Переселение народа: почему Израиль призывает к отъезду еврейское население Франции. Иммиграция в израиль от сбора документов до переезда

Израиль – молодое государство, которое возникло в 1948 году. Однако еврейская нация имеет тысячелетнюю историю. Сегодня Израиль проводит специальную программу по возвращению евреев.

Что такое репатриация

Репатриация – это возвращение на историческую родину. Таким образом, репатриация в Израиль предполагает возвращение евреев на свою историческую родину. Однако далеко не все имеют право на возвращение по данной программе, так как необходимо доказать свое еврейство.

Есть много различных сайтов, где подробно описывается информация о процессе репатриации евреев в Израиль, однако она имеет свойство устаревать.

Наиболее актуальные данные находятся на сайтах МИД Израиль, консульств и посольств, а также еврейских агентств для евреев Сохнут.


Что касается репатриантов – это лица, которые смогли пройти программу репатриации и вернуться жить в Израиль.

Важно отметить, что еврейство передается только по женской линии. Именно поэтому многие берут в жены еврейку для совместной репатриации.

Дело в том, что в законе «О репатриации» четко указано, кто такой репатриант, а также кто еще может воспользоваться правом на возвращение на родину. Учитывая, что супруг (а) может брать всех своих ближайших родственников, многие переехали жить в Израиль таким образом.


Также евреем считается тот, кто родился от матери-еврейки или другие лица после гиюра (обращение нееврея в иудаизм), которые не принадлежат к другой религии.

Первые шаги

Если вы задумали вернуться на свою историческую родину, вам придется доказать свое еврейство. Для этого потребуется целый ряд различных документов. Лучше всего обратиться в один из Центров культуры Израиля в вашем городе или прийти в консульство для получения подробной консультации. Также здесь вы сможете узнать, какие программы в 2019 году будут действовать.

Для подготовки к репатриации необходимо будет пройти консульскую проверку в ближайшем консульстве Израиля в вашей стране. Также возможно обратиться в посольство.

В международном праве предусмотрено, что территория зарубежных дипломатических и консульских ведомств является территорией другого государства, поэтому попасть туда не так просто. Для начала потребуется записаться на прием по телефонам, которые находятся в общем доступе.


Во время записи потребуется сообщить личные данные и контакты всех, кто собирается воспользоваться правом на репатриацию в вашей семье.

Может оказаться довольно накладно ехать в столицу для прохождения собеседования, однако личное присутствие всех желающих воспользоваться программой репатриации необходимо.

Вы можете обратиться в отдел репатриации посольства Израиля в Москве или в консульство Израиля в Москве, если живете в России. Аналогично с другими странами. Стоит отметить, что в России есть консульство в Новосибирске, где также можно пройти проверку. Таким образом, записаться можно на прием в Москве или Новосибирске.

Также иногда консулы проводят выездные собеседования в различных городах, если получают из них много заявок на репатриацию. Узнать о предстоящих подобных поездках возможно на официальных сайтах консульств Израиля в стране их пребывания.

Сбор документов

С чего начать сбор документов?

Ответственные за проведение проверки сотрудники рекомендуют всегда начать с того, чтобы удостовериться в своем еврействе.

Если вы уверены, что еврей, можете это доказать и желаете переехать жить в Израиль, то вам потребуются следующие документы:

  • Свидетельства о рождении всех, кто желает переехать. Стоит отметить, что переезд возможен не только евреям, но и тем, кто не имеет к этой национальности никакого отношения.Так, потенциальный репатриант может взять с собой супруга (супругу), детей и ближайших родственников.
  • Паспорта.
  • Военные билеты (если есть).
  • Заграничные паспорта. К ним есть особые требования. На момент подачи документов срок их действия должен быть более 6 месяцев.
  • Фотографии 3*4 для всех выезжающих.
  • Копии или оригинал трудовых книжек.
  • Копии всех предоставляемых документов.
  • Анкета. Скачать анкету можно на сайтах Сохнута, консульств, посольства и МИД Израиля.

Это список общих документов. Но также есть дополнительный пакет, который подтверждает ваше право на репатриацию. К нему относятся любые документы, где есть графа национальность. Вот несколько вариантов того, какие документы нужны для такого подтверждения:

  • Советский паспорт.
  • Советский военный билет.
  • Свидетельство о рождении советского образца, где указывалась национальность.
  • Выписки из домовых книг советских времен, где также указывалась национальность.
  • Другие архивные документы.

Еврейство может передаваться по прадеду, поэтому не ленитесь проверять документы своих родственников. В этом случае в число необходимых документов будет также входить:

  • Свидетельство о заключении брака между родителями, которое может стать весомым аргументом в подтверждении вашего родства.
  • Свидетельство о смерти члена вашей семьи, именем которого вы апеллируете, если он не дожил до момента подачи документов.

Желательно ознакомиться с Законом «О репатриации» заранее, чтобы подготовиться к дополнительным вопросам и взять с собой все возможные справки и доказательства, которые сможете найти. Есть немало случаев, когда консул давал свое согласие на репатриацию, получая только фотографию могилы родственника на еврейском кладбище.

Если консул отказал, то можно учесть его замечания, собрать дополнительные документы и попробовать еще раз.

Репатриация евреев в Израиль имеет важное значение для государства, именно поэтому вы можете обращаться неограниченное количество раз, чтобы воспользоваться своим правом.

Интересно, что инвалидам отказывают в репатриации только в том случае, если медицинские показания не разрешают человеку перелет в другую страну.

Как найти предков

Когда у консула спрашивают: «Как найти предков», он отвечает, что это можно сделать, оформив запрос в государственный архив. Именно там хранятся данные о многих евреях, которые проживали в СССР. Если данные о ваших родственниках сохранились, то процесс собеседования будет гораздо проще.

Именно государственный архив оказывает большую помощь потенциальным репатриантам.

Если информации в архиве нет, то можно сделать запрос в ЗАГС. Так как сегодня российские ЗАГСы стали работать в единой электронной системе, они могут оперативно найти интересующую информацию. Это особенно актуально для правнуков евреев, которые другим способом не могут подтвердить свое родство.

Выбор программы

Существует несколько программ репатриации из России, из Белоруссии, из Украины и других стран мира.

Когда вы получите одобрение от консула, у вас будет виза на репатриацию. Срок ее действия 6 месяцев. Если вы не успеете за это время, то придется заново собирать весь пакет документов.

Согласно правилам, кандидат должен определиться не только с программой, но и с местом жительства в Израиле. Если вы не можете самостоятельно сделать выбор, можно посетить Центр культуры Израиля в вашем городе и ознакомиться с преимуществом различных городов. Также сотрудники Сохнут могут самостоятельно подобрать вам наиболее подходящие города.

Наибольшей популярностью у граждан России и стран СНГ пользуются программы репатриации в следующие города:

  • В Хайфу;
  • В Акко;
  • В Афулу;
  • В Хадеру;
  • В Ашкелон;
  • В Эйлат;
  • В Иерусалим.

Подробную информацию об этих городах также можно прочитать в Википедии. Затем потребуется забронировать бесплатный билет на самолет.

Все расходы на переезд оплачивает Израиль.

Если организовывать переезд с помощью Сохнут, то вас точно встретят, а оплата ваших первых расходов произойдет в назначенной время. Именно поэтому у вас не возникнет проблем во время переселения на родину.

Важно понимать, что повторная репатриация невозможна.

Льготы для новых репатриантов

Разработана целая система льгот для возвращения на родину евреев, которые проживают в других странах:

  • Бесплатный билет на самолет и на право дополнительного багажа.
  • Бесплатный трансфер из аэропорта до места проживания.
  • Финансовая помощь в первые месяцы проживания в Израиле.
  • Медицинская страховка на 1 год.
  • Бесплатный один курс иврита.
  • Скидки на оплату налогов в течение 1 года.
  • Скидка на аренду жилья с 13 до 48 месяцев проживания в Израиле.
  • Льготная ипотека.
  • Возможность получения высшего образования.

Кто имеет право на данные льготы? Все зависит от социального статуса и возраста. Так, есть программы, предназначенные специально для молодых семей. Они включают в себя льготную ипотеку и дополнительные социальные программы.

Евреи пенсионного возраста могут воспользоваться другими льготами. Однако большая часть распространяется на всех репатриантов.

Если вы переехали жить в Израиль с судимостью, то вам будет сложно получить кредит. Также некоторые пособия будут для вас недоступны.

Действия в аэропорту

Прилетев в Израиль, необходимо будет пройти паспортный контроль и обратиться в офис Министерства Абсорбции в здании аэропорта. Там вы получите удостоверение репатрианта. Оно выдается на всю семью. Также будет выдано удостоверение личности на всех членов семьи, начиная с 16 лет.

Согласно правилам, здесь вы вы можете затребовать первую выплату из корзины Абсорбции. Денежные средства выдаются наличными. Сотрудники Министерства оказывают помощь в прохождении регистрации в больничной кассе, которую вы выберете и предоставят 200 бесплатных минут для разговоров по мобильному телефону.

Затем вы сможете получить багаж и уехать на предоплаченном такси к первому месту своего проживания в Израиле.

Жилье предоставляют бесплатно на определенное время. Затем необходимо будет самостоятельно решать жилищный вопрос.

Что необходимо сделать в первые дни в Израиле

Приехав в Израиль, предстоит выполнить несколько простых, но необходимых действий:

  • выбрать банк и открыть в нем счет, для этого потребуются платежное поручение и удостоверение репатрианта, которые выдали в аэропорте;
  • зарегистрироваться в больничной кассе и Министерстве Абсорбции (потребуются справка о наличии счета в банке и удостоверение репатрианта);
  • взрослым записаться на курсы иврита;
  • детей определить в школы и детские сады;
  • плюс оформить льготу по уплате земельного налога.

Для пенсионеров есть дополнительные льготы и пособия, о которых они смогут узнать при обращении в Сохнут.

Репатриация из зоны АТО

Зона АТО – зона антитеррористической операции. Репатриация из зоны АТО происходит немного сложнее, так как специалистам необходимо убедиться, что вы не террорист и не представляете угрозу для общества.

Переселение из Украины

Процесс прохождения собеседования во всех странах одинаковый, однако программы переселения немного отличаются.

Так, жители Украины могут воспользоваться средствами из специального фонда «Керен Едидут».

Что это такое? Это специальный фонд, который был создан в США раввином для облегчения процесса репатриации и ассимиляции.

В программу этого фонда входит:

  • Прямые рейсы из Киева в Иерусалим.
  • Дополнительная финансовая поддержка украинских евреев (1000 долларов на каждого взрослого и 500 долларов на каждого ребенка).
  • Доставка багажа в аэропорт за счет фонда.
  • Встреча в аэропорте Иерусалима.
  • Проведение различных семинаров и программ для ускорения процесса ассимиляции в новой стране.

Есть много различных отзывов о жизни в Израиле. Некоторые сюда приезжают и, в надежде, что государство будет всегда их содержать, не работают и живут в свое удовольствие. В этом случае они добровольно покидают страну, когда финансовая поддержка прекращается.

Однако большинство остается жить на новой родине и получают большое удовольствие от отличной погоды, высокого дохода и стабильной жизни.

Если у вас есть родственники евреи и вы можете это доказать, приходите в Сохнут для получения консультации о праве на репатриацию. В дальнейшем вам будет гораздо легче получить одобрение от консула и обустроить свою новую жизнь.

Стала постоянным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении . Со временем приезд из галута в Святую землю стал восприниматься в еврейской традиции как духовное восхождение и моральное возвышение. (Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́́ - «спуск», «нисхождение»)

При арабском владычестве еврейское население Эрец-Исраэль постоянно уменьшалось. Но в середине XIII в. в страну прибыли группы евреев из Франции и Испании , движимые религиозными мотивами и мессианскими чаяниями.

По собранным в то время данным, в 1839 г. в Эрец-Исраэль жили 6547 евреев (4833 сефардов и 1714 ашкеназов), в том числе в Иерусалиме - 3007 человек (2508 сефардов и 499 ашкеназов).

С 1840-х гг., особенно в 1860-х гг., началось интенсивное развитие ишува . В эти годы в страну презжали преимущественно ашкеназы из Российской империи. В 1876 г. в Иерусалиме жили уже около 12,000 евреев, большинство - ашкеназы.

В конце XIX в. алия прибывала в основном из стран Восточной Европы и Марокко ; еврейское население страны достигло 25,000 человек.

Алия с конца XIX в. и до образования Государства Израиль

Различают пять основных потоков алии до провозглашения Государства Израиль .

Первая алия (1882-1903)

Первая алия началась в 1882 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе.

Небольшое число прибыло также из Йемена .

Поселенцы испытывали множество трудностей: нехватка денег, тяжёлые природные условия, недостаток сельскохозяйственного опыта, болезни и т. п. В решении этих проблем большую роль сыграл барон Эдмон де Ротшильд , взявший несколько новых мошавот под свою опёку и помогавший поселенцам финансами и специалистами.

Большая часть олим осела в городах, главным образом в Иерусалиме и Яффо , и лишь около четвёрти из них занялись сельским хозяйством.

Несмотря на многочисленные трудности, именно эти первопроходцы заложили основы поселенчества в стране и основали сельскохозяйственные населённые пункты. Среди городов, основанных в это период, - Петах-Тиква , Ришон ле-Цион , Реховот , Рош-Пина и Зихрон-Яаков .

Вторая алия (1904-1914)

В сентябре 1920 г. ввели ограничения на алию: 16500 человек в год, причём не всяких, а только владельцы капитала, студенты и некоторые категории квалифицированных работников.

Пятая алия (1929-1939)

В период пятой алии (1929-39) в страну переселились более 250,000 евреев, из них более четверти - из нацистской Германии .

Она в значительной мере изменила характер ишува . Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, ценные трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства. Они вкладывали деньги в промышленность.

Было завершено строительство современного Хайфского порта и нефтеперерабатывающих заводов, появились крупные современные предприятия промышленности и торговли.

Значительный вклад в организацию нелегальной алии из восточных стран внесли еврейские общины Сирии и Ливана . В городах Халеб (Алеппо), Дамаск , Камышлы (на сирийско-турецкой границе) и в Бейруте действовали штабы нелегальной иммиграции.

Всего в 1934-39 гг. в страну нелегально репатриировались приблизительно 15-21 тыс. евреев, большей частью бежавших от нацизма.

В первые годы войны еще не вся Европа была под властью Германии, и оставалась возможность отправлять суда с еврейскими беженцами из различных портов. В последующие годы она исчезла. Британские власти, перехватив суда с беженцами, переправляли репатриантов на Кипр (в одном случае - на остров Маврикий), где они (всего около 55,000 человек) содержались в особых лагерях вплоть до создания Государства Израиль.

Несмотря на препятствия британских властей, в 1940-45 гг. в Эрец-Исраэль было нелегально доставлено морским путем около 60,000 человек, а по суше из стран Востока около 7500 человек.

Хотя всему миру стало известно о Катастрофе европейского еврейства , ограничения на иммиграцию не были отменены и после конца войны. Поэтому нелегальная алия стала основным способом репатриации евреев вплоть до образования Государства Израиль. В 1945 г. в страну прибыло 4400 нелегальных иммигрантов, в 1946 г. - около 23,000, в 1947 - около 44,000.

Нелегальная алия превратилась в разветвленное и многостороннее движение. Сотни тысяч беженцев находились в лагерях для перемещенных лиц в Германии; британские власти не разрешали им въезд в Эрец-Исраэль . Ѓагана организовала их нелегальную иммиграцию . Послевоенный путь алии пролегал из таких лагерей в один из сборных пунктов в американском секторе - Бад-Рейхенхалл или Лайпхайм; оттуда беженцы переправлялись в Эрец-Исраэль.

Американский сектор не накладывал ограничений на передвижение между лагерями; французские и итальянские власти смотрели на это сквозь пальцы. Британцы накладывли ограничения на передвижения из лагерей и организовали морскую блокаду, препятствуя иммигрантам высаживаться в Палестине.

Всего за эти годы в страну было доставлено около 70,000 евреев на 65 кораблях; еще 15,000 прибыли различными путями поодиночке. Всего с начала нелегальной иммиграции (1934 г.) в страну прибыло около 115,000 нелегальных олим, из них около 80 % - морским путем. За период британского мандата в Эрец-Исраэль репатриировалось легально и нелегально около 500,000 человек.

К моменту создания государства еврейское население подмандатной Палестины составляло около 650,000 человек; в руках евреев находилось 180,000 га земли.

Алия после 1948 г

Д. Бен-Гурион в гостях у репатриантов из Северной Африки.

За первые 20 лет существования Израиля в страну прибыли свыше 1,25 млн евреев, преимущественно из Восточной и Центральной Европы, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Поток репатриантов достиг максимума в 1948-51 гг. (684 тыс. человек), 1955-57 гг. (161 тыс. человек) и 1961-64 гг. (220 тыс. человек).

Были периоды спада и роста алии, и даже периоды, когда число покидавших страну превышало число репатриантов.

В 1955-57 гг. в Израиль прибыла новая волна репатриантов (около 160,000 человек):

  • 60,000 из Марокко,
  • 15,500 из Туниса,
  • 35,000 из Польши, большей частью вернувшиеся в Польшу из СССР.

После венгерского восстания 1956 г. в Израиль нелегально прибыло оттуда около 9000 евреев. После Синайской кампании (1956 г.) в репатриировались 14,500 евреев Египта. Многие из олим этих лет обосновались во вновь созданных сельскохозяйственных поселениях в районе Лахиша и в Изреельской долине .

Новый подъем алии относится к 1961-64 гг., когда в страну прибыло около 220,000 евреев, из них около 100,000 из Северной Африки (в основном из Марокко) и Румынии - около 63,000.

Известно, что всё время существования коммунистического режима в Румынии он занимался «продажей» евреев: за большие деньги разрешал их выезд в Израиль.

Первым шагом в борьбе советского еврейства за репатриацию были письма от 18 еврейских семейств из Грузии в Комитет защиты прав человека при ООН (1969 г.), в которых, наряду с протестом против дискриминационной политики советских властей, было выражено требование разрешить желающим того евреям выехать в Израиль . В 1969 г. число репатриантов из СССР составило 3019 человек (в 1968 г. - всего 224 человека), но в 1970 г. их число вновь резко сократилось - до 992 человек.

Наибольшее количество нового жилья было построено в т. н. районах развития в Галилее и Негеве - в Кармиэле , Нацрат-Илите , Йокнеаме , Беэр-Шеве , Офакиме и др. населённых пунктах. Больше всего жилья было построено в Ашдоде .

В профессиональном составе репатриантов очень высок удельный вес специалистов с высшим образованием. Данные по алие 1970-х гг.: среди олим старше 15 лет, работавших до приезда в Израиль, 38 % составляли люди с высшим образованием, работавшие по специальности (в том числе 25 % инженеров и 6 % врачей).

В 1990-1991 гг. доля лиц с высшим и средним специальным образованием была 65 % от общего числа репатриантов из СССР, прибывших в Израиль. После 1993 г. она снизилась до 50 %.

Массовая алия из Советского Союза привела к возникновению в Израиле центра литературного творчества на русском языке и появлению множества разнообразных периодических изданий на русском языке.

Наличие в Израиле значительного числа носителей русской культуры во многом способствовало кристаллизации русского еврейского общинного самосознания в Израиле. Местная русскоязычная пресса старается отражать весь спектр мнений общины по этому вопросу, колеблющийся от стремления к замкнутости до полной интеграции в израильское общество.

Важная роль в деле ознакомления израильского читателя с духовным миром евреев Советского Союза принадлежит выходящим ежегодно с 1976 г. на иврите под редакцией Д. Приталя (1919-2006) и Л. Дымерской-Цигельман сборникам «Еврейская интеллигенция в СССР», «Евреи в СССР» и «Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре». Изменение названия альманаха адекватно отражает социально-демографические перемены в жизни русскоязычного еврейства, большая часть которого эмигрировала из бывшего СССР в Израиль и другие страны.

В 2004 году в Израиль прибыло около 22000 олим. За 2005 год 23000 (+4.4 %). Впервые с 1989 года доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины - примерно 10100 человек (48.1 %). Из них почти 4000 из России и около 3000 из Украины , что на 18 и 21 % меньше, соответственно, чем в 2003 году.

В 2006 году в Израиль приехало 19900 олим - примерно как в 2005.

Репатриация эфиопских евреев

За двухтысячелетнюю историю эфиопские евреи неоднократно пытались добраться до Иерусалима . Но лишь очень немногим это удалось.

В результате улучшения отношений с Эфиопией увеличилась репатриация из неё. Небольшие группы репатриантов из Эфиопии начали прибывать в Израиль с первых дней существования еврейского государства.

С 1979 г. их число значительно увеличилось (1980 г. - 259 человек, 1981 г. - 650, 1982 г. - 950, 1983 г. - 2393). В 1979-1984 годах через Судан в Израиль прибыло около 7000 эфиопских евреев. Многие детали этих сложных и опасных операций по сей день засекречены.

Резкое ухудшение экономического положения, политическая неустойчивость и катастрофическая засуха поставили под угрозу само существование двадцатипятитысячной еврейской общины Эфиопии.

Алия из Аргентины, ЮАР, Франции и других стран

В конце 1980-х гг. начала увеличиваться алия из Аргентины, что было связано с ухудшением там экономического положения. В 1990 г. было 2045 репатриантов - почти втрое больше, чем в 1986 г. Впоследствии стабилизация ситуации в Аргентине и трудности абсорбции, связанные с наплывом олим из СССР, привели к уменьшению этой волны алии.

В 2002 г. наблюдался новый всплеск: за один год в Израиль прибыли почти 6000 репатриантов из Аргентины. Всего в 1948-2003 гг. в Израиль из Аргентины репатриировались 65815 человек.

Внутриполитический кризис в ЮАР стимулировал эмиграцию евреев, но большая их часть предпочла переселиться в Австралию, США или страны Западной Европы (за весь период 1948-2003 гг. в Израиль прибыло менее 20000 репатриантов из Южной Африки).

На всем протяжении истории Израиля продолжается алия из Франции, которая не уменьшилась даже в период интифады. Всего за 1948-2003 гг. в Израиль репатриировались более 70 тыс. уроженцев Франции. Рекордным был 1969 г., в ходе которого в Израиль из Франции прибыли 5292 человека. В два последующих года численность репатриантов из Франции оставалась сравнительно высокой (4414 человек в 1970 г. и 3281 человек - в 1971 г.).

Внутриполитический кризис в Албании , приведший к ослаблению изоляционистского режима в стране, позволил организовать в 1991 г. репатриацию еще остававшихся там немногочисленных евреев. Вследствие гражданской войны в Югославии в Израиль прибыло несколько десятков югославских евреев.

В 2004 году приехали около 1900 олим из США (9.0 % всей алии).

Статистика алии в XXI веке

2012 год

В 2012 году в Израиль приехало в общей сложности около 18 тысяч человек. Из них 3451 - репатрианты из России, что составляет 20 % от общего числа. На втором месте - США с 2952 «олим» (17 %), Эфиопия - 2355 (14 %), Украина - 2033 и Франция с 1853 новыми репатриантами. Наряду с крупными «поставщиками» алии, есть небольшая репатриация из таких стран как Гондурас, Мадагаскар, Доминиканская Республика, Монако и Андорра.

В 2012 году большинство репатриантов являются молодыми людьми: 5274 - это дети и подростки до 19 лет и 4890 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Управление по делам студентов при Министерстве абсорбции сообщило, что большинство из них репатриируется с целью получить в Израиле высшее образование, финансируемое этим ведомством.

Более двух тысяч вновь прибывших - представители свободных профессий, инженеры, программисты. 200 - люди науки, 310 врачей, 170 медсестер и акушеров, 569 экономистов, 296 адвокатов и нотариусов, 133 психолога и около 300 деятелей искусств. 52 % новых репатриантов 2012 года - женщины (9428) и, соответственно, 48 % - мужчины (8365) .

2013 год

В 2013 году в Израиль репатриировались 19200 человек - больше по сравнению с прошлым годом (18940). Без учета организованной алии из Эфиопии, из других стран мира в 2013 году репатриировались 17500 человек на 7% больше по сравнению с 2012 годом (16230).

Самое значительное число репатриантов прибыло из стран СНГ - 7520 человек. Из России, Белоруссии и Прибалтики - 4600 человек, Украины и Молдовы – 2140, южного Кавказа - 280, Средней Азии - 490.

Алия из Эфиопии - 1360 человек - сократилась на 44% в связи с окончанием операции «Голубиные крылья» и завершением организованной алии из этой страны.

В 2013 году возросло на 35% число репатриантов из Западной Европы, откуда прибыло 4390 олим. В 2013 году алия из Франции выросла на 63% и составила 3120 человек. Число олим из Великобритании сократилось на 27% и составило 510 человек. Уменьшилась на 8% алия из Италии – 148 репатриантов, и из Северной Америки - на 11% (3000). Алия из Латинской Америки возросла на 34% - 1240 репатриантов. На 19% вызросла алия из Южной Африки, на 46% - из Океании, на 4% - из стран Ближнего Востока.

Около 60% всех репатриантов - до 34 лет, из них 37% в возрасте от 18 до 34 лет. Самый пожилой репатриант - из США в возрасте 103 лет .

Гражданство Израиля

Приобретение израильского гражданства регулируется Законом о гражданстве от 14 июля 1952 г., согласно которому право на израильское гражданство признается в силу репатриации в Израиль, либо проживания в Израиле, либо по рождению, либо натурализации или в результате дарования.

На основании статьи второй Закона, любой репатриант (оле) автоматически приобретает израильское гражданство, если только он уже не является израильским гражданином по рождению. Согласно Закону о возвращении от 5 июля 1950 г., каждый еврей имеет право прибыть в Израиль в качестве оле, и виза оле должна быть предоставлена любому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, если только он не занимается или не занимался в прошлом деятельностью, направленной против еврейского народа, или если его поселение в Израиле не угрожает безопасности страны, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Каждый еврей, репатриировавшийся в Израиль до 5 июля 1950 г. или родившийся в Израиле до или после этой даты, также рассматривается как прибывший в страну в качестве оле в силу Закона о возвращении. С точки зрения Закона о возвращении, еврей определяется как лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, либо лицо, принявшее иудаизм (при этом в самом Израиле признаются только ортодоксальные гиюры).

Права еврея по Закону о возвращении и права оле по Закону о гражданстве распространяются на нееврейского супруга, детей и их супругов и внуков репатрианта (за исключением лиц, которые, будучи евреями, добровольно перешли в другое вероисповедание). При этом не имеет значения, жив ли и репатриировался ли в Израиль еврей, в силу прав которого указанные лица обладают правом на израильское гражданство.

Согласно поправке к Закону о возвращении от 1971 г., любой еврей, находящийся вне пределов Израиля, может по желанию получить израильское гражданство.

В силу проживания в Израиле, израильским гражданством обладают лица, бывшие гражданами подмандатной Палестины непосредственно перед образованием Государства Израиль и оставшиеся жителями страны на 14 июля 1952 г.

По рождению израильским гражданством обладает лицо, если хотя бы один из родителей является израильским гражданином.

В силу натурализации израильское гражданство предоставляется, если ходатайствующий удовлетворяет всем следующим условиям:

  1. находится в момент подачи прошения в Израиле,
  2. проживал в Израиле три из пяти лет, непосредственно предшествовавших подаче прошения,
  3. имеет разрешение на постоянное жительство в Израиле,
  4. поселился или намеревается поселиться в Израиле,
  5. обладает хотя бы элементарным знанием иврита ,
  6. отказался от своего прежнего гражданства или намерен отказаться от него при получении израильского гражданства.

Получение израильского гражданства в силу натурализации обусловлено также декларацией ходатайствующего о его намерении быть лояльным гражданином Израиля. Процесс натурализации облегчается для лиц, которые состояли на израильской военной службе после 29 ноября 1947 г. (дата резолюции ООН о создании еврейского государства) или которые потеряли сына или дочь на военной службе в Армии обороны Израиля.

Совершеннолетний израильский гражданин, не проживающий в Израиле или формально заявивший о своем намерении покинуть Израиль, может подать письменное заявление об отказе от израильского гражданства. Если министр внутренних дел утверждает такое заявление, его податель перестает быть израильским гражданином, начиная с даты, устанавливаемой министром.

Министр внутренних дел правомочен лишить гражданства лицо, совершившее акт нелояльности по отношению к Государству Израиль или приобретшее израильское гражданство незаконным путем.

Сноски

Литература

  • Аптекман Д., Билецкий Б., Гольдман Л., Шрайбер Е. Десятилетие большой алии: путь достижений и утрат. (Социологические очерки) Иер., 1999. 126 с.
  • Лоевский Е. Алия 90-х годов. Иер., 1993. 96 с.
  • Миграционные процессы и их влияние на израильское общество / Сборник статей под редакцией А. Д. Эпштейна и А. В. Федорченко. М., 2000. 329 с.
  • Мушон Л. Путешествие длиной в 40 лет. Перевод с иврита. Иер., 1978. 372 с.
  • Ременник Л. Между старой и новой родиной. Русская алия 90-х гг. в Израиле // Диаспоры. М., 2000, № 3. С. 116-136.
  • Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья

Инструкция

Переехать в Израиль на постоянное место жительства легче всего людям, имеющим еврейские корни. По израильскому Закону о Возвращении приехать в страну и получить там вид на жительство или гражданство имеют евреи, их дети, жены и внуки. Прежде они обязаны исповедовать иудаизм и обратиться в консульство Израиля.

Связанная статья

Источники:

  • как переехать из израиля
  • Как попасть на лечение в Израиль? Где получить визу?

Израиль – страна, куда очень просто переехать каждому, кто имеет еврейские корни или родственников этой национальности, и куда довольно сложно перебраться любому другому человеку.

Вам понадобится

  • - собственное свидетельство о рождении,
  • - свидетельства о рождении всех родственников по материнской линии, имеющих еврейские корни,
  • - семейные связи в Израиле,
  • - основание пребывать в Израиле легально, пока не будет решен вопрос о гражданстве,
  • - знание языка иврит.

Инструкция

С момента начала существования государства Израиль в нем действует Закон о возвращении, согласно которому, любой еврей может без всяких проблем переселиться в эту страну. Сложность обычно вызывает лишь один момент: кого можно считать евреем? Согласно традициям и официальной политике, передается по материнской линии. На практике нередко бывает достаточно, чтобы или бабушка по материнской линии были евреями. Также евреем при определенных условиях считается любой человек, который принял иудаизм.

Чтобы переехать по закону о репатриации, нужно подготовить пакет документов: свое свидетельство о рождении, свидетельства родителей, дедушек и бабушек (доказательства того, что человек является евреем по национальности). Важным моментом является отсутствие судимости. Официально требованием является обоснование мотивов переезда, так как проводится собеседование. На практике бывает достаточно сказать, что вы хотите просто жить в развитой стране, честно платить налоги и так далее. Для репатриации не обязательно отказываться от имеющегося гражданства. Заявка на репатриацию в Израиль подается еще в России.

Бизнес- , когда право на проживание человек получает благодаря инвестициям в экономику страны, в Израиле не предусмотрена. Бывают крайне редкие исключения, когда человек предлагает что-то, выгодное непосредственно Израилю. Этот вопрос рассматривается индивидуально, шанс довольно мал. В этом случае гражданство считается пожалованным.

Брак является одним из самых простых способов получить гражданство Израиля, если человек не еврей по национальности. Брак нужно заключить за границей, так как в Израиле браки между евреями и не евреями не регистрируются. Затем следует въехать в Израиль по туристической визе, собрать пакет документов, полный список можно уточнить в МВД страны (и лучше сделать это заранее). После этого заявителю выдадут туристическую визу на полгода, по ней уже можно работать. Затем оформляется временное удостоверение личности, которое дает статус резидента. Процедура получения гражданства после этого будет длиться 5 лет, в течение которых нужно постоянно ходить по разным инстанциям и подтверждать, что брак не фиктивный.

1880-е годы. Беженцы из Российской империи

Лишившись своей государственности два тысячелетия назад, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел процесс миграции в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением евреев"

Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие расселения мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец-Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В еврейской диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Миграционные процессы приводили к падениям и появлению новых центров еврейской жизни вне исторической родины. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах — например, в Александрии, Вавилоне.

История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживается в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например, сефардов и ашкеназов в Нидерландах в XVII столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.

Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.

Миграции, в первую очередь из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская не является исключением, хотя в христианской традиции в виде антисемитских предрассудков глубоко укоренилась идея вечного странствия евреев по земле до второго пришествия Иисуса.

Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем:

1492-1789 годы — изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;

1789-1914 годы — массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;

ХХ столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского государства и массовая репатриация в Израиль.

Уже к середине X столетия существовали три независимых и очень разных по культуре центра в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его культуре, был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в Средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины XV века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше иудеев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых "маранов" продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и с юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.

В Центральной Европе — втором центре диаспоры, рассредоточенном на большой территории, — проживали ашкеназские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания с большинства территорий на западе континента в XIII и XIV веках, евреи в XV столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.

Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где расселилось в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких, как Салоники, они представляли собой значительную долю населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.

Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназские евреи из Центральной Европы в XV и XVI веках постепенно переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.

Создание в цветущей торговой республике Венеции гетто в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназской диаспор.

В то же время возникли еще два центра — в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце XVI века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских еврея прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года — Нью-Йорк), где получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В XVII веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.

Образованный ашкеназский центр в Восточной Европе переживал в XVI и XVII столетиях расцвет в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад — регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназского еврейства.

Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса XVII века на западе Украины возник хасидизм, в середине XVIII века он стал ответом и на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети XVIII века Польша утратила свою политическую независимость, ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.

1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли новые возможности, но и представляли угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году, число евреев в различных регионах Российской и Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейства. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев — их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце XVIII века. До начала XIX столетия ограничения возможностей их миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких, как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.

Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети XIX века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось — неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающим аргументом для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция стала глобальным движением, с 1881 до 1914 годы, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За XIX столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия — более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них были ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX веков, вплоть до начала нацистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.

Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких, как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих новых центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии не только нарушила баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.

Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, такие, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.

В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915-1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам, 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.

Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.

Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев, и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.

Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и репатриантов.

В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Китай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов, из них примерно 14 миллионов составляли ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.

После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери всего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, Судетской области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.

Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата: ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.

Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию с территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистами уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого был принят план "окончательное решение" еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти со всей Европы представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа всего за четыре года полностью уничтожила главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) избежала этой участи, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.

После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине англичане ставили непреодолимые препоны репатриации евреев.

Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении репатриации в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающийся до настоящего времени. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально в небольшом количестве были отпущены преследуемые отказники, затем, после распада Советского Союза в 1991 году, экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну репатриации. До конца 1970-х годов в страну прибыло 140000 новых репатриантов. На конец 1980-х — начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.

Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских мигрантов в Европу — таковы наиболее зримые изменения последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины — ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.

Тем не менее наличие центров диаспоры до сих пор является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля с окружающим миром…

Репатриацией называется возвращение в родную страну человека, который был вынужден переехать в другое государство и потерял первоначальное гражданство. Как известно, евреи часто становились жертвами различных притеснений, поэтому на данный момент вне Израиля проживает порядка 7,5 миллионов евреев – на 1,5 миллиона больше, чем в родной стране. К счастью, каждый человек, некогда разлучённый со своим народом, может вернуться на родину. Поэтому давайте разберёмся, как происходит репатриация в Израиль в 2019 году.

Кто может стать репатриантом

Закон о возвращении евреев в Израиль, принятый ещё в 1950 году, подразумевает, что переехать в это государство могут дети и внуки евреев. Естественно, свою принадлежность к еврейской национальности придется доказать, предоставив справки – например, из ЗАГСа. При этом имеет значение конфессия потенциального мигранта. Конечно, никто не может заставить вас перейти в другую веру, но даже ближайшие родственники евреев, не исповедующие иудаизм, рискуют не попасть под программу для репатриантов.

Также существует ещё одна группа тех, кто имеет право на репатриацию в Израиль. Это люди, принявшие иудаизм по Галахе, то есть своду законов, зафиксированных в Торе. Данное правило вызывает критику, так как ограничивает в правах представителей других конфессий, а ведь в Израиле установлено равенство прав для всех граждан.

Так или иначе, но других путей стать репатриантом нет. Даже если полноправный житель страны возьмёт себе в жёны иностранку (или жительница выйдет замуж за приезжего), новому члену семьи гражданство не дадут. Придётся оформлять ВНЖ, ходатайствовать о ПМЖ…

Терминология

Любопытно узнать, как называется переселение евреев в Израиль из РФ в частности и из других стран вообще: алия. Да, именно отсюда пошло название Министерства алии и абсорбции.

Согласно языковой традиции, людей, массово переезжающих в Израиль из одного государства, выделяют как некую общность, то есть принято говорить о русской, украинской и белорусской алии.

Дословно термин означает «восхождение, подъём, возвышение». Так что у этого слова есть не только фактическое, но и метафорическое значение, ведь Израиль – Земля Обетованная.

Основные программы репатриации в Израиль

Существуют различные программы для репатриантов в Израиль в 2019 году. Если вы собираетесь вернуться на историческую родину, есть смысл поинтересоваться деятельностью таких известных организаций, как МАСА либо НААЛЕ . Представители данных компаний совместно с властями Израиля разработали множество предложений для разных категорий людей, в том числе:

  • студентов;
  • специалистов, желающих повысить квалификацию;
  • одиночек, планирующих создать семью за границей;
  • пенсионеров.

Особенно часто репатриантов интересует программа по возвращению евреев в Израиль «Перспектива». В ней могут принять участие потенциальные мигранты, евреи, исповедующие иудаизм и окончившие вуз в другой стране. Правда, здесь есть довольно жёсткое ограничение по возрасту: 33-42 года.

Также пользуются популярностью программы возвращения медсестёр и медбратьев. Ими пользуются люди в возрасте до 33 лет, проработавшие по специальности как минимум 1,5 года. Человек, успешно прошедший подобную стажировку, становится полноправным жителем страны.

Учёба в Израиле для детей и молодёжи

Присоединившись к той или иной учебной программе, можно сразу начинать грызть гранит науки. Министерство алии и абсорбции делает всё для того, чтобы учёба в Израиле для репатриантов проходила как можно успешнее. Дети приезжих могут ходить в детский сад и школу сразу по приезду в новое государство. Что касается студентов, то им доступно множество подготовительных отделений в вузах, в том числе наиболее рейтинговых. Если приезжий плохо владеет ивритом, есть смысл записаться в ульпан – школу, где каждому мигранту из СНГ помогут освоить язык с нуля (причём для репатриантов 5 месяцев обучения являются бесплатными).

Программы абсорбции: репатриация семей и одиночек

Евреям или людям, исповедующим иудаизм, к тому же собирающимся переехать в Израиль вместе с семьёй, следует узнать больше о программе абсорбции «Дома вместе». В рамках этого предложения приезжие знакомятся с местными жителями и получают право общаться с ними в любое время, ходить в гости, задавать любые вопросы о культуре и инфраструктуре страны. Волонтёры программы помогают решить все бюрократические вопросы.

Выше было сказано о том, что многие вопросы, связанные с переселением, решаются намного легче, если человек причисляет себя к последователям иудаизма. Так что если вы собираетесь взять с собой родных, не обязательно, но желательно, чтобы вся семья исповедовала эту религию.

Кстати, для правоверных открывается ещё одна возможность переехать в Израиль вместе с семьёй – направить заявку в кибуц, то есть сельскохозяйственную коммуну. Вопросами подселения занимается, в частности, программа «Первый дом на Родине».

Программы трудоустройства и профподготовки

Выше уже упоминалось о программе для медиков, получивших образование. Однако и другие специалисты-евреи могут приехать в Израиль, чтобы продолжить обучение и открыть своё дело. В первую очередь это касается представителей профессий, особенно востребованных в Израиле:

  • web-дизайнеров;
  • специалистов по IT;
  • инженеров;
  • банковских служащих;
  • юристов.

Но даже репатриация в Израиль для филологов подразумевает множество льгот. Специалисты освобождаются от налогов на пенсионные накопления, на деятельность компаний, зарегистрированных за рубежом. Студенты, аспиранты и будущие доктора наук могут претендовать на получение стипендий и грантов на научную деятельность.

Репатриация в Израиль: основные этапы

Итак, мы разобрались, что такое репатриация в Израиль, однако осуществить её не так просто, как кажется. Следует сразу заметить: бюрократических моментов в этом деле великое множество. Если вы опасаетесь, что не справитесь с каким-то этапом самостоятельно, лучше заручиться помощью специалистов из МАСА и НААЛЕ. Хотя можно обойтись и своими силами. Далее мы разберём каждый этап, который должен пройти будущий гражданин Израиля.

Готовим документы для репатриации в Израиль

Подготовить документы на репатриацию в Израиль должен каждый еврей, желающий переехать на историческую родину. Пусть вас не смущает, что перечень необходимых бумаг довольно внушительный. На этом этапе ни в коем случае нельзя лениться, упуская из виду «необязательные» справки, например, о состоянии здоровья. Тем более не следует представлять подложные документы – это грозит запретом на въезд сроком до 10 лет.

Итак, список документов для репатриации в Израиль, опубликованный на официальном сайте посольства страны, таков:

  • действительный заграничный паспорт;
  • фотокарточка 30х40 мм;
  • свидетельство о рождении (необходимо даже для взрослых людей, а также для ближайших родственников репатриантов);
  • при наличии – выписки из ЗАГСа о браке/разводе/смерти супруга; письмо из еврейской организации, осуществляющей поддержку репатрианта; согласие второго родителя на выезд ребёнка.

Также нужно представить медицинские справки и все бумаги, подтверждающие, что человек в стране исхода получил образование, трудовой стаж, отслужил в армии и т.п. Это такие же необходимые документы для репатриации в Израиль, как паспорт и виза.

Не забывайте также о водительских правах, даже если не собираетесь водить транспортное средство за рубежом. Кто знает, какие обстоятельства возникнут в жизни? А сдать экзамены в автошколе за рубежом – значит потратить больше сил, времени и денег.

Отдельный момент, требующий ответственного отношения, – это поиск жилья. Ещё на этапе подготовки документов нужно определиться, будете ли вы первое время обитать у родственников, на съёмной квартире, в кибуце (общине) или общежитии организации “Сохнут”. Любое намерение нужно документально подтвердить.

Проходим проверку в консульстве

Собрали документы и заполнили анкету? Узнайте, когда открыто консульство в вашей стране, и записывайтесь на приём по телефону. Ожидание в очереди обычно не превышает 40-50 минут. При успешном прохождении собеседования будущего переселенца ждёт виза репатрианта в Израиль.

Обращаемся за консультацией в агентство “Сохнут”

Часто, но не всегда, в офисе министерства в аэропорту можно получить документы на пользование льготами, уведомление о прикреплении к больничной кассе и т.п. Причем если вы еще не открыли банковский счёт и не выбрали медицинский центр, ничего страшного – на это у вас будет несколько рабочих дней. А пока садитесь в такси, которое бесплатно довезёт вас до будущего места жительства.

Этапы репатриации по прибытии в Израиль

Приехав в Израиль, можно уже не так сильно беспокоиться о формальных процедурах. Сбор документов и выбор программы репатриации позади, так что пора вести нормальную размеренную жизнь. И всё же большинству приезжих требуется (если они этого ещё не сделали):

  • открыть счёт в банке;
  • пройти обследование у лечащего врача;
  • ещё раз посетить Министерство алии и абсорбции;
  • записать детей в детский сад или школу;
  • поступить в вуз, устроиться на работу или открыть бизнес;
  • попрактиковаться в знании иврита и английского языка.

Выше было сказано, что на любом этапе вам могут помочь сотрудники “Сохнут”. Теперь хорошие отношения придётся выстраивать с сотрудниками Министерства абсорбции. И помните, что никому нельзя доверять на 100%, особенно в жизненно важных вопросах вроде поиска жилья. Иногда возникают накладки, и приезжие, подавшие заявки на поселение в общежитие “Сохнут”, обнаруживают, что свободных мест не оказалось.

К подобным ситуациям стоит относиться как к проявлениям человеческого фактора. Представители властей Израиля не пытаются вас обмануть, просто они имеют право на ошибку, как и все люди. Поэтому на всякий случай имейте достаточное количество денег и на карте, и наличными.

Открываем банковский счёт

Чтобы полноправно распоряжаться уже имеющимися деньгами и теми, которые вам будет выплачивать государство, по приезде нужно как можно скорее открыть банковский счёт. При наличии документов, подтверждающих права репатрианта, это не вызовет трудностей – нужно просто прийти в отделение любого выбранного банка и буквально за 20-30 минут пройти несложную процедуру регистрации. Номер счёта затем нужно будет сообщить в Министерство алии и абсорбции.

В большинстве крупных банков Израиля есть русскоговорящие сотрудники, что удобно для бывших граждан РФ, Украины и Белоруссии. В качестве первого банка большинство приезжих выбирает “Аполаим”.

Его преимущество заключается в том, что репатриант в течение 12 месяцев может совершать все операции бесплатно. Но есть и другие удобные варианты, перечисленные в нашей статье о банках в Израиле.

Посещаем Министерство алии и абсорбции

Всего в ульпане за год формируется порядка 6-7 подготовительных групп. Но чтобы обучение проходило быстрее и интереснее, следует начать его ещё на родине. В сети можно найти множество фирм, организующих онлайн-курсы. Занимаясь по Skype, вы сможете познакомиться с носителями языка и студентами из разных стран.

Репатриация в Израиль для несовершеннолетних

Дети и подростки, переезжающие в Израиль вместе с родителями-евреями, имеют право ходить в детский сад и школу. Но если официальные представители не уверены в том, что их дети смогут быстро адаптироваться к новой среде, можно подать от их лица заявку на участие в специальных программах НААЛЕ. У подростков в возрасте от 13 до 16 лет есть возможность поступить на трёх- или четырёхгодичные курсы репатриантов и подготовиться к получению аттестата зрелости.

Трудоустройство в Израиле

Допустим, вы наконец переехали в Израиль по программе репатриации. Но куда устроиться на работу с аттестатом или дипломом, полученным в другой стране? И как поступить, если вы прошли профподготовку уже в Израиле? Предусмотрены ли льготы репатриантам или, напротив, штрафы для людей, не сумевших вовремя получить должность?

Использование в Израиле собственных сбережений

Если вы устроились на работу в Израиле и получаете зарплату в местной валюте, никаких проблем с использованием денег у вас, естественно, не возникнет. А вот если у вас есть значимые суммы (например, от продажи жилплощади или автотехники на родине), их ещё нужно будет привезти в Израиль.

На данный момент существует три основных способа перевода денег из РФ, Украины и стран СНГ в шекели, причём все они подразумевают некоторые потери (иногда до 3,5%) из-за разницы в курсах валют:

  • приобрести международную валюту наличными (например, в долларах) в стране исхода и ввезти в Израиль в ручной клади;
  • завести счёт в Израиле и, находясь в этой стране, попросить доверенное лицо на родине перевести деньги с «родного» банковского счёта;
  • ещё до переезда положить все деньги на карту и пользоваться ею при оплате покупок – подробнее об этом читайте ниже.

Как сэкономить, снимая деньги с российской карты

Что касается сбережений на карте, их можно обналичить или потратить в израильском магазине без особых проблем. Конечно, карта для этого должна быть международной (MasterCard, Visa). Единственный момент – выгодность курса, по которому рубли или доллары будут переводиться в шекели.

Вопрос о том, сколько денег вы потеряете при обмене валюты, решается исключительно банком, где была оформлена карта. Так что информацию о курсе валют следует искать на официальных сайтах «родных» банков. К слову, бывшие жители РФ в основном пользуются картами ВТБ и Сбербанка России. Кстати, если ваша карта привязана к кэшбэк-сервису, можно будет вернуть порядка 1-5% трат. Причём иногда банк возмещает траты не деньгами, а бонусами (например, милями на авиаперелёты).

Программа переселения в Израиль из государств СНГ

С чего начать репатриацию в Израиль гражданам из стран СНГ? Всё с той же подготовки документов и обращения в специализированные организации. Множество граждан СНГ переехало в Израиль по политическим мотивам после 1989 года. С приходом к власти Горбачёва, людям, не сумевшим найти работу в России, где и сейчас слишком много мигрантов, стало легче уехать из СССР. Поэтому есть смысл спросить совета по переселению у старшего поколения.

Репатриантам из СНГ может помочь такая религиозная организация, как «Слово Жизни». А в поиске жилья будут полезны путеводители по регионам, где в конце ХХ века строили больше всего домов именно для приезжих из СНГ, а не из России и Украины. Это такие города, как:

  • Ашдод (здесь проживает около 200 000 мигрантов);
  • Кармиэла;
  • Нацрат-Илит;
  • Йокнеама;
  • Беэр-Шева;
  • Офакима.

Программа переселения в Израиль из РФ

В целом то, как проходит репатриация в Израиль из России и прочих государств СНГ, описано в общих чертах в предыдущих разделах. Но стоит заметить, что тем, кто родился или вырос в РФ, адаптироваться в Израиле несколько легче, чем представителям других стран СНГ. В этой стране много русскоговорящих людей (в среднем каждый четвёртый владеет этим языком), и объясняется данный феномен тем, что с начала ХХ века наблюдалось несколько волн массового переселения из России. А земляки, как известно, охотно помогают друг другу за рубежом.

Русская алия в Израиль подразумевает возможность обращения во множество специализированных организаций. Это и Центр трудоустройства, где можно встать на биржу, и Управление по делам студентов – там абитуриентам и первокурсникам могут предоставить репетиторов из числа учащихся старших курсов. Кстати, приезжий из РФ (как, впрочем, и из любой страны СНГ) сам может затем стать таким помощником и получать стипендию от руководства вуза.

Программа переселения в Израиль из Украины

Репатриация в Израиль из Украины в 2019 году проходит не сложнее, чем переезд граждан из России. Да, могут возникнуть дополнительные сложности с языком, но в целом ничего сложного. Главное – быть честным и доброжелательным человеком.

Чтобы ускорить процесс переезда, можно обратиться в компанию GLOBAL. Благодаря её сотрудникам у потенциальных мигрантов может быстрее появиться денежная помощь репатриантам из Украины в Израиле. К тому же в рамках выбора подготовительной программы можно познакомиться с соотечественниками, которые тоже собрались переезжать.

Согласно статистике, в 2015 году алия из Украины выросла на 11% и стала самой многочисленной после Франции.

На историческую родину вернулось более 7 000 украинских евреев-иудеев.

Такие цифры обусловлены тем, что в связи с политически напряжённой обстановкой многих стала интересовать репатриация в Израиль из зоны АТО. Ни для кого не секрет, что Донецкая и Луганская области переживают тяжелейшие времена. Поэтому евреи, сумевшие доказать свою национальность, переехали в Израиль по программам “Сохнут”, а те, у кого оформление документов затянулось, оформили статус беженца.

Программа переселения в Израиль из Беларуси

Репатриация в Израиль из Беларуси проходит легче, чем у жителей многих других стран, так как отпадает необходимость получать туристическую визу, чтобы поближе познакомиться со страной до переезда. Подтверждение этому можно найти на сайте Посольства Израиля в Белоруссии. Можно спокойно прилететь незадолго до переезда, посмотреть страну, а подготовкой документов заняться потом. Однако это не значит, что можно пренебречь оформлением визы репатрианта.

За советами и поддержкой белорусам рекомендуется обращаться в МАШАВ. Это не пустые слова – данный призыв, как и полезные ссылки и контакты, содержится на официальной странице Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Выше мы уже разбирались с тем, какие документы нужны репатриантам в Израиль: у жителей Белоруссии и Украины, России и большинства стран СНГ список примерно одинаковый. Ещё раз напоминаем: планировать переезд нужно серьёзно, пользуясь помощью нотариусов, юристов и адвокатов. Можно, конечно, не прибегать к программам “Сохнут”, въехать в Израиль по туристической визе и заняться оформлением документов на исторической родине самим, но это очень рискованный путь, и мы не советуем так поступать.

Где следует жить репатриантам: лучшие города

Тех, кто ещё не определился с будущим местом жительства, обычно интересует вопрос, куда селят репатриантов в Израиле. Потенциальные мигранты не всегда понимают, что в стране не предусмотрены отдельные населённые пункты только для приезжих. Каждый человек может выбирать, где жить, самостоятельно и абсолютно свободно.

Чаще всего репатрианты оседают там, где им предоставили возможность учиться или работать согласно программам “Сохнут”. Ещё часть остаётся в домах своих родственников. Конечно, это устраивает далеко не всех, поэтому люди задумываются над тем, как выбрать город в Израиле на ПМЖ.

Если вы находитесь в свободном плавании, разузнайте, в каких городах выше всего шанс найти работу, устроить ребёнка в детский сад или школу. Не забывайте и о тех, с кем будете переезжать: возможно, вашим родным потребуются специализированные медицинские или спортивные учреждения.

Так или иначе, по всем показателям лучшие города Израиля для репатриации из любой страны исхода:

  • Иерусалим;
  • Беэр-Шева;
  • Тель-Авив;
  • Хайфа;
  • Яффо;
  • Тверия;
  • Эйлат.

Как живут русские в Израиле

Итак, мы разобрались с тем, как вернуться в Израиль еврею, родившемуся и выросшему или просто проведшему много времени за рубежом. Но стоит ли вообще переезжать в это государство россиянам и гражданам других постсоветских государств? Как местные жители относятся к мигрантам вообще и приезжим из России и СНГ в частности?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека