Что такое стресс.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В данной статье мы рассмотрим с Вами такие важные вопросы на тему стресса, как: понятие стресса, причины, симптомы и развитие стресса, стрессовые ситуации, а также как снять стресс и не допустить его проявления . Итак…

Понятие стресса

Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.

Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.

Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.

Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.

Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.

Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.

Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.

Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает , нарушается речевой аппарат () и др.

Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к .

Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.

Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс) . О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

— беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

— недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

— частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

— отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

— нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

— повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы ( , ), кожный зуд, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое , онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Осложнения стресса

Среди осложнений выделяют:

— постоянная бессонница и головные боли;
— употребление наркотиков, алкоголя;
— расстройства пищеварительной системы – , ;
— сердечно-сосудистые заболевания ( , );
— депрессия, ненависть, суицидальные желания.

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Поэтому, рассмотрим наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

— конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;

— недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;

— маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;

— длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;

— рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;

— длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;

— избыточный вес;

— смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;

— недостаток в организме и микроэлементов;

— просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;

— проблемы в сексуальной жизни;

— частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;

— одиночество;

— чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);

— резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;

— тяжелая музыка;

— другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Виды стресса

  • По типу раздражителя:

Физический стресс. Возникает в последствии воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды – солнца, холода, жары, дождя, облучения и т.д.

Биологический стресс. Возникает в последствии сбоя в работе различных систем организма, болезней, травм, чрезмерной физической нагрузки на организм.

Психологический или психический (эмоциональный, нервный) стресс. Возникает в последствии воздействия на человека различных положительных или отрицательных эмоций/переживаний. Чаще всего обусловлен социальными проблемами – деньги, ссоры, условия жизни.

  • По типу реакции организма на стрессовую ситуацию:

Эустресс. Спровоцирован положительными эмоциями, переживаниями.

Дистресс. Негативная форма стресса, при которой организму сложно справиться в проблемой. Является частой причиной различных заболеваний, иногда даже смертельных, таких как – рак.

  • По времени:

Кратковременный стресс. Возникает и развивается стремительно. Исчезает также очень быстро, после удаления стрессора (патогенного фактора).

Хронический стресс. Данный вид стресса атакует человека из дня в день, приучая организм к нахождению под ним таким образом, что пациент практически начинает полагать, что это его реальность, не видя выхода. Хроническая форма стресса часто приводит человека к различным сложным болезням, фобиям, суициду.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Лечение стресса

Как снять стресс? Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

— удаление стрессора (фактора стресса);
— физиологические процедуры;
— принятие успокаивающих (седативных) препаратов;
— психологическую коррекцию.

1. Первое, что необходимо сделать для снятия стресса – убрать раздражающий фактор, если это возможно. Например, сменить работу, перестать общаться с конфликтным человеком и т.д. Иногда раздражающим фактором может быть даже красные стены Вашей спальни или офисного помещения.

2. Физиологические процедуры снятия стресса включают в себя:

— здоровый сон;
— полноценный отдых, желательно на природе;
— употребление пищи, обогащенной витаминами и ;
— активный образ жизни – зарядка, катание на велосипеде , плавание;
— расслабляющие ванны;
— расслабляющая музыка;
— прогулка на свежем воздухе перед сном;
— глубокое, спокойное дыхание – вдох носом, выдох ртом;
— расслабляющий массаж.

3. Лекарственные средства против стресса делятся на две группы — седативные средства и транквилизаторы (анксиолитики).

Седативные средства или препараты направлены на успокоение психической системы. Среди них можно отметить:

— седативные препараты: «Барбовал», «Валериана», «Мелисон».
— седативные средства: чай с мелиссой, настойки ( , пиона), отвары ( , душица), расслабляющие ванны (с хвоей).

Транквилизаторы (анксиолитики): «Адаптол», «Ноофен», «Тенотен».

Важно! Перед употреблением лекарственных и других средств против стресс обязательно проконсультируйтесь с врачом!

4. Очень благотворно на организм влияет прием витаминов, особенно это актуально при употреблении однообразной и малополезной пищи, или же при постоянных физических и умственных нагрузках. Особенный акцент необходимо сделать на прием витаминов группы В, которых большое количество находится в орехах, крупах (пшеница, рис, ячмень), черных семечках, кураге.

5. Психологическая коррекция. Консультация психолога может помочь переосмыслить свою жизнь, сменить ежедневные приоритеты, сменить отношение к себе и другим людям. Иногда профессионал, выслушав пациента, может помочь принять правильное решение в той или иной ситуации, или же научить человека самому решать стрессовые ситуации. Во всех случаях все индивидуально, как мы с Вами и говорили в начале статьи.

Не могу также не упомянуть о молитве , т.к. обращение к Богу и Его решения тех или иных вопросов, в том числе стрессовых ситуаций, часто выходят за рамки понимания, а результат обычно превосходит все ожидания человека, который к Нему обращается. Кто как не Творец способен решить вопросы Своего творения и понять всю его горечь, отчаяние, тоску и другие проблемы человека.

Чтобы минимизировать развитие стресса, обратите внимание на следующие рекомендации:

— ведите активный образ жизни;
— употребляйте пищу, обогащенную ;
— старайтесь найти работу, которая Вам нравиться;
— высыпайтесь;
— откажитесь от алкогольных напитков, не употребляйте наркотические средства;
— больше проводите время на свежем воздухе, отдыхайте на природе, не за компьютером;
— ограничьте себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
— не смотрите и не слушайте то, что Вам неприятно (фильмы, музыка, новости);
— следите за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничьте его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
— делитесь своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;
— если Вы чувствуете, что не можете или не умеете преодолевать стрессовые ситуации, обратитесь к психологу за консультацией;
— обратитесь к Господу, и просите Его помочь преодолевать стрессовые ситуации.

К какому врачу обратиться при стрессе?

  • Психолог;
  • Психотерапевт.

Видео о стрессе

В современных энциклопедиях существует несколько толкований столь популярного в настоящее время понятия «стресс». И так, в психологиистресс – это реакция организма (психическая, физическая, эмоциональная, химическая) на все то, что его пугает, раздражает или угрожает. Основатель теории стресса, чешский ученый Ганс Селье, в ходе своих исследований пришел к выводу, что стрессом можно назвать неспецифическую защитную реакцию организма на неблагоприятные факторы, нарушающие его спокойное существование. Появилось это понятие в 1936 году. В техническом значение термин означал «давление», «напряжение».

Все эти определения доходчиво и просто создают представление об этом состоянии. Однако чтобы понять, что такое стресс, нет необходимости заглядывать в энциклопедии – достаточно осмотреться вокруг.

В наш стремительный век все спешат, куда-то бегут, стараются все успеть. У каждого из нас складываются свои определенные представления об окружающем, формируются потребности, вырабатывается система требований. Несоответствия наших представлений и реальности, порождают неудовлетворенность. Одно дело, когда эта неудовлетворенность подталкивает к дальнейшему развитию, самосовершенствованию, другое, когда она вызывает агрессию на весь мир, который разрушил мечты о счастье.

Стрессы врываются в нашу жизнь на парковке, в маршрутках, в ссорах с близкими, на «ковре» у начальства… Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Можем ли мы жить, избегая стрессов? Наука на это отвечает однозначно – нет. Жизнь не терпит стабильности, и именно она и является основным источником стресса.

Симптомы

  • Ухудшение памяти
  • Невозможность сосредоточиться
  • Постоянное чувство усталости
  • Частые ошибки
  • Повышенная возбудимость
  • Быстрая речь
  • Повышенная тревожность
  • Неудовлетворенность своей работой
  • Потеря чувства юмора
  • Жалость к себе
  • Излишнее упрямство
  • Бессонница
  • Увлеченность алкогольными напитками
  • Чувство ненасыщаемого голода или плохой аппетит
  • Снижение темпов деятельности.

Естественно, все перечисленные признаки стресса могут не наблюдаться все вместе. Проявление нескольких из них уже говорит о серьезных проблемах. В некоторых случаях признаки стресса прячутся за болями неизвестной этиологии. Отличить их от заболевания может только опытный врач-терапевт. Однако некоторые признаки стресса принимают вид настоящих заболеваний, например, гипертонии, язвы желудка, артрита.

Виды

В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:

  • Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.
  • Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе.
В какую сторону сместятся виды стресса, зависит от ряда обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Дистресс может быть вызван в качестве ответа на конкретную ситуацию. Но чаще всего это явление носит «накопительный» характер, вследствие которого сопротивляемость организма постепенно снижается, а затем исчезает совсем. Такое состояние долго длиться не может, оно способно перерасти в болезнь.

В зависимости от факторов, вызвавших стресс, известны следующие виды стресса:

  • Психологический - вызывают фрустрирующие, неблагоприятные отношения с социумом.
  • Физиологический стресс – результат чрезмерных физических нагрузок, плохого нерегулярного питания, недосыпания.
  • Информационный стресс провоцирует избыток или дефицит информации при принятии решения. В затруднительное положение ставит и избыток информации, который включает слишком большое количество факторов, которые следует учитывать в момент принятия решения, и ее недостаток, при котором нет четкой определенности.
  • Эмоциональный стресс вызывают излишне сильные чувства. Возникает он в опасных для жизни ситуациях или в результате радостных и неожиданных событий. Причины стресса, в этом случае, - сообщение о повышении на службе, рождении ребенка, предложение руки и сердца и пр.
  • Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемое решение.

Причины стресса в науке принято называть стрессорами. Соответственно ученые выделяют три группы стрессоров.

Первая – это неподвластные нам стрессоры. К ним относят: погоду, цены, инфляцию, привычки других людей, действия правительства, налоги. Под их воздействием можно до изнеможения нервничать о возросших тарифах, действиях неопытного водителя, но кроме повышения артериального давления и концентрации адреналина, ничего не изменится. Намного эффективнее будет применение техники позитивной визуализации, мышечной релаксации, приемов медитации и дыхательных упражнений.

Вторая включает явления и события, которые мы добровольно превращаем в проблемы. К этой группе относятся все виды беспокойства о прошлых событиях, которые уже не в силах изменить, и о будущем.

Третья – это стрессоры, которые нам подвластны. К ним относятся не конструктивные действия, неспособность планировать свое время, неумение определять приоритеты, некоторые трудности в межличностном взаимодействии.

В этом ключе важно отметить, что стрессор – это лишь повод для его начала, причиной нервно-психического расстройства мы делаем его сами.

Так для кого-то разбитая чашка – это пустяк, а для кого-то повод для развода. Таким образом, в обоих случаях стрессор один, а реакцию он вызывает разную. Еще одним ярким примером стал рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Герой повествования чихнул и нечаянно обрызгал слюной генеральскую лысину. Переживания, которые последовали за этим событием, вызвали его смерть.

Причины стресса подкарауливают нас каждую секунду, другое дело как мы на них реагируем. Объяснить это можно с точки зрения физиологии. Человеческий мозг не может отличить реальную угрозу от кажущейся, и каждый раз, когда ситуация вызывает опасение, он реагирует как на настоящую угрозу.

Опасность таких ситуаций заключается в постепенном привыкании организма к враждебной среде. Он постоянно находится в «боевой» готовности, что способствует возникновению . В психологии это понятие трактуется, как результат длительного пребывания в чрезмерно опасной обстановке. Оно как нельзя лучше характеризует агрессивную действительность современного бизнес-мира.

Чтобы иметь полное представление о том, что такое стресс, следует рассмотреть стадии стресса или этапы его развития.

Этапы развития

Стадии стресса характеризуют динамику развития внутреннего напряжения:

  • Первая – мобилизация, характеризуется ростом напряжения, интенсивности реакций, ускорением способностей воспроизводить информацию, запоминать. В этот момент повышается четкость познавательных процессов. Эта стадия способствует повышению производительности и результативности в деятельности.
  • Вторая – дезадаптация, переход во внутренний стресс. Переход на этот уровень происходит в результате затянувшегося стресса. Появляется реакция запретного торможения, которая проявляется в снижении качества деятельности. В поведении наблюдается неорганизованность, происходит потеря части информации, теряется четкость ее передачи, принимаются решения, без учета последствий.
  • Третья – дезорганизация, характеризуется спадом внутренней активности, нервным истощением. Возникает она в случае продолжения стрессового нагрузки. В результате могут произойти нарушения внутренней регуляции поведения, поведение становится неадекватным ситуации. Длительное переживание стресса третьей стадии способно привести к серьезным заболеваниям. На этой стадии необходима помощь специалистов: психологов, терапевтов, психотерапевтов, психоневрологов.
Стресс – это не приговор. С ним нужно и можно бороться. Организм человека устойчив и имеет колоссальный потенциал, способный его восстановить. Однако этот механизм восстановления работает тогда, когда разум еще не отравлен влиянием расстройства.

Одной из самых популярных считается «позитивная визуализация». Ее применение позволит избавиться от отрицательных эмоций. Заключается она в сознательном мысленном воссоздании неприятной ситуации, но с некоторой корректировкой. Например, представьте человека, нанесшего вам обиду в нелепой шляпке с бантом или же неприличном костюмчике. Здесь неважен воссоздаваемый образ, важен результат, он должен вызвать у вас смех, изменение негативных эмоций.

Хороший результат дает методика, предлагающая взглянуть на стрессы с более высоких позиций.

  1. Оцените стресс с позиции высоких моральных принципов, а не с позиций мещанских разборок.
  2. Закулисте стресс. Жизнь - театр, и в трудные ее моменты, мы вправе выйти «за кулисы».
  3. Взгляд «с балкона». Мысленно «посмотрите» на проблему сверху. Как с балкона люди кажутся маленькими, так и проблемы, кажущиеся неразрешимыми, сверху покажутся незначительными и смешными.
  4. Можно «задышать» стресс. В экстренной ситуации применить упражнения по расслабляющему дыханию - медленный вдох и медленный длинный выдох. В свободное время «задышать» стресс при помощи аромата эфирных масел.
  5. Попробуйте «заскандировать» стресс, повторяя позитивные утверждений типа: «Что не убивает нас, делает сильнее», «Чем громче выстрелы, тем я мужественнее».

Не менее эффективна методика «устранение причины стресса». Она подразумевает создание определенного стиля жизни без спешки, с принятием удовольствий, предлагаемых жизнью (фитнес, хобби, кружки по интересам, танцы). Суть методики – «хватит строить из себя мученика за грехи всего человечества».

Большое значение в борьбе со стрессом имеют правильное питание и здоровый образ жизни. Но самое важное заключается в способности понять, что наиболее сильное средство против стресса – это научиться быть счастливым.

stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию - отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза - реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. - тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый - интерактивный - подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор - физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

СТРЕСС

понятие, введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТРЕСС

понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) . Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress - несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса.

См. Селье синдром адаптации.

СТРЕСС

состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей стресс, несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия. Стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. Стресс с отрицательным воздействием обозначается как дистресс.

СТРЕСС

в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

СТРЕСС

внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Стресс

Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

СТРЕСС

stress) - любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Стресс

Словообразование. Происходит от англ. stress - напряжение.

Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

СТРЕСС

1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.

Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.

Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.

Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.

Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

СТРЕСС

от англ, stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Используется для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

Стресс

МКБ 308) - термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.


Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.

Различают кратковременный (острый ) и долговременный (хронический ) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Реакция тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов - гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству;

Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени.

Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.



Стресс Состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Стресс

(англ. stress - напряжение) -

1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье );

2) неспецифический ответ, напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей ;

4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора ;

5) сильные реакции организма (как благоприятные, так и неблагоприятные).

Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936). В современной научной литературе используются преимущественно первое и второе значение термина - С.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Стресс

Понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Стресс Этимология.

Происходит от англ. stress - напряжение.

Автор. Специфика.

Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Стресс

   СТРЕСС (с. 569) - понятие, настолько прочно укоренившееся в нашем языке, что, кажется, даже не требует пояснений. Это английское слово мы сегодня используем на каждом шагу, когда сетуем на нелегкую жизнь и нервные перегрузки. Все понимают, что стресс - это неприятность и с ней надо бороться. Однако стресс - гораздо более широкое явление, чем мы себе это представляем. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 г. он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Иными словами, стресс - целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Поэтому, если быть верным первоисточнику, проблема борьбы со стрессом теряет позитивный смысл. Сам Селье выделил две разновидности стресса - физиологический (эустресс) и патологический (). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей. Именно в этом значении данное понятие получило распространение в повседневной речи и даже в отечественной научной литературе. Как видим, простого обращения к первоисточнику достаточно, чтобы понять: такая трактовка не вполне точна.

С этой точки зрения так называемый эмоциональный (психологический) стресс требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в болезненное состояние.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)... Исследователи считают, что накопление в течение одного года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13)! Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат - «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

Нечто подобное обнаружили в своих исследованиях ученые из университета города Инсбрук. Они изучали психологическое самочувствие отпускников, приезжающих из-за рубежа на этот знаменитый горный курорт. Выяснилось, что многие люди, временно освободившись от повседневных забот, начинают страдать от душевных проблем, проявляют склонность к меланхолии и даже к агрессии. Психологи считают, что большинство отдыхающих испытывают чрезмерную психологическую нагрузку от столкновения с новой средой, чужими нравами и языком, а также от резкой смены образа жизни. Это нелишне иметь в виду тем, кто мечтает исколесить весь свет. Видимо, для душевного равновесия полезнее все-таки не слишком часто менять место проведения отпуска.

Таким образом, становится очевидно, что стресс - неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями - как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупреждать потенциальные неудачи, но и отказ от личных достижений и житейских радостей.

Так с чем же надо бороться? Конечно, только с патологическим стрессом. Ведь нередко мы сами загоняем себя в тупик, откуда можно выбраться лишь с ощутимыми эмоциональными потерями. Вот таких-то «тупиков» и следует избегать. Не надо браться за работу, которая вам явно не по силам, не надо одалживать денег, если долг очень трудно будет отдать, не надо заводить поспешный роман, если не представляете всех его последствий...

Но как бы мы ни старались, избежать всех неприятностей не удастся. А между прочим, негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные эмоции. (Как говорил Джон Стэйнбек, «что толку в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?»). Любой нормальный человек порой испытывает огорчение, разочарование, гнев. Но чтобы эти переживания не привели к патологическому стрессу, надо стараться их преодолевать. Простейшее средство - физическая активность, хотя бы просто прогулка. А вот «разряжаться» на окружающих не следует: скорее всего ваше раздражение бумерангом к вам же и вернется. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Правда, попытка победить сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся с друзьями на шумную дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свое психологическое напряжение и в итоге чувствует себя окончательно разбитым и опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс - это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако если эмоциональное напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни - это будет означать, что жизнь закончилась.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Стресс

Существует несколько различных определений стресса:

Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.).

Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающсе в ответ на сложные обстоятельства.

Отсутствие равновесия в оэтношеннях между человеком и окружаюшей обстановкой (шодель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстгановки становятся более высокими, чем предполагаемая стособность удовлетворять эти требования.

Модель взаимодействия < для стрессовой ситуации

Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованшях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных сп(особностях. Вполне может существовать настоящий разрыв межкду требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последстгвия, включая следующие:

Поведенческие эффекты: злюупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливост.

Когнитивные эффекты: чрегзмерно острая реакция на критику и неспособность сосредсоточивать внимание.

Физиологические эффекты:: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание.

Проблемы со здоровьем: ксоронарная недостаточность, язва желудка, головные боли.

Организационные последстгвия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с ксэллегами и прогулы.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "стресс" в других словарях:

    стресс - стресс, а [рэ] … Русское словесное ударение

    стресс - стресс, а … Русский орфографический словарь

    стресс - стресс/ … Морфемно-орфографический словарь

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

    СТРЕСС - (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… … Большой Энциклопедический словарь

    стресс - а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С … Энциклопедический словарь

    СТРЕСС - в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека