Последствия перинатального поражения. Перинатальное поражение центральной нервной системы

Даже людям, не имеющим ничего общего с медициной, часто приходится слышать такой термин, как «перинатальное поражение ЦНС». Этот диагноз кажется страшным, но не все так однозначно.

Перинатальный период начинается с 22 недели беременности и длится по 7-й день жизни малыша, включая и сам процесс рождения.

Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных – один из самых частых диагнозов. И родители часто паникуют. Но во многих случаях такой диагноз является дежурным, то есть невропатолог может поставить его даже в том случае, если нарушен всего один рефлекс. Процесс родов очень травматичен для малыша, так как при прохождении через родовые пути практически невозможно избежать травм. Поэтому в наше время такую запись делают в карточках более 90 % детей.

Причины возникновения и особенности диагноза

Врачи выделяют 4 вида причин:

  • гипоксия у новорожденных (недостаток кислорода);
  • разнообразные травмы во время рождения и в самые первые минуты жизни ребенка;
  • токсико-метаболические поражения (в результате неразумного употребления во время беременности будущей мамой разных токсинов в виде алкоголя, наркотических веществ, никотина, некоторых медикаментов);
  • инфекции.

Гипоксически-ишемическое поражение занимает первое место (до 47 % от всех случаев).

Классификация и разновидности синдромов

В течении ППЦНС выделяют три основных периода:

  1. Острый (первые 4 недели жизни).
  2. Восстановительный: ранний (8-15 недель); поздний (с 16 недель до 12 месяцев у детей, родившихся в срок, до 24 – у недоношенных).
  3. Исход: полное исчезновение всех нарушений; сохранение некоторых проявлений: задержка развития, синдром гиперактивности; тяжелые последствия: эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия.

Каждый период имеет свои проявления и симптомы, которые врачи для удобства выделяют в виде так называемых синдромов. Примерно в половине случаев у одного маленького пациента может наблюдаться сразу несколько синдромов.

На первом этапе чаще всего выделяют такие признаки:

  • повышенной нервной возбудимости (повышенный или пониженный тонус, вздрагивание, тремор, тревожный сон, частый плач);
  • вегетативно-висцеральный (нарушение ритма СС, неустойчивый стул, мраморность кожных покровов, сильные газы, срыгивания);
  • судорожный (периодические подергивания ручек, ног, головы в виде приступов, частые вздрагивания);
  • гипертензионно-гидроцефальный (повышенное внутричерепное давление, набухание родничка, беспокойство, ускоренный рост головы).

Восстановительный период имеет аналогичные синдромы, плюс к ним еще прибавляются такие пункты:

  • задержка ПМР;
  • двигательные нарушения.

Если ребенок не улыбается, не лепечет, не проявляет никакого интереса к игрушкам и внешнему миру, нужно бить тревогу, пока еще не поздно.

Диагностика заболевания

Опытный врач-невропатолог уже при осмотре может поставить диагноз. Однако для его подтверждения часто необходимы более фундаментальные исследования центральной нервной системы: КТ, МРТ, допплерография, нейроносонография.

Последний метод используется чаще всего. Нейроносонография представляет собой УЗИ головного мозга, которое делают, пока еще не закрылось отверстие большого родничка. Этот безвредный способ позволяет следить за состоянием мозга, современно выявлять нарушения, а также предполагать возможные причины такого состояния.

Методы лечения и реабилитационные мероприятия

Легкая степень патологии, как правило, лечится обычными массажами и физиопроцедурами. Во многих случаях ребенок самостоятельно компенсирует обнаруженные нарушения, но каждому малышу для этого требуется определенное время – кому-то месяц, кому-то два, кому-то полгода.

Однако это не значит, что нужно пускать ситуацию на самотек. Если ребенок с легкими нарушениями выписан из роддома домой, родители должны приложить все старания, чтобы смягчить или вообще исключить стрессовые ситуации в течение острого периода болезни. Это значит, что необходимо ограничить контакт с посторонними людьми, чтобы не допустить инфицирования младенца, а также оберегать ребенка от громких и резких звуков, переохлаждения, перегрева. Большое значение имеет питание: кормление грудным молоком способно активировать восстановление ЦНС и снизить стрессовое состояние малыша.

Реабилитацию необходимо начинать как можно раньше, так как в первые месяцы после рождения большинство нарушений обратимы. Погибшие вследствие гипоксии клетки мозга еще могут замениться новыми.

Помощь малышам с тяжелыми поражениями проводится в несколько этапов:

  1. Помощь в роддоме: восстановление полноценного функционирования главных органов, лечение выявленных синдромов.
  2. Лечение в неврологическом отделении: медикаментозная терапия, курсы лечебного массажа, гимнастические упражнения, электрофорез.
  3. Контроль за развитием ребенка в 1-й год жизни: своевременное посещение специалистов, соблюдение их рекомендаций, лечебная гимнастика, массаж, лечебные ванны, плавание.

В восстановительный период очень важно заниматься с малышом, развивая его слух, зрение, стимулируя эмоции. Это самые разнообразные игрушки, развивающие коврики, книжки, яркие картинки, приятная музыка. Однако не стоит слишком увлекаться разнообразными методиками раннего развития, так как для неокрепшей нервной системы малыша это может быть опасно. Все нужно делать в меру.

Сроки реабилитации зависят от тяжести патологии:

  • в легких случаях этот период занимает максимум 24 месяца;
  • в случаях средней тяжести – примерно 3 года;
  • тяжелая степень – до совершеннолетия. В редких случаях молодые люди с серьезными последствиями не способны сами обслуживать себя, поэтому нуждаются в пожизненной помощи родных и родственников.

При адекватной и своевременной реабилитации прогноз для жизни и здоровья в большинстве случаев благоприятный.

Опасность и последствия ППЦНС у новорожденных детей

Последствия перинатального поражения ЦНС могут быть очень серьезными. Самые грозные диагнозы – это всем известный детский церебральный паралич разной степени тяжести, гидроцефалия, эпилепсия и другие судорожные состояния.

В более легких случаях таким деткам ставят диагноз задержки психического, речевого либо моторного развития. В школьном возрасте малыши с поражениями ЦНС часто страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: им очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, они постоянно отвлекаются, не могут закончить начатое дело. Во многих случаях резидуальные изменения мозга (остаточные явления после поражения) проявляются вновь и вновь.

Профилактические мероприятия

Беременной женщине необходимо очень внимательно относиться к своему самочувствию и состоянию здоровья. Во многих случаях это помогает предупредить возможные проблемы. Будущей маме необходимо отказаться от вредных привычек, своевременно проходить все обследования, лечить выявленные инфекции, не перегружать себя физической работой, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться, наладить режим сна и отдыха.

К сожалению, от проблем в родах не застрахован никто, поэтому в случае постановки такого диагноза новорожденному не стоит отчаиваться. Своевременно начатое лечение призвано не допустить развития тяжелых последствий. Профилактические мероприятия по предотвращению последствий должны начинаться с самого рождения, пока пластичность и восприимчивость мозга еще очень высока.

Наиболее частый диагноз, который ставит невролог ребенку на первом году жизни, это перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС) . Раньше использовался другой термин: перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Синонимы (по причине, вызвавшей заболевание): гипоксически-ишемеческая энцефалопатия (ГИЭ), гипоксически- токсическая энцефалопатия. Данный диагноз вызывает очень много вопросов у родителей. Серьезное ли это заболевание? Причины его? Можно ли обойтись без лекарственного лечения? Каковы последствия ПЭП?

Развитие нервной системы начинается и проходит очень интенсивно во внутриутробный период. Для ее полноценного роста и формирования необходимо достаточное количество кислорода. Наиболее частая причина повреждений головного мозга – гипоксически-ишемическая энцефалопатия. Это повреждение нервной системы, вызванное гипоксией (недостатком кислорода, поступающего к тканям) и ишемией (нарушением кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь к кислородному голоданию). Ишемия вызывает гибель нервных клеток.

Кроме этого разные токсические и инфекционные факторы могут также повреждать формирующуюся нервную систему.

Основные факторы, приводящие к кислородному голоданию плода:

  • Гестозы беременности (повышение артериального давления, прибавка в весе более 12 кг, отеки, многоводие, преэклампсия, эклампсия и др.)
  • Анемия (недостаток железа)
  • Переношенная беременность
  • Преждевременные роды, недоношенный ребенок
  • Многоплодная беременность
  • Угроза прерывания беременности
  • ВСД, низкое артериальное давление, пороки сердца у беременной
  • Задержка внутриутробного развития ребенка (по данным УЗИ)
  • Кесарево сечение
  • Роды в тазовом предлежании (также высока вероятность повреждения спинного мозга на шейном уровне)
  • Длительные роды
  • Стремительные (до 2 часов) и быстрые (до 4 часов) роды
  • Использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора или акушерских пособий в родах
  • Тугое обвитие пуповины вокруг шеи

Токсические факторы (никотин, алкоголь, наркотики, многие лекарства, различные химические вещества и др.) могут вызывать пороки развития нервной системы.

При внутриутробном инфицировании плода также может поражаться нервная система. Ребенок внутриутробно может перенести менингоэнцефалит и родиться с последствиями этого (кисты головного мозга, нарушения ликвородинамики, повышение внутричерепного давления).

Таким образом, много причин могут приводить к поражению нервной системы во время беременности и родов. В зависимости от того, какой отдел мозга наиболее пострадал, перинатальная энцефалопатия может проявляться в виде различных синдромов.

Наиболее часто диагностируется синдром двигательных нарушений (или мышечной дистонии). Синдром двигательных нарушений может быть с преобладанием повышенного мышечного тонуса (гипертонус) либо с преобладанием пониженного мышечного тонуса (гипотонус). Мышечный гипертонус наблюдается как в ручках (ручки в кулачках, опора на кулачки, патологическая установка рук), так и в ножках (опора на «цыпочки», сгибание пальчиков). Гипертонус в руках нарушает развитие хватательной способности, при повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног, а дальнейшем умение ходить. При гипертонусе разгибателей мышц шеи ребенок запрокидывает голову назад и длительно удерживает ее в таком положении.

Синдром мышечной гипотонии клинически проявляется локальным или диффузным (общим) снижением мышечного тонуса. При осмотре такого ребенка может отмечаться характерная поза «лягушки» и снижение двигательной активности. При подтягивании ребенка за руки его голова свисает назад, при взятии подмышки он провисает на руках. Еще одной разновидностью синдрома двигательных нарушений является асимметрия мышечного тонуса. Мышечный тонус в одной стороне тела может быть выше, чем в другой.

В дальнейшем у детей с синдромом двигательных нарушений может отмечаться темповая задержка моторного развития: дети поздно поворачиваются со спины на живот, поздно садятся, поздно начинают ходить.

Гипертензионный синдром (повышение внутричерепного давления) проявляется беспокойством ребенка, немотивированным плачем, частыми срыгиваниями, рвотой «фонтаном», напряжением большого родничка, избыточным ростом окружности головы. Подтверждается при обследовании УЗИ (нейросонография) головного мозга.

Синдром гипервозбудимости – повышенная возбудимость ребенка, трудность засыпания, короткий период сна, частые пробуждения ночью, дрожание подбородка и ручек, повышение рефлексов.

Вегето-висцеральный синдром – повышенная потливость, «мраморный» рисунок кожи, метеозависимость, частые срыгивания.

Синдром задержки речевого развития – диагностируется ближе к году. К году ребенок должен говорить 10-12 простых слов. Задержка речевого развития может быть обусловлена не только перинатальной энцефалопатией (при поражении речевого центра мозга), но и отсутствием у родителей навыков стимулирования развития речи у ребенка. Консультация невролога поможет выяснить причину задержки речевого развития в каждом конкретном случае. Ранняя диагностика и лечение задержки речевого развития, обусловленной ПЭП, предотвращает формирование дизартрии и других речевых расстройств.

Лечение перинатальной энцефалопатии назначается в зависимости от диагностируемого синдрома и от тяжести течения. В одних случаях достаточно назначения немедикаментозных методов лечения (массаж, ЛФК, ФТЛ), в других случаях без назначения лекарств не обойтись.

К-сожалению, в настоящее время родители в некоторых случаях отказываются от медикаментозного лечения. Какие же последствия этого могут быть?

Диагноз перинатальной энцефалопатии правомочен только на первом году жизни ребенка. В этом возрасте организм ребенка имеет огромные восстановительные ресурсы, и при правильном лечении в большей части случаев к году наступает выздоровление от ПЭП. Однако при недостаточном лечении в возрасте 1 года выздоровление может не наступить, и тогда ставится неврологический диагноз, с которым ребенок будет наблюдаться на протяжении жизни. Легкие же формы энцефалопатий при недостаточном лечении могут клинически компенсироваться к году. Однако при определенных условиях может наступить декомпенсация и вновь появиться неврологическая симптоматика. Чаще всего это происходит в возрасте 7-8 лет, ребенок начинает учиться в школе, возрастают нагрузки, ответственность, меняется режим. Второй возрастной период риска – период пубертата, полового созревания.

Как исход плохо леченной на первом году энцефалопатии могут возникнуть:

  • снижение остроты зрения,
  • астенический синдром, быстрая утомляемость,
  • трудность усвоения учебного материала,
  • головные боли напряжения,
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
  • вегето-сосудистая дистония,
  • церебральная ангиодистония и другие заболевания.

Перинатальная патология НС – это общее определение функциональных или структурных нарушений полушарий мозга, источником которых стали различные явления во время пренатального развития. Собственно оно включает в себя антенатальное, интранатальное и раннее неонатальное развитие, которое берет начало на 28 неделе.

Для того чтобы максимально обезопасить своего ребенка от патологий, важно дать ответ на вопрос «ППЦНС что это?». Именно ответы на эти вопросы позволят понять, как предотвратить нежелательное будущее ребенка.

В современной медицинской практике заболевания перинатальных энцефалопатий не существует, однако из-за сложностей диагностических и лечебных мероприятий отечественные специалисты продолжают применять данный термин для определения болезни.

Гипоксически ишемическое поражение ЦНС является частым источником различных неврологических отклонений у детей. Подозрительные симптомы появляются с первых дней жизни, но к концу 12го месяца они приобретают наиболее выраженный характер.

После этого периода врач-невролог обязан выяснить повреждения ЦНС, а также выработать стратегию лечения ребенка. Головной мозг маленького пациента чрезвычайно пластичен, что позволяет достигать высокой эффективности лечения.

Помните, что последствия перинатального поражения центральной нервной системы будут проявляться на всех периодах жизни, поэтому важно провести терапию для улучшения будущей жизнедеятельности.

Классификация ППЦНС в наши дни

В медицинской литературе описано два пути возникновения повреждений ЦНС:

  • Гипоксически ишемическое повреждение ЦНС во время беременности – внутриутробное;
  • Острый гипоксический синдром плода, возникший во время беременности;

Если первый класс патологий возникает вследствие анатомо-морологических особенностей женщины в периоды протекания беременности, то острая родовая гипоксия чаще всего травматического генеза.

Перинатальное поражение нервной системы вызывается множественными источниками, которые значительно влияют на здоровье малыша. Порой подобные нарушения никоим образом не проявляются в функциональности малыша, а развиваются в будущем в тяжелых заболеваниях иного генеза.

Совокупность двух факторов порой может привести к катастрофическим последствиям. Такое состояние носит название перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза. Возможно, в отдельных случаях, единоличное проявление каждой причины не привело бы к развитию патологии, но их единовременное появление приводит к значительным осложнениям.

Внутриутробное нарушение ЦНС во многом зависит от матери, ее здоровья и образа жизни, а ответственность за постнатальные нарушения лежит на плечах принимающих роды врачей.

Частые причины патологий

Как и для любой другой патологии, важно понимать причины заболевания, чтобы было возможно разрабатывать эффективные меры лечения. Перинатальная патология нервной системы может вызываться следующими причинами:

  • Соматические расстройства в материнском организме, которые сопровождаются хроническими интоксикациями;
  • Наличие острого инфекционного заболевания или обостренных хронических процессов во время беременности;
  • Некачественное питание или физиологическая незрелость материнского организма;
  • Склонность к нарушениям вынашивания беременности наследственного характера;
  • Неблагоприятная окружающая среда;
  • Патологические ситуации при родоразрешении;

Как видите, существуют множество различных причин, которые потенциально могут испортить здоровье Вашему будущему ребенку. Гипоксически ишемическое поражение ЦНС – чрезвычайно сложно прогностическая патология, развитие которой практически невозможно предугадать или профилактировать.

Ранние сроки родоразрешения также могут привести к неблагоприятным последствиям . Обменные процессы незрелых малышей не приспособлены к самостоятельной работе организма, что представляет сложность при их искусственном «вынашивании». Именно поэтому гипоксически ишемическое поражение ЦНС может появиться уже после родов.

Прогностическое течение болезни

Ишемическое поражение ЦНС у новорожденных можно достаточно точно диагностировать уже после первых месяцев их жизни. Опытный врач способен оценить не только степень поражения головного мозга, но и сделать относительно точный прогноз его состояния.

Исход ППЦНС может быть двух видов: полное выздоровление с минимальными нарушениями ЦНС или тяжелые проявления, которые потребуют длительного или пожизненного лечения у соответствующих медицинских специалистов. Каждый клинический случай требует индивидуального подхода, чтобы эффективность лечения была максимальна.

В целом проявления ишемии головного мозга у новорожденных имеют различные последствия, характеризующиеся:

  • Полным восстановлением здоровья;
  • Торможением психической, моторной или речевой активностью;
  • Невротическими отклонениями;
  • Посттравматическими отклонениями;
  • Вегетативно-висцеральными дисфункциями;
  • Гидроцефалическим синдромом;

Некоторые отклонения способны испортить пациенту будущее на всю оставшуюся жизнь, но некоторые (например, синдром двигательных нарушений) способны лишь слегка ограничить уровень и качество жизненной активности малыша при должном лечении.

Помните, что нередко в позднем детском и подростковом периодах перинатальное гипоксически повреждение ГМ может осложняться невротическими синдромами и неспособностью приспосабливаться к окружающему социуму. Дети будут негативно относиться к сверстникам с нарушениями ЦНС гипоксического генеза. Подобные действия будут негативно влиять на внутреннее состояние последних.

Диагностические мероприятия

Для постановки диагноза перинатального поражения ЦНС необходимы неопровержимые данные клинического обследования, а все остальные обследования являются лишь вспомогающими, которые не играют основную роль.

Кроме того, дополнительная методология при исследовании ЦНС имеет лишь уточняющие свойства для определения более точного источника патологии ишемического генеза, так как это позволит подобрать или разработать органо и регионарно специфическую терапию.

В качестве диагностических мероприятий для определения происхождения источника проблемы применяют методологию:

  • Нейрофизиологических процедур;
  • Рентген диагностических процедур;

К сожалению, на сегодняшний день не существует единого унифицированного метода, который точно определит источник проблемы. Каждый метод по-своему важен и уникален. Он основывается на определенных , что позволяет всесторонне изучить патологические процессы в ней.

Недопустимо самостоятельно назначать и проводить какие-либо диагностические мероприятия самостоятельно. Несмотря на то, что многие методы относительно безопасны для малыша, они могут вызывать у него чувство дискомфорта или тревоги, что может неблагоприятно повлиять на его психическое здоровье.

Методы диагностики направлены на выявление возбуждения в различных отделах и его оценки. Важно выявить патологическое происхождение нервных импульсов, чтобы лечение было максимально точным и эффективным.

Лечебные мероприятия

Поражение головного мозга чаще всего приводит к инвалидизации маленького пациента, что делает его непригодным к жизни в современном социуме. К счастью, существуют современные лечебные мероприятия, которые способны компенсировать патологическое состояние малыша.

Общий комплекс лечебных процедур состоит из нескольких этапов:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массажные процедуры;
  • Упражнения лечебной физкультуры;
  • Физиотерапия;

Нередко применяют относительно нестандартные методы помощи в виде иглоукалывания и интенсивной педагогической работы. К лечению предъявляются чрезвычайно высокие требования, так как у врачей зачастую недостаточно времени на лечение, поэтому понапрасну терять его недопустимо.

Наибольшую эффективность показывает лечебная физкультура, массажи и иные методы физического воздействия. Фармакологическая терапия используется для симптоматического лечения судорог, гидроцефалии и прочее.

Тактик лечения огромное множество, и только лишь опытный детский невролог способен выбрать наилучшую. Нередко врач может менять план лечения, чтобы выявить лишь наиболее эффективные методики, которые и будут активно включаться в дальнейшую терапию.

Часто встречающиеся синдромы

Нарушения ЦНС могут иметь общий характер, но нередко они проявляются в виде совокупности симптомов (синдромокомплексы):

  • Повышения ВЧД;
  • Нарушении нервно-рефлекторной проводимости;
  • Эпилептических припадках;
  • Минимизации активности головного мозга;

Несмотря на то, что эти синдромы имеют достаточно неприятные проявления, современная медицина способна эффективно скрывать их и подвергать хотя бы минимальному лечению. Фармакологические препараты способны стабилизировать состояние пациента, позволяя ему вести относительно нормальную жизнь.

Итак, несмотря на то, что беременность и роды являются физиологическими процессами, существует целый ряд различных осложнений, которые способны испортить жизнь Вашему наследнику.

Перинатальные патологии нервной системы встречаются нечасто, однако рассчитать и предугадать их появление бывает невозможно. Даже если Вы столкнулись с подобной патологией – не отчаивайтесь!

Грамотный медицинский специалист, использующий все достижения современной медицины, способен стабилизировать состояние малыша, чтобы он мог вести нормальный образ жизни. Помните, что лишь совместно с Вашим ребенком Вы сможете преодолеть все трудности, встречающиеся на Вашем общем жизненном пути.

Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы в течении заболевания выделяют три периода:

  • острый - 1-й месяц жизни);
  • восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных);
  • исход заболевания.

В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром,гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией^ мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, бес-покойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром ) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром , при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефапьного синдрома , который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз -это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдромы восстановительного периода

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного раз-вития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности -гиперкинезы (непроизвольные движения, вы-званные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша нормальных двигательных функций. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

Исходы заболевания

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

  • задержку психического, моторного или речевого развития;
  • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью,импульсивностью,трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

В диагнозе врач должен обязательно отразить предполагаемые причины повреждения центральной нервной системы, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью - ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС - компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии . В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

Анализируя причины, приводящие к нарушениям в работе ЦНС новорожденного, врачи выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

  • гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);
  • травматические поражения, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка;
  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения, основным повреждающим фактором которых являются нарушения обмена веществ в организме ребенка, а также повреждения в результате употребления беременной токсических веществ (лекарств, алкоголя, наркотиков» курения);
  • поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода» когда основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы).

Помощь детям с повреждениями ЦНС

В связи с возможностями ранней диагностики перинатальных поражений ЦНС лечение и реабилитация этих состояний должны осуществляться как можно в более ранние сроки, с тем чтобы лечебные воздействия пришлись на первые месяцы жизни малыша, когда нарушения еще обратимы. Следует сказать, что способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики именно в этот период жизни. Именно в первые месяцы жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом, Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов болезни.

Оказание помощи детям с повреждениями ЦНС осуществляется в три этапа.

Первый этап предполагает помощь, оказываемую в родильном доме (родильном зале, палате интенсивной терапии, отделении реанимации новорожденных) и включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления и др.). Именно на первом этапе помощи основными в лечении детей с тяжелыми повреждениями ЦНС являются медикаментозная и интенсивная (например, искусственная вентиляция легких) терапия.

На фоне лечения состояние малышей постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС (нарушения тонуса мышц, рефлексов, быстрая утомляемость, беспокойство, дисфункции в работе легких, сердца, желудочно-кишечного тракта) могут сохраняться, что требует перевода детей на второй этап лечения и реабилитации , а именно - в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы.

На данном этапе назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, используемые для лечения тех или иных синдромов повреждения ЦНС. Это препараты, улучшающие питание нервных клеток, стимулирующие созревание мозговой ткани, улучшающие микроциркуляцию 2 и мозговое кровообращение, снижающие мышечный тонус и др. Помимо медикаментозной терапии, у доношенных детей на фоне улучшения состояния с конца 3-й недели жизни (у недоношенных детей - несколько позже) могут быть назначены курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации.

После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники (третий этап реабилитации ). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом и др.) составляет индивидуальный план наблюдения ребенка на первом году жизни. В этот период все большее значение начинают приобретать немедикаментозные методы реабилитации, такие, как массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогические методы коррекции, направленные на развитие моторики, речи и психики ребенка.

Если повреждения центральной нервной системы нетяжелые и малыш выписан из родильного отделения домой, важно создать лечебно-охранительный режим во время острого периода заболевания. А это значит - оберегать ребенка от лишних раздражителей (громкий звук радио, телевизора, громкие разговоры), создать условия температурного комфорта (избегать как перегревания, так и переохлаждения), не забывая регулярно проветривать комнату, в которой находится малыш. Кроме того, следует максимально оградить ребенка от возможности любого инфицирования, ограничив посещение новорожденного знакомыми и родственниками.

Особое внимание следует уделять правильному питанию, так как оно является мощным лечебным фактором. В грудном молоке содержатся все необходимые питательные вещества для полноценного развития ребенка. Ранний перевод на искусственное вскармливание приводит к раннему началу и более частому развитию инфекционных заболеваний. Между тем защитные факторы молока матери способны частично компенсировать недостаток собственных иммунных факторов в этот период развития, позволяя малышу направить все свои компенсаторные возможности на восстановление нарушенных функций после перенесенной гипоксии. А содержащиеся в грудном молоке биологически активные вещества, гормоны, факторы роста способны активировать процессы восстановления и созревание ЦНС. Кроме того, материнские прикосновения во время кормления ребенка грудью являются важным эмоциональным стимулятором, способствующим снижению стрессового состояния, а значит, более полноценному восприятию детьми окружающего мира.

Недоношенные и дети, родившиеся с тяжелыми повреждениями ЦНС, в первые дни жизни нередко вынуждены вскармливаться через зонд или из бутылочки. Не отчаивайтесь, а постарайтесь сохранить грудное молоко, регулярно сцеживая его и давая малышу. Как только состояние вашего крохи улучшится, он обязательно будет приложен к груди матери.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребенка. Курс массажа включает от 10 до 20 сеансов. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа с интервалом 1-1,5 месяца. При этом родители между курсами продолжают дома заниматься с ребенком лечебной гимнастикой, предварительно обучившись в ходе занятий.

Методики массажа и лечебной гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС.

Так, при синдроме гипервозбудимости используют приемы, направленные на снижение общей возбудимости (покачивание в позе эмбриона или на мяче) и мышечного тонуса (расслабляющий массаж с элементами точечного массажа). В то же время у детей с признаками угнетения нервной системы применяют укрепляющий массаж мышц спины, живота, ягодичных мышц, а также расслабленных ручек и ножек.

Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребенка ускоряют развитие двигательных функций (освоение таких навыков, как приподнимание и удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах - мячах, роллах (валиках). Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряженных и укреплению расслабленных мышц, воде. При этом упражнения проводятся в обычных ваннах, их продолжительность вначале составляет 5- 7 минут и постепенно увеличивается до 15 минут. В начале курса желательно пройти обучение с медицинским инструктором, а далее возможно проведение занятий в домашней ванне. Вода не только тонизирует слабые мышцы и расслабляет напряженные, стимулирует обмен веществ и кровообращение, обладает закаливающим эффектом, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему малыша. Следует отметить, что повышение внутричерепного давления у детей не является противопоказанием к плаванию - в этом случае лишь следует исключить ныряние.

Возможно также проведение стимулирующего подводного душа-массажа в теплой ванне. Массирующее воздействие на мышцы при этом оказывает вода, поступающая через широкий наконечник под небольшим давлением (0,5 атмосфер). Для этого струю воды медленно передвигают от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. Этот массаж проводится в условиях стационара или поликлиники.

Среди водных процедур, обладающих лечебными воздействиями, для детей с перинатальными поражениями ЦНС используют бальнеотерапию - принятие лечебных ванн. Благодаря особенностям кожи у детей (высокая проницаемость, богатая сосудистая сеть, обилие нервных окончаний - рецепторов), лечебные ванны особенно эффективны. Под действием растворенных в воде солей усиливается кровообращение и обмен веществ в коже, мышцах и всем организме. Эти процедуры родители могут проводить самостоятельно в домашних условиях, получив рекомендации врача. Соленые ванны готовятся из расчета 2 столовые ложки морской или поваренной соли на 10 л воды, температура воды 36°С. Принимают процедуры от 3-5 до 10-15 минут через день, курс лечения 10-15 ванн. У возбудимых детей к соленым ваннам нередко рекомендуют добавлять хвойные, а также ванны с отварами валерьяны, пустырника, обладающие успокаивающим действием на ЦНС.

Среди методов физиотерапии наиболее часто используют лекарственный электрофорез, импульсные токи, индуктотермию, ультразвук и др. Введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) улучшает кровообращение в тканях и тонус мышц, способствует рассасыванию очагов воспаления, а при воздействии на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение и деятельность головного мозга. Воздействие импульсных токов различных характеристик может оказывать как возбуждающее, так и тормозящее действие на мышцы, что часто используют в лечении парезов и параличей.

В лечении перинатальных поражений ЦНС у детей применяют и местные тепловые процедуры (теплолечение) при помощи накладывания на пораженные участки аппликаций озокерита (горный воск), парафина или мешочков с песком. Тепловые воздействия вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливая кровообращение и обмен веществ, кроме того, активизируются восстановительные процессы, снижается тонус мышц. Для этого предварительно нагретый до 39-42°С озокерит накладывают на место воздействия, накрывают одеялом и оставляют действовать в течение 15-30 минут в зависимости от возраста. Процедуры проводят через день в количестве 15-20 на курс лечения.

Воздействие на особо чувствительные точки с целью стимуляции рефлексов проводят, используя метод иглорефлексотерапии. При этом воздействия могут проводить акупунктурной (используемой в иглорефлексотерапии) иглой, импульсным электрическим током, лазерным излучением или магнитным полем.

С началом восстановительного периода заболевания необходимо постепенно расширять слуховые, зрительные, эмоциональные контакты с малышом, так как они являются своего рода немедикаментозными «ноотрофами» - стимуляторами для развивающегося мозга. Это игрушки, развивающие коврики и комплексы, книги и картинки, подбираемые индивидуально музыкальные программы, записанные на магнитофон, и конечно песни матери.

Однако следует помнить о том, что чрезмерное увлечение программами раннего развития может привести к утомлению и срыву еще не вполне окрепшей нервной системы малыша. Поэтому во всем проявляйте умеренность и терпение, а еще лучше - не забывайте обсудить все начинания с лечащим врачом. Помните - здоровье вашего ребенка в ваших руках. Так не жалейте времени и сил на восстановление пострадавшего малыша.

Новинки медицины для реабилитации малыша

К новым методам реабилитации детей с поражениями ЦНС можно отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (реабилитационная кроватка «Сатурн»). Для этого ребенка помещают на индивидуальной пеленке в нагретую до требуемой температуры «псевдожидкость» из стеклянных микрошариков, двигающихся в кровати под воздействием воздушного потока. Создается эффект плавучести (близкий к внутриутробному), при котором до 65% поверхности тела ребенка оказывается погруженным в «псевдожидкость». При этом мягкое массажное воздействие на кожу микрошариков приводит к раздражению периферических нервных окончаний и передаче импульсов в центральную нервную систему, что обеспечивает лечение параличей.

Еще одним из новых методов реабилитации является метод «сухой иммерсии», при котором также создается эффект частичной имитации внутриутробного состояния ребенка, При этом малыши располагаются на полиэтиленовой пленке, свободно лежащей на покачивающейся поверхности воды с температурой 35~37°С Во время сеанса возбужденные дети успокаиваются, часто засыпают, что способствует снижению мышечного тонуса» тогда как дети с угнетением ЦНС несколько активизируются.

1 Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с 28-й недели беременности по 7-Й день после рождения ребенка.

2 Движение крови по мельчайшим сосудам организма с целью лучшей доставки к клеткам кислорода и питательных веществ, а также выведения продуктов обмена клеток

Перинатальное поражение нервной системы - именно такой диагноз все чаще ставится новорожденным малышам. За этими словами скрывается довольно большая группа различных поражений головного и спинного мозга, возникающих при вынашивании и рождении младенца, а также в первые дни его жизни.

Периоды заболевания
В течение данного заболевания, несмотря на многообразие вызывающих его причин, принято выделять три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяцы жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных), и исход заболевания. В каждом из этих периодов перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления - синдромы, причем у одного ребенка может одновременно присутствовать несколько из них. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, назначить правильное лечение и прогнозировать дальнейшее развитие заболевания.

Синдромы острого периода
К синдромам острого периода относятся коматозный, судорожный, гипертензионно-гидроцефальный синдромы, а также угнетение ЦНС и повышенная нервно-рефлекторная возбудимость.
При легких повреждениях ЦНС у новорожденных чаще всего отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией) мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, беспокойным поверхностным сном, частым беспричинным плачем.
При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни возникает угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением. При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром). Из-за несовершенства регуляции тонуса сосудов появляется неравномерная окраска (мраморность) кожи. Кроме того, присутствуют нарушения ритма дыхания и сердечных сокращений и дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма.
Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефального синдрома, который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинномозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые могут заметить не только врачи, но и родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), значительный размер и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (нистагм).
Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдромы восстановительного периода
В восстановительном периоде родителей должны насторожить бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета. Возможно, все это является следствием поражений ЦНС, при которых, наряду с прочими, возникают синдромы двигательных нарушений и задержки психомоторного развития.

Исходы заболевания
К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают. К частым последствиям перинатальных поражений относят:
. задержку психического, моторного или речевого развития;
. цереброастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, тревожный сон, метеозависимость);
. синдром гиперактивности с дефицитом внимания: агрессивность, импульсивность, трудности концентрации и поддержания внимания, нарушения обучения и памяти.
Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

Причины нарушения в работе ЦНС
Специалисты выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:
1) гипоксические, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);
2) травматические, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах в первые минуты и часы жизни ребенка;
3) дисметаболические и токсико-метаболические, основным повреждающим фактором которых являются нарушения обмена веществ в организме ребенка, а также повреждения в результате употребления беременной токсических веществ (лекарств, алкоголя, наркотиков, курения);
4) поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода, когда основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы).

Помощь детям с поражениями ЦНС
Младенцам с повреждением ЦНС лечение и реабилитация необходимы в самые ранние сроки, поскольку в первые месяцы жизни ребенка многие из нарушений обратимы без серьезных последствий. Именно в этот период восстановительные способности детского организма особенно велики: еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, которые станут отвечать за нормальное развитие малыша.
Первую помощь крохам оказывают еще в родильном доме. Этот этап включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления). Основу лечения составляют медикаментозная и интенсивная терапия.
На фоне лечения состояние ребенка постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС могут сохраняться, что требует перевода в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы. На втором этапе лечения назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, стимулирующие созревание мозговой ткани, снижающие мышечный тонус, улучшающие питание нервных клеток, мозговое кровообращение и микроциркуляцию.
Помимо медикаментозной терапии при улучшении состояния назначают курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации (доношенным младенцам - с конца 3-й недели жизни, недоношенным - чуть позднее).
После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники (третий этап реабилитации). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом) составляет индивидуальный план ведения ребенка на первом году жизни. В этот период чаще всего применяются немедикаментозные методы реабилитации: массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогическая коррекция, направленная на развитие моторики, речи и психики младенца.

Родителям, малыш которых появился на свет с признаками нарушения ЦНС, не стоит отчаиваться. Да, придется приложить гораздо больше усилий, чем другим мамам и папам, однако в итоге они себя оправдают, и наградой за этот труд станет счастливая улыбка маленького человечка.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека