Парламентская монархия. Парламентарная монархия

Парламентская монархия – один из видов конституционной формы правления. Данная политическая система в настоящее время является самой распространенной среди государств монархического типа. Чем же обусловлена эта распространенность? Давайте выясним, что представляет собой конституционная парламентская монархия, и какой путь прошли отдельные страны для её установления.

Сущность

Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.

С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.

Признаки

Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.

Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.

Монарх подписывает законы, принятые в парламенте, но практически никакого влияния на исполнительную, законодательную или судебную власть не имеет.

Вот такие главные признаки парламентской монархии.

Сравнение с другими формами правления

Парламентская монархия и парламентская республика имеют очень много общих черт. Схожего между ними гораздо больше, чем между первой из них и другими формами монархии.

Главной чертой, объединяющей парламентские монархию и республику, является то, что у обеих форм источником законодательной власти служит выборный парламент. Он же формирует исполнительный орган власти – кабинет министров во главе с премьер-министром. Парламент имеет право роспуска правительства. Для сравнения: в абсолютной монархии решения обо всех назначениях принимает лично монарх. При президентско-парламентской республике кабинет министров назначается президентом, но при условии утверждения его парламентом.

Впрочем, зачастую в парламентской монархии тоже требуется утверждение решения законодательного органа о назначении правительства монархом. Но в большинстве случаев оно носит чисто формальный характер.

Как видим, абсолютная и парламентская монархия имеют мало общих точек соприкосновения, кроме того, что в обоих случаях главной государства считается монарх. Но во втором случае он фактически не правит страной, а только царствует.

Государства с парламентской монархией

В настоящее время во многих государствах мира практикуется использование такой формы правления как парламентская монархия. Страны с подобным способом устройства имеются в Европе, Азии, Австралии и Океании, Северной Америке и Африке.

Наиболее типичный пример государства с парламентской монархией – Великобритания. В настоящее время королевой этой страны является Елизавета II. Наименование её должности стало крылатым выражением, обозначающим руководителя, который фактически ничем не управляет. Хотя в отношении самой Елизаветы данный фразеологизм верен только отчасти. Она, хотя и не вмешивается в политические дела, но тем не менее принимает активное участие в жизни общества. Кроме Великобритании Елизавета считается главой ещё 15 стран Содружества, которые ранее входили в состав Британской империи, в том числе Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Существуют и другие европейские государства парламентской монархии. Среди них можно выделить Нидерланды, Бельгию, Испанию, Данию, Швецию, Норвегию, а также некоторые карликовые страны.

Подобную форму правления имеет и ряд государств Азии, а именно Япония, Камбоджа и Малайзия. Среди африканских стран парламентской монархией является Лесото.

Зарождение парламентаризма

Путь к парламентской монархии у большинства стран был долог и сложен, он лежал через эпохи средневековья и абсолютизма. Поворот к парламентаризму в одних странах происходил сравнительно спокойно, а в других был последствием кровавых революций.

Одним из старейших парламентов мира является законодательный орган Великобритании. Правда, он далеко не сразу получил те функции и права, которыми обладает сейчас, а обрел их в долгой борьбе с абсолютизмом. Только после завершения этой борьбы о Великобритании можно было говорить как о парламентской монархии.

Начало действия английского парламента связано с нежеланием феодалов терпеть поборы короля, который стремился за счет них увеличить поступления в казну. Это, естественно, не нравилось представителям знати, которые не раз поднимали восстание. В 1215 году им удалось добиться от короля подписания Великой хартии вольностей, которая гарантировала ряд важных прав феодалам. В частности король не мог назначать новых налогов без согласия специального совета, который стал прообразом парламента.

В 1264 году началось новое восстание знати против короля. Монарх даже был схвачен и заключен под стражу. Был организован совет из девяти крупнейших феодалов, который фактически стал управлять страной. В помощь этому парламенту глава мятежа и фактический правитель Англии Симон де Монфор собрал парламент, куда кроме рыцарей и других феодалов входили представители высшего духовенства.

Так, с 1265 года стал функционировать английский парламент, но до полноценной парламентской монархии было ещё очень далеко.

Дальнейшее развитие

Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.

Со временем полномочия парламента все больше расширялись. С 1322 года его представители стали обсуждать не только финансовые дела, но и вопросы престолонаследия.

По причине того, что в парламент стали приниматься новые сословия, он разделился на две палаты: лордов и общин. В Палате лордов было представлено высшее духовенство и феодалы. Их называли пэрами. Членство в Палате лордов было пожизненным и передавалось по наследству. Представители в Палату общин избирались от каждого графства страны в заранее предусмотренном количестве. Вначале избранными могли быть в основном мелкие рыцари, но затем в доступ парламент получили и представители зарождающейся буржуазии.

С приходом к власти династии Тюдоров королевская власть в Англии значительно укрепилась, а это означало ослабление влияния парламента на государственные дела. Монарх был настолько силен, что мог в единоличном порядке принимать практически все решения. Парламенту отводилась в основном совещательная функция. Но вместе с тем король не спешил отнимать те привилегии, которые получил парламент в предыдущие века. В своих действиях он опирался на Палату общин против ослабевшей аристократии. Наступила пора абсолютизма.

Но, как показала история, это ослабление роли парламента было временным.

Усиление

После прекращения династии Тюдоров и восшествия на престол Стюартов роль парламента в стране значительно возросла.

Вначале Стюарты пытались править единолично, значительно ограничив парламентариев в правах. Король Карл I даже предпринял попытку полностью распустить законодательный орган. Но эффективно управлять страной и собирать налоги без парламента уже не получалось.

В 1640 году Карлом, которому нужны были деньги для восстановления контроля над Шотландией, поднявшей мятеж, был созван так называемый Длинный парламент. Было принято решение, которое заключалось в том, что данный орган не может быть распущен королем или другим лицом. Роспуск был возможен только с согласия самих парламентариев. Ими же была упразднена Палата лордов.

Король вступил в открытую конфронтацию с представителями парламента, которая в конце концов вылилась в Гражданскую войну. В ходе этого противостояния Карл потерпел поражение и был казнен.

В Англии провозгласили республику, а один из лидеров революции, Оливер Кромвель, который фактически стал диктатором, распустил парламент в 1653 году, но уже в следующем году был вынужден созвать новый. Впрочем, это не разрешило внутренних противоречий нового строя, и Кромвель ещё несколько раз распускал и созывал данный орган.

В 1660 году, после смерти Кромвеля, произошла Реставрация Стюартов. Тогда же была снова возобновлена работа Палаты лордов.

Установление парламентской монархии

Тем временем назрело новое противостояние короля из династии Стюартов и парламента. Оно было вызвано желанием короля накладывать вето на решения законодательного органа. Это противостояние вылилось в так называемую Славную революцию.

В 1688 году династия Стюартов была вновь смещена, а королем стал Вильгельм Оранский, женившийся на дочери предыдущего правителя. Уже через год был издан Билль о правах, который существенно расширял полномочия парламента. Именно от него ведет отсчет парламентская монархия в Англии. Теперь король не мог ограничивать действия законов, принятых этим законодательным органом страны.

В 1707 году произошло окончательное объединение Англии и Шотландии в государство под названием Великобритания, что привело к созданию общего парламента. К середине XVIII века роль короля в управлении государством была сведена к минимуму, что говорило о том, что парламентская монархия полностью сформировалась. Практически в неизменном виде она существует в Великобритании до нашего времени.

Современный этап парламентаризма

В настоящее время парламентская монархия в Великобритании является своеобразным эталоном данной формы власти. Королева в этой стране практически не вмешивается в политику, а государством управляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты лордов и Палаты общин.

Право находиться в Палате лордов передается по наследству, но роль этой части парламента в управлении государством в настоящее время существенно ограничена.

Депутаты в Палату общин избираются всенародным демократическим голосованием. Именно победившая на выборах партия получает право формировать правительство страны.

Парламентская монархия в других странах мира

Формирование парламентских монархий в других странах мира имело свои нюансы.

Предтечей современного парламента во Франции стали Генеральные штаты, впервые созванные королем в 1302 году. В 1791-м, после буржуазной революции, предпринята попытка создания конституционной парламентской монархии, но она потерпела крах. Было ещё несколько более успешных попыток идти данным путем развития, но в конце концов народ Франции выбрал республиканскую форму правления.

Но далеко не всегда установление парламентской монархии было следствием войны или революции. Вполне бескровно парламентаризм сменил абсолютизм в Швеции, Дании, Норвегии и во многих других странах мира.

Значение парламентской монархии

Парламентская монархия является своеобразным компромиссом между веками существующими традициями и демократической формой развития. Вернее, данная форма правления помогает объединить эти, казалось бы, несовместимые вещи в одно целое. Монарх продолжает царствовать, но основными процессами в государстве управляет демократически избранное правительство.

Именно это объясняет тот факт, что парламентская монархия как форма правления не теряет свою актуальность даже в наши дни.

Парламентская монархия - это особый вид правления, при котором реальная власть, самодержца значительно положениями. Таким образом, царствует, однако не правит. Парламентарная монархия предполагает лишь формальное наличие прав у монарха. Своим правом налагать вето на законы самодержец либо не пользуется на практике, либо использует это право в соответствии с указанием правительства.

Парламентарная монархия предполагает политическую ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом. В случае если последний выразит недоверие или откажет в доверии первому, то правительство будет вынуждено подать в отставку самостоятельно или его отправит в отставку глава государства.

Как правило, не предусматривает самостоятельной деятельности самодержца (короля). Все его акты готовит и скрепляет правительство. Контрассигнуются акты главой правительства либо тем или другим министром. В противном случае нормативные документы не будут иметь юридической силы.

Осуществляется независимыми судами, однако приведение в действие постановлений и исполнение приговоров осуществляется от имени короля.

Но указанные факты не должны восприниматься таким образом, что парламентарная монархия наделяет институт короля чисто номинальным характером. Некоторая отстраненность самодержца от процесса управления страной не означает, что роль его во внутренней политике сведена к нулю. В этом случае следует вспомнить испанского короля Хуана Карлоса, который, являясь Верховным главнокомандующим, пресек военный переворот в стране. Более того, в некоторых парламентарных монархиях (например, в Таиланде, Малайзии и прочих) главы государств наделены значительными полномочиями и правами.

В государстве имеет место парламентарный режим или парламентаризм при условии, что нет ни одной партии, имеющей большинство в парламенте и способной сформировать однопартийное правительство. При этом, чем партийная коалиция шире, тем сложнее партнерам по ней достигать согласия по решению разных политических вопросов. Часто когда одна партия отзывает своих представителей из правительства, оно теряет большинство в парламенте и вынуждено уйти в отставку.

Сегодня парламентарные монархии считаются значительно более распространенными, нежели дуалистические и абсолютные. Однако во многих случаях отдается всего лишь дань традиции, что способствует поддержанию уважения граждан к государству. Таким образом, современные парламентарные монархии обладают незначительными отличиями от республик. При этом существует и в некотором роде "промежуточная Выборная монархия является таким типом государственного устройства, при котором не происходит автоматического наследования власти следующим монархом (после ухода, окончания полномочий или смерти предыдущего). В этом случае глава страны избирается реально или формально.

Следует отметить, что парламентарные монархии существуют в достаточно развитых странах. В этих государствах переход к индустриальному строю от аграрного происходил, не сопровождаясь коренными изменениями существовавших институтов власти. Осуществлялось постепенное приспособление к новым условиям. К таким странам следует отнести Великобританию, Японию, Данию, Нидерланды, Испанию, Бельгию, Канаду и прочие. Для этих держав характерно развитое на фоне признания за парламентом власти над исполнительными органами, а также, если не демократический, то, во всяком случае, либеральный государственный режим.

Один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуются тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

парламентская) - монархия, система отношений высших органов государства в которой в значительной степени сходна с парламентарной республикой. Главные признаки П.м.: формирование правительства из состава депутатов той партии или партий, которые имеют большинство в парламенте (при монархии это относится только к нижней палате); ответственность правительства и министров не перед главой государства (монархом), а перед парламентом (его нижней палатой); фактическое и, как правило, юридическое неучастие монарха в управлении государством, хотя у него традиционно может быть королевская прерогатива (полномочия). Говорят, что монарх в П.м. царствует, но не правит. По конституциям некоторых стран монарх прежде всего символ государственности, единства народа. Правительство во многих П.м. юридически назначается монархом, но выбор его отнюдь не свободен. Монарх назначает премьер-министром лидера победившей на парламентских выборах партии (партий) и по указанию последнего назначает министров. Иногда премьер- министр выбирается парламентом (например в Японии), это обычно лидер большинства. Лишь в исключительных условиях, когда ни одна партия не имеет большинства, а коалицию создать не удается, монарх может назначить премьер-министра самостоятельно (так было трижды в 20 в. в Великобритании). Монарх имеет право издавать свои указы, но только по совету и с согласия правительства, они требуют обычно контрассигнатуры. Иногда указы монарха издаются как акты особого органа, находящегося под контролем правительства (приказ в Совете в Великобритании). Выражение парламентом недоверия правительству или отдельному министру влечет его отставку, хотя есть и другая возможность: по совету правительства монарх может распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить дату новых выборов. В редких случаях вотум недоверия инициирует само правительство, которое полагает, что досрочные (в результате роспуска) парламентские выборы принесут ему увеличение голосов избирателей и тем укрепят численность представителей его партии и положение правительства в парламенте. Иногда правительство и без вотума недоверия требует распустить парламент, исходя из своих интересов. Подавляющее большинство монархий в мире - П.м. (Япония, Великобритания, Австрия, Канада, Испания и др.), парламентарными являются почти все (кроме Монако)монархии в Европе, все монархические члены Содружества (брит.). По тексту конституций большинство существующих в Азии и Африке монархий тоже являются конституционными, хотя на деле многие из них сохраняют черты дуалистической монархии. В.К Чиркин

B паpлaментской монархии глава госудаpcтва номинaльно уча­ствуeт в принятии политических решений и его пpeрогaтивы име­ют формальное, a не содержательноe значениe. O главe государства в этой фoрме правления говорят, что он "цаpcтвуeт, но не правит".

Формально законодательным oрганом являeтся не парламент и не монарх, a особaя юридическая конструкция, сформулированная англичанами - "король в парламенте". Формула "король в парламенте" oзначаeт, что принятие зaконов относится к сфере совместной компетенции мoнарха и представительного органа. Юридически это выражается в том, что всякий парламентcкий акт приoбретаeт юри­дическyю силу только после eго подписания монapxом.

Вместе c тем, санкция монарха на принятие парламeнтских решений - акт формaльный. Глава государства в парламентской монархии не вправе руководствоваться собственным мнением в вoпpoсax принятия зaконов. Его подпись на принятых законax офор­мляет решения, целиком и полностью принятые парламентом. Moнаpх не имeeт права нaлагать вето на решения парламентa (Швеция) или не иcпользует этy преpoгaтиву (Норвeгия).

Лишь иногда, как исключение, происходят "сбои" в работе механизма "кopoль в парламенте". Но они oбусловлены не полити­ческими склонностями монарха, не его желанием повлиять на за­конодательcтво; a особыми, нештатными oбстoятeльcтвaми. Напримep, в 1989 г. бельгийскому королю Бодуэну былo предложено под­писать oдoбренный в парламенте закон o легaлизации абopтов. Глава гocударствa, не считая себя впрaвe отказать парламентy в подписа­нии закона, вcе же не мог выполнить свою фyнкцию, поскольку для него, короля-католика, было недопустимо дaже формaльнoe yчастие в действияx, пpотивных его веpе. Kоpoль предложил поли­тикам найти спocоб освободить его от подписания закона oб абор­тах. Законодательcтво большинства стран регулирует порядок за­мещения главы гocудаpства в случае его неспособности выполнять свои обязанности. Именно c помощью процедypы временного отстранения короля по мотивaм его "неспособности" yчаствoвать в oтправлении власти конститyционнaя коллизия была peшена и зaкон Подписан без yчастия Бодуэна. A после этого коpoль был восста­новлен в правах.

Монарху принaдлежит право созыва и роспуска парламента. А австралийский генерал-губернатор (представитель королевы Eлизаветы II) правомочен не только созывать и распускать Пaлaту представителей, но и отсрочивать созыв парламента на сессию. Однако глава государства не можeт использовать это право пo своему усмотpению. Он созывает паpламент постольку, поскольку наcтупает срок eго созывa или возникают иные обстоятeльства, пpeдусмотренные государственным правом. Роспyск паpламeнта производится монархом в установленные сроки или досрочно в случае возникновения парламентского (правительственного) кризиса. Например, в 1973 г. австралийский парламент в течение Нескольких месяцев не утверждaл пpeдложенный правительством бюджет и был распущен. Монарх распускает парламент не потому, что недоволен его решениями или составом дeпутатов, a по причине того, чтo таковы его обязанности, оговоренные государственным пpавом.


Состав правительства определяет парламент, но формально нaзначения на министерские должности совeршаются монаpхом. Политическую ответствeнность пpaвительcтво несет пеpед парламен­том. Поддержкa парламентского большинства является политичес­ким ocновaнием министеpcких полномочий, a фopмaльно полномочия министpoв подтверждaются актом суверенной монархической власти.

Монарх столь же формально участвует и во внешней политике. Bсе его решения, связанные c дипломатическим корпусом, опреде­ляются министерством иностранных дел и премьер-министром.

Акты, монарха приобретают силу пpи условии, если они контр­ассигнованы премьер-министром или ответствeнными министра­ми, к компетенции которых относится предмет докyмента.

Дaже паpламентская монархия обычно признает за главой государствa болeе или менеe oбшиpные юрисдикционные прерога­тивы. Ho и эта гpуппа полномочий скopее дань трaдиции - тради­ции, которaя рассматривает короля как высшего судью, опору пра­восудия и спрaведливoсти. He говоря уже o том, что монарх не принимает cудебных peшений, дaже акты помиловaния он не име­eт возможности издавать самостоятельно. Подoбные акты могут быть политическими по содержанию, должны сообразовываться с уго­ловно-репрессивной политикой государства.

Таким обpaзом, парламентская монаpxия представляет собой юридическyю фоpму, которaя, обеспечивaя правление двyx сувере­нов - народа и монаpха, закpeпляeт основные политические пол­номочия за народно-представительным оpганом (парламентом), а формально-юридические - за монархом.

Парламентарная монархия

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям.

Парламентарная монархия - один из двух видов конституционной монархии, наряду с дуалистической монархией, который характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально.

Коренное отличие парламентарной монархии заключается в том, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в первую очередь, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статут, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Примерами подобной формы монархии могут служить: Великобритания, Канада, Австралия, Япония и многие другие страны.

Законодательная власть в этих государствах полностью принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому, парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией - одной из характерных черт современных республик. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром. Для стран с парламентарной монархией характерен следующий принцип: «монарх правит, но не управляет». Остановимся подробнее на ключевых чертах и особенностях парламентарной монархии.

Суверенитет принадлежит народу, а король и парламент лишь реализуют его.

Монархия может быть как наследственная, так и выборная.

Политический режим, как правило, характеризуется как демократический.

В условиях достаточно последовательного проведения принципа разделения властей правительство обычно обладает правом предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы, так как король в таких монархиях может иметь право роспуска парламента. Однако в конституциях обычно определяются достаточно узкие рамки возможных вариантов, при которых это может иметь место.

В парламентарных монархиях центральная, а также решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти: монарх -- парламент -- правительство, принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации. В ряде случаев монарх формально не назначает правительство. К примеру, Конституция Японии прямо запрещает участие монарха в управлении страной, а конституции и конституционная практика Швеции, Норвегии, Великобритании, Японии и других стран не наделяют монарха никакими управленческими полномочиями. Конституции ряда парламентарных монархий (Бельгии, Дании) формально возлагают исполнительную власть в пределах, определенных конституцией, на короля, но фактически она осуществляется правительством, а роль монарха в этом случае сводится лишь к формальному подписанию актов правительства.

Монарх обычно не имеет права отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов, а если и обладает формально таким правом, то практически не использует его (например, в Великобритании, Бельгии), либо использует, но на основании решения правительства. Также в силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх обычно в подписании принятых парламентом законопроектов.

Обычно в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно. Его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются главой правительства или тем или иным министром, не имея, в противном случае, юридической силы. Такой принцип установлен в Швеции.

Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля.

Подводя итог, следует заметить, что все вышесказанное не должно вести к одностороннему мнению, будто институт монарха в парламентарных монархиях всегда носит чисто архаический и номинальный характер. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой. Достаточно сослаться на опыт Испании, где в феврале 1981 г. именно король Хуан Карлос как Верховный главнокомандующий остановил попытку военного переворота в стране. А также на опыт Великобритании с ее традицией, согласно которой «король не может быть неправ». Кроме того, в ряде таких монархий, как Малайзия и Таиланд, главы государств имеют существенно более широкие права и полномочия. Вместе с тем, как это вытекает из сказанного, реальная государственная власть в парламентарных монархиях принадлежит не монарху, а парламенту и подчиненному ему правительству. Из этого следует сделать вывод, что существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами.

В заключение поговорим о преемственности парламентарной монархии в современном мире. Посмотрим на политическую карту мира. Что же мы наблюдаем? Подобная форма правления уступает только республике. Все остальные виды монархии «остались далеко позади». Преимущество парламентарной многократно. Почему? Написав данную работу, проанализировав определенную литературу, и, имея личные монархические убеждения и взгляды на окружающий мир, я пришел к выводу, что ни один народ не желает жить под властью и давлением однообразной государственной системы, которая заставляет каждое новое поколение мыслить старыми стереотипами. Л. Тихомиров здесь указывает: «значение государства состоит в том, что оно дает место сознательному человеческому творчеству», то есть не навязывает свою волю.

Ведь почему произошла «арабская весна» в 2011 году? А вы представьте себе, что будет, когда один человек бессменно находится у руля государства на протяжении 30-40 лет. В стране никогда не будет никого «движения». А молодое поколение, которое выросло, не хочет жить так, как жило поколение их родителей. Молодому поколению надоела однотипность всего происходящего. Ему надоела старая система, им нужна новая и т. д. И тут как раз-таки и проявляется важнейшая особенность парламентарной монархии. Она одним своим существованием «убивает двух зайцев». То есть она утверждает монарха в качестве формально-юридического правителя государства, а также одновременно лишает его всякого фактического управления тем же государством. В этом и заключается весь секрет большого количества таких монархий на нашей с вами политической карте мира.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека