Излечим ли аутизм. Лечение аутизма у детей

Аутизм у детей - это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма :

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до . Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов - коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром , называемый кататонией , проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Видео аутизм у детей

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации . У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи . Малыш не умеет и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации - речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия . Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации . При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера . Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения - ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению . Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения - непереносимость , прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка - первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом. Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма. Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма - влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции . Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта. Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США. Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей. США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса. Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики - обучении языку, игре и привязанности. Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии . Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения. Работа начинается с имитирования - повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет. Так развивается эмоциональный отклик - детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии - коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы . Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации. Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы . С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение. На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм - тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

11 16 459 0

Довольно часто неумение ребенка разговаривать в возрасте трех лет и не желание идти на контакт с ровесниками и взрослыми родители связывают с тем, что их ребенок – индивидуальность. Однако, услышав от доктора, что их ребенок болен аутизмом, они долго не могут прийти в себя, а их чадо в это время чувствует психологический дискомфорт, не понимая эмоций окружающих.

Это заболевание чаще всего поражает младенцев, и оказывает свое негативное влияние на всю оставшуюся жизнь. Сказывается оно на нарушении психологического развития, что проявляется в расстройствах моторики, отсутствии связной речи или речи в принципе. Ребенок закомплексован, отказывается от общения в любом виде, предпочитая игры и времяпровождение исключительно наедине. Иногда наличие аутизма ошибочно называют опозданием. Но это не так. Ребенок-аутист избегает и отталкивается от нового, у него замедленная реакция на восприятие реальности, его движения монотонные и дублированные.

Причины развития аутизма у деток

Доказанных клинически причин появления аутизма у детей современная медицина не имеет. Существует несколько гипотез, то ни одна их них не признана как истинная.

Некоторые доктора связывают развитие аутизма с наследственными особенностями ребенка, другие – утверждают, что это заболевание берет свои корни в неблагоприятных родах.

Также существуют теории появления аутизма в следствии патологии беременности, инфицирования будущей матери, что привело к дисфункции частей головного мозга малыша.

Важно отметить, что большинство детей-аутистов являются первенцами в своей семье.

Кроме этого, существует большая вероятность того, что развитие аутизма у детей связано с хрупкостью эмоций, катализатором в такой ситуации становится неблагоприятный климат в семье, недостаток внимания или грубое обращение с ребенком. Как следствие – психологическая замкнутость и отшельничество крохотного человечка.

Симптомы заболевания

Признаки поражения аутизмом детей можно классифицировать по возрасту:

  • Ранний аутизм – наблюдается у детей с рождения до двух лет.

Основные симптомы:

  1. Ребенок не смотрит в глаза при обращении к нему.
  2. Ребенок не улыбается при контакте со взрослым или сверстником.
  3. Малыш предпочитает игры в одиночестве.
  4. Крошка не откликается, когда называют его имя.
  • Детский аутизм – поражает детей от 2 до 11 лет.

Наиболее встречающиеся признаки аутизма у этой возрастной группе детей состоят в следующем:

  1. Ребенок не умеет разговаривать или его речь несвязная, монотонная, один звук или слог может повторяться достаточно часто.
  2. Ребенок не показывает желание идти на контакт с окружающими, наблюдается полное игнорирование людей вокруг него.
  3. Дети-аутисты в таком возрасте часто повторяют одно и то же движение, не любит копировать жесты и мимику сверстников и взрослых. Часто привязаны к одному предмету и болезненно расстаются с ним.
  4. Дети боятся новой обстановки, проявляет истерику при появлении чего-то нового.
  5. Такие ученики всегда отстают от одноклассников в успеваемости, хотя довольно часто показывают талант к рисованию или музыке.
  • Подростковый аутизм – поражает детей 12-18 лет.

Симптомы заболевания проявляются в следующем:

  1. Дети отдают предпочтение одиночеству.
  2. Агрессия, истерика в период полового созревания.
  3. У подростков появляется первый опыт общения с окружающими.

Современная медицина не имеет стандартных способов лечения аутизма у детей. Каждый доктор выбирает тот метод, который, по его мнению, подходит маленькому пациенту больше по сравнению с другими.

Родителям или опекунам ребенка необходимо также обдумывать предлагаемую врачом программу лечения, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, ведь бывают случаи, когда конкретный метод лечения помог одному ребенку, но оказался совсем неэффективным для другого.

Как родителям, так и ребенку, следует морально подготовится перед началом терапии, это сложный процесс, на который потребуется масса сил и терпения. Однако при правильном выборе метода лечения, а также добросовестном выполнении всех его элементом существует большая вероятность, что недуг будет побежден и ребенок будет развиваться как нормальные дети.

Также стоит учесть один факт: чем раньше применяется терапия, тем больше шансов быстрого выздоровления.

  1. Для ребенка важна постоянность. Если Вы выбрали тренера для занятий, то постарайтесь максимально придерживаться работы именно с этим тренером.
  2. Очень хорошие результаты показывает применение АВА терапии. Для начала ребенка учат делать простые задания, а за их успешное выполнение дают вознаграждение (похвалу, вкусняшку, игрушку). Например: помаши рукой или кивни головой и т.д. Постепенно количество простейших умений ребенка возрастает, после этого необходимо учиться их применять в посведневной жизни (на прогулке, в магазине. в ванной). Когда ребенок умеет применять первичные знания, их повторение может осуществляться не только тренером, но и родителями, бабушками, дедушками, друзьями и т.д.
  3. Довольно хороший эффект дает трудотерапия. Суть ее состоит в том, чтобы малыш учился обрабатывать информацию, которую он получает через органы зрения, нюха, слуха и прикосновений.
  4. Холдинг-терапия также практикуется для лечения аутизма. Она осуществляется, как правило, мамой ребенка посредством насильственных обьятий. Мама берет свое чадо на руки, крепко обнимает, прижимая к груди, и, глядя в глаза, ласково говорит о своей любви, нежности и тепле. В процессе холдинг-терапии ребенок должен расслабиться, как физически, так и эмоционально. Основная суть этого метода лечения – избавление ребенка от его привычного желания избегать контакта с окружающими. Полноценное развитие ребенка невозможно без налаженной тесной связи между ним и самым родным человеком.
  5. Лечебная физкультура полезна для того, чтобы крошка научился с помощью специального комплекса упражнений владеть и руководить своим телом.

Медикаментозное лечение заболевания

Для борьбы с этим заболеванием используют множество методик, которые направлены на коррекцию психологического, поведенческого, образовательного развития ребенка и пр. Каждую из терапий назначает доктор. Кроме этих способов, для лечения аутизма довольно часто практикуют применение курса медицинских препаратов. В комплексе с перечисленными видами терапий, они позволяют ребенку бороться с проблемой неврологического характера: усиливают концентрацию, устраняют агрессию, повышенную активность, приводя поведение ребенка в норму. Любые из медикаментов должны приниматься строго по назначению врача. К таким препаратам относят:

  1. Антидепресанты – устраняют унылость, состояние депрессии, нервозность у ребенка;
  2. Препараты аналептического действия – борятся с патологической цикличностью действий, превышенной подвижностью ребенка;
  3. Нейростимуляторы – назначаются для снижения импульсивности поведения, нервозности;
  4. Нейролептики – снимают нервное возбуждение, стабилизируют поведение.

Аутизм – явление очень сложное, многогранное и противоречивое. Как и в случаях с любыми другими хроническими состояниями, не имеющими определенной природы и причины, от аутизма не существует одной-единственной таблетки или методики, способной гарантировать полное излечение в оговоренные сроки.

Все существующие на сегодняшний день профильные терапевтические методы направлены на повышение коммуникативных возможностей аутичных детей и взрослых, развитие у них необходимых навыков общения, поведения, самообслуживания и т. д. К таким методам относится и , которая помогает развивать когнитивные навыки.

Успех в борьбе с аутизмом во многом зависит от степени тяжести проявлений этого состояния. Так, ранний детский аутизм (РДА) по интенсивности симптоматики разделяется на четыре большие группы:

  • 4 группа – самая легкая степень, характеризующаяся излишней чувствительностью к чужому мнению, психологической уязвимостью и ранимостью;
  • 3 группа – повышенная увлеченность стереотипными аутистическими занятиями и интересами (например, рисовать картинки с одним определенным сюжетом ежедневно в течение нескольких лет), стремление абстрагироваться от внешнего мира в своей «раковине», однообразные не познавательные увлечения;
  • 2 группа – аутичный ребенок активно отвергает окружающую среду, проявляя тщательную избирательность в контакте с ней. Общение с ограниченным числом людей, привередливость в еде и одежде, речевые и двигательные стереотипии, протест против перемен, агрессия, аутоагрессия и т. д.;
  • 1 группа – аутист полностью отрешен от окружающей действительности, отсутствует какая бы то ни была социальная активность.

Разумеется, сравнительно быстро добиться высоких результатов у малыша с легкой формой РАС будет проще, чем у подопечного из первой или второй группы. Но даже вне зависимости от степени аутизма, вероятность полного излечения в наиболее краткие сроки значительно повышается при ранней постановке диагноза.

Существует множество примеров, когда двухлетних детей «выводили» из аутистического спектра за 1–1,5 года, тогда как четырехлетних – уже примерно за 5 лет и т. д. Согласно данным современной статистики, после прохождения специальной поведенческой терапии в общеобразовательные школы успешно интегрируются свыше 60% детей с аутизмом, диагностированным в возрасте до 3 лет. Потому особенно важно своевременно обнаружить и купировать его в раннем возрасте.

Методы лечения аутизма у детей и взрослых

Все используемые на сегодняшний день методики лечения аутизма можно условно объединить в четыре масштабные категории:

  • поведенческая терапия, корректирующая общение и поведение;
  • медикаментозное лечение;
  • биомедицина;
  • нетрадиционная (альтернативная) медицина.

Методы лечения аутизма, имеющие целью коррекцию поведения аутичного человека в социуме и повышение его коммуникативных возможностей, включают в себя ABA-терапию (прикладной анализ поведения), структурированное обучение TEACCH, трудо- или эрготерапию, сенсорную стимуляцию и интеграцию, логопедию, развивающую, игровую и визуальную терапию и др. Каждый из этих терапевтических подходов подбирается индивидуально, а комбинировать можно далеко не все из них. Поведенческая терапия (при условии регулярных занятий и помощи квалифицированных специалистов) практически всегда приносит ощутимые положительные результаты.

Медикаментозное лечение аутизма у детей (терапия лекарственными препаратами) направлено не на избавление от аутизма как такового, а на устранение некоторых сопутствующих ему симптомов, ухудшающих социальную адаптацию – например, гиперактивности, агрессии и/или аутоагрессии, судорожного синдрома, эпиактивности и т. д. Иногда обойтись без медикаментов практически невозможно, однако следует обязательно учитывать все противопоказания, возможные побочные эффекты от препаратов и консультироваться с врачом в каждом отдельном случае. Стоит помнить, что проявляются более явно из-за гормональной перестройки организма, так что этот факт тоже нужно учитывать при медикаментозном лечении.

Биомедицинское лечение аутизма основано на очищении окружающей ребенка среды и его организма от различных вредных веществ. Главное «оружие» этого метода – здоровое питание и некоторые специальные диеты. Такой подход вполне уместен, поскольку атипичной реакцией на многие продукты питания страдает до 75% детей с РАС. Правильно подобранный набор необходимых ребенку витаминов, ферментов, аминокислот, пробиотиков и минералов вполне способен привести к значительным положительным сдвигам как в физическом состоянии, так и в психическом развитии.

Нетрадиционное лечение аутизма у взрослых и детей представляет собой целый спектр различных альтернативных терапевтических методов от гипноза и иглоукалывания до кранио-сакральной терапии и гомеопатического лечения. Конечно, невозможно полностью избавить подопечного от аутизма при помощи одних только альтернативных методик, однако их можно использовать в составе комплексной терапии как дополнение к другим методам – например, готовить отвары успокоительных лечебных трав для малыша с повышенной двигательной активностью и т. д.

С этой же точки зрения рассматривается и физиотерапия в лечении детей с аутизмом (магнитотерапия, электросон, фотохромотерапия, электрофорез, лазеротерапия и др.): наиболее эффективным будет ее использование в комплексе с прочими программами, в первую очередь – с АВА-терапией.

Помните, что лечение аутизма у подростков, детей или взрослых – это всегда непростой и длительный процесс, иногда длиной в целую жизнь. Главное на этом пути – всегда помнить о том, что каждый аутичный человек уникален, а потому может реагировать на какие-либо методы терапии более или менее эффективно, чем другие люди с аналогичным диагнозом. И стоит правильно подбирать методики, которые позволяют , так и от других признаков заболевания.

Коррекция поведения аутиста

Применение различных видов поведенческой коррекции позволяет не только избавить ребенка от проявлений нежелательного поведения, но и во многих случаях помочь ему стать практически полноценным членом общества. могут проявляться с разной интенсивностью — и от этого будут зависеть методы лечения.

Прикладной анализ поведения (АВА)

Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения. Эта методика представляет собой один из принципов поведенческой терапии, главной целью которого является развитие нужного набора социальных навыков и знаний аутиста, необходимых для его максимально полноценной адаптации в обществе.

Метод АВА-терапии строится на поощрении и мотивации – награда за правильное поведение побуждает подопечного продолжать поступать подобным образом в аналогичных ситуациях. В настоящее время поведенческий анализ признан одним из самых эффективных коррекционных методов в отношении аутистических расстройств. С его помощью аутичных детей, подростков и взрослых можно обучать сложной речи, зрительному контакту, взаимодействию в социуме, предметам из школьной программы, профессиональной деятельности и т. д.

После применения данной терапии существенно снижаются такие проявления аутизма, как стереотипные движения, зацикленность, ритуальные действия. Подопечный начинает преодолевать коммуникативные трудности, учится понимать эмоции окружающих и в целом чувствует себя гораздо более комфортно в обществе.

Эта методика также ценна тем, что освоить ее может любой родитель аутичного малыша, чтобы обеспечить для него лечение аутизма в домашних условиях. В настоящее время разработаны эффективные программы курсов и тренингов по АВА-терапии для всех желающих.

Структурированное обучение ТЕАССН

Программа ТЕАССН была разработана в 1997 г. и до сих пор является одной из весьма популярных практик коррекционно-педагогической методики лечения аутизма. По ней аутичные дети обучаются с помощью невербальной коммуникации с акцентом на визуализацию, для чего применяются различные наглядные пособия.

Новые навыки в процессе обучения развиваются в девяти областях: имитации, восприятия, мелкой и крупной моторики, координации рук и глаз, социальных взаимодействий, речи, познавательной способности и способности к самообслуживанию. Цель структурированного обучения ТЕАССН состоит в том, чтобы помочь пациентам выработать интуитивные и простые повседневные умения, которые в большинстве случаев формируются на основании четких расписаний и зрительных инструкций.

Речевая терапия и логопедия

Одним из распространенных признаков аутизма являются речевые проблемы. Некоторые аутичные дети совсем или почти совсем не используют вербальную коммуникацию, а их речь развивается достаточно медленно и часто имеет некоторые дефекты (картавость, шепелявость, нарушение грамматики и др.). Помощь речевого терапевта часто позволяет не только улучшить речевую функцию ребенка, но и повысить его психический тонус, развить потребность в вербальном взаимодействии через налаживание и развитие эмоциональных контактов.

Индивидуальные коррекционные программы по логопедии и речевой терапии должны разрабатываться совместно с прочими специалистами (психологом, АВА-терапистом и др.).

Трудотерапия, эрготерапия или оккупационная терапия

Трудотерапия или терапия занятостью направлена на улучшение моторики и координации движений аутистов, а также помогает задействовать восприятие различной информации через чувства (зрением, слухом, обонянием, осязанием).

Инновационный метод трудотерапии – эрготерапия или оккупационная терапия (occupational therapy). Эрготерапевт помогает аутичному пациенту осваивать действия, необходимые для решения повседневных задач различных уровней: личная гигиена, приготовление еды, покупки в магазине, уход за домашним животным и т. д. Квалифицированные эрготерапевты профессионально ориентируются в областях педагогики, психологии, физической культуры, социологии, что позволяет их подопечным не только наработать необходимые бытовые навыки, но и избавиться от сенсорных расстройств (повышенной или наоборот недостаточной чувствительности к шумам, яркому свету, прикосновениям и т. д.).

Терапия социальных навыков

Данный вид терапии заключается в помощи аутисту создавать и делать более легкими социальные контакты с другими людьми, включая сверстников. Терапевты, практикующие данную методику, обучают детей вести беседу, общаться с новым знакомым, правильно вести себя на прогулке, детской площадке, в магазине – то есть, формируют адекватные социальные навыки.

Развивающая терапия

Развивающая терапия предназначена для повышения социальных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей аутистов, а потому ее приемы всегда основываются на индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.

Особенно популярны следующие три вида развивающей терапии: Son-Rise (обучающая терапия с интерактивными играми в формате «родитель – ребенок»), Floor time (игры, в которых родитель общается с ребенком по схеме, отражающей различные этапы эволюции коммуникации) и Relationship Development Intervention – развитие межличностных/партнерских отношений (метод, развивающий не обычные социальные навыки, а навыки дружеской привязанности). позволяют научить его понимать окружающий мир и без страха общаться с окружающими.

Игровая терапия

Аутизм, как и некоторые другие состояния, требующие особого терапевтического подхода, можно «лечить игрой». Игра, как наиболее естественное для ребенка состояние, помогает улучшить речевые возможности, коммуникативные способности, социальные навыки. Разработаны специальные сценарии для игр, в процессе которых игровой терапевт может выявить многие проблемы ребенка-аутиста и эффективно помочь ему преодолеть их. Данный метод может быть включен и в другие виды терапии в качестве вспомогательного инструмента. Правильно подобрать не только игры, но и поможет специалист.

Визуальная терапия

Данный способ частично перекликается со структурированным обучением ТЕАССН, поскольку тоже предполагает максимально частое использование разнообразных наглядных пособий, иллюстраций, видеоигр и т. д. При помощи видеоизображений налаживается так называемая вспомогательная или альтернативная коммуникация – то есть общение с ребенком способами, удобными ему (в том числе и посредством картинок).

Сенсорная интеграция

Сенсорные навыки – это восприятие различных граней действительности с помощью чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и т. д). Поскольку аутичные дети самостоятельно обучаются этим навыкам весьма медленно или не обучаются вообще, методика сенсорной стимуляции и интеграции направлена на активацию способности мозга к обработке сенсорной информации.

При помощи данного метода, называемого еще предметотерапией, объединяются все системы восприятия и анализа информации, поступающей от органов чувств, благодаря чему возрастает коммуникативная способность ребенка-аутиста. Наиболее высокие результаты сенсорная интеграция чаще всего дает в комплексе с программами АВА и ТЕАССН. помогает в дальнейшем развитии навыков самообслуживания и социализации.

Пет-терапия (коррекция с помощью участия животных)

Общение со зверями оказывает благотворное воздействие на аутичных детей – ведь таким образом они получают возможность взаимодействовать с дружелюбным живым существом, но не испытывать при этом стресса как от общения с людьми.

Пет-терапия (анималотерапия, зоотерапия) способствует улучшению коммуникативных навыков и качества сна, а также снижает количество вспышек агрессии и уменьшает головные боли, свойственные многим аутистам. В настоящее время широко применяется пет-терапия с участием дельфинов, лошадей, собак, а иногда и кошек.

Диета для аутистов

Биомедицинские методы лечения аутизма, подразумевающие «очистку» организма от вредных веществ и обеспечение организму здорового питания, также включают в себя некоторые специфические диеты.

Как известно, аутизм в большинстве случаев сопровождается нарушением обмена веществ. Данная особенность иногда выражается тем, что в пищеварительном тракте аутичного ребенка неправильно усваиваются белки, глютен и казеин. Глютен, также называемый клейковиной, содержится в различных злаковых продуктах, а казеин входит в состав молока и некоторых молочных продуктов.

По мнению сторонников биомедицины, если у нейротипичных людей глютен и казеин полностью распадаются и усваиваются в процессе пищеварения, то у аутистов они транспортируются в кровь в виде эндорфинов – веществ, по своим свойствам близких к наркотическим. Результатом этого становится странное поведение аутичных людей, неадекватные реакции и прочие проявления аутизма. Соответственно, чтобы уменьшить эти проявления, многие родители применяют для детей диеты БГ, БК и БС – безглютеновую, безказеиновую и безсоевую.

Конечно, сама по себе диета не способна полностью излечить аутизм, однако может помочь наладить обмен веществ.

Антиглютеновая диета для аутистов

Безглютеновая (медицинский термин – аглютеновая) диета предполагает полный отказ от следующих продуктов:

  • магазинные хлебобулочные изделия, торты, пирожные, пироги, шоколад (как в плитках, так и в батончиках), конфеты, пиццы;
  • мюсли, злаковые смеси к завтраку;
  • любые продукты с содержанием пшеницы, ячменя (и ячменного солода), ржи, овса, ячневой и перловой круп.

Чтобы минимизировать риск попадания глютена в организм, рекомендуется отказаться и от продуктов, продающихся без этикетки с описанием состава.

Особенно актуальна диета такого рода при наличии у малыша клинически подтвержденной непереносимости глютена (это заболевание называется целиакией). Диагноз целиакии устанавливается на основании специальных анализов мочи и крови, а также биопсии тонкого кишечника.

Безказеиновая диета при аутизме

При безказеиновой диете противопоказаны:

  • молоко любых животных;
  • маргарин, в составе которого содержится животное молоко;
  • творог, сыры, йогурты, мороженое, различные десерты и прочие продукты с животным молоком в составе, включая сладкую выпечку, шоколад, конфеты и т. д.;
  • соевые продукты (например, тофу, соевое молоко и т. д.).

Разрешено употребление в пищу рисового, кокосового, миндального, каштанового молока. Сливочное масло допускается употреблять в минимальных количествах, постоянно отслеживая реакцию организма.

В настоящее время клинические тесты, подтверждающие необходимость безказеиновой диеты, еще не разработаны. Поэтому рационально будет провести самостоятельную проверку в течение трех-четырех недель, изъяв из рациона ребенка все продукты, содержащие молочный казеин. Если вы заметите какие-либо улучшения в состоянии малыша – можно продолжить придерживаться этой диеты.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственные препараты не способны устранить аутизм как таковой, но могут помочь снизить отдельные симптомы: агрессию и аутоагрессию, ОКР, тревожность, гиперактивность и т. д. Кроме того, с помощью медикаментов можно добиться усиления способности к концентрации внимания, победить дисбактериоз и гиповитаминоз, повысить общий иммунитет организма.

Препараты для лечения аутизма

В некоторых случаях аутичным пациентам могут быть выписаны следующие психотропные препараты:

  • антидепрессанты и нейролептики (снижение тревожности, раздражительности, цикличности поведения, вспышек гнева, депрессии, гиперактивности и т. д.);
  • медикаменты нестимулирующего действия – гуанфацин, атомоксетин (повышение способности концентрировать внимание, снижение нервного возбуждения, синдрома гиперактивности и т. д.);
  • аналептики (повышение концентрации внимания, снижение гиперактивности, импульсивности);
  • противосудорожные препараты (снижение частоты конвульсивных приступов, стабилизация поведения и общего настроения).

В качестве поддерживающей терапии часто назначаются:

  • пробиотики (при дисбактериозе кишечника);
  • витаминные комплексы, содержащие витамины С, Е и группы В;
  • иммуномодуляторы, стероидные препараты (для стимулирования иммунитета);
  • гормональные препараты окситоцин, секретин и др. (для улучшения общего состояния при аутизме).

Назначать любые лекарства имеет право только высококвалифицированный врач, занимающийся лечением аутизма и РАС. При использовании медикаментов необходимо учитывать все возможные побочные эффекты и риск привыкания.

Лечение аутизма стволовыми клетками

Одна из «революционных» попыток победить аутизм – лечение стволовыми клетками, взятыми из пуповинной крови при рождении ребенка. Данный метод заключается во внутривенном и/или интратекальном (в спинномозговую жидкость) введении стволовых клеток пациенту, что должно увеличивать приток крови в различные области мозга и формировать новые нейроны, благотворно влияя на состояние аутичного человека.

На сегодняшний день лечение аутизма стволовыми клетками пока не имеет весомых доказательств эффективности, однако известно несколько случаев частичной реабилитации детей-аутистов после проведенной процедуры.

Нетрадиционное лечение аутизма

Нетрадиционные, в том числе народные методы лечения аутизма включают в себя ряд практик альтернативной медицины, обозначающихся в зарубежных исследованиях аббревиатурой CAM – Complementary and Alternative Medicine (дополнительная и альтернативная медицина).

К сожалению, альтернативные практики не могут излечить аутизм, но в некоторых случаях способны поднять общий тонус организма ребенка, за счет чего нельзя назвать их полностью бесполезными. Рассмотрим наиболее популярные в этой категории методы.

Лечение в домашних условиях

Аутичные дети часто имеют совершенно уникальные особенности, одной из которых может стать необходимость домашней терапии (например, если ребенок испытывает сильный стресс при выходе из дома). Одной из наиболее надежных программ для терапии в домашних условиях является прикладной анализ поведения (ABA), также популярны методы сенсорной терапии, RDI и др. Использовать методику АВА дома можно как самостоятельно, окончив соответствующие курсы, так и при помощи приходящих терапистов.

При домашней терапии важно выделять на нее строго определенное количество часов в неделю (от 15 до 40 и более), иметь все необходимые рабочие материалы (книги, игрушки, наглядные пособия и т. д.), вести журнал учета больших и маленьких успехов ребенка на пути к нормальной жизни. Необходимо разработать при помощи специалиста учебный план, соответствующий всем имеющимся потребностям малыша.

Лечение аутизма гомеопатией

Гомеопатия при аутизме может выступать в качестве вспомогательного метода, особенно при непереносимости обычных лекарств или наличии тяжелых побочных эффектов. Лечение аутизма гомеопатией пока не имеет официальных доказательств эффективности.

Аудиторная интеграция

Методы аудиторной интеграции (Earobics, Fast Forward и др.) направлены на регулирование психических и физических особенностей аутичного ребенка, стимулирование правильного развития, улучшение восприятия речи и прочих аудиторных стимулов.

Кранио-сакральная терапия

Подвид мануальной терапии, заключающийся в «несиловом наложении рук» на тело пациента и мягкой коррекции различных смещений и деформаций костных и мышечных структур. Особое внимание кранио-сакральные терапевты уделяют черепу и крестцу (название терапии происходит от латинских слов cranium – «череп» и sacrum – «крестец»), обещая излечение аутизма, ДЦП, умственной отсталости и прочих заболеваний. Документальных подтверждений эффективности метода пока нет.

Холдинг-терапия

«Терапия объятиями», основанная на мнении, что тактильные взаимодействия способствуют появлению тесных связей между людьми. По результатам последних исследований, данный вид терапии не рекомендуется к применению среди аутичных детей, поскольку их реакция на прикосновения в корне отличается от таковой у нейротипичных людей.

Лечение аутизма гипнозом (гипнотерапия)

Согласно последним исследованиям, лечение аутизма гипнозом бывает эффективно при терапии позднего аутизма у детей. Гипнотерапия совместима с другими видами терапии и может увеличивать их эффективность. Однако результативность гипнотерапии при врожденном аутизме пока не доказана.

Фитотерапия

Лечение аутизма народными средствами включает в себя фитотерапию, при которой используются различные лекарственные растения. Эффективное лечение аутизма травами невозможно, однако некоторые из них позволяют повысить иммунитет ребенка, сгладить симптомы тревожности и гиперактивности, а также улучшить общее физическое самочувствие.

Акупунктура (иглоукалывание)

Данный метод может работать на «органическом» уровне, однако в отношении «ментальных» проблем он бессилен. Иглоукалывание допустимо использовать для улучшения кровообращения, что в свою очередь может положительно отразиться на общем состоянии здоровья ребенка.

Остеопатия

Еще один подвид мануальной терапии, иногда применяющийся при аутизме для улучшения сна, аппетита, кровообращения, снятия психоэмоционального напряжения и т. д. По словам самих остеопатов, данная методика может приносить и более ощутимые результаты, однако официальных подтверждений этому пока не имеется.

Прикладная кинезиология

Альтернативная методика диагностирования и лечения заболеваний позвоночника, суставов и нервной системы на основании мануального мышечного тестирования. Доказанных результатов в отношении аутизма не имеется, но при желании кинезиология может быть использована в качестве дополнительного метода оздоровления организма в целом.

Эффективные методы лечения аутизма

В отношении лечения аутизма, проблемы сложной и многогранной, невозможно однозначно ответить на вопрос «какая методика лучше», поскольку нельзя с точностью предсказать реакцию каждого отдельного аутичного пациента на тот или иной вид терапии.

Пока с высокой степенью уверенности можно утверждать следующее:

  • наиболее эффективными при аутизме являются методы раннего вмешательства (чем раньше начата терапия, тем быстрее будет заметен результат);
  • самые высокие показатели адаптации в социуме отмечаются сегодня у детей-аутистов, проходящих АВА-терапию с помощью профильных специалистов или собственных родителей, получивших соответствующее обучение.

Прикладной поведенческий анализ полностью основан на научных принципах, а основную роль в нем играет мотивация подопечных путем поощрения их коммуникативных и учебных успехов. Терапию по этой методике можно дополнять и другими практиками, включая биомедицинские и нетрадиционные – главное, чтобы их использование не наносило вреда здоровью ребенка.

Каждый аутичный малыш проходит собственную уникальную синусоиду развития, а задача родителей и терапевтов – правильно определить потребности ребенка, понять его и помочь максимально эффективно адаптироваться к жизни.

Как я вылечила ребенка от аутизма

Кэрин Серусси

Когда психолог, обследовавший нашего сына, сказал мне, что, возможно, у него аутизм, мое сердце заколотилось. Я даже не знала точного значения этого слова, но знала, что это что-то плохое. Является ли аутизм какой-то душевной болезнью - возможно, детской шизофренией? Или еще хуже - я вспомнила, что слышала о том, что это нарушение могло быть вызвано эмоциональной травмой в детстве. В одно мгновение чувство спокойствия за мой маленький мир исчезло.

Педиатр направил нас к психологу, потому что казалось, что Майлс не понимал ничего из того, что ему говорили. Он нормально развивался до 15 месяцев, но потом перестал произносить слова, которые он уже знал – «корова», «кот», «танцевать» и начал исчезать в самом себе. Мы решили, что постоянные отиты были причиной его молчания, но уже через три месяца он полностью ушел в собственный мир.

Неожиданно наш жизнерадостный мальчик стал с трудом узнавать даже свою трехлетнюю сестренку. Майлс перестал смотреть в глаза и даже не пытался общаться при помощи жестов. Его поведение казалось очень странным: он начал тереться головой об пол, ходить на цыпочках (очень типично для аутичных детей), издавать странные булькающие звуки и проводить большое количество времени, повторяя какое-либо действие: открывал и закрывал двери, в песочнице наполнял чашку песком и снова высыпал его. Он начинал безутешно плакать, не позволяя взять себя на руки или приласкать. А также у него начался хронический понос. Как я позднее узнала, аутизм - или расстройство аутистического спектра - как теперь называют это врачи - не является душевной болезнью. Это нарушение развития, как считалось, вызванное аномалиями мозга.

Нам сказали, что Майлс, скорее всего, не станет полноценным ребенком. Он никогда не сможет заводить друзей, вести беседу по существу, учиться в обычной школе без специальной помощи, не сможет самостоятельно жить. Мы могли только надеяться, что при помощи специальной терапии мы сможем привить ему некоторые социальные навыки, которые он сам не смог бы приобрести.

Я всегда думала, что худшее, что может произойти, - это потеря ребенка. Теперь это происходило со мной, но в извращенной, необъяснимой форме. Вместо сочувствия я чувствовала на себе смущенные взгляды, чересчур ободряющие уверения, и было ощущение, что некоторые из моих друзей не отвечают на мои звонки.

После того как Майлсу был поставлен окончательный диагноз, я провела много часов в библиотеке, пытаясь найти причину таким разительным изменениям. Тогда я наткнулась на книгу, в которой говорилось об аутичном ребенке, чья мама считала, что такие симптомы были вызваны «церебральной аллергией» на коровье молоко. Я никогда раньше об этом не слышала, но мысль засела у меня в голове, потому что Майлс пил огромное количество молока - по крайней мере, половину галлона в день (почти 2 литра). Я также вспомнила, что несколько месяцев назад моя мама прочла, что у многих детей, страдающих хроническими отитами, аллергия на молоко и пшеницу. Она тогда сказала мне: «Ты должна исключить эти продукты из рациона Майлса и посмотреть, повлияет ли это на состояние его ушей». Но я продолжала настаивать на том, что молоко, сыр и макароны - единственные продукты, которые он ест - «Если я их исключу, он будет голодать». После этого я соотнесла тот факт, что отиты начались у Майлса с 11 месяцев, почти сразу после того, как мы перешли с соевой детской смеси на коровье молоко. Мы кормили его соевой смесью потому, что у нас в семье есть аллергики и я читала, что в таком случае лучше кормить ребенка соей. Я кормила его грудью до 3 месяцев, но он плохо переносил мое молоко, возможно, потому, что я сама пила много коровьего молока. Нам было нечего терять, и я решила исключить все молочные продукты из его диеты.

То, что произошло дальше, было похоже на чудо. Майлс перестал кричать, он уже не проводил так много времени, повторяя одни и те же действия, а к концу первой недели он потянул меня за руку, когда захотел спуститься по лестнице. Впервые за несколько месяцев он позволил своей сестре взять его за ручки и спеть песенку. Еще через неделю, когда я посадила сына к себе на колени, мы посмотрели друг на друга, и он улыбнулся. Я заплакала - по крайней мере, похоже, что он понимал, кто я. Раньше он не обращал внимания на свою сестру, а теперь стал наблюдать за тем, как она играет, и даже рассердился, когда она забрала у него игрушки. Теперь Майлс стал лучше спать, но понос не проходил.

Несмотря на то, что ему не было еще двух лет, мы отдали его в специализированное детское учреждение - три раза в неделю по несколько часов, и начали интенсивную языковую и поведенческую программу (один на один с педагогом), которую одобрила доктор Хайман. Я по природе скептик, мой муж - ученый-исследователь, и мы решили проверить гипотезу о том, что именно молоко повлияло на поведение Майлса. Однажды утром мы дали ему два стакана молока, и к концу дня он снова ходил на цыпочках, терся головой об пол, издавая странные звуки, а также демонстрировал такое поведение, о котором мы практически забыли. Через несколько недель подобное поведение снова повторилось, и мы обнаружили, что в детском саду Майлс съел немного сыра. Теперь мы были абсолютно убеждены, что молочные продукты имели отношение к его аутизму.

Мне захотелось узнать о том, были ли у других детей подобные улучшения. В Интернете я обнаружила информацию о группе поддержки аутичных детей. Чувствуя определенную неловкость, спросила «Имеет ли молоко отношение к аутизму у моего ребенка?». Ответ был потрясающим. Где я была? Неужели я не знала о Карле Райхельте из Норвегии? Неужели я не знала о Поле Шаттоке из Англии? Эти исследователи собрали предварительные доказательства, чтобы дать оценку тому, о чем родители сообщали на протяжении почти 20 лет: молочные продукты осложняют симптомы аутизма. Мой муж, доктор химических наук, достал копии статей, о которых упоминали родители в Интернете, и тщательно изучил их. Как он объяснил, ученые предположили, что у группы детей, страдающих аутизмом, молочный белок преобразуется в пептиды, которые влияют на мозг таким же образом, как и галлюциногенные наркотики. При помощи ученых, часть которых были родителями детей - аутистов, в моче таких детей были обнаружены соединения, содержащие опиаты - класс веществ, включающий опиум и героин. Ученые предположили, что у этих детей либо отсутствует фермент, который отвечает за переваривание пептидов, либо пептиды каким-то образом попадают в кровь до того, как они могут быть переварены. Я поняла, что в этом есть смысл. Это объясняло, почему Майлс нормально развивался, пока питался только соевой смесью. Также это давало объяснение тому, почему он позже все время требовал молоко: опиаты вызывают сильную зависимость. Более того, странное поведение аутичных детей часто сравнивают с поведением людей, галлюцинирующих под действием ЛСД.

Мой муж также сказал мне, что существует еще один белок, разлагающийся до токсичной формы, - это глютен, содержащийся в пшенице, овсе, ржи и ячмене. Эта теория показалась бы моему ученому супругу надуманной, если бы он сам не увидел разительных изменений в поведении Майлса и не помнил бы, как сын ограничивал сам себя в выборе продуктов, предпочитая те, что содержали пшеницу и молоко. Теперь, уже не сомневаясь, я исключила из его рациона продукты, содержащие глютен. При всей своей занятости, я научилась готовить блюда, не содержащие глютен. Люди, страдающие целиакией, также не переносят глютен, и я часами собирала информацию об этом через Интернет. Через 48 часов после введения безглютеновой диеты у Майлса впервые был твердый стул, а его координация несомненно улучшилась. Через месяц или два он начал говорить отдельные слова. Он все еще не называл меня мамой, но всегда улыбался по-особому, когда я забирала его из детского сада.

Несмотря на это, местные врачи, которые лечили Майлса - педиатр, невролог, генетик и гастроэнтеролог - все еще посмеивались над тем, что существует связь между аутизмом и диетой. Несмотря на то, что диета была безвредным, неинвазивным подходом к лечению аутизма, большинство врачей не хотели ничего слышать об этом, пока не будут проведены масштабные, контролируемые исследования.

Мы с мужем решили сами изучить эту проблему. Мы стали посещать форумы, посвященные аутизму, звонить и переписываться с европейскими исследователями. Я также организовала группу поддержки для родителей аутичных детей в своем районе. Несмотря на то, что вначале некоторые родители отказывались пробовать диету на своих детях, они часто меняли свое мнение после встречи с Майлсом. Не всем детям помогала диета, но почти 50 местных семей, чьи дети сидели на диете без глютена и молока, увидели значительное улучшение. И, судя по количеству людей, о которых я узнала из Интернет-ресурсов, тысячи детей во всем мире улучшили свое состояние, находясь на диете.

К счастью, мы нашли педиатра, который поддерживал нас, и Майлс делал такие успехи, что я буквально выпрыгивала каждое утро из кровати, чтобы увидеть изменения, происходящие с ним. К тому времени, как Майлсу исполнилось З, все доктора согласились с тем, что аутизм был вылечен полностью. Он прошел тестирование, соответствующее возрасту на 8 месяцев старше, чем было ему, оценивающее социальные, языковые, моторные навыки, навыки самообслуживания. По его результатам он поступил в обычную подготовительную к школе группу. Его учитель сказал мне, что он был одним из наиболее жизнерадостных, говорливых и активных детей в своей группе. Сейчас, когда ему почти 6, Майлс - один из самых «популярных» детей в своем первом классе, у него есть хорошие друзья, недавно он сыграл роль в школьном спектакле. Он очень при вязан к своей старшей сестре, они проводят много времени вместе, играя в воображаемые игры, чего практически не бывает у детей-аутистов.

Мои худшие опасения не оправдались. Мы очень счастливы. Чем дальше я изучала эту проблему, тем больше убеждалась, что аутизм - это нарушение развития, связанное с иммунной системой. Большинство аутичных детей, которых я знаю, имеют аллергию и на другие продукты, кроме молока и пшеницы, и почти все родители в нашей группе имеют, по крайней мере, одну проблему, связанную с иммунной системой: болезни щитовидной железы, инфектартриты, целиакию, синдром хронической усталости, фибромиальгию, аллергию. Аутичные дети, как правило, генетически предрасположены к проблемам с иммунной системой, но что в итоге вызывает саму болезнь?

Многие родители убеждены, что впервые аутичное поведение их детей проявилось в возрасте полутора лет, почти сразу после вакцинации их детей (вакцина против кори, свинки, краснухи). После того как я изучила фотографии и видеозаписи нашего сына для того, чтобы точнее определить, когда он начал терять языковые и бытовые навыки, я должна была признать, что это могло быть связано с вакцинацией - после прививки Майлс попал в скорую помощь с температурой 106 градусов по Фаренгейту и приступами лихорадки. Недавно британский исследователь Эндрю Уэйкфилд опубликовал небольшое исследование, в котором прослеживается связь между вакциной против кори и повреждением тонкого кишечника. Это может дать объяснение тому, как галлюциногенные пептиды попадают в кровь. Если эта вакцина действительно влияет на развитие аутизма, необходимо установить, есть ли группа детей, наиболее подверженных риску, возможно, таким детям не нужно делать эту прививку или делать ее в более позднем возрасте.

Понятие «аутизм», которое когда-то почти ничего для меня не значило, кардинально изменило всю мою жизнь. Оно вошло в мой дом как чудовищный, незваный гость, но в действительности принесло и свои дары. Я почувствовала, что была дважды благословлена: во-первых, когда смогла помочь восстановиться собственному ребенку и, во-вторых, помогая другим аутичным детям, помочь которым отказались врачи, а родители их уже оплакивали.

Перевод Т. Ивановой

Уважаемые родители! Недавно мне на глаза попала статья о лечении аутизма с помощью безказеиновой и безглютеновой диеты. Я мало знаю о подобном способе коррекции и статья показалась мне интересной. А что Вы знаете об этом? Всех желающих приглашаю к обсуждению на форуме сайта!

С уважением, мама «особого» ребёнка!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека