Что такое ключевые навыки для резюме. Главный навык в жизни

Чему учить ребенка, помимо школьной программы? Что ему понадобится в жизни для успеха? Как раз школьные знания почти не пригодятся, считает психолог Ольга Юрковская, автор книги "Образование для жизни" и яростный критик школьной системы. Ее дочери - на семейном обучении, и мама бизнес-тренер составила для них целый список навыков, необходимых современному человеку. Здесь и скорочтение, и Photoshop, и навыки преподавания и... уборки. В общем, есть, с чем согласиться и поспорить.

Лично для меня самое важное - навыки эффективной работы с текстом, с информацией. Умение извлекать из потока нужные мысли, структурировать и обрабатывать.

На втором месте находится все, что касается компьютера и Интернета. В частности, грамотный развернутый поиск, работа с сайтами, верстка и прочие незаменимые навыки.

Важны также хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Существует множество бесплатных инструментов. Вы сами ими пользуетесь. Если приложить немного фантазии, их можно адаптировать к нуждам детей и включить в процесс обучения.

Интеллект-карты для развития мышления. Есть бесплатные сервисы, где дети могут каждую сложную тему структурировать при помощи интеллект-карты. Во-первых, такой подход развивает системное мышление. Во-вторых, облегчает запоминание и обработку большого объема информации. И потом, это просто полезная привычка.

Развивать мышление можно, как это делают мои дети - на шахматах или в кружках логических игр. Подключайте обучающие компьютерные игры (главное - вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Работа с компьютером на базовом уровне. Незаменимый для современного человека навык - слепая десятипальцевая печать. И дело даже не в скорости набора, в 10–12 лет это не очень важно. Но пока ребенок осваивает навык набора текста с помощью того же "Соло на клавиатуре", он становится более внимательным, снижает процент опечаток и пропущенных букв. К тому же в игровой форме усваиваются основы орфографии.

Простейшие программы и основы сайтостроения. Эту часть взаимодействия с Интернетом оценят подростки. Так они получат возможность вести блог, набирать подписчиков. При этом им придется осваивать работу с конструкторами сайтов, на простейшем уровне - программу Photoshop, а также другие редакторы. И даже вплотную познакомиться с основами маркетинга, созданием продающих текстов и вирусного копирайтинга.

Основы переговоров. В этом направлении хороши и теория, и практика. Вы можете отправить ребенка на тренинг по переговорам или публичным выступлениям. А можете доверить ребенку (в любом возрасте) вести переговоры с персоналом в магазине или кафе. Жизнь - самый требовательный учитель.

Навыки эффективной работы с информацией. В этом направлении существует множество платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Я пошла по другому пути: оплатила курсы быстрого чтения (доступны для детей с 7 лет), а также курсы памяти и внимания (с 10 лет).

Физическое развитие ребенка не является навыком, но я отношу его к этой категории. Совершенно не обязательно отдавать чадо в профессиональный спорт. Меня вполне устраивала детская программа в нашем спортивном центре (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей), три раза в неделю занятия по выбору детей.

Сейчас мои дочки увлеклись брейк-дансом, старшая даже начала выигрывать международные соревнования всего лишь через полгода после начала занятий. То есть детский фитнес дал нужную ей спортивную подготовку.

Моим детям по возрасту рано проходить такое обучение, но они уже просматривают материалы семинаров "Вольная журналистика", "Глянцевая журналистика", "Копирайтинг" и других. Старшая уже начала писать сказки и рассказы, и я помогла ей сделать сайт для публикации материалов.

Навык преподавания. Это могут быть школьные предметы или хобби. В любом случае, в такой занятости очень много плюсов:

  1. Более глубокие и обстоятельные знания. Для того чтобы кого-то научить, придется самому копнуть гораздо глубже, чем обычно.
  2. Появится необходимость четко и системно излагать свои мысли. А это тренирует и навыки ораторского искусства, и уверенность в себе.
  3. Маркетинговый подход. Уже в подростковом возрасте ваше чадо научится монетизировать свои навыки.

Так что предложите ребенку вести какой-нибудь бесплатный кружок для ровесников. При желании организовать их несложно. Или пусть попробует себя в роли репетитора. Такая практика существовала в дореволюционной России: ученики старших классов гимназии обучали младших школьников.

Знание иностранных языков на хорошем разговорном уровне. Это уже жизненная необходимость (а не просто плюс при поступлении в вуз): то нужно информацию из иностранных источников собрать, то книгу в оригинале почитать, то за границей сориентироваться...

Я пришла к выводу, что месяц живого общения с носителями языка за границей сопоставим с пятью годами изучения иностранного в школе. Только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки.

Тем не менее хороший базовый уровень могут обеспечить:

  • компьютерные программы;
  • мультфильмы и фильмы с субтитрами;
  • аудиокурсы;
  • облегченные книги со встроенным переводом.

Навыки ведения хозяйства и бытового самообслуживания я считаю одними из самых важных. В первую очередь, умение готовить и убирать. Если ребенок способен сам себя обслуживать и даже помогать по дому - это хорошо со всех сторон:

  • во-первых, он чувствует себя взрослым, самостоятельным и охотнее берет на себя ответственность;
  • во-вторых, нагрузка на родителей становится меньше. Всегда можно либо попросить ребенка помочь, либо сделать часть работы по дому его повседневными обязанностями.

Научить могут специальные курсы для детей и подростков - например, кулинарные или по шитью и вязанию. А если нет нужных курсов? Например, таких, где учили бы детей уборке, ремонту одежды или обуви, ремонту бытовой техники?

Можно договориться о бесплатной стажировке для подростка. Хотите, чтобы ваш ребенок освоил навыки уборки? Организуйте ему стажировку в клининговой компании! Это ведь тоже непростое умение. Профессиональная уборщица умудряется за минимальное время выполнить работу, на которую у неподготовленного человека уходит весь день.

Чтобы получить навыки обслуживания и простейшего ремонта техники, отправьте мальчика на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту бытовой техники, к автомеханикам в гараж, к строителям, отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви, наконец! И увлечение чаду подыщете, и сэкономите на профильных услугах.

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься.

Умение задавать вопросы. Постоянное "почему", "зачем" и "как" - естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы - основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову. Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам. Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.


Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить.

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или "абы какое, лишь бы высшее", обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого "непрестижного" занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое "я" ничего не значит. Главное - не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Такие варианты родительских высказываний встречаются очень часто. Получается, что человек живет не своей жизнью, а какой-то "принятой в обществе". Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (раз уж мы живем в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под мнение большинства - не лучший выбор!

Купить эту книгу

Обсуждение

Спасибо, есть о чем задуматься.

Комментировать статью "Что должен уметь ребенок для успеха в жизни: 10 навыков"

Есть ли навыки, которых не хватало в семейной жизни, потому что в семье не привили? Что обязательно, а с чем можно смириться или воспитать-перевоспитать? Тема навеяна взрослыми мальчиками, которые часами в компе сидят, и взрослыми девочками...

Обсуждение

Недавно выяснила, что второй сын (14 лет) научился гладить свои рубашки во время моего отпуска. По роликам ютуба. Готовить простейшие блюда умеет, стирать руками скорее нет. Уборка, помощь с младшими - может (но не всегда хочет). Будет желание и мотивация - научится тому, что не умеет.Сейчас это гораздо проще, чем в доинтернетную эпоху.
Помню, как я маме звонила в первые годы брака, чтоб проконсультироваться по поводу каких-то блюд или здоровья ребенка. Нынешним детям проще спросить гугл.

Чем большему научите, тем проще во взрослой жизни! Если парень ответственный, всё нормально будет. Жизнь далеко не всех учит, некоторых даже калечит. Не у всех получается хорошо зарабатывать, да и далеко не всё можно купить за деньги, умелые руки никому ещё не мешали. Есть, правда, ещё умение по делу и вовремя ими шевелить, чтоб дрова неколотыми месяцами не стояли))))

10.01.2018 05:03:54, Прохожий33

Раздел: Опрос (Полезные навыки). Как вы считаете какой навык сложнее. дамы, "не смог научиться (освоить)" и "мечтала (или не мечтала вообще так как оно и не нужно), но не стала учиться так как денег на машину нет" это вообще-то совершенно разное. я писала о тех, кто...

Обсуждение

Тю! Мой папа в 65+ пошел работать, чтобы купить себе компьютер в кредит. Освоил фотошоп, легко переустанавливает Винду при каждом удобном случае, и ваще...))
Права у него с 1975 года.
Главное - захотеть.

Какие странные у Вас представления о деревне)

04.12.2017 11:57:03, алё

По нижней теме (о навыках). Общее развитие. Образование детей. Про навыки в целом. Не важно: получение информации из разных источников, выделение главного и пр. Думаю, вопрос в том, что многие взрослые полагают, что оно "само".

Обсуждение

И сейчас всему этому учат. Во втором и третьем классе на литературе очень много заданий типа "найти главную мысль", "разбить на части и озаглавить". Только таки да, у всех это получается по разному. Как, впрочем, и все остальное.
Умение учиться самостоятельно, это самое основное. Остальное всегда приложится.

и верно, не учат - вон сколько слов написали, а о чем не особо понятно
пересказу, плану и выделению главной мысли учат на уроках литература в 5 классе

Навеяно нижней темой про юбку, конечно. А что, вот те, кто против некоторых предметов в школе прям на полном серьезе считают, что школа должна давать только те знания, которые непосредственно пригодится в жизни? Это же невозможно определить в школьном возрасте...

Обсуждение

Да это не предметы ненужные, это преподавание через пятую точку. И дурацкая гонка за "лучшее произведение", чтоб при входе в школу на стенд повесить. Так-то идея обычно здравая везде. Вот у нас опять очередное задание по "окружке" - наклеить фотографии моря. Где, спрашивается, моя второклашка должна их искать и печатать потом? Для кого это, зачем? Хотя идея про изучение моря - мне нравится.

Я категорически против литературы - никогда не понимала зачем надо препарировать произведение, разбирая "что хотел сказать автор". Каждый видит в этом свое, а что автор сам хотел сказать никто и не узнает уже.
Плюс еще много произведений в школьной программе, осознание которых приходит в значительно более взрослом возрасте. Особенно для современного поколения.
Я читать люблю и читала всегда много - но литература раздражала ужасно

Физ-ра тоже не очень понятна, мне кажется, что большинство детей как-то добровольно спортом занимается, причем тем, который нужен. Я, слава богу, сидела почти всегда со справкой. А уж лыжи, которые надо тащить туда и обратно и еще сменная одежда, а потом все мокрые на занятия.

Раздел: Образование (задания на умение держать карандаш 2-3 года). Нужно ли учить ребенка правильно держать карандаш? "Самостоятельное прохождение стадий захвата карандаша – важный элемент развития в дошкольном возрасте.

Обсуждение

Я тоже так думала, что ребенку виднее, как держать. Но в школе потом ужас-ужас с письмом...

а как отличить "учителя младших классов, которые ведут подготовку к школе, не зная особенностей развития дошкольников" от " учителя младших классов кто знает особенности развития дошкольников"?
Мой трехлетка держит ручку/карандаш неправильно, воспитатель в саду уже сделал замечание, что "надо учить правильно".
Воспитатель ребенка мне кажется весьма компетентным.
Но я лентяйка, буду ждать что "как нибудь само" или в младшей школе кто то за меня научит.

Ведь на протяжении жизни придётся приобретать не одну новую специальность. Значит, верный вопрос должен звучать так: "Какие базовые знания необходимы человеку в жизни?" Это очень важный вопрос. Ответ, на который нужен, чтобы понимать, что нам делать с нашими детьми и...

Обсуждение

Что дать голодному? Рыбу или удочку? Сколько и каких знаний ни дайте ребёнку, их всегда будет мало. Более и сказать нечего.

29.07.2018 12:16:16, минсабир

Тут продвинутые родители посещают эту конференцию и Ваш вопрос для них давно решён! Вы же как бы отбрасываете их на многие годы назад... Дело в том, что 95 % здешних родителей в возрасте до 3 - 5 лет, в далёком детстве твердо усвоили ту истину, которую Вы хотите обсудить: "Надо в первую очередь освоить... язык! Потому что он нужен для общения! ...".
Да, это открытие - мирового значения, Вы правы.
Но в нашем, тутошнем - местном сообществе это открытие сделано.... тысячи лет тому назад! Поэтому Ваша тема повисла как глас вопиющего в пустыне. Так что простите за это замечание! :)
Более того, мы имеем отработанную веками не только методику обучения чтения, но и передачи всех основных знаний ребенку в понимании Моисея - автора Пятикнижия Библии. Идея, что "грамотность, образование - превыше всего!" - вбита с младых ногтей нашими родителями в нас. Более того, во многих вколочены и остальные знания, как воспитывать детей, накопленные за тысячи лет.
Здешние родители с 2-3-х лет дома от мамы и папы слышали то, что о чём Вы собираетесь рассказать, и вопрос "о базовых знаниях" у всех тут бывающих на этой конференции решен для присутствующих, можно сказать, с рождения.
Вы сюда попали из другого мира, по сути говоря: для вас это, что Вы хотите сказать - обучение языку и чтению, как универсальная система развития - это открытие, для нас - нет. Потому что иудаизм - это и есть система развития путём чтения, и чтения именно Торы, которая содержит 613 заповедей, а не 10-ти заповедей, как в православии или в христианстве. Речь идёт не о том, чтобы ребенок умел читать и общаться, а о том, чтобы он знал 613 заповедей и каждый год повторял их изучение всякий раз на новом витке спирали развития.
Именно поэтому в иудаизме запрещено рисовать, поклоняться картинкам иконкам и иконами, изображениями всяким, сколь бы они не были важными: всё это отвлекает от обучения ЧТЕНИЮ, грамотности, что является (по крайней мере, являлось 3 тысячи лет тому назад) синонимом богоизбранности.
Вот если бы Вы нам, скажем, дали методику, как изучить и понять ребенку быстрее 217 запретительную заповедь, тут бы Вас послушали и заинтересовались…
Ну, а если Вы не хотите попадать в кабалу методики обучения чтению и богоизбранности ортодоксального иудаизма, - где, кстати, дети уже в 3 года знают (или слышали) не 10 заповедей, а 613 заповедей, и они обязаны уметь читать и правильно общаться - то можете начать с обсуждения вполне светской методики "Читать - раньше, чем ходить", она тут на сайте есть и много раз обсуждалась и "старичками" и "новичками" - то же самое, только покруче и с использованием научных достижений прошедших тысяч лет...
Например, в прошлом году Штернберг предложил вариант методики обучения чтению и представил статью на эту тему - вот и Вы сделайте это! Но Штернберг, несмотря на высокую квалификацию теоретика, ничего не понял ни у Никитина, ни у Зайцева и даже Домана проигнорировал, и, к сожалению, начал с неуместной критики того, чего у великих педагогов-новаторов вовсе нет, и получил тут «под первое число»…
Вы хотя бы в теме изложите основные идеи статьи, и мы Ваши идеи обсудим: разбёремся, есть ли у Вас инновации, или новаторство? Хотя бы начните с того, сумели ли Вы повторить результаты педагогов-новаторов? Ведь практика – критерий любой теории.
Может быть, вы слышали или знаете, что на тему языка и общения ещё в 19 - 20-ом веке возикли и влавствовали умами человечества такие философские направления, как "позитивизм", "неопозитивизм", "лингвистическая философия", "семиотика", "общая семантка" и другие... В СССР возникли школы "теории общения", в г. Фрунзе, а также школа "психолингвистики" в МГУ (Леонтьев)...
Но Вас тут будут критиковать, поэтому лучше сначала выложите свою статью на каком-нибудь православном сайте, или обкатайте у Тюленева - там поддержат и помогут потом выйти суда на ринг… Проанализируют ваши идеи вроде бы объективно, как и идеи всех авторов. :)
Однако, помните о том, что говорил Пушкин: "Невежество и подлость смотрит в будущее, опираясь на настоящее и не ссылаясь на прошлое".
Как минимум, Вам необходимо показать, что Вы знаете о чем писали и какие открытия сделали Борис Никитин, Николай Зайцев, Глен Доман и другие первооткрыватели раннего развития и раннего чтения ещё до начала 90-х годов, я уж не говорю про педагогику иудаизма…
Здесь, в основном, бывают родители, которые не просто хотят научить ребенка чтению, языку и прочему, а развивают детей будущими президентами, гениями и т.д. Ну, а так называемые "базовые знания", начальная школа тут не интересны...
В любом случае – простите за советы – может быть Ваша теория гениальна и Вы опередили и педагогику иудаизма, и педагогов – новаторов? Вот и начните не с нуля, не с начала, а с … конца! Как воспитать ребенка владыкой народов, информацией, финансами... ?:)

Обсуждение

Я сама архитектор, хотя быть им не собиралась в детстве. Художественная школа не совсем даст представление, об архитектурном будущем. Раньше была Художественная школа при МАРХИ.
На мой взгляд, если про далекое будущее, то лучше заканчивать МИСИ отделение ПГС, а потом если очень захочется, то на него вторым высшим архитектурное образование. Архитектором сейчас расплодилось как собак не резанных, и зарплату хорошую после вуза, без протекции не найдете. Как художники, так и архитекторы – профессии наследственный, хотя есть конечно исключения.

А может стоит начать с художественной школы. В любом случае очень притная атмосфера и не очень важно кем потом станет ребенок, а если у него и действительно есть способности, так там ему их разовьют. Вот я тоже должна была стать архитектором (с родительской точки зрения), но проучившись 5 лет в художке и получив массу приятных впечатления я поняла, что все же это не мое, а ведь могла промаяться в МАРХи 6 лет.

Женаты 10 лет. так что по разному бывает.

20.05.2009 08:26:44, Alya.

Жизнь для работы - это когда приоритет работа, работа должна приносить удовольствие, быть интересной, перспективной и желательно денежной. Основная часть жизни проходит на работе, работа опосредует жизнь. Вот как у девушки, спешащей в провинцию занять пост нотариуса...

Обсуждение

ИМХО, орден горбатого Вам все равно никто не даст.Я очень жалею, что из-за работы пропустила половину утренников в детском саду, когда детишка был маленький. К сожалению, была вынуждена работать много и довольно долго зарабатывала больше всех своих подружек. Лет 5 назад мне надоели эти крысиные бега и я сошла с дистанции. Мне, о ужас, абсолютно все равно- чем я занимаюсь, лишь бы на не очень кучерявую жизнь хватало и на оплату дорогущего института для ребенка. А интересно мне практически на любой работе было, так как я туда хожу общаться, а люди везде интересные.
С возрастом очень раздражает недостаточно ухоженный дом и недостаточно облизанные родственники.А также бесит бесконечная смена начальства.На последней работке гендиректора меняли каждые 3 месяца и у каждого нового были свои идиотские идеи "как нам обустроить Рабкрин", фирму трясло.

Жила я до замужества с мамой, которая в плане хозяйствования никогда не мудрствовала, и меня "приучить" не пыталась (за что ей огромный респект!). Говорила она именно что: выйдешь замуж - научисси. Научилась:). На свадьбу мне мама подарила тетрадь с собственноручно написанными рецептами самых простых и ходовых блюд (которыми мы в основном питались, и на здоровье и желудок я никогда не жаловалась). Стаж семейной жизни 4,5 года, есть трехлетний сын. Готовить ОБОЖАЮ! Причем и выпечку делаю, и мясные блюда, и торты... Сначала тоже суп по телефону варила:). Убирать-стирать тоже помаленьку наловчилась, хотя не заморачиваюсь. С мужем из-за этого конфликты, правда, бывают, но все из-за разницы укладов. Я привыкла в свободную минутку лучше книжку почитать, а его мама - лучше пол помыть. Значится, муж нужен пра-аильный:)

А муж хочет, чтоббыла еда приготовлена любимой женщиной или чтобыопределенная еда была так приготовлена? А что он хочет в других хозяйственных вопросах?

Потму как если он обычный человек с обычными потребностями, т.е. ему не нужны суперчистота, обед с хрусталем и из 5 блюд,то приспособиться к нему не сложно. Тем более, если он готов что-то сам делать.

Если готовки не бояться, то научиться ей можно очень быстро. Я даже ен стала бы специально учиться, просто жила бы как жила и готовила в силу возможностей и потребностей. Первое время оставляя на готовку больше времени.
Т.е. представляете, что хотите съесть, соображаете, какие для этого нужны продукты (если не соображаете, то смотрите в кулинарной книге) и начинаете готовить...

08.02.2007 16:44:10, * Харас

Сначала нахлынувшая волна информации смыла нас с островка устоявшихся стереотипов. С рождением нового тысячелетия человечество оказалось лицом к лицу с неимоверным количеством знаний, к которым мы были попросту не готовы. Отерев с лица грязь селевого потока данных, мы стали находить и постигать ранее недоступную информацию. И среди этих знаний – бесценное понимание того, что мы способны полностью изменить свою судьбу через развитие новых навыков.

И это оказалось сложной задачей. Потому что в школе нас старательно учили усваивать теоретическую информацию, но не рассказывали, как развивать навыки и умения. Потому что в университете волшебное слово «практика» слишком часто было только словом. И вот мы пришли к осознанию, что применять практические умения мы попросту не умеем.

А их очень много, и даже самые простые способны кардинально менять нашу личность. И сегодня мы поговорим об основных навыках, необходимых для успешной работы, повышения качества жизни и гармоничного общения. Но для начала я поделюсь с вами вам общим алгоритмом развития умений и навыков.

Как быстро развить навыки?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

  • Осваивайте лишь один навык в один период времени. Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.
  • Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы. Я не призываю вас выполнять задания в режиме «тяп-ляп». Но дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.
  • Практикуйте новый навык много раз. Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его несколько раз, не меньше трех.
  • Не применяйте новые навыки в важных делах. Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Какие навыки развивать?

Существует множество умений, доступных для освоения. Некоторая часть их пригодится любому человеку, независимо от профессии, необходимость других зависит от сферы работы. Сегодня мы вкратце поговорим о том, какие навыки развить, чтобы улучшить свои личностные характеристики. Если же вы пожелаете почерпнуть больше информации о тех или иных навыках и умениях, обратите внимание на большое количество ссылок, которые встретятся вам в процессе чтения – все они ведут на статьи, опубликованные на нашем сайте. В этих материалах подробно описываются методы развития навыков, упражнения для их освоения, представлено много полезной теоретической информации.

Среди навыков можно выделить несколько групп:


Например, повышение жизнестойкости включает в себя целый комплекс мировоззренческих «апгрейдов»: умение бороться со стрессом , понимание важности предпринимаемых действий для изменения собственной судьбы, правильное восприятие вызовов, которые бросает нам жизнь. Человек с высокой жизнестойкостью расценивает все происходящие с ним события как источник важного опыта, а проблемы – как задачи, которые нужно решить, а не как повод уйти в запой или впасть в уныние.

Для любого рода деятельности важно развитие личной ответственности . Кроме того, что высокий уровень ответственности необходим для делового роста, он помогает завоевать доверие и уважение окружающих людей. Без этого невозможно карьерное продвижение и финансовая успешность, как ни старайся.

Правильно говорят, что лишь 10% достижений человека составляет талант и 90% - упорный труд. Для этого мы должны обладать высоким уровнем самодисциплины , поскольку практически любой результат приходит через ежедневную и нередко скучную работу.

Но для того, чтобы быстро развить навыки, в первую очередь нужно из минуса выйти хотя бы в ноль, а потом уж начинать расти. Если вы не можете заставить себя заниматься даже обыденными делами, то какая может быть речь об успехах и достижениях? Для начала необходимо побороть лень (победить прокрастинацию ).

Даже для того, чтобы сделать первый шаг навстречу своим целям, понадобится упорство и настойчивость. Кто-то считает, что это врожденные качества, но в действительности нам под силу даже развитие целеустремленности .

Наша жизнь во многом зависит от помощи и сотрудничества. И, наверное, вы знаете о том, что деловое партнерство всегда более приятно и продуктивно, если обе стороны испытывают друг к другу обычную человеческую симпатию. Независимо от того, начинающий ли вы бизнесмен, успешный делец или только мечтаете о головокружительной карьере, развитие навыков общения должно стать вашим ежедневным домашним заданием. Оно также улучшит отношения в семье и поможет найти новых друзей.

Немалая доля коммуникативной информации приходится на невербальные средства общения , а в особенности на мимику. Через выражение лица, поднятие бровей или взгляд мы можем рассказать намного больше, чем словами. Поэтому необходимо развивать мимику , чтобы уметь не только разговаривать с ее помощью, но и контролировать, когда не хочется выдавать свои чувства.

Зная, как развить коммуникативные навыки , мы сможем подобрать отмычки к сердцам многих людей, сделать их своими надежными друзьями и партнерами.


Приятная речь – требования не только для наемных работников, но и для владельцев бизнеса, ведь им приходится вести много переговоров. В это понятие входит огромное количество компонентов. Например, для того, чтобы уметь красиво разговаривать, мы должны обладать богатым словарным запасом . Он является показателем интеллектуального развития человека, помогает правильно формулировать свои мысли . Какими бы ни были интересными ваши идеи, кто поверит в их гениальность, если попытаться донести их с помощью нелепых конструкций.

Для красивого выговора нам нужно уметь пользоваться своим речевым аппаратом. Это тоже не появляется само собой – понадобится развитие артикуляции . Вы заметили – к людям, которые красиво разговаривают, тянет, как магнитом? Хочется слушать их еще и еще…

Развитие навыков речи будет неполным, если мы не уделим внимание красоте голоса. Можно обладать прекрасной артикуляцией и разговаривать чуть ли не стихами, но если вы при этом хрипите или сипите – весь эффект насмарку. Существует целый ряд полезных привычек и упражнений, которые помогут сделать голос приятным и красивым.

Развитие воображения сделает вас более креативным, поможет научиться отыскивать новые и неординарные решения для любой задачи. Это нужно не только людям творческих профессий – новые подходы необходимы и бизнесменам, и инженерам, и маркетологам. Чтобы обойти конкурентов, необходимо пойти нетореной тропой, а для это придется сначала ее отыскать.

Чтобы не упустить редкую возможность и вместе с тем не оказаться жертвой собственных ошибок - развивайте наблюдательность . Исследования показали, что внимательность не только улучшает качество работы, но и повышает удачливость человека. Ведь во многих случаях удача – всего лишь вовремя замеченная возможность.

Но для того, чтобы не только заметить, но и сделать правильные выводы, нам понадобится хорошо прокачанное логическое мышление . Пройдя по ссылке и прочитав статью, вы узнаете много интересных фактов – например, что логика не является нашим врожденным свойством, и что развить ее можно в любом возрасте.

Немаловажно для нас и умение запомнить необходимую информацию так, чтобы отыскать ее в закоулках памяти – для этого советуем использовать основной мнемонический прием запоминания через ассоциативные визуальные и абстрактные образы.

Чтобы развитие навыков не превращалось в нудную «обязаловку», воспринимайте это, как игру. По сути, характер человека – это некий эквалайзер, набор параметров, от настройки которых зависят наши характеристики. Немножко больше или меньше ответственности, самоконтроля, фантазии, внимательности и других качеств – и вот уже перед нами абсолютно разные люди. Ведь правда, интересно ставить эксперименты над собственной личностью, наблюдая, как одни изменения влекут за собой другие?

Навыки нужно развивать, несомненно.Хватит обманывать себя, говоря, что характер уже не переделать, или что вы уже слишком взрослые, чтобы меняться. Неправда. Учиться, расти над собой и совершенствоваться можно всю жизнь. И пока вы идете по этому пути, вы всегда будете молоды душой. Грустно быть человеком, которого уже невозможно ничем удивить – такие люди просто остановились в своем развитии. Те же, чьи глаза и сознание широко открыты, всегда находят что-то, способное поразить их воображение и вдохновить на новые свершения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Основатель и директор «Youth Consulting», работавший с Coca-Cola, Pepsico и Microsoft, и главный редактор блога о личностном росте «Zero To Skill» Здравко Цвийетич написал статью о том, какие полезные навыки каждому из нас стоило бы приобрести чем раньше, тем лучше. Мы перевели материал и выбрали ключевые пункты, сохранив необычный авторский стиль.

Супер Марио. Маленький усатый водопроводчик, без которого мое детство не было бы таким счастливым. Я готов был часами помогать этому доброму малому спасать принцессу от компании плохих парней.

Если вы тоже играли в «Марио», то, конечно, не могли не заметить, как трудно было переходить с уровня на уровень без достаточного количества грибов - тех, что помогали стать больше и наделяли героя полезными умениями вроде кидания огненных шаров.

Так вот, наша жизнь как игра. Игра в Марио-водопроводчика.

В жизни вы - Марио. И вам нужно найти свои «грибы», которые помогут расти, совершенствоваться, переходить от уровня к уровню, развиваться как личность и как профессионал.

Когда я прошу моих читателей назвать причину, которая мешает им осваивать новые навыки, я получаю много разных ответов. Один из них особенно хорошо показывает, через что проходит, пожалуй, каждый из нас:

«Вокруг слишком много всего, что можно изучать. Слишком большой выбор… А время ограниченно».

Эта мысль подтолкнула меня к созданию данной статьи. Общаясь с людьми и анализируя собственный опыт, я провел небольшое исследование, и вот что получилось. 15 ценных навыков, которые помогут вам стать успешнее и развиваться динамичнее. Чем раньше вы их приобретете, тем лучше.

1. Поиск собственной философии

Внутренний компас сообщает нам о том, все ли идет по плану или же что-то пошло не так. Но мало это чувствовать - нужно трезво оценивать ситуацию в соответствии с вашей собственной системой ценностей.

Чтобы определить эту систему ценностей, спросите себя:

«Что я ценю в _______ (работе, отношениях, дружбе, жизни и так далее)?»

Перечисленный набор будет системой ваших ценностных координат.

Затем спросите себя:

«Что хорошего и что плохого я вижу в этом мире?»

Как только вы сосредоточитесь на хорошем, «О черт, опять понедельник…» чудесным образом превратится в «О да, понедельник! Начнем?».

Чувствуете разницу?

2. Поиск своего призвания

Нет, я не считаю, что все мы пришли на эту землю с каким-то великим предназначением. Но я уверен, что жизнь дает нам возможность узнать, в чем мы сильны и чем нам нравится заниматься.

Ваше призвание - это ваши таланты (в чем вы особенно хороши?), ваша страсть (что вы действительно любите делать?) и возможности вокруг вас.

Осмотритесь - и вы обязательно найдете то, что ищете.

3. Постановка целей

В 1979 году на одной из лекций гарвардской программы MBA студентам задали вопрос: «Есть ли у вас четко прописанные цели на будущее и планы по их достижению?»

Только 3 % студентов ответили, что у них были прописанные цели и планы. Еще 13 % признались, что у них есть цели, но не в письменной форме. Подавляющее большинство, 84 %, не имели четких целей вообще.

Десять лет спустя выпускников снова собрали вместе. Им задали вопрос о том, сколько они зарабатывают, и обнаружилось невероятное.

13 % выпускников, у которых были цели, зарабатывали в среднем в два раза больше, чем те 84 %, у которых целей не было. А те 3 %, чьи цели были четко сформулированы десять лет назад, зарабатывали в десять раз больше, чем остальные 97 % вместе взятые!

Цели работают как объектив фотокамеры. Если вы правильно наводите фокус, вы получаете четкую картину. Если фокус не наведен, изображение получится размытым.

4. Визуализация

Постановка целей - это то, что вы можете сделать сознательно. Ваш мозг прекрасно справляется с генерацией идей и их обдумыванием, но он бессилен, когда дело доходит до их претворения в жизнь, потому что постоянно отвлекается на различные внешние события.

Подсознание работает иначе: оно способно увидеть полную картину.

Когда сознательное и бессознательное идут рука об руку, они помогают вам достигать ваших целей.

Визуализация лучше всего работает сразу после пробуждения и за несколько минут до сна. Представляя мельчайшие детали, ощущения и эмоции так, как если бы вы уже достигли вашей цели, вы заставляете себя поверить в то, что достичь цели в принципе возможно.

Но будьте осторожны!

Это не закон притяжения, который гласит, что достаточно представить себе «Феррари», и назавтра новенькая машина будет ждать вас под окном.

Это так не работает.

Визуализация - только одна сторона монеты. Упорный труд и преданность делу - вторая ее сторона.

5. Формирование привычек

Под привычками мы часто подразумеваем что-то негативное, поэтому полезные привычки я предпочитаю называть личными ритуалами.

Когда я думаю о том, что я ДОЛЖЕН пойти в тренажерный зал, это дается мне трудно.

Но когда я думаю о том, что я здоровый человек, а поход в зал - важная часть жизни любого здорового человека, становится легче. Попробуйте!

6. Здоровый образ жизни

Все хотят быть здоровыми. Правильно?

Для меня, например, цель - не просто быть здоровым, но и иметь достаточно энергии. Плюс хорошо выглядеть.

В течение 11 лет я занимался футболом, а потом забросил это дело. Мой вес вырос с 65 до 86 килограмм меньше чем за 9 месяцев.

Я стал толстяком. Для любого, кто когда-то мог похвастаться отличным прессом, это неприятно.

Поэтому я решил сделать две вещи:

    найти подходящий рацион питания, который помог бы мне вернуться к нормальному весу, и придерживаться его;

    в дополнение к питанию регулярно заниматься спортом.

Около пары лет ушло у меня на то, чтобы найти подходящий рацион и спортивные занятия по душе. Зато сейчас я доволен своим телом, здоров и энергичен в течение дня.

7. Искусство учиться

Я уверен, что это один из ключевых навыков в списке.

Все, что мы собой представляем, и все, чего мы достигли - все это стало возможным благодаря нашей способности учиться.

Люди, которые достигли высот, - это всего лишь люди, которые умеют быстро и эффективно осваивать новые навыки и применять их там, где это требуется.

8. Поиск и фильтрация информации

Все мы перегружены информацией.

Куда бы вы ни шли, вы везде будете натыкаться на потоки информации, которые постоянно будут отвлекать вас от ваших целей. Тратьте время, проведенное в интернете, с умом.

9. Тайм-менеджмент и продуктивность

Я постоянно думаю о времени, ведь это единственный ресурс, который нам никогда не возобновить.

Где взять больше времени?

Оптимизируйте время сна. Возможно, чтобы чувствовать себя здоровым, вместо стандартных девяти часов вам достаточно семи или восьми. Проверьте!

Как использовать время более эффективно?

    С пользой проводите так называемое «мертвое» время (за компьютером или перед телевизором).

    Сосредоточьтесь на делах с высокой отдачей (помните о правиле 80/20: 20 % задач приносят 80 % результата).

    Фокусируйтесь на том, что поможет вам расти (чтение, общение с вдохновляющими людьми, работа над целями).

10. Искусство медитации

Мы постоянно работаем, взаимодействуем с людьми, тратим изрядное количество времени на интернет. Иногда необходимо остановиться, расслабиться и насладиться временем, проведенным наедине с собой.

Здесь нет правил. Медитируйте так, как вам удобно. Две минуты, пятнадцать минут, сидя, лежа, думая или, наоборот, уходя от мыслей… Найдите то, что подходит именно вам, и постоянно практикуйте это.

11. Записи с удовольствием

Вы не обязаны становиться писателем. Просто заведите традицию записывать свои мысли на бумаге. Множество невероятных идей только того и ждут, чтобы воплотиться в жизнь через чернила.

12. Публичные выступления

Это, пожалуй, один из самых полезных навыков, которые мне удалось приобрести и развить.

Опять же, вам не нужно быть профессиональным оратором. Но стоит научиться заявлять о своих идеях.

Существует масса техник и советов, но есть золотое правило: «Люди не знают, о чем вы будете говорить».

13. Умение сказать НЕТ

Иногда нам необходимо говорить НЕТ.

Посмотрите на эту ситуацию с необычной стороны: «Вы не говорите НЕТ другим. Вы говорите ДА себе и тому, что важно для вас».

Из двух вариантов всегда старайтесь выбирать то, что любите.

14. Как создать собственный бренд

Личностный рост - одна из главных целей в моей жизни.

Любопытно: все, что я делал, так или иначе оказывалось связано с этой темой. Моя степень в сфере образования для взрослых, моя работа в академии Mindvalley в качестве директора по обучению, запуск блога (Zero to Skill) - все, чтобы помогать людям быстрее учиться и приобретать полезные навыки.

Люди часто говорят обо мне, будто я помешан на обучении.

Это лишний раз показывает, как ценности (в данном случае личностный рост) могут влиять на вашу жизнь и указывать путь.

Чтобы создать свой бренд, потребуется совсем немного: просто займитесь развитием ваших сильных качеств и отпустите их в большое плавание.

15. Как управлять личными финансами

Здесь все просто.

Правило #1: Тратьте меньше, чем зарабатываете.

Правило #2: Найдите дополнительный источник дохода (по возможности пассивный).

Правило #3: Инвестируйте в активы (в то, что приносит доход).

И напоследок

Получилось много. И если вы все еще читаете это, мои поздравления! Рост - не пустые слова для вас.

Вы, должно быть, задумались: а с чего начать?

Выберите один из пунктов и начните. На что-то уйдет несколько часов, на что-то - гораздо больше времени. Но помните, что освоение хотя бы одного из этих навыков поможет вам шагнуть на новую ступень и принесет впечатляющие результаты в каждой сфере вашей жизни.

  • Карьера, Работа, Учеба

Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.

Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.

Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе . Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.

О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители .

Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер . За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.

Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым ».

Жизненно важные навыки

Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.

Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.

Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.

Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.

Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки :

Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.

Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.

Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.

Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.

Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:

  • умение учиться;
  • любовь к знаниям;
  • наличие увлечений, хобби.

Самостоятельность и уверенность в себе

Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно . Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).

Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.

Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.

Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества , не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.

Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.

Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.

В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.

Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо ».

Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.

С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами , ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.

Умение договариваться

Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого , его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.

Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться , находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.

Управление временем

Важные составляющие управления временем :

  • соблюдение распорядка дня,
  • построение планов на ближайшее будущее,
  • определение целей и целеполагание.

Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.

Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время , не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.

Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.

То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:

  • умение смотреть на вещи с другой стороны,
  • нестандартно подходить к решению проблем,
  • мыслить не только логически, но и творчески,
  • выходить за рамки привычного и традиционного,
  • быть творцом своей жизни,
  • развиваться как личность.

Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается , ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.

Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.

Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.

Уметь находить «свое»

В жизни важно понимать и знать себя : свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор .

Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии . Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.

Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.

Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.

Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни . Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.

Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.

Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.

Навыки выживания

Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.

Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:

  • оказывать первую медицинскую помощь,
  • организовывать быт в походных условиях,
  • разводить костер,
  • различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
  • искать источники воды,
  • ориентироваться на местности.

Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.

Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!

Составляющие умения быть счастливым :

  • оптимизм,
  • позитивное мышление,
  • умение радоваться мелочам,
  • умение расценивать ошибки как полезный опыт,
  • забота о своем психологическом благополучии.

Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии , мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!

Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.

Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.

Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!

Вот чему действительно должны учить детей их родители!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека