Роль природных факторов в жизни и развитии общества. Факторы развития общества

1. "Широкое" и "узкое" определения природы: природа как материальный мир и как биосфера.

2. Значение "стартовых" природных условий для развития культуры и цивилизации.

3. Основные этапы взаимодействия природы и общества:

а) появление человека разумного и "присваивающей" экономики;

б) переход к "производящей" экономике, активное вмешательство человека в природную среду, возникновение техногенных обществ;

в) промышленная революция, формирование идеи прогрессивного общественного развития;

г) нарастание глобального экологического конфликта, попытки согласования "стратегии природы" и "стратегии человека".

Кроме определения природы в широком и узком смысле слова, в первом вопросе следует проследить эволюцию представлений о природе в мифологической, философской, религиозной и научной картинах мира.

При ответе на второй вопрос рассмотрите влияние географического положения, территории, климата, ландшафта, растительного и животного мира, водных артерий, полезных ископаемых, количества населения на развитие общества. Проследите, каким образом происходило формирование новых, опосредованных природой факторов общественного развития.

Раскрывая третий вопрос, покажите влияние на характер взаимодействия общества и природы как производственных переворотов, так и религиозных и философских идей. Этапы (б, в, г) можно рассматривать также как неолитическую, промышленную и научно-техническую революции.

Тема 53. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Общество как развивающаяся система:

а) понятие "общество" в материалистической концепции;



б) идеалистические теории общественного развития;

в) органицистские и натуралистические подходы к историческому процессу.

2. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.

3. Цивилизационная концепция исторического развития.

4. Прогресс и регресс в общественном развитии.

Отвечая на первый вопрос, подчеркните, что в зависимости от своей мировоззренческой позиции различные философы по-разному понимали общество, поэтому существовали разные концепции общественного развития. Раскройте основную суть, назовите авторов, укажите характерные черты этих концепций.

Рассмотрение второго вопроса начните с того, что, с точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития.

Раскрывая третий вопрос, укажите, что идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута Н.Я. Данилевским. Он исходил из того, что развитие общества осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами (цивилизациями) на основе общности культуры. Укажите также авторов других теорий (О. Шпенглер, А. Тойнби, У. Ростоу и др.), выявите черты, наиболее характерные для указанного подхода к развитию истории.

Анализ четвертого вопроса начните с изложения двух вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории: пессимистического (человеческая история движется по пути регресса) и оптимистического (в истории господствует прогресс). Назовите авторов указанных взглядов, отличительные черты этих теорий и их прогнозы на будущее.

Тема 54. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

1. Понятие общества в философии и социологии.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Социальные действия и их смысл.

Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе.

Ответ на первый вопрос предполагает различение понятий "народ", "нация", "государство" от понятия "общество". Кроме этого, необходимо выявить специфику рассмотрения этого понятия в философии и социологии. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития – формационный (К.Маркс) и цивилизационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

При изложении второго вопроса обратите внимание на следующие источники саморазвития общества: противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ; противоречия, связанные с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Раскрывая третий вопрос, исходите из следующего положения: смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Люди взаимодействуют во имя чего-то. Выберите наиболее интересные и плодотворные, на Ваш взгляд, философские концепции общества от античности до нашего времени.

Тема 55. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Историософия как область философского знания: предмет и категории.

2. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.

3. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.

4. Проблема культуры и цивилизации.

5. Сущность, направленность и критерии исторического развития человечества.

Методические указания

История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?

В первом вопросе необходимо показать специфику историософии как философской дисциплины, выявить круг ее проблем и определить главные категории, которыми она оперирует (исторический процесс, функционирование, изменение, развитие, прогресс и т.д.).

Во втором вопросе проследите основные этапы становления философских представлений об историческом процессе. Начните с мифологических представлений о "мировом годе", затем перейдите к античной, христианской и исламской средневековой историософии, от них – к принципу обоснования историософских концепций в Новое время и в период классической рациональности.

Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических историософских парадигм (третий вопрос) можно распределить по направлениям в соответствии с каким-либо критерием: линейные и циклические; отстаивающие "принцип всемирной истории" и трактующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций; признающие рациональность истории и утверждающие ведущую роль некоей иррациональной стихии. В соответствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть "задействованы" в разных номинациях. Обратите особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в "философии жизни", экзистенциализме, марксизме, учениях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.

В четвертом вопросе главное – выбор критериев различения указанных понятий. Необходимо коснуться истории проблемы, представить наиболее значительные концепции. Понятие "цивилизация" появилось в тесной связи с понятием "культура", поэтому при его анализе неизбежно их сопоставление как парных категорий.

Пятый вопрос предполагает выявление сущности понятия "историческое развитие человечества", его направлений (прогресс, регресс, одноуровневое развитие), критериев, по которым мы можем судить об этом.

Тема 8. Природные факторы развития общества

Жизнь общества протекает в условиях определенной природной среды и поэтому последняя, несомненно, влияет на развитие общества. В данной теме рассмотрены конкретные природные факторы и условия, воздействующие на общество. Природные факторы одного рода непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей и поэтому их причисляют к экологическим детерминантам. К природным условиям и факторам, от которых зависит развитие производительных сил общества, относят географические условия его существования (климат, почва, наличие полезных ископаемых, лесов, рек, озер и т.п.).

Воздействие географических факторов на общество отмечали многие историки, географы, политики и государственные деятели. Иногда это воздействие настолько сильно преувеличивалось, что географическая среда выступала в качестве главного детерминанта развития общества; такие взгляды справедливо характеризуют как географический детерминизм. Численность населения также оказывает воздействие на развитие общества и его производительных сил, но если до начала XIX века рост населения оценивался положительно, то впоследствии некоторые экономисты и социологи стали видеть в нем негативный фактор. Наиболее яркими выразителями таких негативных взглядов стали Т. Мальтус и его последователи - мальтузианцы. Критикуя их взгляды, следует показать, что демографические процесса детерминируются не столько биологическими, сколько социально-экономическими факторами.

Основные вопросы для обсуждения. Что понимают под географической средой? В чем состоит сущность географического детерминизма? Охарактеризуйте взгляды Ш. Монтескье на роль географической среды. Что нового вносит Г. Бокль в понимание географической среды? Какую роль отводит Л. И. Мечников природной среде и речным цивилизациям? Что представляет собой экологический детерминизм? Какое влияние оказывает народонаселение на развитие общества? В чем заключается доктрина Т. Мальтуса о народонаселении? Как оценивается фактор народонаселения в материалистическом понимании истории?

Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».

Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении – всё сущее, весь мир, Вселенная, т.е. всё окружающее, включая человека и общество. Природа в узком смысле – та естественная среда, в которой проходит жизнь человека и общества (поверхность Земли с её особыми качественными характеристиками: климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество есть обособившаяся часть природы, которая выделилась в самостоятельную, социокультурную реальность в результате совместной деятельности людей. Феномены культуры и цивилизации являют собой искусственно созданную, вторую природу. Природа гораздо старше общества, но со времени существования человечества история людей и история природы неразрывно связаны друг с другом: общество не изолировано от природы, не ограждено от воздействия природных сил, как позитивных, так и негативных.

Взаимосвязь природы, общества и человека всегда привлекала внимание философии.

Античная философия отдавала приоритет природе, Космосу как живому упорядоченному целому. Идеалом для человека, понимаемого как часть Космоса, считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь земной природы. Считалось, что в природе воплощён Божественный замысел.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Утверждалось единство человека и природы, но человек уже стремится подчинить себе природу.

Это устремление становится ведущим в Новое время , когда природа становится объектом научного познания и активной преобразовательной деятельности человека.

Со временем, такое, утилитарно-прагматическое отношение к природе стало доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней. Как оппозиция такому подходу вызревает осознание необходимости сотрудничества человека с природой, равноправного диалога с ней.

Учитывая факт взаимодействия природы и общества, сделаем акцент в данном вопросе на роли природы в жизни и развитии общества . Понятно, что природа, образуя естественную среду обитания человека, составляет необходимое условие существования и развития общества.

Важнейшим компонентом природы является географическая среда – часть природы, вовлечённая в сферу практической деятельности человека. В более конкретном выражении под нею понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на той территории Земли, на которой живёт и развивается определённое человеческое общество. Иначе говоря, географическая среда представлена такими компонентами природы, как: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Особенно большую роль в ней играет биосфера – живая оболочка нашей планеты, область взаимодействия живого и неживого, которая с появлением людей переходит, по Вернадскому, в качественно новое состояние – ноосферу.

Общество также имеет свои составные части:

антропосфера – сфера жизни людей как биологических организмов;

социосфера – область общественных отношений между людьми;

биотехносфера – область распространения технического влияния человечества.

Выделяют три аспекта воздействия природы на общество :

экологический – «природа вокруг нас» (географическая среда, а также часть ближнего Космоса, который осваивает человек);

антропологический – «природа внутри нас» (= природно-биологическое начало в самом человеке: наследственность, расовые признаки, темперамент, задатки);

демографический , характеризующий биологические особенности всего человеческого рода.

Эти особенности выражаются в понятиях «народонаселение » (= непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающих на определённой территории), его «половозрастная структура », «рост », «плотность ». Законы народонаселения (рождаемость, смертность, прирост или убыль) носят исторический, биосоциальный характер. Фиксируется, что численность населения Земли заметно увеличивается от эпохи к эпохе.

Существует концепция, утверждающая, что рост народонаселения является фактором, определяющим развитие общества. В её рамках наметились два варианта : 1) рост народонаселения – благо для общества, т.к. стимулирует развитие производства (В.Петти в Англии XVII в., М.М.Ковалевский в России, XIX в.) 2) рост народонаселения – зло , источник общественных бедствий. Так, английский экономист и священник Т.Р.Мальтус (1766-1834) в своей работе «Опыт о законе народонаселения» утверждал, что рост народонаселения, если он не встречает сопротивления, происходит в геометрической прогрессии (удваивается каждые 25 лет), а рост средств к существованию – в арифметической. Отсюда Мальтус делает вывод: главным злом, приводящим к нищете населения, служит его рост.

Несмотря на неточности в расчётах и прогнозах, у Мальтуса впервые вопрос о народонаселении становится объектом строго научного исследования. Тем более, что современная демографическая ситуация характеризуется как «демографический взрыв » - стремительное увеличение темпов прироста народонаселения за счёт стран Азии, Африки и Латинской Америки: если в 2000 г. население Земли составляло 6 млрд. чел., то сейчас уже около 7 млрд., в 2025 г ожидается 8 млрд., а в 2050 – 9,3 млрд.

Обратная сторона проблемы – снижение роста народонаселения в ряде развитых стран: в Германии, Великобритании, Швейцарии и др. Отрицательная динамика наблюдается также в России, Украине, Белоруссии. В целом сохранение существующих темпов прироста населения Земли может привести к разрушению природной среды, упадку экономики, ухудшению качества жизни людей, проблемам мигрантов… Чтобы избежать этого, необходимо, как минимум, способствовать снижению темпов роста населения в странах Азии и Африки, а также искать новые способы прокормить человечество, в т.ч. за счёт достижений науки, но это должно согласовываться с решением экологических проблем.

Воздействие природы на общество (в его экологическом аспекте) получило осмысление в рамках географического детерминизма – направления в социальной философии, согласно которому определяющую роль в жизни и развитии общества играют факторы географической среды. Основы этого подхода наметились ещё в античности (Гиппократ ), но особенно широкое распространение он получает с начала XVI в. – времени начала великих географических открытий.

Один из крупных представителей географического детерминизма в Новое время Ш.Монтескье в своей книге «О духе законов» проводил мысль, что климат, почва, рельеф местности определяют нравственно-психологический облик народа, а через это – законы, общественный строй.

Так, если южные народы расслаблены и ленивы, то народы Севера, где климат суров, а почва скудна, храбры и склонны отстаивать свою свободу. В результате деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Вывод Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей!».

Географическое направление было представлено и в нашей стране. К.И.Бэр (17921876) утверждал, что судьба народов определяется «наперёд и неизбежно природой занимаемой им местности». Л.И.Мечников (1838-1888) также стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчёркивая при этом роль водных путей сообщения. Развитие общества, согласно ему, идёт от древнейших, изолированных друг от друга, речных цивилизаций, к морским, а затем и океаническим, которые начинаются с открытия Америки. Этот процесс, по Мечникову, приводит к ускорению развития общества, к нарастанию его динамики.

Некоторые отечественные мыслители ставили вопрос шире – о влиянии космических факторов на развитие общества (Чижевский, Л.Гумилёв, Вернадский и др.).

Географический детерминизм в целом подвергается критике за определённую метафизичность мышления, за то, что он не учитывает эволюцию общества и его обратное влияние на природу. Однако, несмотря на односторонность рассмотренных теорий, они отражают некоторые важные моменты влияния природных факторов на общественную жизнь.

Основу развития человеческого общества составляет система, соединяющая три группы факторов: природные, производственные, социальные.

Функции природной среды должны обеспечивать устойчивое процветание человеческого общества.

Эта цель конкретизируется тремя группами подцелей: экологических, социальных, экономических.

Экологические - обеспечение здоровья и устойчивого продолжения рода человека как биологического вида.

Социальные - обеспечение духовного развития, которое в конечном счете включает познавательное, художественное и нравственное развитие человека.

Экономические - производство материальных благ и услуг, достаточных для обеспечения экологических и социальных целей.

Достижение экологических и социальных целей во многом обеспечивается за счет экономических целей.

Базисным фактором решения задач обеспечения материальными благами человека, улучшения биологического здоровья

и духовного развития человека является природная среда, функции которой приведены на рисунке (рис. 1.5).

Экологическая функция природной среды самая древняя и самая главная. Она существовала еще задолго до появления двух других функций. На первых порах своего развития человек пользовался дарами природы, не опосредствуя их трудом. Этот период использования «диких» экологических систем характеризуется собирательством и охотой. Недостаток природных ресурсов компенсировался миграцией человека к местам обилия воды и пищи, благоприятного климата.

Развитие человека

Социальные факторы

Поддержание жизни человека как биологического вида: среда обитания, воздух для дыхания, ресурсы пищи, ресурсы воды, ресурсы обмена веществ

Биологические факторы

Познавательное развитие: информационный ресурс, средство информационного обмена

Художественное развитие: развитие творческих способностей, эстетическое удовлетворение, развитие чувства красоты и гармонии

Нравственное развитие: воспитание чувства гуманизма, развитие чувства оптимизма и стабильности

Экологические факторы

Воспроизводство средств производства: источник предметов труда, средства труда, пространственная среда, энергетический ресурс, информационный ресурс

Воспроизводство предметов потребления Воспроизводство рабочей силы

Рис. 1.5. Функции природной среды 32

Воздействие природной среды на социально-экономическую систему является непосредственным, но в то же время и необходимым. Профессор Я.Я. Рогинский выделяет пять основных путей воздействия природной среды на людей: первый - прямое влияние на здоровье людей, их физическую выносливость, работоспособность, плодовитость и смертность; второй - через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов; третий - влияние наличия или отсутствия необходимых средств труда; четвертый - создание самой природой мотивов, побуждающих людей к действию, стимулов к деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий среды; пятый - наличие или отсутствие естественных преград, мешающих встречам и соприкосновениям между коллективами (океаны, пустыни, горы, топи).

Отсутствие преград, с одной стороны, могло оказаться исключительно полезным для взаимного обогащения опытом, а с другой - пагубным, в случае столкновения с превосходящими силами враждебных групп. (Рогинский Я.Я. Социальная сущность и биологическая природа... - М.: Знание, 1983).

Анализ использования природных ресурсов и показателей социально-экономического развития позволяет проследить четкую взаимную связь между состоянием природной среды (обеспеченность природными ресурсами, качеством окружающей среды) и уровнем развития социально-экономической системы (рис. 1.6). Прямые и обратные связи могут быть конкретизированы следующим образом.

Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулируют рост темпов экономического развития и способствуют процветанию социальной системы. Однако эти же благоприятные возможности существования социально-экономической системы постепенно превращаются в своеобразный тормоз для возникновения революционных сдвигов в системе и ведут к определенному застою.

б) стимулирует вовлечение новых природных ресурсов

1. Избыток, расцвет

2. Природные ресурсы. Окружающая природная среда

3. Недостаток, деградация

1. Расцвет

2. Социально-экономическая система

3. Деградация

Стимулирует рост темпов развития

а) снижает трудоемкость и нагрузку на среду

Ведет к истощению природных ресурсов, деградации окружающей природной среды

а) вызывает кризис системы

6) стимулирует поиск путей выхода из кризиса

Тормозит революционные сдвиги

Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение основных технических идей и принципов, революционные преобразования в обществе.

Воздействие социально-экономической системы на природную среду.

При анализе обратных связей также можно выделить положительные и отрицательные результаты воздействия. Развитие производительных сил общества позволяет вовлечь в производство новые природные ресурсы или использовать более бедные источники и вторичные ресурсы, а также уменьшить удельную потребность в природных ресурсах на единицу продукции и снизить.техногенную нагрузку на окружающую природную среду.

Усиленное использование природных ресурсов при отсутствии качественного развития производительных сил ведет к истощению природных ресурсов и деградации окружающей природной среды.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека