Чередующиеся гласные в корне слова. Корни с чередованием: правописание, примеры

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с чередованием и закрепят навыки его применения на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского язык в 5 классе

Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы е, и в корнях с чередованием

Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

Тип урока: комбинированный.

  • I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

Задание учащимся.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог - пирожок , горох - горошек . Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

1. Слово учителя.

План лекции учителя

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

2. Работа с текстом.

(М. Панов )

4. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

1. Тренировочное упражнение.

е в корне; во 2-й - с и .

3. Работа в малых группах.

4. Работа с учебником.

Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)

  • V. Домашнее задание

1) Выучить теоретический материал

2) Выполнить упражнение

  • VI. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков , много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

2. Беседа с учащимися.

Какие гласные чередуются в русском языке?

Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

Какие согласные чередуются в корнях слов?

Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя.

1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: сне г - сне ж ок, б е ру - заб и раю .

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

Поговорим о корнях с чередованием е/и : бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а- . В остальных случаях пишется гласная е : расст и лать - расст е лить . Исключения: соч е тать, соч е тание .

3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Чередующиеся звуки

Примеры

Чередование гласных

о - а

покл о н - кл а няться

о - ноль звука

р о т - рта

е - ноль звука

д е нь - дня

е - о

н е су - н о сить

е - и - ноль звука

соб е ру - соб и рать - собрать

о, е - ё

в е сло - в ё сла

Чередование согласных

г - ж

бе г у - бе ж ишь

г - з

дру г - дру з ья

к - ч

пе к у - пе ч ёшь

х - ш

у х о - у ш и

з - ж

во з ить - во ж у

с - ш

но с ить - но ш у

т - ст

пле т у - пле ст и

д - ж - жд

во д ить - во ж у - во жд ение

т - ч - щ

све т - све ч а - осве щ ение

к - ц - ч

ли к - ли ц о - ли ч ный

ск - ст - щ

пу ск ать - пу ст ить - пу щ у

б - бл

лю б ить - лю бл ю

п - пл

ку п ить - ку пл ю

м - мл

уто м ить - уто мл ю

в - вл

ло в ить - ло вл ю

ф - фл

гра ф ить - гра фл ю

  • III. Восприятие и усвоение учебного материала

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни - с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но - разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире - все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов )

  • IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Тренировочное упражнение.

Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ - отвечу, светить - свечу, лягу - ляжешь, привлеку - привлечёшь, сухой - суше, мазать - мажу, холст - холщовый, дробить - дроблю, лепить - леплю, ломать - сломленный, ставить - ставлю, расту - выращенный, пеку - печёшь, рыбак - рыбачий, творог - творожник, пух - пушистый, косить - кошу, близок - ближе, густой - гуще, ходить - хожу, рубить - рублю, сломить - сломлю, моряк - моряцкий, княгиня - князь, приведу - привести.

2. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й - с чередующейся буквой е в корне; во 2-й - с и .

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

3. Работа в малых группах.

1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев ) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин ) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький ) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь ) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин )

2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

Образец: сжечь - сжигать.

Зап..реть - …, разб..раться - …, расст..лать - …, соб..ру - …, зам..рать - …, разб..русь - …, зап..р - …, выч..тание - …, зам..р - …, соб..раю - …, подб..рать - …, подст..лю - …, выч..сть - …, отб..ру - … .

3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.

В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.

Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.


Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и , применить орфографическое сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г - ж - з (подруга - - ); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (лес - леший); д - ж (молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный) ; б - бл (люблю - ); в - вл (ловить - ); м - мл (кормить - кормлю); п - пл (купить - куплю).

Требует серьезного внимания строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований ( - кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

Источники:

  • Орфограммы в корне слова

Для многих владельцев животных пропажа домашнего любимца сильнейший стресс. Их можно понять, ведь животное становится полноправным членом семьи, без которого привычный распорядок дня меняется, а свободное время, которое раньше было посвящено любимцу, просто некуда деть. Особенно тяжело маленьким детям, для которых животное становится важнейшей частью их жизни.

Вам понадобится

  • Интернет, знакомые, объявления, свободное время.

Инструкция

Во-первых, не нужно паники. Когда нервничает, он перестает здраво мыслить и правильно координировать свои действия. Более того, своей паникой человек заражает других. Нужно собраться с мыслями и составить план поисков.

Если семья состоит из нескольких человек, оптимальным способом будет разделиться на группы. взрослым членам семьи нужно обойти ближайшие подвалы и чердаки, подворотни и улочки. Если подвалы закрыты на ключ, попросите ключи в ЖЭКе. Скорее всего они войдут в положение и на время дадут ключи. Первые поиски не удались - не расстраивайтесь. Животное могли видеть случайные прохожие, либо бабушки на лавочке около подъезда. Опросите их, вдруг кто-то заметил кота .

Самым маленьким членам семьи нужно доверить менее ответственную работу. Ни в коем случае не пускайте искать

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека