Ассертивность: принципы, методы, способы развития.

Ассертивность - это очень важное понятие в психологической науке. Но о нем должны знать не только специалисты. Если поближе ознакомиться с данным термином, то он поможет в повседневной жизни. В этом особенно нуждаются те люди, которые постоянно чувствует себя раздраженными или виноватыми после разговора с другим человеком.

Крайности общения

Позиция жертвы - это слабая сторона, которая не желает принимать решения и перекладывает ответственность на собеседника. При этой крайности человек относит себя к разряду слабых, считая, что им все должны помогать. Кроме того, жертва постоянно жалуется и обвиняет в неудачах любых окружающих людей, но только не себя.

В книгах об ассертивности описывается и другая крайность - агрессор, который является полной противоположностью жертвы. Для этой позиции характерна открытая или завуалированная манипуляция другими людьми. Агрессор придерживается принципа: «Все должны делать то, что я скажу, потому что я всегда прав». Такие люди чувствуют себя сильными и потому уверенно подавляют собеседников во время разговора.

Что примечательно, если в диалоге один человек принимает позицию агрессора или жертвы, то второй собеседник непроизвольно начинает играть противоположную роль. Естественно, конструктивного обмена мыслями не получится. Общение, построение на ассертивности, призвано исключить подобные ситуации.

Если заглянуть в психологические словари, то можно увидеть, что ассертивностью называют способность с достоинством и уверенностью отстаивать свои интересы, при этом не попирая чужих прав. То есть, это открытое, прямое поведение, которое не имеет цели причинить вред другим людям.

Казалось бы, с точки зрения успешности такую позицию нельзя назвать приемлемой и эффективной в отношении себя. Однако если брать во внимание долгосрочную перспективу, то результаты будут ошеломлять. Ведь ассертивность представляет собой умение добиваться желаемого с расчетом на дальнейшую взаимопомощь и сотрудничество.

Ученые-психологи отмечают, что у всех людей разные темпераменты и характеры. Поэтому абсолютно нормально, если кто-то от природы не умеет терпеливо выслушивать собеседника и ненавязчиво доносить свою точку зрения. Для формирования необходимых навыков специалисты давно разработали специальные методики. Прежде всего, они направлены на развитие уверенности в себе. Человеку будет намного легче убедить окружающих, если он сам тверд в своих суждениях. При этом не должно быть криков и ссор, как и манипуляции. Все спорные вопросы необходимо решать в дружелюбной атмосфере.

Бывает, что человек внешне спокоен, а внутри происходят сильные душевные терзания. Ассертивность же позволяет быть уравновешенным и в том, и в другом случае. Это очень поможет в общении, ведь никакого негатива к другому человеку не будет возникать.

Необязательно в корне менять мировоззрение, чтобы освоить ассертивность. Достаточно пересмотреть способы восприятия и понять, как достичь целей без конфронтации.

Основные принципы

Чтобы усвоить суть правильной манеры взаимодействия, для начала следует изучить основные принципы. О них подробно говорится в книге психотерапевта Г. Линденфилда «Теория и практика ассертивности». Далее будут рассмотрены только самые важные принципы. Если им следовать, то можно постепенно развить у себя ассертивность.

Принятие ответственности

В первую очередь следует уяснить, что необходимо честно признавать собственные ошибки и отвечать за свои поступки. Если человек перекладывает ответственность на других, то это характеризует его не с лучшей стороны. Окружающие начинают думать, что он инфантилен и перестают воспринимать его всерьез.

Самоуважение и уважение

Основной составляющей ассертивности является самоуважение. Его следует, не стесняясь, демонстрировать другим, не позволяя к себе неподобающего отношения. Также важно уважительно себя вести с окружающими, ведь они тоже имеют право на подобное обращение с собой.

Умение слушать и слышать

Ассертивность - это в какой-то степени эмпатия, то есть, умение воспринимать и понимать чужие эмоции. Важно научиться слушать собеседника. Его нельзя перебивать и путать в мыслях, иначе это будет проявлением неуважения, что нарушает предыдущий принцип. Если необходимо вставить в чужой монолог фразу, то делать это нужно очень аккуратно, не вызывая раздражения.

Также важно не просто слушать, но и слышать собеседника. Для этого нужно вникать в суть разговора и стараться его понять.

Результативность общения

Чтобы диалог прошел конструктивно, а не как пустое сотрясание воздуха, следует проявлять открытость и честность. Все формулировки должны быть прямыми, без витиеватых оборотов, фраз и понятными для собеседника. Ведь важно, чтобы оппонент не только согласился с мнением, но и остался необиженным.

Уверенность в себе

Ассертивность - это способность отстаивать собственное мнение, не сомневаясь в своей правоте. Но здесь речь идет не о слепой самоуверенности, которая основана только на завышенном самомнении. Важно отлично знать предмет, о котором идет речь, и четко понимать степень своего профессионализма. Этим и объясняется непоколебимость позиций.

Позитивный настрой

Это нормально, когда человек перед важной беседой продумывает вероятные споры и неудачи. Но не стоит заранее настраиваться на конфликты и конкуренцию. Только позитивный настрой поможет расслабиться самому и получить признательность со стороны окружающих.

Типичные ошибки

Самая первая ошибка, которая совершается, состоит в том, что родители не учат своих детей ассертивности. Эту способность лучше осваивать в раннем возрасте, тогда и во взрослой жизни будет намного проще.

Вторая ошибка заключается в том, что люди после прочтения книг или прохождения занятий по ассертивности начинают выходить за рамки. Они считают, что научились управлять людьми, и начинают пробовать манипулировать ими. Однако это неправильно. Проблемы следует решать вместе с другими, а не за их счет.

Третья ошибка состоит в том, что даже после обучения ассертивности человек позволяет окружающим проявлять негативные реакции по отношению к себе. Более того, новое поведение может восприняться знакомыми в отрицательном ключе. Ассертивная личность должна понимать мотивы недовольства и адекватно на них реагировать. Ничего хорошего не выйдет, если просто отмалчиваться и делать вид, что все как раньше.

Техники ассертивного поведения

Ассертивный человек умеет без вины и обмана отказывать, защищаться от нахальных требований и навязчивых предложений. Для этого иногда приходится изменить свои привычные модели поведения. Далее будет предложено несколько техник, которые могут стать своеобразным тренингом ассертивности.

Сама невозмутимость

Эта техника дает наибольшую эффективность в тех ситуациях, когда собеседник начинает раздражаться, и в его голосе слышны агрессивные нотки. Ее смысл состоит не в нападении, а в обороне, спокойном отстаивании позиции.

Психологи рекомендуют постепенно снижать скорость и громкость речи, то есть, нужно говорить еще медленнее и тише. Тогда конфликтер «перейдет на ту же волну». Значит, ссоры не будет, и появится шанс решить возникшую проблему. В то время как повышение голоса только накалит страсти. Ведь агрессия порождает агрессию.

Уход от ответа

Ассертивность - это умение с улыбкой защитить собственные границы. Эту способность можно применить в случае, когда кто-то делает грубое замечание или пытается укорить.

Например, начальник агрессивно сообщает: «В вашем отчете есть ошибки! Как вы могли их допустить?! Неужели исходных данных было недостаточно?!» Здесь лучше не пытаться оправдаться, а тем более, не отвечать в резкой форме. Самый оптимальный вариант - это максимально вежливый и витиеватый уход. Например, начальнику можно сказать так: «Я все перепроверю. Покажите, где именно я допустил ошибки». Человеку ничего не останется, как согласиться с предложением.

Эта техника хороша тем, что не создает открытого противостояния, но в то же время не придется прямо признавать свою вину. Психологи отмечают, что иногда на работе лучше вообще не отвечать на замечания, а просто пристально посмотреть и молча удалиться.

Заезженная пластинка

Также развитие ассертивности поможет в том случае, когда собеседник слишком настойчив, и никакие аргументы не заставляют его перестать давить. Таких личностей лучше не пытаться убедить в чем-либо. В случае с ними будет эффективна тактика заезженной пластинки. Ее суть состоит в повторении одной и той же фразы, причем ее конструкцию менять нельзя.

Например, знакомый просит дать в долг. Пожалуй, ситуация знакома многим. На просьбу можно ответить так: «Я бы дал, но денег нет». На все остальные доводы знакомого нужно отвечать той же самой фразой. «Я бы дал, но денег нет». Чем дальше зайдет такой диалог, тем быстрее собеседник поймет, что здесь его проблему не решат.

Правильный ответ на нескромный вопрос

Иногда встречаются настолько невоспитанные люди, что у них хватает наглости задавать неуместные и бестактные вопросы. И здесь агрессия оппонента вполне очевидна. Однако существуют конструктивные методы борьбы «с хамами» - это ассертивность.

Здесь можно пойти несколькими путями. Как вариант - ответить вопросом на вопрос. Можно просто его проигнорировать, если позволяет ситуация. Особо бестактным людям следует спокойно объяснить, что это их не касается, поэтому беседы по этой проблеме не будет. Если имеется желание продолжить диалог, то нужно как можно скорее перейти на другую тему.

Как повысить ассертивность?

Как уже говорилось, формирование ассертивности включает в себя развитие уверенности в себе. Поэтому, чтобы быть более твердым в своих суждениях, следует постараться реализоваться в жизни. Только применение на практике своих способностей позволяет в полной мере почувствовать собственную значимость. Самоутверждение как раз является действенным способом получить значимое положение в обществе. Только это следует делать без ущерба для окружающих. При ассертивности недопустимо вредить или кого-то подставлять ради достижения цели. К ней нужно двигаться сознательно и постепенно. Рано или поздно результат станет удовлетворительным.

Также ассертивность подразумевает, что человек будет оставаться невозмутимым практически в любых ситуациях. Поэтому важно развивать в себе чувство спокойствия и уравновешенность. Конечно, иногда окружающие могут раздражать и вывести из себя, и это нормально. Главное - не распылять понапрасну эмоции и не терять равновесие. Внешнее и внутреннее спокойствие будет способствовать сохранению энергии, которая просто необходима для поддержания хорошего настроения и физического самочувствия.

Итак, в публикации было представлено, что такое ассертивность. Это важнейшая черта характера, при наличии которой жизнь становится намного счастливее и проще. Это способность с достоинством и уверенностью отстаивать свои интересы, при этом не попирая чужих прав. Стоит заметить, что ассертивность является приобретенным, а не врожденным качеством. Поэтому при правильной работе над собой можно достичь прекрасных результатов. Только заниматься нужно регулярно и с верой в себя, чтобы все получилось. Также в формировании этого полезного качества могут помочь специальные техники ассертивного поведения, которые были рассмотрены в статье.

Ассертивность Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

АССЕРТИВНОСТЬ

(англ. assertiveness ) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение А. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии , однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным. Не путать с ассортативностью . (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Ассертивность

   АССЕРТИВНОСТЬ (с. 58) - термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права . В обыденной речи употребляется редко, но в психологическом жаргоне с недавних пор утвердился довольно прочно.

Как и во множестве подобных случаев, слово, использованное для определения психологического феномена, приобрело более определенное и специфическое значение, нежели в обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью стала пониматься определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим модным понятием - самодостаточность . В самом деле, содержание этих понятий пересекается почти полностью, и, наверное, можно было бы ограничиться последним, тем более что его значение достаточно ясно. Однако и термин ассертивность (вероятно, в силу необъяснимой склонности отечественных психологов вместо родного языка изъясняться на пиджин-инглиш) получил у нас распространение, хотя еще и не успел войти ни в один психологический словарь.

   Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в трудах американского психолога А.Солтера и впитала в себя ключевые положения входившей в ту пору в моду гуманистической психологии - в частности противопоставление самореализации бездушному манипулированию людьми, а также трансактного анализа.

В теории Солтера ассертивное поведение рассматривается как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, да пожалуй и мироощущения в целом, в противовес двум самым распространенным деструктивным способам - манипуляции и агрессии. Традиционные механизмы социализации невольно формируют уязвимость человека перед всевозможными манипуляциями со стороны других людей. Человек оказывается слишком подвержен внешним влияниям, а окружающие часто злоупотребляют этим, манипулируя им в своих корыстных целях. Сталкиваясь с неприемлемыми требованиями, он не находит сил им противоречить и скрепя сердце подчиняется вопреки своим собственным желаниям и установкам. А собственные требования и притязания он, напротив, зачастую не решается даже высказать. Постоянно сверяя свои побуждения и поступки с чужими ожиданиями и оценками, человек стесняется своих чувств, боится показать свое подлинное лицо. Пытаясь преодолеть неловкость такого положения, человек сам невольно учится манипулятивным приемам, учится отвечать агрессией на агрессию или просто на критику, пускай даже справедливую. Если такая тактика и дает эффект, то лишь временный и по большому счету иллюзорный, поскольку не обогащает, а, наоборот, обедняет человека как в плане межличностных отношений, так и в плане душевного комфорта.

Формирование ассертивности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками. Эта процедура во многом схожа со сценарным анализом Эрика Берна, то есть, по терминологии Берна, требует осознать, кем и когда прописаны основные линии сценария вашей жизни, а также устраивает ли вас этот сценарий, а если нет - то в каком направлении следует его откорректировать. Часто оказывается, что человек находится во власти установок, чуждых его подлинному существу, и от этого безотчетно страдает. Ему предлагается не только взять на себя главную роль в сценарии собственной жизни, но и фактически переписать сценарий и выступить режиссером всей постановки.

По сути дела, кодекс этих прав, составляющих ключевые положения любого тренинга ассертивности, является обоймой новых, ассертивных установок, которые предлагается усвоить взамен прежних, якобы негодных. Вот эти волшебные права, или правила.

   Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

Вы имеете право менять свои взгляды.

Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

Вы имеете право на нелогичные решения.

Вы имеете право сказать: «Ятебя не понимаю».

Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ассертивность" в других словарях:

    ассертивность - сущ., кол во синонимов: 1 уверенность в себе (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АССЕРТИВНОСТЬ - Личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Ассертивность - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ассертивность - ассерт ивность, и … Русский орфографический словарь

    Ассертивность - социальное качество личности, проявляю­щееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АССЕРТИВНОСТЬ - – самопродвижение или продвижение своей воли. Автор методики – американский ученый А. Салтер, который дал А. такое определение: «уметь настаивать на своем, убеждать». Развитие А. требует обучения спонтанным реакциям, соответствующему проявлению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (assertiveness). Отстаивание и защита своих прав … Психология развития. Словарь по книге

    ассертивность - Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей … Словарь по гештальт-терапии

    Ассертивность, или настойчивое поведение, - – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей. Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека… … Словарь-справочник по социальной работе

    Тренинг ассертивности (assertiveness training) - Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Ассертивность. Высказаться. Сказать "нет" . Установить границы. Получить контроль , Кинг Патрик. Кто принимает решения в вашей жизни вместо вас? Убедитесь, что обладаете достаточной ассертивностью, чтобы самому выбирать, что делать, и противостоять давлению совсех сторон. Всю свою жизнь…

В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

Что такое ассертивность — определение

Ассертивность это:

  • Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
  • Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
  • Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

Примеры ассертивного поведения

Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;

  • Отказ без обиды других;
  • Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
  • Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
  • Открытое выражение чувств и убеждений.

Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

  • Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
  • Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
  • Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
  • Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
  • Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
  • Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений

4 элемента ассертивного распоряжения:

  • Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
  • Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
  • Говорим, кого конкретно оно касается;
  • Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

Выдача распоряжений - примеры

Неассертивное поведение

«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

Ассертивное поведение

«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

Техника ассертивности. Ассертивная критика

Принципы предоставления критической информации:

  • Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
  • Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
  • Отделяй факты от интерпретации;
  • Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
  • Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
  • Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
  • Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
  • Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
  • Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
  • Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
  • Не критикуй при третьих лицах.

Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

Неассертивная критика - примеры

  • «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
  • «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
  • «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
  • «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
  • «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

Техника ассертивности. Ассертивный отказ

Процедура ассертивного отказа:

  • Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
  • Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
  • Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

Ассертивное поведение и Отказ - примеры

Неассертивный отказ

  • «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
  • «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

Асертивный отказ

«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

  • информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
  • выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
  • представление психологических тылов или предложение изменения;
  • использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

Ассертивная реакция на нарушение границ - пример:

«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

Тренинг ассертивности, подведем итоги

  • Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
  • Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
  • Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
  • Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
  • Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

Видео: развитие ассертивности

Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

УДК 154.2 И.В. Лебедева

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ И АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье ассертивность рассмотрена как интегральное качество личности, от которой в значительной мере зависит возможность человека стать успешным в жизни; определены структурные компоненты ассертивности: целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, настойчивость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, выделены особенности ассертивного поведения человека; представлена модель развития ассертивности, включающая в себя приемы развития ассертивности на учебных занятиях по любому предмету, технологии развития личностных черт, детерминирующие ассертивность, психотренинги. Приведены результаты реализации модели развития ассертивности, демонстрирующие позитивные изменения личностных черт, определяющих ассертивность личности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, развитие, психотренинг.

development of assertiveness and assertive behavior of a person

The article deals with assertiveness as an integral personal quality, it mainly influences on the opportunity to be successful in life, the structural components of assertiveness: purposefulness, self-confidence, self-dependency, initiativeness, self-control, emotional stability, persistence, resoluteness, self-exactingness and exactingness to others, reflexiveness are defined. assertiveness The model of the development, including methods of development of assertiveness during the lessons of any subjects, technologies of development of personal qualities, psychological trainings determining assertiveness, is presented.

Key words: assertiveness, assertive behavior, development, psychological training.

Ассертивность является важным личностным качеством, необходимым для результативной деятельности человека. Наличие этого качества личности особенно значимо в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от целеустремленности, инициативности, настойчивости, активности, энергичности, работоспособности, уверенности в себе человека.

В связи с этим правомерно рассматривать актуальным и значимым развитие интегрального личностного качества - ассертивности учащихся как одной из основных задач системы образования и воспитания страны. Разработка и внедрение в психолого-педагогическую практику системы развития ассертивных качеств учащихся может стать новым научно-практическим направлением в решении проблемы подготовки учащихся к активной, эффективной, социально значимой деятельности в будущем. Решение такой задачи требует знаний о психологической сущности понятия ассертивности.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, ассоциируется с такими качествами личности, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабиль-

ность, настойчивость, напористость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, умение доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

Ассертивность характеризуется умениями выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха в деятельности, готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности, конструктивным подходом к решению проблем, стремлением сделать что-то быстро и хорошо, достичь высокого уровня в различных сферах деятельности человека, если при этом еще является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным. Направленность активности ас-сертивной личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями.

Под ассертивным поведением понимают само-утверждающее поведение, обусловленное субъек-тностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертив-ности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками» .

Обоснование необходимости развития ас-сертивности личности впервые представлено в теории американского психолога А. Солтера, который использовал понятие ассертивности в тренинге поведения пациентов и рассматривал ассертивное поведение как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, мироощущения в целом, в противовес к двум самым деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Целенаправленное формирование ассертив-ности и ассертивного поведения осуществляется в тренингах начиная с 60-х гг. ХХ в. (А. Солтер). В настоящее время тренинги ассертивности широко используются в психотерапевтической практике.

В систему развития ассертивности могут войти как целенаправленно организованные мероприятия на учебных занятиях по любому предмету, так и занятия в специально сформированных тренинговых группах.

На учебных занятиях формирование личностных черт учащихся, необходимых для ассертив-ного поведения, как показывает наша практика, можно осуществлять на основе реализации принципов развития познавательной активности учащихся, и это сильно зависит от мастерства педагога. В соответствии с этими принципами учитель (преподаватель) оказывает психологическое воздействие на учащихся интересным кратким рассказом, демонстрацией опытов, неожиданными вопросами, необычным поведением и т.п., чтобы завладеть их вниманием и вызвать у них любопытство. Затем умело поставленными вопросами учитель любопытство, возникший интерес превращает в любознательность, создавая проблемную ситуацию, акцентируя внимание на кажущихся противоречиях в предлагаемой для рассмотрения ситуации или в наблюдаемых яв-

лениях - у учащихся возникает познавательная потребность и начинается активная умственная деятельность, направленная на разрешение возникшей проблемы. Учителем поощряются любые варианты решения проблемы, преложенные учащимися, что способствует развитию уверенности, самостоятельности, независимости, инициативности. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы под руководством компетентного учителя учащиеся учатся уважать мнения других, контролировать себя, свои высказывания, эмоции и поведение. После обсуждения возможных вариантов разрешения проблемы, их достоинств и недостатков делается обобщенный аргументированный вывод. Постепенное усложнение предлагаемых учащимся учебных проблем при сохранении у них интереса к процессу разрешения проблемных ситуаций способствует развитию у них настойчивости, решительности, умений доводить начатое дело до конца. Таким образом, систематическое, последовательное включение учащихся в процесс приобретения новых знаний и умений будет способствовать развитию всех личностных качеств, составляющих структуру ассертивно-сти.

При организации тренинговых занятий с учащимися по развитию у них ассертивного поведения мы руководствовались следующими положениями.

1. Общей целью тренингов является расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Достижению целей тренинга способствуют:

Предварительное выявление психологических проблем участников тренинговой группы;

Создание условий для свободного и откровенного обсуждения имеющихся у участников проблем в межличностных отношениях;

Изучение участниками тренинга психологических механизмов эффективного взаимодействия и общения людей (на семинарских занятиях).

При проведении занятий в психокоррекционных группах и индивидуальных консультаций необходимо придерживаться личностноразвивающей стратегии, предполагающей преобразование негативных проявлений мотивационных, интеллектуальных, аффективных, поведенческих структур личности.

2. Ассертивный тренинг имеет целью формирование уверенности в себе, уверенного поведения в обществе, в межличностных отношениях

без проявления агрессивности. При этом под уверенностью в себе понимают способность человека откровенно, честно и прямо выдвигать и претворять в жизнь собственные потребности, цели, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения так, чтобы подвести других людей к принятию их в расчет во взаимоотношениях .

3. Уверенность в себе предполагает наличие у субъекта:

Субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь собственные притязания);

Готовности и способности адекватно реализовать себя (владеть собственными притязаниями и добиваться их реализации);

Свободы от страха и заторможенности (склонности регистрировать и обнаруживать собственные притязания);

а также умений:

Объяснять причины реагирования решительным «нет» в ответ на какое-нибудь предложение собеседника без чрезмерно извинительного тона, но как можно быстрее и короче;

Просить объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное;

Смотреть прямо в глаза при общении, выбирать и контролировать свое невербальное поведение;

Выражая досаду или критику, комментировать свое отношение к обсуждаемой проблеме, а не к личности, важно ненавязчиво подсказать альтернативное решение проблемы;

Воспользоваться заготовками уместных уверенных образцов поведения, которые показали свою продуктивность в соответствующих ситуациях в прошлом опыте;

Анализировать свои агрессивные выходки и находить способы управления подобными ситуациями в дальнейшем (Wolf J.L., 1975; Walen S., 1992).

4. Тренинг ассертивности представляет собой тренировку уверенности в себе путем коррекции: нерационального (неразумного, нелогичного) поведения; представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному поведению; мыслей, связанных с осуждением себя за неуместные проявления, суждения в общении, препятствующие достижению намеченных целей. Тренинг ассертивности способствует формированию ассертивности индивида на основе выполнения упражнений по развитию настойчивости, готовности к разумному компромиссу,

коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, толерантности, ценностных ориентаций, эмпатии. однако психологу следует помнить, что самым трудным в психокоррекционной работе является формирование у человека умений изменить себя, умений стать другим.

5. В качестве ключевых положений тренинга ассертивности выделяются следующие права человека:

Судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления;

Устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми;

Выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других;

Открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы;

Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение;

Решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

Менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения;

Совершать ошибки и отвечать за них;

Сказать: «Я не знаю»;

Не зависеть от доброй воли других людей;

На нелогичные решения;

Сказать: «Я тебя не понимаю»;

Сказать: «Меня это не интересует» .

6. Изменение поведения индивида с ориентацией на позитивное проявление ассертивности может происходить в том случае, если меняется восприятие и осознание участником психотренинга самого себя, своих ценностных ориентаций (поскольку человек ведет себя в соответствии с Я-концепцией, т.е. со своими представлениями о себе).

Поведенческий тренинг ассертивного поведения с предъявлением модели можно проводить в соответствии с теорией социального научения А. Бандуры , в основе которой лежит процесс моделирования поведения формированием когнитивного образа определенной поведенческой реакции путем наблюдения за поведением лич-ностно значимых людей.

Научение через наблюдение регулируется процессами внимания, сохранения образа наблюдаемого, двигательного воспроизведения его поведения, мотивации к овладению наблюдаемым поведением. А. Бандура выделяет чистое подра-

жание (когда копирование внешнего поведения людьми происходит без осознания последствий этого поведения) и викарное научение (когда субъекты осознают последствия действий, которым они подражают).

Важной отличительной чертой теории социального научения А. Бандуры является учет уникальной способности человека к саморегуляции. Саморегуляцию А. Бандура рассматривает как регуляцию поведения внутренними средствами индивида и, прежде всего, высшими интеллектуальными способностями (способностями оперировать символами), которые посредством вербальных и образных репрезентаций создают ориентиры для будущего поведения в условиях реальной среды.

С точки зрения А. Бандуры, саморегулируе-мые побуждения усиливают активность в нужном направлении в основном благодаря мотивационному влиянию ожидаемых и реальных результатов активности. Уровень мотивации поведения определяется ценностью достигнутых результатов и соответствием поведения требованиям норм поведения.

Саморегуляцию в теории социального научения Бандуры можно рассматривать как форму адаптивной активности индивида для приспособления к условиям среды с опорой на индивидуально-личностные механизмы поведения, обусловливаемые направленностью, мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями личности.

Научение через наблюдение и моделирование действий осуществляется при наличии мотивации или в том случае, если мотивация возникает на основе удовлетворения результатами своей познавательной деятельности человека .

На практике используются различные технологии развития ассертивности и ассертивного поведения личности, которые показали свою эффективность.

Технология «Заигранная пластинка» способствует развитию умений человека спокойно повторять снова и снова без объяснений причин те суждения, которые, по его мнению, верны и способствуют достижению целей совместной деятельности и исключают возможность манипулирования друг другом.

Технология «Игра в туман» формирует способность спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки как вполне возможные, на которые указывает оппонент. «Игра» позволя-

ет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться.

Игра в «Свободную информацию» способствует развитию умений находить в словах собеседника ту информацию, которая интересует участника тренинга или которая кажется ему важной; эта игра позволяет избегать смущений в разговоре, стимулирует перевести разговор на тему о самом собеседнике.

Использование технологии «негативное заявление» способствует развитию умений собеседника признавать свои ошибки и вину без извинений, стимулирует к высказыванию критики в адрес оппонента, вынуждает оппонента быть более ас-сертивным без попыток манипуляции партнером, способствует улучшению взаимоотношений.

Технология «Самораскрытие» способствует развитию умений признавать как положительные, так и отрицательные стороны своего характера, поведения, стиля жизни, позволяет освободиться от свойственных человеку ощущений непонимания его окружающими людьми, от беспокойства или вины в связи с этим.

Технология «Разумный компромисс» способствует формированию готовности к компромиссу без ущемления собственных интересов, желаний, чувств.

Ко всем применяемым на практике технологиям психокоррекции предъявляются такие требования, выполнение которых обеспечивало бы психологическую эффективность и относительно быстрый психокоррекционный эффект.

«Выбор адекватного практического метода или совокупности методов - это в значительной мере дело личного вкуса, опоры практического психолога на собственный опыт. В ситуации оказания помощи многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ибо инструментом оказываются методы, как бы сплавленные, сопряженные с его собственной психологической организацией» .

Методами ассертивного тренинга являются: поведенческие упражнения, ролевые игры, упражнения в соответствии с инструкциями и самоинструкцией в домашних условиях, упражнения в соответствии с моделями ассертивного поведения с установлением обратной связи с помощью видеороликов.

Психотренинги учащихся старших классов общеобразовательной школы по повышению позитивной ассертивной направленности активности мы проводили с учетом результатов исследований

Р.М. Грановской и в соответствии с опробованной ранее моделью активности и изменения поведения , направленной на решение личных проблем участников тренинговой группы:

Созданием условий для расширения представлений о себе и окружающем мире, о позитивных способах взаимодействия с окружающим миром и отношения к самому себе;

Оказанием помощи в выборе эффективных способов ассертивного взаимодействия на основе анализа альтернативных способов взаимодействия, а также соблюдением принципов реализации целей тренинга:

Гуманистичности, предполагающей ценностное отношение к себе и другим людям;

Осознанности, предполагающей рефлексию своего поведения;

Реализации приобретенных качеств ас-сертивности в практике деятельности, общения и познания .

Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения включает в себя четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Стадия подготовки начинается со знакомства участников друг с другом с использованием различных приемов, с установления доверия между участниками и психологом, ведущим тренинг и придерживающимся соучастной стратегии контакта. Проводится психодиагностика ассертив-ности участников с использованием теста «Ас-сертивны ли вы?», а также самодиагностика для осознания индивидом необходимости изменить себя. Одним из эффективных средств самодиагностики является составление списков «мои достоинства», «мои недостатки». Анализ таких списков (например, из 7 признаков) облегчает выбор целей избавления, искоренения, уменьшения тех личностных черт (к примеру: тревожности, чувства неполноценности, раздражительности, зависимости от чужого мнения и т.п.), которые, по мнению индивида, могут препятствовать развитию, являются нежелательными. Выявление таких личностных черт способствует определению цели развития желаемых черт, детерминирующих ассертивность и ассертивное поведение.

На стадии осознания будущие участники тренинговых групп принимают идею о возможности совершенствования своих личностных ка-

честв, определяющих успешное взаимодействие с окружающими людьми и достижение успехов в жизнедеятельности. Проводится анализ результатов тестирования и самодиагностики, выявляются причины неассертивного и непродуктивного стиля взаимодействия, и происходит осознание и оценка возможных альтернатив нежелательному поведению.

На стадии переоценки принимается решение об изменении поведения. Изменению поведения способствуют не только когнитивные процессы рефлексии, но и аффективные и оценочные процессы анализа поведения. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и проигрывания проблемных ситуаций индивид становится все более независимым, способным осознать последствия проявления нежелательных личностных черт, принять решение изменить свое нежелательное поведение в общении, деятельности и познании.

На стадии действия участники тренинга предпринимают попытки реализовать в реальной обстановке знания и умения, приобретенные в психотренинговых группах, для продуктивного взаимодействия в общении. В случаях, когда член группы нуждается в совместном с руководителем анализе результатов таких попыток, руководитель предлагает ему рассмотреть альтернативные действия в сложившейся ситуации взаимодействия с другими и выбрать наиболее подходящие, по его мнению, действия. При этом руководитель просит участника аргументировать свой выбор. При групповом обсуждении результатов применения знаний и умений, приобретенных в психотренинговой группе, в реальной обстановке при встрече с трудностями, проблемами каждый член группы может получить поддержку выражением открытого и доверительного сочувствия, понимания, помощи. Одобрение результатов станет поощрением за осуществление изменений в поведении.

Реализация системы развития ассертивности и ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Об этом свидетельствуют результаты тестирования учащихся по шестнадцатифакторному личностному опроснику Р. Кэттелла (16 PF), представленные на рисунке 1.

С Е G H I L NOQ2Q3

Рис. 1. Сравнительные показатели личностных черт, определяющих ассертивность испытуемых в начале обследования и после завершения цикла работ по развитию ассертивности

Примечание: по вертикали отложены показатели выраженности личностных черт в стэнах, по горизонтали - факторы.

3. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.

4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С.7-21.

6. Грановская РМ. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.Г. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С.68-76.

Лебедева Инга Викторовна - соискатель института развития образовательных систем Российской академии образования, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» (Красноярск).

Lebedeva Inga Victorovna - competitor of the Institute of development of educational systems of Russian Academy of Education, teacher-psychologist of Secondary comprehensive school № 91 (Krasnoyarsk).

УДК 378.18 А.В. Быкова, Е.М. Калмыкова

активизирующая роль тренинговых занятий

В РАЗВИТИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен малоразработанный подход к проблеме развития самоактуализации личности средствами тренинговых занятий на примере тренинга креативности и этнопсихологического тренинга. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о значимости развития самоактуализации личности студентов с использованием тренингового метода. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.

Ключевые слова: самоактуализация личности, тренинг креативности, этнопсихологический тренинг, студенчество.

A.v. Bykova, E.M. Kalmykova

activizing role of training sessions in the development of self-actualizing of students’ personality

The article represents the approaches to the problem of self-actualization development with the help of creativity training and ethnopsychological training. The results of the held researches prove the importance of training in the process of self-actualization development. The effectiveness of the training is statistically proved.

Key words: self-actualization, creativity training, ethnic-psychological training, students.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию ассертивности учащихся старших классов привела к улучшению показателей по таким личностным качествам, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, независимость, самостоятельность, самоконтроль, упорство, ответственность, обязательность, смелость, реалистичность, расчетливость, которые определяют ассертивное поведение человека.

Литература

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005.

2. Oxford dictionary of Psychology. Second edition. Andrew M. Colmen. Oxford Press, 2006.

□ в начале

Русской культуре в принципе чуждо понятие ассертивного поведения. Россиянам исторически близки два основных образа действий:

1. Агрессивный - делаю, что хочу, беру все, что можно и нельзя, и плевать мне на всех.

2. Пассивный - прогибаюсь и угождаю в робкой надежде, что мне что-то перепадет за мою услужливость.

Как сказал М. Ю. Лермонтов: «Страна рабов, страна господ…». Необходимость личностных изменений остро чувствовал и А. П. Чехов, утверждая: «Я по капельке выдавливал из себя раба!». Ну, классики, на то они и классики, чтобы идти впереди народных масс.

Так вот. Ассертивность - это НЕ что-то среднее между первым и вторым. Это в корне другая позиция. Это способность высказывать свое мнение, выражать открыто свои эмоции, добиваться того, на что ты, по твоему мнению, имеешь право, при этом не позволяя манипулировать собой и уважая окружающих людей вне зависимости от их социального положения.

Какая мне польза от ассертивности?

Овладев навыками ассертивного поведения, вы навсегда избавитесь от необходимости делать то, чего вам совершенно не хочется. Вами никто и никогда уже не сможет помыкать или манипулировать. Вы наконец-то скажете все, что вы давно хотели сказать, но не решались, боясь испортить отношения со своими близкими. Вы скажете то, что думаете, и вас поймут и будут считаться с вашим мнением.

Социологи провели исследования, и оказалось, что люди, устойчиво овладевшие ассертивными навыками, получают на 30 % больше зарплату за тот же труд, что и люди, не владеющие этими навыками. «Агрессор» тоже способен ухватить кусок побольше, но в следующий раз, образно говоря, ему просто не откроют дверь.

Как выглядит ассертивный человек?

Наверное, наиболее выразительный пример активного ассертивного поведения - это бывшая ведущая телепрограммы «Ревизорро» Елена Летучая. Лена всегда добивается своего, ее практически невозможно остановить. Она несомненно позитивна, никогда не хамит и готова конструктивно взаимодействовать с любыми людьми, независимо от их пола, возраста и служебного положения. Между прочим, женственность ее при этом не страдает, и она не стесняется вполне естественно испуганно вскрикнуть при виде затаившихся в углу грязной кухни тараканов.

Характерно, что многие российские мужчины относятся к ней отрицательно, потому что Летучая не соответствует их пониманию того, как должна вести себя «приличная» женщина. Они предпочитают, чтобы их дамы «не высовывались» и подобострастно приносили им тапочки в зубах по утрам.

Развиваем собственную ассертивность

Ассертивность - это в первую очередь не набор приемов, а СОСТОЯНИЕ ДУШИ. Оно нарабатывается путем аффирмации. Аффирмация - нечто вроде нерелигиозной молитвы, которую следует проговаривать про себя утром, сразу после пробуждения, и вечером, перед сном. Хорошо делать ее в немного сонливом состоянии, но при этом стараться вникать в смысл того, что декламируете.Так ваша аффирмация лучше ляжет на подсознание.

Итак, «Кодекс ассертивности», или, как его еще называют, «Билль о правах»:

1. У меня есть право судить мое собственное поведение, мысли и эмоции и брать на себя ответственность за них.

Комментарий: мы слишком многое делаем с оглядкой на других, сомневаемся и в итоге остаемся на месте.

2. У меня есть право НЕ давать объяснение своим решениям и поступкам.


Комментарий: пока мы не нарушили статьи закона РФ и не предстали перед судом, мы не обязаны ни перед кем отчитываться. Ну разве что перед шефом в соответствии с Трудовым кодексом.

3. У меня есть право изменить свое мнение.

Комментарий: нас часто пытаются прижать к стенке, цепляясь к нашим сказанным ранее словам. Но жизнь постоянно меняется, меняются обстоятельства и мы сами.

4. Я имею право совершать ошибки и нести за них ответственность.

Комментарий: ошибаться не стыдно, стыдно не делать выводов из своих ошибок. Сам напортачил, сам и исправлю. Зато я точно знаю, где мои слабые стороны и как их защитить.

5. Я имею право быть нелогичным в моих решениях.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека