Золотая орда смотреть онлайн. Золотая Орда и Русь в истории и по «понятиям

С учётом вышеизложенных фактов очевидно, что традиционная версия «татаро-монгольского» нашествия, ига и шире - создания империи Чингисхана, это миф. Причём этот миф очень выгоден геополитическим «партнерам» России как на Западе, так и Востоке. Он позволяет резко сузить историческое, хронологическое и территориальное пространство русской цивилизации и суперэтноса русов.

Временные рамки обычно ограничивают первыми князьями династии Рюриковичей и крещением Руси (IX-X вв.). Хотя с появлением теории государства «Украина-Русь», когда все первые века Русского государства во главе с династией Рюриковичем и все первые князья «украинизированы», русскую обрезали уже вплоть до сложения «древнерусской народности», создания Владимиро-Московской Руси. При этом русских даже лишили славянской общности - они теперь потомки «угро-финнов, тюрков, монголов с незначительной примесью славянской крови». А «украинцев» объявили «истинными» наследниками древней Киевской Руси.


Территориальные же рамки расселения суперэтноса русов ограничены районом Поднепровья, Припятскими болотами. Оттуда русские якобы расселились по остальным землям, вытеснив и ассимилировав финно-угров, балтов и тюрков. То есть всё в рамках мифа о «тюрьме народов», где русские якобы с древнейших времен покоряли и угнетали соседние племена народы.

Таким образом, суперэтнос русов был лишен многотысячелетней истории, идущий от Великой Скифии и легендарной Гипербореи. А территория расселения русов - от Европы на западе до Тихого океана на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до границ Ирана, Индии и Китая на юге, была сокращена до «Киевской Руси».

Понятно, что некоторые исследователи видели слабые места официальной версии «татаро-монгольского» нашествия. Пытаясь восстановить подлинную историю, они пошли несколькими путями. Первая попытка дать иное объяснение событий XIII столетия - это т. н. «евразийство» Г. Вернадского, Л. Гумилева и других. Историки этого направления сохраняют традиционную фактологическую основу «монгольского» нашествия, но проводят полный идеологический пересмотр, где минусы становятся плюсами.

То есть «евразийцы» не подвергали сомнению происхождение «монголов». Но, по их мнению, «татаро-монголы» в целом были дружелюбны к Руси и находились с ней в составе Золотой Орды в состоянии идиллического «симбиоза». Приводятся в целом здравые факты о положительном влияние власти Чингисхана и первых за ним правителей на огромные азиатские просторы. В частности, купцы могли спокойно преодолевать огромные расстояния, не боясь разбойников, те были уничтожены; была создана прекрасно организованная почтовая служба. Северо-Восточная Русь, при поддержке Батыя, выстояла в борьбе с западными «псами-рыцарями». Позднее Москва стала новым центром «евразийской империи», продолжив общее дело.

Евразийская версия полезна тем, что она нанесла сильный удар по «броне» классической истории написанной немцами и западниками для России. Она показала обман стереотипа о вечной вражде «леса» и «степи», несовместимости славянского мира с культурами степной Евразии. Западники же приписывали славянский мир к Европе. Мол, славяне попали под ордынское иго, и их история подверглась вредным «искажениям» со стороны «степи». Вроде «тоталитаризма и тирании» монгольских владык. Москва наследовала «азиатские» традиции и установки Орды, вместо того чтобы вернуться в «европейскую семью».

Значительную популярность приобрела версия «татаро-монгольского ига», которую предложили авторы теории радикального пересмотра истории, т. н. «новой хронологии» - А. Т. Фоменко, Г. В. Носовский и другие авторы. Надо сказать, что авторы «новой хронологии» использовали более ранние идеи русского учёного Н. А. Морозова. «Фоменковцы» пересмотрели традиционную хронологию в сторону её сокращения, и считают, что существует система исторических двойников, когда одни события повторяют в другое время и другом регионе. «Новая хронология» надела много шума в историческом и околоисторическом мире. Создан целый мир «новой хронологии». В свою очередь, ниспровергатели написали целую кучу разоблачительных работ.

По мнению Фоменко и Носовского, существовала единая Русско-Ордынская империя (Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси; Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Русь и Орда. Великая Империя средних веков):

- «Татаро-монгольское иго» было просто периодом военного управления в русском государстве. Никакие иностранцы Русь не завоевывали. Верховным правителем являлся полководец - хан-царь, а в городах сидели гражданские наместники - князья, которые собирали дань на содержание войска.

Древнерусское государство было единой евразийской империей, в составе которой было постоянное войско - Орда, состоявшее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая постоянной армии. Пресловутая дань (ордынский выход), знакомая нам по традиционному изложению истории, была просто государственным налогом внутри Руси на содержание регулярной армии - Орды. Знаменитая «дань крови», - каждый десятый человек, забираемый в Орду, - это государственный воинский набор. Вроде призыва в армию, но на всю жизнь. Позднее также забирали рекрутов - на всю жизнь. Так называемые «татарские набеги-рати» были обычными карательными экспедициями-рейдами в те русские области, где местная администрация, князья не хотели подчиняться царской воле. Не зря Александр Невский так жестко устанавливал контроль Орды в Новгородско-Псковской земле. Для него единство державы было очевидной необходимостью в условиях вторжения с Запада. Русские регулярные войска наказывали мятежников, как позже это будут делать в другие периоды истории.

- «Татаро-монгольское нашествие» - это внутренняя война русских, казаков и татар в рамках одной единой империи. Золотая Орда и Русь были частью огромной державы «Великая Тартария», которая была преимущественно заселена русскими. Большая Русь («Тартария») была расколота на два фронта, на две соперничающие династии - западную и восточную, и восточная Русская Орда и была теми «татаро-монголами», которые брали, штурмовали города Владимиро-Суздальской, Киевской и Галицкой Руси. Это событие и вошло в историю как «нашествие поганых», «татарское иго».

Русско-ордынская империя существовала с XIV века до начала XVII века, и ее эпоха закончилась великой смутой. В результате смуты, которую инициировали в Риме с помощью части русской «элиты», к власти пришла прозападная династия Романовых. Она провела «чистку» источников, вызвала раскол церкви с выхолащиванием православия, когда религия стала формальностью и одним из инструментов контроля народа. Россия при Романовых (кроме некоторых периодов, когда во главе России были императоры-патриоты) взяла курс на «восстановление» единства с Западом. Однако этот курс противоречил «русской матрице» - культурному коду русского суперэтноса. В результате отсутствие единства «элиты» с народом привело к новой смуте - катастрофе 1917 года.

Романовым, чтобы удержать и сохранить власть, а также проводить прозападный курс, нужна была новая история, идеологически оправдывающая их власть. Новая династия с точки зрения прежней русской истории была незаконной, поэтому требовалось в корне изменить освещение предшествующей русской истории. Этим и занялись немцы. Они «написали» новую историю Руси, убрав факты, которые противоречили новому порядку и обрезав русскую историю в интересах Запада и новых властей. Работали профессионалы, не меняя фактов по существу, они смогли до неузнаваемости исказить всю русскую историю. История Руси-Орды с ее сословием земледельцев и воинским сословием (ордой) была объявлена эпохой «иноземного завоевания», «татаро-монгольского ига». При этом русское войско (орда) превратилось в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны.

Этой же версии придерживается знаменитый писатель Василий Головачёв: «Вот нам всю жизнь твердили: татаро-монгольское иго, татаро-монгольское иго, подразумевая, что Русь пребывала в многосотлетнем рабстве, не имея своей культуры, своей письменности. Какая чушь! Не было никакого татаро-монгольского ига! Иго вообще с древнеславянского - «правление»! Слова «войско» и «воин» не являются исконно русскими, они церковнославянские и введены в обиход в семнадцатом веке вместо слов «орда» и «ордынец». До насильственного крещения Русь была не языческой, а ведической или, скорее, вестической, она жила согласно традициям Весты, не религии, а древнейшей системы универсального знания. Русь была Великой империей, а нам навязали взгляды немецких историков о якобы рабском прошлом России, о рабских душах ее народа… Заговор против истинной русской истории существовал и действует до сих пор , а речь идет о гнуснейшем искажении истории нашего отечества в угоду тем, кто заинтересован в сокрытии тайн восшествия на престол династии Романовых, а главное - в уничижении рода русского, якобы рода рабов, стонавших под непосильным бременем трехсотлетнего татаро-монгольского ига, не имевших своей культуры. … Была великая Русско-Ордынская империя, управляемая казачьим атаманом - батькой, - отсюда, кстати, и имя-кличка - Батый, - раскинувшаяся на территории большей, чем бывший СССР. Это ли не повод для фарисеев, живших в Америке и Европе, представить, что все было наоборот, что не они занимали главенствующее положение, а славяне?»

«Новая хронология» Фоменко и Носовского вызывает много вопросов и, видимо, ошибочна. Но главное - это то, что «фоменковцы» в своих трудах опубликовали большое количество следов присутствия русских-русов в Европе и по всей Евразии. Хотя согласно «классической» версии истории, восточные славяне (русские) повылезли из болот и лесов только где-то в период V-VI вв. (другие дают ещё более позднюю дату), их государственность создали «викинги-шведы», и русские якобы не имеют никакого отношения к «настоящей истории», которая шла в Европе и Азии.

Правда, найдя многочисленные следы пребывания русских в Европе и Азии, где их официально быть не должно, Фоменко и Носовский сделали странный вывод: русские совместно с казаками и тюрками во времена правления Ивана III завоевали Европу и долго правили ею. Европа входила в Русскую империю. Затем постепенно русских вытеснили из Европы, а их следы постарались уничтожить, чтобы не было сомнений в величии европейской цивилизации.

Здесь можно согласиться с последним выводом: Ватикан, более поздние масонские ордена и ложи действительно сделали всё, чтобы уничтожить следы славян, русов в Европе, а также написать «историю» Руси-России в своих интересах. Но это не удалось сделать полностью, т. к. русские не были кратковременными захватчиками Европы, как это кажется сторонникам «новой хронологии». Никакого завоевания Европы не было, русы были автохтонным (коренным) населением Европы, так как проживали в Европе с древнейших времен. Наши предки - венеды, венеты, вены, вандалы, вранцы-вороны, руги-рароги, пеласги, расены и т. д. жили в Европе с самых древних времен.

Это подтверждает большая часть топонимики Европы (название рек, озер, местностей, гор, городов, поселений и т. д.). Русы издревле населяли просторы Балкан, включая Грецию-Горецию и Крит-Скрытень, современной Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Дании, Северной Франции, Северной Италии, Скандинавии. Процесс их физического уничтожения, ассимиляции, христианизации, и вытеснения из Европы начался примерно в середине 1-го тыс. н. э. Именно славянорусские племена сокрушили полностью поздний прогнивший Рим («германские» племена, которые причисляют в немцам, не имеют к ним никакого отношения, к примеру, «германцы»-вандалы - это славяне-венеды). Но флаг «римской заразы» подхватил уже западно-христианский Рим и Ромейская (Византийская) империя, началась затяжная война, которая шла тысячу лет (и продолжается до настоящего времени, т. к. «русский вопрос» ещё не решён). Славянорусов уничтожали, превращали в «немцев-немых», которых бросали на братьев, ещё не забывших свой язык и род, теснили на восток. Значительная их часть была уничтожена или ассимилирована, превратившись в «немцев», включена в состав новых романских и германо-скандинавских народностей. Так, была уничтожена целая славянская цивилизация в центре Европы - Западная (Варяжская) Русь. Об этом можно почитать в работе Л. Прозорова «Варяжская Русь: Славянская Атлантида» или труде Ю. Д. Петухова «Норманны. Русы Севера».

Другим славянорусам привили вирус католицизма, славян подчинили западной матрице, сделав врагами своих братьев. В частности, таким образом, превратили в упорных врагов Руси поляков-полян. Ныне по той же схеме превращают в «укров-орков» южную и западную часть суперэтноса русов. В Белоруссии из русских делают «литвинов». В самой России русских превращают в этнографическую массу, биоматериал - «россиян».

Таким образом, позитивность «новой хронологии» в том, что она показывает отсутствие «монголов из Монголии» на просторах Руси. Доказывает тот факт, что подлинная история России во многом обрезана, искажена в угоду хозяевам Запада.

Третью версию предлагают сторонники идеи о том, что русская цивилизация и суперэтнос русов, существовали всегда, часто создавая великие (мировые державы), причём в границах Северной Евразии. Северную Евразию издревле населяли наши предки, русы, которых источники знают под разными именами - гипербореи, арии, скифы, тавроскифы, сарматы, роксоланы-россоланы, варяги-венеды, росы-русичи, «моголы» («могущественные») т. д.

Так, в работе Н. И. Васильевой, Ю. Д. Петухова «Русская Скифия» отмечается, что на территории Северной Евразии - от Тихого океана и границ Китая до Карпат и Черного моря антропологическое, культурное (духовная и материальная культура), часто политическое единство прослеживается со времён неолита и бронзового века (время протоиндоевропейцев, ариев) до средних веков.

Есть факты, говорящие о том, что наши прямые предки жили на территории современной Руси-России с самого появления человека современного типа - кроманьонца-европеоида. Так, группа ученых из России и Германии после многолетних исследований пришла к выводу, что именно русская земля была колыбелью европейской цивилизации. Результаты новейших изысканий доказали, что человек современного европеоидного типа возник к 50−40-ому тысячелетию до н.э. и изначально обитал исключительно в пределах Русской равнины, и только потом расселился по территории всей Европы.

Как сообщает британская радиокомпания ВВС, такие выводы ученые сделали исследовав человеческий скелет, обнаруженный в 1954 году под Воронежем в древнейшем захоронении Маркина гора (Костенки XIV). Выяснилось, что генетический код этого человека, погребенного около 28 тысяч лет назад, соответствует генетическому коду современных европейцев. К настоящему времени комплекс «Костёнки» под Воронежем признан мировыми археологами самым древним местом обитания человека современного типа, европеоида. Таким образом, современная территория России была колыбелью европейской цивилизации.

По мнению Ю. Д. Петухова, автора ряда фундаментальных исследований по истории русов («История русов», «Древности русов», «Дорогами Богов» и т. д.) огромные лесостепные пространства от Северного Причерноморья через Южный Урал и до Южной Сибири, современной Монголии, которые западными историками были отданы «монголо-татарам», в XII-XIV вв. фактически принадлежали т. н. «скифосибирскому миру». Европеоиды освоили огромные пространства от Карпат до Тихого океана ещё до ухода волны ариев-индоевропейцев во 2 тыс. до н. э. в Иран и Индию. Память о рослых, светловолосых и светлоглазых воинах сохранилась как в Китае, так и в соседних регионах. Военной элитой, знатью Забайкалья, Хакасии и Монголии были европеоиды-индоевропейцы. Именно отсюда возникла легенда и русобородом и голубоглазом (зеленоглазом) Чингисхане-Темучине, европейском облике Батыя и т. д. Именно эти наследники великой северной цивилизации - Скифии, и были единственной реальной военной силой, которая могла покорить Китай, Среднюю Азию (которая ранее входила в сферу их влияния), Кавказ, Русь и другие регионы. Позднее они были растворены в среде монголоидов и тюрков, дав пассионарный импульс тюркам, но сохранили о себе память, как о светловолосых и светлоглазых «гигантах» (для физически менее развитых монголоидов они были богатырями-гигантами, как русы Киева, Чернигова и Новгорода для арабских путешественников).

Сравнительно быстрая ассимиляция (в рамках исторического процесса - всего несколько столетий) русов Орды не должна удивлять. Так, северные европеоиды не раз захватывали Китай (в Поднебесной об этом вспоминать не любят), но все они растворились в массе монголоидов, своих подданных. Также после катастрофы 1917 года в Китае оказались тысячи и десятки тысяч русских. Где они? Они должны были бы составлять заметную часть современного китайского общества. Однако они были ассимилированы. Уже во втором, третьем поколении все стали «китайцами». Утрачены не только расовые, но и языковые, культурные, отличия. Только в Индии потомки ариев-индоевропейцев (наши родные братья) смогли сохранить свой облик, культурные традиции (древнерусский язык - санскрит) в огромной массе «черного» населения, благодаря жесткой кастовой системе. Поэтому современные касты кшатриев-воинов и брахманов-жрецов сильно отличаются от остальной массы индийского населения.

В Орде принципов кастового разделения не придерживались, поэтому ордынцы в Китае и других областях, которые освоили монголоиды, растворились, передав часть своих признаков и пассионарный заряд - монголоидам и тюркам.

Часть этих скифов-русов и пришла на Русь. Антропологически и генетически эти поздние скифы были такими же русами, как и русичи, проживающие в Рязани, Новгороде, Владимире или Киеве. Внешне их отличала манера одеваться - «скифосибирский звериный стиль», свой диалект русского языка, и то, что они были в массе своей язычниками. Поэтому летописцы и называли их «погаными», т. е. язычниками. Вот в чём разгадка того явления, что трёхвековое «монгольское» иго не внесло ни малейших антропологических изменений в коренное население Руси. Поэтому скифы-русы Орды (слово «орда» есть искаженное русское слово «род», «рада», в немецком языке сохранилось как «орден, орднунг») быстро нашли общий язык с большинством русских князей, роднились, братались. Сомнительно, что таким же образом русичи стали бы налаживать отношения с абсолютными чужаками-монголоидами.


Города скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.). 1 - скифы приднепровские; 2 - невры; 3 - агафирсы; 4 - андрофаги; 5 - меланхлены; 6 - гелоны; 7 - будины; 8 - сарматы; 9 - тавры; 10 - тиссагеты; 11 - иирки; 12 - скифы отколовшиеся; 13 - аргиппеи; 14 - исседоны; 15 - аримаспы; 16 - гипербореи; 17 - предки калмыков; 18 - массагеты; 19 - скифы царские; 20 - скифы енисейские; 21 - скифы индигирские; 22 - скифы заволжские; 23 - скифы волго-донские.


Скифские свастики-солнцевороты

Такая версия сразу ставит на место многие куски мозаики, которые не находят себе места в традиционной версии. Сибирские скифы-русы имели многотысячелетнюю развитую духовную и материальную культуру, производственную базу, воинские традиции (похожие на позднее казачество) и могли сформировать армию способную сокрушить Китай и дойти до Адриатического моря. Нашествие скифо-сибирских русов-язычников втянуло в свой могучий вал язычников-тюрков, язычников-половцев и алан. В дальнейшем сибирские русы создали Великую «монгольскую» империю, которая стала перерождаться и деградировать только после нарастающей исламизации, которой способствовал приток в Золотую (Белую) Орду значительного количества арабов. Исламизация стала главной предпосылкой гибели могучей империи. Она развалилась на множество обломков, среди которых начала подниматься Московская Русь, которая восстановит империю. После битвы на Куликовском поле, Москва постепенно выходит на первый план, как столица новой русской империи. Примерно за полтора столетия новый центр сможет восстановить основное ядро империи.

Таким образом, Русское государство в XVI-XIX столетиях не завоевывало чужие земли, а возвращало в свой состав территории, которые с древнейших времен входили в северную цивилизацию.

Поэтому не удивительно, что XVI-XVII вв., а иногда до XVIII века большую часть Евразии в Европе называли Великой Скифией (Сарматией) или Великой Тартарией-Татарией. Истоки того времени отождествляли древних скифов-сарматов и современных им русских-славян, считая, что вся лесостепная Евразия, как и прежде заселена одним народом. Так считали не только авторы, которые пользовались литературными источниками, но и путешественники. Римский гуманист XV столетия Юлий Лэт совершил путешествие в «Скифию», побывал в Польше, на Днепре, в устье Дона и описал быт и нравы «скифов». Путешественник рассказал о «скифских» медах и браге, о том, как «скифы» сидя за дубовыми столами, провозглашают здравицы в честь гостей, записал несколько слов (оказались славянскими). Он сообщил, что «Скифия» простирается до границ Индии, где правит «хан азиатских скифов».

Арабский (египетский) историк середины XIV столетия Аль-Омари сообщая о «землях Сибирских и Чулыманских» сообщает о сильной стуже и том, что там живут красивые, замечательно сложенные люди, отличающие белизной лица и голубыми глазами. В Китае под властью династии Юань (1260-1360-е годы) в столице большое значение имела гвардия, набранная из ясов, аланов и русских. Известны и некоторые имена «аланских» полководцев - Николай, Илие-багатур, Юваши, Арселан, Кюрджи (Георгий), Дмитрий. Славянское языческое имя носил прославленный полководец «Стоглазый» Баян. В 1330 году император Вэнь-цзун (правнук Кубилая) создал русское соединение в 10 тыс. воинов - в переводе с китайского на русский его название звучит как «Вечно верная русская гвардия». Учитывая тот факт, что к середине 14 столетия бывшая единая «монгольская» империя распалась, то трудно представить, что тысячи русских воинов взялись в Китае из Владимиро-Московской Руси. Скорее всего, они были из более близких мест. Так, жившие в XIV столетии китайцы Ван Хой и Юй Тан-Цзя писали: «Русские есть потомки древнего народа усунь». А усуни - это сибирские скифы, которых в античной Европе называли исседонами (они занимали территории Южного Урала и Сибири).

Русская историческая традиция до вмешательства извне прямо возводила происхождение русского народа к аланам-сарматам. Отождествлял сарматов-савроматов с русскими автор «Скифской истории» А. Лызлов. В «Истории» В. Н. Татищева и у М. Ломоносова сообщается, что русские произошли от сарматов-роксаланов (восточных русов), с одной стороны, и от вендов-венедов (западных славянорусов) - с другой.

Таким образом, ясно, что практически вся история Западной Европы - это миф. Победители, т. е. хозяева Запада, просто заказали историю под себя, ненужные страницы постарались подчистить или спрятать. Но нам их миф не нужен, нельзя строить свою державу на чужих сказках. Нам необходима своя, русская история, которая поможет сохранить нашу цивилизацию и русский род.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Монгольская империя . Монгольское государство получило официальное оформление на состоявшемся в 1206 г. собрании монгольской племенной знати – курултае. Его возглавил хан Темучин, провозглашенный Чингисханом. Чингисхан был наделен неограниченной властью восточного правителя. За относительно короткий срок ему удалось создать мощную империю, обладавшую многочисленным войском. Благодаря этому он смог завоевать северный Китай, Персию, Хорезмскую империю, Северный Кавказ.

Сражение на реке Калке. Первое сражение с русскими войсками состоялось на реке Калке в 1237 г. монголо-татарские полчища во главе с родственником Чингисхана, ханом Батыем, переправились через Волгу и начали свой разрушительный поход против удельных русских княжеств. Первой из русских земель удару подверглась Рязань. Владимирский и Чернигоский князья отказались совместно с рязанскими воинами защищать русскую землю. Вследствие этого Рязань пала на шестой день осады. Княжеская семья и оставшиеся в живых горожане были перебиты.

Сражение под Коломной. После взятия Рязани захватчики двинулись глубь русской земли по льду р.Оки. Крупное сражение с владимиро-суздальской ратью произошло вблизи г.Коломны, где проходила граница между двумя княжествами. Разбив русское войско, иноземские захватчики направились к Москве. После пятидневной осады Москва была взята и сожжена. Ее жителей постигла та же участь, что и побежденных жителей Рязани. Недолго оборонялись и жители Владимира. Всех их монголо-татары разбили по одиночке.

Сражение на р.Сити. 4 марта 1238 г. за Волгой на р.Сити, произошло сражение между войском Батыя и основными силами северо-восточной Руси, которые удалось собрать владимировскому князю ЮриюВсеволодовичу. Русское войско, уступавшее по численности захватчикам, было разгромлено. Монголо-татары двинулись на Новгород. Взяв штурмом Торжок, иноземцы двинулись на северо-западную часть Руси. Но весенняя распутица изменила их планы. Не дойдя до Великого Новгорода сто верст, они повернули обратно в половецкие степи. По дороге наткнулись на маленнький, но неприступный город Козельск на р. Жиздре. Семь недель жители противостояли монголо-татарарским захватчикам. После взятия Козельска рассерженный Батый приказал сжечь «злой город», а его уцелевших жителей поголовно истребить.

Осада Киева. Весной 1239 г. хан Батый устремился со своим войском на юг Руси. В этот раз его взоры устремились на Киевскую землю. Сначала Батый разгромил Черниговское княжество. Затем в 1240 г., форсировав Днепр, взял в осаду Киев. После многочисленных приступов нападавшим удалось открыть ворота в город. Столица Киевской Руси была безжалостно сожжена и разграблена победителями.

В 1241 г. разгрому подверглось Галицко-Волынское княжество. И везде захватчики, пользуясь раздробленностью, отсутствием сплоченности русских князей, добивалось победы. Поэтому в течение четырех лет (1237-1241) русские войска были поодиночке разбиты, а русские княжества были захвачены войсками Монгольской империи. Так феодальная раздробленность способствовала установлению на Руси монголо-татарского ига.

Последствия ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле». Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном счете задерживало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

После разгрома русских княжеств войсками хана Батыя руководители удельных княжеств попали в положение данников Монгольского государства.

Историки утверждают, что ордынское иго насчитывало до 13 видов разных налогов. За единицу налогообложения захватчики признавали дом, семью. Купцы платили налог с капитала или с оборота. От налогов была избавлена русская православная церковь и монастыри. Об этом свидетельствуют особые золотоордынские ярлыки, выданные митрополитам. Исправность уплаты дани контролировали ханские чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженные карательные отряды. Чтобы избежать уклонения других категорий населения от дани, баскаки трижды проводили его перепись. Тех, кто был не в состоянии платить, уводили в рабство.

Помимо дани население Руси привлекалось к целому ряду натуральных повинностей. Видное место среди них занимал «ям» - обязанность организовывать постоялые дворы с лошадьми на пути следования ханских гонцов, послов и других чиновников. Таким образом, Русь была включена в общую систему путей сообщения Монгольской империи. Постоялый двор с готовыми лошадьми на проезжих путях назывался «ямом», а его служители – ямщиками (от монгольского «ямчи»).

Действенным средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги – карательные мероприятия против непокорных князей и народных бунтов. Однако постепенно надзор за порядком на захваченных русских землях монголо-татары передали местным князьям-данникам. При возникновении распрей среди русских князей хан мог призвать их к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими». 

Ярлык на княжение . Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали так называемые ярлыки на княжение. Они представляли собой подобие русских жалованных грамот и выдавались вначале самим великим ханом в столице Монгольского государства, а затем ханом Золотой Орды. Хан обладал высшей властью на всей территории русских земель. Он не только вершил суд над русскими князьями, но и облагал их данью и налогами, обязывал выставлять воинов в его войско. Огромные богатства князей уходили на подарки хану, его родичам и послам, на подкуп ордынских чиновников-баскаков, собиравших дань с русских земель.

Русские князья были существенно ограничены в правах властью монгольского хана. Поначалу они могли иметь лишь собственную вооруженную свиту и судить своих подданных. Затем их права были несколько расширены. Хан Золотой Орды по своему усмотрению выдавал ярлык на великое княжение одному из влиятельных русских князей. Этот ярлык давал право собирать дань не только в своих владениях, но и в других княжествах. Так был частично восстановлен институт великокняжеской системы управления русскими землями.

Одним из первых ярлык на великое княжение в Киеве получил от хана новгородский князь Александр Невский . Однако своей столицей русский князь сделал не разрушенный Киев, а сначала Новгород, а позднее – Владимир, столицу Владимиро-Суздальского княжества. Оправдывая этот ярлык, национальный герой, разгромивший шведов на Чудском озере, помогал ханским баскакам обкладывать данью русское население, организовывал перепись налогоплательщиков и даже подавлял восстания соотечественников против иностранных завоевателей. 

Принцип «разделяй и властвуй» проявился в создании на территории покоренной Руси сразу четырёх великих княжеств, каждое из которых напрямую подчинялось хану, а их князья, получившие ярлыки на великое княжение, самостоятельно собирали дань для Золотой Орды. Такими княжествами, кроме Владимиро-Суздальского, были Тверское, Рязанское и Нижегородское. 

Кроме того, захватчики разделили Русь по десятичной системе на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы» - 10 тысяч наподобие военной организации Орды. Ими было строжайше установлено, чтобы по приказу хана русские земли направляли в монгольскую армию по одному рекруту от десяти мужчин, проживавших на данной территории. За уклонение населения от воинской повинности полагалось жестокое наказание. В соответствии с Великой Ясой, сводом монгольских законов и обычаев, непокорных ждала смертная казнь через повешение, разрывание лошадьми или переламывание позвоночника.

Уголовное право Золотой Орды вообще отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась не только за отказ идти в войско, но и за измену, неповиновение хану, другим феодалам и должностным лицам. Смерть настигала человека за самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание и помощь пленнику пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других, в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел. Варвары казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. 

В условиях монголо-татарского ига многие русские князья строили отношения между своими княжествами на договорной основе. Так, договорами, заключенными Владимирским, Тверским и Рязанским князьями устанавливались границы владений, порядок разрешения территориальных споров, размер торговых пошлин и т.д. Важным моментом этих договоров была попытка выработки единой политики по отношению к Золотой Орде.

Однако большинство русских князей в тот период не помышляли об избавлении от захватчиков. Видя могущество Золотой орды, они стремились избежать открытых столкновений, уберечь своих подданных от гибели или рабства. Это непротивление злу насилием привело к тому, что русские князья стали превращаться в послушных «служебников» монгольских ханов, для которых воля хана – закон.

Влияние Золотой Орды. Золотая Орда была основана ханом Батыем на Нижней Волге, недалеко от Астрахани. Она представляла собой типичное феодальное государство. Вся земля являлась собственностью хана, который мог за службу пожаловать отдельные угодья своим подданным. Раздача поместий укрепляла вассальную зависимость. Власть Верховного правителя была абсолютной, то есть никем и ничем не ограниченной. Характер государственного управления Золотой Орды не мог не повлиять на характер управления и в самих русских княжествах. Русские князья-вассалы, вынужденные беспрекословно подчиняться воле и приказам хана, уже не хотели мириться с прежней относительной вольницей старшей дружины, своих бояр и дворян. Характер их взаимоотношений постепенно претерпевал изменения и во многом стал походить на золотоордынский порядок. Бояре при обращении к своим князьям-начальникам всё чаще называли себя холопами, всячески выказывали свою покорность. Таким образом, монголо-татарское иго прервало естественный процесс развития вассалитета на Руси, когда бояре и дворяне имели определенную свободу и гарантии своих прав и привилегий.

Подобным же образом ордынское иго повлияло на урезание прав и гражданских свобод русских городов. Вечевой, демократический способ правления в городах уступал место авторитарному правлению. В условиях порабощения монголо-татарами более естественной выглядела консолидация князей и горожан, чем их конфронтация или противоборство. По мнению историков, «роль и значение князя в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей».  Затем при ускоренной централизации Русского государства государственное управление приобрело черты самодержавия и деспотизма, при которых у общества были изъяты основные гражданские права и свободы.

Влияние монголо-татарского нашествия на характер государственной власти и государственного управления России отмечали многие ученые-историки. Азиатский способ властвования и рабскую покорность российского народа они объясняли почти двухсотпятидесятилетним игом ещё с карамзинских времён. В доказательство они ссылались на монгольскую систему управления, их организацию и порядок налогообложения, перепись населения в интересах налогового администрирования, а также сходство в организации войска, ямской службы, казначейства и т.д. Причем приводились вполне убедительные свидетельства того, что русскими князьями довольно широко использовался жесткий порядок администрирования, налогообложения и военной мобилизации, установленный монголами на Руси.

Эту тему развивали и борцы с царским самодержавием. Например, В.И.Ленин не раз отмечал «бесконечные формы татарщины в русской жизни»  и призывал по капле выдавливать из себя раба.

Золотая Орда на два с половиной века изолировала Русь от стран Западной Европы, где возникали и развивались демократические традиции в государственном управлении. Пережитки вотчинной психологии, укрепившиеся в этот период в сознании великих князей под влиянием ига, сформировали стойкую привычку относиться к государству как к своей собственности, как к вотчине. А это привело к полной бесконтрольности и безответственности высшей государственной власти точно так же, как это было в Монгольской империи и в Золотой Орде. Проблема бесконтрольности и независимости власти со временем стала ключевой в России. Это касается не только абсолютной монархии, российского самодержавия, но и более позднего периода нашей истории. Проблема ельцинского окружения, так называемой «Семьи», которая, по мнению некоторых политологов, «приватизировала государственные институты», - явление того же порядка.  Оно указывает на сохранившиеся традиции всевластия в государственном управлении, отсутствии контроля со стороны гражданского общества.

Русская Орда

Можно найти множество россиян с большей или меньшей примесью татарской крови в жилах. От святого Пафнутия Боровского (1394–1477), ученика Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского, учителя и наставника Иосифа Волоцкого. Пафнутий (Парфений по рождению) родился в селе Кудинове, около города Боровска, в семье сына баскака, крестившегося татарина Мартина и его жены Фотинии.

Назовем великого историка Карамзина, потомка Кара-Мурзы, и более поздних носителей фамилии Кара-Мурза, философов Сергея Георгиевича и Алексея Владимировича Кара-Мурза, тележурналиста Владимира Алексеевича Кара-Мурзу. Это даже не родственники – однофамильцы… Много, видимо, было «кара-мурз», «черных мурз» на Руси.

Потомки татар – и носители фамилий Гайдар, Гадаров, Гайдаров, Шайдур, Шайдуров. Гайдаром по-татарски называется передовой всадник отряда, шайдуром – замыкающий.

Легко назвать татарами Михаила Илларионовича Кутузова и Бориса Петровича Шереметева… Но, во-первых, Чингизидами или потомками иных знатных татарских родов стали почти все дворянские семьи Московии.

Во-вторых, ведь вовсе не в крови тут дело.

Проблема и не в том, что русский язык заимствовал из татарского до 10 % своего словарного запаса, что одежда и утварь «отатарились» и по названиям, и по форме.

Намного серьезнее то, что в независимой Московии правили люди, нравы, образ жизни, сам способ мышления которых были сформированы Ордой. Они – слуги иноземного владыки. Теперь владыка сидит в Москве, но все равно осознает себя иноземцем. Его власть взята не от Земли, а дана извне, источник ее не отсюда.

Знать Московии служит владыке, а не Земле. Неважно, что хорошо и что плохо для народа. Важно, что велит владыка и что хорошо для владыки. Они – временщики по определению, чужаки в собственной стране.

«Собирая Русь», русские ордынцы несут это мировоззрение временщиков и нравы Орды в русские княжества Северо-Запада и Запада. Во время Ливонской войны – в Прибалтику. Уже в XVIII веке, через преемницу Московии, Российскую империю, те же нравы русские ордынцы понесут в земли Великого княжества Литовского и Русского.

Конечно, с ходом лет ордынская традиция ослабнет. После Смутного времени 1605–1613 годов, под скипетром новой династии Романовых внутренняя татарщина истончится. Сама династия, выбранная Землей, поневоле станет править, опираясь на Земские соборы, самоуправление и отечественную бюрократию. Как ни относиться к Романовым, но начинали они как намного более национальные цари, чем отатарившиеся потомки варяга Рюрика.

К началу 1680-х, в правление царя Федора Алексеевича, тихо скончается Касимовское ханство… Но как раз к тому времени поднимется новая компрадорская сила – немцы!

автора

1. Орда – это Славянская Рада, то есть совет или Казачья Орда Нельзя не отметить очевидной близости слов Орда и русско-украинского Рада, то есть Совет или ряд – порядок.Отсюда же происходит и русское слово род.Все эти слова одного корня – «род» и означают «упорядоченное

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 2. «Монголо»-Русская Орда описана в Библии и Коране как знаменитый народ Гог и Магог Как мы покажем в ХРОН6, многие части Библии были написаны в XV-XVI веках. То есть гораздо позже «монгольского» = великого завоевания. Поэтому неудивительно, что в Библии «монгольское»

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 3. Русская «Монголо-Татарская» Орда воюет с «античным» Александром Македонским 4. 3. 1. Войны с Гогом и Магогом и гигантская стена, за которой они были «заперты» Приведем интересные сведения, собранные Райтом в специальном параграфе под названием «Гог и

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси.Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно - САРАЙ БАТУ, САРАЙ БЕРКЕ и НОВЫЙ САРАЙ.О трех центрах

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. «МОНГОЛО»-РУССКАЯ ОРДА XIV–XVI ВЕКОВ ОПИСАНА В БИБЛИИ И КОРАНЕ КАК ЗНАМЕНИТЫЙ НАРОД ГОГ И МАГОГ Как мы показали в нашей книге «Библейская Русь» (см. также ее вариант «Русь-Орда на страницах библейских книг»), многие части Библии были написаны в XV–XVI веках. То есть, гораздо

Из книги Великая смута. Конец Империи автора Носовский Глеб Владимирович

3. Слово Орда означает Рада, то есть Сход, Совет Казачья Орда и Рать Нельзя не отметить очевидной близости слов ОРДА и русско-украинского РАДА, то есть СОВЕТ или РЯД, ПОРЯДОК. Кстати, слово РАДА давно и хорошо известно на Руси. Например, в эпоху «Грозного Царя» действует

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

4. Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси. Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно, - САРАЙ БАТУ, САРАЙ БЕРКЕ и НОВЫЙ САРАЙ. Как

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Великороссия = Золотая Орда, Малороссия = Синяя Орда, Белоруссия = Белая Орда А) Как мы видели, арабы, описывая Русь, много говорят о ТРЕХ ЦЕНТРАХ Руси.Б) Описывая же Монголию, те же арабы много говорят о ТРЕХ САРАЯХ, а именно: САРАЙ БАТУ, | САРАЙ БЕРКЕ и | НОВЫЙ САРАЙ.В) Как мы

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

3. Орда - это славянская рада, то есть совет, или казачья орда Нельзя не отметить очевидной близости слов ОРДА и русско-украинского РАДА, то есть СОВЕТ или РЯД = ПОРЯДОК. Отсюда же происходит и русское слово РОД. Все эти слова одного корня и означают упорядоченное общество,

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Джучи и его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингизхана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск, Акмолинск, Тургай,

Из книги Русское Средневековье автора Горский Антон Анатольевич

Глава 10 Русь и Орда (очерк 2-й): Тверь, Москва и Орда в начале XIV века Теперь обратимся к пункту второму традиционной схемы развития русско-ордынских отношений: тверские князья в начале XIV в. возглавили борьбу за свержение ига, в то время как московские в это время были

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

6.2. Русская Орда XIV–XVI веков описана в Библии и Коране как знаменитый народ Гог и Магог Согласно нашим исследованиям - см. наши книги «Математическая хронология библейских событий» и «Библейская Русь» - многие части Библии были написаны в XV–XVI веках. То есть гораздо

автора Носовский Глеб Владимирович

4.2. «Монголо»-Русская орда XIV–XVI веков описана в Библии и Коране как знаменитый народ Гог и Магог Как мы покажем в книге «Библейская Русь», многие части Библии написаны в XV–XVI веках. То есть гораздо позже «монгольского» = великого завоевания. Поэтому неудивительно, что в

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. Русская «Монголо-Татарская» орда воюет с «античным» Александром Македонским Войны с Гогом и Магогом и гигантская стена, за которой они были «заперты»Приведем интересные сведения, собранные Дж. К. Райтом в специальном параграфе под названием «Гог и Магог». Опираясь на

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Библейский Вавилон - это Белая Орда или Волжская Орда А после османского завоевания Вавилон - это, вероятно, Царь-Град Вавилон - одна из столиц Ассирии. Вавилонские цари часто являются в то же время и Ассирийскими царями. Как и наоборот. Например: «И привел Господь на

Монгольская империя - государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь ок. 38 000 000 квадратных километров). Столицей государства стал Каракорум .

Во второй половине XIII века начался распад империи на улусы , во главе которых стояли чингизиды . Крупнейшими осколками Великой Монголии стали империя Юань (1), Улус Джучи или Золотая Орда (2), государство Хулагуидов(1) и Чагатайский улус (3).

Золотая Орда.

Золотая Орда являлась феодальной монархией . Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану . Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей.

Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов - курултаи . Членами курултаев были царевичи и нойоны , занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными.

Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь (везир). В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана. Военное ведомство возглавлял беклярибек . Еще одно влиятельное должностное лицо - букаул , ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи.

В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки . Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Золотая Орда строило своё войско по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи. Высший командный состав - темники и тысячники - состоял из царевичей и знатных нойонов.

Западный поход. Русь и Золотая Орда.

В 1236-1243 годах Бату (Батый ) возглавил общемонгольский Западный поход , в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария, поволжские и северокавказские народы.

Монгольское нашествие на Русь заняло несколько лет - на Русь войска под формальным руководством Бату ходили несколько раз, при его личном участии в 1237-1238 годах на Рязань и Владимир (первый поход), в 1240 году на Киев (второй поход). Хотя монголы встретили стойкое сопротивление (например, при обороне Рязани, Москвы, Владимира, Козельска), после осады Киева и разгрома Даниила Галицкого русские княжества попали под зависимость от монголов, которым был открыт путь на запад.

В 1243 году после возвращения из похода в Центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. Оно включало земли волжских булгар, Половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии.

На Руси это государство называли Золотой Ордой . Его столицей стал город Сарай (в переводе - дворец), основанный Батыем недалеко от теперешней Астрахани. Русские люди называли жителей Золотой Орды ордынцами или татарами.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость от неё. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав. Каждому князю выдавался ярлык - особая ханская грамота на княжеские владения. Самым привлекательным был ярлык на великое владимирское княжение, так как теперь не киевский, а владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр Руси переместился из разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенёс свою резиденцию митрополит .

Повинности русского населения.

В русские города были посланы ханские наместники - баскаки , которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, исправно платило дань. Главный «великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Самой тяжёлой повинностью для всех слоёв русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси выходом или ордынской данью.

В 1252 и 1254 годах Батый послал против галицко-волынского князя Даниила Романовича огромное войско. Галицко-Волынская земля была разорена. После смерти Даниила Орда предприняла ряд нашествий в Юго-Западную Русь, которые окончательно подорвали её хозяйство, ослабили княжескую власть.

В 1257-1259 годах монгольские чиновники - численники - провели на Руси перепись населения. Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность направлять воинов в монгольские войска, принимать участие в их военных походах. Во второй половине XIII века русские полки в составе ордынского войска участвовали в сражениях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. Если же русское население выказывало неповиновение ордынскому владычеству, отказывалось выплачивать дань, то ордынские ханы отправляли на Русь свои отряды. Они жестоко расправлялись не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути.

В 1257 году в Новгородской земле начались народные волнения, продолжавшиеся около года. В 1262 году во многих городах - Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и др. - прошли народные волнения . Они были вызваны злоупотреблениями при сборе дани.

Нет более спорного исторического вопроса в наше время: а было ли иго на Руси? Кажется, что сейчас этот спор разразился еще больше. Историки евразийской мысли привели массу доказательств, где опровергается миф об угнетении русской земли татарами. Но, к сожалению, сейчас многие с порога отвергают эти доказательства и не воспринимают другую точку зрения. Вышеперечисленных историков относят к категории folk-history, то есть к лжеисторикам. Однако это не так! Поэтому я взял данную тему ради того, чтобы защитить концепцию тех историков и снова сказать современной исторической науке ответ: Нет! Ига на Руси не было. Напротив, был союз народов, сдерживавших натиск как католического Запада, так позже и Востока.
Я буду опираться на труды этих историков, и, выбирая основное, постепенно покажу читателю, что Орда принесла Руси больше пользы, чем отрицательных последствий, хотя и таковых не исключаю.
Как все уже знают, на Западе про русских говорят порой то, что нам, слышать не очень приятно. Западные историки говорят, что Русь была европейским государством, а стала азиатским, вследствие связей русов с кочевниками: печенегами, торками, половцами, булгарами…. И вот доходит очередь до монголов. Угнетатели! Пришли, установили деспотию, которая продолжалась в течение трех веков, истребили большинство великих людей, а после этого будущее государство Россия значительно отстает от цивилизационного Запада. Но вряд ли такое утверждение соответствует реальности. Приведу в пример одно государство.
Китайцы не говорят, что Китай – отсталая страна. Сейчас, КНР является одним из сильнейших государств. Не только в военном плане, но и в экономическом. Почему я затронул Китай? Дело в том, что в Китае сменилось намного больше страшных веков угнетения коренного населения, чем на Руси:
1.)Война трех царств в начале н. э.. В это время китайцы уничтожили 2/3 своего населения;
2.)Завоевание Китая чжурчженями и полное угнетение китайского населения в XII в.;
3.)Завоевание Китая монголами в XIII в.;
4.)Завоевание Китая маньчжурами в XVI в.;
5.)Завоевание Китая европейскими державами;
6.)Гражданская война…
Тем не менее, после всего этого, Китай не является отсталой страной.
А как же Испания, которую действительно угнетали мавры почти 700 лет? Сейчас испанцы тоже не считают себя отставшими.
Быть может, хватит обвинять монголов в том, что мы отстаем от Запада? Приведенные выше примеры показывают, что были народы, которые испытывали реально тяжкие угнетения. Но они развитые!
Да, конечно приятнее в своих бедах обвинить соседа, но это несправедливо. Тут всплывает сам по себе один вопрос: Если было иго со стороны монголов, то почему же не говорят о польском иге?
Монголы укрепили Русь, хотя порой и жесткими методами, но создали новую государственность, которой не было в Древней Киевской Руси. Именно после монголов, образуется Московская Русь, так называемая Московия, ставшая в будущем Россией. Эту великую страну не одолели ни французы, ни поляки, ни щведы, ни немцы, ни англичане, хотя все они воевали против России и имели значительный перевес в силах и вооружении. Разве уничтоженная, отсталая в своем развитии, угнетенная, наша страна, могла бы показать миру замечательных ученых, литераторов, художников, полководцев, какие у нас только были?! Удивительно, но такие люди, как канцлер Российской империи Александр Горчаков, полководец Михаил Кутузов, историк Николай Карамзин, писатель Федор Достоевский, представители династии Юсуповых и Урусовых – все они потомки татар, которые приняли на нашей славянской земле христианство и обрусели.
Русь, находившаяся под так называемым «игом» Золотой Орды, не стала провинцией Монгольского улуса. Одно только событие 1312 года это доказывает. Хан Узбек насильно в Орде вводит ислам. Он нарушает заповеди и Ясу Чингисхана, где сказано, что каждый в Монгольском улусе имеет право выбирать религию. Мало того, Узбек еще и физически уничтожает сверстников, религиями которых были христианство несторианского толка и тенгрианство. И вот часть этих татар бежит на Русь, где находят убежище в православных землях. Хан Узбек не стал громить русские земли несмотря на то, что там были приняты его прямые враги. Он не стал вмешиваться в дела церкви, а наоборот, прислал в 1313 году митрополиту Петру ярлык, в котором хан обязался защищать церковные земли и карать тех, кто эти принципы нарушит. Но! Обратите внимание. В современной историографии считается, что такой поступок хана не является оправданным и носит характер исключительно дипломатический, в интересах татар. По этой версии, хан заигрывал с русской православной церковью, чтобы та не смогла объединить позже русские земли против Орды. Но это не совсем так. Монголы еще в 1237 году пришли в разрозненные, обескровленные земли. До прихода кочевников, князья истребляли друг друга, как представители разных народов. Этим не ограничивались. Вырезали города, разрушали православные храмы, мучили население. Самый яркий пример – взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 году. Если он громил киевские церкви, то о какой же православной общерусской идее за независимость может идти речь? Таким образом, дорогой читатель, ты сам видишь, что в те времена (XII в. — начало XIV в.), православная церковь, если и осталась общерусским элементом, то возглавить всех русских под одним знаменем она сама не могла. И Узбек это прекрасно понимал. Поэтому версия о страхе хана перед объединением Руси в то время под властью церкви, в целом неверная.

Позднее церковь станет сильнейшим ядром в образовании русской государственности, но произойдет это только благодаря Орде, когда маленькая и молодая, энергичная Московская Русь под покровительством татар и православной церкви, начнет собирать русские земли. Церковь нужно было укреплять, а сделать это можно было исключительно силой и авторитетом хана.
Позднее во времена «Великой замятни», в Орде начнут происходить перемены. Начнутся междоусобицы, которые расколют государство на множество частей, а к власти придет ярый противник Чингисидов и Руси – Мамай. Но он уже не сможет заставить русских стать на колени, ибо те под властью Москвы дадут серьезный отпор. Только тогда русская православная церковь обрела невиданную мощь.
О взаимосвязях Руси с Золотой Ордой я продолжу позже. А сейчас хотелось бы напомнить причину войны русских с монголо — татарами.

Меч и сабля

На самом деле конфликта, произошедшего между русским князьями и монгольским ханом, действительно можно было избежать. И не нужно было монголов просить о мире и согласии, ведь они сами этого хотели и в 1223 году прислали послов на Русь, чтобы те уговорили русских князей не ввязываться в степную войну между монголами и половцами. Проблема сложилась следующая. Как известно, великий Чингисхан организовал два тумена для внезапного нападения в тыл половцам. Почему монголы воевали с половцами? Оказывается, что в 1216 году на реке Изгир, те самые половцы – кыпчаки, атаковали войска монголов, сражавшихся с ненавистными меркитами – давними врагами Чингисхана. Через 5 лет, после войн с государством Хорезмшахов и Тангутским царством, Великий хан, помня о половцах, как пособниках врагов, решил не медлить и атаковать их земли. Хан кыпчаков – Кончак, не ожидал, что монголы проведут стремительный маневр на Кавказе и ударят внезапно. Понимая, что собственная голова долго на плечах не продержится, Кончак обратился за помощью к русским князьям. Позднее к этим же князьям прибыло монгольское посольство. Послы предложили князьям, чтобы те не вмешивались в войну кочевников, ведь это их война….

На встрече в 1223 г. присутствовали князья: киевский, галицкий, черниговский. Князья, если уж и заключили сделку с половцами, то должны были выполнять свои союзнические обязательства. И они выполнили! Но в то же время забыли о чести. Они убили всех монгольских послов. А так как по законам не только самого Чингисхана, но и вообще степных народов, убийство посла – самое подлое злодеяние, то виновник должен быть казнен.

Сражение на Калке принесло победу монголам, но было незавершенное дело — месть. Подобное с дипломатами провел хорезмшах, за что его государство и было разрушено монголами в 1218 году. Причем до этого, Чингисхан и его соратники проявляли терпимость, пока хорезмийцы нападали на торговые караваны монгольских торговцев. А теперь сами выбирайте, кто бесчестен: монголы или хорезмийцы.
После Калки, в 1235 году на всемонгольском Курултае, был объявлен Великий Западный, который был направлен уже не только против половцев, но и русских. Естественно, для Руси, этот поход обернулся трагедией. Но некоторые русские князья не стали сопротивляться монголам. Возьмем такие города, как: Углич, Кострома, Тверь, Ярославль … Бояре и князья этих городов смогли договориться с монгольскими военачальниками и уцелели. Также болховские князья посчитали для себя полезным заключение союза с Батыем, так как тот защитил болховцев от Галицкого князя – сторонника немецких гвельфов.
А теперь, пожалуй, перейдем к периоду времени, когда якобы началось «татаро-монгольское иго».

Правление Орды и налоги

Правда — это то, во что люди привыкли верить.
(Индейская мудрость)

Если следовать логике военного времени Средневековья, то Батый должен был уничтожить всех представителей династии Рюриковичей, но этого не сделал. Я затронул этот вопрос потому, что при покорении Китая, монголы уничтожили всех представителей династии Сун в Южном Китае (1279 г). То же произойдет в 1258 году, уже после Батыева Западного похода. Только это произойдет в Багдаде, где монголы, ворвавшись во дворец халифа, уничтожат последнего из Аббасидской династии – аль-Мутасима. При этом, Рюриковичи еще живые и правят в своих княжествах. Похоже, что монголам не нужны были жизни Рюриковичей, следовательно, и не нужна была полная власть, как это произошло в Китае или Багдаде. Но почему монголы не остались «княжить» на русских землях? Может быть из-за природных условий, как считает Л. Н. Гумилев? В какой-то степени, да. Но есть и другая точка зрения. Для монголов их природная зона и общий дом – Великая степь, и развивать хозяйство в лесной полосе кочевники не могли. Но с другой стороны, можно использовать для этого покоренное население. Разве не так? Монголы захватили Корею, где степей практически нет! То же касается Южного Китая (Империя Сун), где ни о каких степях и речи не идет. Одни тропики. Получается, что в данном случае, природные условия, если и играли какую-то роль, то стояли на последнем плане. И все – таки, Русь единственная территория, на которой монголы не оставили своих гарнизонов и дали возможность князьям проводить свою политику. Все чего требовалось от населения, так это налога, дани. Да и дань была не такая уж серьезная. Монголы столько воевали на Руси, вроде как покоряли ее, а в качестве налога стали брать только 1/10 часть от всего или «десятину»! Что-то мало для грозного завоевателя с «раскосыми и жадными очами» . По этому поводу, писатель Константин Пензев в шутку писал: «Может, Батыю скромность помешала, что он берет всего десятину?»
Так и это еще не все. Ведь сам Батый дань не брал с Северо-Восточной Руси и Новгорода. Дань с этих земель (налог также составлял 1/10) начал собирать уже соперник хана Батыя – его брат, мусульманин Берке. И делал это не только в интересах самой Золотой Орды, но и двух князей, которые использовали татарскую силу в противовес немецким, польским и венгерским рыцарям, ведь весь католический Запад руководствовался принципом «drang nach Osten!». Хотя действует он и сейчас.
В принципе десятина со всего не так много приносила монголам. На 1/10 можно обеспечить свою немногочисленную, но профессиональную армию. Наверняка, этот же налог также использовался в качестве дара для ханской семьи и военачальников. Но этого так мало, что трудно представить, чтобы правитель Золотой Орды от этой 1/10 еще отвозил в далекую Монголию — в Каракорум. Хотя это уже нереально. Подумайте сами. Какая же тут татарская хитрость? Если иудеи в Хазарии забирали у местных жителей – хазар, все можно было отнять, то почему мы, русские, считаем, что налог татарам в 1/10 часть, отбросил Россию в развитии на 300 лет? Получается, что после 90-х годов XX века, Россия из-за приватизации и инфляции отстала от передовых стран вообще на тысячу лет. По-моему это смешно и несерьезно. А теперь извольте, дорогой читатель, предоставить Вам историю с реальной, на мой взгляд, евразийской точки зрения.

Союз, который был так нужен

Каждый слышит только то,
что понимает (И. Гёте)

С другой стороны Батый не мог постоянно держать русских князей, как врагов. Он обязан был найти общий язык, ведь в Монголии власть захватил враг Батыя – Гуюк. Он располагал большей армией, чем Батый. И вот у нашего золотоордынского хана был выбор: либо искать искренних друзей на Руси, либо ждать смертной казни от «законного хана». Вряд ли под страхом наказания, можно заставить кого-то дружить с тобой, не так ли? Поэтому пока у власти в Орде был Батый, Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович не платили ни доли налога. Правда позже, когда к власти придет мусульманин Берке, налог они все-таки платить будут, но как я уже отметил выше – 1/10 часть. Но это произойдет через 17 лет! Удивительно, но инициатором налога был сам Александр Невский, ведь уплата такой небольшой суммы приносила большую пользу – татарскую военную помощь. Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, также был заинтересован в этом.
Известно, что практически всю жизнь Ярослав воевал с соседними княжествами и стремился объединить их силой под своей властью. Участвовал в одной из самых кровопролитных битв в истории русских междоусобиц – в сражении на Липице. Но вся череда войн за объединение ни к чему хорошему не привела. И вот только «заигрывая» с татарами, авторитет Ярослава стремительно поднимается. Он становится одним из самых сильных правителей на Руси. Обеспечив мир с Ордой, он сохранил боеспособность своей дружины, которая пригодилась сыну Александру для похода на финские племена в 1257 году, и не только!
Вернемся к Каракоруму, который я затронул. Наверняка центральные монгольские власти были недовольны тем, насколько жалкой была прибыль из Золотой Орды. В 1260 году всем Монгольским улусом руководил хан Хубилай. Многих монголов не устраивало его правление, так как тот забыл о монгольских традициях, и вообще о своем народе, покровительствовал китайцам. В Китае он основал династию Юань. Таким образом, образовалась новая китайская империя, и оказалось, что Хубилай собирается устанавливать свой порядок во всей империи своего деда. Разумеется, этот порядок будет китайским.
Новый хан Золотой Орды Берке, не собирался смиряться с тем, что Хубилай распространяет свою китайскую экспансию. И поэтому поддерживал его противников.
К чему я все это привел, и какое отношение вышеперечисленное имеет к Руси? Монголы сумели сдержать китайскую экспансию, и не только при Хубилае. Если вы недооцениваете мощь Китая тех времен, то тогда посмотрите на карту владений державы Тан в IX веке. Границы ее вассальных владений доходили до Каспийского моря. Уже это показывает, что монголы были выгодны нам, как щит от коварного Востока, и закрывать на этом глаза нельзя. Причем, если посмотреть на эпоху XIV в., то можно заметить, что монголы предотвратили не только натиск Китая, но также и остановили экспансию исламского мира…. Лев Николаевич Гумилев очень интересно описывает войну Тамерлана с Тохтамышем, который хоть ипотерпел два поражения от Хромого Тимура, но смог его задержать.


Бек Ярык Оглан

Когда Тамерлан уже двинулся на Русь, то один из воевод Тохтамыша – Бек Ярык Оглан вместе с русскими воинами стоял у стен славного города Ельца, а затем пробил кольцо врага и спас часть своих и русских воинов. Даже сам Тимур был восхищен подвигом татарского героя. Но это пример подвига не только татар, но и русских. Вот ярчайший пример организованной взаимопомощи русских и татар. Вы посчитаете, что такая взаимопомощь была редкостью, что татары никогда не собирались помогать русским в сложном положении, но, забегая вперед, хотелось бы напомнить читателю о событии 1406 года, когда татарский хан Шадибек защитил Москву от литовского князя Александра Витовта. Интересно, что Витовт при одном появлении войска Шадибека, сразу же отступил. Хотя литовская армия была оснащена по лучшим стандартам военной техники того времени! В ее составе располагались рыцарские пехотинцы, польская конная шляхта, лучшие европейские пушки, а также немецкие наемные кнехты, арбалетчики, и, конечно же, тяжелые рыцари. Неужели одно это событие не дает представления о том, как важен нам был союз с Ордой?
Вообще татары многократно помогали русским князьям сдерживать и мусульман, и европейцев. Когда раскололась Орда, Московское государство стало объединять разрозненные ханства под своей властью, а не избавляться от мифического ига. Интересно, что в знаменитой «Задонщине», автор труда называл Московию «Залесской Ордой» . И не зря.
Если просмотреть историю правления Василия II Темного (1415-1462), то можно заметить, что законного царя очень часто выручал татарский царевич Касим. Да, отец царевича был врагом Москвы, но такая сложилась обстановка, что в Казани боролись две партии: сторонники Москвы и противники. Однако это еще мелочь по сравнению с тем, что Новгород и Тверь были открытыми врагами Москвы, и очень часто опирались на литовских князей и польских королей. Поэтому, я еще раз повторяю, что выглядит подобная ситуация не более, чем феодальная раздробленность близких народов, но никак не иго.
Важно отметить, что Касим, никогда не предавал слепого и слабого царя Василия, хотя случись бы поражение, и тот же Касим вместе с царем потеряли бы головы. Но они были союзниками до конца… Образовалось даже Касимовское ханство, которое мирно сосуществовало с русскими. Часть касимовцев служила в московской дворянской коннице – лучшей кавалерии тех времен. Василий Темный, униженный и закаленный характером, выдержав столько испытаний в жизни, предательств, все–таки, начал осуществлять жесткое объединение России. Нельзя забывать о славном татарском союзнике Касиме. И кто знает, как могла бы сложиться судьба Московии, если бы он не помог царю побороться за законный царский престол…. Но это уже не так важно.

Великая Тартария

В одной теме я промотал много событий, касающихся отношений Руси и Орды. Не посмею утверждать, что все правители Золотой Орды были справедливы по отношению к князьям. Но хочется отметить, что Москве татары позволили выдвинуться в претенденты на роль главенствующего княжества. Даже, когда стояла опасность гибели княжества со стороны Твери или Новгорода, москвичи с охотой платили дань. Вы наверняка с негативом отреагировали на слова «с охотой платили». Но это действительно так. Даже, когда Орда раскололась, русичи продолжали платить, получая при этом большую выгоду. Точно также бизнесмен вносит стартовый капитал, получая позже двойную прибыль. Пока московские князья, типа Даниила Александровича или Ивана Калиты платили татарам, то спокойно могли развивать торговлю в своем княжестве. Им сложно было отвлекать развитие государственной экономики на войны, ибо война, даже небольшая — это крупные расходы. И вот для этого дела неплохо сослужили татары, в частности в очередных столкновениях с Литвой.
Безусловно, были и такие моменты, когда московский князь и хан расходились в интересах, а потому происходили конфликты, такие как с Едигеем или Тохтамышем – негодяем, подпалившим Москву. Но такие конфликты выглядят не как межэтнические, а как междоусобные, и не более того.
То взаимодействие русских с татарами, ту связь, европейцы нередко называли «Великой Тартарией». Они говорили, что это страна варваров, дикарей, головорезов, чудовищ и т. п. И не думайте, что под ними подразумевались только татары. Например, в британской версии сказано, что Великая Тартария также имеет название Российской Тартарии, куда входили: Московское государство, Казанское ханство, Сибирское ханство…
Мнение европейцев, однако, имеет, и долю правды, ведь сам царь Иван IV Грозный считал себя наследником ханов Золотой Орды и считал своим долгом объединить Орду под властью Москвы. Естественно, так он и поступил.

Об исторической достоверности

Думаю, что каждый воспринимает евразийскую концепцию по-своему. Кто-то отказывается от нее, кто-то принимает. Да, это всего лишь гипотеза, но, тем не менее, она вполне реальна. Истинную историю нельзя продавать, покупать, ведь тогда она превращается в научную фантастику.
Наверняка, читатель посчитает, что это правильно. Но в то же время скажет, что точка зрения евразийских историков противоречит реальной. Значит, она переписана, и поэтому приобретает статус научной фантастики. Однако есть некоторые проблемы, которые возникают перед читателем. У него не будет оснований верить древним летописям, хотя программа доверия уже заложена. И, несмотря на это, в летописях нет того слова, имеющего значение «угнетать», то есть «иго», о котором и идет речь. Слово иго, появляется только на промежутке XVI-XVII вв. Но это только слово, и не более того.
Затрагивая вопрос монголо – татарского ига, большинство евразийцев, полагается, в основном на логику, а не на доверие тех или иных авторов прошлого. Их метод в целом верен. Но проблема доверия современного общества остается важной. Далеко не все понимают, что историки евразийского течения не искажали историю, а возвращали ей настоящий вид, и за это поплатились резкой критикой публики и западных историков. Что ж, это их мнение, их мировосприятие, их чувство исторического процесса. И Вы, читатель вправе воспринимать евразийскую историю по-своему. Ведь история – наука, в которой всегда разгораются споры, а решаются они не годами, а веками.

Список литературы

1.Л. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь
2.Л. Гумилев. Черная легенда
3.Л. Гумилев. В поисках вымышленного царства
4.К. Пензев. Русский царь Батый
5.Н. Трубецкой. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока
6.Н. Трубецкой. Русская проблема
7.Э. Хара-Даван. Чингисхан и его наследие
8.Г. Еникеев. Корона ордынской империи

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека