26 июля в Православной Церкви принято отмечать торжество, которое называется Собором Архангела Гавриила. Данное событие собирает большое количество людей в стенах храмов, которые молятся и благодарят многих святых за их деятельность и заслуги перед христианской религией.

Всё же, некоторые задаются вопросом, почему в честь Архангела Гавриила было утверждено два события в году (8 апреля и 26 июля)? Дело в том, что он был изначально выбран Господом Богом для того, чтобы рассказать людям о чудеснейшем событии – рождении будущего Спасителя всего человечества. Поэтому, Архангела Гавриила благодарят и на следующий день после праздника Благовещения, ведь именно он донес удивительную новость всем верующим христианам. В его честь также был сооружен и освящен патриархом храм, который достроился в середине семнадцатого века. Относительно имени посланника Господа, то оно переводится, как «крепость Бога», или же «твердыня Господа».

На сегодняшний день можно увидеть большое количество церковных икон, где есть изображение Архангела Гавриила. На всех образах у него в руках веточка из Рая. Согласно церковной версии, она была преподнесена Пресвятой Богородицы, во время благой вести. Есть и некоторые иконы, где Гавриила изображают с фонарем и зеркалом в обеих руках. Это объясняется тем, что святой являлся не только Пресвятой Богородице. Также его видел и Моисей, которого Архангел вдохновил на написание Книги Бытия, или же пророк Даниил, узнавший про судьбу еврейского народа. Стоит отметить и явление священнику Захарию, который первым узнал о рождении Предтечи Господа. Вся жизнь Божией Матери проходила под защитой и покровительством Гавриила, который защищал Её от злых людей, и их помыслов. После рождения Спасителя, Архангел всегда находился рядом с Ним, опекая незримым присутствием будущего Мессию. Были времена, когда Иисус Христос испытывал страдания, а потому молился об укреплении духа именно Гавриилу. А уже после распятия, через некоторое время он известил двух женщин о Благой Вести.

Когда христианин приходит на службу, посвященную Архангелу Гавриилу, то иногда даже не знают, как выглядит данное божество. Примечательно, что в православной религии существует всего четыре Архангела, разных по своему рангу. Гавриил, в свою очередь стоит на самой высокой ступени среди них, наряду с Архангелом Михаилом. Они единственные, которые описывались только по имени в писаниях Ветхого Завета. Смысл имени божества в некоторых трактатах отличается, но большинство из них гласят о такой цитате самого Гавриила: «Господь – моя сила». Это и есть утверждение, которое полностью характеризует его наименование. Когда была написана летопись парси, то упоминаний о Гаврииле не было вообще, беря во внимания тот факт, что в ней было написано про 119 ангелов. В летописи он был описан, как необычное существо, со 140 тысячами парами крыльев. Также говорилось о его важности в Эдеме, и покровительством над Херувимами. И, только спустя тысячелетия, Архангела Гавриила стали отожествлять с Воскрешением Иисуса Христа, как вестника Благой Вести и покровителя святых. На сегодняшний день он является символом счастья, радостных мгновений, искренности и всепрощения. Считается, что Архангел Гавриил приносит только положительные новости людям, а поэтому ему молятся о том, чтобы в жизни было как меньше негативных моментов. Также ему молятся за родителей, или же в те моменты, когда пара желает завести ребенка.

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8 :16 ; Дан.9 :21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22 :43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.

Собор святого архангела Гавриила

Память 26 марта    На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк.1 :19), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.
   Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Откр.1 :4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
   Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
   Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божий. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», также «муж-Бог». Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска» (Ис.8 :3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж – Бог, Крепкий Бог . И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл , патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
   – Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж – Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж – Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31 :22). Итак высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
   Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит 2123 , согласно говорят о тех семи высших ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божних и для явления большей силы Божией, и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?» (Евр.1 :14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.
   Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т.е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве, и коим он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает святой Дамаскин : едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость тебе принесе 2124 . А что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, – узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству святого Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: «Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл» (Ис.6 :1-2).
   А как святой Гавриил есть один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине».
   Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет о сем святой Григорий Двоеслов 2125 «Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».
   Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему Миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!
   О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании . Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан.10 :13); в послании Апостола Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1 :9); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии (Дан.8 :16), и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии – о воплощении Бога-Слова (Лк.1 ). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов.12 :15). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить «тяжесть огня» (3 Ездр. 4 :5).
   О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божественного Писания, можно думать, что Салавиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: «Услышал Бог голос отрока (Быт.21 :17) и смиренную твою молитву». Имя Иегудиила усвояют тому ангелу, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх.23 :22-23). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (Быт.18 ).
   Сии святые, высшие семь ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочестивому разумению святой Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церковная история повествует следующее:
   Нечестивый император Диоклетиан , жестокий гонитель христианства, строя для себя в древнем Риме каменные термы , повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, которая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Таким образом, посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство , со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по всей вселенной – тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклетиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
   Риму стали подражать и другие города, как-то: Неаполь в Кампании и Палермо в Сицилии , где также созданы были каменные церкви во имя сих семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу

Праздник Собор Архангела Гавриила: описание, история и интересные факты.

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

И поистине особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочнейшей Деве весть о воплощении Бога Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенной честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение.

И как велик посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1, 19), то есть стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, — подобно этому и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие перед Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большей честью и славой, чем другие ангелы низших чинов.

Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят 7 ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих перед Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения вспоминает об этих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1, 4). В числе этих семи Гавриил — второй по числу, а после Михаила — первый: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов — Михаила, но второго за ним — Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил — первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил — победитель супостатов; Гавриил — вестник тайн Божиих; Рафаил — врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил — молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил — прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил — ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода — держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что его служение — возвещать таинства Божии.

Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной матери. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования.

Имя Гавриил значит: «крепость Божия», а также: «Муж-Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком — совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, — напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным.

Провидя это, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелал-хаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис.8,3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит: Муж-Бог, Крепкий Бог. И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе.

Святой Прокл, патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж-Бог, происходит от слова Гавир, что означает: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж-Бог. Издревле еще предвозвестил это Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22).

Итак, весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам неведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, через Гавриила раньше открытых святым пророкам, тем большей чести с этого времени сподобился он в сонме самих ангелов почитаться ими как ближайшего зрителя внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

Церковные учителя, особенно Дионисий Ареопагит, говоря о тех семи высших ангелах, считают, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а эти, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1, 14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, неведомого, непостижимого, несказанного.

Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божия, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.

Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и является чиноначальником среднего чина между началами и ангелами, то есть архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают отчасти потому, что он называется архангелом, отчасти потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы.

Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и посылается для возвещения только величайших тайн Божиих. Такова была тайна воплощения Божия — и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве и которым он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное).

А то, что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу: как говорит об этом Исаия: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл» (Ис. 6, 1-2).

А так как святой Гавриил — один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в этом чине».

Открывается это еще из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет об этом святой Григорий Двоеслов: «Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимской любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».

Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!

Составлено с использованием «Четьих Миней» свт. Димитрия Ростовского

25 июля христиане отмечают великий праздник - День Архангела Гавриила. Он считается одним из главных ангелов Бога, поэтому Гавриила издавна почитают все христиане мира. Про традиции и главные запреты праздника - читайте в нашем материале.

День Архангела Гавриила: история праздника

Архангела Гавриила почитают как одного из семи главных ангелов, служителя Божественного Всемогущества.

Праздник берет свое начало в библейской истории о рождении Иисуса Христа. Именно Гавриила выбрал Бог для того, чтобы оповестить Марию и человечество о приходе Спасителя.

Кроме того, он же поведал женам-мироносицам радостную весть о Воскресении Христовом.

День Архангела Гавриила: что нужно делать

В этот день обязательно нужно идти в храм на божественную литургию. Кроме того, православные верующие считают, что нужно поставить свечу и помолится Гавриилу - попросить здоровья для себя и своих близких, успехов в новых начинания и избавления от плохой энергии.

Согласно древним народным традициям, в этот день следует делать первый сноп и называть его зажинным или именинным. В древности верили, что именинный сноп может совершить чудеса.

Считается, что если попросить у Архангела Гавриила исполнения своего самого заветного желания, то он обязательно его исполнит. Однако это относится только к благородным и добрым пожеланиям.

По традиции, в День Архангела Гавриила можно узнать, какая будет осень. Если 26 июля на дворе сухо, то осень будет долгая, теплая и сухая. Наши предки в этот день наблюдали за ласточками: если они низко летают, осень будет долгая. С этого времени кое-где грачи начинают собираться в первые осенние стаи.


День Архангела Гавриила: что категорически нельзя делать

Как и на большинство православных праздников, на Гавриила существует ряд запретов, которые категорически нельзя нарушать.

Традиционно, на христианское торжество запрещается ругаться и сквернословить. Нельзя оскорблять святой праздник своими плохими помыслами.

В древности люди считали, что Гавриил поражает своих врагов молниями — огненными стрелами. Гаврила считается «громовым», «сердитым» праздником. Поэтому 26 июля категорически запрещается заниматься тяжелым трудом, иначе Гавриил «заведует» громами, может спалить копну.


В церковном календаре день 19 ноября (6 ноября по ст. ст) указано как воспоминание о чуде Архистратига Михаила, которое произошло в Хонех (Колоссах), а день 21 (8 ст. ст.) ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. В народе оба дня называются Михайлов. Церковь чтит Михаила как защитника веры христианской и поборника зла и темных сил.

Праздник Собора, то есть совокупность святых ангелов во главе с архангелом Михаилом, установлено в начале ІІV века. Культ ангелов (с греческого «вестник») в христианстве играет важную роль. Они являются посредниками между Богом и людьми. К ангелам с уважением и страхом относятся в наиболее распространенных религиях, таких как иудаизм и ислам. Священное Писание, рассказывая о появлении ангелов различным людям, называет именами лишь нескольких из них, очевидно, только тех, которые выполняют особую миссию перед Богом. В канонических писаниях это Михаил и Гавриил, а в неканонических - Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил.

В ІІV веке Дионисий Ареопагит написал сочинение «О небесной иерархии». Вскоре он был принят церковью канонического. Согласно этому учению ангелы являлись абсолютно бесплотными существами и делятся на три группы и девять чинов. К первой группе относятся серафимы, херувимы и престолы. Ко второй - обладатели, ангелы силы и ангелы власти, к третьей - ангелы начальства, архангелы и ангелы. Архангел Михаил в Писании называется «князем», «вождем воинства Господня», он - борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Оттуда и церковное название архистратиг, то есть старший воин, вождь. В книге «Откровение» именно он является главным воином в войне против сатаны - змея: «И произошла война на небе: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И побежден был великий дракон, древний змей, называемый Дьяволом и Сатаной ». Именно архангел Михаил постоянно бореться с сатаной и, по убеждению христиан, он вместе с Иисусом Христом проведет и решающую битву. На иконах архистратиг Михаил изображен с огненным мечом, убивает змея. Праздник Михаила очень почитаем народом и христианской церковью. «На Михаила работать - может господин Бог наказать» - говорили крестьяне. И в народном воображении Михаил - рыцарь борется с чертями и всей нечистью. Это архангел, который стоит в обороне человека перед злой силой.

В честь архистратига Михаила в церквях проходили молебны, а затем происходили пышные застолья и престольные праздники в тех местностях, где были построены храмы в его честь.

Архистратига Михаила охотники в Украине считают своим покровителем. И в народе бытует много легенд и рассказов по этому поводу. Народные приметы говорят:

С Михаила зима не стоит, а танцует, метелями и морозами свирепствует.
Михаилу зима пришла, по Михаилу реки во льды сковала.
Если выпал снег, то говорят: «Приехал Михаил на белом коне»
Когда на Михайлов день является иней, большие снега упадут, а если утром туман, оттепели на землю придут.
По Михаила ветер с юга, то будет тепло и до половины декабря.
Если Михаил дождем не услужиь, хорошую и сухую весну гадает.
Если ночь ясная на Михаила, то будет долго продолжаться суровая и снежная зима.

Говорят, если накануне дня архистратига Михаила поститься, имя твое будет написано на престоле Господнем.
Самое главное в этот день – не отказывать в помощи нуждающимся . Подумай в этот день о том, кому бы пригодилась твоя помощь, кто нуждается в поддержке и добрых словах. Обязательно свяжись с этим человеком и постарайся по возможности помочь ему. Естественно, делать это нужно не только в этот день, но и в любой другой.

По погоде на Михаилов день судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней - нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана - готовились к оттепели.

А вот что стоит сделать на Михайлов день, так это сходить в церковь, поставить свечку и отслужить молебен. Если у тебя не будет времени, прочти небольшую молитву Архангелу Михаилу, искренне поблагодари и, если нужно, обратись за помощью.

В селах 21 ноября не принято рубить топором, резать ножом или ткать, чтобы Михаил не обиделся.
В народе Архистратига Михаила считают защитником тех, кто нуждается в помощи. Он же исполняет роль строгого судьи, который проводит души на небо, где взвешивает все хорошие и плохие поступки человека.

Считается, что 21 ноября каждому человеку воздастся по заслугам. И люди, которые согрешили, могут получить в этот день наказание свыше. Вот почему в этот день православные стараются следовать церковным правилам. Например, ни в коем случае нельзя 21 ноября браться за тяжелую работу. Правда, есть и исключения. Например, если человек работает не по своей воле или тяжелая работа нужна, чтобы совершить доброе дело.
Займись в этот день благотворительностью, попроси прощения у тех, кого когда-то обидела и прости тех, кто обидел тебя.
21 ноября на Михайлов день 2015 нельзя преследовать корыстные цели, делать что-то ради собственной выгоды. Наши предки верили, что Архистратиг Михаил накажет за такое.

Источники: kpravda и edinstvennaya.ua

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека