Артикуляционные упражнения для детей. Артикуляционная гимнастика для детей: описание, эффективные упражнения

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Школа Юрия Окунева

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы плотно поговорим о вашем голосо-речевом аппарате, и я приведу вам нехитрые упражнения для артикуляции, выполняя которые вы сможете развить дикцию на уровне с известнейшими дикторами и ведущими федеральных телеканалов. Интересно? Тогда давайте приступать!

Даже если ваша деятельность не связана непосредственно с выступлениями на публике, в любом случае у вас возникали ситуации, когда необходимо было взять на себя функции оратора.

Дайте угадаю! Вы презентовали свой проект перед руководством, представляли доклад на волнующую вас тему, приходилось проводить мероприятие или просто рассказывать интересную историю в кругу друзей.

Каждый, кто хоть раз оказывался на сцене под пристальным вниманием публики, знает, как важно уметь правильно и красиво донести свои мысли, чтобы речь запомнилась слушателям, чтобы вас услышали, правильно истолковали и восприняли как профессионала в своем деле.

Посоветую вам одну полезную книгу, которая заставила меня по-новому взглянуть на вопросы тренировки речевого аппарата и развития дикции. Это работа тренера ораторского искусства Евгении Шестаковой, которая называется «Говори красиво и правильно». Кто хочет пойти дальше, может ознакомиться с

Что такое артикуляция

Для начала давайте разберемся, что такое артикуляция и с чем её едят. Она представляет собой правильное воспроизведение звуков согласно принятым канонам речи при свободной, естественной работе голосо-речевого аппарата.

В правильном варианте каждый звук четко обособлен один от другого и отличается от своих «соседей по слову». Потому упражнения на артикуляцию в первую очередь направлены на отработку произношения каждого из имеющихся в нашем языке звуков.

Особенности выполнения

Каждое из приведенных ниже заданий тренирует мышцы голосового аппарата, улучшает их подвижность. Во время их выполнения вам нужно внимательно следить за тем, чтобы нагрузка направлялась на конкретные группы мышц, а незадействованные в процессе были расслабленными.

Да и вообще, главная задача для вас - постараться расслабиться. Необходимо, чтобы шейно-плечевой отдел работал свободно. Кроме того, важно выполнять всё не спеша, в замедленном темпе - тогда приведенные упражнения принесут вам наибольший эффект.

Перед основным комплексом, который, кстати, подходит и для взрослых, и для детей, и даже для дошкольников, обязательно нужно выполнять гимнастику для разогрева. Достаточно всего пяти-семи минут, чтобы подготовить мышцы для основных занятий, а результативность в таком случае возрастет в разы.

Артикуляционная гимнастика

Предварительный разогрев разделяется на тренировки разных речевых отделов.

Разминаем щёки

  1. По очереди втягивайте и раздувайте щёки.
  2. Поперегоняйте воздух из одной щеки в другую, после чего направьте его под нижнюю губу, затем под верхнюю.
  3. Напрягите щёки и попытайтесь вытолкнуть воздух изо рта.
  4. Втяните щёки и попытайтесь при этом сомкнуть и разомкнуть рот.

Разогреваем нижнюю челюсть

  1. Упритесь кулаками в нижнюю челюсть и давите изо всех сил челюстью на кулаки.
  2. Подвигайте нижней челюстью в разные стороны: сверху вниз, назад-вперед, по кругу.

Внимание на мягкое нёбо

  1. Зевайте, широко открывая рот. Прочувствуйте каждую мышцу, которая участвует в этом процессе.
  2. Зевайте, произнося при этом гласные.

Разминаем улыбку

  1. Сначала улыбнитесь, сомкнув зубы, напрягая при этом по максимуму ваши уста. После этого резко вытяните их в трубочку.
  2. Аккуратно и несильно немного покусайте свои губы - это обеспечит приток крови к ним.
  3. Натяните губы на зубы, а потом улыбнитесь так, чтобы они проскользнули по зубам.
  4. Подтяните верхнюю губу вверх так, чтобы верхний ряд зубов обнажился. Аналогично проделайте и с нижней.
  5. Пофыркайте. Да-да, как ёжик.

Разогреваем самую сильную мышцу в организме

  1. Вращайте языком по кругу, но не во рту, а в пространстве между зубами и губами.
  2. Аналогично, как описано выше, немного покусайте язык.
  3. Вытяните язык вперёд и похлопайте по нему губами.
  4. Попытайтесь достать языком подбородок и нос.
  5. Попереворачивайте язык, подержите его как можно дольше у верхнего нёба.

После артикуляционной гимнастики можно смело переходить к основному комплексу, так как речевой аппарат разогрет и готов к выполнению комплекса.

Задача 1. Клин клином вышибают

Данное упражнение помогает натренироваться четко выговаривать те буквы, с произношением которых у вас имеются проблемы. Например, отработка звука р. Откройте словарь и начните читать подряд все слова на эту букву.

Внимательно вслушивайтесь, как вы её произносите. Многократное повторение убирает затруднения, упрощает произношение. Эффект будет еще более ярким и быстрым, если вы будете записывать себя на диктофон, а затем прослушивать записи и исправлять недочеты.

Обращайте внимание на то, чтобы оставаться расслабленным во время выполнения и не зажиматься. Можно таким же образом проработать все основные согласные.

Задача 2. Выдыхаем правильно

Вы делаете короткий вдох носом, а после резко полностью выдыхаете через рот и говорите при этом: «Фу». Сначала потренируйтесь так, а потом замените «Фу» на «К» и «Г».

Задача 3. Только гласные

Эта техника позволит вам выработать навык воспроизводить гласные звуки единым потоком, и добиться того, чтобы согласные внутри были четкими и ярко выделенными. Возьмите стихотворение, которое вам по душе и читайте его.

Только способ будет немного необычным: выбросьте все согласные, оставив поток из гласных. Произносите получившиеся слова из гласных букв, намеренно немного протягивая их.

Постепенно возвращайте согласные, но уделяйте внимание их четкому выговариванию, при этом следите, чтоб поток гласных не терял своей звучности.

Не забывайте также о скороговорках - это самый стандартный и самый надежный способ работы над произношением и усовершенствования дикции.

Я планирую в ближайшее время тренироваться каждый день, и уверен, что через неделю буду приятно удивлен результатами. Чего и вам желаю!

Рассказывайте о своих успехах в комментариях под этой статьёй, подписывайтесь на новости блога и делитесь информацией с друзьями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующие мышление, речь и поведение.

1.1. Упражнения для языка

«Лошадки». Цоканье (щелканье) языком.

«Желобок». Детям предлагается высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

«Киска сердится» . Детям предлагается выгнуть язык вверх, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

«Орешки за щечками». Детям предлагается делать движения языком вправо-влево, вверх-вниз; выгибание языка, свертывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щечками.

«Вкусное варенье». Детям предлагается облизывать языком верхнюю губу, оставляя неподвижными губы и нижнюю челюсть.

«Почистим зубы». Детям предлагается делать движения языком по внутренней стороне верхних зубов, имитируя чистку зубов языком. Рот должен быть открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны.

«Болтушка». Движения языком вперед – назад.

«Часики». Движения языком вправо – влево.

«Качели». Движения языком вверх – вниз.

«Лопатка». Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка». Язык узкий, напряженный.

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

«Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

«Силач». Предложите ребенку напряженным кончиком языка прижать к верхней губе ватную палочку. Важно сохранять эту позицию не менее 5 секунд и при последующих попытках тянуться языком ближе к носу. А если ребенку удается язычком в таком положении удерживать предметы потяжелее, например, счетную палочку или карандаш, тогда он, несомненно, настоящий силач!

1.2. Упражнения для губ

«Слоники». Детям предлагается вытянуть губы вперед, имитируя всасывание воды хоботом при вдохе. Затем имитировать разбрызгивание воды при выдохе хоботом (воздух выпускается через сжатые губы).

«Кролик». Детям предлагается сомкнуть зубы, при этом верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

«Расческа». Детям предлагается причесывать» верхними зубами нижнюю губу, и наоборот.

«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук «и»). Удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

«Трубочка».

1.3. Упражнения для челюсти

«Челюсть». Детям предлагается делать движения нижней челюстью вправо-влево; широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколь­ко секунд; делать жевательные движения с сомкнутыми губами; делать легкое постукивание зубами при разомкнутых губах.

«Заборчик». Верхняя челюсть располагается точно над нижней челюстью. При этом губы складываются в улыбку.

Мимические движения . Детям предлагается 1) надувать щеки, 2) вытягивать губы трубочкой, 3) хмуро сдвигать брови, 4) изображать улыбку;

«Спать хочется». Детям предлагается зевать, постепенно закрывая глаза, приподнимая брови, медленно опуская голову на грудь и расслабляя тело.

«Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

«Разговор с рыбами». Встаньте, согните колени. Ладони заведите за уши, большие пальцы касаются нижней челюсти. Массируйте пальцами голову. Глаза широко открыты. Поднимите голову вверх. Потяните шею. Сморщите рот, имитируя рыбу. Посмотрите вокруг и сымитируйте разговор с другими рыбами, как будто вы находитесь в воде.

УПРАЖНЕНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Ухо-нос» . Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейки» . Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

«Лягушка. Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения выполнения упражнения добавляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза – в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки).

«Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

«Рисующий слон». Сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить тоже другой рукой.

«Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох – голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х» – голова у другого плеча – вдох и т.д.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Паровозик». Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

«Перекрест» . Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 сек смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 сек взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

«Взгляд влево вверх» . Правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течение 7 сек. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».

«Рисующий слон». Встаньте или сядьте в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте ей то, что видите большими мазками. Затем повторите тоже с другой рукой.

«Покачивания головой». С силой схватите левое плечо правой рукой, головой медленно пересекайте среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабьтесь. Сделайте два полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторите тоже для другого плеча.

«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

«Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.

«Носик-художник». Глубоко дышите, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

педагогов дополнительного

образования

УТВЕРЖДАЮ

директор ГУ РК «Детский

дом №18» г. Воркуты

протокол № ______________

от «____»____________2015г.

И.В. Никитина

«____»___________2015г.

«Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика

Составила:

Учитель-логопед: Круглова С.В

Воркута

2015 г.

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


«Силач»

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    Показывает его выполнение.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Выступление на МО

Представление методических рекомендаций

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:

Улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

Навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

Снижение напряжённости артикуляционных органов;

Постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.

О сновными задачами являются: 1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека