Практическое исследование памятника затопленным кораблям. Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям

Главной достопримечательностью Севастополя, его визитной карточкой, точнее сказать символом, является знаменитый памятник «Затопленным кораблям». Уникальное место, вызывающее неподдельный интерес у всех, кто оказывается рядом с ним.

Предыстория основания

Началось все в первом месяце осени 1854 года, когда советские солдаты потерпели поражение в битве на Альме. Англо-французский флот намеревался проникнуть в Севастопольскую бухту, завоевать город. Вице-адмирал Корнилов принял единственно правильное и рациональное на тот момент решение – затопить корабли. Он высказал свою идею Меньшикову, командующему Черноморским флотом и легендарному адмиралу Нахимову.

Те в свою очередь поддержали Корнилова, и Меньшиков отдал приказ затопить старые парусные фрегаты, естественно предварительно сняв с них оснастку и орудия. Вечером 11 сентября 1854 году под воду ушли первые семь судов. Весной 1855 года затопили еще шесть судов. Целый год длилась первая оборона Севастополя. Много погибло солдат, но цель была достигнута – враг не смог достичь своей цели. А значит, все жертвы были не напрасными.

История основания

Ровно через пятьдесят лет, благодаря скульптору из Эстонии А. Адамсону, архитектору Фельдману и инженеру Энбергу, в 23 метрах от , появился памятник Затопленным кораблям. Изначально монумент планировалось назвать совершенно по-другому. Было предложено более 10 вариантов, но, ни один из них «не прижился». В то же время современное название за памятником закрепилось только через 25 лет, в 1930 году. На мой взгляд, даже не стоило выдвигать другие версии. Название красноречиво, и в полной мере оправдано.

Стоит отметить важную особенность монумента – он, если можно так выразиться, не подвластен никаким невзгодам и перипетиям судьбы. Его не смогли разрушить ни сильнейшие волны Черного моря в сильные штормы, ни ужасное Ялтинское землетрясение 1927 года. Во время него, пострадал знаменитый . Ни даже длительная Великая Отечественная война.


Архитектурные особенности

Основание монумента имеет восьмиугольную форму, выложено из гранита. Белоснежная колона из диорита и мрамора удерживает капитель из бронзы, на которой «комфортно» расположился двуглавый орел. Высота самой колонны, без гранитного рукотворного мыса – 7 метров. Общая высота памятника более 16 метров. А размах крыльев бронзового орла – почти три метра. Его взор обращен к морю, а в клюве надежно закреплен якорь и дубово-лавровый венок.

С 1969 года, символ Севастополя включили в герб города, а с 2016 года он «красуется» на сторублевой купюре. На основании монумента надпись: «В память кораблей … для заграждения входа на рейд». А на барельефах – сцены боя и карта Севастопольской бухты. На берегоукрепительном сооружении – два якоря, снятые с трагически погибших кораблей.


Дальнейшая судьба затопленных кораблей

Многих туристов интересует вопрос: «Суда, затопленные у берегов Севастополя во время первой обороны города, до сих пор находятся на дне?». Не скрою, меня также интересовал данный вопрос, и я нашел на него ответ. Нет – кораблей там давно нет. Их начали поднимать со дна через два года после знаменательных событий.

Кстати, некоторые суда были отремонтированы и продолжили службу. Правда большинство из них все же пошли на утилизацию. Очистка Севастопольской бухты от кораблей-героев проходила на протяжении более 10 лет. Сегодня акватория в этих местах чистая.


Как доехать (добраться) до памятника Затопленным кораблям

Добраться до достопримечательности не составит труда, как на автобусе, так и на маршрутном такси или троллейбусе. Не говоря уже о собственном автомобиле. Если поедете автобусом или «маршруткой», садитесь на 12, 16 или 117 номер. Троллейбусом – 5, 12 или 13. В обоих случаях выходите на остановке «Площадь адмирала Нахимова». Две — три минуты и вы у цели.

Автотуристы ориентируются на карту. Точные координаты и карта находятся внизу поста, под фото . Многие путешественники отправляются сюда пешком, чтобы по дороге осмотреть и другие значимые места знаменитого города-героя Крымского полуострова.

Фото

Одним из самых загадочных и удивительных памятников является памятник Затопленным кораблям в . Изображение этого памятника по праву считается эмблемой города, его можно также увидеть и на современном гербе Севастополя.

Рядом с памятником Затопленным кораблям всегда очень много народа, каждый старается старается сделать фото на память на фоне памятника Затопленным кораблям, но мало кто знает его удивительную историю.

Памятник Затопленным кораблям — исторические события, которые сподвигнули к его созданию

В сентябре 1854 года под Евпаторией высадилась огромная армия союзников, в которую входили англичане, французы, турки, итальянцы. В неравном бою на реке Альма русские проиграли, и над городом Севастополем нависла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд. Силы вновь были не равными: у неприятеля — пароходы, а у нас в основном старые деревянные парусники.

К тому же при проверке эффективности севастопольских береговых батарей произошла неприятность: небольшое торговое судно, специально превращенное в мишень, отправили дрейфовать, расстреливая со всех береговых орудий. Но шаланда получила только небольшие повреждения, а вот в фортах появились заметные трещины от выстрелов!

На военном совете 9 сентября 1854 года начальник штаба вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и всеми силами атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж и умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие члены совета. Нельзя ли применить знаменитую суворовскую хитрость?

И тогда командир линейного корабля «Селафаил» капитан 1 ранга Зорин решил осмелиться озвучить перед командованием оригинальную идею, которую уже обсуждали в кулуарах: что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!

Скрывая сильную дрожь в голосе, Зорин предложил первым затопить собственный корабль. С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был непреклонным: пустить на дно собственные боевые корабли? Он на такое не сможет пойти!

И только после озвученной угрозы главнокомандующего — князя Александра Меньшикова, который в случае неповиновения приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем заявил:

Печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но необходимо покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Итак, чтобы преградить пути вражеским судам было решено опустить на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. Все тяжелые орудия сняли и отправили на берег, ими усилили батареи и редуты.

Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на , где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, в числе командира которого был артиллерийский офицер Лев Толстой.

Нахимов в приказе по эскадре писал:

Я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в своих командах, что каждый из них будет драться, как герой.

Это предсказание сбылось абсолютно полностью. Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников города Севастополя. А первым из плеяды прославленных адмиралов трагически погиб Владимир Алексеевич Корнилов на , завещая своим товарищам:

Отстаивайте же Севастополь!

У семи буев, обозначавших места последних дислокаций, стали на якорь легендарные ветераны флота: корабли «Селафаил», «Силистрия», «Уриил», «Три святителя» и «Варна». Расположили все корабли строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному — фрегат «Флора». Ночью 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали топорами днища, а на некоторых кораблях были взорваны специально установленные пороховые заряды.

Но не все старые суда ушли под воду сразу же. Например, корабль «Три святителя» каким-то чудом держался до самого утра. Врагов известие о заграждении привело в сильный шок! Они отменили нападение на северную сторону и решили пойти в обход. В то время наши войска укрепляли батареи на всём берегу. Именно поэтому затопленные корабли нельзя считать потерей, так как они преградили собой путь к победе неприятельского фронта.

Даже сильное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая союзными войсками морская атака севастопольских батарей закончилась их неудачей. Поразительно, но даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться!

Мачты затонувших русских кораблей ломали вражеские днища, а огонь береговых фортов довершал дело. Многие суда противника получили сильные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских артиллеристов.

Одно из самых нестандартных военных решений — затопление собственных военных кораблей — оказалось единственно верным: союзнический флот, многократно превосходивший Россию как в численности, так и в оснащении, не смог завладеть главной бухтой Севастополя и значительно утратил свое опасное преимущество.

О том, насколько лежащие на дне суда мешали врагам, красноречивее всего говорит тот факт, что в ноябре 1854 года на английском пароходе «Принц» везли команду водолазов и специальные мины, которыми собирались разрушить затопленные корабли. Но «Принц» сам пошел на дно во время сильнейшего шторма у берегов

Стихия не пощадила и оборонительную линию севастопольских защитников: из-за частичного разрушения подводной преграды в ноябре-декабре были затоплены еще два судна — корабль «Гавриил» и корвет «Пилад».

Другой сильный шторм, разразившийся в феврале 1855 года, тоже сыграл на руку врагам, разметав стройную линию нашей «подводной обороны». Поэтому признал необходимым затопить еще несколько старых судов:

Если неприятельские корабли утвердятся на рейде, то кроме того, что мы потеряем город Севастополь и флот, мы лишимся всякой надежды в будущем; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… а без Севастополя нельзя иметь флот на Черном море. Аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на различные меры, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь.

Это и послужило причиной создания второй подводной «шеренги». В феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями ушли другие корабли — «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия» и «Мидия».

Именно на месте второй линии затопления судов, в 23 метрах от берега, в 1905 году был установили памятник — к пятидесятилетию беспримерной обороны Севастополя, которая продолжалась в общей сложности 11 месяцев!

О великом подвиге державших оборону доблестных воинов с уважением писали все газеты даже тех государств, которые всеми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы. 349-дневная героическая эпопея города прославила защитников города на весь мир.

Памятник Затопленным кораблям — планирование и создание

Сначала планировалось установить монумент на месте первой линии затопления кораблей, то есть возле Константиновского равелина. Однако правительственная комиссия посчитала, что возводить два памятника слишком накладно для казны. Её строгие члены, возглавляемые Великим князем Александром Михайловичем, внимательно оценивали проекты ведущих инженеров и архитекторов.

Автором лучшего из них был признан начальник службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Фридрих-Оскар Энберг, который и предложил установить монумент прямо в море. Стоит заметить, что именно он спроектировал всемирно известное здание севастопольской

Решено было сделать колонну круглой и водрузить её на гранитном утесе архитектор и художник Валентин Фельдман, автор проектов многих православных храмов Крыма и некоторых строений в Севастополе. Примерно в середине 1903 года к завершающему этапу разработки и осуществлению всех замыслов был привлечен эстонский скульптор Амандус Генрих Адамсон. Кстати, именно он оставил свою подпись на памятнике, а точнее на бронзовом барельефе, изображающем затопление кораблей.

Когда война закончилась, то со дна Севастопольской бухты удалось поднять, отремонтировать и вернуть в строй 20 кораблей(!), но большинство были уже слишком ветхими и пошли на слом.

Очистка бухт затянулась на несколько десятков лет. Опытные водолазы утверждают, что сейчас дно бухты представляет собой настоящий лабиринт из остатков судов всех эпох, в толще ила прячется множество неразорвавшихся мин и бомб, так что трогать этот «подводный мусор» крайне опасно.

За очень долгую историю Черного моря дно этой бухты не раз поднималось и опускалось, так что рельеф его крайне сложен, он изобилует отмелями, которые на флотском языке именуются «банками». Многие из них облюбовали колонии обитающих здесь мидий. По легенде, памятник Затопленным кораблям стоит именно на этой отмели.

На напротив памятника Затопленным кораблям во время общественных гуляний готовили обеды и ужины рестораны, кафе и буфеты. Реклама гласила: «От 1 до 6 часов — обеды из 3-х блюд — 78 копеек, из 4-х — 1 рубль. Открытая терраса с видом на море и Большой рейд». Особым расположением у публики пользовались ресторан в здании яхтклуба и буфет под управлением опытного метрдотеля Жоржа.

Сейчас от ресторанов не осталось и следа, войны и неумолимое время неоднократно меняли внешний вид Приморского бульвара, но лишь одно остается неизменным — любимый горожанами памятник. Каждому, кто хоть раз побывал в знаком его запоминающийся облик: стройная коринфская колонна, увенчанная бронзовым двуглавым орлом с распростертыми крыльями.

Памятник Затопленным кораблям — значение символов изображенных на нем

Не смотря на то, что этот памятник — один из популярнейших туристических объектов, изображен на современном гербе Севастополя, он до сих пор окутан ореолом тайны и является предметом споров и неожиданных открытий.

Странность состоит в том, что постамент развернут «лицом» к морю, то есть рассмотреть его во всей красе можно лишь со стороны акватории, а никак не с берега. Почему так? Скорее всего, в этом заключается смысл памятника: он обращен не к «сухопутным» туристам, а в море — к месту, с которого началась первая героическая беспрецедентная оборона города.

В клювах двуглавый орел держит венок. Одна половина его сплетена из лавровых листьев, символизирующих славу, победу, триумф, очищение, а вторая из дубовых листьев с желудями, олицетворяющими стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

К верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орел увенчан большой императорской короной с крестом. Однако в советские годы крест не поленились спилить. Планировали поменять его на звезду и снабдить электрической лампочкой! К счастью, проект не состоялся.

В 2003 году крест на короне появился вновь, но только не Георгиевский крест, как положено, а скорее латинский… А вот на груди орла сохранилось изображение Георгия Победоносца. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий идущие на дно корабли.

Под ним на гранитных плитах высечены слова:

ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ, ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г. г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНИЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ.

Со стороны моря ранее была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Но её сорвало штормом в 1975 году, и до сих пор она не восстановлена.

Вся история легендарного памятника Затопленных кораблей — это непрерывная борьба со стихией. Морские волны разбиваются о постамент уже более 100 лет. Море неумолимо терзает гранит, вымывает каверны в камне, норовит «отгрызть» бронзовые детали монумента. Угрожали символу города даже купальщики, ведь многие десятилетия напротив памятника находился городской пляж.

Отдыхающие часто карабкались на пьедестал и даже сбрасывали с него камни, чтобы устроить себе «ванночки» у подножия колонны. От старожилов Севастополя часто приходится слышать, что напротив памятника Затопленным кораблям прямо из моря был источник пресной воды, к которому ребята ныряли, протискиваясь между подводных камней.

Однажды незадачливый ныряльщик застрял, и после того, как его с большим трудом вытащили, во избежания повторных несчастных случаев, грот с источником залили бетоном.

Памятник Затопленным кораблям во время Великой Отечественной войны

Сам памятник несколько раз подвергался серьезному ремонту, особенно его подводная часть, которая страдала больше всего, так что за дело приходилось браться водолазам.

Во время Великой Отечественной войны был пробит пулями бронзовый барельеф, повреждены база колонны и капитель, появились осколочные и пулевые пробоины в крыльях орла, а также в короне и на колонне.

Памятник первым встретил своего врага: рано утром 22 июня 1941 года рядом с ним взорвалась сброшенная с фашистского самолета мина. Вторая, так и не разорвавшаяся, была обнаружена водолазами недалеко от него в июле 2005 года. Во время Великой Отечественной войны бомбы и снаряды непрерывно падали в бухту.

А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя ближе к набережной увидели чудом уцелевший памятник, рядом с которым дымился пылающий вражеский танкер. Как же памятнику удалось выстоять?!

Он и сейчас хранит свои тайны. Например, мало кто знает, что из-за начавшейся Русско-японской войны его торжественное открытие не состоялось. А затем — революции и вновь войны… Поэтому это один из тех немногих монументов в мире, который официально так и не открыт.

Заплывы у памятника Затопленным кораблям

Севастопольский преподаватель математики Владимир Салтанов, который посвятил памятнику немало исследований, насчитал 17 названий, которыми в разные годы награждали его авторы путеводителей и журналисты. Первым названием, которое обнародовала строительная комиссия, звучало так: «Памятник затопления кораблей».

Один из старожилов города — Владимир Коган, часто рассказывает историю из своей юности о том, что в послевоенном Севастополе существовала организация ДОСФЛОТ, которая расшифровывалась как «Добровольное общество содействия флоту».

«Благодаря ей севастопольская молодежь бесплатно осваивала навыки плавания под парусом и на веслах. Почти в каждом учреждении и учебном заведении города была своя команда гребцов, которые регулярно соревновались.

Особым шиком у молодых парней считалось проскочить на полной скорости в пятиметровую «щель» между берегом и памятником Затопленным кораблям. Это требовало весьма большого искусства, так как смельчаков поджидали многочисленные подводные камни, а сам памятник стоит на отмершей устричной «банке». В парусной шлюпке находилось обычно шестеро: впередсмотрящий, рулевой и гребцы.

Однажды, командир одной из лодок решил впечатлить знакомую девушку. Усадил её в шлюпку, а сам вместе с товарищами пошел на разгон.

Но рассеянность влюбленного парня привела к плачевным последствиям: со всего маху налетев на камень у подножия памятника, судно треснуло, мачта накренилась, и девушка чудом осталась жива, а соленой воды наглотались вдоволь все участники «заплыва». Неизвестно, как бы сложились отношения у влюбленных, но из командиров шлюпки жених был разжалован».

В 2007 году на средства правительства Москвы памятник отремонтировали, на бронзового орла смело взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. Они заклеили 30-сантиметровую трещину в основании правого крыла специальным клеем.

Однако следует понимать, что такая «заплата» не простоит долго. Одним словом, памятник Затопленным кораблям ждет своих реставраторов и проведения серьезных исследований.

Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Общая высота памятника - 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием первой героической обороны, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи.

После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.

В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."

Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.

В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота...

Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям. Последние исследования выявили участие в создании этого памятника архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга.

Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Общепризнанным главным символом города Севастополя является памятник Затопленным кораблям. Его образ напоминает людям о событиях, произошедших в 1854 — 1855 гг. Во время Крымской войны обстоятельства сложились таким образом, что ради того, чтобы не допустить противника на территорию города, потребовалось пожертвовать практически всем Черноморским флотом. Память о героях, принявших такое непростое решение и сражавшихся уже не на море, а на суше, и хранит этот монумент.

Фото памятника:

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Важная информация:
Памятник был сооружен в 1905 году.
Высота монумента — 16,7 метра.
Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.

Становление монумента

Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Пьедестал монумента имеет восемь граней. Наверху выступающего в море сооружения — серая колонна в античном коринфском стиле. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.


Это интересно:
Монумент не уничтожило землетрясение, произошедшее в 1927 году, не затронули его и снаряды Великой Отечественной войны. С 1969 года изображение памятника Затопленным кораблям можно увидеть на гербе Севастополя.

Как добраться до музея

Находится достопримечательность в удобном месте, практически в самом центре города, недалеко от Приморского бульвара. Поэтому добраться до нее не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом (троллейбусы: No 3, 5, 7, 9, 12, 13, маршрутные такси: No 12, 16, 109, 110, 120). Выходить нужно на площади Нахимова. На личном транспорте необходимо ехать к центру города, остановиться можно на набережной Артиллерийской бухты, а дальше до набережной Приморского бульвара дойти пешком.

Памятник на карте Крыма

GPS Координаты: 44.618584, 33.524249 Широта/Долгота

Памятник является символом города Севастополь, а его силуэт воспроизведен на эмблеме города. Он создан в память о российских парусных кораблях, затопленных в бухте с целью загородить вражеским кораблям проезд в бухту. Монумент признан объектом культурного наследия федерального значения России. В 2016 году именно изображение памятника Затопленным кораблям было выбрано народным голосованием для нанесения на новую банкноту в 200 рублей. Размещенный на главной набережной города, он неизменно приковывает к себе внимание отдыхающих. Памятник находится в воде на расстоянии в 20 метров от берега.

Общая высота монумента — 16, 7 метров.

Размах крыльев орла — 2, 67 метра.

Строительство Севастополя изначально предполагалось как возведение основной крепости Российской Империи на Черном море. Поэтому здесь много объектов и памятников в честь воинской славы. И монумент в честь важного события Крымской войны является одним из самых необычных и величественных

История

Памятник посвящен важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в Севастополь. В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции. Севастополь являлся главной базой Черноморского флота Российской империи, поэтому его защита была стратегически необходимой задачей. Оборону возглавляли прославленные военачальники В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. Они приняли это важное решение, так как осознавали количественное превосходство противника и опасную возможность их проникновения в бухту. От потопленных кораблей над поверхностью воды оставались торчать мачты, которые могли пробить дно вражеских кораблей. В первую очередь были потоплены 7 устаревших кораблей, однако позже ко дну были отправлены и хорошие судна. Всего под воду Севастопольской бухты ушло около 90 кораблей Черноморского флота. Тем не менее, жертвы были не напрасными и оборона выстояла до заключения мирного соглашения в 1856 году.

Описание памятника затопленным кораблям

Монумент был создан в 1905 году. Он выдержал и сильное землетрясение 1927 года, и выстоял во время военных действий Великой Отечественной войны и немецкой оккупации. Памятник был призван воплотить значимость и трагичность произошедших событий.

Памятник состоит из двух частей: подводной и надводной. Основание имеет квадратную форму и состоит из каменных блоков. Над водой располагается каменный утес в три метра высотой. В основании триумфальной колонны на утесе размещена надпись о событии, в память о котором возведен монумент. На этом постаменте также изображен барельеф со сценой затопления кораблей — его видно со стороны набережной. 7-метровая колонна завершается постаментом с двуглавым царским орлом. Орел держит в клюве венок из лавра — символа победы и дуба — символа славы и веры. На венке висит якорь в память о погибших моряках и морских победах. На голове орла — императорская корона. Композиция над колонной выполнена из бронзы. Частью памятника является также мемориальная стена на набережной с двумя якорями от затопленных кораблей.

На памятник можно посмотреть в реальном времени с помощью онлайн-камер Севастополя, установленных на набережной Корнилова.

Как добраться до памятника в Севастополе

Один из основных исторических памятников страны стоит в центре города-героя Севастополя неподалеку от Приморского бульвара. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • На троллейбусе : № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» (800 метров до памятника) или «Площадь Нахимова» (200 метров до памятника).
  • На маршрутном такси : № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».
  • На автобусе : № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».

Выйдя из автобуса, нужно немного пройти через Приморский бульвар по направлению к набережной.

Путешественникам на автомобиле следует двигаться по направлению к центру города, а машину лучше оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

До памятника можно доехать на такси: в Севастополе действуют сервисы Такси Везет, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорама монумента с набережной:

Видео о памятнике затопленным кораблям:

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека