Как строились замки средневековья. Почему так трудно было их захватить

Средневековье у многих всегда ассоциируется с эпохой рыцарей, турниров и замков. А вот каким был на самом деле рыцарский замок, мы постараемся выяснить в сегодняшней статье. Для начала следует вспомнить, кто есть такой рыцарь.

Рыцарь это по сути феодал. Он был благородного происхождения, собирал собственное войско. За свой счет покупал военную амуницию, у него всегда были сопровождающие из числа его слуг. Они помогали ему во всем. Замок рыцаря это, по сути, большая укрепленная усадьба, где есть сам большой дом феодала, а так же немало хозяйственных построек. Европу переживала этап феодальной раздробленности. Замок феодал создавал как средство защиты от кочевых народов. Это было большое укрепление, которое могло вести долгую оборону.

Где строились рыцарские замки


Замок рыцаря, как уже было сказано, это крепость феодала. В период раздробленности нужно было как-то защищаться. Для этого для начала следовало выбрать место для возведения замка. Отличным местом для строительства был небольшой холм или возвышенность. Построив там замок феодал мог заблаговременно видеть своих врагов, подступающих к замку.

Другим местом строительства могла стать местность в области реки. Река могла обезопасить замок с одной, а иногда даже с двух сторон. Так же при строительстве река позволяла выстроить искусственный ров. Это было очень частое явление. Иногда в такие рвы запускали крокодилов, это тоже для безопасности.

Очень важно было для феодала находиться вблизи торговли. Так что поэтому рыцари строили свои замки возле торговых путей или еще лучше на их пересечении. Это, во-первых вовлеченность в торговлю, во вторых можно было взымать пошлины с торговцев. А также дороги на земле феодала использовались купцами. Здесь негласно действовало правило - «Что упало с возу, то принадлежит хозяину земли». Это тоже было плюсом.

Но, конечно же, не будем забывать, что главным было, конечно же, обеспечить безопасность своего рыцарского замка. Больше всего уделялось внимание внешним атрибутам. Крепостные сооружения и оборону строили из камня. Ранее использовали дерево, но оно очень не долговечно, а также могло, конечно же, в случае пожара сгореть очень быстро.

Изначально замок защищали при помощи рва и подъемного моста. Потом стали ставить металлическую решетку, которую называли «герс» . Она поднималась и опускалась. Тактически решетку возможно было грамотно использовать. Враги проникнуть туда не могли, а вот из замка через нее можно было стрелять из лука. Еще более позднее стали строить специальную башню перед крепостью - «барбакан». Она защищала замок еще лучше.

Внутри рыцарского замка


Уже было сказано, что больше уделяли внимание безопасности замка. А вот внутреннее убранство было не так важно. Окон практически не было. А те, что имелись, были очень узкими. Стекло не использовали, только кишки коров и быков. Это не придавало помещению светлости, там постоянно было мрачно. А вот на что не скупились строители, так это на лестницы и коридоры. Там их было очень много. Можно было легко запутаться. Лестницы и коридоры создавали сквозняки. Это очень плохо влияло нас здоровье обитателей замка.

Тепла недоставало. Там были камины, но так как стены были каменными, то протопить такое помещение было сложно. Люди постоянно чувствовали холод. Полы так же каменные, сверху на них клали солому. Мебель была деревянной: столы, стулья, кровати. Стены обычно украшали охотничьими трофеями или вешали мечи и щиты. Таково было убранство дома среднестатистической семьи.

Где-то с XIV в. в строительстве стали применять кирпич. В таких домах было гораздо теплее, нежели в каменных. Окна расширяли, вставляли стекло. Во время трапезы стали использовать фарфоровую посуду. На полы стелили ковры. Для хранения пищи использовали подвалы и погреба. Для освещения использовали масляные лампы.

Простые люди расселялись возле домов феодалов. Их внутренне убранство было гораздо скромнее, без роскоши. Когда нападали враги, то простолюдины укрывались за стенами рыцарских замков. Со временем возле замков возникали крестьянские поселки. А из этих поселков вырастали города. Там были ярмарки и рынки, а феодал получал с населения налоги. Он очень был не против расселения людей возле своих владений.

Рыцарский замок видео

Если вы – любитель путешествовать по местам с вековой историей, от которых веет архаичностью, взгляните, какие старинные замки до сих пор населены людьми и даже призраками.

Современные небоскребы и дизайнерские выставочные центры постепенно вытесняют традиционную архитектуру из городов. На фоне их популярности желание жить в уединенном замке кажется экстравагантным. Тем не менее, в каждом уголке Европы можно найти старинные дома, сохранившиеся благодаря стараниям любящих владельцев. И пусть они не настолько комфортабельны, как оснащенные по последнему слову техники пентхаусы – у замков есть свое очарование.

1. Шато Плесси-Бурре, Франция

Внешний вид его настолько суров, что замок скорее напоминает оборонительную крепость. Внутренняя его отделка поразит даже самого искушенного человека, привыкшего к роскошным убранствам. Она не подвергалась каким-либо модификациям: поистине уникальным шато делает абсолютная сохранность первичного дизайна. Плесси-Бурре был построен в 1472 году Жаном Бурре, занимавшим должность министра финансов при короле Людовике XI. Взяточник Буре настолько боялся восстания жителей принадлежащих ему земель, что приказал оградить дворец самым широким рвом во Франции. Подъемный мост, делающий возможным выезд из него, используют по прямому назначению до сих пор.

Современные хозяева не прячут принадлежащий им памятник истории ни от любопытных туристов, ни от кинорежиссеров. В 2003 году Пенелопа Крус провела в замке несколько незабываемых недель, снимаясь в картине «Фанфан-тюльпан» вместе с Венсаном Пересом. Сегодня любой человек может последовать ее примеру, арендовав одну из комнат Плесси-Бурре как гостиничный номер. Для тех, кто предпочитает отели системы «пять звезд», предусмотрены бесплатные и индивидуальные экскурсии с гидом длительностью в несколько часов.

2. Резиденция королевы Великобритании в графстве Беркшир, Англия


Виндзорский замок – самый крупный и известный среди считающихся до сих пор жилыми собратьев. Его пышность и масштабность пугают и поражают одновременно: на площади в 45 тысяч м² расположен комплекс строений с 1000 жилых помещений. Уже 900 лет Виндзор принадлежит правящей династии и все ее члены имеют право модернизировать имение на свой вкус. Каждый новый монарх все расширял и расширял площадь владений, пока прилегающий лес из лиственных пород не стал считаться Беркширским парком. В конце прошлого века резиденция королевы была экстренно реконструирована из-за обширного пожара.

Английская королева сегодня использует Виндзор как средство поражения глав других государств и прочих именитых гостей. Она приглашает их пожить в комнатах, украшенных подлинниками Рембрандта и Рубенса, старинными подсвечниками и позолоченной лепкой на потолке. Кто после этого сможет отказать в политической просьбе царственной особе?

3. Замок Беркли, Англия


Второй по густонаселенности дворец в Англии после Виндзора. В конце XII века его купила фамилия Беркли, находящаяся в титуле лордов. В 1327 году члены влиятельного семейства поневоле стали смотрителями тюрьмы в собственном доме. Противники короля Эдуарда II свергли его и поместили в Беркли, потребовав от его владельцев обязательства предотвратить любую попытку к побегу. В тот же год от остальных замков в округе имение стал отличать высокий забор вместо привычного глазу в те времена рва с водой. За полгода узник дважды пытался покинуть Беркли, после чего был казнен новым правителем.

Наследники замка населяют всего 20% от его площади: остальная часть используется в качестве отеля и музея. Но основную статью их дохода составляет кинематограф. Интерьеры Беркли можно увидеть в сериалах «Волчий зал», «Замок в стране» и фильме «Еще одна из рода Болейн».

4. Замок Эдинбурга, Шотландия


Построенный на затухшем вулкане дворец возвышается над уровнем моря на 120 метров. Ученые выяснили, что первые стены появились здесь еще в железном веке: их построили воины, планировавшие набег на племена англов. Эдинбургский замок в течение многих веков переходил из собственности Англии в шотландскую и наоборот. Десять лет назад британское министерство обороны окончательно отказалось от него. На жителей крупнейшей туристической достопримечательности Шотландии это решение никак не повлияло. С начала 20 века в замке живет династия смотрителей, чьей единственной обязанностью остается ежечасный выстрел из пушки в течение светового дня.

5. Замок Уорик, Англия


Подавляющее большинство жителей дома являются звездами телевидения и Youtube. Имение, построенное еще в 1068 году Вильгельмом Завоевателем – регулярный участник шоу с экстрасенсами, «охотниками на привидений» и магами. Оно даже попало в книгу «Дома с призраками Великобритании и Ирландии». Любой желающий может найти на видеохостингах съемку камер внутреннего наблюдения с доказательствами их существования.

Экстремальные колебания температуры, световые аномалии и таинственные шорохи устраивает «Серая Леди» и ее помощники. Пенсионерка, являющаяся наследницей графа-владельца Уорика, тоже знакома с ней. Ее фигура уже 100 лет натыкается на жителей дворца в его длинных коридорах и испуганно шарахается в сторону при виде детей. Она не умеет проходить сквозь стены, поэтому в Уорике привыкли к внезапно открывающимся дверям. Те, кто видел ее вблизи, говорят, что это призрак старой женщины, одетый в серое платье. «Серой Леди» помогает поэт с графским титулом Фулк Гревилл, задушенный в Водяной Башне в 1628 году. Его крики, леденящие душу, раздаются из Башни несколько раз в неделю. Помимо этой парочки, в Уорике живет еще более 10 неопознанных призраков.

6. Скала Кашел, Ирландия


В замке на скале Кашел живет смотритель кладбища, стихийно возникшего у его стен. Группа средневековых зданий, построенных в 12-15 веках, соседствует с часовней Кормака – небольшой романской церковью, в которой хранится саркофаг первого владельца крепости, в честь которого она и названа. Во время неожиданного нападения врага местные жители попытались укрыться в церкви, но все были жестоко перебиты. Похоронили их там же, а вскоре вокруг могил несчастных жертв стали появляться новые захоронения. По легенде, там тоже живут десятки духов.

7. Поместье Кронборг, Дания


Построенный в 1420 году замок на окраине Копенгагена официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В целях предохранения от захвата шведами его спроектировали в виде сложнейшей системы лабиринтов и подземных ходов. В Кронборге живут творческие личности – режиссеры, актеры, сценаристы. Каждую весну они создают новое прочтение театральной постановки «Гамлета» Уильяма Шекспира и представляют ее зрителям.

8. Дворец Бран, Румыния


В живописной Трансильвании находится имение самого кровавого жителя Румынии всех времен – графа Дракулы. Бран – известный туристический аттракцион в стране, а также отель с номерами в виде деревянных срубов, украшенных черепицей. Легендарный вампир любил останавливаться в нем при жизни, но он не оставил после себя никаких напоминаний в Бране. Внутреннее убранство замка сохранилось со времен королевы Марии: она жила в нем после графа и украсила его большим количеством книг, изделий из фарфора и икон. Последние, по слухам, нужны были ей для предотвращения ночных визитов вампира.

9. Поместье Пфальцграфенштайн, Германия


Даже коренные немцы неспособны произнести название правильно с первого раза. Он находится посреди реки Рейн: остров Пфальцграфенштайн раньше был совершенно пустынным и необитаемым. Крепость была построена на нем в качестве королевской таможни, осуществляющей проверку судов, проплывающих мимо. Позже она стала резиденцией местной знати. В XX веке возникла государственная необходимость в использовании Пфальцграфенштайн в роли маяка. Сейчас там живет смотритель и чтобы съездить к нему в гости, придется по старинке переплывать Рейн на лодке.

10. Укрепление Кастель дель Монте, Италия


Автора данного строения так и не удалось обнаружить. В XV веке он был создан, как астрономический календарь, в каждой комнате которого можно узнать время по солнечным часам или дату по световому календарю. В Кастель дель Монте 8 этажей, на каждом из них спроектировано 8 комнат. Современным астрономам удалось доказать, что расположение крепости действительно идеально подходит для наблюдения за звездным небом. Ее оборудовали как обсерваторию, в которой круглогодично живут ученые.

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Всё-таки средневековые архитекторы в Европе были гениями - они строили замки, роскошные сооружения, которые были ещё и на редкость практичными. Замки, в отличие от современных особняков, не только демонстрировали богатство своих владельцев, но и служили мощными крепостями, которые могли удерживать оборону в течение нескольких лет, и при этом жизнь в них не останавливалась.

Средневековые замки

Даже сам факт, что многие замки, пережив войны, удары стихии и беспечность хозяев, до сих пор стоят целыми, говорит о том, что надежнее жилища пока не придумали. А ещё они безумно красивы и будто появились в нашем мире со страниц сказок и легенд. Их высокие шпили напоминают о временах, когда за сердца красавиц сражались, а воздух был пропитан рыцарством и отвагой.

Чтобы и вы прониклись романтичным настроем, собрал в этом материале 20 самых знаменитых замков, которые пока еще остались на Земле. В них непременно захочется побывать и, возможно, остаться жить.

Замок Райхсбург, Германия

Тысячелетний замок первоначально был резиденцией короля Германии Конрада III, а потом короля Франции Людовика XIV. Крепость была сожжена французами в 1689 году и канула бы в лету, но немецкий бизнесмен приобрел её останки в 1868 году и потратил большую часть своего богатства на восстановление замка.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Неприступный замок Мон-Сен-Мишель, со всех сторон окруженный морем, - одна из самых популярных достопримечательностей Франции после Парижа. Построенный в 709 году, он до сих пор выглядит ошеломляюще.

Замок Гохостервитц, Австрия

Средневековый замок Гохостервитц построили в далеком IX веке. Его башни и сейчас неусыпно следят за окружающей местностью, гордо возвышаясь над ней на высоте 160 м. А в солнечную погоду ими можно любоваться даже на расстоянии 30 км

Бледский замок, Словения

Замок расположился на стометровой скале, грозно нависающей над озером Блед. Помимо роскошного вида, открывающегося из окон замка, у этого места богатая история - здесь располагалась резиденция сербской королевкой династии, а позже и маршала Иосипа Броз Тито

Замок Гогенцоллерн, Германия

Этот замок расположен на вершине горы Гогенцоллерн высотой 2800 метров над уровнем моря. В период своего расцвета замок в этой крепости считался резиденцией прусских императоров.

Замок Барсьенсе, Испания

Замок Барсьенсе в испанской провинции Толедо был построен в XV веке местным графом. В течение 100 лет замок служил мощной артиллерийской крепостью, а сегодня эти опустевшие стены привлекают разве что фотографов и туристов.

Замок Нойшванштайн, Германия

Романтический замок баварского короля Людвига II построили в середине XIX века, и по тем временам его архитектура считалась весьма экстравагантной. Как бы то ни было, именно его стены вдохновили создателей замка Спящей Красавицы в Диснейлэнде

Замок Метони, Греция

Венецианский замок-крепость Метони с XIV века был центром сражений и последним в этих краях форпостом европейцев в сражениях против турок, что мечтали захватить Пелопонес. Сегодня от крепости остались только руины.

Замок Хоэншвангау, Германия

Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау в XII веке и был резиденцией многих правителей, в том числе знаменитого короля Людвига II, который принимал в этих стенах композитора Рихарда Вагнера

Шильонский замок, Швейцария

Эта средневековая бастилия c высоты птичьего полета напоминает военный корабль. Богатая история и характерный внешний вид замка служили вдохновением для многих известных писателей. В XVI веке замок использовался в качестве государственной тюрьмы, о чем Джордж Байрон описал в своей поэме «Шильонский узник».

Замок Эйлен-Донан, Шотландия

Замок, расположенный на скалистом острове во фьорде Лох-Дуйх, - один из самых романтичных замков Шотландии, славится своим вересковым мёдом и легендами. Здесь снимали множество фильмов, но самое главное - замок открыт для посетителей и каждый может притронуться к камням его истории.

Замок Бодиам, Англия

С момента своего основания в XIV веке замок Бодиам пережил множество владельцев, каждому из которых нравилось воевать. Поэтому когда в 1917 году его приобрел Лорд Керзон, от замка оставались только руины. К счастью, его стены быстро восстановили, и сейчас замок стоит как новенький.

Замок Гуаита, Сан-Марино

Замок с XI века располагается на вершине неприступной горы Монте-Титано и вместе с двумя другими башнями защищает самое старое государство в мире Сан-Марино.

Ласточкино гнездо, Крым

Вначале на скале мыса Ай-Тодор располагался небольшой деревянный домик. А свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Он решил построить романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах реки Рейн

Замок Сталкер, Шотландия

Замок Сталкер, что в переводе означает «Соколиный охотник», был построен в 1320 году и принадлежал клану МакДугалов. С этого времени его стены пережили огромное количество распрей и войн, что сказалось на состоянии замка. В 1965 году владельцем замка стал полковник Д. Р. Стюарт из Оллварда, который собственноручно вместе с женой, членами семьи и друзьями восстановил строение

Замок Бран, Румыния

Замок Бран - это жемчужина Трансильвании, таинственный музей-форт, где родилась знаменитая легенда о графе Дракуле - вампире, убийце и воеводе Владе Цепеше. По преданию, он ночевал здесь в периоды своих походов, а лес, окружающий замок Бран, был любимым местом охоты Цепеша.

Выборгский замок, Россия

Выборгский замок был основан шведами в 1293 году, во время одного из крестовых походов на Карельскую землю. Он оставался скандинавским вплоть до 1710 года, когда войска Петра I отбросили шведов далеко и надолго. С этого времени замок успел побывать и складом, и казармой, и даже тюрьмой для декабристов. А в наши дни здесь располагается музей.

Замок Кашел, Ирландия

Замок Кашел был резиденцией королей Ирландии несколько сотен лет до норманнского вторжения. Здесь же в V веке н. э. жил и проповедовал Святой Патрик. Стены замка стали свидетелями кровавого подавления революции войсками Оливера Кромвеля, который здесь заживо сжигал солдат. С тех пор замок превратился в символ жестокости англичан, настоящего мужества и стойкости духа ирландцев.

Замок Килхурн, Шотландия

Очень красивые и даже немного жуткие руины замка Килхурн расположились на берегу живописного озера Эйв. История этого замка, в отличие от большинства замков Шотландии, протекала достаточно спокойно - здесь жили многочисленные графы, которые сменяли друг друга. В 1769 здание пострадало от удара молнии, и вскоре было окончательно оставлено, каким остается и по сей день.

Замок Лихтенштайн, Германия

Построенный в XII веке, этот замок несколько раз был разрушен. Его окончательно восстановили в 1884 году и с тех замок становился местом съемок для многих фильмов, в том числе для картины «Три мушкетера».

Не любой замок на самом деле замок. Сегодня словом «замок» мы называем практически любое значительное строение эпохи Средневековья, будь то дворец, крупное поместье или крепость — в общем, жилище феодала средневековой Европы. Такое бытовое употребление слова «замок» расходится с его исходным значением, ведь замок — это в первую очередь фортификационное укрепление. Внутри замковой территории могли быть строения разного назначения: и жилые, и религиозные, и культурные. Но все же в первую очередь основная замковая функция — оборонительная. С этой точки зрения, например, не является замком знаменитый романтический дворец Людвига II —Нойшванштайн.

Месторасположение, а не особенности строения замка — залог его оборонительной мощи. Конечно, планировка укрепления важна для обороны замка, но действительно неприступным делает его не толщина стен и расположение бойниц, а правильно выбранное место строительства. Крутой и высокий холм, к которому почти невозможно подобраться, отвесная скала, извилистая дорога к замку, которая прекрасно простреливается из крепости, определяют исход битвы в гораздо большей степени, чем все остальное оснащение.

Ворота — самое уязвимое место в замке. Конечно, в крепости должен был быть центральный вход (в мирные моменты, бывает, хочется красиво и торжественно войти, не все же время замок обороняется). При захвате всегда проще прорваться в тот вход, который уже есть, чем создавать новый, разрушая массивные стены. Поэтому особым образом проектировали ворота — они должны были быть достаточно широкими для телег и достаточно узкими для армии противника. Кинематограф часто грешит, изображая замковый вход с запирающимися большими деревянными воротами: такие были бы крайне непрактичными в обороне.

Внутренние стены замка были цветными. Интерьеры средневековых замков нередко изображают в серо-коричневых тонах, без какой-либо облицовки, просто как внутреннюю сторону голых холодных каменных стен. Но жители средневековых дворцов любили яркие краски и щедро украшали внутреннее убранство своих жилых помещений. Обитатели замков были богаты и, конечно, желали жить в роскоши. Наши же представления связаны с тем, что в большинстве случаев краска не выдержала испытание временем.

Большие окна — большая редкость для средневекового замка. Как правило, они отсутствовали вовсе, уступая место множественным небольшим оконным «прорезям» в замковых стенах. Помимо оборонительной цели, узкие оконные проемы защищали приватность обитателей замка. Если вам встретиться замковое сооружение с роскошными панорамными окнами, скорее всего, они появились в более позднее время, как, например, в замке Роктайад на юге Франции.

Тайные ходы, секретные двери и подземелья. Прогуливаясь по замку, знайте — где-то под вами пролегают скрытые от глаз обывателя коридоры (возможно, кто-то бродит по ним и сегодня?). Потерны — подземные коридоры между строениями крепости — позволяли незаметно перемещаться по крепости или покидать ее. Но беда, если предатель открывал тайную дверь противнику, как это произошло во время осады замка Корф в 1645 году.

Штурм замка не был таким скоротечным и легким процессом, как это изображают в кино. Массированная атака была довольно экстремальными решением в попытке захватить замок, подвергающим необоснованному риску основную военную силу. Замковые осады тщательно продумывались и долго реализовывались. Самым главным было соотношение требушета, метательной машины, с толщиной стен. Чтобы пробить брешь в замковой стене, требушету требовалось от нескольких дней до нескольких недель, тем более, что просто дыра в стене не гарантировала взятия крепости. Например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась около года, и замок пал только потому, что в городе кончились запасы провизии. Так что стремительные атаки средневековых замков — это элемент кинофантазий, а не исторических реалий.

Голод — самое мощное оружие при взятии замка. В большинстве замков были резервуары, собиравшие дождевую воду, или колодцы. От запасов воды и продовольствия зависели шансы замковых жителей на то, чтобы выжить во время осады: вариант «пересидеть» был наименее рискованным для обеих сторон.

Для обороны замка не требовалось так много людей, как кажется. Замки сооружались таким образом, чтобы позволить находящимся внутри спокойно отбиваться от противника, обходясь малыми силами. Сравните: гарнизон замка Харлех, который держался практически целый год, состоял из 36 человек, тогда как замок был окружен армией, насчитывающей сотни, а то и тысячи воинов. Кроме того, лишний человек на территории замка во время осады — это лишний рот, а как мы помним, вопрос провизии мог оказаться решающим.

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека