как распознать врага

Родителям подростков необходимо знать основные симптомы и признаки депрессии, чтобы вовремя обнаружить заболевание и обратиться за медицинской помощью.

Само по себе депрессивное расстройство не так страшно, опасность представляют его последствия, в которые оно может вылиться: в тяжелых случаях дело может дойти до суицида.

Поэтому родители должны быть внимательны к своим детям, чтобы вовремя рассмотреть состояние и предпринять соответствующие действия.

Основные признаки

  1. Стремление к уединению. У подростка отсутствует желание общаться со сверстниками и родителями.
  2. Отсутствие аппетита и бессонница.
  3. Реакция подростка на замечания, шутки сверстников, критику со стороны родителей проявляется в чрезмерной плаксивости.
  4. Враждебное отношение к окружающим, гнев, раздражительность, переходящая в агрессию.
  5. Бесполезное проведение времени: ребенок может часами лежать на кровати и не проявлять ни к чему интереса.
  6. Угнетающее состояние страха, беспомощности, тревожности.
  7. Повышенный интерес к тематике самоубийства: прочтение книг на данную тематику, просмотр кинофильмов.

Взрослая депрессия отличается от подростковой тем, что симптомы депрессивного расстройства у взрослых проявляются в унынии и подавленном настроении, а подростку характерно агрессивное состояние, сопровождающееся вспышками гнева и склонностью к насилию.

Симптомы депрессии у подростков

Согласно МКБ-10 все симптомы подростковой депрессии делятся на основные (типичные) и дополнительные. Заболевание констатируется при наличии 2 типичных и 3 дополнительных симптомов.

Основные (типичные) симптомы:

  • в течение 2 недель и более наблюдается подавленное настроение, которое не связано с внешними обстоятельствами;
  • ангедония – потеря интереса к деятельности, которая ранее приносила удовольствие;
  • в течение месяца наблюдается сильная утомляемость.

Дополнительные симптомы депрессии:

  • пессимистический взгляд на вещи;
  • невозможность сконцентрироваться и принять правильное решение;
  • постоянная тревога, страх, ощущение вины и бесполезности;
  • суицидальные склонности;
  • заниженная самооценка;
  • ухудшение аппетита или, наоборот, постоянная потребность в перекусах;
  • бессонница.

Если приведенные симптомы не проходят в течение 2 недель, врач диагностирует заболевание – депрессия. Однако при тяжелых симптомах диагноз можно поставить и раньше.

Причины возникновения

Родители считают, что для развития депрессии у подростков нет на то причин. Но по статистическим данным каждый 8 подросток имеет депрессивное состояние. Причинами заболевания могут стать как безобидные, так и серьезные проблемы.

Основные причины подростковой депрессии:

  • изменения гормонального фона;
  • нарушения в эндокринном плане;
  • отсутствие понимания в семье;
  • снижение успеваемости по предметам;
  • конфликтные ситуации с одноклассниками;
  • отсутствие общих интересов со сверстниками;
  • непонимание со стороны учителей;
  • непринятие своей внешности.

Депрессия в подростковом возрасте может быть результатом душевного потрясения, которое возникает на фоне переживаний, связанных с потерей близкого человека, во время присутствия при жестокой драке, аварии. Такая подростковая депрессия носит реактивный характер.

Депрессия может развиться на фоне соматических заболеваний (неврологических, эндокринных):

  • инфекции ЦНС;
  • в результате черепно-мозговой травмы;
  • эпилепсии;
  • миастении;
  • при дефиците витаминов группы B;
  • неврита;
  • гипер- или гипотериоза;
  • сахарного диабета;
  • заболеваний надпочечников.

Если психологические, соматические или внешние причины не обнаружены, значит, речь идет об исходящей изнутри депрессии – эндогенной, возникающей при дефиците норадреналина, серотонина и дофамина.

Что делать, если у подростка депрессия

Методы лечения подростковой депрессии различны – от приема медикаментозных препаратов до проведения психотерапии, важно выявить причину депрессивного состояния.

Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников.

Как правильно лечить депрессию может сказать только врач, заниматься самолечением нельзя! Психолог должен проводить психо-коррекционную работу.

Ее целью является установление причин депрессии, обучение подростка внимательно относиться к себе самому и умение справляться с негативными мыслями.

Возрастные отличия

В 13-14 лет у подростка начинается переходный возраст (у некоторых детей – раньше), следовательно, наблюдается волна очередного возрастного кризиса, которая протекает более сложно, чем предыдущие

У подростка происходит изменение в гормональном плане, ему становится очень сложно контролировать свои эмоции.

Взрослеющие дети смотрят в зеркало и критически относятся к своей внешности, у некоторых появляются комплексы: девочки, например, не в восторге от своей фигуры.

Зачастую появляется комплекс неполноценности и подростки замыкаются в себе, отчуждаются от всего мира, впадая в депрессию. Важно распознать заболевание на начальной стадии.

Симптомы депрессии в 14-15 лет:

  • стремление побыть наедине с самим собой;
  • уныние, тоска;
  • отчужденность;
  • страдания.

В 16 лет начинается третий этап взросления и длится он до 18 лет. В этом промежутке происходит физическое и психологическое созревание.

Подростки чувствуют себя взрослыми и поступают также, как взрослые. Но не всегда их действия и поступки одобряют родители, учителя.

Если не прислушаться к ребенку и не понять его чувства, подросток впадает в депрессию. Депрессивное состояние у 16-летних юношей и девушек протекает как у взрослых.

Родители должны помочь ребенку справиться с заболеванием, иначе он попытается найти успокоение на стороне: начнет употреблять спиртное и наркотики.

Что лучше сделать в первую очередь

Родителям важно понять, что подростковая депрессия – это не просто период в жизни ребенка, и не стоит надеяться, что она пройдет сама по себе.

Если не распознать вовремя коварное заболевание, оно начнет прогрессировать. Взрослым нужно быть корректными в отношениях с подростком, проявлять внимание, любовь и заботу.

Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

  1. Необходима поддержка. Родители должны показать ребенку, что они всегда находятся на его стороне. Не стоит задавать слишком много вопросов, ведь подростки не любят давления и чрезмерного покровительства. Однако родители должны дать подростку понять, что в любой ситуации он получит необходимую поддержку.
  2. Умение слушать. При разговоре с подростком нельзя критиковать и делать собственные выводы. Непрошенные советы и ультиматумы не пойдут на пользу.
  3. В общении с подростком нужно проявить мягкость, но быть настойчивым. Подростки в депрессивном состоянии «уходят в себя» и слышать не хотят о таком заболевании, как депрессия, но родители должны постепенно вызвать ребенка на разговор. Во время общения нужно подчеркнуть свою заботу и готовность выслушать.
  4. Необходимо признать его чувства. Если проблемы и чувства подростка кажутся родителям нелепыми или иррациональными, не стоит даже пытаться наладить общение, но они должны принять его чувства. Подросток должен понять, что то, что он чувствует, всерьез воспринимается родителями.

Подростковая депрессия – лечение

Лечение подросткового депрессивного расстройства базируется на основных методах:

  • проведение психотерапии;
  • медикаментозное лечение;
  • семейная терапия.

Результативность методов зависит от комплексного их применения и желания ребенка избавиться от заболевания.

Обращение к специалистам

Выбор метода лечения зависит от многих факторов. Необходимо учитывать, каким по счету является приступ депрессии, степень протекания заболевания, причины появления.

Депрессивное состояние может протекать в сложной форме: подросток не воспринимает действительности, не может нормально функционировать, у него наблюдается склонность к суицидальным действиям. В таком случае рекомендуется госпитализация в психиатрическую клинику.

Подростковая депрессия и как с ней бороться: типы психотерапии, используемые при лечении:

  • межличностная – направлена на укрепление связей между подростком и окружающими;
  • семейная – обучает всех членов семьи преодолевать беспокойство и страх;
  • когнитивно-поведенческая – учит избавляться от плохих мыслей и быть позитивным;
  • решение проблем – направлена на обучение подростка справляться с жизненными трудностями.

Медикаментозная терапия проводится в крайнем случае, психотерапевт обязан удостоверится в том, что у ребенка есть суицидальные мысли. Лекарства назначаются в последнюю очередь и только при тяжелой степени депрессии.

Многие родители возлагают надежды на антидепрессанты полагая, что никакие другие методы не смогут вывести подростка из этого состояния.

Но применение препаратов не является единственным способом лечения депрессии. Кроме того, антидепрессанты имеют массу побочных эффектов.

Они могут только на короткое время облегчить симптомы, а потом организм к ним привыкает, нарушается сон, наблюдается повышенная утомляемость, сонливость. У некоторых подростков они усиливают агрессивное состояние.

Видео: подростковая депрессия


Дело в том, что действие антидепрессантов проверено только на взрослых, поэтому неизвестно, какое воздействие они окажут на молодой, развивающийся организм.

Во время исследований замечено, что прием антидепрессантов в подростковом возрасте увеличивает риск склонности к суициду, наблюдаются поведенческие расстройства.

Если уж случилось так, что ребенку назначили антидепрессанты, родителям в первые 2 недели приема таблеток ребенком постоянно нужно быть «на чеку».

Необходимо наблюдать за его поведением и при малейшем усугублении состояния обратиться к врачу за отменой назначенного препарата.

Семейная терапия направлена на проведение тренингов и консультаций со всеми членами семьи.

Важные факты, которых следует знать родителям:

  1. Родители должны научить ребенка неукоснительно соблюдать рекомендации врача: прием медикаментозных средств в соответствии с назначением, посещение сеансов психотерапии.
  2. Чтобы не допустить повторного приступа депрессии, важно распознать рецидив болезни.
  3. Необходимо чувствовать ребенка, чтобы помочь ему быстро снять стрессовое состояние.
  4. Знать признаки депрессии и вовремя выявить заболевание, чтобы обратиться за помощью.
  5. Если у ребенка наблюдаются признаки суицидального поведения, требуется знать, как поступить в данной ситуации.

Телефонная терапия играет немаловажную роль и также является эффективной. Консультирование по телефону помогает выявить раннюю депрессию.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой вид лечения, основанный на исцелении с помощью художественного творчества.

Основные виды арт-терапии:

  • рисунок (живопись, роспись, графика);
  • боди-арт;
  • лепка и работа с гипсом;
  • музыка;
  • танцы;
  • фотография.

В чем особенности лечения? Во время создания произведений искусства подросток на время отстраняется от негативных мыслей и переосмысливает свои поступки.

Для проведения арт-терапии не важно, есть талант художника или нет, ведь ее целью не является создание произведений мирового масштаба.

Арт-терапия помогает «выпустить пар», дает выход негативным чувствам, агрессии. Подросток начинает осознавать собственные мысли, понимает причину их возникновения, учится самостоятельно принимать осмысленные решения.

Родители играют важную роль в лечении депрессии у подростков. Излечению способствует наличие дома доброжелательной, спокойной атмосферы, умение выслушать и понять ребенка. Если этого нет – процесс лечения будет продолжительным.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека