Зачем нужны прививки? Нужны ли прививки.

Сегодня каждая молодая или будущая мама задается вопросом: “Нужно ли делать прививки ребенку или лучше от них отказаться?” Интернет переполнен информацией по этому вопросу, причем ответы на него резко противоположные. Как же разобраться, кто прав?

Одни выступают за обязательное прививание всех детей, другие – против всех вакцин и вмешательств в развитие собственного иммунитета ребенка. Выступающие «против» приводят страшные примеры осложнений, наступивших после прививок. Те кто «за» пугают ужасными случаями заболеваний непривитых малышей.

Раньше профилактические прививки в детском возрасте были обязательными, и никто не задумывался, стоит их делать или нет. Все были уверены в их необходимости и в том, что они защитят ребенка от тяжелых и серьезных болезней. Сегодня такой выбор есть, но прежде, чем слепо верить врачам, твердящим о необходимости вакцинации, или подруге/соседке, у которой дочка подруги троюродной сестры якобы получила какие-то осложнения после прививки, нужно беспристрастно разобраться во всех «за» и «против».

Прежде, чем решать, делать прививки ребенку или отказаться от них, нужно разобраться, а что же такое «иммунитет» и как он работает?

Иммунитет – это защитная функция организма, позволяющая избавляться от всех чужеродных микробов и вирусов, поступающих извне.

Иммунитет бывает врожденным и адаптивным. Врожденный передается по наследству от родителей и формируется еще в утробе матери. Он обеспечивает невосприимчивость организма к определенным вирусам. Именно поэтому некоторые люди, например, никогда не болели ветрянкой, даже после контакта с больными. При этом стойкость к вирусам может быть абсолютной или относительной. В первом случае человек не может заразиться ни при каких условиях, а во втором заражение может наступить, если организм ослаблен.

Адаптивный иммунитет не передается по наследству, а формируется в течение всей жизни. Иммунная система учиться защищать организм от тех или иных вирусов.

После того, как вирус попадает в организм, он распознается иммунным механизмом, определяются его слабые места, и начинается выработка антител. Они быстро размножаются и побеждают вирус. Несколько таких антител остаются в организме до конца жизни. Это так называемые «клетки памяти». Если этот вирус опять попадет в организм, антитела начнут мгновенно размножаться и уничтожат вирус. Человек не заболевает повторно. Однако, если организм ослаблен, то возможность заболеть есть, но в легкой форме.

Одним из главных аргументов противников прививок является высказывание, что у ребенка от рождения есть иммунитет, а химическое вмешательство (вакцинация) разрушает его. Они отчасти правы, врожденный иммунитет действительно есть. Однако вакцинация как раз таки направлена на формирование адаптивного иммунитета, и никак не влияет на врожденный. Разобравшись в принципе работы иммунной системы, можно смело этот аргумент вычеркивать.

Как работают прививки?

Прививки бывают живыми и инактивированными. В первом случае в организм вводится ослабленный живой вирус. Их вводят подкожно или в виде капель перорально или интраназально. Примером таких прививок являются: БЦЖ, от ветряной и натуральной оспы, кори, краснухи, свинки. При инактивированной прививке в организм вводят уже разрушенные вирусы.

Попадая в организм, ослабленный или разрушенный вирус сразу же определяется иммунной системой, и начинается производство антител. В результате формируются клетки памяти, которые в будущем и не позволяют нам заболеть.

Осложнения после прививок

К сожалению, осложнения после прививок возможны, поэтому рекомендуется к вакцинации готовиться особенно тщательно.

После введения инактивированных вакцин осложнения практически невозможны, так как вирус уже разрушен и не может вызвать заболеваний.

В случае с живыми вакцинами нужно быть очень внимательными. Суть в том, что после ее введения ребенок переносит заболевание только в очень легкой форме. Это позволяет в будущем избежать тяжелого протекания заболеваний, которые могут привести к страшным последствиям. Например, переболев свинкой, мальчики не редко становятся бесплодными. Но не нужно этого пугаться и тут же бежать делать прививку.

Важно как следует подготовиться. Если ребенок только что перенес ОРВИ или какие-то желудочно-кишечные заболевания, то ни в коем случае нельзя делать живую вакцинацию. Необходимо перенести прививку до полного выздоровления и восстановления.

Если были какие-то проблемы во время родов, и ребенок родился слабым, то от живых вакцин лучше вообще отказаться. Можно их заменить на инактивированные. Здоровым детям можно спокойно ставить живые прививки, так как они в несколько раз эффективнее защищают организм.

Календарь прививок для детей до 1 года

Возраст Прививка
1-е сутки Гепатит В — 1я вакцинация
1-я неделя БЦЖ (от туберкулеза)
1-й месяц Гепатита В — 2я прививка (ревакцинация)
2 месяца Гепатита В (для детей группы риска) — 3я прививка (ревакцинация)
3 месяца

АКДС (дифтерия, столбняк и коклюш) — 1я вакцинация

Полиомиелита — 1я вакцинация

Пневмококк — 1я вакцинация

4 месяца

АКДС (дифтерия, столбняк, коклюш) -2я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 2я прививка (ревакцинация)

Пневмококк — 2я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 1я вакцинация

6 месяцев

АКДС — 3я прививка (ревакцинация)

Полиомиелит — 3я прививка (ревакцинация)

Гепатит В — 3я прививка (ревакцинация)

Гемофилия (для детей группы риска) — 2я прививка (ревакцинация)

12 месяцев Вакцинация от краснухи, кори, свинки

Нужно ли четко следовать календарю прививок?

Люди, выступающие за обязательные прививки, и некоторые врачи говорят о необходимости строго соблюдать календарь прививок. Слепо руководствоваться расписанием не стоит.

Все прививки можно вводить только абсолютно здоровым детям. После простуд или других заболеваний должно пройти достаточно времени, чтобы организм полностью оправился. Если ваш педиатр настаивает на прививке сразу после болезни, вы в праве отказаться или перенести ее. Обязательно посоветуйтесь с другим врачом, если не уверены, что прививку стоит делать именно сейчас.

Касательно ревакцинаций дела обстоят совсем по-другому. Здесь очень важно соблюдать четко обозначенное время между повторными прививками. В противном случае, прививка может оказаться вообще бесполезной.

Если ребенок заболел, и подошло время ревакцинации, посоветуйтесь с несколькими специалистами. В каждом конкретном случае есть наиболее правильный и безопасный способ ввести вакцину повторно с сохранением максимальной ее эффективности. Однако, посоветовать это вам может только врач. Не принимайте скоропалительных решений, ведь на кону здоровье вашего малыша.

Зачем нужно делать прививки?

Многие противники обязательной вакцинации детей говорят, что лучше переболеть многими инфекциями именно в детском возрасте (краснуха, ветряная оспа, корь), когда они переносятся значительно легче.

Да, действительно, такие болезни намного легче переносятся в детстве, формы заболевания взрослых более тяжелые. Но, представьте себе ситуацию: вы не привили ребенка от краснухи, и он заболел как раз тогда, когда вы ждете второго ребенка. Что тогда? Для беременных женщин краснуха грозит выкидышем или серьезными нарушениями развития плода.

Вот и ответ, что такие прививки делают детям в основном затем, чтобы обезопасить взрослых.

Прививки против коклюша, столбняка, полиомиелита, туберкулеза защищают детей от опасных и тяжелых инфекций, от которых не существует профилактических препаратов. И вакцинация – единственное средство защитить малыша.

Стоит также отметить, что прививки не дают 100% гарантию того, что ребенок не заболеет никогда, но она гарантированно позволит перенести заболевание в легкой форме. Кроме того, активная защита организма после некоторых прививок, например, от коклюша, с возрастом снижается. Однако коклюшем опасно болеть именно в возрасте до 4 лет, когда болезнь может грозить малышу пневмонией и разрывом кровеносных сосудов. Для защиты от таких ужасных последствий и вводится вакцина.

Еще один важный аргумент ярых противников вакцинации: «После прививки от гриппа всегда заболеваешь, поэтому прививки только во вред». К сожалению, во многих учебных и государственных заведениях, вакцинация против гриппа проводится уже в разгар эпидемии. В это время делать прививки, конечно же, не стоит. Для выработки антител и борьбой с введенным с вакциной вирусом организму требуется время (около 3-4 недель). Имеет смысл делать такие прививки в начале сентября, а не в октябре, когда вокруг уже все болеют.

Видео доктора Комаровского: Мифы о вакцинации

Подведем итоги

Безусловно, прививки защищают наших детей и нас от тяжелых и серьезных заболеваний, а также возможных осложнений после перенесенной болезни. Тем не менее, не стоит бездумно следовать календарю прививок. Важно ставить вакцину только здоровому ребенку. Если ребенок родился слабым или имеет какие-то врожденные проблемы со здоровьем, проконсультируйтесь по поводу прививок у нескольких специалистов. От введения живых вакцин в этом случае лучше отказаться.

Ответить на вопрос, нужно ли делать обязательные прививки ребенку или стоит отказаться от вакцинации, должна каждая молодая мама. Подойдите к этому вопросу со всей ответственностью, так как именно от вашего решения зависит здоровье и будущее малыша.

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Пожалуй, в нашей стране невозможно найти человека, который не делал хотя бы одной прививки в своей жизни. В современном обществе вакцинопрофилактика - общепринята, а прививки детям - обязательны. Но когда на свет появляется свое собственное чадо, родители начинают задумываться всерьез, делать или нет прививки ребенку, нужны ли прививки новорожденным в роддоме, способна ли вакцинопрофилактика в действительности защитить ребенка от страшных болезней, или она больше навредит малышу? Однако прежде чем, найти верный ответ, нужно взвесить все аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ».

. ПРИВИВКИ: ЗА И ПРОТИВ

В попытках найти истину в вопросе «прививки детям, за и против», родители сталкиваются с диаметрально противоположными мнениями специалистов данной области медицины. Одни специалисты, аргументируя свое мнение, по поводу обязательны ли прививки, настаивают, что делать их необходимо и обязательно, другие - приводят весомые аргументы против вакцинации, настаивая на чудовищной вредности вакцинопрофилактики.

На мой взгляд, правда, как всегда где-то посредине, и решать, обязательны ли прививки для вашего малыша, вам, дорогие родители, доведется самим. Именно на вас возложена главная ответственность за здоровье вашего ребеночка, а не на «тетеньке в белом халате», которая зазывает на прививку или «соседке», которая страстно отговаривает от нее. Родители, а не заведующая детским садом должны решать, делать или нет прививки ребенку. Впрочем, здесь как раз таки и главная сложность - сегодня большинство детсадов практикуют отказы при приеме деток в учреждение, не имеющих соответствующих возрасту прививок, невзирая на то, что законных оснований на это не имеют. Ставя родителей перед выбором, либо сделать прививки, либо заниматься воспитанием ребенка в домашних условиях.

Чтобы вы не решили, сначала вам полезно узнать аргументы против вакцинации и доводы в пользу прививок, оценить прививки за и против. Не торопитесь с выводами, пусть ваш выбор будет взвешенным.

. НУЖНЫ ЛИ ПРИВИВКИ ДЕТЯМ: АРГУМЕНТЫ «ЗА ВАКЦИНАЦИЮ»

Даже сегодня мы, к сожалению, не застрахованы от вспышек эпидемии. Что же касается недавнего прошлого, то буквально лет 10-20 назад, ни кому бы и мысль в голову не пришла, отказаться от вакцинопрофилактики, поскольку прививка защищала человека от реально опасных болезней и вирусов, а риск неизлечимо и смертельно заболеть был достаточно велик. И большинство людей, размышляющих на тему прививки детям, буквально мечтали о времени, когда медики создадут существующие сегодня вакцины.

На данный момент, таких серьезных эпидемий уже не происходит, и стоит отметить, что отчасти именно благодаря прививкам. Мы настолько привыкли к мысли «защищенности» от них, что можем себе позволить пренебрегать прививками. Тем не менее, никуда опасные вирусы не исчезли, мало того стали «сильнее и изощреннее». Они могут находиться совсем рядом: например, недавно ваш коллега посетил Индию, прохожий «подхватил» страшную болезнь в Африке, а пассажир троллейбуса - разносчик туберкулеза, вернувшийся недавно из «мест не столь отдаленных» ... Да, что фантазировать, достаточно вспомнить эти «потрясающие» песочницы на детских площадках - рассадник заразы, где регулярно «отмечаются» бездомные кошечки и собачки, где играют наши детки, а некоторые даже норовят попробовать песочек на вкус….

Если вы все еще размышляете, обязательны ли прививки, то самое время ознакомиться с тем, от чего они защищают и чем могут помочь в подобных случаях.

. В чем смысл вакцинации? Зачем нужны прививки новорожденным?

Сделанная малышу прививка не способна защитить на все 100% от инфекционных заболеваний, но вместе с тем, она способна значительно снижать заболеваемость у детей до года. Не стоит недооценивать тот факт, что чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система. К тому же, если кроха заболеет, сделанная ранее прививка, позволит перенести болезнь в более легкой форме, исключая или минимизируя осложнения и тяжелые последствия. Что же касается масштабной вакцинации (близко 92% населения страны), то с ее помощью можно избежать глобальных эпидемий на национальном уровне.

. ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕТ ПРИВИВКИ РЕБЕНКУ: АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ВАКЦИНАЦИИ

Хорошенько покопавшись в интернет-ресурсах, можно найти грамотные, логичные аргументы против вакцинации. В качестве такого примера можно привести доводы «оппозиционера» тотальной вакцинации, доктора Котока. Он ярый противник массовой вакцинации, и приводит аргументы, основанные на информации, предоставленной в научной литературе. На его взгляд, прививки детям не нужны, а тем более новорожденным, свою позицию он пояснят так:

1. Прививки детям содержат слишком большую опасность осложнений.

2. В нашей стране, новорожденным делают чересчур много прививок.

3. Современные вакцины, используемые для прививок, не оправдывают возложенных на них надежд по защите здоровья.

4. В действительности опасность тех заболеваний, вакцины от которых делают детям, чрезмерно преувеличенна.

А подтверждают эту позицию следующие аргументы против вакцинации:

1. Вакцина АКДС (от коклюша, столбняка, дифтерии). Ее анатоксины сортированы на гидроксиде алюминия. Вакцина содержит формальдегид. Для сознания практически всех вакцин, кроме Тетракока, применяют консервант мертиолят, - проще говоря, органическую соль ртути. Все без исключения перечисленные вещества, очень токсичны сами по себе, а для новорожденных - вдвойне. К тому же доза дифтерийного анатоксина, содержащаяся в вакцине, вводимой детям, не стандартна (ее просто невозможно стандартизировать), то есть она разная даже в одной и той же серии препарата, одного и того же производителя. Такой разнобой довольно опасен.

2. В соответствии с календарем прививок в РФ, ребенок в течение полутора лет своей жизни должен получить 9 разных прививок. Самая первая ставится вообще почти сразу после появления младенца на свет (в течение первых 12 часов жизни). Получается, что ребенок первые 18 месяцев собственной жизни должен быть на «поствакциональном периоде». То есть не вполне здоровым, причем совершенно умышленно, да к тому же на законных основаниях! Кроме того любая прививка угнетает детскую иммунную систему на несколько ближайших месяцев, а конкретнее - 4-6 месяцев.

3. Случай 1990 года оказался показательным, но так и не смог заставить здравоохранительных чиновников сделать соответствующие выводы. В России случилась массовая дифтерия, заболело которой 80% людей, привитых ранее и не однократно, что не помешало им заболеть. У большого процента взрослых и детей, получающих прививки от дифтерии, иммунитет не вырабатывается в принципе - это факт. При этом рассчитать или предугадать оправданность прививания не представляется возможным. Также существуют данные 1994 года, свидетельствующие, что год спустя после вакцинации, «незащищенными» оказались порядка 20,1% людей, спустя два года - порог возрос уже до 35,5% людей, а три года спустя - «незащищенными» оказались 80,1% привитых. Данная статистика, пусть косвенно, однако, свидетельствует, что, даже перенеся дифтерию - невозможно гарантировать пожизненного иммунитета от болезни. А тем более не способна гарантировать подобного прививка.

4. Болезнь гепатит-В - вирусная инфекция, которая поражает печень и передается с кровью и прочими жидкостями в организме. Гепатит-В не передается через грязные руки или с молоком матери. Как правило, это болезнь наркоманов, проституток, либо пациентов, перенесших переливание крови. Проводились официальные исследования, показавшие, что среди новорожденных от 402 женщин-носителей данного вируса, только 15 малышей инфицировались. Факторами риска в этих случаях, выступали преждевременные роды. Что касается самого заболевания гепатитом-В, то единожды перенесенное, оно дает либо стойкий иммунитет, либо вообще пожизненный. Полностью и без каких-либо последствий от данной болезни вылечиваются 80% взрослых, а данный процент у детей еще выше.

Сегодня большая часть независимых экспертов советуют родителям, прежде всего, ознакомиться с вакцинами, последствиями и рисками, связанными с их применением. И только после этого решать - надо ли делать прививки детям, нужны ли прививки новорожденным. Ну и, безусловно, нельзя забывать об элементарной гигиене, и питании новорожденных - это лучше любой вакцины поможет ребенку сохранить здоровье и выработать более стойкий иммунитет к современным болезням!

Яна Лагидна, специально для сайт

Еще немного о том, нужны ли прививки детям:

Страх перед прививками сегодня сродни средневековому мракобесию. Распространяется он очень активно, основным источником становятся социальные сети и личное общение «заботливых мамочек». К сожалению, основная их часть о медицине знает только понаслышке или исходит из собственного опыта общения с местечковыми горе-врачами.

Да, прививки могут приносить определённые осложнения. Прежде всего, это аллергия на белки, на которых основано множество прививок. Когда иммунитет ребёнка ослаблен болезнью, возможно и проявление того заболевания, от которого малыш был привит. Однако даже в этом худшем случае болезнь будет иметь много меньшую силу, чем возможно, а значит, и меньшие последствия. С аллергией ещё проще: пробы у аллерголога позволят правильно подобрать вакцину и сопутствующую терапию.

El Alvi/Flickr

Хотя родителей обычно беспокоят не эти проблемы… Почему-то основное заблуждение связано с возможностью развития аутизма у детей, получивших вакцину. Однако в 2005 году исследовательская группа из США проанализировала данные о почти 100 тысячах детей и не нашла связи между вакцинациями от кори, краснухи и свинки и развитием аутических расстройств.

В статье, опубликованной в журнале The Journal of the American Medical Associations, были представлены результаты медицинского исследования детей разных возрастов, привитых тривакциной MMR от кори, краснухи и свинки. Дети были разделены на три группы: здоровые, ребята с расстройствами аутического характера и дети, имеющие брата или сестру с диагностированным аутизмом.

Проанализировав данные, учёные не нашли связи между вакцинацией и развитием расстройств аутического характера. Ни у здоровых детей, ни у детей из группы риска. То же показали и другие исследования.

Намного опаснее ребёнка не прививать. В последнее время из-за ухудшения качества медицинской помощи в странах СНГ участились вспышки смертельных заболеваний. Периодически случаются и локальные эпидемии. Корь, свинка и скарлатина стали повседневными. В некоторых странах до сих пор есть побеждённый практически во всём мире полиомиелит. А туберкулёз повсеместен даже в России, к тому же участились случаи запоздалой изоляции людей с открытой формой заболевания. Все эти болезни являются смертельно опасными для детей. Туберкулёз и полиомиелит оставляют ужасные следы: ребёнок становится инвалидом.

Стоит помнить и про, пожалуй, самое страшное заболевание - столбняк. Прививку от него делают буквально в первые дни жизни. И неспроста.

Возбудитель столбняка сродни газовой гангрене, способен жить в безвоздушном пространстве. А тонкая детская кожа и повсеместное распространение микроорганизмов, вызывающих столбняк, могут привести к смерти даже от небольшого ушиба, царапины, синяка, защемления.

Делать прививку в этот момент будет уже поздно - болезнь развивается очень быстро и не поддаётся лечению.

Конечно, решать, рисковать или нет, делать прививки или нет, может только родитель. Но если вы не сделали ребёнку прививку, не забудьте изолировать его от других детей. Ведь они могут являться переносчиками, поскольку обладают иммунитетом к смертельным заболеваниям.

А ещё лучше - увезите своих непривитых детей туда, где контакты с людьми исключены. Не повышайте эпидемиологический уровень. Не становитесь причиной массового заражения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека