Положение индивида в группе: статусы и роли. Определение группы и их классификация

Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребностей. Происходит данный процесс посредством взаимодействия членов объединения между собой.

Различия в поведении

То, как проявляет себя человек в группе, можно представить при помощи самого простого примера. Представьте себе, что в комнате находится обычный человек. Он может отдыхать, может пойти пообедать, а если ему заблагорассудится - соберет сумку и пойдет гулять. Но совершенно другую картину можно увидеть в том случае, когда упомянутый индивид будет членом группы. Свободное поведение возможно, только если он находится в обществе близких друзей или родственников. В остальных случаях человек в одиночестве и тот, что является частью группы, - это практически разные люди. Психологи утверждают: только после оценки того, как проявляет себя человек в группе, можно судить о его характере и личных качествах. Невозможно составить мнение об индивиде, не зная, каким образом он ведет себя в обществе себе подобных.

Типы групп

Существует огромное количество групп. Это различные социальные объединения, семейный круг, школьный класс, студенческая группа. В какие-то объединения человек может попасть случайно, частью других он становится по собственному желанию. Одни можно легко покинуть, а другие - практически невозможно. То, как проявляет себя человек в группе, кратко говоря, во многом зависит от ее типа. Среди всего их многообразия выделяют большие и малые объединения. К большим относятся союзы на основе профессиональных интересов, этнические группы, социальные образования, связанные с географическим положением. Время жизни таких объединений больше времени отдельно взятого человека, оно зависит от исторических событий.

Толпы

Также к категории групп относят возникающие стихийно толпы. Проявляются они в виде политических митингов, стихийных действий. Существование толпы недолговечно. Она исчезает так же внезапно, как и появляется. Толпы часто бывают неуправляемыми, одно из их главных свойств - это высокая эмоциональная заряженность. Как проявляет себя человек в группе подобного рода?

Первым свойством, определяющим его поведение, является анонимность. Человек теряется в «безликой толпе» и практически прекращает нести ответственность за свои поступки. Именно отсюда и происходит жестокость толпы, ее агрессивность. В такой группе у индивида создается ложное ощущение, что он свободен от других типов социальных связей - например, он забывает, что является частью трудового коллектива, семьи.

«Растворение» в толпе

То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.

В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами - либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.

Человек как часть коллектива

Как было указано, поведение человека меняется, когда он становится частью группы. Общение человека в группе существенно влияет на его мотивацию, сферу оценок и другие характеристики. Интересы его становятся более широкими, ведь он теперь не только занят собой, но и заостряет внимание на проблемах других членов объединения.

Кроме того, в коллективе человек наделяется определенным «весом». Люди могут находиться на совершенно одинаковых позициях, выполнять одинаковую работу. Однако они будут иметь абсолютно разный «вес» внутри коллектива. Для многих эта характеристика имеет особую ценность, ведь вне группы человек никогда бы не смог обрести значимость.

Группа также влияет на самооценку индивида, его самовосприятие. Член группы постепенно идентифицирует себя с ней, что приводит к изменениям в данной сфере. Он начинает по-другому относиться к своему месту под солнцем, у него формируется новый тип мировоззрения.

Роль и статус

То, как проявляет себя человек в группе (обществознание или психология обычно являются теми предметами, при изучении которых школьники разбирают данный вопрос), зависит от индивидуального положения участника того или иного объединения, его статуса. Каждая группа наделяет своего члена определенным статусом. Он, в свою очередь, предполагает ту или иную роль. Статус человека в группе - это позиция по отношению к другим участникам объединения. Роль представляет собой определенный набор функций, которые предписываются участнику группы другими ее членами. Также она зависит от той спецификой деятельности, которая характерна для данной группы. Существует большое количество типологий ролей в социальном объединении. Однако большинство из них построены по критериям власти и подчинения либо предпочтения и отторжения.

Типы социальных статусов

Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:

  1. Альфа - это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
  2. Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в и правил.
  3. Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
  4. Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
  5. Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» - это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда - изгнание из группы, а также физическая расправа.
  6. Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
  7. Омега - это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.

Цели членов группы

Обычно поведение члена группы направлено на достижение одной из двух целей - решение практических задач или же построение взаимоотношений. Одному человеку сложно выполнять сразу обе функции, поэтому каждый участник объединения либо занимается решением практических задач, либо способствует развитию гармоничных отношений в коллективе.

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа - объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают :

Условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

Реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

Естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Религия, атеизм и свобода совести.

Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.

Типология религий:

1) Исторические типы:

а) Архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.

Фетишизм - поклонение фетишу, неоду­шевленному предмету, наделяемому сверхъе­стественной силой. В дальнейшем приписы­ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями - «духами».

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.

б) Современные религии

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов

Монотеистические - вера в одного единственного бога.

3) По степени распространения на планете:

Мировые - буддизм, христианство, ислам

Локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий .

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Билет №9

1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.

Общество- в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

Людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;

Систематизация производства;

Воспроизводство и социализация человека;

Распределение результатов труда;

Обеспечение законности управленческой деятельности государства;

Структурирование политической системы;

Формирование идеологии;

Историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей - сфер общественной жизни:

- экономическую - отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

- социальную - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

- политическую - деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

- духовную - мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества :

а) Политико-правовая сфера:

Ратификация международного договора

Введение поправок к закону

Проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

Рост числа акционерных предприятий

Увеличение денежной массы в стране

Уменьшение производства товаров

Введение нового налога

Отношения собственности

в) Социальная сфера:

Демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2 / 3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

2. Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий :

Истощение природных ресурсов

Загрязнение окружающей природной среды

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией

е) предотвращение распространения СПИДа

Глобальные проблемы:

Возникли во второй половине XX века

Все глобальные проблемы взаимосвязаны

Охватывают все стороны жизни людей

Касаются всех без исключения стран мира

Причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения

К числу социальных последствий НТР относится

Рост требований к подготовке специалистов

Увеличение доли работающих в сфере обслуживания

Увеличение продолжительности обучения в школе
- рост образования населения

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит зани­мать формальный (социальный) статус. Иными словами, за­нимать определенное место в системе общественного разделе­ния труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус "муж" и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции обще­ство закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисципли­ной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой - нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой - жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в од­ной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей по­ведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называет­ся ролью.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, при­держивается одной роли. Хотя тот же самый человек может об­ладать множеством статусов: мужчина, русский, православ­ный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей.Роль - дина­мическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, об­разует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных от­ношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжайте пере­чень сами), многие сотни политических, религиозных, эконо­мических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии - статусы и роли. Первые дают статическую, а вто­рые динамическую картину общества. Совокупность незаполнен­ных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество пу­стых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом - социальными фун­кциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учи­теля? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дис­циплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность оз­начает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему соци­альная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не толь­ко с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязан­ности, учитель вступает в определенные отношения с учени­ком, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связа­ны социальными отношениями, личные статусы связаны межлич­ностными отношениями. Общество опутано огромной сетью соци­альных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный - соци­альные роли.

Итак, наш второй вывод: статусы связаны между собой соци­альными функциями, которые проявляются через социальные. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала много­слойной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отношения. Что мы забыли? Конечно,роли. Как и договори­лись, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - постоянная функция (т.е. соци­альная позиция в обществе), так же, как обучение, - регуляр­ное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписан­ным нормам и обязанностям.

В малых группах люди знают друг друга. Они общаются продолжительное время. Попадая, например, в производственную бригаду случайным образом, работник постепенно вступает в тесные отношения с коллегами. Между ними устанавливаются не только деловые, но и эмоциональные отношения. Они делятся друг с другом своими переживаниями, надеждами, разочарованиями и огорчениями.

Каждый участник контактной группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливаются устойчивые отношения симпатий и отвержения. Проявляются отношения доминирования и подчинения в группах. Отношения доминирования в ряде малых групп (формальных) задаются изначально. В неформальных они устанавливаются в силу возраста, степени влияния и авторитета отдельных членов группы.

Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малой группы используются понятия «роль» и «статус». Воспользуемся материалом «Психологического словаря/ Под ред А.В.Петровского и М.Г.Яолшевского.

Роль (от франц. role) означает «социальную функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений». Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (представитель интеракционизм

Т.Шибутани дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление о том, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Диапазон и количество ролей определяются мно­гообразием социальных групп, ви­дов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потреб­ностями и интересами.. Ин­дивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Различают следующие типы ролей:

· ролисоциальные , обусловленные ме­стом индивида в системе объек­тивных социальных отношений (профессиональные, социально-де­мографические и др.), и

· роли межлич­ностные , определяемые местом инди­вида в системе межличностных от­ношений (лидер, отверженный и др.).

Кроме того,

· активные, исполняемые в данный момент, и

· латентные, не проявляющиеся в дан­ной ситуации.

Кроме того, разли­чают

· институционализированные роли (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требо­ваниями организации, в которую вхо­дит субъект, и

· стихийные, связанные со стихийно возникающими отноше­ниями и видами деятельности.

В за­падной социологии и психологии получили распространение различ­ные ролевые концепции личности. В этих концепциях личность предстает как набор не связанных между собою разрозненных ролевых масок, оп­ределяющих ее внешнее поведение безотносительно к ее внутреннему миру, причем игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность

Другое понятие, характеризующее положение индивиду в группе – статус.

Статус определяется как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусах, которые приобретает индивид в группах, различаются по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.

Т.Шибутани, автор «Социальной психологии», вводит различение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению, относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, и его престиж основывается на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой категории.

Личный статус, по Т.Шибутани, - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений.

Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.

Другая характеристика индивида в группе - это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».

В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.

Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти - подчинения или предпочтения - отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
альфа-лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
бета - второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
гамма-1 - приближенные, опора, соратники, команда альфы;
гамма-2 - обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
гамма-3 - оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» - ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
гамма-4 - шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
омега - «козел отпущения» - лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей-детей, преступников.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека