Современные методы обучения школьников. г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем

Введение………………………………………………………………………2

1.Обучение: знания, умения, навыки в школе…………………………………………3

2.Какие методы и приёмы в усвоении знаний использует учитель в школе………..4

3. Современные модели концепции содержания образования……………………….6

4.Методика Александра Григорьевича Ривина………………………………………..8

5. Метод «Сочетательный диалог» …………………………………………………….9

6. История КСО………………………………………………………………………….10

7.Работа в постоянных и сменных парах………………………………………………11

8.Описание опытной работы……………………………………………………………12

9.Заключение…………………………………………………………………………….14

10.Литература……………………………………………………………………………15

Введение

«Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев».

А. Г. Ривин

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов.

Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создания на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. В настоящее время всё больше ведущие педагоги и психологи придерживаются этой точки зрения. Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования. Необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не менее, пока еще нет обобщающих научно-педагогических работ, целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно-ориентированного обучения.

Обучение: знания, умения, навыки в школе - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Процесс обучения - это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних школах можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя, прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей.

Традиционная классификация методов обучения включает:

словесные методы обучения или методы устного изложения материала;

наглядные; практические.

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы, рассказа, лекции можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.

Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.

Но прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают знания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают знания, какие знания должен усвоить ученик. Вопрос этот довольно сложный.

Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей.

С учетом перечисленных выше дидактических функций знания, перед учителем стоит несколько задач:

а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;

б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;

в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Характеристика уровней усвоения учебной информации

0.нулевой. Понимание. Отсутствие у обучающегося опыта, знаний в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

I. Узнавание. Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек, репродуктивное действие.

II. Воспроизведение. Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

III. Применение. Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное

IV. Творчество. Обучающийся ученик, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть, способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, умение переходит в навык.

Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Применение знаний, умений и навыков

Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными. Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фиксирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т.д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т.д.

Современные модели концепции содержания образования

Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них лежат определенные представления о месте и функциях человека в мире и в обществе. Истоки противостояния демократии и гуманизма, с одной стороны, и авторитарных позиций с другой, в конечном счете, восходят к разному пониманию этих функций. Человек - цель или средство, государство для него или он для государства? В связи с этим рассмотрим три концепции содержания образования, которые появились в нашей стране в разное время, с точки зрения их соответствия современным представлениям о человеке и его становлении.

Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхождение, содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила». Образование, реализующее такое содержание, может быть охарактеризовано как технократическое.

В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры. Предполагается, что обладание знаниями и умениями позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания, умения и навыки по языкам, математике, физике и другим учебным предметам. Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно. В последние десятилетия, ориентировочно, с 60-х гг.XX века в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме.

Ныне существующий способ обучения введен в советские школы Яном Амосом Коменским и его сподвижниками более четырехсот лет назад. Он пережил несколько социальных формаций, без изменения применяется при обучении людей всех возрастов. Мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся, существующее, и ищем причины неудач в системе народного образования, в чем угодно, только не в способе обучения. Современный способ обучения состоит из трех организационных форм: индивидуальной, парной и групповой. Групповая форма характеризуется тем, что обучение происходит по схеме: один говорит – все слушают. Групповая форма является главной, ведущей, и в учебном процессе все ей подчинено. Для этой формы составлены школьные программы, написаны учебники, эта форма определяет посадку учеников в классе, сроки перевода в следующий класс, сроки окончания школы и поступление в другое учебное заведение. Эта форма требует одновременного обучения детей одного возраста и на одном языке. Возникает вопрос: неужели возможно иначе сидеть в классе, одновременно обучать детей разного возраста, на нескольких языках? Сегодня уже есть ответы, основанные не только на теоретических выкладках, но и подтвержденные практикой. Программы могут и должны быть составлены не линейно и учебники написаны иначе, и весь школьный процесс может быть организован не так, как сегодня, если ввести в ученый процесс еще одну организационную форму: интерактивное обучение.

Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных:

1. ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации. 2. самостоятельно критически мыслить. 3. грамотно работать с информацией. 4. быть коммуникабельными. 5. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

Одна из форм такого обучения - это обучение в парах и парах сменного состава. Три другие формы при этом сохраняются. Новая, четвертая, организационная форма обучения требует специальной подготовки и учителей, и преподавателей, и учеников, и студентов, и учебного материала, и помещения.

Для этого мы должны пересмотреть нашу историю, возвратить из забвения славные умные имена, идеи, так нужные нам сегодня. Нельзя, чтобы такой мощный педагогический инструмент развития личности, какой была методика Александра Григорьевича Ривина, не был взят в современную школу.

МЕТОДИКА АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА РИВИНА.

Метод «Сочетательный диалог»

Среди педагогов первой трети ХХ века, искавших подходы к изменению сложившейся практики образования, имя Ривина, осталось не особенно известным. Но метод, предложенный А. Г. Ривиным, позволил выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях, нежели принято в классно-урочной системе.

К сожалению, нам известно чрезвычайно мало о самом Александре Григорьевиче. О развитии метода Ривина в двадцатые годы сохранились лишь воспоминания его учеников, немногочисленные статьи коллег и несколько откликов современников. Исторически первым опытом работы Ривина была его учительская деятельность в местечке Корнино под Киевом в 1918 году. Ривин собрал около 40 крестьянских ребят разного возраста и стал обучать по-новому. Все подростки работали по очереди друг с другом то в качестве учителей, то в качестве учеников.

Что собой представляли ученики, которыми руководил Ривин? Это были дети и подростки от 11 до 16 лет. Их образовательная подготовка соответствовала бы уровню сегодняшних 4-6 классов. Некоторые из них по году или по два не посещали школы. Цели участия в занятиях у ребят были разные: кому-то необходимо было подтянуться, чтобы на будущий год идти в следующий класс школы, а кому-то - готовиться к экзаменам на аттестат зрелости. Дети занимались прямо на улице, во дворе и только в случае непогоды переходили в помещение.

Как происходили эти занятия? Внешнюю картину подобных занятий описал ученик Ривина Михаил Давыдович Брейтерман: «За большим столом или несколькими сдвинутыми столами сидят пары беседующих людей. Желательно - вокруг, чтобы каждый видел лица собеседников, но это не главное. Они могут сидеть по двое за отдельными столами, как в школе. Перед каждым лежит книга, журнальная или газетная статья, у каждого своя тема, но могут быть различные источники на одну тему, различные главы одной книги. Через каждые 7-9 минут пара заканчивает беседу и расходится. Каждый из них вступает в умственный контакт, с кем-нибудь из освободившихся учеников. Это похоже на игру. Здесь действительно царит атмосфера легкости и непринужденности. Однако при этом выполняется глубокая творческая интеллектуальная работа». А. Г. Ривин назвал этот метод «сочетательный диалог». В газетах того времени часто встречались объявления Ривина: «Высшее образование - за год! Каждый сам себе университет».

Но, именно, в теории КСО ещё в пятидесятые годы впервые в российской истории было заявлено то, о чем другие решатся заговорить лишь в восьмидесятые: «Сущность обучения - общение…».

В «Великой дидактике» Ян Амос Коменский оценил обращенную речь как катализатор мышления, он советовал ученику искать того, кому можно было бы объяснить изучаемое: «Если нужно – откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать ». А. Г. Ривин предложил такую форму организации занятия, при которой каждый ученик говорит большую часть урока. И не просто дает короткие ответы – догадки, а пространно рассуждает, вступает в дискуссию с другими. Этот способ обучения в школе, вузах и других учебных заведениях носит название способа коллективного обучения. Психологи подсчитали, что у человека в сутки около 200-сот общений в сменных парах. Утром мы общаемся с мужем, детьми, на работе с сотрудниками, в магазине – с продавцом, на приеме у врача – с врачом и т. д. В общении мы используем диалог, и обязательно, на равных. Если такой диалог применить в школе, чтобы каждый ученик был в роли учителя и ученика, то возникает живое интеллектуальное общение – это то, чего всегда так недостает нашим детям. Может быть, и в наши дни, именно, дефицит общения в школе породил потребность подростков группироваться вне ее стен, ускользать из- под влияния учителей, семьи, искать свои «неформальные объединения».

Рождение КСО.

Виталий Кузьмич Дьяченко, чьё имя станет символом воскрешения идей сочетательного диалога, был знаком с Ривиным лишь несколько месяцев.

Обобщая опыт использования механизма диалогового общения в учебном процессе, В. К. Дьяченко создал теорию Коллективного Способа Обучения (КСО). «Обучение - это специальным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передаёт свой опыт общественно-исторической и практической деятельности». Выводы из своей теории он изложил в целом ряде обстоятельных книг. Например, «Педагогическая революция и её отголоски».

Работа в постоянных и сменных парах

Работа в постоянных парах

Всякая методика для сменных пар требует определенных навыков и умений, как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после определенной подготовки учебная группа переводится на работу в парах сменного состава. Прежде всего, отметим, что при работе в парах ученики практически все время говорят. Пример.

Два ученика в постоянной паре получили две карточки. Каждый ученик учит вопросы на своей карточке самостоятельно, пользуясь учебником. Один из учеников начинает учить другого, рассказывает ему вопросы своей карточки. Объясняет до тех пор, пока сосед не поймет. Потом другой ученик объясняет вопросы своей карточки. Итак, оба ученика изучили, рассказали, закрепили, повторили материал всего параграфа.

Работа в сменных парах

Один из учеников является носителем информации: знает решение задач, содержание текста, умеет работать с картой и т.д. И передает эту информацию другому ученику, «из головы в голову»: рассказывает, объясняет, отвечает на вопросы, записывает в тетрадь и т.д. Другой ученик слушает, задает вопросы, сомневается, т.е. усваивает с помощью товарища. В этом случае первого ученика, то есть носителя информации, будем называть «учителем», а второго – «учеником» и говорить: «Работает пара – «учитель-ученик». Во всех методах этой группы роли учащихся в паре меняются: сначала первый ученик был «учителем», второй – «учеником», а затем – наоборот.

Описание опытной работы

Использование личностного – ориентированного обучения в учебном процессе

Эксперимент я проводила в МОУ «ТСШ №2 имени А. С. Пушкина» г. Тирасполя в 2011 – 2012 учебном году. В школе три пятых класса в параллели 5 «а», 5 «б», 5 «в» классы. 5 «б» класс был экспериментальный, где учеников обучала в постоянных и сменных парах по методу КСО, а 5 «в»- контрольный класс.

Учила их:

Усваивать исторические знания из разных источников информации и расширять круг этих источников (энциклопедии, словари, справочники, атласы, карты, дополнительная литература, материал из интернета).

Помогала воспроизводить и применять, полученные на уроках исторические знания.

Вырабатывала у учащихся способности к самостоятельной работе с различными источниками информации.

Учила распознавать: исторические события, исторические личности, причины, определения, понятия, термины.

Как работать с источником информации ведь каждый имеет свою специфику, как извлечь для себя знания.

Всё это я делала с той целью, чтобы повысить уровень знаний учеников, а также обогатить словарный запас. Метод КСО интересен тем, когда дети умеют говорить, только учебников и атласа - недостаточно.

Когда они научились работать с другими источниками, то эти усвоенные знания им хотелось воспроизвести, то есть рассказать другим. Теперь моя задача, как учителя, была научить учеников не только простому рассказу, но преобразовать эти знания.

Как мы это делали:

Отбирали необходимый материал по теме;

Объединяли содержание материала с нескольких источников;

Учились отобранный материал вставлять в тему урока.

Уроки проходили интересно, оживленно, познавательно. Каждый ученик все видел наглядно, в образах и запоминал.

Таким образом, развивая способности к преобразующему воспроизведению, ученики приходят к повышенной осознанности, систематичности, к накоплению знаний и оперативности этими знаниями. Учителю нужно учитывать, что темп и уровень развития у учащихся, преобразовать знания индивидуален. В классе ученики с разными способностями, но предлагать ученикам задания нужно высокого уровня, это учит ученика преобразовать исторические знания, то есть анализировать их.

Я в своих карточках, в дидактическом материале, пыталась охватить все содержание курса, с учетом взаимодействия всех сторон жизни и общества: экономику, политику, социально-классовые отношения, культуру, идеологию.

Вернемся к методу КСО.

Чем отличается традиционный игровой урок по теме от итогового урока КСО? На итоговом уроке КСО все дети были в работе, каждый рассказал половину темы, вторую половину темы прослушал, выполнял практическое задание, много говорил по этой теме, приводил свои примеры, задавал вопросы, а часть учеников составила рассказ, никто не отвлекался от основной темы.

Суть работы в сменных парах состоит в том, что ученик на протяжении урока составляет пары с разными партнерами. Замена партнера зависит от степени подготовленности самого ученика, от количества времени, которое затрачивает ученик на выполнение задания. И более эффективной можно считать работу ученика который на протяжении урока образует большее количество пар, таким образом, получает больший объем информации. Организовать работу в сменных парах можно по-разному. Например.

Таблица № 1

Фамилия имя

Тема

Темникова А.

Политова А.

Петрова Е.

Илария Л.

Ямбогло Р.

Качан С.

Таблица №2

Фамилия имя

Темникова А.

Политова А.

Петрова Е.

Илария Л.

Ямбогло Р.

Качан С.

Таблица № 3

Фамилия имя

Темникова А.

Политова А.

Петрова Е.

Илария Л.

Ямбогло Р.

Точка в листке учета – это сигнал, что ученик работает с этой карточкой. Точка ставится на пересечении своей фамилии и номера карточки. Когда задания выполнены, точка заменяется крестиком. Крестик служит сигналом. Что ученик готов обменяться этой карточкой. Когда карточка рассказана товарищу, крестик обводиться кружочком – это сигнал, что эта карточка рассказана один раз; если кружочков больше, то карточка рассказана столько раз другим ученикам. Если в листке учета все точки заменены на крестики, то блок заданий запущен. Над ним работает вся группа. Все известные формы контроля сохраняются и при изучении материала в сменных парах, но индивидуальный контроль становится основной формой, так как ученики работают с разной скоростью и заканчивают выполнение не одновременно, или за одно и то же время выполняют разный объем работы. Задача учителя – проконтролировать тех, кто закончил работу раньше, и освободить им время на уроке для выполнения дополнительных заданий. В качестве дополнительной литературы можно использовать на уроке: энциклопедии, словари, различные исторические книги, атласы по истории, карты, контурные карты.

Таблица 4

Задания 1.

Задания 2.

Задание 3.

1.В каком году в Риме возникла республика. Какое управление было в Риме, консулы, народные трибуны, все ли население Рима участвовало в управлении?

2.В каком году было нашествие галлов на Рим, чем оно закончилось? Объясните крылатое выражение «Гуси спасли Рим».

3.Расскажите о завоевании римлянами Италии, в каком году были эти сражения?

Политова Анна

При выставлении итоговой оценки по теме, учитель учитывает отметки, выставленные учениками, и оценивает их объективность. Такая форма организации обучения дает высокий эффект на уроках закрепления и повторения, по уже изученной теме.

Таблица №5

Тема: « Основание греческих колоний»

Задания для ввода

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

Аналитическиее

Конструктивныее

Творческие

Почему греки строили города – колонии на берегах Черного и Средиземного морей?

Угроза голода и долгового рабства заставляла греков искать свое счастье на чужбине.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрите карту и ответите

1.Где греки основывали колонии?

2.Найдите на карте и опишите местоположение колоний Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес?

1.Как выглядела греческая колония, при ответе используйте рисунок?

2. С кем греки – колонисты торговали и как проходила торговля?

В I графе вопросы, во 2 – образцы выполнения задания, в 3 – задания различного уровня сложности (аналитические, конструктивные, творческие). Таблица№7

Задания усложняются от 1 варианта к 3. Ученик может выполнить по - своему

выбору любой вариант, но он знает, что уровень первого варианта «троечный», второго – на «хорошо», третьего - на «отлично». Часто ученики, работая с карточками такой структуры на зачете, выполняют задания третьего уровня. Такие карточки учитель готовит по окончании изучения темы специально для зачета. Составляются они на больших листках и вкладываются в прозрачные полиэтиленовые файлы. С одной стороны, карточка с заданиями, а с другой – алгоритм работы для ученика.

Таблица № 6

Тема: «Древний Восток»

Общая оценка за тему

Блок №1 Блок № 2

Борович Павел

Лукашевич М.

Илария Ливия

Гонтаренко Е.

Петрова Е.

Гетман В.

Заключение

Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности ученика, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и учителем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.

Сравнительный анализ результатов контрольных работ, зачетов по истории в экспериментальном и контрольном классах показал, что знания, умения и навыки учащихся экспериментального класса прочные.

Таблица № 7

Результаты опытной работы

Начало учебного года

Конец учебного года

Контрольные классы

Экспериментальный класс

Проанализировав работу учеников, можно сделать вывод о том, что коллективный способ обучения КСО способствует активизации познавательной деятельности учащихся, выработке навыков социального и делового общения, глубокому усвоению изучаемого материала, формированию педагогических умений и навыков, развитию речи. Обучение в сменных парах значительно обогащает каждого ученика.

Литература

1.Архипова. В.В. Коллективный способ обучения. Учительский семинар.

Приложение к газете «Октябрьская магистраль» 2.04.1988, 16.11.1988, 13.12.1988, 3.03.1989, 14.06.1989, 15.05.1989, 15.05.1989, 15.02.1990, 18.04.1990, 30.05.1990

2. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб, АОЗТ "Интерс", 1995.

4. Брейтерман М.Д. Метод А.Г. Ривина//. СПб, На путях к новой школе. 1994.

5. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997. С – 126 - 128

6. Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №1. С. 58 -62

7..БондаренкоЛ. В. / Красноярск, Краснояр.с.-х.ин-т, 1988. образования//. М., Революция и культура. 1930. 15-164.

8. Бухарин Н. Доклад о работе среди молодежи. ХIII съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., Госполитиздат, 1964. (Опубликовано: Талгенизм. Метод коллективного взаимообучения. Л., НИФ "Элиана", 1991.)

9. Вихман З. Опыт построения учебного материала для массового рабочего 8.

10.Вопросы теории и практики коллективного способа обучения /Сост.: М.А. Мкртчян.

11. Выготский Л. С. Педагогическая психология, т.5. – М, 1982, С.- 135 - 137

12. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск, КГУ, 1984.

13. Дьяченко В.К. Разновозрастность состава коллектива как важнейшее условие М.,

14.Демократизация личности: Отчет о второй встрече учителей-экспериментаторов // Учительская газета. - 17 окт. - 1987. Кудрявцева Л.В. Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава. «Начальная школа» 1990г. №11

15.Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Просвещение, 1991 г., с. 9-10.Каменогорск, Изд-во, 2007.перехода к. коллективному способу обучения. Красноярск, КГУ, 1987.

16.Кудрявцева Л.В. Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава. «Начальная школа» 1990г. №11

17. Куманев А.А. Раздумья о будущем. - М., 1989

18.Локалова Н. П. Психологическое развитие как составляющая образования // Педагогика. – 2002. - № 7.

19.Педагогика под редакцией Бабанского Ю.М.: Просвещение 1988г

20.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998. С. – 56 -59

21.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997, С. – 135

22.Попова А.И. Литвинская И.Г. Об организации коллективных занятий «Начальная школа» 1990г. №8

23. Стоунс Э. Психопедагогика. – Москва, 1992. – С. 95

24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998. С. – 185, 186

25.Соловьёва О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. – 2003. - № 3.

26. Ушакова Н.М. Психолого-педагогическая теория «Содержание образования-технологии»: основные постулаты. // “Образовательно-инновационная и социокультурная политика в Казахстане и сопредельных территориях: опыт, проблемы и перспективы”// Материалы Международной научно-практической конференции. - Астана. – 2005. - С. 58 -60.

27. Ривин А. Содиалог как орудие ликбеза//. М., Революция и культура. 1930. 15-16.

28. Таль Б. О талгенизме (метод коллективного взаимообучения)//. М., Руководителям занятий. 1922.

29.Хрестоматия по психологии. Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. – С.70.

30. Шаламов В. Двадцатые годы. Заметки студента МГУ//. М., Юность. 1987.

31. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: «Сентябрь», 2000г.

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

Некие формы движения познавательной деятельности;

Какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

Контроль за процессом обучения;

Управление познавательной деятельностью учеников;

Раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения - способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».


Метод обучения зависит:

1) от цели урока. Например, учащимся 5 класса необходимо усвоить спряжение глаголов. В этом случае ни беседа, ни связное повторение не поможет ученикам их закрепить. В этом случае самым действенным методом будет самостоятельная работа учеников, допустим, выполнение упражнений;

2) от этапа урока. Так, на начальном этапе - в период объяснения нового материала - используется метод беседы или сведения, данные в новой теме, предлагаются для домашнего закрепления. Следовательно, на занятии ученики уже будут понимать, о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, предлагается выполнить ряд упражнений дома, вспомнить пройденное ранее. Помогает и беседа учителя с учениками;

3) от содержания обучения. Каждый предмет обладает своими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод. Например, при изучении физики и химии ученикам предлагается сделать ряд лабораторных работ. Благодаря этому они могут закрепить и применить полученные теоретические знания; 4) от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они будут различными. Маленькие дети очень быстро устают делать одно и то же долгое время, поэтому использовать один метод в работе с ними нецелесообразно. В этом случае лучше чередовать способы воздействия. Можно использовать метод игры, так как у младших школьников высока потребность в моторной деятельности. Но здесь учителю следует постоянно следить за тем, чтобы используемые методы отвечали целям обучения; 5) от местных условий. Здесь играют роль, как контингент детей, так и местные условия. Например, на уроках ботаники необходимо наглядно показать несколько видов растений. Это не составит трудностей сделать сельскому учителю, но у городского может вызвать некоторые затруднения. Если же нет возможности показать объясняемый материал на живом примере, следует воспользоваться другими средствами, например, сделать схемы или рисунки и показать их на доске;

6) от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие. Бывает, что без него новый материал объяснить просто невозможно. Так, например, изучая геометрические фигуры, можно изготовить плоские и объемные модели, включить в урок просмотр кинофильма или фотографий;

7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.

Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю.К. Бабанского. Размышляя над проблемой методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы ».

Понятие и сущность метода и приема обучения

Основные подходы к определению понятия «метод обучения»

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов - активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

Понятие и сущность метода обучения

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

  1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
  2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как «способ», а о способе говорится, что это метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. В этом случае метод можно отнести к логической форме норматива и определить его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования» (В.В. Краевский).

Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Рассматриваемый с этой точки зрения метод воплощает в себе научное представление о наиболее целесообразных для данных условий средствах осуществления определенной цели образования, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.

Приемы обучения

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой — к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Структура метода обучения

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Об этом свидетельствуют результаты фундаментальных исследований И.Я. Лернера в этой области. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

9.2. Классификация методов обучения

Основные подходы к классификации методов обучения

Одной из острых проблем современной Дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы обучения

Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы .

Цельвводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение (эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующая , или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование . Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция . Лекция - монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными . Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой . Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текста . План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

  • 1

Введение

Глава 1. Теоретические основы методов обучения в современной школе

1.1 Понятие о методе обучения

1.2 Классификации методов обучения

Глава 2. Характеристика методов обучения в современной школе

2.1 Традиционные методы обучения в школе

2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Заключение

Список литературы

Введение

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

Актуальность. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".

Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. (8, 129)

В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. Таким образом, из эволюции методов обучения можно сделать три следующих вывода:

1. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

2. Вытекает из предыдущего; хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, составляющие систему.

Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы методов обучения;

Изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.

Глава 1. Теоретические основы методов обучения в современной школе

1.1 Понятие о методе обучения

метод обучение школа

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся.

Методы обучения в современной школе Презентация учителя начальных классов МБОУ «ООШ №11» г.Вязники Демидовой Светланы Викторовны «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа


«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.


Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.


Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский). Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).


«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский


Требования к методам обучения Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.


Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.


Особенности современного урока Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.


Организационные основания урока Работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.


Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.


Особенности современных методов обучения Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления. Метод должен обязательно соответствовать цели урока. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание. Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)


Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.


Моя личная позиция Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.


Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений: Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей. Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности. Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.


Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю. Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; Организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.


Школьная мотивация По результатам диагностики «Школьная мотивация» выявлено: Исходя из этого определила уровни познавательной деятельности учащихся.


Начальный уровень Пассивные дети, с трудом включаются в работу, не в состоянии решить учебную задачу. Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень. Содержание деятельности: «создание атмосферы успеха»; «эмоциональная подзарядка»; «активное слушание»; «комплиментарный» стиль общения.


Средний уровень Заинтересованность детей в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приемами. Цель: воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявлять интерес к интеллектуально волевым усилиям. Содержание деятельности: держать внимание в состоянии «напряженного удивления»; чередование видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке; использование эмоциональных приемов, игр.


Высокий уровень Учащиеся активно включаются во все формы работы. Цель: воспитание потребности в поиске нестандартных решений, в самовыражении и самосовершенствовании. Содержание деятельности: использовать ролевые ситуации; проблемные задания; работа с дополнительными источниками. Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.


Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю: Игровые формы; Организация групповой, парной и индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Создание конкретных ситуаций, их анализ; Постановка вопросов, активизирующих диалог. Проблемное обучение. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой .


Игра «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С. Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.


Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.


Проблемные методы. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности. Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.


Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».


Основные этапы проектной деятельности - Выбор темы проекта. - Работа с разными источниками. - Выбор формы предъявления проекта. - Работа над проектом. - Оформление результатов. - Защита проектов. Подведение итогов. В конце работы ученик должен ответить на вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?


Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к вывода м. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».


ИКТ Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.


Метод незаконченного рассказа Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? 1 вариант 2 вариант 3 вариант


Методы начала урока «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.


Методы выяснения целей «Знаем – не знаем» Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. «Цветочная поляна» Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений. «Воздушные шарики»


Методы подведения итогов Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. «Кафешка» Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте… «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.


«Итоговый круг» На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.


Методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода ». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». «Физминутки для глаз».


Результаты Применение различных форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы: Качество знаний


Степень обученности учащихся


Вывод «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.


Всем творческих успехов

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека