Конфуцианство основные черты. Что такое конфуцианство? Идеи конфуцианства

Конфуцианство
Конфуцианство — пятая мировая религия, переданная Иерархией Бога через Конфуция (Кун-цзы) в Китае.
Основное содержание учения Конфуция — система взаимоотношений и взаимной ответственности правителя — поданного, отца — детей, и других связей людей. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту.

В то же время, утверждение несомненной связи жизнедеятельности людей с Божественным принципом — «Небо», «Дао», и в определенной степени, объединение его с мистическим Учением Лао-Цзы (Даосизм), делает это Учение религией.
На базе этих философских положений Конфуций развивал свои управленческие концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Он подчеркивал, что государство — это большая семья, а семья малое государство. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным; отец — отцом, а сын — сыном. При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, руководствуясь законами Дао, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов — тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется.

Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу совершенства, и, обязательная взаимная ответственность управляющих и управляемых. Высшей целью управления Конфуций провозглашал духовное просвещение народа и создание для этого соответствующих материальных условий со стороны правителей.
Согласно Учению чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде» — учил Конфуций.
Идеал благородного человека становился обязательным для подражания, приблизится к нему, становилось смыслом жизни человека.
Позже, после смерти Учителя, так называемые ученики Конфуция, в угоду управленческим нуждам правителей, реформировали его, по сути, сделав трактат «социально-политической направленности», уже не имевшим ничего общего с первоисточником. Но имя Учителя использовалось как «флаг» для придания значимости новому теоретическому трактату, который постоянно реформировался в соответствии с запросами и амбициями того или иного правителя. В результате получился черный суррогат, который и ныне в КНР трактуется как «учение Конфуция».

Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного единственного мыслителя. Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.

Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.

Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно, около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы??, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и легизмом. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246-210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии - Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) во II-I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное («Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» - Дун Чжуншу (179-104 гг.

до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита». Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 58 - 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция - густобородого старца, - сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (618-907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая - буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (?? Hán Yù, 768-824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства.

Конфуцианство. Коротко его основы

Историк китайской мысли Моу Цзунсань, полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Последние годы жизни. После этого он вернулся в родное царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом. Он продолжал также заниматься систематизацией древних книг. «Собрание старинных песен» – книга, которая появилась благодаря тому, что Конфуций собрал и обработал старинные поэмы. Примерно за два года до смерти он написал краткую историю государства Лу за 240 лет: с 721 по 481 гг. до н.э.

Великий мудрец Конфуций перешел в мир иной на 73-м году жизни, пережив незадолго до ухода смерть жены, сына и любимого ученика Янь Хуэя. Три года ученики жили в хижине около его могилы, совершая траурные церемонии в соответствии с освящённым учителем ритуалом.


Учение.
Своё учение Конфуций проповедовал устно. О мировоззрении великого философа мы узнаём из записей, сделанных его учениками, в основном из книги «Лунь юй» – «Беседы и суждения».
Согласно учению Конфуция идеал человеческого существования заключён в древности, которая задаёт норму и образец достойного поведения. Потому надо изучать старинные книги и жизни великих подвижников. «Конфуций верил, что просвещение , пропаганда жизненных канонов сами сделают своё дело… Но сделать это /возвратиться к золотой старине/ нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны; тогда лишь всё общество исцелится от своего недуга» (6. – С.46, 40).

Центральным понятием Учения Конфуция является «жэнь» – гуманность или человеколюбие . В этом понятии заключена и характеристика человека, и цель его нравственного совершенствования, и закон отношений людей в обществе. Правильное отношение к людям состоит во взаимности. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – золотое правило этики отношений. Учитель призывал любить людей. Если сердца людей будут гореть любовью, люди станут как одна семья. «Итак, вы должны любить других, как себя самих… желать им всего того, чего себе желаем», – говорил он. «Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета». «Если руководить народом посредством законов, – говорил он, – то хотя он (народ) и будет стараться избегать их, у него не будет чувства стыда» (6. – С.46). Понятие «жэнь» трактовалось мыслителем очень широко и включало множество качеств: любовь к людям, искренность, верность, бескорыстие, справедливость, достоинство, правду, мужество. Это была совокупность совершенств, идеал, которым обладали лишь древние. Люди «жэнь» фактически были подвижниками, носителями высшей этики. Человеколюбие воплощало общие принципы отношений между людьми, а конкретным их воплощением становился ритуал, соблюдение церемоний и обрядов, то есть правил или этикета.

Ритуал «ли»
у Конфуция не сводится к внешнему церемониалу. Через ритуал человек проявляет свое уважение и понимание другого человека. Ритуал ценен, как средство достижения согласия в семье и в обществе.

Ритуал позволял устанавливать взаимность между людьми, разными по возрасту и социальному положению. Этика ритуала исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин. Хотя ритуал и гуманность тесно связаны, гуманность является ядром всего. «Если человек не гуманен, что толку в церемониях?» (6.– С.48). То, что учитель назвал ритуалом, было по сути направлено на выработку чувства меры, чтобы руководители не превышали своих полномочий и не злоупотребляли своим положением.

Основой «жэнь» и «ли» Конфуций считал «сяо» – сыновнюю почтительность , уважение к родителям и к старшим вообще. Почтение сына к отцу – высший первичный принцип, а доносительство на отцов – безнравственно. Этот этический принцип в 66 г. до н.э. был закреплен законом в Китае. Культ предков Конфуций понимал «как часть всеобщего нравственно-политического порядка… «Если мы не будем старательны в исполнении долга по отношению к предкам, то нравственность народа не будет улучшаться», – говорил он» (6. – С.42).

Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Основные принципы конфуцианства следующие.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.

6. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

7. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.

Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.

Конфуций

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.
Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно, о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота», - таковы были слова мудреца. «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспоко
йся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, - я для того не повторяю». Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности.

Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения.

«Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией.

Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет - я обрёл прочную основу. В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет - я познал волю Неба. В 60 лет - я научился отличать правду от лжи. В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». В этом высказывании весь Конфуций - человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОНФУЦИАНСТВО

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА
КАББАЛА
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан
КАЛЬВИНИЗМ
КАНОНИЗАЦИЯ
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
КАПУЦИНЫ - Ордены монашеские
КАРДИНАЛ
КАРМА
КАРМЕЛИТЫ
КАТАРЫ
КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЦИЗМ
КВАКЕРЫ
КВИЕТИЗМ
КЕНОЗИС
КЛЕРИКАЛИЗМ
КОЛДОВСТВО - Магия
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ
КОНКОРДАТ
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
КОНФЕССИЯ
КОНФИРМАЦИЯ
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни
КОРАН
КОШЕРНАЯ ПИЩА
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
КРЕСТ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КРИШНА
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ
КУMPАНИТЫ

КОНФУЦИАНСТВО (по имени китайского мыслителя Кунцзы - Конфуция) - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, КОНФУЦИАНСТВО часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

КОНФУЦИАНСТВО основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

Согласно учению КОНФУЦИАНСТВА, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.

Главный принцип общественной организации - «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.

КОНФУЦИАНСТВО формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).

В КОНФУЦИАНСТВЕ общество делилось на две категории - благородных и простолюдинов.

Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.

Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.

Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» - о получении благодеяния.

В КОНФУЦИАНСТВЕ разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель - «сын Неба».

Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.

Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.

Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его - важное требование КОНФУЦИАНСТВА.

Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.

Любовь - лучшее средство проверки величия человека.

Культивируется уважение к предкам и старшим.

Сыновние обязанности бывают двух видов:
забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний;
поддержание авторитета семьи.

КОНФУЦИАНСТВО провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей.

Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:
приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.

Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.

Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.

Люди делятся на три группы:

хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;
плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.

Конфуцианский канон - Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) - включает тринадцать древнекитайских классических книг.

В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).

Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:
«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
«Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Или» («Книга об этикете и обрядах»),
«Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и
«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).

В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) - «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).

«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.

На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.

Влияние КОНФУЦИАНСТВА на китайскую культуру и сегодня остается значительным.

По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.

Мыслителем Конфуцием (553-480 до н. э.). Он положил ему основу, а последователи занялись развитием и популяризацией. В чём же заключается его суть?

Общие понятия

Прежде чем перейти к рассказу о том, что такое конфуцианство, хотелось бы отметить, что в китайском языке отсутствует эквивалент данного термина, который является вообще западным. На родине данного мировоззрения его называют 儒, или 儒家. В дословном переводе данные иероглифы значат следующие понятия: «школа учёных» или «школа образованных людей».

Формирование конфуцианства пришлось на период Чуньцю, длившийся с 722 по 481 год до н. э. Это было время сильнейших потрясений в Китае как политического, так и социального характера. Так что история конфуцианства неотделима от истории самого государства. В течение тысячелетий данное учение являлось ключевым компонентом общества и всех систем управления.

После смерти Конфуция его последователями и учениками было образовано множество различных направлений данной идеологии. В III веке, согласно определённым сведениям, их было около 10. В трудах Хань Фэя, китайского идеолога, было названо 8, и обо всех них сохранилось очень мало сведений.

Стоит отметить, что в поздние эпохи сформировалось ещё две политико-философские школы - моизм и легизм. Конфуцианство выдержало эту «конкуренцию», и в период II-I веков до нашей эры стало официальной имперской идеологией.

Социальный аспект

Конфуцианство в Китае формировалось в первую очередь как социально-этическое учение. В те времена мыслителей не волновала онтология и вопросы посмертного существования.

Их интересовало другое. А именно: как должен себя вести человек? Какие надо испытывать эмоции и чувства по отношению к близким и к посторонним? Как правильно поступать по отношению к нижестоящим и к тем, кто выше тебя по статусу? Какой должен быть устрой у государства? И самое главное - как умиротворить Поднебесную?

Такие вопросы возникали потому, что в течение упомянутого выше периода Китай был поделён на целый ряд независимых царств, что вели между собой постоянные войны. Люди помнили о прежних спокойных временах, когда во главе страны стояли мудрые императоры.

Приверженцы конфуцианства пытались всячески поспособствовать воссозданию древних ритуалов, правил поведения, социальных норм. Потому они и изучали, а впоследствии комментировали древние каноны, стараясь до общества и правительства донести свои идеи.

Когда уже конфуцианство в стране закрепилось официально, то стал формироваться соответствующий канон. Мыслители начали унифицировать древние тексты, составлять списки канонических книг, даже создали культ Конфуция с соответствующими церемониями.

Основные принципы

Какие же положения стали фундаментом религии конфуцианства? Принято выделять следующие принципы:

  • Жить в обществе и для него.
  • Уметь уступать.
  • Уважать старших по возрасту и званию, слушаться их.
  • Беспрекословно подчиняться главе государства - императору.
  • Знать меру, избегать крайностей, уметь себя сдерживать.
  • Проявлять человечность.

Также было принято выделять отдельные положения для людей, занимающих высшее положение в обществе и руководящие позиции. Такой человек, кроме перечисленного, был обязан:

  • В своём правлении придерживаться добродетели.
  • Обладать соответствующими знаниями.
  • Быть патриотом и служить своей стране.
  • Являться амбициозным, ставить и достигать цели.
  • Проявлять благородство.
  • Делать окружающим и государству лишь добро.
  • Принуждению предпочитать убеждение и собственный пример.
  • Проявлять заботу о стране и подчинённых.

Исходя из этих принципов можно сделать вывод: основной идеей конфуцианства являлись благодетель, мораль, нравственность и правильное поведение всех членов общества, которое обеспечило бы в нём комфортный социальный климат.

Своеобразие учения и родовой культ

Древнее конфуцианство является весьма интересным течением. Его своеобразие заключается в том, что Конфуций как основатель практически ничего нового не внёс. Он лишь выступал за узаконивание и беспрекословное выполнение семейно-родовых обрядов, сложившихся сотни лет назад, а также соблюдение традиций и законов.

Выше всего в религии конфуцианства стоял культ предков. Он считался стержнем китайских религиозных обрядов и верований. И масштабы культов предков с их иерархией и значимостью являются прямым тому подтверждением.

Семья - это низовая ячейка. У каждой должен был иметься свой храм или как минимум молельня. Они необходимы для совершения в них в установленное время обрядов семейного культа.

Каждый род, соответственно, должен был основать свой храм предков, посвящённый основателям генеалогического древа. У более крупных общественных групп были ещё более впечатляющие строения. Вообще, принцип был таков: чем выше социальное положение людей - тем масштабнее были их храмы. Чиновники имели по одному. Вельможи - по три. У князей было по пять храмов, а у императора - семь. Простолюдины же устраивали культ в жилищах.

Главные идеи

Их тоже стоит обрисовать кратко. В конфуцианстве немало идей и принципов, но вот какие являются основными:

  • 仁 - «Жэнь». Гуманность, человеколюбие, достоинство.
  • 義 - «и». Справедливость и долг, значение, смысл.
  • 禮 - «Ли». Ритуал и почтительность. Тут же подразумевается этикет и культурность, являющиеся основой конфуцианского мировоззрения.
  • 郑分钟 - «Чжэн-мин». Переводится как «исправление имён». Подразумевается, что в обществе будет царить взаимопонимание и порядок, только если люди начнут вести себя в соответствии с должностью и знанием.
  • 君子 - «Цзюнь-цзы».Благородство, высокая нравственность, мудрость, умение не совершать ошибок.
  • 文 - «Вэнь». Образованность и просвещённость. Духовность, которая сочетается с любовью к учению. Также отсутствие стеснительности в обращении за помощью и советом к тому, кто стоит ниже.
  • 迪 - «Ди». Повиновение людям, являющимся старшими по возрасту и статусу.
  • 忠 - «Чжун». Почитание нравственного авторитета правительства. Тут уместно такое выражение для более точной передачи смысла: «Если власть не будет алчной, то и люди не начнут воровать».

Это кратко о конфуцианстве в целом. И если изучить все понятия, то можно заметить, что Конфуций в них предлагает путь некой «золотой середины». Великий мыслитель будто бы указывает на важность умения устранять противоречия, достигать политического компромисса, и призывает познавать искусство балансирования между двумя крайностями.

Появление буддизма

Нельзя обойти стороной и эту тему, рассказывая о том, что такое конфуцианство.

Дело в том, что в Средние века в Китае начинает распространяться буддизм - учение о духовном пробуждении, являющееся на сегодняшний день древнейшей мировой религией, признанной многочисленными народами с разными традициями.

Естественно, под его влиянием конфуцианство «модифицируется». В него включаются элементы буддизма. Надо сказать, перенесение этой религии с родной индийской почвы в Китай является одним из самых значительных событий в религиозной истории. Ведь это значило нечто действительно важное. Что страна с собственной культурой приняла развитую религию со своим культом, моралью, учением и каноном.

Вообще, конфуцианство и буддизм - это отдельная тема. Индийское учение в Китае укреплялось сложно и долго. Во многом из-за того, что в буддизме жизнь рассматривается как источник болезненных пристрастий человека. Такой подход противоречил конфуцианским принципам поведения и нормам этики.

И только содействие религиозного даосизма, формировавшегося параллельно, помогло буддизму закрепиться в Китае. Ведь это учение черпало многие понятия именно из индо-буддийской мудрости. О нём, кстати, будет сказано чуть позже.

В итоге буддизм усилил свои позиции. В основном благодаря исторической ситуации эпохи Северных и Южных династий (II-IV вв). Неустойчивость бытия, междоусобицы, кризисы… не лучшая была обстановка. В тот момент призывы буддистов укрыться за высокими монастырскими стенами, отрешившись от земной суеты, оказались очень кстати.

Даосизм

В продолжение темы о том, что такое конфуцианство, нужно упомянуть и данное направление. Это учение о дао («пути вещей») является неким симбиозом философии и религии. Его краткая суть: всё произошло от Дао, сущности и первопричины реальности. Весь мир и люди совершают круговорот, после чего возвращаются в него.

Но понятие Дао принадлежит ко всей китайской мысли в принципе, а не только к даосизму. Все мыслители данного государства являются его приверженцами. Потому что Дао - важнейшая категория китайской культурой. Отличается только её осмысление.

В конфуцианстве Дао - это путь правления на основе моральных и этических норм, а также путь нравственного совершенствования. В даосизме - высший принцип, источник бытия.

В обоих рассматриваемых течениях имела место астрология. И в конфуцианстве, и в даосизме. Но различался подход. Конфуцианцы следили за небесными телами, использовали их феномены и перемещения в политической борьбе.

А вот даосы рассматривали астрологию как источник возможностей для предсказаний и гаданий. Они отлично знали небосвод, расположение планет и звёзд, так что составили множество атласов, календарей и карт. Вообще, даосы были монополистами оккультных наук. Именно они делали предсказания и составляли гороскопы. Причём никто в те времена не начинал важного дела, не спросив совета у даосского гадателя. И женитьба в Китае тогда начиналась с обмена женихом и невестой гороскопами.

Общие черты культур

Конфуцианство, даосизм и буддизм - это основные течения Древнего Китая. Они могут казаться разными, но на самом деле есть то, что их объединяет. Из главного можно выделить:

  • Все три учения связаны с уважительным отношением к культуре и традициям, а также к моральным принципам.
  • Они несут как религиозную, так и культурную нагрузку.
  • Даосизм и конфуцианство - китайские вероучения с общими социальными предпосылками и культурными корнями.
  • Многобожие и поклонение силам природы присутствуют в обоих этих течениях. В большей степени в даосизме. Но и в конфуцианстве наблюдается поклонение предкам и духам. Оба этих учения переняли традиции первобытной религии, основой которой был культ природы.
  • Буддизм и даосизм объединяет идея несовершенства материального мира, а также стремление достичь гармонии в жизни. Также для них свойственно уважение людей, пришедших к гармонии.
  • Конфуцианство с буддизмом объединяет вопрос философии. Их основу составляет теория морали и нравственности. Немалое значение придаётся совершенствованию человеческой природы, воспитанию. Но в то же время в буддизме имеют место такие понятия, как просветление, карма и сансара (круговорот рождения и смерти). В даосизме и конфуцианстве этого нет.

Но наиболее характерной чертой для всех трёх перечисленных направлений является стремление к постижению истины, к знаниям и благополучию.

Афоризмы Конфуция

Не будет лишним обратить внимание и на них. Каждый афоризм - это оригинальная законченная мысль. Конфуций был автором многих таковых изречений. И поскольку он является основоположником обсуждаемой идеологии, то именно в его словах прослеживается её суть. Вот некоторые из них:

  • Благородные люди живут в согласии с другими, но не следуют за ними. Слабые же за другими следуют, но с ними в согласии не существуют.
  • Друзьям нужно советовать только то, что они могут сделать, вести их к добру без нарушения приличий. Однако не надо действовать там, где отсутствует надежда на успех.
  • Будьте к себе строги, а к людям - мягки. Оградите себя от чужой неприязни.
  • Посылать воевать необученных людей - предавать их.
  • Попробуйте быть чуть-чуть добрее. И вы заметите, что совершить иной поступок вы не в состоянии.
  • Почтительным сыном является тот, кто мать и отца расстраивает лишь своей болезнью.
  • За зло нужно платить по справедливости. За добро - добром.
  • К знанию ведёт три пути. Размышление - наиболее благородный. Подражание - самый легкий. Опыт - тяжёлый и горький.
  • Мудрый человек никогда не сделает другим того, чего он не хочет, чтобы сделали ему.

Если хочется понять суть философии конфуцианства, то можно просто прочитать афоризмы, автором которых является его основатель. В каждом выражении мыслителя заложен глубокий смысл, который остаётся актуальным по сей день.

Конфуцианство в современном Китае

Глядя на то, какие в XXI веке позиции занимает это государство на мировой арене, можно лишь диву даваться. И многие современные культурные деятели и мыслители считают: тут есть заслуга конфуцианства, которое вот уже как третье тысячелетие оказывает влияние на социальный, политический и экономический уклад страны.

Конечно, современный мир уже не тот. Принципы, бывшие в конфуцианстве основными, с течением времени преобразовались. Но это лишь вывело китайскую политическую культуру на другой уровень.

В соответствии с идеологией, государство - это большая семья. Правит ею человек, взявший на себя ответственность за благополучие своих подданных, относящихся к нему с уважением. В современном Китае правительство защищает граждан, оказывая помощь в случае безработицы, инвалидности и болезни.

Такая концепция «большой семьи» сплачивает весь народ. Её позитивное влияние особенно было отмечено во второй половине XX века. Тогда население Китая на 80% составляли крестьяне. Хорошее отношение к ним государства и достойные условия работы мотивировали людей, и они перевыполняли планы. Это привело к экономическому росту.

В рыночной экономике тоже наблюдаются принципы конфуцианства. Её развитие опирается на нравственные принципы - обогащение достигается не грабежом и обманом, а честным трудом.

А в начале 2000-х государство, придерживаясь модернизированных постулатов рассматриваемого течения, приступило к урегулированию проблемы социального неравенства. В 2003-м начала формироваться система корпоративной сельской медицины. А в 2007-м было объявлено, что отныне среднее образование для крестьянских семей бесплатно.

Резюмируя, можно заявить, что учение Конфуция оказало поистине уникальное влияние на всю китайскую нацию. И это даже нельзя назвать религией. Конфуцианство - это традиция, образ и принцип жизни, неотъемлемый компонент развитого общества, являющегося благополучным в политическом, экономическом и социальном планах.

Имя: Конфуций (Confucius)

Дата рождения: 551 г. до н. э.

Возраст: 72 года

Дата смерти: 479 г. до н. э.

Деятельность: мыслитель и философ

Семейное положение: вдовец

Конфуций: биография

Имя этого философа знакомо каждому. Конфуций - самый известный китаец. Учение древнего мыслителя положено в основу государственной идеологии. Оно оказало влияние на жизнь Восточной Азии. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Хотя вопросы религии в философии конфуцианства не затрагиваются, имя Конфуция было вписано в религиозный пантеон.

Конфуций - новатор в идее построения нравственного, полного гармонии общества. Следуя правилам философии, человек пребудет в гармонии с собой и окружающим миром. Популярность афоризмов и суждений Конфуция не угасла и спустя 20 веков после смерти.

Детство и юность

Биография рода Кун, потомком которого является Конфуций, досконально описана историками средневекового Китая. Конфуций - потомок Вэй-цзы, полководца императора династии Чжоу Чэнь-вана. За верность императору Вэй-цзы получил в дар княжество Сун и титул чжу хоу. К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы уже обеднел и переселился в царство Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шулян Хэ имел двух жен. Первая родила девять дочерей. Вторая родила сына, но слабый мальчик умер.


В 551 году до н э. 63-летнему Шулян Хэ наследника родила наложница Янь Чжэнцзай, которой на тот момент едва исполнилось семнадцать. По легенде, рожать она взошла на холм, под тутовое дерево. В момент рождения младенца из-под земли забил источник, в котором его и обмыли. После вода течь перестала. Отец недолго прожил после рождения сына. Когда Конфуцию исполнилось полтора года, Шулян Хэ оставил этот мир. Янь Чжэнцзай, которую невзлюбили старшие жены, покинула дом мужа и перебралась поближе к родным, в город Цюйфу. Янь Чжэнцзай с мальчиком жили самостоятельно. Конфуцию с детства пришлось познать лишения.

Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая. Особое внимание уделялось искусствам. Усердие в учебе принесло плоды: 20-тилетнего Конфуция назначили отвечать за амбары семьи Цзи княжества Лу в восточном Китае. А затем поставили отвечать за скот.

Учение

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Император постепенно утрачивал власть, отдавая на откуп правителям отдельных княжеств. Патриархальное устройство государства пришло в упадок. Междоусобные войны привели народ к обнищанию.

В 528 году до н. э. умерла Янь Чжэнцзай, мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, он ушел в трехлетнюю отставку. Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах взаимоотношений в построении гармоничного государства.


Когда философу шел 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. С высоты поста Конфуций взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях - «объяснять людям их обязанности и учить».

Конфуций еще некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила подать в отставку. Он начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал до смерти. Остаток своей жизни Конфуций провел с учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и другими фолиантами китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена подлинность лишь одной - «Весна и Осень».


Китай во времена Конфуция

Историки Китая насчитывают около 3 тысяч учеников философа, однако достоверно известно о 26. Любимым учеником Конфуция считается Янь-юань.

По цитатам высказываний древнего философа его ученики составили книгу изречений «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Создано «Да-сюе» («Великое Учение») - книга о пути совершенствования человека, «Чжун-юн» («Книга о середине») - о пути постижения гармонии.

Конфуцианство

В эпоху правления династии Хань (2 век до н.э. - 3 век н.э.) учение Конфуция возвели в ранг идеологии Поднебесной. В это время конфуцианство стало столпом китайской морали и сформировало образ жизни китайского народа. Конфуцианство сыграло решающую роль в формировании облика китайской цивилизации.

Основа конфуцианской философии - построение общества, основой которого является гармония. Каждый член этого общества стоит на своем месте и выполняет предначертанную ему функцию. Основа отношений между верхами и низами - лояльность. Философия строится на пяти главных качествах, присущих праведному человеку: уважение, справедливость, ритуал, мудрость, благопристойность.


«Жэнь » - «уважение», «великодушие», «доброта», основополагающая категория в китайской философии. Это главная из пяти благодетелей, которыми должен обладать человек. «Жэнь» включает в себя три главные составляющие: любовь и сострадание к людям, правильное отношение двух людей между собой, отношение человека к окружающему миру, в том числе - к неодушевленным предметам. Человек, постигший «Жэнь», пребывает в равновесии с окружающим миром, выполняя «золотое правило морали»: «не навязывать другому то, чего не желаешь себе». Символ «Жэнь» - дерево.

«И » - «справедливость». Человек, следующий «И», делает это не из эгоистических побуждений, а потому что путь «И» - единственно верный. Он основан на взаимности: родители тебя вырастили, а ты в благодарность их почитаешь. «И» уравновешивает «Жэнь», давая человеку твердость в противоборстве эгоизму. Благородный человек ищет справедливости. Символ «И» - металл.

«Ли » - «ритуал», означает «благопристойность», «этику», «церемонии». В это понятие китайский философ вложил возможность благодаря ритуалам поведения сглаживать конфликты, мешающие состоянию мирового единства. Человек, овладевший «Ли», не только почитает старших, но и понимает их роль в обществе. Символ «Ли» - огонь.


«Чжи » - «мудрость». «Чжи» - качество благородного человека. «Здравый смысл» отличает человека от животного, «Чжи» освобождает от сомнений, не давая волю упрямству. Борется с глупостью. Символ в конфуцианстве - вода.

«Синь » - «благонадежность». Благонадежным считается тот, кто чувствует добро. Другое значение - добросовестность и непринужденность. «Синь» уравновешивает «ритуал», предупреждая неискренность. «Синь» соответствует Земле.

Конфуцием разработана схема достижения цели. Согласно философии, если следовать девяти главным правилам, можно стать успешным человеком:

  1. Идите к своей цели, пусть даже медленно, не останавливаясь.
  2. Держите свой инструмент остро отточенным: ваша удача зависит от того, насколько хорошо вы подготовились.
  3. Не меняйте поставленную цель: не важны только методы ее достижения.
  4. Делайте только по-настоящему важное и интересное для вас дело, прикладывая максимальные усилия.
  5. Общайтесь только с теми, кто развивается: он поведет вас за собой.
  6. Работайте над собой, делайте добро, мир вокруг вас - зеркало вашего внутреннего «я».
  7. Не позволяйте обидам сбить вас с пути, негатив не притягивает к вам позитив.
  8. Контролируйте свой гнев: за все придется платить.
  9. Наблюдайте за людьми: каждый может вас чему-то научить или предостеречь.

В противовес конфуцианству в Китае распространён ещё ряд философских школ. Всего насчитывается около ста направлений. Основное место занимает даосизм, основанный Лао-цзы и Чжуан-цзи.


В философском учении Лао-цзы подчеркивает нашу неразрывную связь с космосом. Для каждого человека существует единственный путь, предначертанный свыше. Людям несвойственно влиять на мировое устройство. Путь человечества - смирение. Лао-цзы призывает человека не пытаться влиять на ход событий вокруг. Даосизм - философия с мистическим началом, взывающая к эмоциям человека. Конфуцианство с его рационализмом обращается к разуму человека.

В Европе о Конфуции узнали в середине XVII века - с приходом моды на все, что связано с восточной культурой. Первое издание «Лунь юя» на латыни вышло в 1687 году. В это время набирало обороты иезуитское миссионерство, в том числе и в Китае. В Европу приехали первые посетители из Поднебесной, что подогревало интерес публики к неизведанному и экзотическому.

Личная жизнь

В возрасте 19 лет Конфуций женился на Кикоан Ши, девушке из знатного рода. В семье родился первенец Ли, больше известный, как Бо-Юй. Затем Кикоан Ши родила и дочь.

Смерть

В 66-летнем возрасте философ овдовел. На закате жизни он все время посвящал ученикам в своем доме в городе Цюйфу. Умер Конфуций в 479 году до н. э., в 72 года. Перед смертью он впал в семидневный сон.

В городе Цюйфу (провинция Шаньдун, Восточный Китай) на месте дома древнего мыслителя построили храм. После сооружения примыкающих зданий и пристроек строение выросло до храмового комплекса. Место захоронения Конфуция и учеников - объект паломничества уже 2 тысяч лет. В 1994 году ЮНЕСКО занесла храмовый комплекс, дом Конфуция и лес вокруг него в «Список объектов мирового культурного наследия».


Второе место после храма в Цюйфу занимает Пекинский храм Конфуция. Он открыл двери в 1302 году. Площадь комплекса составляет 20 000 м². На территории расположены четыре двора, стоящие на оси «север-юг». В первом дворе 198 табличек, на камне которых высечены 51624 имени людей, получивших степень цзиньши (высшая ученая степень императорских государственных экзаменов). В Пекинском храме стоит 189 стелы из камня, на которых высечено «Тринадцатикнижие» Конфуция.

Память

Через год после смерти Конфуция в Китае начались торжества памяти великого философа. Памятные мероприятия в Поднебесной возобновились в 1984 году, тогда же - Международный фестиваль конфуцианской культуры. В Китае проводятся конгрессы на тему конфуцианства. За достижение успехов в образовательной сфере награждают премией имени Конфуция. В 2009 году Китай праздновал 2560-летие мыслителя.


С 2004 года в мире открываются «Институты Конфуция». Идея создания - популяризация китайской культуры и языка. Институты Конфуция стажируют в Китае студентов и преподавателей. Организовывают слеты, посвященные Китаю конференции, проводят языковой тест «HSK». Кроме «институтов» основаны «классы» определенного профиля: медицины, бизнеса и пр. Финансирование и поддержку оказывает Министерство образования Китая вместе с центрами синологии.

В 2010 году в прокат вышел фильм-биография «Конфуций». Главную роль исполнил Чоу Юньфатом. Проект вызвал много противоречий у зрителей и критиков. Китайцы посчитали, что актер, исполняющий роль Конфуция, слишком много снимался в боевиках и фильмах о боевых искусствах. Он не сможет правильно донести образ великого учителя, а превратит философа в «героя кунг-фу». Публику беспокоил и кантонский язык актера (Чоу Юньфат родом из Гонконга), поскольку фильм снимался на языке путунхуа.

Прямой наследник Конфуция Кун Цзянь подал в суд на кинокомпанию, требуя удалить из фильма «романтическую» сцену разговора Конфуция и Нан-цзы.

Конфуций примерял столько образов за историю Китая, что иногда вызывает протест у этнографов. С именем философа связано немало ироничных притч и анекдотов. Так, китайский историк Гу Цзегана посоветовал «принимать по одному Конфуцию за раз».

Цитаты Конфуция

  • «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты»
  • «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»
  • «Три вещи никогда не возвращаются обратно - время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность»
  • «Если тебе плюют в спину, значит ты впереди»

Библиография

  • «Беседы и суждения»
  • «Великое учение»
  • «Книга о середине»
  • «Конфуций о любви»
  • «Луньюй. Изречения»
  • «Конфуций. Уроки мудрости»
  • «Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов»
  • «Конфуций о бизнесе»

— это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Конфуцианство и Конфуций

Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их . Творчество Конфуция, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.

Конфуций заимствовал : культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. в полном смысле оно становится в середине I тыс. н.э., когда сам его основоположник был обожествлен.

Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое .

В основе конфуцианства лежало два принципа:
  • все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их;
  • с точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья , в которой роли между членами жестко распределены.
  • Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
Центральными для конфуцианства являются:
  • Понятие «жэнь» (или «чжэн»), которое можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Конфуций так пояснял это понятие одному из своих учеников: Человеколюбие — это «почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других»;
  • Принцип «ли» — соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция — благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного традицией.

Сборник высказываний Конфуция

В «Луньюе », сборнике высказываний Конфуция, составленном его учениками, записаны его беседы с ними. В этих беседах раскрывается идеал совершенного человека (цзюнь цзы ), при этом человеческая личность рассматривается как самоценная. Конфуций создал программу совершенствования с целью достижения гармонии с Космосом. Благородный муж — источник идеала нравственности для всего . Ему присущи чувство гармонии и дар жить в природном ритме. Назначение мудреца — преобразовывать общество по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Конфуций придавал большое значение пяти "постоянство, ритуал, гуманность, долг, справедливость, знание и доверие". В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на государство, он говорил, что — это большая семья, а — это малое государство.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.

В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к . Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях, гармонизировать потребности населения, в том числе при ограниченных материальных и природных ресурсах. Идея, выраженная в «Шу цзине», древнем источнике, редактором которого был Конфуций, гласит:« Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Она стала центральной в китайской культуре.

Идеи Конфуция при его жизни не были востребованы. С горечью он называл себя «несъеденной тыквой». Однако время все расставило по местам и спустя много лет после смерти авторитет Конфуция становится непререкаемым.

Большой вклад в развитие конфуцианства внес его ученик Мэн- цзы (372-289 до н.э.). Мэн-цзы также основывался на опыте предков. Он считал, что основа счастья и процветания народа лежит в его обучении высоким нравственным нормам. По примеру древних он призывал создать систему школ и дома призрения для престарелых. В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают все необходимое, а население при этом не страдает от непосильных поборов и неурожаев. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы настаивал на праве народа на восстание и передачу «повеления Неба» новому добродетельному избраннику, так называемый принцип гэ мин.

На рубеже новой эры в конфуцианстве к ритуалу как средству управления подданными усилиями легистов, бывших противников конфуцианства, добавляется институт закона: ритуал следует применять в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказания.

Начиная со II в до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией Китая. Каждый чиновник должен был доказать свои знания основных идей учения Конфуция, участвуя в экзаменах. Конфуцианские нормы и ценности становятся общепризнанными и превращаются в символ «истинно китайского». Это постепенно привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Однако это не препятствовало развитию других религий.

С IV в. н.э. в Китае получает распространение , под влиянием которого происходит модификация конфуцианства за счет включения в него элементов буддизма и . Возникло философское направление неоконфуцианства. Постепенно происходит обожествление Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память. Культ основателя учения повлек за собой все большее обожествление императора. Воля императора возводится в непреложный закон. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти — дракон , могущественное и всесильное мифическое животное. Реформированное конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая вплоть до XX в., когда оно подверглось уничтожающей критике в годы культурной революции. В настоящее время конфуцианство восстанавливает свое влияние в некоторых странах.

этико-политич. учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. относится к 6 в. до н. э. К. уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. гос. системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" - "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ. равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и клас. борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации. Сущность этич. норм К. заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклас. обществ. отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. обществ. прогресса. Вместе с тем в раннем К. прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.), а также в советах улучшить нар. благосостояние и в критике деспотич. правителей. Раннее К. сыграло положит, роль в развитии древнекит. культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. материалов, нар. легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист. деятелей). К. в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего - "сына неба". В 136 до н. э. имп. У-ди провозгласил К. офиц. доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. гос. должности. Наиболее крупным представителем реформированного К. был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), религиозно-идеалистич. взгляды к-рого стали господств, офиц. идеологией. В. доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. мысли. Именно это, реформированное К. с его реакц. сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ. жизни и в течение многих веков определяла гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию. Наряду с К. в Китае развивались и др. учения - даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. системе, В кон. 8 - нач. 9 вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. гос-ва К. стало вновь офиц. идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К. выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам. Новый этап в развитии К. относится к периоду развития ср.-век. феод. кит. общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос. системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. групп, филос. направлений т. н. сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. и идеалистич. взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира - "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. о., Чжу Си стоял на идеалистич. позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. принципы этико-политич. учения древнего К. - о незыблемости существующих порядков, об естеств. характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. обоснование феод. абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. прогресса" К. явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая. Безуспешную попытку возродить К. в модернизи-ров. виде предпринял в кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. гос. религией. Однако в это время среди кит. интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. учение продолжало играть значит. роль в обществ. жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. была поставлена на службу реакц. классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. время оказывают влияние на известные слои населения страны. Интерес к К. в Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. франц. просветители 18 в. видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. появились первые науч. переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. яз.), Э. Био и С. Куврера (на франц. яз.), что создало предпосылки для изучения К. До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. на исследовании раннего К.; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. и амер. ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. было насквозь аристократич. учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. рассматривается как идеология универсального теократич. гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. и франц. синолог М. Гране (M. Granet, La pens?e chinoise, P., 1934). Первая подробная характеристика К. в сов. науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) осн. моментом гос.-политич. концепции К. считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит. городе-государстве 6 в. до н. э., где вооруж. народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. вопросы гос. политики. Проблемы оценки К. являются в наст. время предметом дискуссии среди кит. ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований. Источн.: Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928. Лит.: (кроме указ. в ст.): Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K´ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960. Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека