Отличия человека от животных. Чем человек отличается от животного? Отличия человека и животных

Издавна человек считал себя царем природы, высшей ветвью эволюции. Мы достигли развития технологий и культуры. В отличие от животных и природы, человек постоянно развивается.

Некоторые предположения отличий между человеком и животными сегодня уже опровергнуты. Например, наличие . Некоторые животные, такие как киты и обезьяны, общаются с помощью знаков и сигналов. Использование орудий труда доступно обезьянам. Они активно пользуются камнями, палками и даже копьями. Некоторым приматам присуще и образное мышление. Они способны группировать предметы по различным признакам. Также обезьяны идентифицируют себя в зеркале и на фотографиях.

Качества, отличающие человека от животного

С точки зрения психологии, человека от животного отличает способность испытывать дополнительные желания, которые превышают его нужды и потребности. В то время как животные хотят лишь то, что соответствует их .

Существуют также физические признаки, отличающие человека от животного. К ним относится прямохождение и человеческие руки, имеющие множество небольших мышц, которые позволяют нам выполнять очень мелкую и тонкую работу. Человеческому мозгу присущи нейроны, которые дают возможность осуществлять сложные движения. Полушария человеческого мозга асимметричны.

Что отличает человека от животного?

Еще одним важным отличием человека от животного является система ощущений, сигналов, представлений, которые относятся к окружающему миру. Согласно второй сигнальной системе, человек может формировать любой образ. Это становится возможным только благодаря глубокой мыслительной деятельности. Например, мы можем представить, как выглядит то, или иное блюдо, и появится слюноотделение. Животному необходимо видеть еду или слышать ее запах, чтобы проявилась реакция организма.

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Часть С

Позиция согласия с мнением – три аргумента :

1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было

завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.

3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.

Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.

  • обладает мышлением и членораздельной речью
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  • способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
  • воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек Животные
Мышление и членораздельная речь
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы.
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.
Выражает ценностное отношение к действительности.
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.
Биологические, социальные, духовные потребности
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Пирамида потребностей Маслоу».

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития его личности.

I. Первичные (врожденные ):

1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:

Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище

2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:

безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне

Человек - вершина мироздания. Человек - это особый биологический вид, равных которому не знает природа. Человек - это тот, благодаря которому общая картина мира постоянно изменяется и прогрессирует.

А чем, собственно говоря, люди отличаются от представителей животного мира? Какие особенности делают человека существом совершенным и неповторимым?

Основные признаки, которые свидетельствуют об уникальности человека, таковы:

- Речь

Гортань в горловой части человеческого организма располагается ниже, нежели у шимпанзе. Именно эта особенность наделяет человека возможностью говорить, т.е. речевой способностью. По свидетельствам историков, данную черту наши предки получили в дар порядка 350 тысяч лет назад.
Кстати, тогда же произошло формирование у людей подъязычной кости. Ее уникальность заключается в том, что она не связана ни с одной из прочих костей тела. Результат подобной нон-закрепленности - способность к членораздельному произношению слов.

- Прямохождение

Способность ходить вертикально позволяет человеку свободно распоряжаться иными своими конечностями - руками. Правда, тут есть и свои минусы. Во-первых, поясничный изгиб в нижней части спины, позволяющий людям держать равновесие во время ходьбы, делает эту область уязвимой, подверженной различного вида болям, растяжениям и прочим недугам. Во-вторых, изменения в строении таза, которые необходимы для передвижения на ногах, и относительно большой мозг младенцев, делают человеческие роды более опасными в сравнении с аналогичным процессом в мире животных. До тех пор, пока медицина не стала более совершенной, роды считались едва ли не главной причиной женской смертности.

- Отсутствие шерсти

На квадратном сантиметре кожного покрова человеческого тела расположено такое же количество волосяных луковиц, что и у приматов. Однако, в отличие от братьев меньших у представителей человеческого мира волосы светлее, короче и тоньше.

- Руки

Распространенное представление о том, что только люди имеют противопоставленный большой палец, ошибочно. Такой же особенностью наделено и большинство приматов. Правда, у человека такие пальцы есть только на руках, в то время как у человекообразных обезьян они имеются и на ногах.
Уникальность данного признака человеческого тела в том, что люди могут соединять свой большой палец с мизинцем и безымянным пальцем, могут касаться вышеуказанными перстами основания большого пальца. Следствием данного умения является наличие у человека исключительной ловкости и сильной хватки.

- Особый мозг

В процентном соотношении к телу мозг человека составляет 2,5%. Несмотря на то, что у многих представителей мира животных этот орган существенно больше, человеческое «серое вещество» единственное в своем роде. Он наделяет человека способностью рассуждать, творить, делать научные открытия.

- Одежда

Люди, по крайней мере, их превалирующее большинство, укрывают свое тело одеждой. Как известно, животные такой привилегией не пользуются. За исключением домашних питомцев и цирковых животных, которых против их воли наряжают хозяева и дрессировщики-смотрители.

- Огонь

Когда человек сумел «обуздать» огненную стихию, он получил возможность ориентироваться в темноте, сумел приблизить ночное время к дневному, научился защищаться с помощью огня от хищников. Кроме того тепло, излучаемое огнем, позволило человеку согреваться при холодной погоде, а впоследствии - сделало возможность завоевания и освоения более холодных территорий. И главное - даровало такой ценный навык, как приготовление пищи. По мнению специалистов ученого мира, данное умение оказало весомое влияние на эволюцию человека. Пища, прошедшая тепловую обработку, легче пережевывается и лучше переваривается. Вероятнее всего, именно это обстоятельство поспособствовало уменьшению размера зубов и пищеварительного тракта человека.

- Румянец

Люди - это единственный биологический вид, на лице которого проявляется румянец. Чарльз Дарвин назвал это свойство «самым необычным и самым человеческим из всех выражений». Причины, по которым люди краснеют и тем самым помимо воли раскрывают свои самые сокровенные эмоции, до сих пор остаются загадкой. Кстати, самой распространенной является версия о том, что румянец помогает людям быть честными, и это весьма благоприятно отражается на взаимоотношениях в социуме.

- Длительный период детства

Родители-люди опекают свое потомство намного дольше, нежели родители-приматы. С чем связана такая длительность? С точки зрения эволюции, наибольшей выгодой для человека была бы способность к быстрому взрослению и воспроизведению как можно большего числа себе подобных, т.е. потомков. Однако, в реальности все по-другому. Вполне возможно, что «виновником» является большой мозг человека, который требует больше времени для обучения и роста.

- Жизнь после детей

Как известно, животные размножаются вплоть до наступления своей смерти. Люди могут продолжать жить и после прекращения способности к воспроизводству. Причина сего заключается в свойственных людям социальных связях. К пример, в большой семье семьям своих собственных детей могут помогать их родители, т.е. бабушки и дедушки. У животных подобное является очень редким исключением.

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Тема 2. Бытие человека

Бытие философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Тема 3. Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во‑первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во‑вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому‑либо объекту его потребности .

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .

От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека