Что такое конгруэнтность, или чем вредны хорошие манеры.

«Конгруэнтность» - слово, которое мы знаем из школьной программы по геометрии. Геометрические фигуры (или тела) конгруэнтны, если одна из них может быть переведена в другую с помощью движения - сдвига, вращения или зеркального отображения. Но, закончив школу, мы узнаем, что этот термин может иметь и другие значения, в том числе и в сфере человеческих отношений. Попробуем в них разобраться.

Латинское слово congruō означает «я совпадаю, я соглашаюсь». И в естественных науках, как и в точных, конгруэнтность означает эквивалентность предметов друг другу. Но перейдя в гуманитарные науки буквальное «совпадение» начинает приобретать новое, метафорическое значение. Так появилось психологическое определение конгруэнтности.

Эту закономерность сформулировал еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Его история началась в 1955 году, когда была опубликована «Теория конгруэнтности» американских психологов Осгуда и Танненбаума. Основной ее тезис заключался в том, что для того, чтобы побороть когнитивный диссонанс (конфликт идей и представлений в сознании индивида), человек одновременно изменяет свое отношение к двум противоречивым источникам информации.

Например, у вас есть приятель N, к которому вы прекрасно относитесь и считаете его умным и хорошим человеком. И тут он хвалит какое-то явление, которое вам совершенно не нравится - например, новый законопроект. Это создает противоречие: вы привыкли позитивно оценивать суждения N, но его позиция перестала совпадать с вашей. Чтобы восстановить гармонию, можно решить, что а) N дурак и вы в нем разочаровались б) N умный, а вашу позицию надо пересмотреть в) N в чем-то ошибается, но и ваша позиция не так уж правильна. Последний вариант - лучший способ гармонично восстановить баланс оценок, который авторы теории и назвали конгруэнтностью.

Этот пример работает и в обратную сторону - допустим, вам неприятен какой-то человек и вдруг случайно обнаруживается, что он сходит с ума по вашему любимому художнику или высоко оценивает ваши достижения. И вроде он уже не так неприятен, не правда ли? Эту закономерность сформулировал еще в XVII веке писатель Франсуа де Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».

Другой американский психолог Карл Роджерс разработал теорию личности, в которой понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. Для него «конгруэнтность»- «термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта (переживания) и его осознания».

И снова приведем пример. Представим себе, что вы выясняете отношения с близким человеком и чувствуете явное раздражение и гнев, который вы неспособны скрыть. Но поскольку стать субъективным и «потерять лицо», поддаваясь эмоциям, означает проявить слабость, вы не хотите признавать свою злость и продолжаете верить в то, что всего лишь логично отстаиваете свою точку зрения. В такой момент вы неконгруэнтны - вы потеряли соответствие переживания, его осознания и выражения.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца.

Или, допустим, вы мечтали получить на день рождения самокат, а друзья неожиданно вручают вам набор для покера. Вы не хотите расстраивать друзей и, кисло улыбаясь, благодарите за замечательный подарок. В данном случае вы понимаете, что чувствуете, но не можете это выразить - неконгруэнтность налицо.

И тут возникает серьезное противоречие между этикой и психологией. Роджерс считал, что конгруэнтность - залог внутренней гармонии личности: человек ничего в себе не подавляет, ни в чем себя не обманывает, а значит, становится самим собой и лучше понимает свои желания. С другой стороны, если мы начнем выражать все, что думаем и ощущаем, мы доставим много дискомфорта окружающим и наверняка нарушим ряд светских условностей. И точку баланса тут каждый выбирает сам.

Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца. Но, в отличие от теории Роджерса просто быть собой тут все-таки недостаточно для счастья.

« Если вы слабак, и неинтересная серая мышь, то вы можете быть суперконгруэнтным, демонстрируя кто вы есть, но вы не будете клевым» - говорится в одном из пикаперских руководств. - Если вы клевый, но не конгруэнтный - значит вы слишком стараетесь (пытаетесь быть тем, кем в действительности вы не являетесь). Снова мимо. Для того, что бы вас считали привлекательным, вы должны обладать обеими характеристиками». Надо отдать должное автору - определенная логика в этом есть.

Как говорить

Неправильно: «Почему ты на меня кричишь? Что за неконгруэнтная реакция?». Правильно: «неадекватная»

Правильно: «Тебе надо стремиться к конгруэнтности и признавать свои настоящие чувства»

Правильно: «Эти два силуэта конгруэнтны - один является зеркальным отражением другого»

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.

Конгруэнтность – это внутренняя гармония человека, которая выражается в единстве слов и действий. Это определенное соответствие информации, передаваемой через вербальные и невербальные сигналы человека.

Впервые понятие о конгруэнтности было обосновано американским психологом К. Роджерсом. Проще говоря, если человек думает, говорит и делает одно и то же, то его можно назвать конгруэнтным.

Наиболее остро ощущают нехватку конгруэнтности те люди, у которых происходит состояние борьбы с самим собой . К примеру, человек хочет приобрести автомобиль, определенную вещь или жилье, но внутри него происходит противоборство. Одна сторона хочет это все получить, а вторая постоянно напоминает ему о будущих последствиях этого приобретения или о более выгодной возможности. В таком случае люди стараются найти способы, чтобы побороть в себе внутренние конфликты и достичь абсолютной конгруэнтности. Но в условиях современного мира абсолютная конгруэнтность может привести к застою, несчастью и необратимой зависимости от внешних обстоятельств.

Для достижения внутренней гармонии необходимо соблюдать равновесие между конгруэнтностью и не конгруэнтностью. Для того, чтобы сохранять постоянный баланс, необходимо научиться замечать первые признаки дисбаланса и вовремя восстанавливать затронутое равновесие.

Как достичь конгруэнтности?

Для того чтобы развить в себе конгруэнтность необходимо соблюдать несколько простых советов:

  • Быть искренним и честным по отношению не только к самому себе, но и к окружающим;
  • Общаться с людьми без принуждения и особых стараний;
  • Всегда оставаться самим собой и не делать из себя другого человека;
  • Не стоит говорить словами другого человека и подстраиваться под его манеру речи;
  • Необходимо проявлять все свои эмоции, вне зависимости от вашего настроения.

Основными составляющими конгруэнтности являются искренность и честность. Поэтому важно как можно меньше лгать людям, с которыми вы общаетесь. Так как на подсознательном уровне ложь способна привести вас к плохому внутреннему состоянию, при котором невозможно соблюдать гармонию между мыслями и действиями.

Что отличает конгруэнтного человека?

На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы отыскать человека, обладающего конгруэнтностью. Особенно если знать некоторые черты характера, которые присущи такому типу людей.

  1. Конгруэнтный человек всегда говорит правду, даже если она противоречит его общественному положению.
  2. Такие люди очень открыты и у многих вызывают полное доверие к себе.
  3. Такому человеку хочется доверить все секреты, ведь можно быть уверенным в том, что он тебя никогда не обманет.
  4. Такие люди очень общительны и со всеми находят общий язык.

Поэтому нужно при любых обстоятельствах оставаться самим собой и соответствовать своим принципам. Тогда люди смогут понять, какой вы человек и начнут полностью вам доверять.

В противном случае, необходимо учитывать внешние показатели аферистов. Зачастую они выдают себя невербальными сигналами. Попытайтесь сравнить с тем, что они говорят, и тогда вы сможете сосредоточиться на их поведении. Впоследствии вы не позволите им себя обмануть. Окружающие люди чувствуют, когда их пытаются обмануть. Поэтому не стоит об этом забывать. Конгруэнтные личности очень ценятся в любой сфере деятельности.

Упражнение «не сопротивления»

Для развития собственной конгруэнтности можно использовать полезное упражнение «не сопротивления». Основной момент данного упражнения: если возникнет необходимость сделать, то что вы не хотите, то вы все равно это не сделаете.
Основные составляющие упражнения:

  • Если вы находитесь в напряженном состоянии, то вы не пытаетесь скрыть свое подавленное состояние и позволяете ему проявиться невербальным путем или жестикуляцией.
  • Вы не должны заставлять себя что-то делать или говорить.
  • Все свои чувства и эмоции вы обязательно проявляете внешне и говорите о них .
  • Положительный момент заключается в том, что вместо того чтобы строить из себя кого-то, вы являетесь самим собой.
  • Задайте себе вопрос: «Как я себя чувствую?» - и соответствуйте вашему внутреннему состоянию.
  • Всегда принимайте ответственность за себя и свои действия.
  • Ничему не сопротивляйтесь.

Крайне важно соблюдать социально адекватное поведение, которое будет вызывать положительное отношение окружающих. Не стоит озвучивать все мысли, которые приходят к вам в голову или странные слова, которые крутятся у вас на языке.

Ничего страшного не произойдет, если ненадолго опустить конгруэнтность на второй план. Для того чтобы соблюдать конгруэнтность не обязательно говорить все, о чем вы думаете и мечтаете. В первую очередь вы должны быть адекватными перед собой, а затем строить доверительные отношения с окружающими вас людьми.

Конгруэнтность Состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения соответствуют "друг другу. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

КОНГРУЭНТНОСТЬ

(от англ. congruence ) - подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии. Термин «К.» введен в психологию К . Роджерсом для описания: а) соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека; б) динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта ( , установки, переживания и т. п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.

К. - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими др. людей (иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). К. - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, напр., за маской или ролью «эксперта». К. наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. К. можно рассматривать и как характеристику общения , а также как особый режим эффективной работы любого фасилитатора (психотерапевта, консультанта, учителя, родителя). (А. Б. Орлов.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Конгруэнтность

   КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).

Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.

В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).

Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.

Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.

Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.

Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.

Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.

Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.

По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).

Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.

Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Лишь в школьные годы человек сталкивается с таким понятием, как конгруэнтность. В физике она передает самый главный смысл – соответствие, равенство. Однако в психологии и общении могут применяться другие понятия, например, честность и открытость, которые также говорят о конгруэнтности.

Что такое честность? Это истинное проявление человека, который четко понимает свои мысли и ощущения (чувства), может их проявлять или говорить о них. Однако такое случается нечасто. Люди часто обманывают не только окружающих, но и самих себя.

Если говорить об отсутствии конгруэнтности в отношении окружающих, то интернет-журнал сайт приводит пример того, как люди обманывают, лгут или выражают те эмоции, которые они на самом деле не испытывают. Человек может окружающим улыбаться, в то время как на душе испытывать грусть. Он может быть вежливым с теми, кого на самом деле ненавидит.

Примеров для конгруэнтности очень много. В таких ситуациях говорят, что человек носит маску, притворяется. Если же человек честен, то есть конгруэнтен, тогда он выражает ровно те эмоции, которые на самом деле испытывает. Самыми конгруэнтными являются маленькие дети, которые плачут, когда им больно, улыбаются, когда действительно счастливы. Как говорится, внутренний мир соответствует внешним поступкам, которые человек совершает.

Термин «конгруэнтность» ввел Карл Роджерс, который отмечал, что он является самым важным компонентом в клиент-центрированной психотерапии, по сравнению с эмпатией и безоценочным принятием.

Что такое конгруэнтность?

Конгруэнтность имеет широкий смысл. Одним из понятий, которые отвечают на вопрос, что это такое, является согласованность различных предметов, их слаженная работа, что позволяет одной структуре гармонично работать и быть целостной. Синонимами конгруэнтности являются:

  1. Сравнимость.
  2. Совпадение.
  3. Согласованность.
  4. Соразмерность.
  5. Соответствие.

Обычно о конгруэнтности говорится в физике. Однако практическая психология заимствовала данное понятие, поскольку оно не имеет аналогов. Таким образом, в психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внешних действий внутренним ощущениям. Это слаженная работа отдельных компонентов, которые не противоречат друг другу, а наоборот, создают единую целостность, дополнение или соответствие, взаимозамещение.

Человек конгруэнтен, когда он понимает свои переживания, может их соответствующим образом выразить, рассказать о них. Также под конгруэнтностью может пониматься совпадение точек зрения двух и более людей в отношении одной темы.

Термин «конгруэнтность» берет свое название из латинского «congruens», что означает пропорциональность, сообразность, соответствие, совпадение.

  • В математике под конгруэнтностью понимается равенство углов, отрезков, фигур.
  • В геометрии под конгруэнтностью понимается свойство фигур, которые могут называться одинаковыми, переходить одна в другую при помощи движения.
  • В физике конгруэнтность определяется как равноценность качественных состояний явлений или процессов.

Другим словом конгруэнтность можно назвать аутентичностью – правдивость, искренность, подлинность (когда мысли соответствуют поступкам индивида).

Конгруэнтность позволяет человеку жить в гармонии. Его душа спокойна и не волнуется. Это достигается путем того, что индивид позволяет себе быть собой, говорить и делать то, что он считает нужным в соответствии с его ценностями и взглядами. Когда человеку не нужно притворяться, он расслабляется, то есть позволяет себе говорить то, что он думает, понимать собственные мысли, чувства и желания и находить такие способы их проявления, которые не мешают ему чувствовать себя счастливым.

Конгруэнтность – это свобода и правдивость с собой и окружающими. Человек не испытывает потребности притворяться, надевать маски, прятаться или защищаться различными способами.

Это проявляется в спокойствии человека, который выглядит, общается и действует соответственно. Внутренне состояние должно соответствовать поведению и словам, иначе ему не поверят.

Для того чтобы успешно контактировать с другими людьми, человеку предлагается несколько методик, которые он должен использовать во время общения. Например, быть вежливым, не нервничать, быть спокойным и следить за словами, которые произносятся. Но все эти методики не дают должного результата, если ими просто руководствоваться, при этом чувствуя себя взволнованно.

Представьте себе ситуацию, когда ваш собеседник пытается говорить правильные слова, передающие уверенность в обговариваемом вопросе, но при этом вы видите в его взгляде страх, нервозность, напряжение. Вас будет удивлять эта ситуация, поскольку поведение человека не соответствует его внутреннему состоянию. И вы, конечно же, будете больше уделять внимания состоянию человека, а не тому, какие разумные вещи он вам говорит.

Нужно не просто поступать правильно, но и чувствовать себя спокойно. Если внутреннее состояние не соответствует вашим действиям и словам, то люди не поверят вам. Они будут верить тому, что вы не можете контролировать, — вашему беспокойству и переживаниям, поскольку они исходят изнутри, являются искренними и естественными. А ваши методы культурного общения и поведения могут быть всего лишь контролируемыми действиями, которые передают желание получить свое.

Поступайте правильно и чувствуйте себя спокойно. Пусть ваш внутренний мир будет соответствовать внешнему проявлению, чтобы не было диссонанса.

Конгруэнтность в общении

Конгруэнтность в общении очень важна, поскольку она позволяет двум людям открыто и честно общаться, тратить энергию не на защиту себя, а на поиск решений или новой информации. Под конгруэнтностью в процессе общения понимается такое общение, когда отсутствует оценка партнера, критика в его адрес, желание подавить или подчинить себе. Можно сказать, что собеседник конгруэнтного человека чувствует себя свободным в своих словах и проявлениях в его присутствии. Он не чувствует нужды защищаться. Он не испытывает напряжения.

Такое достаточно редкое, поскольку зачастую люди общаются на уровне желания победить, посоревноваться, подавить или управлять окружающими. В такой ситуации вся энергия тратится на то, чтобы защитить себя от нападок других людей. Человек испытывает одни чувства, а на уровне поступков выражает другие. Это уже не является конгруэнтным.

Минусом неконгруэнтного общения является то, что люди все силы бросают на защиту и борьбу друг с другом. При этом не решаются обсуждаемые вопросы, не находятся решения, которые будут удовлетворять ценностям и желаниям собеседников, не достигается полнота общения. Люди в состоянии неконгруэнтности заняты тем, чтобы победить или защититься, а не познать новую информацию или что-то решить.

Доверие между людьми возникает тогда, когда они умиротворены в компании друг друга. Если возникает напряжение, тогда появляется естественная защитная реакция. Вот почему люди, которые желают, чтобы им доверяли, должны выстраивать с окружающими такое общение, которое помогает им расслабиться, успокоиться, довериться, понять, что на них не нападают. В состоянии конгруэнтности люди способны действовать совместно на благо друг друга. Это позволяет им раскрываться, быть искренними и честными, выражать именно те мысли и , которые они действительно испытывают.

Неконгруэнтность появляется тогда, когда человек действует не в соответствии со своими ценностями, желаниями или ощущениями. Его лицо не выражает радости или заинтересованности, что и является ярким признаком неконгруэнтности. Если слова расходятся с делом, это является другим признаком неконгруэнтности.

Когда человек спокоен душой, он позволяет своему телу находиться в спокойствии, а себе действовать с внутренними ценностями и чувствами.

Причиной того, что человек не может быть конгруэнтным, заключается в том, что либо он сам, либо его собеседник по общению демонстрирует свой статус, желает возвыситься. В таком случае начинается игра, в которой кто-то должен победить. Возникает соревнование, борьба, война. Все это провоцирует неконгруэнтное поведение собеседников.

Психологи постоянно стараются конкретизировать поведение людей. Здесь рассматривается и конгруэнтность, когда человек ради восстановления внутреннего баланса должен изменить свое отношение к компоненту, который негативно оценивает:

  1. Если человек, чьему мнению вы доверяете, выражает идею, которая вызывает у вас негативную реакцию, возникает дисбаланс. С одной стороны человеку вы доверяете, однако он уже начинает казаться не таким правильным из-за своего высказывания. С другой стороны, несогласованность ваших мнений, что и провоцирует негативное отношение к собеседнику. Конгруэнтностью здесь будет принятие мысли о том, что человек, который вам интересен, по-своему прав, хотя вы своего мнения не меняете.
  2. Если человек, который вам непривлекателен, начнет увлекаться тем же или выражать мысли, с которыми вы согласны, он начнет приобретать более приятные черты в ваших глазах.

Конгруэнтность в психологии

В психологии под конгруэнтностью понимается соответствие внутренним переживаниям и желаниям внешним проявлениям. Человек в состоянии конгруэнтности позволяет себе говорить, действовать так, как считает нужным. Он не переживает, испытывает прилив сил, чувствует комфорт и внутреннее спокойствие. Это и есть конгруэнтность.

Вместе с тем возникает противоречие с теми рамками этикета, которые бытуют в обществе. Человек не может жить изолированно от других людей, из-за чего возникает дисбаланс:

  1. С одной стороны конгруэнтность, когда человек позволяет себе быть собой и проявлять себя в полную силу, ничего не боясь, не ущемляя свои качества.
  2. С другой стороны этикет, который диктует людям, как себя вести. Если человек будет позволять себе все, что он пожелает, это в значительной мере может не нравиться другим людям и даже ущемлять их свободу слов и действий.

Карл Роджерс определял конгруэнтность как способ достижения истинного счастья. Современные психологи советуют объединять в себе два качества, когда можно себе оставаться собой и когда порой необходимо притворяться, играть роли, защищаться.

Достаточно часто психологи отмечают неконгруэнтное поведение обычных людей. Они постоянно попадают в такие ситуации, где вынуждены выбирать: быть собой или быть таким, каким другие хотят видеть? Зачастую человек выбирает второй вариант, поскольку не чувствует уверенности в себе и боится не понравиться. Желание всем и всегда нравиться мешает развитию конгруэнтности, поскольку в таком случае человек вынужден постоянно быть не собой.

Итог

Конгруэнтность, по мнению многих психологов, позволяет человеку быть здоровой личностью. Она испытывает спокойствие и уверенность в себе, обладает адекватной самооценкой, не оценивает окружающих и не заставляет их с собой бороться. Человек живет гармонично, достигая и в итоге.

Если же человек неконгруэнтен, он постоянно находится в конфликте с собой и другими людьми. Он нервозен, неуверенный в себе, обладает либо завышенной, либо заниженной самооценкой. Здесь часто возникают неврозы, депрессия, апатия, неадекватное поведение и пр. Неконгруэнтность лишает человека счастья, умиротворенности, стабильности и удовлетворенности.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека