Является ли курение грехом в православии. Курение грех или нет? Как церковь относится к вредной привычке? Отцы Церкви и подвижники благочестия о курении

Борис, Курение — это есть грех так как это:
1. Медленное самоубийство, отравление.
2. Курение вызывает привыкание. Если поддашься зависимости, то за минуту сделаешь хоть 10 грехов.
3. Это легализованный наркотик. Все признаки для наркотика соответствуют.
Итак, мы выяснили, что у смиренный курильщик не имеет веры, поскольку он не может бороться со грехом, а именно:
*"Я - Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня."
<Курильщик!> Твой бог - сигареты, а не Троица. Они тебе повелевают, а ты им подчиняешься.
*"Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Он накажет того, кто произносит Имя Его напрасно."
<Курильщик!> Как ты можешь оправдывать себя, отрицая курение? После смерти не ьудет ни зависимости, ни мозга, который тебя оправдывает, а останется лишь твоя вина, и вера с душой не унаследована.
*"Помни о дне субботнем, чтобы освя.
едложил?
*"Не перелюбодействуй."
<Курильщик!> Разве в святости ли ты, поклоняясь своему богу?
*"Не лжесвидетельствуй."
<Курильщик!> Не стараешься ли ты истолковать Слово Божье так, чтобы тебе было выгодно? А Христос говорил "Кто будет хулить Духа Святого, тому нет прощения ни в этом, ни в следующем веке." Покайся, пока не поздно!
*"Не укради."
<Курильщик!> Было дело, когда я сидел в метро и увидел, что пожобвный тебе потерял своё божество. Одну сигаретку одна девушка взяла перед выходом из вагона, а иной мужик взял себе. Все на него, в том числе и я смотрели. Не присоединишься к нахальным?
*"Не пожелай дома ближнего твоего"
<Грешник!> А ты хотел и хочешь? И твои мысли направлены против всех заповедей?
*"Не пожелай жены ближнего твоего, …, ничего из того, что есть у него."
<Курильщик!> Ты посягаешь на убийство себя же, на непочтение, клевету, и вороство?
<Курильщик!>* Считаешь ли ты, что ты обретёшь мир после кончины?


vk.com

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые – в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Наиболее распространенные телесные страсти: «чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти… » (Добротолюбие. Т. 2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 371). Курение относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни — соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни. Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю.
ка человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие. Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф. 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин) .

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.


Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех.

otvet.mail.ru

Генри Форд: «Сегодняшнему миру нужны мужчины. Не такие, чей ум и воля были ослаблены или разрушены жаждой алкоголя или табака, но, наоборот, мужчины, чья ментальность не была испорчена привычками, которые зачастую бывают неконтролируемыми ».

«Курение убивает!» – строго предупреждают надписи на сигаретных пачках. Антитабачная кампания длится многие годы, и уже, наверное, каждому с детства известно, что «курение опасно для вашего здоровья», а теперь еще и что «курение – причина хронических болезней», а также, что «курение может вызвать бесплодие». И, тем не менее, народ этими пугающими надписями на пачках сигарет как-то не особо впечатляется. Мой знакомый даже собрал коллекцию наиболее страшных антитабачных надписей (что совсем не помешало ему продолжать курить).

Итак, сегодня речь пойдет о курении – самой распространенной вредной привычке на планете – и о том, почему любому человеку, тем более христианину, лучше держаться от этого в стороне.

КУРЕНИЕ ГРЕХ?


Наиболее «продвинутые» заявляют: в Библии не сказано, что курение – это грех, так что курить якобы можно без зазрения совести. Так ведь в Библии не говорится и о том, что употреблять героин – грех, однако, наркомания и христианство – понятия несовместимые, никто не спорит! Курение, как и наркомания, прямо не упоминаются в Библии по той простой причине, что в библейские времена эти вредные «увлечения» еще не существовали! Например, табак был открыт 12 октября 1492 года экспедицией Христофора Колумба. Когда его экспедиция пристала к одному из островов, то участники экспедиции были поражены, поскольку увидели, как островитяне выпускают дым из носа и рта. Островитяне тогда отмечали свой священный праздник, на котором курили особую траву, называющуюся «табако». Отсюда и пошло нынешнее название табака. А вот и наш первый аргумент в пользу того, что курение является грехом:

  1. Традиция курения берет начало из языческих обрядов
    Индейцы на острове, который посетил Колумб, курили до полного умопомрачения. В таком состоянии они входили в транс и начинали общаться с демонами, а потом передавали всем, что им сказал «Великий Дух». Так что курение табака являлось неотъемлемой составляющей ритуалов поклонения бесам. Колумб забрал «табако» с собой, и очень быстро табакокурение вошло в моду.
  2. В разные исторические периоды понимали, что курение – привычка пагубная
    Чтобы побороть курение, применялись даже крайние меры.
    пример, в Швейцарии в 1661 году торговлю табаком считали поступком, равносильным убийству. А в 1625 году в Турции курильщиков казнили, а отрубленные головы с трубками во рту выставляли напоказ. В Персии в наказание за курение отрезали губы и носы, а торговцев табаком сжигали вместе с их товаром. В России царь Михаил в 1634 году приказал «казнить смертию курильщиков», а царь Алексей в 1649 году повелевал курильщикам «пороти ноздри и носы резати», а после «ссылати в дальние города».

И только с приходом к власти Петра I, который сам курил и другим велел, курение в России стало повсеместным.

  1. 3. Курение наносит вред здоровью
    Согласно классификации болезней 1999 года, табачная зависимость официально названа недугом. В сигаретном дыме содержится более четырех тысяч химикатов, многие из них высокотоксичные, вызывающие рак. Когда дым достигает легких, он оседает там в виде смол. В результате всего этого начинаются изменения внутренних органов. Сначала страдают органы дыхания, потому что они первыми вступают в контакт с продуктами курения, потом удар принимает сердечно-сосудистая система и желудочно-кишечный тракт.

Всего лишь одна сигарета приводит к значительному повышению давления, то есть сердце начинает работать активнее, в результате этого курильщики со стажем приобретают так называемое «табачное сердце». Новое сердце не купишь, так почему бы не относиться бережно к тому, которое у вас есть?


Курение увеличивает вероятность инфаркта. У женщин возникают проблемы с деторождением, у мужчин – импотенция. В среднем продолжительность жизни курильщика сокращается на десять лет. К тому же «бонусом» ко всему вышеперечисленному вы получаете желтые зубы, неприятный запах изо рта и от волос.

Курение разрушает здоровье, а значит, человек курящий нарушает повеление Божье: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16,17). Курение – медленное самоубийство, а самоубийство в Библии называется страшным грехом.

  1. Вред для здоровья окружающих
    Но вред вы наносите не только себе, но и окружающим. А поскольку самые дорогие люди – дети, супруг, близкие родственники – окружают вас чаще других, то вредите вы особенно сильно именно им. Насколько вредно пассивное курение, могут проиллюстрировать следующие данные: в США в середине 1990-х годов погибало от пассивного курения по три тысячи человек в год…
    Так что нет ничего удивительного в том, что во многих странах курение в общественных местах запрещено законом. Если вы решили поскорей отправиться на тот свет, то не «уводите» хотя бы за собой других. Писание говорит: «Возлюби ближнего своего», – а это значит, что не стоит делать того, что наносит ближним вред – не стоит подвергать их вредоносному воздействию табачного дыма.

  2. На вашем здоровье кто-то просто делает деньги!
    Всемирная организация здравоохранения утверждает, что курение – это заразная болезнь, передающаяся через рекламу. Табачные компании ежегодно тратят невероятные суммы на спонсорскую поддержку спортивных соревнований. Реклама и продажа сигарет во время этих соревнований вовлекает в курение молодежь.
  3. Сигарета берет вас в рабство
    Многие хотели бы бросить курить. По данным исследователей, расстаться с этой привычкой желают 99% курящих среди тех, кому больше 30 лет. Но, увы, сделать это непросто: сигареты берут в плен.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о курильщиках следующее: «Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «за человечество бороться иду». Ну, куда такой пойдет, и на что он способен?»
Всякая зависимость является грехом, потому что она контролирует жизнь человека, порабощает его. А Библия в Первом послании Коринфянам говорит следующее: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12).

  1. Курение крадет благосостояние
    Во многих семьях не всегда находятся деньги детям на какие-нибудь развивающие игры или курсы, но на сигареты почему-то деньги есть всегда. Еще бы, как говорил знакомый курильщик: «Если не покурю долго – уши пухнут». Но вы даже не представляете, что привычка курить крадет у вас… миллионы!

Давайте подсчитаем. Пачка более-менее качественных сигарет в России стоит 75 рублей. Курильщику со стажем нужно в день две пачки таких сигарет. Итого 150 рублей в день уходит «в дым». В неделю это 1050 рублей, в месяц – 4500. Но если эти 4500 рублей каждый месяц откладывать на банковский счет под 10% годовых, то через год у вас уже будет 56 000, через два – 119 000, через пять лет – 348 000 руб, через десять лет – почти 1 млн, через пятнадцать лет – почти 2 млн. руб, через сорок лет – 28 млн. руб. Поскольку курить многие начинают со школьных лет, то нетрудно представить, какие деньги человек тратит на сигареты, убивающие его здоровье. А если действительно сохранять «сигаретные» деньги? Ведь тогда вы на пенсию можете выйти миллионером и не переживать о том, как жить, когда пришла старость, да еще и другим помогать! Но всего этого не будет, потому что каждый день вы вкладываете заработанные деньги не в созидание, а в разрушение собственного организма.

Так что курение – грех, который делает вас бедным!


По материалам memo.im

2016, 316NEWS. Все права защищены.

316news.org

Да, грустно.

Медитация на сигарету http://www.pravmir.ru/mysli-o-kurenii-i-kuryashhix/ :

О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы – нравственный. Является ли курение грехом – ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС

Курение – грех или все-таки нет?

Это вопрос казуистики. Грех - с какой точки зрения? Ведь грехов гораздо больше, чем названо в Библии, и такого свода грехов, который был бы принят всей Православной Церковью, тоже нет. Так что, если мы поставим перед собой задачу найти лазейку в тексте, в формальных правилах, то легко докажем, что курение - не грех. Не запрещено - значит разрешено. Но дело в том, что духовная позиция не опирается на пункты канонических правил. Подлинное православие - в духе. И с духовной точки зрения курение, конечно же, совершенно неприемлемо. Это привычка, затрудняющая духовную жизнь.

Употреблять вино можно, упиваться - нет. Речь всегда идет о мере. Как ее определить? В православии мерой является совесть и сознание человека. Вся православная духовная практика нацелена на ясное, точное сознание, святые отцы постоянно говорили о трезвении, трезвомыслии. Никакие виды химического воздействия на сознание с точки зрения православия неприемлемы. Поэтому - сколько можно выпить вина? До той поры, пока сознание твое ясно, чисто и адекватно. Сколько можно выкурить? Нисколько. Ведь даже минимальное количество табака вызывает измененное состояние сознания.

Даже одна сигарета? Одна затяжка?

Да, несомненно. Если курильщик затянется натощак на фоне сильного стресса, он может упасть в обморок. О чем это говорит? Именно о том, что даже одна затяжка сильно влияет на сознание человека.

Что такое «измененное состояние сознания»?

Это состояние необычное, нетипичное. Например, человек может впадать в транс, в эйфорию или чувствовать себя оглушенным, подавленным. Иными словами - неадекватным. Нравственные ценности, семейные, родственные, дружеские связи на какое-то время отступают при этом на задний план или вообще пропадают. Например, человек в состоянии аффекта, озлобления может совершить любой поступок, потому что в этот никакие нормы для него не актуальны. Наркоман в состоянии ломки не помнит ни отца, ни матери, ни Бога, ни правил. Это и есть изменение сознания. По сути с курильщиком происходит то же самое. Конечно, совсем не в такой степени, как с наркоманом или алкоголиком. И всё же каждая затяжка воздействует на его сознание. А сколько таких затяжек от одной сигареты? А сколько сигарет в день? Эффект воздействия на сознание едва заметен, и потому курение не всеми признается опасным с психологической и духовной точки зрения. Но наркологи и христианские психологи считают, что курение делает человеческое мышление не совсем адекватным.

Некоторые утверждают, что курение помогает им сосредоточиться.

В действительности помогает – временно - не курение как таковое, а изменение дыхания. Существуют мистико-оккультные и парапсихологические дыхательные практики. Их суть - в медитации, в достижении того же самого измененного состояния сознания. Когда человек начинает дышать слишком интенсивно или в определенном ритме, с задержкой дыхания, например, у него могут возникать видения, галлюцинации, эйфория. Вот и во время курения тоже совершается определенный дыхательный ритуал - курильщик пользуется дыхательной практикой, как медитацией. Вообще, люди думают, что в курении главное - табак. Дым, конечно, влияет на сознание, но изменение дыхания тоже имеет большое значение.

Но человек даже не замечает, что медитирует.

Ну, так мы в жизни используем массу защит и приемов, не осознавая их. То же самое с едой. Люди ведь не замечают, что в состоянии стресса едят больше, чем нужно их организму. Или употребляют слишком много сладкого.

Начинающий курильщик переживает массу неприятных ощущений, но все же продолжает себя насиловать. Зачем?

Для новичка курение - это всегда стресс. Он получает дозу яда, на которую организм реагирует однозначно - отторжением. Да, это насилие над собой. Но чаще всего это насилие помогает человеку пережить какое-то более тяжелое насилие - травму, унижение, хронический стресс. Дело в том, что травмированные люди тянутся к травматическим способам жизни. Некоторые психологи называют курение «оральной аутоагрессией» - «причинением себе вреда через рот». Начало курения чем-то напоминает мазохизм - причинить себе боль, чтобы не слышать другой боли. Но организм быстро привыкает.

Значит ли это, что первоначальной причиной курения всегда становится какая-то душевная травма?

Причин очень много. Дети, например, могут начать курить для того, чтобы казаться «крутыми» или «взрослыми». Женщины часто курят напоказ: сигарета в красивых ручках - разве не элегантно! Поэтому для них очень важен маникюр, кольца, марка сигареты. Важно даже то, как на сигарете отпечатывается помада. А вообще мотивы могут быть самые разные, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Чтобы понять, чего курильщику не хватает, надо понять, что для него значит курение. Возможно, ему недостает уверенности в себе, сосредоточенности, умения общаться, психологической защиты. И опять же, возвращаясь к вопросу о грехе: в каждом случае этот грех будет называться по-своему. Один таким образом уходит от реальности, другой не хочет разобраться в своих душевных проблемах и прибегает к таким псевдоспособам их решения. Видите, это же совсем разные грехи.

Но если тянет к сигарете, то разбираться в причинах надо всегда?

Что значит надо? Есть люди, которые не разбираются с собой никогда, и не испытывают в этом потребности. Но если человек ставит перед собой хотя бы самую малую духовную задачу - «понять, кто я, зачем я живу» - то рано или поздно перед ним встанет вопрос «почему и зачем я курю?».

А вопрос «почему я по утрам не могу обходиться без кофе?» перед ним тоже встанет?

Вполне возможно. Даже чай может стать деструктивной привычкой. Люди, склонные к зависимости, найдут, от чего зависеть - от чая, курения, рулетки.

Возможно ли курение без зависимости? Хочу - курю, не хочу - не курю.

Тогда ответьте на вопрос, почему вдруг вы захотели курить? Ничего не бывает просто так.

Например, оказавшись в компании однокурсников, среди запаха дыма, человек, давно бросивший курить, испытывает желание взять в руки сигарету.

Надо разбираться, почему именно в этой среде у него возникает такое желание. Приятно пахнет? Значит, зависимость от курения живет в нем, тело ее помнит. Тяготение и есть зависимость: вы видите бутылку - и тянет выпить, слышите запах дыма - и тянет закурить. А любая зависимость есть порабощение воли. Это еще один аспект духовной страсти. Курение, с православной точки зрения - это страсть. Если в начале сигарета «успокаивает», то потом ее отсутствие может довести до бешенства. Для курильщиков «со стажем» большая проблема дождаться причастия, не выкурив ни одной сигареты с самого утра. Грустное зрелище, когда, выйдя за ворота храма, человек дрожащими руками достает пачку сигарет, затягивается и его лицо расплывается в блаженной улыбке…

Бросать курить - это всегда болезненно?

Бывают чудеса, когда закоренелый курильщик бросает и не переживает при этом никакой ломки. Но тут скорее можно говорить о вмешательстве Божией благодати. Как правило, преодолеть эту страсть непросто.

Многие при этом становятся злыми, раздражительными, иногда неадекватными. Разве это не измененное состояние сознания?

Конечно, измененное. Но ломка - как раз самое удачное время для того, чтобы задаться вопросом «Почему мне так плохо?» Есть ломка физиологическая как реакция организма на перестройку, и она довольно быстро проходит. Но существует еще психологическая ломка: вот я сижу в компании без сигареты и мне неловко, некомфортно, я как будто себя потерял. Как раз в этот момент можно распознать причину зависимости и начать с ней работать. С причиной – а не с симптомом! Ведь когда человек курит и ему хорошо, он не готов осознавать свои духовные проблемы. А вот когда ему плохо – тогда самое время разбираться.

Говорят, отказаться от курения легче, если бросил кто-то из родственников или друзей. Значит, бросая курить, человек не только заботится о себе, но, возможно, помогает еще кому-то?

Думаю, да. Антиреклама курения не будет действовать до тех пор, пока курят люди для нас значимые. И никакие запретительные меры тут не помогут. Государство принимает законы, но их же никто не выполняет. И дальше не будет выполнять, если не изменится настроение в обществе. Помните, во второй половине 90-х у нас в стране появилась мода на здоровый образ жизни? И сразу все изменилось! Как только элита общества начала посещать спортзалы, бегать трусцой, уезжать на дачи, это мгновенно стало нормой для большинства. Духовное состояние общества – это то, что мы называем общественным сознанием. Пока оно не изменится – ряды курильщиков будут расти. А если в обществе поймут, что курение - не вредная привычка, а манипуляция своим сознанием, тогда начнется освобождение от зависимости.

sretenie.forum2x2.ru

КУРЕНИЕ – ЭТО ГРЕХ? Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю многих людей, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить, одни постепенно, другие сразу и больше не возвращались к этой страсти. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить. – Несомненно, курение – это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак – на другие тоже. Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.(Протоиерей Павел Гумеров) Невозможность бросить курить – это миф. Я лично знаю многих людей, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем – лет по 30–40, сумели бросить дымить, одни постепенно, другие сразу и больше не возвращались к этой страсти. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить. Вспоминаю из жития преподобного Силуана, как он однажды посетил Россию, ехал в поезде в какой-то монастырь, а напротив него занял место купец, который предложил ему сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите “Отче наш”». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать». Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска – это следствие болезненности души от табакокурения», – учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек. Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента. Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью присутствующих. Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: "Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. — Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы". Почему же так мало людей расстается с «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить эту привычку. А те, кто желают этого и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига. Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит. священник Андрей Барабаш

ok.ru

Почему курить грех?

Вот главные доказательства, характеризующие курение как грех.

Почитайте, например, биографии талантливейших рок-музыкантов и актеров. Многие из них умерли именно от алкоголя, курения, наркомании и всех последствий развратной жизни. Этих аргументов предостаточно, чтобы заявить: грех курения, пьянство, наркомания вредят вашему не только физическому, но и духовному здоровью.

Исповедь, причастие и молитва — лекарство от греха

Но как от него избавиться? Вам посоветуют какие-то разрекламированные таблеточки, леденцы (носить в кармане конфетку и съедать ее тогда, когда захочется затянуться сигареткой), кодирование, психологические техники. Этого вполне достаточно для тех, кто хочет быстро и без усилий достичь эффекта.

Но бросившие курить свидетельствуют о том, что срабатывает это очень редко. Либо приносит только кратковременный результат, а потом человек может с еще большей интенсивностью впасть в грех курения. Почему? Потому что это проблема не только физическая, но и духовная, поэтому требует и соответственного лечения.

В Православной Церкви есть святой, который дал много ценных советов тем, кто хочет изжить страсть курения. Это — преподобный Амвросий Оптинский, которому как раз и молятся о том, чтобы избавиться от «дымового змея».

  1. Осознайте, что это грех, и он приносит вред вашему духовному и телесному состоянию, захотите от него избавиться.
  2. Начните очищение с «генеральной» исповеди. Проанализируйте собственную жизнь, вспомните все ваши пороки, которые только приходят в голову, и покайтесь перед Богом. Только не формально, а с осознанием того, что больше не хотите возвращаться к тому, что было раньше.
  3. Причаститесь. Установление связи с Богом поможет разорвать цепь отношений с бесами, специализирующимися на этой пагубной страсти.
  4. Ежедневно читайте Евангелие по одной главе в день, толкования, размышляйте над прочитанным. Амвросий Оптинский советует читать Священное Писание в те моменты, когда нападает тоска. Бесы не выдерживают слова Божьего. Либо делать 33 поклона (столько на земле прожил Иисус Христос).

В современных молитвословах можно найти отдельную молитву святому Амвросию, по советам которого многие преодолевали страсть.

Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью. Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово

Ежедневное чтение этих строк, сопровождаемое упованием на Божественную помощь, действительно помогает избавиться от греха курения. Но перед тем, как завязать с сигаретами, желательно поговорить с духовником и спросить у него благословение. Один знакомый курил около 15 лет и самостоятельно не мог от этого избавиться. Но по благословению и молитвам духовного отца, а также собственному желанию он уже много лет как избавился от вредной привычки «курить — бесам кадить».

megapoisk.com

Библия никогда прямо не упоминала о курении. Но все же, есть несколько глав, которые однозначно касаются курения. Во-первых, Библия рекомендует нам не разрешать нашим телам быть подвластными чему-либо.

Нет сомнений в том, что курение это серьезная зависимость. Далее, в том же отрывке говорится:

Курение, несомненно, приносит вред нашему здоровью. Доказано, что курение повреждает легкие и, зачастую, сердце.

Можно ли рассматривать курение «полезным» (1 Коринфянам 6:12)? Можно ли говорить о том, что курение – это «прославление Бога в телах ваших» (1 Коринфянам 6:20)? Может ли человек курить «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31)? Мы верим в то, что ответ на все эти три вопроса один – «нет». В результате, мы верим в то, что курение – это грех, и посему он не должен практиковаться последователями Христа.

Некоторые возражают этому мнению, апеллируя к тому факту, что многие люди употребляют нездоровую пищу, и это такая же зависимость и она так же вредно влияет на их тело. Для примера, многие люди так безнадежно зависимы от кофеина, что они попросту не могут нормально функционировать без утренней чашки кофе. Даже если это и правда, то как это оправдывает курение? Наша точка зрения такова, что христиане должны избегать чревоугодничества и чрезмерно вредной пищи. Да, христиане часто лицемерят, осуждая один грех, и, в то же время, позволяя себе другой… но, опять таки, это не способствует прославлению Господа через курение?

Другой аргумент, противоречащий этому мнению, – это тот факт, что многие набожные люди курят, такие как известный британский проповедник Сперджен. И опять, мы не верим в то, что этот аргумент имеет какую-то силу. Мы верим в неправоту Сперджена касательно курения. Был ли он в других отношениях набожным человеком и великолепным учителем Божьего Слова? Однозначно! Делает ли это все его действия и привычки славящими Господа? Нет!

Утверждая, что курение является грехом, мы не утверждаем тем же самым, что курильщики не будут спасены. Многие верующие в Иисуса Христа курят. Курение не мешает человеку впоследствии быть спасенным. Курение прощается так же, как и любые другие грехи, и это не зависит от того, только ли собирается человек стать христианином или уже христианин признает свой грех перед Богом.

В то же время, мы твердо верим в то, что курение – это грех, от которого мы должны избавиться и с Божьей помощью победить его.

www.bibleonline.ru

Какова христианская позиция относительно курения? Считается ли курение грехом?

Библия никогда прямо не упоминала о курении. Но все же, есть несколько глав, которые однозначно касаются курения. Во-первых, Библия рекомендует нам не разрешать нашим телам быть подвластными чему-либо.

Нет сомнений в том, что курение это серьезная зависимость. Далее, в том же отрывке говорится:

Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Курение, несомненно, приносит вред нашему здоровью. Доказано, что курение повреждает легкие и, зачастую, сердце.

Можно ли рассматривать курение «полезным» (1 Коринфянам 6:12)? Можно ли говорить о том, что курение – это «прославление Бога в телах ваших» (1 Коринфянам 6:20)? Может ли человек курить «во славу Божью» (1 Коринфянам 10:31)? Мы верим в то, что ответ на все эти три вопроса один – «нет». В результате, мы верим в то, что курение – это грех, и посему он не должен практиковаться последователями Христа.

Некоторые возражают этому мнению, апеллируя к тому факту, что многие люди употребляют нездоровую пищу, и это такая же зависимость и она так же вредно влияет на их тело. Для примера, многие люди так безнадежно зависимы от кофеина, что они попросту не могут нормально функционировать без утренней чашки кофе. Даже если это и правда, то как это оправдывает курение? Наша точка зрения такова, что христиане должны избегать чревоугодничества и чрезмерно вредной пищи. Да, христиане часто лицемерят, осуждая один грех, и, в то же время, позволяя себе другой… но, опять таки, это не способствует прославлению Господа через курение?

Другой аргумент, противоречащий этому мнению, – это тот факт, что многие набожные люди курят, такие как известный британский проповедник Сперджен. И опять, мы не верим в то, что этот аргумент имеет какую-то силу. Мы верим в неправоту Сперджена касательно курения. Был ли он в других отношениях набожным человеком и великолепным учителем Божьего Слова? Однозначно! Делает ли это все его действия и привычки славящими Господа? Нет!

Утверждая, что курение является грехом, мы не утверждаем тем же самым, что курильщики не будут спасены. Многие верующие в Иисуса Христа курят. Курение не мешает человеку впоследствии быть спасенным. Курение прощается так же, как и любые другие грехи, и это не зависит от того, только ли собирается человек стать христианином или уже христианин признает свой грех перед Богом.

В то же время, мы твердо верим в то, что курение – это грех, от которого мы должны избавиться и с Божьей помощью победить его.

Все без исключения знают, что курение — это вредная привычка, которая негативно влияет на здоровье человека. Однако мало кто задумывался над тем, является ли употребление табака грехом. Многие люди считают, что курить можно, так как Библия конкретно не запрещает это деяние. Что касается христианства, то любая церковь, к какой бы конфессии она не относилась, негативно отзывается о курении. Например, священник Иоанн Кронштадтский утверждал, что горящая сигарета символизирует вечные муки в аду, которые ждут всех курильщиков, не отказавшихся от греховного пристрастия. Другой известный служитель говорил, что когда человек курит, табачный дым занимает в его сердце место, которое предназначается для Божией благодати.

Ответ на вопрос о том, грех или нет курить, даст история из жизни преподобного Силуана. Служитель ехал на поезде. В вагон зашел купец с папиросой во рту, предложил табак и Силуану, но батюшка отказался. Грешник начал интересоваться, почему попутчик не хочет покурить, и стал рассказывать, как курение помогает в деловых делах. С сигаретой легче решать вопросы, проще расслабиться и веселее общаться с друзьями. В ответ на такие заявления служитель предложил купцу перед каждой «затяжкой» читать «Отче наш». Человек подумал и сказал, что молитва с курением не совместимы. Тогда Силуан заключил, что надо отказываться от любых дел, которые не сочетаются с молитвой.

По всем церковным канонам курение – страшный грех, так как, прежде всего, это страсть, которая не позволят человеку идти по Божьему пути, лишает его прощения, спасения и самого главного – вечной жизни.

По мнению священнослужителей, курение – это та самая пагубная страсть, которая приводит к новым душевным болезням.

Например, табак может стать причиной формирования эгоизма. Это ярко выражено у курящих родителей. Отцы и матери, идя на поводу своих желаний, травят детей табачным дымом. Многие позволяют себе курить даже на детских площадках, тем самым отравляя себя, родных детей и других играющих малышей. А сколько женщин, которые даже не пытаются бросать курить во время беременности или в период кормления грудью.

Другой грех, который провоцирует употребление табака, – уныние. Курильщик, не имеющий возможности затянуться, впадает в настоящую депрессию. Это связано с недостатком гормона радости и психологической зависимости от никотина. Уныние приводит к душевным и физическим болезням. У человека начинается апатия, все обязанности выполняются «спустя рукава». Это тоже является грехом.

Враждебность и злость также могут быть следствием употребления табачных изделий. Когда человек хочет курить, он становится раздражительным и агрессивным. Эти проявления православный храм считает грехом.

Еще одна причина, по которой церковь относится к курению отрицательно, кроется в том, что эта привычка приводит к самооправданию. Мало того, человек создает иллюзию независимости, утверждая, что сможет отказаться от сигарет в любой момент. Появляется гордость. Неспособность признать себя виновным православие называет грехом.

Христианин должен отказаться от сигарет, так как употребление табачных изделий рано или поздно перестанет доставлять прежнее наслаждение, захочется чего-то нового.

Зависимость от удовольствий – страшный грех. Христианство считает, что именно эта слабость порождает пьянство и чревоугодие. Получается, что сигареты провоцируют ненасытность в еде, алкоголе и сексуальных утехах.

Разрушение тела

Курящий человек позволяет себе безнравственность и допускает появление иных слабостей, но самое главное – он наплевательски относится к собственному здоровью. В Библии говорится, что всякого, кто разрушит Божий храм, ждет наказание от Всевышнего. Бог сотворил людей по своему подобию, поэтому тело и является храмом Господа. Потребляя сигареты, человек уничтожает Божье творение.

По мнению церкви, причинение вреда собственному телу является большим грехом. Многие священники в таких случаях даже говорят об одержимости. Православие считает, что выкурив сигарету, человек поселяет в себе беса. С каждой затяжкой чудовище становится сильней, и выгнать монстра из души сложнее. Бес управляет курильщиком через зависимость от никотина. Сущность диктует человеку, когда надо ее покормить, то есть закурить.

Курение считается бессмысленным деянием, а все что не приносит пользы, в храме называют пустым и греховным. Если подумать об этом, то действительно, какую пользу дают сигареты? Нервы не успокаивают, только расшатывают, вводят в зависимость, требуют больших финансовых затрат.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Основные объяснения греховности курения

Православная церковь относится к курению крайне отрицательно. По мнению священников, греховность этого деяния заключается в том, что:

  • курильщик намеренно уничтожает себя, подрывает здоровье окружающих;
  • воля и дух человека подчинены никотинной зависимости;
  • происходит деградация личности;
  • после смерти душа курящего продолжает мучиться.

Священнослужители о табачной зависимости

Грех курения в православии сильно осуждается, священники единогласно называют это пристрастие пагубной слабостью и непотребством, а сам табак часто именуют «подарком дьявола».

Вот основные тезисы, которые отображают отношение церкви к табакокурению:

  • Каждая страсть порождается греховной сущностью человека и влиянием дьявола;
  • Привычка доводит человека до духовного падения, приближает физическую смерть;
  • От курения слабеет душа;
  • Справиться с грехом курильщик сможет только тогда, когда поймет, что привычка уничтожает его;
  • Избавиться от греха можно только с помощью Бога, вот почему, приняв решение отказаться от сигарет, необходимо исповедаться и принять причастие. Кроме того, человек каждый день должен молиться и просить Бога помочь избавиться от зависимости.

Всегда ли курение было грехом

Курение стало считаться грехом не так давно. В царское время, особенно в годы правления Петра I, эта традиция поддерживалась церковью. Именно поэтому сейчас многие люди задают вопрос, почему раньше было можно, а сейчас нельзя. Ведь курили даже те, кто почитаются святыми, например Николай II.

Дело в том, что наука не стоит на месте. Знания становятся доступными для всех. Сейчас нет ни одного человека, который бы не знал, какой вред табак наносит здоровью. Еще 100 лет назад это не было известно.

Современные ученые полностью развеяли миф о пользе табака. А что касается курящих святых, то лидеры православия объясняют это тем, что слабости могут быть у каждого человека. Не стоит забывать, что Николай II был канонизирован за терпение ради Господа.

Еще одним камнем преткновения является Греция. В этой стране дымят практически все, курят, в том числе, и церковные служители. Такое массовое распространение вредной привычки связано с влиянием мусульманской культуры, где запрета на курение не существует.

Достаточно лояльное отношение к никотиновой зависимости у католиков. Католичество считает эту проблему не грехом, а болезнью, которую должен лечить врач. То есть упование идет не на Божью помощь, а на специалиста и медикаменты.

Вот как ответил один священник католик на вопрос о том, можно ли курить: «Если врач скажет человеку, что сигареты вредят здоровью, то от привычки надо отказаться, так как разрушение тела – это грех. Если проблем с самочувствием нет, то можно продолжать употреблять табачные изделия дальше. Только необходимо упоминать это во время каждой исповеди».

Видео в тему

Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые - в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Наиболее распространенные телесные страсти: «чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти…» (Добротолюбие. Т.2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 371). Курение относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни - соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни. Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю. Пока человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие. Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф. 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин).

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.

Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью присутствующих. Нет, наверно, ни одного порока и извращения, который не пытались бы оправдать. Попытки говорить о «положительных» сторонах курения выглядят жалкими по сравнении с данными, которыми располагает медицина. В табаке содержится никотин (до 2%) - сильный яд. Сульфат никотина применяется для уничтожения вредителей с.-х. растений. При курении табака никотин всасывается в организм и вскоре проникает в мозг. Курит человек ежедневно в течение многих лет. Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 миллионов затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет. Такая затянувшаяся никотиновая атака приводит к тому, что яд со временем находит в организме слабое звено и вызывает тяжелую болезнь. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. В одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50-100 мг (2-3 капли). В табачном дыме обнаружен целый ряд канцерогенов, вызывающих рак. Огромное количество в табаке и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую дозу, признанную предельно допустимой Международным соглашением по защите от радиации. Доказано, что радиация табачного происхождения является главной причиной возникновения раковых заболеваний.

Страсть является результатом сложения человеческой греховной воли и активности демонических сил, хотя и невидимой, но весьма реальной. Бесовские силы тщательно стараются скрыть свое соучастие в падении людей. Однако есть виды губительного порока, в которых особая роль диавола является очевидной. Самую впечатляющую иллюстрацию дает история табакокурения. Испанец Роман Пано в 1496 г. после второго плавания Х.Колумба привез табачные семена из Америки в Испанию. Оттуда табак проникает в Португалию. Французский посол в Лиссабоне Жан Нико (от его фамилии получил название никотин) в 1560 г. преподнес табачные растения качестве лекарственного средства королеве Екатерине Медичи (1519 - 1589), страдавшей мигренями. Увлечение табаком быстро стало распространяться сначала в Париже, а потом во всей Франции. Затем началось победное шествие табака по всей Европе. Все губительное для человека диавол стремиться навязать людям под личиной «полезного». Среди врачей 16 века многие считали табак лекарственным средством. Когда появились свидетельства вредоносных последствий курения, увлечение зашло настолько далеко, что остановить заразу уже не удалось. Первое время курение преследовалось, и курильщиков жестоко наказывали. В Англии курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а упорных даже казнили. Английский король Яков I в 1604 г. написал труд «О вреде табака», в котором писал: «Курение - отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай». Римский папа Урбан VII отлучал от церкви верующих. Принимались и другие меры. Однако каждый раз победителями оказывались курильщики, производители табака, торговцы им - все те, кто распространение губительного порока сделали своей профессией. Кнут, казни оказались бессильны перед этой губительной страстью, быстрое распространение которой сильно напоминает эпидемию (точнее пандемию). Какая-то сила, превосходящая человеческую, делает людей рабами вреднейшей привычки, от которой подавляющее большинство не расстается до самой смерти.

В России курение появилось в начале 17 века в Смутное время. Его принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли. Сейчас ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и еще 50 миллиардов штук привозится. Таким образом, страна потребляет 300 миллиардов. Россия в настоящее время занимает первые место в мире по росту табакокурения. Значительная масса курящих - подростки. И еще одна безотрадная особенность нашей страны - феминизация курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит 70% мужчин и 30% женщин. На женский организм курение действует особенно разрушительно. По материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи принимали во внимание возраст больных, стаж курения, вид используемых табачных изделий и другие факторы) заболевают раком легких примерно в два раза чаще, чем мужчины. Канадские врачи на основе статистических данных, собранных в Ванкувере и Квебеке, утверждают, что у женщин, которые начали курение в возрасте до 25 лет шансы возникновения злокачественной опухоли груди возрастают на 70%. Специалистам в области социальной психологии хорошо известна сила воздействия на человека окружения. Сейчас значительную часть нашей городской среды составляют огромных размеров щиты, на которых рекламируется разрушительный для здоровья яд. Хоть на секунду, хоть на одно мгновение задумываются ли люди причастные к массовому отравлению людей, что на Страшном Суде за все придется дать ответ.

Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек! Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: "Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. - Раздражительность и тоска - это следствия болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. - Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы".

Почему же так мало людей расстается с «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить эту привычку. А те, кто желают этого и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига. «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и, таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью, и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобой внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь. Помышление немощного рассудка немощною делает силу терпения; а твердый ум тому, кто следует помышлению его, сообщает даже и силу, какой не имеет природа» (преп. Исаак Сирин).

О вреде курения прямо в Священном Писании действительно ничего не говорится. Табак в нашем мире появился через много веков после создания Библии. Однако опосредованно о грехе курения в Священном Писании все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве. Все, что дано человеку Богом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - бесценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем.

Дата «открытия» курения известна очень точно. «12 октября 1492 года экспедиция Христофора Колумба пристала к острову Сан-Сальвадор , - писал епископ Варнава (Беляев). - Мореплаватели были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа! Индейцы справляли свой священный праздник, на котором курили особую траву. Ее высушенный и свернутый лист, наподобие сегодняшней сигары, назывался у них «табако», откуда и пошло нынешнее название табака.

Туземцы курили «табако» до полного одурения. В этом состоянии входили в общение с некими «демонами», а потом рассказывали о том, что им говорил «Великий Дух». Курение было частью ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы.

Моряки Колумба захватили таинственную траву с собой в Европу. И очень быстро новое «удовольствие» получило повсеместное распространение. Как писал епископ Варнава: «И вот, при благосклонном участии и тайном побуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, - ничего не помогало! »

С курением пытались активно бороться не только христиане, но и мусульмане. В 1625 году в Турции Амурат IV казнил курильщиков, а отрубленные головы с трубками во рту выставлял напоказ. В Персии шах Аббас Великий велел в наказание за курение отрезать губы и носы, а торговцев табаком сжигать вместе с их товаром. Даже во всегда свободной Швейцарии в 1661 году аппенцельский магистрат рассматривал торговлю табаком как грех, равносильный убийству!

У нас на Руси курение вошло в обычай с Петра I, который сам курил и даже осмеливался складывать курительные трубки на манер архиерейских дикирия (двухсвечника) и трикирия (трехсвечника) и «благословлял» ими народ во время своих пьяных «ассамблей». Но это - Петр, а до него царь Михаил Федорович в 1634 году велел «казнить смертию курильщиков». Царь Алексей Михайлович в 1649 году велел курильщикам «пороти ноздри и носы резати», а после «ссылати в дальние города».

Об оценке святоотеческой духовной мысли греха курения мы скажем позже, а пока отметим, что на самом деле опосредованно о грехе курения в Священном Писании все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве. «Возлюби ближнего своего как самого себя», сказано в одной из заповедей Христовых. Отсюда следует, что прежде, чем возлюбить ближнего, следует «возлюбить себя». Возлюбить и бережно относиться к тому дару жизни, который дан всем нам от Бога. А какое уж тут «бережное отношение» к своему здоровью курильщика, если всем известно, что табак содержит более 30 вредных веществ. Самым опасным из них считается алкалоид никотина . Среди курильщиков особенно много больных бронхолегочными заболеваниями. А самым грозным последствием курения является рак гортани и легких. Дело в том, что табачный дым содержит канцерогены, вызывающие раковую опухоль. Это бензопирен и его производные.

…Не случайно, как подсчитали эксперты, каждую минуту в России от болезней, вызванных курением, умирают три (!) человека…

Все, что дано человеку Богом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - бесценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: «Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душей, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении, как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными ».

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий, - говорил Апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы ». У курильщика этот храм задымлен и закопчен, и Христос в этот храм вселиться не может. Человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать - да. Но курить, отравляя свой организм ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не требование природы.

Медицина многое говорит об опасности курения для телесного здоровья. Но ничего не упоминает о том, что зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и других внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма, и эти выделения имеют очень тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне. Курение есть распущенность не только тела, но и души . Это ложное успокоение своих нервов. Многие курильщики ссылаются на успокоение нервов после выкуренной сигареты, не сознавая, что нервы - это плотское зеркало души . Такое успокоение - самообман, мираж. Это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это «успокоение» надо регулярно возобновлять. А потом оно станет источником адского мучения. Нужно помнить, что после смерти, по разделению души от тела, страсти, проявлявшие себя в телесной жизни, не оставляют душу человека. Не освободившись от той или иной страсти, душа перенесет ее в иной мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти . Ненасытный в еде будет мучиться после своей смерти невозможностью набить брюхо. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить только алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый тоже, и курильщик - тоже. Если еще при жизни курильщик не покурит несколько дней, то что он будет испытывать? Страшное мучение, но мучение, смягченное другими сторонами жизни. Но то два дня, а у умершего впереди вечность. И вечное мучение…

Между тем армия курильщиков стремительно молодеет. Возраст приобщения к курению в России снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 у девочек. На детский организм курение оказывает особенно пагубное воздействие. Кроме прочего, у курящих подростков формируется комплекс нервно-психических отклонений. В итоге страдают внимание, память, сон, «скачет» настроение. Крайне разрушительно сказывается курение подростков на репродуктивной функции. Не случайно сегодня более 70 процентов мальчиков и девочек уже к 15 годам имеют серьезные проблемы по этой «части».

Если же вернуться к «духовной составляющей» вреда от курения, то следует остановиться на несвободе курящего. Многие из курильщиков (особенно в зрелом возрасте) хотели бы бросить курить. По данным социологов, расстаться с вредной и греховной привычкой хотели бы 100 (!) процентов курящих после 30 лет. Увы… У курильщиков развивается никотиновый синдром . Эта та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для здоровья. Хотя, как сказать: рак легких, рак гортани - аргумент вовсе не в пользу безобидности столь пагубного пристрастия, как курение.

Легкие курильщика и человека некурящего

Нелишне будет упомянуть о том, что в новой классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. А мы добавим - греховным недугом. Курение - это потворство своим прихотям, один из видов самоуслаждения. Не случайно, на Руси уже давно существует присказка: «Курить - бесам кадить» .

Когда человек курит, говорят православные священники, его душа попадает в плен демоническим силам. И он добавляет еще одно тяжелое звено к цепи рабских привязанностей; воля его ослаблена, и за всеми оправданиями курения слышится голос слабовольного человека. Федор Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал: «Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного «борца за идею», который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою «идею», чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: «за человечество бороться иду». Ну, куда такой пойдет и на что он способен? »

Куришь? Осознай свой грех

Медицинская статистика подсчитала, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека минимум на семь минут . Вообще же курильщики в России живут на пять лет меньше некурящих. Большая часть курящих это знает. И тем не менее оставить греховную привычку никак не может. Вот что писал о состоянии курильщика известный православный писатель С. А. Нилус в первой части книги «На берегу Божьей реки».

«…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! - это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета …»

«Придет ваш час, - сказал отец Варсонофий, - и куренью настанет конец ». «Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь », - по поводу того же куренья, от которого я никак не мог отстать, сказал мне отец Иосиф. И чудо, по слову обоих старцев, надо мною совершилось. И было это так.

Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в Таинство Брака, к которому мы оба в свое время приступили со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 температура. И так неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, так, как восковая свечечка, и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерной великою тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не смогу, а не исполнять - грех великий, так Ты Сама мне помоги!» Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий - крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! Наутро температура 36,5, вечером - 36,4 и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты ».

Во всей этой истории хотелось бы сделать акцент не столько на произошедшее чудо, сколько на осознание ее героем самого греха. Без такого осознания чудо было бы невозможно. И отсюда следует первое правило для желающих бросить пагубную привычку: надо осознать всю греховность курения . Собственно, с такого шага начинается преодоление любого греха…

«Прежде чем закурить, помолись»

Теперь остановимся на том месте в письме читателя, где он говорит, будто отцы церкви ничего не говорили о вреде курения. Это совсем не так. Другое дело, что следует знать - в Русской Православной церкви нет границ святоотеческих наставлений. Дескать, до какого-то относительно давнего времени - это святоотеческие наставления, а наставления тех, кто, скажем, причислен к сонму святых в последние годы, - это нечто недостаточно авторитетное. В Русской Православной Церкви нет подобных границ. Нынешние подвижники часто впитывают и развивают наставления своих предшественников, и каждое слово всякого святого подвижника самоценно. Вот только некоторые из высказываний святых отцов о грехе курения.

«Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать ни на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, безчувственность ».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения ».

Преподобный Амвросий Оптинский: «В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.

Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни …» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: «Отце наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как закурить, как-то не идет ». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать ».

Теперь о цитате из Библии из книги притчей Соломоновых «курение радует сердце». Разумеется, речь идет вовсе не о курении табака. Курениями в древние времена называли сжигание ароматических веществ и благовонного масла. Люди во все века любили благовония, и уже в древности к жертвоприношениям добавлялись благовонные воскурения. Ароматные растения и экзотические благовония высоко ценились в религиозных обрядах. Они ценились на вес золота и серебра. Так, царица Савская привезла Соломону в подарок ароматические вещества. Благовония хранились в царской сокровищнице. Именно о таком «курении» говорится в Библии. Курение радует сердце, а сердечный совет друга - сладок, - так полностью выглядит эта цитата из книги Притчей. Сегодня «курением» в храме можно назвать каждение - когда священник проходит по храму с кадилом, из которого воскуряется благовоние ладана. «На Богослужении воскуряют ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорил святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию - дьяволу ».

Сегодня многие эксперты говорят о том, что в последнее время мировой центр продаж сигарет все активнее смещается в Россию. В США и в Западной Европе благодаря предпринятым мерам число курящих ежегодно сокращается на десятки миллионов человек.

Что это за меры? Запреты на курение в общественных местах - в ресторанах, самолетах, на улице, в клубах, офисах и т.д. Не меньший эффект приносит пропаганда вреда курения. Плакаты о вреде табака размещены буквально всюду. Плюс к этому табачные компании буквально завалили судебными исками заболевшие вследствие курения. Суммы исков составляют сотни миллионов долларов, и суды такие иски очень часто удовлетворяют. Может быть, еще большее значение на Западе имеет высокая цена на сигареты. Пачка сигарет в Европе стоит минимум пять евро, то есть 160 - 180 рублей в переводе на российский рубль. Будь такая ценовая политика в России, очень многие бы задумались над тем, стоит ли пускать такие деньги на дым.

В России совсем другое дело. В силу крайне небольших акцизов сигареты у нас стоят совсем недорого. Они доступны всем и, к сожалению, даже детям. В России мировые табачные компании чувствуют себя по-хозяйски. Одновременно зарубежные табачные компании всячески пытаются создать себе в России имидж фирм, крайне озабоченных негативным влиянием курения на здоровье. За рубежом это невозможно по законам. Там табачным компаниям законодательно запрещено участвовать в благотворительных акциях, спонсировании спортивных и всяческих других мероприятий.

…В Лос-Анджелесе на бульваре Санта-Моника установлено табло, отсчитывающее количество умерших от пристрастия к сигаретам. В России пока такого табло ни в одном городе еще нет…

Неудивительно, что подобное положение вызвало серьезную критику со стороны и российских общественных организаций, и представителей власти. В частности, предлагают привести в соответствие с западными стандартами надписи на сигаретных пачках, предупреждающие об опасности курения. Прежде всего предлагается сделать эту надпись (как и за рубежом!) не неким малозаметным размером, а в половину табачной пачки. И вот тут есть смысл вернуться к тому, с чего мы начали, к тому, что курение не просто вредит здоровью, но является серьезным грехом.

Предупреждающие надписи на сигаретных пачках могут быть самого разного содержания. За рубежом такие надписи предупреждают потенциальных покупателей о том, что курение чревато онкологическими заболеваниями. О том, что курение чрезвычайно вредно для беременных женщин. О том, что для молодежи курение часто оборачивается импотенцией. Думается, что Русская Православная Церковь всячески поддержит предложение газеты «Честное слово» о том, чтобы одна из надписей гласила: «Русская Православная Церковь предупреждает: курение - это грех». Формулировка подобного предупреждения может уточняться, но то, что она уместна (и необходима!), сомнений не вызывает.

С одной стороны, голос Церкви сегодня для многих весьма весом, с другой - совсем немногие (особенно среди молодежи) осведомлены о том, как (и почему), Православная Церковь относится к курению табака. И подобное предупреждение, вне всяких сомнений, принесет свои положительные плоды.

Александр Оконишников
Православный Взгляд

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобный отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, отчисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека