Что такое убеждения и как их изменить. Психология убеждения человека

Для начала

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ УБЕЖДЕНИЯХ И ИХ ФУНКЦИЯХ

Убеждения — это обобщение какого-либо взаимоотношения между различными проявлениями жизненного опыта.

  • что и как устроено
  • что является следствием чего и как все связано

Мы видим в мире то, что привыкли видеть «сквозь» свои убеждения (Например, двух стариков вместо веселящихся и поющих под гитару молодых мужчину и женщину )

Примеры убеждений:

  • Все создано Богом
  • Земля круглая
  • Хорошее образование залог успеха
  • Большинство ошибаться не может

Убеждения условно делят на «ограничивающие» и «поддерживающие»

Ограничивающие убеждения , как вы понимаете, создают жесткие правила, соблюдение которых ограничивает человека в его мышлении и его действиях.

  • Мужчины не плачут
  • Главное в жизни женщины – семья
  • Я никогда не смогу это сделать
  • Я неудачник
  • Я не смогу, потому что у меня нет денег (образования, связей и т.д.)
  • Сейчас кризис и никто ничего не покупает

Поддерживающие убеждения , наоборот, создают для условия для свободы мышления и действий

  • Если это смогли другие, то смогу и я
  • Я могу изменять себя
  • Именно в кризис стоит пробовать новое
  • Всегда найдутся другие пути и возможности.
  • Люди могут быть разными
  • Я имею право на любовь (успех, свою жизнь и т.д)

Функции убеждений:

  1. Убеждения делают для нас мир «понятным» и простым
  2. Они создают «карту реальности», опираясь на которую мы принимаем решения и действуем в этой реальности

Каковы наши убеждения — такова и наша жизнь.

  1. У Бога нет других рук, кроме Ваших. Чтобы достичь желаемого необходимо действовать в реальности
  2. Действия определяются нашей «картой реальности»
  3. Наша карта реальности создана из убеждений (о том, что как устроено, что из чего следует и что с чем связано)

Получаетс я, что если Вы не можете достичь желаемого для Вас Успеха (поставленных целей по заданным критериям), хотя для других это доступно, то виноваты в этом Ваша «карта реальности», т.е. ваши убеждения.

ТОП-5 ОГРАНИЧИВАЮЩИХ УБЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ УБИТЬ ВАШ УСПЕХ

1. УБЕЖДЕНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЕДИНОЙ ИСТИНЫ

Есть неопровержимая истина. Что-то является неоспоримой и единственной правдой. Альтернатив нет (не вижу, не принимаю, считаю ложными и т.д.). Я и все должны на эти истины опираться и их придерживаться


2. УБЕЖДЕНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЕДИНСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПРАВИЛЬНОСТИ

Существуют некие «правильные и единые для всех» критерии оценки. Если ты им не соответствуешь, то ты не правильный (бракованный), а значит не достоин получить свой успех.


3. УБЕЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОШЛОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

Все взаимосвязано. Прошлое влияет на будущее. Прошлое изменить нельзя. А значит в настоящем и будущем ничего уже изменить нельзя. А значит не надо и пытаться.


4. УБЕЖДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕЩЕЙ

Если будет А, то будет и Б или Если бы было А, то было бы и Б.

Два или более события связываются в единое целое с помощью установки причинно-следственной связи

5. УБЕЖДЕНИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАКОНАХ ОБУСТРОЙСТВА МИРА

Что-то изменить нельзя, потому что так устроен мир.

Убеждение никак не объясняется и не обосновывается.

ЧТОБЫ РАЗРУШИТЬ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ НУЖНО

…. понять, что

Все не так как кажется!

Убеждения — это некоторое привычное, когда-то зафиксированное в нашем сознании и подсознании обобщение, на которое мы опираемся не задумываясь и не проверяя его адекватность для данного контекста .

Наш мозг просто автоматически выдает эти обобщения при появлении какого-то стимула, чтобы упростить нам процесс принятия решения .

Убеждение – это ИЛЛЮЗИЯ РАЗУМА , созданная когда-то и кем-то, воспринятая вами как правда, заложенная в подсознания как информация, которой можно доверять, и используемая как основа для принятия решений

Все, что вы думаете о мире, о себе и обстоятельствах – это плод вашей фантазии или вашего воспитания, закрепившийся в жестких лингвистических формах и теперь управляющий вашим мышлением и поведением

Убеждения фиксируются в голове на основании:

  • утверждений, воспринятых от старших в детстве и получивших статус истины
  • собственного опыта, при повторении 2-3 раз
  • обобщения опыта некоторых значимых людей рядом

Убеждения – это условный рефлекс ума, привычка, стереотипная реакция понимания , объяснения ситуации при появлении определенного стимула.

Хорошая новость:

С условными рефлексами можно работать. Их можно устанавливать и снимать по своему желанию

Но об этом в одной из следующих статей

А пока, если вы обнаружили у себя какие-то убеждение из описанных выше, то для начала задайте себе вопросы:


И еще одно очень важное замечание.

Ограничивающие убеждения часто имеют защитную функцию для человека. Они прикрывают собой вторичную выгоду , которую получает человек, когда действует или бездействует, опираясь на это убеждение.

Например, очень удобно не напрягаться и избежать негативной оценки окружающих или поражений прикрывшись убеждением «Что делать. Так устроен мир. Одним все, другим ничего»

Поэтому еще один вопрос, который может быть полезен в этой ситуации

Все ближайшие мероприятия на странице

Исследователи уже более шестидесяти лет изучают те причины, которые побуждают нас ответить согласием на чью-то просьбу. Нет сомнений, что в основе техник и методов убеждения людей лежит наука. И во многом эта наука удивляет.

Нам хотелось бы думать, что, принимая решения, мы руководствуемся всей доступной информацией. Но в реальности все обычно происходит по-другому. Наша жизнь стала насыщенной до предела, и для принятия решения нам сейчас как никогда нужны шаблоны и повседневные правила.

Профессор психологии и эксперт в сфере социальной и экспериментальной психологии - Роберт Чалдини, обнаружил и вывел шесть таких правил (на самом деле их больше, и в книге «Психология убеждения: 50 доказанных способов быть убедительным», Чалдини знакомит читателей с большим их количеством, однако основных, как утверждает Роберт - всего шесть), которые управляют поведением человека. Вот они: взаимность, редкость, авторитет, последовательность, симпатия и согласие.

Понимая эти правила и умея применять их, не выходя за рамки нравственных ограничений, можно значительно повысить шансы получить согласие на свою просьбу. Давайте поговорим поподробнее о каждом из них по очереди, и на примерах рассмотрим опыт американских исследователей в области психологии убеждения людей.

ВЗАИМНОСТЬ

Люди считают себя обязанными отвечать взаимностью на то внимание или услугу, которые им оказали ранее. Если друг пригласил вас на вечеринку, вы должны будете позвать его в гости к себе. Если сослуживец оказал вам любезность, вы при случае обязаны отплатить ему тем же. Также в случае общественных обязательств, люди скорее говорят «Да» тем, кому они чем-то обязаны.

Одну из лучших демонстраций принципа взаимности дает ряд исследований, проведенных в ресторанах. Например, когда вы последний раз обедали в ресторане, весьма вероятно, что официантка принесла вам маленькое угощение, скорее всего, одновременно со счетом. Это могло быть печенье с сюрпризом или просто мятный леденец. Тут возникает вопрос – влияет ли как-то это угощение на размер оставленных вами чаевых? Большинство людей ответить нет, однако мятный леденец может произвести чудесный эффект.

В исследовании, угощение в конце обеда конфетой, увеличивало размер чаевых на 3%. Любопытно, что если угощение удваивается, вам предлагают две конфеты, то прибавка к чаевым увеличивается не в два, а в четыре раза – до 14%. Но результат становится еще интереснее, когда официант дает вам одну конфету, отходит от стола, затем останавливается и говорит, что для таких приятных посетителей у него есть еще одна конфета. Чаевые возрастают на целых 23%, реагируя только на то, как было преподнесено угощение.

Таким образом, ключ к применению правила взаимности состоит в том, чтобы первым оказать услугу и чтобы она была приятной и неожиданной.

РЕДКОСТЬ

То есть люди более стремятся приобрести те вещи, которые трудно достать. Когда в 2003 году Британские Авиалинии объявили об отмене второго за сутки рейса Конкорд по маршруту Лондон-Нью-Йорк, из-за экономической нецелесообразности, на следующий день произошел всплеск продажи билетов. Заметьте, что с самим рейсом никаких изменений не произошло – самолет не стал летать быстрее, качество обслуживания не улучшилось, стоимость билетов не снизилась. Просто возможность воспользоваться услугой резко уменьшилась. И как следствие увеличился спрос. Поэтому техника применения принципа «редкость» для убеждения совершенно ясна.

Недостаточно просто рассказать людям о тех выгодах, которые они получат, выбрав вашу продукцию или услуги. Нужно еще подчеркнуть уникальные возможности вашего предложения. Рассказать людям, что они теряют, если им не воспользуются.

Смысл в том, что люди охотнее слушают мнение заслуживающих доверие экспертов. Например, физиотерапевты способны убедить большее число пациентов выполнять рекомендуемые комплексы упражнений, если развесят на стенах кабинета свои медицинские дипломы и сертификаты. Также на парковке вы, скорее всего, подвинете свой автомобиль по просьбе незнакомца, если он будет одет в униформу, а не в обычную одежду.

Здесь важно дать понять людям, что ваши знания и опыт заслуживают доверие, прежде чем принимать попытку убеждения. Конечно, это не всегда легко сделать. Вы же не станете ходить вокруг потенциальных покупателей и нахваливать себя. Однако вы, несомненно, можете организовать, чтобы кто-нибудь другой сделал это для вас.

И тут наука делает неожиданный вывод. Если вас рекламируют, то, получается, неважно получает ваш агент от этого прибыль или нет. Так одна риэлтерская фирма смогла увеличить как число заказов по оценке недвижимости, так и количество заключаемых впоследствии контрактов, посоветовав консультантам, отвечающим на обращения клиентов, начинать разговор с упоминания об опыте и заслугах агентов фирмы. Например, на обращение по сдаче недвижимости в наем, ответ был примерно таким: «Давайте я соединю вас с Сандрой, которая уже более 15 лет занимается вопросами аренды клиентов ». Клиентов, интересующихся продажей собственности, привлекали советом: «Вам лучше поговорить с Питером, он начальник нашего отдела по продаже недвижимости и имеет более 20 лет опыта в этой сфере ». Результатом таких рекомендаций стало двадцатипроцентное увеличение числа консультаций и пятнадцатипроцентный рост заключения договоров – совсем не плохо для такого безобидного приема убеждения человека, который к тому же не требует никаких расходов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Людям нравится быть постоянными, как в своих словах, так и в своих делах. Чтобы добиться последовательности в поведении, нужно придумать первое небольшое дело и предложить людям совершить его.

В одном знаменитом эксперименте был получен неожиданный результат. Совсем немного жителей одного из жилых районов согласилось разместить на газоне перед своим домом невзрачную деревянную табличку, чтобы поддержать компанию за безопасность на дорогах. А в другом таком районе почти в четыре раза больше домовладельцев согласились поставить такую же табличку. Почему? Потому что десять дней назад они поставили на подоконнике маленькую почтовую карточку в знак поддержки все той же компании. Эта карточка стала тем маленьким первым шагом, который привел к четырехкратному эффекту при совершении второго, более трудному последовательному действию. Поэтому, намереваясь сыграть на последовательности в поведении, мастера убеждения стараются подвести людей к добровольному, активному публичному действию. В идеальном случае, добиваясь его закреплению на бумаге.

Например, в недавно проведенном эксперименте, число несостоявшихся приемов в медицинском центре сократилось на 18%. Благодаря тому, что пациентов попросили самостоятельно заполнить талон записи к врачу. Тогда как раньше это делали медицинские работники.

СИМПАТИЯ

Люди охотнее говорят «Да» тем, кто им нравится. Но по какой причине один человек нравится другому? Теория убеждения говорит, что здесь существует три основных фактора:

  1. Нам нравятся люди похожие на нас;
  2. Мы любим тех, кто нас хвалит;
  3. Мы симпатизируем людям, с которыми делаем одно общее дело.

В серии исследований, посвященных психологии убеждения людей в процессе проведения переговоров, участвовали студенты двух известных бизнес школ, обучающихся по специальности «магистр делового администрирования».

Одна группа студентов получила указание: «Время – деньги, поэтому сразу переходите к делу» . В этой группе к соглашению сумели прийти около 55% участников. Второй группе были даны другие инструкции: «Перед тем как начать переговоры, постарайтесь поближе узнать друг друга и найти что-то общее, что есть у всех вас» . После этого уже 90% процентов переговоров прошли успешно и дали удовлетворительный результат. То есть на 18% процентов больше для каждой стороны.

Таким образом, чтобы пользоваться действенным инструментом симпатии, как методом убеждения людей, нужно приложить усилия, чтобы найти области совпадения во взглядах. Стараться высказать искрению похвалу собеседнику, перед тем как перейти к обсуждению деловых вопросов.

СОГЛАСИЕ

Человек чаще ориентируется на действия и поведение других людей, когда сам находится в нерешительности. Вы, возможно, замечали, что обычно в гостиницах кладут в ванные комнаты карточки, призывающие гостей повторно использовать постельное белье и полотенца. Чаще всего внимание постояльцев обращают на то, что это способствует охране окружающей среды. Этот прием убеждения оказывается весьма действенным – его эффективность 35%. Но может быть есть более действенные способы?

Как получается, около 75% гостей проживающих в гостинице не меньше четырех дней, в тот или иной момент повторно используют свои полотенца. Что если мы воспользуемся правилом согласия и просто напишем об этом в нашей карточке: «75% гостей проживающих в гостинице повторно используют свои полотенца. Пожалуйста, следуйте их примеру ». В результате этого отказы от смены белья вырастут на 26%.

Данный метод психологического убеждения говорит, что вместо того, чтобы полагаться на собственные способности к убеждению, можно сделать акцент на том, как ведет себя большинство. В особенности такое большинство, к которому каждый легко отнесет себя.

Итак, вот они шесть научно подтвержденных способов убеждения, на которых основаны простые и часто не требующие затрат практические приемы, способные многократно увеличить ваши способности убеждать людей и влиять на их поведение, причем совершенно честным путем. Это и есть секреты науки убеждения, применяемые в различных областях жизнедеятельности, начиная от простого межличностного общения и заканчивая использованием их в рекламе и маркетинге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Убеждения. Как они складываются

Цель:

Показать, что убеждения человека зависят от его знаний, нравственной культуры и среды его обитания; доказать, что от убеждений человека зависят его решения и поступки.

Раскрыть содержание понятий: поведение, убеждение, выбор поступка, знание, решение, желание, линия поведения.

Понятия и принципы «хочу» и «надо».

Отражение нравственной культуры и убеждений человека в его поступках.

Ход классного часа:

Объясните, как вы понимаете выражение «уважать человека, его свободу».

Разъясните содержание понятий: личность, свобода, уважение.

Почему мы не одобряем неуважение, унижение, оскорбление человека?

Что означает невербальное общение?

Докажите необходимость вырабатывать в себе манеру поведения? Почему?

Может ли кто-нибудь за вас научиться уважать людей?

Как вы считаете, нужно ли человеку, совершая действия и поступки, быть убежденным в своей правоте?

Что же заключает в себе понятие «убеждение»?

Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд, точка зрения человека на что-нибудь. Убеждение - нравственная основа деятельности личности, позволяющая ей совершать сознательно поступки и действия, с разумным пониманием необходимости и целесообразности решения. Убеждение - называют глубоко укоренившиеся в сознании человека нравственные нормы, идеалы, правила, принципы и понятия, которым он обязательно следует.

Убежденность - отношение человека к своим поступкам и убеждениям, мыслям, действиям, в которых проявляется его уверенность в собственной правоте... представляет собой морально-психологическую основу развития в человеке определенных качеств характера: мужество или трусость; волю или безволие; стойкость или слабость; выдержку и терпение или вспыльчивость, нетерпение и т.д.

Согласны ли вы с этими определениями? Или нет? Почему? Обоснуйте свое мнение.

Что означает понятие линии поведения человека?

Человек всегда имеет выбор для решения проблем, по какому пути идти и какую линию поведения выбрать. Что же такое «выбор»?

Выбор - способность личности ставить цель, принимать решение, добиваться ее выполнения.

Решение - это процедура морального, сознательного выбора поступка, действия, отношения, часто как результат анализа ситуации.

Правильность, гуманность решения зависит от способности личности принимать решения, со знанием дела, личным нравственным опытом и культурой личности.

Желание - внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь, или обладанию чем-нибудь.

Например, после окончания школы каждый из вас оказался перед выбором: какую профессию выбрать, как реализовать себя в жизни. Это немаловажная задача. От этого зависит вся ваша дальнейшая жизнь. Главное не ошибиться. Приняв решение, необходимо добиться поставленной задачи, реализовать ее, потому что, если человек занимается нелюбимым делом, он не может приносить пользу обществу и главное получать удовольствие от своей работы.

А как думаете вы? Согласны ли вы с этим высказыванием?

Приведите свои примеры, когда человеку необходимо в жизни сделать свой выбор и добиться намеченной цели.

Поведение (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, т.е. нравственная деятельность человека, характеризующаяся целенаправленное и нравственно-мотивированное действие.

Существует понятие «линия поведения», т.е. у человека сложилась относительная последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности человека или коллектива.

Линия поведения - направление, образ действий, взглядов, поступков человека в общении с людьми.

Действуя, мы совершаем поступки, которые отнюдь не всегда несут положительный заряд. Если убеждение человека соответствует нормам нравственной культуры, то, безусловно, поступки человека оценивается со стороны одобрительно. Но, к сожалению, бывает иначе, т.е. человек, не задумываясь над тем, что он делает, совершает поступки отрицательные, некоторые люди совершают такие поступки специально, которые не одобряет общество. Например: подросток обидел младшего, оскорбил старика или украл что-либо с прилавка магазина.

Поступки, действия человека отражают его уровень нравственной культуры. Давайте вспомним, какую структуру имеет нравственная культура:

нравственное сознание;

нравственное отношение;

нравственная деятельность.

Как вы понимаете, что входит в эти понятия? Подумаем над смыслом стихотворения Маргариты Алигер.

И все-таки настаиваю я,

И все-таки настаивает разум:

Виновна ли змея в том, что она змея,

Иль дикобраз, рожденный дикобразом?

Или верблюд двугорбый, наконец?

Иль некий монстр в государстве неком?

Но виноват подлец, что он подлец.

Он все-таки родился человеком!

Как вы понимаете эти слова М. Алигер?

Почему она считает, что подлец виноват в том, что он подлец?

Чем отличается человек от животного?

Как это отражается в выборе поступков?

Поступок - решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Поступок - часть нравственной деятельности, действие как единое целое дел, целей и средств, намерений, мотива и последствий... отражение морального сознания человека. Можно сказать, что поступок слагается из некоторых элементов: мотив, намерения, цели, деяния, последствия самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих.

Что нужно делать человеку, чтобы не совершать опрометчивых поступков? Как вы думаете?

Обучаясь управлять своими чувствами, психологическим состоянием, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера.

Управлять своими чувствами можно используя: самоодобрение, самоубеждение, самокритики, самовнушение. Если человек может управлять своими чувствами, ему будет легче преодолеть противоречия между «хочу» и «надо» сделать.

Надо - то, что очень нужно человеку, коллективу, государству.

Хочу (хотеть) - иметь желание, намерение, цель, ощущать потребность в чем-либо.

Столкновение «хочу» и «надо», часто приводит к конфликтам или конфликтным ситуациям, в которых убеждения человека, его умение отстоять честь, достоинство и долг, показать, что может разрешить его совесть, проявляются очень ярко.

Если нравственные нормы определяют содержание поступков и действий человека, предписывают, что и как должны делать люди, то культура поведения раскрывает каким конкретно образом выполняет человек нравственные нормы и требования в своих действиях и поступках, каков внешний облик человека, в какой мере ограничено, естественно и непринужденно эти нравственные нормы слились с его образом жизни, стали для него повседневным жизненным правилом.

Уровень знания и убеждения человека этого нравственного требования найдет выражение в вежливости, деликатности, тактичности в общении с людьми, верность в данном слове и обещании, бережное отношение к чужому времени и т.д., т.е. оно включает много нравственных норм.

К культуре поведения относится и культура труда, т.е. способность человека правильно организовать рабочее время и место, умение найти целесообразные приемы и операции для максимального достижения высоких результатов труда и высокого уровня производительности труда. Как вы это понимаете? Обоснуйте свое мнение.

ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ

Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой?

Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.

Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.

Влияние литературы, науки, искусства и т.п.

Влияние кино, интернета, СМИ.

Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.

Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена эмоций и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.

Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям

либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

стремление к счастью;

избегание несчастья.

Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста.

С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения.

«Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как эгоизм, властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.

Можем ли мы сделать вывод, что поведение человека и уровень его культуры характеризует (отражает) его духовную и морально-этическую культуру, его убеждения в необходимости выполнять нравственные нормы и правила.

Сегодня будет тема из области психологии, которая, тем не менее, самым прямым образом связана с темой достижения успеха и даже темой заработка: искусство убеждения, психологические методы убеждения людей .

Чтобы добиться успеха во многих сферах своей жизнедеятельности человек должен уметь убеждать других людей в чем-либо. Например, при устройстве на работу ему нужно убедить работодателя, чтобы тот выбрал именно его среди множества других кандидатов, при продвижении по карьерной лестнице – чтобы именно его повысили в должности.

В работе как на кого-то, так и на себя, постоянно приходится убеждать клиентов и партнеров приобретать товары и услуги, сотрудничать именно с вашей компанией. В бизнесе вы должны убедить других в перспективности своей идеи, чтобы люди поверили вам, пошли к вам, пошли за вами, и т.д.

Искусство убеждения однозначно будет необходимо руководителю предприятия, руководителю среднего звена, бизнесмену, но не только. Абсолютно любому человеку не будет лишним знать и применять на практике методы и приемы убеждения людей – это во многом поможет ему в жизни.

Сразу хочу акцентировать внимание на важном моменте: убеждение людей и обман людей – это не одно и тоже , как почему-то думают многие. Убеждать – не значит обманывать! Это значит уметь быть убедительным, уметь расположить к себе человека так, чтобы он вам поверил, но при этом, подчеркиваю, вы должны говорить правду!

Итак, как убеждать людей? Существует великое множество различных психологических техник и приемов убеждения. Сегодня я хочу рассмотреть только одну из них, изложенную профессором психологии Робертом Чалдини в книге “Психология убеждения: 50 доказанных способов быть убедительным”. В этом произведении автор раскрывает десятки действенных методов убеждения людей, но при этом выделяет 6, которые, на его взгляд, являются ключевыми:

– взаимность;

– последовательность;

– симпатия;

1. Взаимность. Человеческая психология большинства людей такова, что “обязывает” их отвечать взаимностью на какие-либо приятные действия по отношению к ним. Например, если кто-то поздравит вас с днем рождения, подарит пусть даже какую-то мелочь – вы уже подсознательно будете считать, что вы теперь тоже должны обязательно его поздравить и что-то подарить.

Искусство убеждения предполагает использование метода взаимности в своих интересах. Окажите клиенту первым какую-то приятную услугу совершенно бесплатно, и он почувствует себя обязанным вам, захочет ответить взаимностью.

Такой метод убеждения активно используется, например, в компаниями по продаже косметики: сначала клиенту дают бесплатные пробники, и тогда ему уже подсознательно хочется сделать покупку.

2. Уникальность. Второй действенный метод убеждения людей заключается в том, чтобы показать им уникальность и эксклюзивность чего-либо. Психологически каждый человек хочет быть уникальным (прежде всего, это касается представительниц прекрасной половины), и этим можно воспользоваться, используя искусство убеждения.

Все, что так или иначе свидетельствует об уникальности и эксклюзивности, всегда будет больше привлекать людей, чем традиционное и привычное.

Этот метод убеждения можно использовать в самых разных интерпретациях. Возьмем, к примеру, ресторан. Посетителей всегда привлекают эксклюзивные блюда от шеф-повара. А если таковых нет – можно сделать уникальный интерьер – и это тоже привлечет посетителей. И даже уникальная униформа обслуживающего персонала, уникальная мебель, уникальная посуда, уникальные музыканты и т.д. – все это психологически будет привлекать клиентов.

3. Авторитет. Очень важный метод убеждения людей. Когда у вас возникает какая-то проблема, какой-то вопрос, который вы сами решить не можете – к кому вы обращаетесь? Правильно, к тому, чье мнение для вас авторитетно, к тому, кого вы считаете экспертом в этой области. И совсем не обязательно при этом, что этот человек действительно эксперт в полном понимании этого слова, но важно, что он эксперт по сравнению с вами.

Этот прием всегда активно используется в искусстве убеждения. Чтобы убедить человека сделать что-либо, необходимо предстать перед ним экспертом в этой области, то есть, знать и уметь больше, чем он сам. Кроме того, свою “экспертность” можно подчеркнуть и какими-то внешними аксессуарами – это тоже всегда действует как психологический метод убеждения.

К примеру, врач в белом халате будет казаться гораздо большим авторитетом, чем врач в простой рубашке и джинсах. А если он еще и фонендоскоп на шею повесит? Однозначно – эксперт! Ну ведь так же?

Этот метод убеждения людей используется в бизнесе повсеместно. К примеру, на стенах кабинета развешиваются всевозможные дипломы, грамоты, награды – все это повышает авторитет компании. В строительных магазинах продавцы часто одеты в рабочие комбинезоны – это сразу делает их экспертами в строительстве в глазах покупателей. И т.д.

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.

Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.

Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.

  • Во-первых , потому, что они расходятся с убеждениями других людей.
  • Во-вторых , убеждения порой вступают в конфликт с его внутренними потребностями или естественными желаниями.
  • В-третьих , внутренние убеждения человека превращаются в барьеры и ограничения для его свободного развития и движения вперед и навстречу людям. Конечно, каждому из нас хотелось бы этого избежать. Научиться жить в гармонии с собой и миром, понимать смысл своего существования, любить и быть счастливым. Как это сделать?

На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» - эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.

И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.

Формирование убеждений

Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?

Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

  • Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
  • Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
  • Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
  • Влияние кино, интернета, СМИ.
  • Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)

Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

  • либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
  • либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

  • стремление к счастью;
  • избегание несчастья.

Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как , властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека